Тема 1. Психология в системе наук
- Психология в системе гуманитарных, естественных и социальных наук.
- Фундаментальные и прикладные отрасли современной психологии.
- Общая психология в системе современных психологических знаний.
Литература:
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. — метод. пособие курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с.
Тема 2. Мозг и психика
- Психофизиологическая проблема в психологии.
- Взгляды физиологов на основы психической деятельности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Л. Ухтомский и др.).
- Проблема локализации психических функций. Гипотеза А.Р. Лурии о блоках мозга.
- Асимметрия мозга в системе целостного функционирования организма и психики человека.
Литература:
- Брагина Е.В., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
- Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
- Микадзе Ю.В., Скворцов А.А. Понятие «фактор» в теории системно-динамической локализации высших психических функций // Вопросы психологии, 2007, № 4. — С. 80 – 89.
- Назаров А.И., Травина О.В. Ассиметрия динамики межполушарных взаимодействий // Вопросы психологии, 2006, № 2. — С. 167 – 175.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496 с.
- Удачина Е.Г., Квасовец С.В. Полезависимость/ поленезависимость и межполушарная ассиметрия // Психологический журнал, 2006, том 28, № 6. — С. 29 – 37.
- Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. — №2. – С. 104 -118.
- Шубин А.В., Серпионова Е.И. Ассиметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии, 2007, № 4. — С. 89 – 98.
Тема 3: Развитие психики в филогенезе
- Общие закономерности развития психики в филогенезе.
- Изучение поведения животных: история и методы.
- Сравнительный анализ человеческой и животной психики.
Литература:
Детская психология в вопросах и ответах
... рода противоречийвозможно при введении в изучение курса психологии, как детской, oак ипедагогической, большого количества практических ... ребенка в настоящее время, но и наособенности психики, которые только ещескладываются в перспективе, т.е. предвидеть ... в период их кризисногоразвития?"”Отвечая на этот вопрос необходимо активизировать мыслительныеоперации сравнения – противопоставления, привлечения ...
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. — метод. пособие курсу «Психология человека».- М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.
- Годфруа Ж.. Что такое психология?: В 2-х т. Том 1: пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с.
- Макфарленд Д.А. Поведение животных: Психология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с.
Тема 4. Проблема метода в психологии
- Методологические категории и принципы в современной психологии.
- Этика психологического исследования.
- Проблема классификации методов психологического исследования.
- Малоформализованные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, интервью (основные требования к проведению, достоинства, недостатки, методы повышения эффективности и надежности).
- Высокоформализованные методы в психологии: тестирование и эксперимент.
- Использование проективных методов в деятельности практического психолога (тест Люшера, тест Роршаха, тест Розенцвейга, графические методики).
Литература
- Бермус А.Г. Естественнонаучная парадигма в психологии: выбор ориентиров // Вопросы психологии. 1998. №4. – С. 79 – 84.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2002. – 528 с.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2003. – 272 с. – С. 258 – 270.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 1997. – 256 с.
- Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования / Психологический журнал, 2004, том 25, № 3, С. 5 -16.
- Практическая психология образования: Учеб. Для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений /Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В.: Под ред. Дубровиной И.В. — М.: Сфера, 2000. – 526 с.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии.
– СПб.: Речь, 2002. – 416 с. – (Психологический практикум).
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
Тема 5: Возникновение и развитие сознания
- Историческое становление понятия сознания в психологии.
- Факторы и условия возникновения и становления сознания в филогенезе и онтогенезе.
- Проблема сознания в зарубежной психологии.
- Разработка проблемы сознания в культурно-исторической и деятельностной психологии.
- Структурный подход в исследовании сознания.
- Сознание и самосознание личности.
- Современные подходы к пониманию рефлексии.
Литература:
Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы
... работе: оно начинается с постановки конкретной проблемы – проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы пособия, краткого обзора литературы по теме. Затем ... Дипломная работа представляет собой завершенное теоретико-экспериментальное исследование в области психологии, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания и практические навыки ...
