Взаимосвязь научной и практической психологии

Введение

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами и специализированными книжными издательствами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно. Цель данной работы: сопоставить связь академической и практической психологии и рассмотреть специфику подготовки специалистов-психологов.

1. Психология как наука

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 1) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

22 стр., 10800 слов

1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания

... способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений ... древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями ...

Специальные отрасли психологии (рис. 2), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Рис. 1. Структура общей психологии

Рис. 2. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того ... абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; 2.Знания, конституирующие данный учебный предмет учащиеся усваивают в процессе анализа ...

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса.

Основные проблемы, которыми занимается академическая психология.

. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы, — это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

2. Взаимосвязь научной и практической психологии

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки психология часто называется академической или теоретической психологией (от франц. academisme — теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической психологией (от греч. praktikos — деятельный, активный).

Основными сферами деятельности профессионального психолога являются как академическая психология, и практическая психология (рис. 3).

12 стр., 5585 слов

Метод наблюдения в возрастной психологии. Метод изучения «продуктов деятельности» дошкольников. Беседа.

... на знании исследователем психологии людей. Терминологический тезаурус: анкетирование, беседа, дневниковые записи, метод, методика, метод изучения продуктов деятельности детей, методология, метод продольных срезов (лонгитюдный метод),метод поперечных срезов, метод тестов, наблюдение ...

Рис. 3. Основные сферы и виды деятельности профессионального психолога

Академическая, или теоретическая, психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология как отрасль научного знания является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых доказательных психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была затем преобразована в институт, который долгие годы был важнейшим центром научной психологии. За короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrōspectāre − смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем внутреннего наблюдения. На современном этапе своего развития психология имеет большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдение в психологии − это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях. Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее желательным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. Диагностика взаимоотношений молодых людей ... глазами родителя.Важнейшая сфера деятельности семейного психолога — работа с ... приемы диагностики супружеских затруднений //Вопросы психологии. 1985. №5. Клюева Н ...

Эксперимент является основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях, регламентированное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности. Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможность многократного повторения изучаемого явления.

К опросным методам в психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог выявляет необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет).

Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отражается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов. Психодиагностические методы (тесты, проективные методы, личностные опросники), напротив, основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта и тесты способностей и достижений. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

12 стр., 5616 слов

Профессиональная деятельность педагога-психолога

... умений и навыков в деятельности педагога-психолога. Педагог-психолог должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное ... ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет" Институт психологии Кафедра педагогической психологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине "Психолого-педагогический практикум ...

Личностные опросники, также, как и нестандартизированные опросные методы, состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннессотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие. психолог учебный обучение

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, применяющие анализ рисунка, который делает испытуемый и другие.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают многие направления психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

2 стр., 751 слов

Тема 7. Этические проблемы в деятельности психолога

... процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются ... и разработка Мета-кодекса этики EFPA//Национальный психологический журнал.2012.-№1.С.33-41. Алгоритм ... ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности. (Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник ...

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся отрасли психологической науки, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание.

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании порождают новые междисциплинарные области (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Практическая психология направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога. Отмечается также, что психодиагностика во многом основывается на опыте и интуиции практического психолога.

Психодиагностическая деятельность практического психолога предполагает значительную ответственность психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта с человеком, установления доверительных отношений. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной или критической ситуации.

Психологическое консультирование охватывает различные сферы и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. Консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция — это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений в познавательной и личностной сфере, и работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает источники и причины отклонений. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique − техника (исполнения), мастерство), используемых психологом в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение проводится в виде различных форм психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе, доклады и сообщения в других организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск стенгазет, организация кружков, клубов и лекториев, и другие.

В качестве отрасли науки, студенты изучают теоретическую психологию в виде системы учебных дисциплин. Особенности практической психологии как сферы деятельности психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой», которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь академической и практической психологии

Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки.

Психологи-профессионалы работают в разных областях народного хозяйства, на различных рабочих местах. Поэтому неодинаковы выполняемые ими функции и содержание профессиональной деятельности, специфика работы психолога определяется типом профессиональной специализации.

Классификация психологических профессий может быть проведена по различным основаниям: по отношению к основным сферам деятельности психолога (академической и практической психологии) и по отношению к существующим отраслям психологии.

