Рабочая программа 54

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Утверждаю

Руководитель направления

_______________/

« ___ » ______________ 201___ г.

«УЧЕБНАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ В ШКОЛЕ) ПРАКТИКА»

Направление подготовки

050400 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

Квалификация (степень)

БАКАЛАВР

Форма обучения

ОЧНАЯ

Программа разработана Лукьяненко Е.С. к.пед.н., ст.преп.

Рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии развития и возрастной психологии

Протокол заседания

от ______________№__________

Зав.кафедрой__________А.В.Черная

Ростов-на-Дону, 2014

I. Цели и задачи освоения практики

Целью учебной (педагогической в школе) практики является комплексное формирование универсальных, профессиональных и специальных компетенций обучающихся в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению общего, дополнительного и профессионального образования.

Задачами учебной (педагогической в школе) практики практики являются:

  • Формирование и развитие навыков анализа и интерпретации полученных диагностических данных;
  • Организация и проведение мероприятий по профессиональной ориентации школьников, направленных на формирование представлений о профессиях и способствующих профессиональному самоопределению обучающихся образовательного учреждения;
  • Выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения; диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;
  • Формирование навыков проведения консультационной и психопрофилактической работы с педагогами, родителями и учащимися разного возраста.

II. Место практики в структуре оп во

Производственная практика проводится на 4 курсе в 7 семестре общей продолжительностью 4 недели.

11 стр., 5173 слов

Характеристика способов формирования мировоззрения подростков ...

... развитых странах получило широкое развитие всеобщее среднее образование и около половины выпускников средних школ продолжают учебу в высших учебных заведениях. Активно реализуется непрерывное обучение. Современные ... общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость ...

Программа практики базируется на освоении студентами содержания следующих дисциплин: «Психология развития», «Психологическая служба в образовании», «Социальная психология», «Детская практическая психология», «Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Психология подросткового и юношеского возраста».

III. Требования к результатам освоения содержания практики

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие универсальные, профессиональные и специальные компетенции:

Универсальные компетенции общенаучные:

Владение культурой мышления, способностью к проведению исследования, критическому анализу, обобщению и систематизации информации, постановке целей и выбору оптимальных путей и методов их достижения (УК-1).

Профессиональные компетенции:

Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности субъектов образования, а также других групп населения (ПК-3);

Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ПК-5);

Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ПК-6);

Готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ПК-11).

Специальные компетенции:

Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи в соответствии с возрастными нормами развития детей и подростков (СКПП-1)

Способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам психического развития детей в игровой и учебной деятельности с реальным миром (СКПП-2)

IV. Содержание и структура практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единицы- 96 часов

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу и трудоемкость в часах

Формы текущего контроля

1.

Установочная конференция

Знакомство с целями, задачами, содержанием и организационными условиями прохождения практики, получение задание на практику.

Материалы практики

2.

1 этап – подготовительный

1неделя:

Наблюдение и анализ системы деятельности практического психолога в образовательном учреждении или психологической службы; знакомство с педагогическим коллективом, классом или группой учащихся и подготовка к самостоятельной научно-исследовательской работе на следующих этапах;

  • Составление плана работы в качестве педагога-психолога в соответствии с планом работы психологической службы образовательного учреждения
  • Наблюдение и психологии масс">анализ урока по психологии, проводимого школьным психологом
  • Разработка конспекта урока, методических материалов и определение сроков его проведения

Разработка индивидуальной программы практики

Ведение дневника по практике;

Планы уроков

3.