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с. – С. 323 — 346.
- Выготский Л.С. Проблема сознания. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М. 1982. С. 156 — 167.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб: Речь, 2007. – 655 с. — С. 295 — 318.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с. — С. 96-121.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. — М: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.: ил.
- Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 256 с. – С. 148 — 154.
Тема 6. Проблема бессознательного в психологии
- Историческое становление понятия бессознательного в психологии.
-
Соотношение сознания и бессознательного.
3. Виды бессознательного.
4. Классификация неосознаваемых процессов и состояний.
Литература:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496 с.
- Смирнова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». – 5-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 685 с. – С. 290 — 342.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. – 448 с.
Тема 7. Становление предмета психологии: основные направления
отечественной психологической науки
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: проблема развития ВПФ и сознания человека. Школа Л.С. Выготского.
Деятельностная психология А.Н.Леонтьева.
Субъектно-деятельностная парадигма в психологии (С.Л.Рубинштейн).
Психология административной деятельности органов внутренних дел
... безопасности государства, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; координирует деятельность правоохранительных органов. . Министр внутренних дел Республики Казахстан 1. Министерство ... управления внутренними делами является Министерство внутренних дел Республики Казахстан. Деятельность министерства и его структурных подразделений осуществляется в нескольких организационно- ...
Школа С.Л. Рубинштейна.
Литература:
1. Барабанщиков В.А. Системный подход в психологии (к 80 — летию со дня рождения Б.Ф. Ломова) // Вопросы психологии, 2007, № 2. С. 145 – 152.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Изд-во «АЛЕТЕЯ», 2003.
3. Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы,
трагедии, парадоксы // Психологический журнал, 2001, том 22, № 6, С. 5 -13.
4. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М. 1983. — 488 с. –
С. 156 — 168.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М. 1983. — 368 с. — С. 6 — 41.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
- Леонтьев А.А. Выготский Л.С. Кн. Для учащихся 9 — 11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учеб. Пособие / Нижегород. гос. пед. ун-т. — Нижний Новгород; НГПУ, 2001. – 196 с. — С. 24 — 38.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В.Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. – ий центр «Академия», 2002.–176 с. – С. 8 – 19.
Тема 8. Проблема деятельности в психологии
- Деятельностная и субъектно — деятельностная парадигмы в психологии. Сравнительный анализ основных понятий, положений и принципов.
- Психологическая структура деятельности.
- Свойства деятельности и сознания человека (по А.Н. Леонтьеву).
- Основные виды деятельности, их общая характеристика.
- Развитие деятельности и общения в онтогенезе.
- Проблема формирования деятельности, навыков и привычек у человека. Деятельность и научение в развитии личности.
Литература:
- Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. № 2. – С. 42 – 50.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с. – С. 122 -174.
- Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер, А.В.Потапова. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 216 с. – С. 102-118.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
- Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная системная психологическая регуляция поведения и деятельности // Вопросы психологии, 2007, № 3. С. 3 – 16.
Тема 9. Становление предмета психологии: ведущие направления в
зарубежной психологической науке
- Понятие «парадигма» в психологии. Парадигмальный статус психологии.
- Гуманитарная и естественно-научная парадигмы.
- Предмет и методы поведенческой и глубинной психологии. Гештальтпсихология.
- Неофрейдизм. Когнитивистская и гуманистическая парадигмы.
Литература:
- Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2003. – 64 с.
- Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 216 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496 с.
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1990. №2.
- Смирнова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». – 5-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 685 с.
- Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: учеб. пособие.– М.: Лига, 2006.–176 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб. 2000. — С. 317 — 348; С. 349 — 390.
- Ярошевский М.Г. Психология в XXстолетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., Полит — издат, 1971. – 368 с.
Тема 10. Актуальные проблемы современной психологии
- Актуальные проблемы и задачи психологической науки на современном этапе ее развития.
