Социология как наука: понятие ,объект, предмет ,уровни, методы

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (ДВГУПС)

Кафедра «Философия, социология и право»

Социология личности

Индивидуальная работа

по дисциплине: «Социология»

ИР 23.05.03.125

Студент гр.125 Евдокимова Т.А.

Принял преподаватель Фещенко Н.В.

Хабаровск – 2019

План

Введение 3

1.Социология как наука: понятие ,объект, предмет ,уровни, методы 4

2.Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность» 6

3.Теории развития личности в социологии (Ч. Кули, Дж. Мид, Ж. Пиаже) 8

Заключение 11

Список литературы 13

Введение

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек — понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Целью данной работы является изучение такого понятия, как социология личности.

В работе изучим такие понятия как «индивид», «индивидуальность», «личность». Рассмотрим теории личности в социологии.

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

... Индивидуально - психологический Психо-физиологический Нейро-психологический Воспитание Обучение Упражнения Тренировка +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 1. Понятия ``человек'', ``индивид'', ``личность'', ``индивидуальность'' Слово ``личность'' в английском языке происходит от слова ``персона''. Первоначально оно обозначало маски, ...

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальные. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

10 стр., 4599 слов

1.Социология как наука: структура и уровни социального знания 2

... социальным процессам (социология семьи, социология конфликта, социология труда и т.д.) 3. конкретно-социологические исследования, предназначенные для добывания фактов и анализа текущих процессов. 2. Функции социологической науки Социология ... процесс утраты социальных качеств, свойств личности. 5. Опрос как основной вид социологического исследования Одним из основных методов исследования является ...

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность»

    Социология личности — специальная социологическая теория, объектом изучения и анализа которой является человек в его социальном формировании, становлении и развитии в социальной, биосоциальной и экосоциальной среде. В социологии личность рассматривается как человеческий индивид, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность по утверждению своего положения среди других индивидов, вырабатывающий индивидуальны стиль поведения и мышления, систему взаимодействия с другими людьми.

    Социология личности разрабатывает широкий спектр вопросов о взаимосвязи личности с обществом и с социальными коллективами и группами, о межличностных отношениях, закономерностях и тенденциях усвоения различных форм деятельности и общения.

    Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально – типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для её воспроизводства. Личность определяется как системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений, а также способностью выступать одновременно объектом и субъектом деятельности.

    Понятия “человек” и “личность” относятся к одному объекту и в обыденной речи употребляются как синонимы уже в течение более двух тысяч лет. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Возникновение понятия “личность” связывают с античным театром, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль воина, раба, ревнивца, завистника и т.п. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой, соотносил себя с определенной социальной группой.

    5 стр., 2454 слов

    Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

    ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ... воспитательное мероприятие. Определенный способ организации бытовых процессов, включение в них социальных предметов (соски, пеленки, ван­ночки, кроватки) перестраивает физиологические потребности ребенка, ...

    Существование отдельных представителей человечества выражается в понятии «индивид».

    Индивид — это единичный представитель человеческого рода (социальной общности), конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Таким образом, понятие «индивид» используется в значении «конкретный человек». При рассмотрении этого термина не следует выделять ни особенности биологических факторов (возраст, пол, темперамент), ни особенностей социальных условий жизни. Под понятием «индивид» подразумевается человека как отдельный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, бизнесмен).

    Отметим, что все люди обладают определенными общими биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек (индивид) имеет свою, только ему присущую совокупность черт, отличающую его от других индивидов(индивидуальность).

    Понятие «индивидуализм» определяет то особенное, специфическое, что отличает человека, включая природные и социальные, телесные и психические, наследственные и приобретенные в процессе развития черты.

    Чтобы отобразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием индивид используется и понятие «личность». Личность — это итог развития индивида, это сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности соответствует индивидуальность.

    Личность — это понятие многогранно. С одной стороны — это конкретный индивид как субъект деятельности со своими индивидуальными качествами и социальной ролью, с другой стороны — это целостная система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как объект общественного развития.

    Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

    Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.

    2 стр., 733 слов

    17.Социальная ситуация развития. роль референтной группы в процессе ...

    ... развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ... собственные. Для периодизации соц-го развития личности нужны несколько иные критерии. ... люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, ... сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на ...

    Таким образом, под «личностью» понимают:

    1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова);

    2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

    Основные черты личности:

    — определенная мера независимости, автономности от общества;

    — наличие самосознания, самооценки, самоконтроля;

    — присутствие внутренней духовной структуры (потребностей,

    интересов, ценностей, социальных норм и т.д.), по М. Веберу — наличие

    мировоззрения. 

    Теории развития личности в социологии (ч. Кули, Дж. Мид, ж. Пиаже)

      Личности людей формируются в процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем обществе ценится стройность, поэтому у стройных в большей мере развито чувство собственного достоинства, чем у полных. Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребенок, выросший в условиях голода, обычно отстает от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Потеря конечности может вызвать у человека постоянную тревогу; преждевременная смерть одного из родителей порой вселяет боязнь полюбить кого-нибудь вновь из-за опасения еще раз потерять любимого человека. Другим важным аспектом формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

      В прошлом веке психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия различных факторов — физических качеств, окружающей среды, индивидуального опыта и культуры — происходит формирование неповторимой личности.

      Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

      1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

      2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

      3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

      Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале будучи маленькими детьми мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Hаучившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».

      7 стр., 3148 слов

      Копия 2 распр.нарушения у детей

      ... ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц (1994), как и Фрейд, считает, что человеку ... 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская (Никольская, 1995) ... причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному; агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности ...

      По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я», По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» — это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

      «Я -сам» реагирует на воздействие «Я — меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я — сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я — сам» знаю, что люди считают «Я — меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я-меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

      Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

      24 стр., 11622 слов

      Личность в системе социальных отношений и её социально-психологическая структура

      ... исторического и социального процесса. Статус личности «задается» системой общественных отношений, социальных образований и дополняется позицией личности и ее ролями – социальными функциями. Позиция личности представляет сложную систему отношений – к обществу, людям, труду, ...

      Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.

      Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

      В возрасте от семи до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

      В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии. 

      Заключение

      Исходя из вышесказанного, сделаем краткие выводы.

      Социология личности – это отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.

      Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.

      Терминологический словарь

      Личность- это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

      Индивид- это отдельный, обособленный член социальной общности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то понятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выделить социальные качества конкретного человека.

      7 стр., 3389 слов

      Концепция социологии. Социальные факты.

      ... принудительное воздействие. Э. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты». Он пишет: «Социологию можно определить как науку об ... индивидуальным фактам» он противопоставляет «социальные факты», «индивидуальным представлениям» — «коллективные представления», «индивидуальному сознанию» — «коллективное сознание». Для Э. Дюркгейма личность — двойственная реальность, в ...

      Индивидуальность- совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психика и личности индивида, неповторимость, уникальность.

      Социология- наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

      Общество- группа людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

      Список литературы

      1. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. Социология: Учебное посо бие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.

      2. Артемьев А.И. Социология личности. –М.:Арбат – XXI, 2001;

      3. Социология: учебное пособие для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / В.В.Рыбаков, Л.К.Андриенко, Е.В.Крюкова, Э.Н.Давыденко – Донецк:ДонГУЭТ, 2006. – 204 с.

      4. А.И.Кравченко. Социология:Общий курс:Учебное пособие для вузов.-М.:ПЕРСЭ;Логос,2010.-640с