. Психологические профессии по отношению к академической и практической психологии. В соответствии с выделением в качестве сфер деятельности психолога академической и практической психологии, психолог-профессионал может работать преимущественно в одной из этих областей. В сфере академической психологии, психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником. Психологи-теоретики занимаются научными исследованиями, они работают в научно-исследовательских институтах, лабораториях в должности научных сотрудников. В нашей стране работают два государственных научно-исследовательских института, занимающихся психологическими исследованиями: Психологический институт РАО и Институт психологии АН РФ. Психологические научно-исследовательские лаборатории открываются не только в научно-исследовательских институтах психологического профиля, но и в смежных областях. Кроме того, значительное число таких лабораторий работает в высших учебных заведениях, которые, помимо обучения студентов, как уже упоминалось, занимаются научно-исследовательской деятельностью.

В сфере практической психологии психолог непосредственно работает с людьми, используя специальные психологические знания и методики, приемы, техники. Практическими психологами являются школьные психологи, семейные психологи-консультанты, психологи-консультанты в центрах психологической помощи и других организациях. Чрезвычайно востребованы в настоящее время психологи — специалисты в области тренинговой работы, занимающиеся поведенческими тренингами («тренеры» для ведения тренингов продаж, тренингов для повышения квалификации персонала и др.).

В последнее время практических психологов с высшим психологическим образованием все чаще приглашают на работу, связанную с управлением персоналом, отбором, проведением собеседований с кандидатами на должности, комплексной оценкой персонала всех уровней, для психологического сопровождения персонала организаций. В этом случае психологи работают совместно с менеджерами по работе с персоналом, сотрудниками отделов кадров. Кроме того, практические психологи в организациях занимаются психологическим обеспечением деятельности сотрудников, созданием благоприятного психологического климата, реализацией программ обучения для сотрудников, оказывают помощь в процессе вхождения новых сотрудников в сложившийся коллектив организации, разрабатывают рекомендации для административных работников по управлению персоналом.

Между теоретической и практической сферами деятельности психолога не существует непроницаемой границы. Нередко современные психологи, занимаясь теоретическими исследованиями, одновременно ведут практическую работу в каком-либо учреждении или организации, работают консультантами, школьными психологами, ведут тренинги. Практические психологи, в свою очередь, накопив интересные и значимые результаты в своей работе, обобщают их в виде теоретических научных трудов, которыми могут быть диссертационные исследования, научные статьи и книги, выступления на научных конференциях и семинарах.

Промежуточное положение между психологами-теоретиками и психологами-практиками занимает психолог-преподаватель. Преподаватель психологии, с одной стороны, работает с людьми, однако предметом его деятельности является передача теоретических знаний обучающимся. В связи с этим в своей работе преподаватель психологии выполняет педагогические функции, занимается педагогической деятельностью. В качестве преподавателя психолог может работать в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, в учебных планах которых имеются какие-либо психологические дисциплины. Например, в педагогических вузах на всех факультетах, занимающихся подготовкой учителей, студенты изучают общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Помимо перечисленных дисциплин, при получении специальности 030800 — «Изобразительное искусство», студенты слушают такие курсы как «Основы психологии семьи и семейного консультирования» и «Психология личности». На специальности 061500 — «Маркетинг» читается курс «Социология и психология управления». Таким образом, освоение будущей профессии по многим направлениям подготовки требует изучения психологических дисциплин, для чтения которых нужны психологи − преподаватели психологии.

В последнее время психология в качестве учебного предмета вводится и в средних школах. В нашей стране психология была школьным предметом с начала XIX века (1804 г.) до начала XIX века (1917 г.), затем с 1947 года и почти до конца пятидесятых годов XX века. Сейчас эта традиция возобновляется, но в учебные планы общеобразовательной школы психология еще не вошла. Можно предположить, что в скором времени в школах появится учитель психологии, который будет вести соответствующий учебный предмет. За рубежом психология также преподается в средней школе. Например, в школах Великобритании активно вводятся учебные предметы, имеющие психологическое содержание (курс по самосознанию для подростков и другие дисциплины).

Следующим основанием классификации психологических профессий является их разделение в зависимости от того, с какой именно психологической наукой преимущественно связано содержание профессиональной деятельности психолога.

