1. Психологическая сущность общения: понятие, мотивы, цели, средства,

Модуль 2. Тренинг общения Лекция 1. Введение в психологию общения»

План

  1. Психологическая сущность общения: понятие, мотивы, цели, средства, содержание, функции.

  2. Социальные роли и социальные установки субъектов общения.

  3. Стили общения.

Основная литература

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2008.-С. 13-70.

  2. Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения : полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2007.

  3. Измайлова, М.А. Деловое общение : учеб. пособие / М.А.Измайлова. — М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

Дополнительная литература

  1. Варданян, Ю.В. Психология общения: учеб. пособие/Ю.В. Варданян, Т.В. Савинова.- Саранск, 2003. — С. 4-16.

  2. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2005. — С. 120-148.

  3. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — С. 6-16.

  4. Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА- М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — С. 13-27.

1. Психологическая сущность общения: понятие, мотивы, цели, средства,

содержание, функции.

Подходы к пониманию общения Общение — сторона деятельности (Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981).

Общение — один из видов человеческой деятельности (Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968).

К настоящему времени в психологической науке сложилось несколько подходов к раскрытию феномена общения, методологическая общность которых проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию в вопросе о единстве общения и деятельности. Однако характер этого единства понимается по-разному.

7 стр., 3281 слов

3. Планы семинарских занятий Раздел 1. Введение в общую психологию

... Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с. – С. 122 -174. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / ... Свойства деятельности и сознания человека (по А.Н. Леонтьеву). Основные виды деятельности, их общая характеристика. Развитие деятельности и общения в онтогенезе. Проблема формирования деятельности, навыков и привычек ...

  1. С точки зрения А.Н. Леонтьева1, общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, т.к. оно присутствует в любой деятельности. Сама же деятельность является необходимым условием общения.

  2. Наиболее детально разработан и представлен во многих работах подход к общению как к одному из видов человеческой деятельности. Б.Г. Ананьев2 рассматривает общение как один из главных видов деятельности человека, полагая, что оно представляет собой своеобразный сплав общественного и индивидуального в социальном бытии людей.

А.А. Леонтьев3 рассматривает общение как деятельность, как частный случай деятельности, как один из видов деятельности, как деятельность общения, коммуникативную деятельность.

Понимая общение как деятельность, А.А. Леонтьев выделяет следующие их общие признаки:

интенциональность (наличие специфической цели, самостоятельной или подчиненной

1 Леонтьев а.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

2 Ананьев б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

3 Леонтьев а.А. Психология общения. 3-е изд. М., 1999.

4 Леонтьев а.А. Педагогическое общение. М., 1979. С. 4

другим целям, наличие специфического мотива);

результативность как меру совпадения достигнутого результата с намеченной целью; нормативность, выражающуюся, прежде всего, в факте обязательного социального контроля над протеканием и результатами акта общения;

— предметность (предмет общения — другой человек, партнер по совместной деятельности).

Он определяет общение как «… процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности — группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости»4.

С другой стороны, категория «общение» рассматривается с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности. В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности: оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.

Б.Ф. Ломов5, рассматривая деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, утверждает, что общение между людьми не выступает как комплекс действий каждого из его участников, а как их взаимодействие. Из этой мысли вытекает вывод о том, что сознание человека формируется, проявляется, развивается и в деятельности, и в общении.

3 стр., 1230 слов

материалистическое понимание психики в теории деятельности Леонтьева

... приближается ее осмысление ребенком. А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн подчеркивали происхождение психической деятельности не только из форм общения, но также из других форм человеческой ... С.Л. Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал ...

Несмотря на различия в исходных теоретических позициях, авторы концепций общения считают, что изучение общения невозможно вне контекста совместной деятельности людей. Общение и деятельность образуют неразрывное единство. Как справедливо отмечает Г.М. Андреева6, любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Это связано с тем, что люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, по поводу нее.

Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга (Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990. — С. 244).

Анализ многочисленных научных исследований и словарных дефиниций позволил определить понятие общение. Под общением понимается слоэісный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга1.

