Особенности учебной работы на лекциях техника конспектирования, тренировка внимания, умение зад

Содержание

Содержание 1

Введение 1

Теоретическая часть 2

1. Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы).

3

2. Культура речи как элемент интеллектуальной культуры 5

студента вуза 5

Заключение 8

Практическая часть 10

Список используемой литературы 14

Введение

История человеческого общества — это не только и не столько цепь исторических событий, сколько история развития человеческой сущности, «сущностных сил человека». Одной из важнейших составляющих этого процесса выступает развитие человеческого интеллекта.

Будучи второй, наряду со способностью к труду — материальному преобразованию окружающего мира и самого человека, коренной способностью человека, мысль претерпевает сложнейший процесс развития от своего животного предшественника до мысли современного человека. Не обладая абсолютной самостоятельностью и независимостью, мысль развивается как результат и средство материального труда, преобразующего природную среду и самого человека в необходимом для его существования и развития направлении. Мысль должна проходить, поэтому свои исторические этапы развития, или, иначе, ее история выступает в виде последовательности исторических типов интеллекта, т.е. определенных способов мышления, или парадигм. Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления — одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее «высший цвет», возникающий «с железной необходимостью», заложенной «в самой природе материи». Утверждение о случайном характере возникновения человека в мире, высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в явном противоречии с глубинными тенденциями современной науки, которая в эпоху современной научно-технической революции убедительно показала, что человек — это результат единого закономерного мирового процесса, образованного необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм материи.

17 стр., 8074 слов

По теме «Основные этапы развития философской мысли».

... рассматривался человек в философии Возрождения? 1) как прах земной 2) как царь природы 3) как грешник 4) как результат эволюции ... определение отношения «организм-среда». Какая из структур этого взаимодействия характерна для человека? 1) организм – экологическая ниша 2) организм – социальное общение ... 71. Что есть субстанция у Декарта? 1) материя 2) сознание 3) и материя, и сознание 4) природа 72. Кто ...

Теоретическая часть

1. Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы).

Лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, отобрать необходимое и полезное. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности.

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.

Умение эффективно слушать. Студенту необходимо быть готовым к лекции и ее записи до прихода лектора в аудиторию, так как именно в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затрудняется.

Слышание на лекции фактически является лишь первым шагом в процессе осмысленного слушания, который включает в себя несколько этапов, начиная от слышания речи и кончая оценкой сказанного. Процесс слушания и понимания требует подчас значительного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядом причин.

1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, у слушающего достаточно времени, чтобы отвлечься от разбираемой темы.

2. Избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слышать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. Поэтому мы приучаемся последовательно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.

3. «Антипатия» к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой.

4. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедленно возразить. Мы уже не слушаем. Мысли заняты формулированием комментариев. [8,с. 253]

19 стр., 9345 слов

Конспект лекций по психологии спорта для студентов 4 курса, заочн. ...

... превратился в шоу и стал сферой бизнеса, способом зарабатывания больших денег, и речь об укреплении здоровья там уже не идет. Подчас, наоборот, здоровье губится ради ...

На основе перечисленных трудностей слушания у некоторых людей вырабатываются дурные привычки, затрудняющие установление контакта с выступающим:

  • повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи говорящего и его манерам;
  • привычка слушать выступающего, не глядя на него (хорошие ораторы подкрепляют свою речь выразительными жестами и богатой мимикой);
  • повышенная восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (шарканье ногами, кашель и т. д.);
  • поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания; как следствие этого, поспешный отказ от усилий слушать выступающего;
  • отрицательная эмоциональная реакция на всякое противоречие (в том числе и необходимое) в ходе рассуждений лектора;

показное внимание в случаях, когда на самом деле голова занята другими заботами. [5,с. 93]

Несколько советов по оптимизации процесса слушания:

1. Выделение основных положений. Нельзя понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время выступления необходимо постоянно анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего.

3. Опережение речи выступающего. Если выступление вызывает интерес, то появляется естественное желание предугадать следующее положение. При отсутствии такого интереса можно прибегнуть к сознательной установке на предугадывание дальнейшего содержания.

Выполнение данных рекомендаций требует от студента систематической тренировки. [4,с. 112]

Составление конспекта лекции. Совершенно очевидно, что слушание лекции является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала на лекции. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо записывать. Надо научиться правильно записывать лекции, вести краткие конспекты, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором.

Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный приём, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции:

10 стр., 4948 слов

Конспект лекций для студентов по курсу «Основы философии»

... возникла в 800-600 гг. до н.э. одновременно и на Западе (среднеземноморская, греческая культура) и на Востоке (Индия, Китай). Философия— учение о мире в целом, о ... «Философия как теория познания, научное познание» ….стр.15-19 Пояснительная записка. Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы ...

1. Разбивку текста на части по смыслу.

2. Нахождение в каждой части текста одного слова краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, выражающих основу содержания этой части.