. Психологические профессии по отношению к отраслям психологии

В зависимости от направления своей практической деятельности и сферы профессиональных интересов, психологи могут быть специалистами в конкретных областях психологии, заниматься преимущественно проблемами, принадлежащими той или иной отрасли психологии: общей, возрастной, педагогической и других. Профессиональная специализация может быть получена разными путями.

Во время вузовского обучения, помимо базовой общепрофессиональной подготовки, студент-психолог может получить специализацию в какой-либо отрасли психологии.

В соответствии с полученной специализацией студент может стать педагогическим психологом, социальным психологом, психологом-психофизиологом, специалистом в области психологического консультирования и т.д. Число специализаций и их количество постоянно растет, в связи с бурным ростом психологической науки в целом, и в связи с запросами и потребностями практики в специалистах-психологах того или иного профиля.

Факультеты психологии разных вузов предлагают студентам неодинаковые специализации. Во многом состав разработанных специализаций и их количество определяются потребностями региона, в котором находится вуз, востребованностью тех или иных специалистов на рынке труда, квалификацией преподавательских кадров вуза.

Получить ту или иную специализацию психолог может не только в стенах вуза. Существует система дополнительного послевузовского образования для психологов. Повышение квалификации может происходить как посредством обучения в аспирантуре и докторантуре, так и на специальных факультетах и отделениях повышения квалификации, создаваемых при ведущих вузах страны.

Кроме того, получить углубленные знания в каком-либо направлении психологической работы можно в ходе специальных программ, курсов, тренингов для психологов.

В некоторых случаях психолог специализируется, выбрав какое-либо психологическое направление в качестве приоритетного в своей деятельности, постепенно знакомясь с теоретической базой избранной проблемы и накапливая практический опыт работы с ней.

Классификации профессиональной специализации психолога пересекаются между собой. Так, и психолог-теоретик, и практический психолог, и психолог-преподаватель могут быть специалистами в любой области психологии.

Психолог может работать в государственных учреждениях: в народном образовании, в силовых структурах (армия, МВД и др.), в лечебных учреждениях, в промышленности, на производстве, в административных органах, в финансовых учреждениях, в спортивных и других организациях. Большинство рабочих мест для психологов в настоящее время являются государственными и регламентируются правительственными документами и постановлениями, государственными стандартами. Содержание деятельности психолога в государственных учреждениях контролируется специальными квалификационными инстанциями, повышение профессиональной квалификации и мастерства поощряется системой оплаты.

В настоящее время все больше появляется организаций и учреждений негосударственной формы собственности, в которых также открываются рабочие места для психологов. Психолог может работать в коммерческих фирмах и организациях (частная школа, банк, торговая фирма и др.).

В некоторых случаях это предприятия и учреждения совместной формы собственности с зарубежными партнерами, либо полностью финансируемые иностранными собственниками. При такой смешанной форме собственности к регламентации и оценке деятельности психолога часто применяются зарубежные стандарты.

И, наконец, психолог может заниматься частной практикой, открыть собственный кабинет, консультацию, предлагать краткосрочное сотрудничество различным организациям для проведения психологического просвещения, тренингов, организационного консультирования, психодиагностических обследований и других видов работы. Как отмечает Ф.Е. Василюк, появился массовый рынок психологических услуг, разных по своему качеству и содержанию − индивидуальное консультирование и психотерапия, детская игровая психокоррекция, развитие памяти и воображения, семейная терапия [Вас; 11].

В настоящее время большинство психологов совмещают свою занятость во всех формах собственности, стараются использовать преимущества каждой из них для повышения эффективности своей профессиональной деятельности и личностного саморазвития.

В большинстве стран мира в настоящее время выделяется три основных типа профессионального психологического образования:

непрерывное пятилетнее специализированное;

непрерывное пятилетнее общее;

прерывающееся специализированное образование

При непрерывном пятилетнем специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии, например, в клинической, педагогической или психологии развития. Такая система психологического образования существует, например, в Финляндии, Швеции, Бельгии. При непрерывном пятилетнем общем образовании студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета. Такая система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании.