. / Функции общения:

прагматическая (реапшуеХся при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности); \ /

формирующая (вклюѴает формирование и изменение психического облика человека, становление егу личности);

подтверждающая (человек получает возможность понять, познать, утвердить

4 Леонтьев а.А. Педагогическое общение. М., 1979. С. 4.

5 Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии// Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.,1975. С. 135-148; Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 3-23.

6 Андреева г.М. Социальная психология. М., 2002.

7 Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, м.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 244.

себя в собственных глазах);

организация иощдцержание межличностных отношений;

внутриличност^я (диалог самим с собой — основа принятия решений, совершения зна*рімых поступков).

6 стр., 2686 слов

Познавательная деятельность человека 2

... науке, но и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности. Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно смыкается ...

Общение — процесс многофункциональный. Можно выделить пять основных его функций’.

  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

  2. Формирующая функция общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности, включает формирование и изменение психического облика человека, становление его личности.

  3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в процессе общения с другими людьми человек получает возможность понять, познать, утвердить себя в собственных глазах.

  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

  5. Внутршичностная функция общения — одна из самых важных. Благодаря диалогу самим с собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки.

В общении выделяются следующие аспекты:

  1. Цель.

  2. Содержание.

  3. Средства.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. В зависимости от целей общение может быть биологическим и социальным. Биологическое общение необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели установления, расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида.

Содержание общения — это информация, которая передается от одного человека к другому. По содержанию общение может быть представлено как:

  • материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

  • когнитивное (обмен знаниями);

  • кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

  • мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями,

мотивами);

  • деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. В зависимости от используемых средств общение может быть вербальным и невербальным.

Основным средством вербального общения является язык. Передача информации с помощью речи происходит по следующей схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, синтаксиса и произносит. Реципиент (слушающий) воспринимает обращенную к нему речь.

При невербальном общении применяются различные неречевые знаковые системы. К ним относятся:

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... исследований невербального общения проблема соотношения невербального поведения и невербального общения как такового, т.е. неинтенциональных* и интенциональных* компонентов коммуникативной деятельности оратора. Эта ... невербальный для “обсуждения” межличностных отношений. Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с высокой степенью предсказуемости, ...

оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика);

паралингвистическая (тембр голоса, его диапазон, тональность и т.п.) и — экстралингвистическая (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т.п.):

проксемическая (пространственная и временная организация общения) визуальное общение («контакт глаз»).

Дихотомии типов общения: биологическое и социальное; непосредственное и опосредованное; прямое и косвенное; закрытое и открытое (доверительное); личностное и деловое; вынувденное и свободное; вербальное и невербальное; монологическое и диалогическое.

В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения ученые не придерживаются.

Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер. Различают следующие дихотомии типов общения: биологическое и социальное, непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, закрытое и открытое (доверительное), личностное и деловое, вынужденное и свободное, вербальное и невербальное, монологическое и диалогическое.

Непосредственное общение — прямое, естественное, общение «лицом к лицу». Опосредованное общение осуществляется пи помощи письменных и технических устройств.

(’ Прямое общение происходит, когда люди видят и реагируют на действия друг друга. Косвенное общение предполагает привлечение посредников.

7 Личностное общение касается проблем, которые затрагивают внутренний мир человека. Деловое общение включено в какую-либо деятельность, служит средством повышения качества этой деятельности.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. Массовое общение — это все множество контактов незнакомых людей в обществе.

Межперсональное общение — обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами. В случае ролевого общения участники выступают как носители определенных ролей (учитель-ученик, покупатель-продавец).

Диалогическое общение основано на позитивном отношении партнеров друг к другу, на их равноправии. Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров.

Виды общения (отличия обусловлены предметной направленностью): политическое; экономическое; религиозное; педагогическое и др.

9 стр., 4078 слов

Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова

... всестороннего изучения и понимания психических процессов человека. Оно позволило раскрыть и понять самые сложные явления психической деятельности. Психика человека не является неизменным качеством. Она ... роль, она поддерживает тонус, необходимый для работы коры, и является как бы источником энергии для нее. Безусловные рефлексы сложного характера, касающиеся врожденных пищевых и половых функций, ...

Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике политического, экономического, религиозного общения. При таком подходе очевидно, что педагогическое общение представляет собой один из видов общения. Предметом педагогического общения является сфера образования, в которой осуществляется взаимодействие учителей и воспитателей со своими коллегами, психологом, учениками и их родителями вокруг вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся.

11 Кузьмина н.В. Очерки психологии труда учителя. Jl, 1967; Кузьмина н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961

о

Педагогические аспекты общения рассматриваются в работах B.C. Грехнева, И.А. Зимней9, В.А. Кан-Калика10, Н.В. Кузьминой11, А.А. Леонтьева12, А.В. Мудрика13 и др.

А.А. Леонтьев видит специфику профессионально-педагогического общения в том, что оно осуществляется в процессе обучения и воспитания, и, выполняя определенные функции, способствует решению ряда задач, направленных на оптимизацию учебной деятельности, создание эмоционально благоприятного климата и отношений между учителем и учащимися.

Профессионально-педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском общении. Наряду с этим функции профессионально-педагогического общения имеют свои отличительные особенности.

  1. Информационная функция заключается в передаче определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера.

  2. Воспитательная функция состоит в приобщении растущего человека к сложившейся в обществе системе культурных и нравственных ценностей, к культуре общения с окружающими.

  3. Функция познания людьми друг друга через общение и совместную деятельность.

  4. Функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой и иной.

  5. Реализация потребности в контакте с другим человеком.

  6. Функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Это особенно характерно для общения родителей и детей, учителей и учащихся, преподавателей и студентов.

  7. Функция приобщения инициатора общения к ценностям партнера. Данный процесс представляет собой самовоспитание, т.е. процесс самоформирования инициатора общения, процесс созидания собственного «Я» через ориентацию на ценности другого человека (родители, учитель, друг, музыкальный или спортивный кумир).

В ряде работ по педагогической технологии выделяется несколько важных функций именно профессионально-педагогического общения:

2 стр., 664 слов

Интервью с педагогом (карьерное консультирование)

... может набрать учитель, – 50, максимальная – 250. 200–250 баллов Педагог имеет сложившуюся концепцию профессионально-педагогической деятельности; осознает свои ресурсы и ограничения, перспективы профессионального развития. Высокий уровень ... учащимися? Поддерживаете ли Вы связи со своими бывшими учениками? Что дает Вам общение с учениками? У Вас есть ученик, который не проявляет никакого интереса ...

  1. Функция открытия ребенка на общение проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе.

  2. Функция соучастия призвана поддерживать партнера в его выходе на общение.

  3. Функция возвышения личности ученика предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его восхождению к духовным новообразованиям.

Большой вклад в разработку проблем педагогического общения внесли работы В.А. Кан-Калика14. В своих трудах он определяет профессионально-педагогическое общение как «… систему (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств»15. Вместе с тем он подчеркивает, что при таком

  1. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.

  3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995; Кан-Калик В.А. Основы профессионально­педагогического общения. Грозный, 1979; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

11 Кузьмина н.В. Очерки психологии труда учителя. Jl, 1967; Кузьмина н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.

  1. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М., 2005.

  2. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

  3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995; Кан-Калик В.А. Основы профессионально­педагогического общения. Грозный, 1979.

  4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. С. 12.

взаимодействии ведущая роль отводится учителю, который организует процесс общения и управляет им.

2. Социальные роли и социальные установки субъектов общения.

Субъект — (от лат. subjectus- лежащий внизу, находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), которому свойственен источник активности, направленный на объект.

Современное понимание категории «субъект» базируется на положениях, разработанных в отечественной психологии XX в. (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, С. J1. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов и др.).

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы ...

... людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффективно-коммуникативные (определяют эмоциональную сферу человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение ... общения: А) Эмоциональное переживание в общении составляет основу дружбы и любви. Положительная эмоциональная связь в общении возникает, когда установки и ожидания людей реализуются в процессе общения. ...