Практика в составлении структурно-логических схем поможет студенту научиться наглядно представлять изучаемый материал, целостно схватывать его структуру, правильно обобщать и систематизировать научные факты и понятия. [6,с. 146]

2. Культура речи как элемент интеллектуальной культуры

студента вуза

В настоящее время проблема развития культуры речи студентов вуза является чрезвычайно важной и актуальной. Ее значимость определяется целым рядом факторов.

Во-первых, речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности как социального феномена.

Во-вторых, гуманизация и гуманитаризация современного образования предполагает развитие личности обучаемого, язык же является одним из главных инструментов этого развития.

В-третьих, настоящая социокультурная ситуация показывает значительное снижение уровня культуры речи молодежи. В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи на лексическом уровне, ее усеченность – на уровне построения высказывания, небрежность – на фонетическом и морфологическом уровне. Происходит явное снижение культуры речи в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении. Интенсивный рост заимствований, употребление жаргона в последние десятилетия в значительной степени определяет речевой портрет молодого россиянина начала ХХI века.

В-четвертых, программа по дисциплине «Культура речи», реализуемая в вузах, занимает небольшое количество часов, отличается недостаточно выраженной коммуникативной направленностью, а также некоторой разобщенностью между теоретическими знаниями в области культуры речи и конкретными коммуникативными ситуациями.

В создавшихся условиях перед современной высшей школой встает серьезная задача поиска эффективных средств обеспечения выпускнику вуза получения не только навыков профессиональной деятельности, но и развития его культуры, в том числе речевой. Анализ научной литературы по лингвистике, культурологии, педагогике показывает, что понятие «культура речи» трактуется как владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации. К настоящему времени в науке установлено, что культура речи состоит из трех компонентов: нормативного, коммуникативного и этического. Вместе с тем, опыт преподавания показывает, что важную роль для дисциплин культурологического цикла играют такие качества речи, как эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность, ассоциативность. Перечисленные качества речи целесообразно выделить в эстетический компонент культуры речи.

Групповая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студентам необходимо предлагать участие в дискуссиях: «С чего начинается культура?», «Ценности современного мира», «Массовая культура: добро или зло?», «Что значит жить по совести», «Поведение и культура» и др. на занятиях по культурологии и мировой художественной культуре.

Текст играет важную роль в развитии культуры речи человека. Словарный запас человека должен накапливаться не только в процессе коротких обыденных разговоров, но и в процессе анализа и построения связного продуманного текста, «в котором надо контролировать и отбор слов, и грамматические конструкции, и, главное, зависимости предметных смысловых связей». [5,с. 213]

В процессе работы над речью необходимо формировать критическое отношение к отбору и сочетанию слов, стремиться к поиску слов, адекватных замыслу высказывания.

При восприятии текста следует добиваться понимания его общего смысла и передачи его «путем перевода на свои слова».

Внеучебная деятельность по расширению среды речевого общения в вузе представляет собой организованные и разнообразные виды, формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. К основным видам внеаудиторной работы по организации речевого общения относятся сеть творческих кружков (художественного слова, театральный, кукольный театр), клубы по интересам (литературная гостиная, клуб любителей поэзии), проведение конкурсов (ораторов, чтецов древнерусских текстов), праздников (день славянской письменности), разнообразных тематических вечеров («Тютчев и Брамс», «Фестиваль русской культуры», «Вечер башкирской культуры», «Пастернак и Шопен», «Есенин и Свиридов», Рильке и Бетховен» и др.), читательских конференций.

Заключение

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, что для меня лично. [2,с. 141]

Личность далеко не всегда стремится жить по науке. Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность — это нечто иное, нежели одухотворяющая истина. Наука по своему определению отдалена от ценностей.

Практическая часть

Таблица — Инструменты визуализации учебной информации

Способ визуализации

Описание

Табличные данные

Таблица

Стандартное табличное представление с возможностью сортировки, экспорта и фильтрации данных.

Статистика

Статистические показатели выборки по всем полям, гистограммы распределения значений.

Графики

Диаграмма

График изменения любого числового показателя с возможностью детализации данных. Поддерживается множество способов отображения: линейчатые и столбчатые диаграммы, области, точки и прочее.

Гистограмма

График разброса показателей. Гистограмма предназначена для визуальной оценки распределения данных. Распределение данных оказывает значительное влияние на процесс построения модели. Встроена возможность детализации данных гистограммы.

Многомерная диаграмма

Позволяет визуально оценить зависимости между различными полями, отображается в виде 3D-поверхности или топографической диаграммы.

Диаграмма размещения

Размещение объектов в 2 х, 3

OLAP анализ

Куб

Многомерное представление данных. Любые данные, используемые в программе, можно посмотреть в виде кросс таблицы и кросс

Очистка данных

Дубликаты и противоречия

Табличное отображение информации после применения обработчика «Дубликаты и противоречия». Цветовое выделение обнаруженных дубликатов и противоречий с возможностью автоматической фильтрации.

Матрица корреляции

Отображает коэффициенты корреляции, рассчитанные при помощи обработчика «Корреляционный анализ». Поддерживается возможность экспорта информации в Excel, Word, HTML.

Data Mining

Граф нейросети

Визуальное отображение обученной нейросети. Отображается структура нейронной сети и значения весов.

