материалистическое понимание психики в теории деятельности Леонтьева

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2

Глава 1. Материалистическое представление о психике…………………………. …5

1. Материалистическое понимание психики……………………………………….5

1. 2. Материалистические учения о психике……………………………………………8

Глава 2. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева………………..21

2.1. Общее понятие о деятельности…………………………………………………………21

2.2. Структура деятельности……………………………………………………………25

2.3. Теория деятельности и предмет психологии……………………………………..40

Заключение………………………………………………………………………….43

Список использованной литературы. ……………………………………………….45

Введение

В данной работе я рассматриваю вопрос о материалистическом представлении психики и о теории деятельности А.Н.Леонтьева. Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. Я подробно постараюсь рассмотреть подход отечественных психологов, исходящих из позиций диалектического материализма. В советской психологии особенно большое значение для общего понимания психики имело учение исторического материализма о роли сознания в деятельности людей. В зарубежной психологии сознание обозначало, некое общее качество всех сознаваемых явлений, как бы свет, в котором все они выступают, и сознание наличия этих явлений, как бы сопереживание своей психической деятельности. В отличие от этого в историческом материализме сознание разъясняется как специфическая особенность человеческой психики, формирующейся в системе общественных отношений, в труде, на основе речи и усвоения различных форм общественного сознания. В основных положениях исторического материализма подчеркивается не только обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и активная роль сознания в деятельности людей, важность понимания ими объективных условий и задач своей деятельности. Понимание сознания как необходимого компонента активной деятельности распространяется на все формы психики, включая и психическую деятельность животных. Конечно, у животных эта деятельность ограничивается только приспособлением к окружающему миру, но все-таки приспособлением активным, а не пассивным (которое определяется только сочетанием стимулов и готовых механизмов реагирования).

Это общее понимание психики с позиций диалектического и исторического материализма получает в советской психологии все более углубленное теоретическое и экспериментальное воплощение. Для его теоретического обоснования особенно большое значение имели учение Л. С. Выготского о происхождении и природе высших психических функций и учение А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна об отношении психики к осмысленной внешней предметной деятельности, получившее название «проблемы деятельности в психологии».

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми ( ... Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения ... 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы ...

Предпосылками для возникновения деятельностного подхода стало то, что в 20-е годы 20 века спектр психологических направлений был чрезвычайно широким. В 1987 году Л. С. Выготский пишет, что в связи с большим наплывом различных направлений психология стала претерпевать кризис. По мнению Выготского, надо было создавать новую психологию, которая основывается на новой парадигме (на системе научных взглядов, в рамках которых находится то или иное явление).

Деятельностная парадигма и стала основной в новой психологии.

В проблеме деятельности получила углубленное развитие другая сторона принципиального вопроса, только намеченная в трудах Л. С. Выготского, вопроса об отношении психической деятельности к внешней, предметной деятельности субъекта. В отличие от бихевиоризма, в советской психологии подчеркивалась осмысленность человеческой деятельности, осмысленность не только и не столько субъективная, сколько прежде всего объективно-общественная, к которой лишь постепенно приближается ее осмысление ребенком.

А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн подчеркивали происхождение психической деятельности не только из форм общения, но также из других форм человеческой деятельности, причем не только происхождение из них, но и дальнейшее существование, так сказать, внутри внешней деятельности в качестве ее собственно психологического механизма; ими подчеркивалась также разносторонняя зависимость психики от этих предметных форм внешней деятельности. Общее положение заключалось в том, что психическая деятельность не только строится по образцам внешней предметной деятельности, но в сущности и остается ее особой разновидностью, включенной в эту внешнюю деятельность, живущей ее интересами, заимствующей у нее свои возможности (в частности, орудийного опосредствования), зависящей и по функции, и по развитию от места в структуре этой внешней деятельности. Разностороннему теоретическому и экспериментальному доказательству этих положений были посвящены усилия многих советских психологов 30-60-х годов. Так, на протяжении жизни целого поколения в сознание советских психологов все глубже проникала мысль, что понимание психической деятельности следует искать в ее отношениях именно с внешней предметной деятельностью. Ведущей методологической базой для исследования психики в отечественной науке выступает теория деятельности.

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... его отставание вразвитии многих видов деятельности?  Отвечая на данный вопрос, надо активизироватьзнания о сензитивных периодах ... рода противоречийвозможно при введении в изучение курса психологии, как детской, oак ипедагогической, большого количества практических ... оченьчувствителен к нормам, правилам. С удовольствием копирует внешние образыповедения. Но в своем стремлении к подражанию ...

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930-е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920-х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно-исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно-исторического и онтогенетического развития. Приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956-1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями).

В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.

В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским…………..

12 стр., 5606 слов

Анализ деятельности и индивидуального сознания

... был сформулирован принципиальный для советской психологии принцип единства сознания и деятельности. "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные ... в том числе через исследование деятельности. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих ...

Список использованной литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общюю психологию:курс лекций» М- АСТ: Астрель, 2009.

2. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) «Психология личности: словарь-справочник». К.: «Рута», 2001

3. Гоноболин Ф. Н. . «Психология » Изд-во:»Просвещение», М., 1973 г.

4. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» под ред. Давыдова В.В. и Леонтьева Д.А.

5. Ждан А.Н. История психологии. М.,1997.

6. Запорожец А. В,. Эльконин Д. Б «Вестник Московского университета» — 14. Психология, 1979, № 4, с. 14-24.

7. «А.Н. Леонтьев и современная психология» / Под ред. Запорожца А.В и др. М. М.: Изд-во МГУ, 1983;

8. Казаков Ю.Н; Золотарева Г.К., редактор: Л.И. Александрова.«Общая психология». (Конспект лекций).

9. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980

10. Ленин В.И.Полн. Собр. соч. 5-е изд.

11. Леонтьев А.Н. «Деятельностью Сознание. Личность» — М., 1975.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии деятельности (1969) // Философия психологии. М.,1994.

13. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики». М, 1972.

14. Леонтьев А.Н. «Методологические тетради»

15. Луковцева А. К. «

Психология и педагогика». Курс лекций 16. Лучинин А. С. « История психологии. Конспект лекций» Издательство: Эксмо, 2008 г.;

17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1999.

19. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» 1-е изд. М.,1935; 2-е изд. М., 1964