Субъект — (от лат. subjectus- лежащий внизу, находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), которому свойственен источник активности, направленный на объект. Таким образом, понимание субъекта в психологии связывается, с одной стороны, с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным осуществлять человеческие формы жизнедеятельности. Стать субъектом деятельности — значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. С другой стороны, субъект — носитель всего объективного и субъективного в человеке, способный преобразовывать мир и себя в нем на индивидном, личностном, субъектном и индивидуальном уровнях выражения внутреннего мира. В этом заключается смысловая нагрузка понятия «субъект» в психологических концепциях C.J1. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской.

Субъект общения — это носитель субъектности (т.е. всех характеристик субъекта), которому свойственна преобразовательная активность участника общения, устанавливающего субъектные связи с другими людьми.

Б.Ф. Ломов, также как и сторонники трактовки субъекта как носителя деятельности, подчеркивает, что отличительной характеристикой самостоятельного субъекта выступает активность. Однако он разграничивает активность субъекта на две основные формы: деятельность и общение. Общение как форма активности отличается от деятельности тем, что в нем присутствуют субъект-субъектные отношения, происходит двусторонний обмен результатами познания и отражения. Таким образом, в психологической литературе вычленяется понятие «субъект общения», которое трактуется как носитель субъектности (т.е. всех характеристик субъекта), которому свойственна преобразовательная активность участника общения, устанавливающего субъектные связи с другими людьми.

формальная (линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции);

внутригрупповая (линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений); межличностная (линия поведения, которую выстраивает человек в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между ними отношений); индивидуальная (поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями).

О Актуальная роль представляет собой комбинацию различных социальных ролей в данной ситуации.

8 стр., 3986 слов

Нервная система как физиологическая основа психической деятельности ...

... ролями: те, которые были возбуждены, теперь отдыхают. Но остаются и возбужденные участки, благодаря чему мозг спящего человека выполняет нужные для организма функции. Условнорефлекторную деятельность ... коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители ...

Вопрос о социальных ролях партнеров по общению представляет определенный интерес для каждого педагога. Дело в том, что каждому человеку суждено выполнение различных социальных функций. В детстве человек является чьим-то сыном (дочерью).

Типы социальных ролей:

Затем в более зрелые годы он может стать отцом (матерью).

В годы учебы мы являемся учениками, студентами, курсантами. В транспорте мы пассажиры, в магазине — покупатели, на работе — работники, в поликлинике — пациенты. Очевидно, что выполнение каждой подобной функции будет иметь свои особенности и отличия. Выделяют четыре типа социальных ролей: формальные, внутригрупповые, межличностные и индивидуальные.

Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. У каждого из нас в процессе жизни формируются определенные представления о том, как должны вести себя те или иные представители общества: родители, воспитатели детского сада, учителя школы, продавцы, врачи, начальники и подчиненные.

Характерной особенностью формальных ролей в школе является то, что довольно часто многие требования к выполнению конкретных социальных функций (директора школы, учителя-предметника, классного руководителя) находят отражение в различных нормативных документах: законах, уставах, приказах, правилах. Например, поведение директора школы регламентируется Законом «Об образовании», Уставом школы, приказами министерства образования и региональных органов управления образованием и другими нормативными документами. Поведение учителей и учащихся в школе также регулируется положениями Устава школы, правилами внутреннего распорядка, приказами по школе и иными документами. Таким образом, исполнение формальных ролей связано с тем, что исполнитель знает определенные требования общества к выполнению конкретных социальных функций и стремится учитывать эти требования при выполнении той или иной функции.

Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.

Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы: группа детского сада, школьный класс, уличная компания, студенческая группа, спортивная команда, рабочая бригада и т.д. Очевидно, что формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека зависит от целого ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы. Например, сильная воля, стремление к лидерству, высокая компетентность способствуют укреплению человека в роли лидера группы.

Межличностная роль — это линия поведения, которую мы выстраиваем в обшении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений.

В отличие от формальных и внутригрупповых ролей межличностные роли не регламентируются какими-либо нормативными документами. Исполнение этих ролей зависит главным образом от личностных особенностей каждого из партнеров, предыстории их взаимоотношений и тех нравственных норм, на которых они ориентируются в своей жизни.