Дерево решений

Отображение дерева решений, полученного при помощи соответствующего алгоритма. Имеется возможность посмотреть детальную информацию по любому узлу и фильтровать попавшие в него данные.

Правила деревьев решений

Отображает в текстовом виде правила, полученные при помощи алгоритма построения деревьев решений. Такого рода информация легко интерпретируется человеком. Поддерживаются различные способы фильтрации и сортировки полученных правил.

Значимость атрибутов

Отображение значимости атрибутов. Рассчитывается при помощи алгоритма построения дерева решений.

Карта Кохонена

Отображение карт, построенных при помощи соответствующего алгоритма. Широкие возможности настройки – выбор количества кластеров, фильтрация по узлу/кластеру, выбор отображаемых полей. Мощный и гибкий механизм отображения кластеризованных данных.

ROC-анализ

ROC-кривая (Receiver Operator Characteristic) – кривая используемая для представления результатов бинарной классификации в машинном обучении. ROC-кривая показывает зависимость количества верно классифицированных положительных примеров от количества неверно классифицированных отрицательных примеров.

Коэффициенты регрессии

Таблица коэффициенты, рассчитанные при помощи алгоритма линейной регрессии. Поддерживается возможность экспорта информации в Excel, Word, HTML.

Профили кластеров

Позволяет наглядно оценить результаты кластеризации, этот визуализатор доступен лишь для обработчика «Кластеризация». Он отображает разбиение на кластеры, значимость факторов, статистические характеристики каждого кластера.

Правила ассоциаций

Отображает в текстовом виде правила, полученные при помощи алгоритма поиска ассоциативных связей. Такого рода информация легко интерпретируется человеком. Поддерживаются различные способы фильтрации и сортировки полученных правил.

Популярные наборы

Часто встречающиеся множества, обнаруженные при помощи алгоритма поиска ассоциативных правил.

Дерево правил

Отображение дерева правил, полученных при помощи алгоритма поиска ассоциаций. Правила могут быть сгруппированы как по условию, так и по следствию.

Что-если

Таблица и диаграмма для моделей, построенных при помощи линейной регрессии, нейронной сети, дерева решений, самоорганизующихся карт и ассоциативных правил. Позволяют «прогонять» через построенную модель любые интересующие пользователя данные и оценить влияние того или иного фактора на результат. Активно используется для решения задач оптимизации. В случае отображения ассоциативных правил позволяет ввести элементы, входящие в транзакцию и получить все возможные следствия из введенного набора.

Обучающий набор

Выборка, используемая для построения модели. Цветом выделяются данные, попавшие в обучающее и тестовое множество с возможностью фильтрации. Необходима для понимания, какие записи и каким образом использовались при построении модели.

Диаграмма прогноза

Применяется после использования метода обработки – прогнозирование. Прогнозные значения выделяются на диаграмме цветом.

Таблица сопряженности

Предназначена для оценки результатов классификации вне зависимости от используемой модели. Таблица сопряженности отображает результаты сравнения категориальных значений исходного выходного столбца и категориальных значений рассчитанного выходного столбца. Используется для оценки качества классификации. Предусмотрены механизмы анализа отклонений.

Диаграмма рассеяния

График отклонения прогнозируемых при помощи модели значений от реальных. Может быть построен только для непрерывных величин и только после использования механизмов построения модели, например, нейросети или линейной регрессии. Используется для визуальной оценки качества построенной модели. Встроенное автоматическое построение гистограммы распределения ошибки.

Общие

Сведения

Текстовое описание параметров импорта/обработки/экспорта/подключения. Поддерживается возможность экспорта информации в HTML и текстовый файл.

Список используемой литературы

  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2008.
  2. Вассерман Л.И. Потенциал интеллектуального развития: тестовая методика психологической диагностики: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. .
  3. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: уч.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Кнорус, 2006.
  4. Кожухар В.М. Практикум по основам научных исследований: учеб. пос. для вузов. – М.: Изд-во АСВ, 2008.
  5. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пос. по развитию навыков письменной речи. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008.
  1. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.
  1. Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала: учебник. – М.: Маркет ДС, 2008. – 232с.
  2. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М.: Академический проект, 2004.
  3. Попков В.А., Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования, – М.: МГУ , 2001.
  4. Резник С.Д. Студент ВУЗа: технологии и организация обучения: Учебное пособие. – М.:Инфра-М, 2010.
  5. Холодная М. А. Когнитивные стили. М.
  6. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

Ресурсы Интернет

  1. – Рекомендации учащимся Study Guides and Strategies, сайт создан, развивается и поддерживается Джо Ландсбергером (Joe Landsberger) как общедоступный образовательный ресурс.
  2. – Развитие творческого мышления и интеллекта, Личный сайт Андрея Малыгина.
  3. http://www.mind-map.ru/ – Тренинг эффективного мышления. Интеллект-карты.
  4. – Справочники, энциклопедии, словари.
  5. http://www.reasoning.ru – Искусство разумного рассуждения.
  6. http://www.chelt.ru – сайт издательства журнала «Человек и труд»

15