Прерывающееся психологическое образование имеет два варианта. В Англии типична модель «три + три», при которой студенты в течение трех лет получают общее психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образование в течение последующих трех лет уже на второй ступени или закончить на этом изучение психологии и продолжить свое образование на второй ступени по другой специальности, может быть уже в другом университете. Такая система взята за основу в ряде стран, например, в Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте. Другой вариант прерывающегося психологического образования предполагает базовое 4-летнее образование в области психологии с последующей 2-летней специализацией в какой-либо сфере профессиональной психологии. Это традиционная модель для США и стран, ориентированных на американскую систему образования. Такая же система принята в Шотландии.

Содержание образования профессиональных психологов во многих странах достаточно сходно. С. Ньюстед выделил 10 предметных областей психологии, в рамках которых могут рассматриваться психологические дисциплины. Психономика (которая включает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, индивидуальные различия, теория, методология изучаются в большинстве стран как важнейшие области психологии и составляют основу психологического образования. В то же время значительное место занимает изучение прикладных отраслей психологии: клинической, организационной, педагогической. Помимо этого, существует большое количество курсов по выбору студента. Они расширяют и углубляют профессиональную подготовку психолога. Профессиональная практика под руководством опытных психологов и исследовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, входят в состав обязательных компонентов обучения психологов во всех странах Европы. Для того чтобы сделать психологическое образование сопоставимым и взаимно признаваемым в разных странах Европейского Сообщества, психологи этих стран стремятся к изучению опыта друг друга и вырабатывают общие подходы к профессиональной подготовке.

Рассмотрим содержание базового психологического образования в США. Оно в значительной степени сходно с содержанием учебных дисциплин, изучаемых студентами-психологами в большинстве европейских стран. Однако стандартов, на которые должны ориентироваться американские университеты и колледжи, в настоящее время не существует. Требования к содержанию учебных курсов определяются каждым высшим учебным заведением самостоятельно. Тем не менее, существуют значительные черты сходства. Основу высшего психологического образования в США составляет обучение в университетах для получения степени бакалавра (Bachelor degree).

В учебные программы подготовки бакалавров входят три группы дисциплин:

общеобразовательные дисциплины,

специальные дисциплины (основные — major и второстепенные — minor),

дисциплины по выбору студента (electives).

Общеобразовательная подготовка — существенная часть учебной программы психологов-бакалавров. Она различается в разных колледжах и университетах и может включать, например, такие дисциплины как «Философия», «Этика», «Логика», «Литература», «Математика», физические и биологические науки, религиозные и социальные дисциплины, «Научное исследование», курсы по письменной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его прошлого. Следует иметь в виду, что это только предметные области, из числа которых студент выбирает курсы для изучения. Специальное обучение в высших учебных заведениях США исходит, прежде всего, из профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной либо на подготовку к научной деятельности, либо к практической психологической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответствующие общему (General Track) или специальному (Career Track) направлениям подготовки. По психологии студентам предлагается три типа курсов:

обязательные,

специальные курсы по интересам,

продвинутые интегративные курсы.

К обязательным учебным курсам относятся: «Вводный курс психологии», «Статистика», «Методология научных исследований», «Экспериментальная психология». Далее идут обязательные элективы. Например, в качестве обязательных элективов предлагаются курсы «Принципы поведения», «Перцепция и суждение», «Биологические основы поведения», «Процессы изменения поведения», «Учение и мотивация», «Физиологическая психология», «Ощущение и восприятие», «Учение человека: вербальное поведение», «Обусловливание и учение». Кроме этого студенты должны пройти еще несколько дополнительных курсов по своему выбору.

Для большинства студентов четырехгодичные колледжи и полученная степень бакалавра служат всего лишь подготовкой для продолжения учебы в магистратуре (исследовательское направление) или профессиональной школе (направление практической психологии).

Следующий уровень высшего психологического образования составляет обучение в университетах для получения степени магистра (Master degree).

Для этого в рамках одного университета, как правило, функционируют два типа учебных программ:

исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования;

профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями.

Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после одного-двух лет обучения в исследовательской школе. Для получения данной степени помимо изучения целого ряда специальных дисциплин необходим также практический опыт в прикладной области или написание диссертации на основе проведенного исследования. Этот уровень образования дает возможность работать в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе. Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуществлялась на отделениях психологии в рамках философских факультетов. Студентов, получавших профессиональное психологическое образование, было сравнительно немного. Первые факультеты психологии в нашей стране были открыты в 1966 г. в Московском и Ленинградском государственных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете. В 1987 г. в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; в университетах республик СССР было еще 11 факультетов. С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей потребностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы. На этих курсах осуществляется переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психолога. Во многих высших учебных заведениях были организованы новые психологические факультеты. Этот процесс особенно ускорился с 1993 г. В 1997 г. в России было уже 90 факультетов.

