Практическая работа по использованию информационных технологий в социально-педагогической деятельности с дошкольниками

Содержание

Глава 2. Практическая работа по использованию информационных технологий в социально-педагогической деятельности с дошкольниками 3

2.1. Диагностические методики исследование уровня социализации дошкольников 3

2.2. Программа социально-педагогической деятельности с дошкольниками 9

Заключение 23

Список литературы 27

Приложение 30

Глава 2. Практическая работа по использованию информационных технологий в социально-педагогической деятельности с дошкольниками

2.1. Диагностические методики исследование уровня социализации дошкольников

Изучение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, подготовительная к школе группа. Возраст детей – 6-7 лет. Всего в исследовании приняли участие 20 детей. Из них 10 детей – экспериментальная группа, 10 – контрольная группа.

Исследование было проведено в два этапа:

1. Констатирующий этап эксперимента – выявление уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирующий этап эксперимента – формирование социальных компетенций старших дошкольников в процессе работы по использованию информационных технологий в социально-педагогической деятельности с дошкольниками.

На констатирующем этапе были определены критерии (развитие ценностных ориентаций, коммуникативных качеств), которые являются основными социальными компетенциями.

Для выявления уровня сформированности аксиологического компонента применялись следующие методики:

 Цветовой тест отношений,

 «Закончи историю»,

 «Сюжетные картинки».

Цветовой тест отношений

Тест Люшера может использоваться при исследовании детей дошкольного возраста. Однако валидность Люшера при работе с дошкольниками не доказана, а вероятность ошибок в этом возрасте представляется достаточно высокой. Ошибки могут быть вызваны неправильным пониманием или выполнением инструкции маленькими детьми, ситуационно обусловленными реакциями, недостаточной сформированностью познавательной сферы и произвольных действий, нестабильностью эмоционального состояния. Поэтому следует быть осторожными при анализе результатов, полученных с помощью теста Люшера на дошкольниках.

2 стр., 751 слов

Библиографический список источников по курсу СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...

... Лебедева О.В. Организация и содержание социально- психологической помощи детям с проблемами в развитии М.: Академия 2002.- 277с. *Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры. Упражнения // Под. ... изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 88с. *Калимуллина Р.З. Родителям — педагогическую поддержку // Воспитание Школьников, № 8, 2000. *Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая ...

Каждому ребенку давали набор разноцветных листов бумаги (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный) и предлагалось сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится. Ответ фиксировался. Затем детям были вновь даны такие же листы бумаги, на любом из которых им предлагалось изобразить в 1серии — себя, во 2 — своего друга, в 3 сверстника, к которому испытуемый проявляет негативное отношение.

«Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал к методике «Закончи историю»

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки»

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста: Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

8 стр., 3618 слов

Конспект №10 «Педагогическая помощь и психологическая коррекция ...

... для того, чтобы обратить ваше внимание на влияния, связанные с конституцией ребенка и наблюдающиеся у детей эмоциональные нарушения, а также для того, чтобы охарактеризовать симптомы, проявляющиеся в ... появиться чувство полной несостоятельности. Эти патологические состояния могут вызывать у ребенка и эмоциональные нарушения, особенно, как мы уже говорили, при неблагоприятных воздействиях со стороны ...

Инструкция к тесту: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Тестовый материал представлен в Приложении.

Обработка результатов теста предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Результаты исследования уровня сформированности аксиологического компонента социальных компетенций показали, что дети подготовительной группы отдают синему цвету. Во 2 серии для изображения своих друзей испытуемые использовали, как правило либо предпочитаемый или цветной фон, либо тот, который чаще всего ассоциируется с положительными эмоциями — желтый, красный, зеленый. Никто в исследовании Панько не выбрал для рисования сверстника серый фон, т.е. один из тех, которым особенно часто приписываются негативные эмоциональные состояния. Затем в 3 серии большинство детей для изображения нелюбимого выбрали черный, серый, коричневый цвета.

Используя таблицу цветовых профилей эмоций, можно сказать что сочетание в рисунке синего, желтого, зеленого цветов говорит об интересе; красного, желтого, зеленого — о радости; красного, черного — о гневе, коричневого и фиолетового — о отвращении; серый и синий цвет говорит о грусти.

Результаты по методикам «Закончи историю» и «Сюжетные картинки» были обобщены и представлены в виде таблицы 1, где отражено количество детей, обладающих тем или иным уровнем сформированности критерия, и процентное соотношение данного уровня относительно общего количества исследуемых детей. Так 3 детей ЭГ обладают низким, 3 – средним и 4 — высоким уровнем сформированности критерия. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем сформированности критерия выше.

Таблица 1

Уровень сформированности аксиологического компонента социальных компетенций, %

Уровень

Методики Высокий

(5-6 баллов по обеим методикам) Средний

(3-4 балла по обеим методикам) Низкий

(0-2 балла по обеим методикам)

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

«Закончи историю» 30 50 30 50 40 —

«Сюжетные картинки» 40 40 30 40 30 20

Уровень сформированности коммуникативног……..

Список литературы

1. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. – Якутск: Бичик, 1995. – 64 с.

16 стр., 7631 слов

Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка

... от рождения. Надо предоставлять ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: "критериум педагогики есть только один - свобода". ...

2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. — 207с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 96 с.

4. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. – 1999. — №5. – С.12-16.

5. Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2003. — №1. – С.20.

6. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – 558 с.

7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

8. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М., 2003.

9. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. – 2001. — №4. — С.34.

10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 80 с.

11. Коджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2004. – 416 с.

13. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. – С.98-101.

14. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma Mater. – 2002. — №2. – С.16.

15. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств. — М.: МГИУ, 2003. — 223 с.

16. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 224 с.

17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.

18. Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание. – 1993. — №10. — С.62.

19. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004. — 192с.

20. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 1999. – 103 с.

21. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.

22. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 200 с.

23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

24. Мухина В.Я. Спиваковская А.С. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Изд-во Московского университета, 1986.

25. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2002. – 608 с.

26. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. А.В.Мардахаев. – М.: Академия, 2003. – 384 с.

27. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 165 с.

28. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2004. — №3. – С.69-71.

29. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1. – М.: Апрель-пресс, 2000. — 304 с.

2 стр., 507 слов

Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

... необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток ... Дети с такими нарушениями требуют особого ухода, воспитания и обучения. Ни в коем случае нельзя ... своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической ...

30. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

31. Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.А. Сметании, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К.А. Квасневского. — М., 1984.

32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, Владос, 1995. – 291 с.

33. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 239 с.

34. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре. – М.: Просвещение, 1984. – 80 с.

35. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

36. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999. – 360 с.