- Современной психологическая практика: цели, задачи и методы.
- Специфика и взаимосвязь научной и научно-практической психологии (цели, задачи, методы, этапы).
Литература:
- Берулава Г. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2003. – 64 с.
- Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XIвека // Психологический журнал, 2006, том 21, № 1, С. 23-33.
- Марцинковская Т.Д. Актуальные проблемы методологии современной психологии // Вопросы психологии, 2007, № 2. С. 171 – 176.
- Практическая психология образования: Учеб. Для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений /Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В.: Под ред. Дубровиной И.В. — М.: Сфера, 2000. – 526 с.
- Психология 21 века: пророчества и прогнозы (материалы круглого стола) // Вопросы психологии. 2000. №1, С. – 3 -36; №2, С. – 3 – 41.
- Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная системная психологическая регуляция поведения и деятельности // Вопросы психологии, 2007, № 3. С. 3 – 16.
Тема 11. Закономерности развития психики в онтогенезе
- Закономерности онтогенеза психики человека как центральная проблема психологии. Проблема источников, условий, факторов, механизмов, движущих сил, формы и хода психического развития человека.
- Биологический и социальный детерминизм в онтогенезе человека.
- Диалектика биологического и социального факторов в развитии психики человека.
- Субъективная активность как фактор психического развития человека.
Литература:
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. М. 1984. С. 80 — 90.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М. 1981.- 584 с. — С. 370 — 381.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720
Структура психических явлений
Функциональные
Схема 8
Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования
Методика Это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры |
Метод исследования Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления |
Методология исследования Система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения об этой системе (принципы системности, детерминизма, развития) |
Схема 9
Основные свойства и функции психики
Основные функции психики
|
Отражение воздействий окружающего мира
|
|
Регуляция поведения и деятельности |
|
Планирование, преобразование |
Познавательные и эмоционально-волевые процессы
Схема 10
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика |
Особенности поведения, связанные с данной стадией |
Виды живых существ достигших этого уровня развития |
ной психики А. Нисший уровень -примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Критериями психического по А.Н. Леонтьеву является чувствитель- ность на жизненно не значимые раздражители Б. Высший уровень. Наличие ощущений , появление важней- шего органа манипулирования- челюстей. Способность к форми- рованию элементарных условных рефлексов. 2. Стадия перцептивной психики А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз- действующих свойств в целос- тный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти. Б. Высший уровень. Элементар- ные формы мышления, складыва- ние определенной «Картины мира». В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности осо- бой, ориентировочно — исследова-тельвкой, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Пере- нос знаний в новые условий. Соз-дание и использование примитив- ных орудий. Способность к позн-анию окружающей действитель- ности независимо от наличных биологических потребностей. Учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). |
А.Четкие реакции на биологические значимые свойства среды через измене- ние скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реаги- рования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигатель- ная активность. Б.Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий среды, уходить от них; вести активный поиск положитель- ных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. А.Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способ- ности весьма сложны и разнообразны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицатель- ных, развитое защитное поведение. Б.Высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению. В.Выделение специализированных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний и умений, навыков. |
А.Простейшие. Многие многоклеточные организ- мы, живущие в водной среде. Б.Высшие черви, улитки, некоторые другие беспоз- воночные. А.Рыбы и другие низшие позвоночные, а также некоторые высшие беспозвоночные, насеко- мые. Б.Высшие позвоночные В.Высшие позвоночные. |
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по а.Н. Леонтьеву и к.Э. Фабри)
Схема 11
Отличие человеческой психики от психики животных
Параметры сравнения |
Психика животных |
Психика человека |
1. Филогенез |
Биологическая эволюция |
Культурно-историческое развитие |
2. Факторы психического развития |
Биологические |
Социокультурные и социально-психологические |
3. Факторы активности |
Инстинктивное и поисковое поведение |
Целенаправленная и осознанная деятельность, индивидуальная или совместная |
4. Характер влияния |
Непосредственно связанный с биологическими потребностями организмаи особенностями конкретной ситуации |
Надситуативныйиопосредованный социокультурным опытом |
5. Регуляторы активности/ поведения |
Инстинкты, безусловные и условные рефлексы |
Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы |
6. Характер саморегуляции |
Преимущественно непроизвольный, бессознательный |
Произвольный: сознательный самоконтроль, воля |
7.Информационный обмен со средой |
1-я сигнальная система: информация о мире ощущений – сигналов, поступающих в мозг от органов чувств |
2-я сигнальная система:информация о мире поступает в языковой форме; сигналами выступают знаки языка |
8. Форма коммуникации между особями одного вида (индивидами) |
Невербальная: экспрессивные движения, звуковые сигналы |
Вербально-знаковая: Язык, система знаков и значений |
9. Уровень развития психических функций |
Низшие/натуральные (генетически запрограммированные) психические функции |
Высшие/ опосредованные (культурно-обусловленные) психические функции |
10. Характер интеллектуальной/ мыслительной деятельности |
У высших млекопитающих: Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) задач в конкретных проблемных ситуациях |
Словесно-логическое (вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию |
Схема 12
Критерии психического
Схема 14
«Блоки» мозга» (а.Р. Лурия)
Основные подходы к проблеме локализации высших психических функций
Схема 15
Функциональная ассиметрия мозга
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Аналитическое, словесно-логическое мышление. Анализ, умозаключение, установление причинно-следственных связей, организация деятельности во времени, планирование; чтение, письмо,счет |
Синтетическое, глобальное, наглядно-образное и интуитивное мышление. Синтез, оперирование целостными гештальтами, пространственное восприятие, одномоментное «схватывание», воображение
|
Вербальный, словесный, буквальный, конкретный язык; речевая активность, чувствительность к смыслу
|
Невербальный, образный язык; восприятие эмоциональных состояний
|
Целесообразность
|
Спонтанность |
Оперирование дискретной информацией, фактами, данными, цифрами
|
Оперирование образной информацией |
Результативность, конечный продукт
|
Процессуальность |
Детальное восприятие
|
Целостное, образное восприятие |
Конвергентное, репродуктивное мышление
|
Дивергентное, продуктивное мышление |
Применение последовательного подхода, приближение шаг за шагом, логика, структура, математические модели, наука и техника, последова-тельность, порядок, разработка хорошо определенных планов |
Целостный подход, абстрактные темы, художественное выражение, образ тела, символы, фантазии, сны, образы, метафоры, чувства, эмоции, творческие ремесла, знания через образ, исполь-зование опыта, конструктивные задачи, молитва, медитация |
Хронологический порядок
|
Текущее время |
Видение мира веселым, легким, позитивные эмоции
|
Видение мира мрачным, негативные эмоции |
Классификация методов исследования в психологии (по б.Г. Ананьеву)
Организационные |
|
Эмпирические |
|
Количественного и качественного анализа |
|
Интерпретационные |
Сравнительный Лонгитюдный Комплексный |
Основные: Наблюдение, Самонаблюдение, Экспериментальный, Психодиагностика
Дополнительные: Беседа, Анкетирование, Рейтинг, Социометрия
|
Методы математической статистики Корреляционный, Факторый, Дисперсионный, Дискриминантный
Анализ материалов исследования содержательной сущности изучаемых психических явлений и дифференцировка их по темам, группам, вариантам
|
Теоретический анализ; Обобщение материалов исследований с позиций системно-структурного, функционального, генетического, кибернетического, информационного и других подходов |
Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выготского
Уровневое строение психических функций |
|
Свойства ВПФ |
Произвольность; опосредованность; прижизненное формирование через обучение. |
Стадии формирования ВПФ |
|
Системное и смысловое строение сознания |
Сознание как иерархическая система высших психических функций; Значение и смысл как образующие сознание.
|