Наибольший опыт психологического образования имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во многих других высших учебных заведениях. Крупными психологическими центрами становятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск. Полный курс высшего образования по психологической специальности наиболее желателен и дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность.

Однако иногда, в виде исключения, допускается работа специалистов по отдельным направлениям психологии после краткосрочных курсов переподготовки. Государственные органы и психологические организации разрабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки и квалификации психологов. Базовое психологическое образование в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию, которая выдается Министерством образования и дает учебному заведению право вести обучение студентов по программам подготовки психологов. При выдаче лицензии министерство учитывает качество разработанной программы обучения, имеющиеся преподавательские кадры, наличие обучающих ресурсов в виде учебной литературы и других учебных материалов. Однако лицензия сама по себе еще не дает учебному заведению права выдавать диплом государственного образца. Лицензия только разрешает вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом. Государственная аккредитация означает право высшего учебного заведения выдавать диплом государственного образца.

Традиционно в российском образовании существует пятилетняя модель подготовки специалиста, которая в соответствии с приведенной выше международной типологией может быть охарактеризована как «непрерывное пятилетнее общее». В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций: — «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии»;

«031000 — Педагогика и психология» с присвоение квалификации «Педагог-психолог»;

«022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог».

В 1990-годах в российское психологическое образование введена многоуровневая система подготовки психологов.

Первый уровень в соответствии с ней представляет степень бакалавра, которая присваивается студенту после обучения по четырехлетней программе. В ряде вузов России осуществляется подготовка психологов по программам бакалавров в области психологии. Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование. Второй уровень такой многоуровневой системы психологического образования — степень магистра психологии. В настоящее время небольшое количество вузов России проводит подготовку по таким программам. Для получения данной степени необходимо двухлетнее обучение после получения степени бакалавра или годичное обучение после получения диплома специалиста. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает основательную гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. В связи с этим они изучают такие предметы как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии. ПО окончании вуза студент проходит итоговую государственную аттестацию.

Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. Дипломная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции студента, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. |Государственный экзамен должен подтвердить знания студента в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Высшей научно-психологической квалификацией в России является ученая степень доктора психологических наук. Специального обучения для этого не проводится. Соискатель должен подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по соответствующей специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.).

В диссертации отражается широкий научно-исследовательский опыт по изучению какого-либо нового направления психологической науки, полученный соискателем лично (или в качестве лидера исследовательской группы).

Присуждение ученой степени утверждается Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации.

Не следует путать степень доктора философии (PhD), используемую во многих странах для высшей научной квалификации психологов, с ученой степенью доктора психологических наук в России. Для получения последней требуется гораздо более высокая квалификация и более фундаментальный опыт психологического исследования. Как отмечалось выше, степень доктора философии (PhD) может быть в некотором отношении сравнима с российской научной степенью кандидата психологических наук.

Помимо ученых степеней для оценки уровня квалификации профессиональных психологов в научной и педагогической сфере существует также система ученых званий. Психологам, работающим в научных или высших учебных заведениях, могут быть присвоены звания доцента и профессора. Звание доцента обычно присваивается специалистам, имеющим ученую степень кандидата психологических наук, опыт научной и педагогической деятельности в высших учебных заведениях. Звание профессора обычно присваивается специалистам, имеющим ученую степень доктора психологических наук, а также большой опыт научной, педагогической деятельности в высших учебных заведениях, а также руководства научной работой аспирантов.

В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Для практических психологов организуются различные формы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии.

Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специальности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии. Это может быть полный курс получения второго высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно это требует 3,5 года заочного обучения. За этот период студенты изучают все профессиональные дисциплины, за исключением тех, которые они уже изучили во время получения первого высшего образования (общеобразовательные, гуманитарные, социально-экономические и т.п.).

Второе высшее образование является в России платным.

Для специалистов с высшим образованием в институтах и университетах организуются также краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации. Например, учителя могут получить квалификацию «педагог-психолог», выполнив учебную программу в объеме не менее 1200 учебных часов. В этом случае они имеют право работать школьными психологами. Такого рода краткосрочные курсы существуют и по другим направлениям психологии. Однако базовое психологическое образование в течение пяти лет обучения в вузе становится все более предпочтительным в профессиональной подготовке психологов.