Каждый педагог должен отчетливо понимать, что в установлении отношений с каждым из своих учеников ему не поможет ни президент страны, ни министр образования, ни директор школы, ни родители ученика. Здесь все зависит только от поведения самого педагога по отношению к каждому школьнику, от того, насколько оно корректно и уважительно относится к личности ученика. Очевидно, предпочтительнее исполнять межличностные роли «друга», «старшего товарища», «защитника», «помощника», нежели роли «равнодушного», «безразличного», «врага», «насмешника» и т.п.

Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями.

3. Стили общения

В реальной жизни нам часто приходится исполнять описанные социальные роли не по очереди, а одновременно. У каждого из нас существует довольно богатый набор различных социальных ролей, которые молено представить в виде своеобразного «ролевого веера». Одни лепестки этого «веера» могут соответствовать различным формальным ролям: «директора», «компетентного специалиста», «пациента», другие лепестки «веера» будут адекватны внутригрупповым ролям: «лидера», «веселого рассказчика», «непререкаемого авторитета»… Третья группа лепестков «веера» представлена набором межличностных ролей: «друга», «защитника». Четвертая группа лепестков «веера» соответствует индивидуальным ролям: «способного ученика», «смелого и решительного человека»…

В каждой конкретной ситуации человек раскрывает не весь свой «веер», а только часть его. Те части «веера», которые видны в данный момент общения, называются актуальной ролью человека. Актуальная роль представляет собой комбинацию различных социальных ролей в данной ситуации. Она отражает желание человека предстать перед своими партнерами и перед самим собой в том или ином качестве. Это — определенный способ психологической защиты личности.

3. Стили общения.

Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности социально­психологического взаимодействия общающихся.

авторитарный (собеседник — объект воздействия, а не равноправный партнер); либеральный (попустительский) (говорящий стремится минимально включиться в деятельность, передать инициативу другим);

демократический (собеседник — равноправный партнер в общении: говорящий привлекает его к совместному принятию решений, поощряет самостоятельность суяодений, организует условия для самореализации).

Эффективность общения во многом зависит от избранного им стиля. Под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально­психологического взаимодействия общающихся. В стиле общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей, сложившийся характер взаимоотношений, творческая индивидуальность говорящего, особенности слушающих. Общепринятой классификацией стилей является их деление на авторитарный, либеральный (попустительский) и демократический.

При авторитарном стиле собеседник рассматривается как объект воздействия, а не равноправный партнер. Говорящий единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, не обосновывает свои действия перед слушающим, субъективно оценивает результаты деятельности. Вследствие этого партнер теряет самостоятельность, инициативность, обнаруживает низкую самооценку, агрессивность, неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими.

Либеральный (попустительский) стиль общения характеризуется стремлением говорящего минимально включиться в деятельность, передать инициативу слушающим. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами. Следствием подобной тактики являются низкая результативность деятельности, неустойчивый социальный микроклимат, скрытые конфликты.

Общими особенностями авторитарного и попустительского стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, яркая обособленность, отчужденность.

Альтернативой этим стилям общения является демократический. Собеседник рассматривается как равноправный партнер в общении: говорящий привлекает его к

совместному принятию решений, поощряет самостоятельность суждений, организует условия для самореализации. Основная особенность демократического стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. Для людей, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к окружающим, адекватная оценка их возможностей, им свойственны глубокое понимание собеседника, умение прогнозировать развитие его личности. Демократический стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию социального взаимодействия.

Стили педагогического общения: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

Психологу образования и социальному педагогу-психологу необходимо в профессиональной деятельности наряду с указанными общими характеристиками стилей общения уметь распознавать их особенные характеристики в педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик, например, выделяет следующие стили педагогического общения:

  • Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Это

самый плодотворный стиль, в основе которого лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок.

  • Общение на основе дружеского расположения. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Такой стиль является предпосылкой успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Однако дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

  • Общение-дистанция. Этот стиль используют как опытные педагоги, так и начинающие. Чрезмерная дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащихся. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений и является показателем ведущей роли педагога. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся.

  • Общение-устрашение. Оно наиболее популярно у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Для личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.

  • Общение-заигрывание. В основном также используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения- дистанции, при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения.