3. Планы семинарских занятий Раздел 1. Введение в общую психологию

Тема 1. Психология в системе наук

  1. Психология в системе гуманитарных, естественных и социальных наук.
  2. Фундаментальные и прикладные отрасли современной психологии.
  3. Общая психология в системе современных психологических знаний.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. — метод. пособие курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с.

Тема 2. Мозг и психика

  1. Психофизиологическая проблема в психологии.
  2. Взгляды физиологов на основы психической деятельности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Л. Ухтомский и др.).
  3. Проблема локализации психических функций. Гипотеза А.Р. Лурии о блоках мозга.
  4. Асимметрия мозга в системе целостного функционирования организма и психики человека.

Литература:

  1. Брагина Е.В., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
  3. Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
  4. Микадзе Ю.В., Скворцов А.А. Понятие «фактор» в теории системно-динамической локализации высших психических функций // Вопросы психологии, 2007, № 4. — С. 80 – 89.
  5. Назаров А.И., Травина О.В. Ассиметрия динамики межполушарных взаимодействий // Вопросы психологии, 2006, № 2. — С. 167 – 175.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496 с.
  7. Удачина Е.Г., Квасовец С.В. Полезависимость/ поленезависимость и межполушарная ассиметрия // Психологический журнал, 2006, том 28, № 6. — С. 29 – 37.
  8. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. — №2. – С. 104 -118.
  9. Шубин А.В., Серпионова Е.И. Ассиметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии, 2007, № 4. — С. 89 – 98.

Тема 3: Развитие психики в филогенезе

  1. Общие закономерности развития психики в филогенезе.
  2. Изучение поведения животных: история и методы.
  3. Сравнительный анализ человеческой и животной психики.

Литература:

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

Б. С. Волков, Н. В. Волкова ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХИ ОТВЕТАХ Содержание Введение Проблемная ситуация и задача 1. Методы изучения психикиребенка 2. Основные закономерностипсихического развития ребенка 3. Психическое развитие детейот рождения до 1 года 4. Психическое развитие детейот 1 года до 3 лет 5. Психическое развитие детейдошкольного возраста 6. Психическая готовностьдетей к обучению в ...

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. — метод. пособие курсу «Психология человека».- М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.
  2. Годфруа Ж.. Что такое психология?: В 2-х т. Том 1: пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с.
  3. Макфарленд Д.А. Поведение животных: Психология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с.

Тема 4. Проблема метода в психологии

  1. Методологические категории и принципы в современной психологии.
  2. Этика психологического исследования.
  3. Проблема классификации методов психологического исследования.
  4. Малоформализованные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, интервью (основные требования к проведению, достоинства, недостатки, методы повышения эффективности и надежности).
  5. Высокоформализованные методы в психологии: тестирование и эксперимент.
  6. Использование проективных методов в деятельности практического психолога (тест Люшера, тест Роршаха, тест Розенцвейга, графические методики).

Литература

  1. Бермус А.Г. Естественнонаучная парадигма в психологии: выбор ориентиров // Вопросы психологии. 1998. №4. – С. 79 – 84.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2002. – 528 с.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
  4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2003. – 272 с. – С. 258 – 270.
  5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 1997. – 256 с.
  6. Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования / Психологический журнал, 2004, том 25, № 3, С. 5 -16.
  7. Практическая психология образования: Учеб. Для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений /Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В.: Под ред. Дубровиной И.В. — М.: Сфера, 2000. – 526 с.
  8. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии.

    2 стр., 515 слов

    Взгляды Р. Декарта на мышление и их значение для психологии сознания.

    Декарт прибегал к методу сомнения. Единственное, в чем он не сомневался – это в том, что он сомневается. «Мыслю, следовательно, существую». Он нашел при источника знания: ощущение (восприятие не гарантирует истинности); мышление (также не свободно от ошибок); чужое авторитетное мнение. По Декарту существует две субстанции: мыслящая и протяженная. Собственное сознание всегда непосредственно дано. ...

    – СПб.: Речь, 2002. – 416 с. – (Психологический практикум).