Период обучения в вузе играет важную роль в профессиональном становлении и развитии студентов. В данный период происходит не только ознакомление со спецификой получаемой профессии, приобретение базовых знаний, профессиональных навыков и умений, а также формируется ценностное отношение к профессии, мотивация будущей профессиональной деятельности, в целом идет формирование образа будущей профессии. Однако, целью современного гуманитарного образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей, что составляет основу профессиональной позиции. Пятилетняя модель подготовки специалистов в России является традиционной. Как отмечает Е.А. Климов, стадия профессиональной подготовки (фаза адепта) характеризуется тем, что человек выбрал учебное заведение или форму обучения, и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) некоторой профессиональной общности. В данной фазе происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих профессиональную общность, а также овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, «для жизни», для успешного «профессионального старта». Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем [4].

На основе проведенных исследований со студентами педагогического вуза, Ю.П. Поваренков, заключает о том, что в условиях традиционного соотношения предметной и методической подготовки процесс обучения в вузе делиться по содержанию психологических механизмов на 2 периода: академический — 1-3 курсы — овладение академическими знаниями, формирование учебной деятельности; и учебно-профессиональный — 4-5 курсы — ломка академических стереотипов, формирование ориентации на профессиональную деятельность [5]. Любимова Г. Ю. указывает особо важные моменты в стадиях профессионального обучения: — 1 -й курс — кризис ожиданий (столкновение ожиданий недавних абитуриентов относительно избранной профессии с учебными буднями 1-го курса); — 3-й курс — кризис самоопределения («Большая часть учебы позади. Что я могу как профессионал?»); — 4-й и 5- й курсы кризис трудоустройства (планирование карьеры, поиск места работы); — по выходе из вуза — кризис профессиональной адаптации (трудоустройство по специальности или переквалификация, отказ от полученной профессии).

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как: — учить тому, что необходимо на практической работе после вуза; — учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов; — профессиональная направленность обучения и воспитания; — органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью [6].

Процесс обучения в вузе предполагает обязательное получение практического опыта профессиональной деятельности психолога. На разных этапах профессионального обучения студенты-психологи осваивают конкретные направления психологической деятельности, конкретные методики. По мнению И. В. Вачкова, студенты через освоение конкретных форм и методов исследовательской или практической деятельности осваивают и всю психологию в целом, а также приобщаются ко всему многообразию культуры [2]. Установлен фазовый характер учебной деятельности. В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. В этой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т. д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук. Следующая фаза — период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга [6]. Специфика организации учебного процесса профессиональной подготовки психологов, по мнению М.А. Егоровой, должен строиться на следующих принципах:

. Деятельностный — принцип освоения профессии позволяет структурировать обучение, утверждает единство психологической теории и практики, обеспечивает надежные основы всех видов работы психолога.

. Возрастно-психологическое изучение человека, согласно которому происходит постижение основ роста и развития человека, начиная с пренатального периода и далее — через все возрасты — к зрелости.

. Непрерывное обоснование высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов — включение в учебную деятельность задачи личностного роста молодых людей.

4. Системный подход в познании психической реальности, который способствует адекватной постановке проблем и учебных задач, ориентирует процесс обучения на раскрытие целостного образа человека. Системный подход фиксирует недостаточность традиционных схем обучения, требует освоения инновационных образовательных программ и методов обучения. Обучение в вузе включает в себя теоретические и практические занятия, которые разделяются на два вида: аудиторные и самостоятельные. Основными видами аудиторных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации. К самостоятельной учебной работе студентов относятся самостоятельное чтение литературы, подготовка к семинарам и практическим занятиям, подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ. По мнению А.Ф. Березина, в современной высшей школе понятие самостоятельной работы обязательно соотноситься с организующей ролью педагога. Именно преподаватель должен не только «озадачить» студента, но и профессионально повысить его мотивацию, помочь при определении направления работы, при выборе наиболее эффективных методов, а также при анализе резервов и достигнутых результатов. Руководство со стороны преподавателя должно постепенно замещаться саморуководством и самоорганизацией студента [1].

Поэтому профессиональную подготовку будущих специалистов в области психологии — психологов, на наш взгляд необходимо осуществлять в рамках двух направлений: первое — организация учебно-профессиональной деятельности (эффективное усвоение психологических дисциплин, освоение навыков самостоятельной учебной работы, успешное прохождение практики по всем видам профессиональной деятельности психолога); второе — формирование личности самого психолога, определение его профессиональной позиции. Соответственно, специфика процесса обучения студентов-психологов в вузе может быть выявлена, исходя из особенностей профессиональной деятельности психолога, а также на основе требований, предъявляемых обществом к будущим специалистам. На основании различных исследований О.К. Соколовская выделяет основные психологические особенности становления профессиональной позиции студентов-психологов: — деятельностный характер развития (профессиональная позиция развивается в результате учебно-профессиональной деятельности, способствует активному овладению знаниями, умениями и навыками для дальнейшей профессиональной деятельности); — неравномерный характер развития (в развитии профессиональной позиции студентов-психологов наблюдаются латентные и кризисные периоды, можно выделить стадии с эволюционным и революционным течением); — вероятностный характер развития (при равных условиях, создаваемых вузом, у студентов формируются различные типы профессиональной позиции, часть студентов после окончания высшего учебного заведения планируют работать по специальности, остальные предпочитают другие профессии, не связанные со специальностью, получаемой в вузе); — индивидуальный характер развития (профессиональная позиция обусловлена личностными особенностями, в том числе, их соответствием требованиям, предъявляемых профессией, от мотивации учебно-профессиональной деятельности, от ценностей и смыслов, реализуемых в профессии, от активизированности механизмов развития профессиональной позиции).

Большинство важнейших характеристик, определяющих особенности профессионального становления личности специалиста в целом и его профессиональной позиции в частности, формируются и закладываются в период профессионального обучения. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в процессе обучения в вузе, — это способность к самообразованию, которая окажет влияние на его профессиональное становление и дальнейший профессиональный рост. Приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента уже в качестве средств будущей профессиональной деятельности [7].

Следовательно, в процессе получения высшего профессионального образования происходят весьма существенные трансформации в личностно-профессиональном становлении студентов-психологов. Таким образом, в процессе профессионального обучения важна организация деятельности студентов, где профессиональная подготовка студентов должна заключается не только в формировании теоретического мышления, но и в формировании профессиональной готовности, направленной на активный профессиональный рост и развитие в условиях современного общества.

Заключение

По своей сущности теоретическая психология, противопоставленная практической психологии, тем не менее с ней органически связана. Она позволяет отделять то, что отвечает требованиям научной обоснованности от не имеющих отношение к науке спекуляций. В российской психологии последних лет все это представляется особенно важным.

Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу, поэтому, вне зависимости от сферы деятельности, психологи получают общую профессиональную подготовку во время обучения в вузе. По словам Ж. Годфруа, солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми.

Академическая психология имеет непосредственный выход на практику, зачастую полученные теоретические результаты обладают прямым прикладным эффектом. Кроме того, фундаментальные теоретические исследования составляют основу для интерпретации полученных результатов и разработки различных программ практической психологии.

В свою очередь, практическая психология, помимо использования теоретических положений, опоры на обнаруженные в академических исследованиях законы и закономерности, выявляет наиболее актуальные для психологической науки в целом проблемы, отвечающие потребностям практики, общественного развития, открывает малоизученные области, составляя тем самым запрос для последующего теоретического анализа поставленных проблем. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым исследованиям.

Список литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования. //Вопросы психологии. − 2000. − № 6. − С. 26- 37.

. Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: дис. …канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. — 188 с. 2.

. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории. //Московский психотерапевтический журнал. − 1992. − №1. − С. 15-32.

. Володина К. А. Особенности профессионального обучения студентов-психологов [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.).

— Пермь: Меркурий, 2014. — С. 39-41.

. Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н. Введение в профессию психолог. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. — 464 с. 3.

. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. — 2-е изд. — М.: Смысл, 2003. — 288 с.

. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Ремикс, 1996. — С. 248-255.

. Карандашев В.Н. Международные тенденции высшего психологического образования. /Материалы III Всероссийского съезда психологов. −Т. 4. − СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. − С. 159-163.

. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М: Из-во УРАО, 2002. — 244 с. 6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.

. Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2008. — 245 с. 8.

. Соколовская О.К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2010. — 187 с.