2 этап — основной.Проводится в течение 2-х недель

2 неделя: Диагностическая деятельность

  • Подготовка и проведение мероприятий в соответствии с запросом школы: осуществление индивидуальной и групповой диагностики (исследование межличностных отношений, психологического климата учебной группы);
  • Организация и проведение уроков по психологии (не менее 4-х занятий);
  • Посещение и психологический анализ занятий других студентов, участников педпрактики данной группы (не менее 4-х занятий)
  • Проведение профориентационное мероприятие с учащимися в форме профориентационной игры, дискуссии, беседы, «круглого стола», викторины;

3 неделя: коррекционно-развивающая деятельность

  • Составление программы психолого-педагогической, коррекционной или развивающей работы.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятия индивидуально или с группой учащихся;
  • Подготовка и проведение внеклассного мероприятия для учащихся;
  • Подготовка и проведение внеклассного мероприятия для педагогов и родителей (беседа с родителями, выступление на родительском собрании).

Материалы диагностического исследования;

Протоколы исследований;

Программы развивающей и коррекционной работы;

Планы уроков;

Анализы уроков;

Планы родительских собраний;

План внеклассного мероприятия;

План профориетационного мероприятия.

4.

3 этап —завершающий.Проводится в течение1 недели

4 неделя: консультационно-просветительская деятельность.

  • Консультирование субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) по проблемам межличностного взаимодействия; умственного, личностного развития; профориентации и т.п. в зависимости от запроса конкретного образовательного учреждения
  • Подготовка отчетной документации по педагогической практике;
  • Самоанализ и рефлексия самостоятельной деятельности в качестве школьного психолога

Отчетная документация;

Анализ уроков;

Самоанализ деятельности.

5.

Итоговая конференция по практике

Выступление на конференции с докладами, использование презентаций

Материалы с отзывами о конференции

Предоставление отчетов и дневников практики.

V. Образовательные технологии

— метод дневников, для записи появившихся проблем с последующим коллективным их обсуждением;

— кейс-метод, позволяющий студентам приобретать знания в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

— технологии деловой игры на установление контакта, знакомства с клиентом, предполагающий создание нескольких команд учащихся, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д. разыгрывание ролей;

— метод развивающейся кооперации, который позволит студентам объединить обучающихся с распределением внутренних ролей в группе (6-8 человек) для коллективных творческих дел.

VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Учебная (педагогическая в школе) практика завершается итоговой конференцией, на которой студенты предоставляют отчет и дневник практики. Отчетная документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями. В подведении итогов принимают участие студенты, проходившие практику, преподаватели, руководившие их работой, организатор практики на факультете, а также, представители учреждений образования, где осуществлялось прохождение практики.

Оценка по практике выставляется на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой. Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении в соответствующем семестре.

Студент, не выполнивший программу производственной практики по уважительной причине, направляется на практику вторично в свободное от учебы время. Студент, не выполнивший без уважительной причины требования программы производственной практики или получивший оценку «неудовлетворительно», отчисляется из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

Критерии оценки деятельности студента-практиканта

Оценка «отлично» — выполнен полный объем практической работы. Студент продемонстрировал глубокие теоретические знания, проявил высокий уровень практических умений и навыков в ходе диагностической, коррекционно-развивающей, консультационно-просветительской деятельности, предусмотренной программой практики, творческое, заинтересованное отношение к профессиональной деятельности и своим обязанностям. Деятельность студента оценена на «отлично» руководителем практики от образовательного учреждения.

Оценка «хорошо» — выполнен полный объем работы, предусмотренный программой практики. Студент проявил ответственное отношение к профессиональной работе. Деятельность студента оценена на «отлично» или «хорошо» руководителем практики от образовательного учреждения

Оценка «удовлетворительно» — программа выполнена в полном объеме, но содержание работы и итоговая документация не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Имеются замечания руководителей педпрактики относительно самостоятельности, исполнительности и ответственности студента при выполнении профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

Для получения положительной оценки бакалавры предоставляют следующую отчетную документацию:

  1. Титульный лист (Приложение 1.)

  2. Индивидуальная программа практики (Приложение 2.)

  3. Отчет о практике (самоанализ студента-практиканта деятельности в качестве педагога-психолога) – основной документ, характеризующий работу студента во время практики: (Приложение 3)

  4. Отзыв или характеристика из образовательного учреждения (Приложение 4).

  5. Дневник по практике (Приложение 5.)

6. Методическое обеспечение проведенных занятий и мероприятий (Приложение 6-9):

  • материалы проведенных индивидуальных и групповых диагностик;

  • подробные конспекты занятий (не менее 4-х);

  • анализ посещаемого урока педагога-психолога;

  • анализ посещаемого урока других студентов (4-х урока)

  • развернутый план развивающего или коррекционного мероприятия

  • развернутый план профориентационного мероприятия;

  • план родительского собрания (или консультативного мероприятия с родителями)

Итоговая оценка формируется на основе оценок за практическую деятельность психолога в учреждении образования, а также рекомендации, высказанной педагогом-психологом образовательного учреждения в характеристике.

Отчетная документация проверяется руководителем практики от кафедры, который выставляет оценку за практику. Итоговая оценка формируется на основе оценок каждого составного элемента отчетной документации.

VII. Учебно-методическое обеспечение практики

7.1.Основная литература:

  1. Карандашев В.Н.Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2007.

  2. Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2007.

  3. Методологические основы психологии. Хрестоматия. Составитель Лубовский Д.В. – М., АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008.

  4. Овчарова Р. В.Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

  5. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом – Курган, 2006.

7.2. Дополнительная литература:

  1. Бадмаев Б.Ц.,Малышев А.А.Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос-Пресс, 2002.

  2. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев. – М., 2003.

  3. Гуружапов В.А.Психологическая безопасность образовательной среды школы и проблемы психологической поддержки инновационного учебного процесса // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / Редакторы-составители И.А. Баева, В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян. М: Экон-Информ, 2010.№7.

  4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М. Академия, 2004.

  5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996

  6. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей.- М.: Педагогическое общество России, 2001.

7.3. Интернет-ресурсы

  1. Полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR,SpringerLink,Elibrary, АcademicSearchPremier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;

  2. Учебно-методические ресурсы, размещенные в информационном интегрирующем комплексе (http://dbs.sfedu.ru/) и цифровом кампусе () ЮФУ

  3. Электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (http://www.library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации учёных ЮФУ,авторефераты диссертаций,диссертации,журнальные статьи, иностранная литература,редкие книжные издания,библиотека МИОН

  4. ВООКАР: Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru

  5. Журнал практической психологии и психоанализа http://psyjoumal.ru

  6. Институт практической психологии «Иматон» URL:http://www.imaton.ru

  7. http://psypress.ru— Агентство психологических новостей

  8. http://www.psyinst.ru/library.php— Библиотека института психотерапии и клинической психологии

7.4. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

Системой Windows;

Стандартные программы: Paint, блокнот, калькулятор, проводник и т. д.;

Служебные программе: панель управления, установка принтера, архивирование данных, смена пароля и т. д.;

Интернет-браузеры: Глобальной сети Интернет (браузеры InternetExplorer,Opera, Mozilla Firefox, Google Chrome);

MicrosoftOffice: текстовый редакторWord, табличный редакторExcel, редактор, который позволяет готовить презентации для демонстрации, собраний и веб-страницPowerPoint;

программа Neroдля записи аудио, видео и дисков данных;

Видео-материалы (короткометражные фильмы, отрывки из документальных и художественных фильмов, интервью, мультфильмы).

VIII. Материально-техническое обеспечение практики

Учебные аудитории, классы образовательных учреждений основного образования, средних специальных и высших (педагогических) учебных заведений, специальных психолого-педагогических центров, являющиеся экспериментальными площадками ЮФУ, компьютерные классы, соответствующие санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

ОТЧЕТ

ОБ УЧЕБНОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ В ШКОЛЕ) ПРАКТИКИ

БАКАЛАВРА

за ______ / _____ учебный год

Студент И.О. Фамилия

(подпись)

Руководитель практики

ученая степень, ученое звание И.О. Фамилия

(подпись)

Ростов-на-Дону,

20__ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой психологии развития и возрастной психологии д.психол.н. __________А.В.Черная

«___» ____________ 20__г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ В ШКОЛЕ) ПРАКТИКИ

БАКАЛАВРА

Студент Ф.И.О. ___________________________________________________________

курса ______________________

Руководитель практики, ФИО__________________________________________________

  1. Сроки прохождения практики:

  2. Место прохождения:

  3. План учебной (педагогической в школе) практики:

этапа

Мероприятия

Сроки выполнения

Форма отчетности

1.

Проведение семинара(ов) по курсу /по дисциплине«____________________»

на тему:_______________________

План семинара

2.

Подготовка лекции на тему:________

для учащихся /учителей_______________

Тезисы

лекции

3.

4.

Подпись студента______________________

Подпись руководителя практики______________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Отчет об учебной (педагогической в школе) практики студента

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент-практикант _______________________________ Ф.И.О.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Отзыв (характеристика) о работе студента

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________________________ Руководитель от ОУ:

Примечание:

В отчете необходимо указать:

— сроки прохождения практики;

— основные задания, выполненные магистрантом;

— особенности отношения магистранта к своей работе;

— профессиональные исследовательские качества, проявленные магистрантом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дневник практики ________________________________________________________________ (ф.И.О.)

курс, группа

Место прохождения практики_________________________________________________

________________________________________________________________

Руководитель от кафедры ____________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Руководитель практики от организации__________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Дата

Содержание деятельности

Отметка руководителя

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Образец программы групповой (индивидуальной) диагностики

Цели диагностики.

Методическое обеспечение.

Количество обследованных.

Обобщенный результат проведенного обследования.

Рекомендации.

Образец заполнения листа консультации в журнале оу.

  1. Запрос консультируемого.

  2. Дата и время консультации.

  3. Содержание консультации (тезисно, основные темы).

  4. Результат консультации:

— рекомендации;

— направления к другим специалистам;

— повторная консультация;

— коррекционно-развивающие занятия и т.п.

Схема диагностического обследования

(по Дубровиной И.В.)

Анализ запроса клиента.

Перевод жалобы в психологическую проблему.

Выдвижение гипотезы.

Подбор методов диагностики.

Количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.

Постановка психологического диагноза.

Составление заключения.

Подготовка коррекционно-развивающей программы

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

СХЕМА АСПЕКТНОГО АНАЛИЗА УРОКА

(Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: учебно-методическое пособие. СПб., 2007)

Анализ урока__________________________________________________

(класс, предмет, тема, учитель)

• Цели и задачи урока сформулированы:

Да

Скорее, да

Скорее, нет

Нет

Эмоционально привлекательно

Четко

Кратко

Доходчиво

Формулировка целей урока для учащихся осуществлена:

— через содержание и тему

— через действия учащихся

— через результат действия, на который выйдут учащиеся в итоге

Постановка данной цели вызвана:

— программой

— желанием учителя

— интересами учащихся

— случайным стечением обстоятельств

Если цели урока достигнуты, то в чем это выразилось?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Если цели урока не достигнуты, то что этому помешало?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Аспект: современные подходы к работе с содержанием урока

Анализ урока

(класс, предмет, тема, учитель)

Основные способы работы с содержанием:

— рассказ учителя

— обсуждение с учащимися в ходе дискуссии

— самостоятельная работа учащихся с учебным материалом

Ведущая идея урока

_______________________________________________________________

Ключевые понятия

_______________________________________________________________

Учебный материал урока:

— был новым для учащихся

— расширял представления учащихся об изучаемом

— отвечал на вопросы учащихся

— был полезным для решения ими сегодняшних проблем

— будет полезен учащимся в будущем

  • давал информацию для самопознания

__________________________________________(другое)

На какой стиль мышления (какие способности) учащихся был рассчитан материал урока?

Абстрактно-последователь­ный (интеллек­туальные)

Абстрактно-случайный

(эмоциональные)

Конкретно-случайный

(интуитивные)

Конкретно-последователь­ный (деятельностные)

Как в ходе урока было осуществлено адаптирование учебного материалак особенностям конкретного класса?

Какие источникииспользовал учитель для отбора учебного ма­териала?

Какие пространства содержания были реализованы на уроке:

— нормативное

— дискуссионное

— смысловое

Аспект: организационно-практический компонент урока

Анализ урока ____________________________________________________

(класс, предмет, тема, учитель)

  1. Средства, используемые на уроке.

    Наглядные

    ТСО (аудио, видео)

    Раздаточный материал

    Практические

    Словесные

    Другие

  2. Чередование форм деятельности учащихся.

    Формы

    Индивид.

    Парная

    Группов.

    Фронт.

    Время

    0 5

    10

    15

    20

    25

    30

    35

    40

    45

  3. Учебные действия, предлагаемые учащимся. Актуализированные психические процессы.

Процессы

Действия

Внимание

Память

Мышление

Воображе­ние

Речь

Чувства

Воля

4. Вопросы для общего обзора по уроку:

Были ли в ходе урока ситуации выбора у учащихся?_________________

Какие вопросы возникали у учащихся ?____________________________

Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке?________________________________________________

Как была организована обратная связь?_____________________________

Как учитель относился к неверным ответам учащихся?_______________

Как была организована рефлексия учащихся по поводу обсуждаемого на уроке?____________________________________________________________

Аспект: современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке

Анализ урока___________________________________________________

(класс, предмет, тема, учитель)

  1. Палитра оценочных действий учителя

Вариант действия

Количество

Примеры, иллюстрации

Согласие

Одобрение

Ободрение

Замечание

Отрицание

Упрек

Угроза

Неопределенная оценка

Опосредованная оценка

Невербальные оценки (мимика, жесты)

  1. Способы проверки знаний учащихся учителем

__________________________________________________

___________________________________________________

  1. Варианты взаимопроверки и взаимооценки учащимися

______________________________________________________________

  1. Результативные действия учащихся на уроке

    Варианты

    Количество

    Ответы на вопросы учителя (фрон­тально)

    Ответы на вопросы учителя (инди­видуально)

    Записи в тетрадях

    Идеи, предположения, гипотезы (от групп или индивидуально)

    Схемы,рисунки

    Алгоритмы

  2. Варианты самооценки и самоконтроля учащимися

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Адекватность оценочных суждений реальным достижениям

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Анализ форм, средств, методов обучения на уроке (авторских методик) ( т.У. Тучкова. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. -м., 2003)

1. Краткая общая характеристика урока: концептуальный характер урока, цели и задачи, структура, средства, методические приемы, формы обучения на уроке и степень достижения результатов.

2. Общая характеристика анализируемой формы, средства или метода обу­чения. Принятая сфера использования данной формы, средства или метода (на каком этапе, в каком типе или виде упражнений, для какого контингента учащихся).

3. Адекватность данного метода, средства или формы обучения принци­пам, основным и сопутствующим целям урока.

4. Уместность использования данного метода, формы или средства обу­чения на данном этапе урока и в данном виде деятельности.

5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащих­ся и соответствующая адаптация применяемого метода, формы и средства обучения.

6. Учет смысловых и содержательных особенностей материала, соот­ветствующая адаптация применяемого метода, формы или средства обу­чения.

7. Возможность сочетания данного метода, формы или средства обуче­ния с другими.

8. Появление индивидуального стиля учителя при использовании данно­го метода, формы или средства обучения.

9. Результативность использования данной формы, средства или метода обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Памятка для самоанализа занятия

А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?

1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?

1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темна проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если — да, какие, почему и к чему они привели?

В. Удалось ли:

• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

• избежать перегрузки и переутомления учащихся;

• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урок;

Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в это уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

20