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

Тема 5: Возникновение и развитие сознания

  1. Историческое становление понятия сознания в психологии.
  2. Факторы и условия возникновения и становления сознания в филогенезе и онтогенезе.
  3. Проблема сознания в зарубежной психологии.
  4. Разработка проблемы сознания в культурно-исторической и деятельностной психологии.
  5. Структурный подход в исследовании сознания.
  6. Сознание и самосознание личности.
  7. Современные подходы к пониманию рефлексии.

Литература:

  1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с. – С. 323 — 346.
  2. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М. 1982. С. 156 — 167.
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб: Речь, 2007. – 655 с. — С. 295 — 318.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с. — С. 96-121.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. — М: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.: ил.
  7. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 256 с. – С. 148 — 154.

Тема 6. Проблема бессознательного в психологии

  1. Историческое становление понятия бессознательного в психологии.
  2. Соотношение сознания и бессознательного.

3. Виды бессознательного.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психофизиологическая проблема.   Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и ...

4. Классификация неосознаваемых процессов и состояний.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336 с.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496 с.
  3. Смирнова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». – 5-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 685 с. – С. 290 — 342.
  4. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

Тема 7. Становление предмета психологии: основные направления

отечественной психологической науки

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: проблема развития ВПФ и сознания человека. Школа Л.С. Выготского.

Деятельностная психология А.Н.Леонтьева.

Субъектно-деятельностная парадигма в психологии (С.Л.Рубинштейн).

Школа С.Л. Рубинштейна.

Литература:

1. Барабанщиков В.А. Системный подход в психологии (к 80 — летию со дня рождения Б.Ф. Ломова) // Вопросы психологии, 2007, № 2. С. 145 – 152.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Изд-во «АЛЕТЕЯ», 2003.

3. Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы,

трагедии, парадоксы // Психологический журнал, 2001, том 22, № 6, С. 5 -13.

4. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М. 1983. — 488 с. –

С. 156 — 168.

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М. 1983. — 368 с. — С. 6 — 41.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
  3. Леонтьев А.А. Выготский Л.С. Кн. Для учащихся 9 — 11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  5. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учеб. Пособие / Нижегород. гос. пед. ун-т. — Нижний Новгород; НГПУ, 2001. – 196 с. — С. 24 — 38.
  6. Ульенкова У.В., Лебедева О.В.Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. – ий центр «Академия», 2002.–176 с. – С. 8 – 19.

Тема 8. Проблема деятельности в психологии

  1. Деятельностная и субъектно — деятельностная парадигмы в психологии. Сравнительный анализ основных понятий, положений и принципов.
  2. Психологическая структура деятельности.
  3. Свойства деятельности и сознания человека (по А.Н. Леонтьеву).
  4. Основные виды деятельности, их общая характеристика.
  5. Развитие деятельности и общения в онтогенезе.
  6. Проблема формирования деятельности, навыков и привычек у человека. Деятельность и научение в развитии личности.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. № 2. – С. 42 – 50.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с. – С. 122 -174.
  3. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер, А.В.Потапова. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 216 с. – С. 102-118.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  6. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная системная психологическая регуляция поведения и деятельности // Вопросы психологии, 2007, № 3. С. 3 – 16.

Тема 9. Становление предмета психологии: ведущие направления в

зарубежной психологической науке

  1. Понятие «парадигма» в психологии. Парадигмальный статус психологии.
  2. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы.
  3. Предмет и методы поведенческой и глубинной психологии. Гештальтпсихология.
  4. Неофрейдизм. Когнитивистская и гуманистическая парадигмы.

Литература:

  1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2003. – 64 с.
  2. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 216 с.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496 с.
  4. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1990. №2.
  5. Смирнова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». – 5-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 685 с.
  6. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: учеб. пособие.– М.: Лига, 2006.–176 с.
  7. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. 2000. — С. 317 — 348; С. 349 — 390.
  8. Ярошевский М.Г. Психология в XXстолетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., Полит — издат, 1971. – 368 с.

Тема 10. Актуальные проблемы современной психологии

  1. Актуальные проблемы и задачи психологической науки на современном этапе ее развития.
  2. Современной психологическая практика: цели, задачи и методы.
  3. Специфика и взаимосвязь научной и научно-практической психологии (цели, задачи, методы, этапы).

Литература:

  1. Берулава Г. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2003. – 64 с.
  2. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XIвека // Психологический журнал, 2006, том 21, № 1, С. 23-33.
  3. Марцинковская Т.Д. Актуальные проблемы методологии современной психологии // Вопросы психологии, 2007, № 2. С. 171 – 176.
  4. Практическая психология образования: Учеб. Для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений /Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В.: Под ред. Дубровиной И.В. — М.: Сфера, 2000. – 526 с.
  5. Психология 21 века: пророчества и прогнозы (материалы круглого стола) // Вопросы психологии. 2000. №1, С. – 3 -36; №2, С. – 3 – 41.
  6. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная системная психологическая регуляция поведения и деятельности // Вопросы психологии, 2007, № 3. С. 3 – 16.

Тема 11. Закономерности развития психики в онтогенезе

  1. Закономерности онтогенеза психики человека как центральная проблема психологии. Проблема источников, условий, факторов, механизмов, движущих сил, формы и хода психического развития человека.
  2. Биологический и социальный детерминизм в онтогенезе человека.
  3. Диалектика биологического и социального факторов в развитии психики человека.
  4. Субъективная активность как фактор психического развития человека.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. М. 1984. С. 80 — 90.
  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М. 1981.- 584 с. — С. 370 — 381.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720

Структура психических явлений

Функциональные

Схема 8

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования

Методика

Это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры

Метод исследования

Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления

Методология исследования

Система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения об этой системе (принципы системности, детерминизма, развития)

Схема 9

Основные свойства и функции психики

Основные функции психики

Отражение воздействий окружающего мира

Регуляция поведения и деятельности

Планирование, преобразование

Познавательные и эмоционально-волевые процессы

Схема 10

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией

Виды живых существ достигших этого уровня развития

  1. Стадия элементарной сенсор-

ной психики

А. Нисший уровень -примитивные

элементы чувствительности.

Развитая раздражимость.

Критериями психического по А.Н. Леонтьеву является чувствитель-

ность на жизненно не значимые раздражители

Б. Высший уровень. Наличие

ощущений , появление важней-

шего органа манипулирования-

челюстей. Способность к форми-

рованию элементарных условных рефлексов.

2. Стадия перцептивной

психики

А. Низкий уровень. Отражение

внешней действительности в

форме образов предметов. Интеграция, объединение воз-

действующих свойств в целос-

тный образ вещи. Главный

орган манипулирования –

челюсти.

Б. Высший уровень. Элементар-

ные формы мышления, складыва-

ние определенной «Картины

мира».

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности осо-

бой, ориентировочно — исследова-тельвкой, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Пере-

нос знаний в новые условий. Соз-дание и использование примитив-

ных орудий. Способность к позн-анию окружающей действитель-

ности независимо от наличных биологических потребностей.

Учет причинно-следственных связей между явлениями в практических

действиях (инсайт).

А.Четкие реакции на биологические

значимые свойства среды через измене-

ние скорости и направления движения. Элементарные формы движения.

Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реаги-

рования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения

свойства среды.

Слабая, нецеленаправленная двигатель-

ная активность.

Б.Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий среды, уходить от

них; вести активный поиск положитель-

ных раздражителей. Индивидуальный

опыт и научение играют небольшую

роль. Главное значение в поведении

имеют жесткие врожденные программы.

А.Формирование двигательных

навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способ-

ности весьма сложны и разнообразны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицатель-

ных, развитое защитное поведение.

Б.Высокоразвитые инстинктивные

формы поведения, способность к

научению.

В.Выделение специализированных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с

широким использованием ранее приобретенных знаний и умений,

навыков.

А.Простейшие. Многие

многоклеточные организ-

мы, живущие в водной

среде.

Б.Высшие черви, улитки, некоторые другие беспоз-

воночные.

А.Рыбы и другие низшие позвоночные, а также

некоторые высшие беспозвоночные, насеко-

мые.

Б.Высшие позвоночные

В.Высшие позвоночные.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по а.Н. Леонтьеву и к.Э. Фабри)

Схема 11

Отличие человеческой психики от психики животных

Параметры сравнения

Психика животных

Психика человека

1. Филогенез

Биологическая эволюция

Культурно-историческое развитие

2. Факторы психического развития

Биологические

Социокультурные и социально-психологические

3. Факторы активности

Инстинктивное и поисковое поведение

Целенаправленная и осознанная деятельность, индивидуальная или совместная

4. Характер влияния

Непосредственно связанный с биологическими потребностями организмаи особенностями конкретной ситуации

Надситуативныйиопосредованный социокультурным опытом

5. Регуляторы активности/ поведения

Инстинкты, безусловные и условные рефлексы

Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы

6. Характер саморегуляции

Преимущественно непроизвольный, бессознательный

Произвольный: сознательный самоконтроль, воля

7.Информационный обмен со средой

1-я сигнальная система: информация о мире ощущений – сигналов, поступающих в мозг от органов чувств

2-я сигнальная система:информация о мире поступает в языковой форме; сигналами выступают знаки языка

8. Форма коммуникации между особями одного вида (индивидами)

Невербальная:

экспрессивные движения, звуковые сигналы

Вербально-знаковая:

Язык, система знаков и значений

9. Уровень развития психических функций

Низшие/натуральные

(генетически запрограммированные) психические функции

Высшие/ опосредованные

(культурно-обусловленные) психические функции

10. Характер интеллектуальной/ мыслительной деятельности

У высших млекопитающих:

Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) задач в конкретных проблемных ситуациях

Словесно-логическое

(вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию

Схема 12

Критерии психического

Схема 14

«Блоки» мозга» (а.Р. Лурия)

Основные подходы к проблеме локализации высших психических функций

Схема 15

Функциональная ассиметрия мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Аналитическое, словесно-логическое мышление. Анализ, умозаключение, установле­ние причинно-следственных связей, организация деятельности во време­ни, планирование; чтение, письмо,счет

Синтетическое, глобальное, наглядно-образное и интуитивное мышление.

Синтез, оперирование целостными гештальтами, пространственное восприятие, одномоментное «схватывание», воображение

Вербальный, словесный, буквальный, конкретный язык; речевая активность, чувствительность к смыслу

Невербальный, образный язык; восприятие эмоциональных состояний

Целесообразность

Спонтанность

Оперирование дискретной информацией, фактами, данными, цифрами

Оперирование образной информацией

Результативность, конечный продукт

Процессуальность

Детальное восприятие

Целостное, образное восприятие

Конвергентное, репродуктивное мышление

Дивергентное, продуктивное мышление

Применение последовательного подхода, приближение шаг за шагом, логика, структура, математические модели, наука и техника, последова-тельность, порядок, разработка хорошо определенных планов

Целостный подход, абстрактные темы, художественное выражение, образ тела, символы, фантазии, сны, образы, метафоры, чувства, эмоции, творческие ремесла, знания через образ, исполь-зование опыта, конструктивные задачи, молитва, медитация

Хронологический порядок

Текущее время

Видение мира веселым, легким, позитивные эмоции

Видение мира мрачным, негативные эмоции

Классификация методов исследования в психологии (по б.Г. Ананьеву)

Организационные

Эмпирические

Количественного и качественного анализа

Интерпретационные

Сравнительный

Лонгитюдный

Комплексный

Основные:

Наблюдение,

Самонаблюдение,

Экспериментальный,

Психодиагностика

Дополнительные:

Беседа,

Анкетирование,

Рейтинг,

Социометрия

Методы математической статистики

Корреляционный,

Факторый,

Дисперсионный,

Дискриминантный

Анализ материалов исследования содержательной сущности изучаемых психических явлений и дифференцировка их по темам, группам, вариантам

Теоретический анализ;

Обобщение материалов исследований с позиций системно-структурного, функционального, генетического, кибернетического, информационного и других подходов

Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выготского

Уровневое строение психических функций

  1. Уровень натуральных психических функций, непосредственных, врожденных, непроизвольных (ощущения, эмоции, память и т.д.).
  2. Уровень культурных, высших психических функций (анализирующее восприятие, высшие человеческие чувства, смысловая память, воображение, речь).

Свойства ВПФ

Произвольность; опосредованность; прижизненное формирование через обучение.

Стадии формирования ВПФ

  1. Интерпсихическая форма (внешний контроль, оценка, управление, регуляция);
  2. Интрапсихическая форма (самоконтроль, самооценка, самоуправление, саморегуляция).

Системное и смысловое строение сознания

Сознание как иерархическая система высших психических функций;

Значение и смысл как образующие сознание.