1.Социально-психологические закономерности общения. Его структура, виды, функции

12

№ 7 ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

План:

  1. Социально-психологические закономерности общения. Его структура, виды, функции.
  2. Общение как информационный процесс (коммуникация).
  3. Общение как взаимодействие (интеракция).
  4. Общение как восприятие и понимание человека человеком (социальная перцепция).
  5. Психология малых групп. Общение в группе.
  6. Профессиональное общение.

Общение — первый вид деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе и который является необходимым условием развития и формирования личности и групп.

Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, как естественное условие существования человека общественного и разумного. У разных людей разные способности к общению.

Общение является обязательным условием познания, формирования эмоционального отклика на действительность и определения поведения в этой действительности.

Общение — наиболее сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Аспекты подготовки к общению:

  • развитие особенностей мышления;
  • формирования навыка свободного владения речью;
  • формирование определенных установок в сфере О (отношение к партнеру по общению как к цели, интереса к процессу общения, терпимости к общению как к диалогу);
  • развитие и формирование новых коммуникативных умений;
  • развитие определенных личностных особенностей, в т. ч. эмпатии.

Структура общения: коммуникация; интеракция; социальная перцепция.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... интимных отношений. Значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека. Формирование и развитие морали   Ранняя юность — время реального перехода к настоящей ... выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения. Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения ...

Функции общения:

  • контактная (установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаемоориентованости);
  • информационная (обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием — передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос);
  • побудительная (стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий);
  • координационная (взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности);
  • понимания (не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга);
  • амотивная (вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний);
  • установления отношений (осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусная, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивидом);
  • осуществления воздействия (изменение состояния, поведения, личностно-змис-тових образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Виды общения:

  1. Примитивное (оценивают другого как нужный или мешающий объект).
  2. Формально-ролевое (регламентированы содержание, средства О).
  3. Деловое (интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения).
  4. Духовное, межличностное (в случае близкого знакомства собеседников).
  5. Манипулятивное (направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы [лесть, обман…]).
  6. Светское (беспредметное).

2.Общение как информационный процесс

Одни ученые отождествляют понятие «коммуникация» и «общение», другие считают, что общение включает в себя коммуникацию, являясь всеобъемлющем понятием.

2 стр., 975 слов

Виды и функции общения.Структура коммуникации

Содержание Введение 3 1. Виды и функции общения 5 2. Структура коммуникации 10 3. Основные цели коммуникации 13 4. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления 15 Заключение 22 Список использованной литературы 23 ВВЕДЕНИЕ Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, ...

Коммуникация – обмен информацией (различными представлениями, идеями, интересами, настроениями) между людьми.

Общение шире, богаче коммуникации, оно связывает людей не только передачей практических действий, но и элементами взаимопонимания.

Коммуникативное влияние возможно лишь при единых или сходных системах кодификации и декодификации у партнеров (один язык), но и этом случае могут возникнуть специфические барьеры (полит., религ., профес. различия).

Информация, которая исходит от коммутатора, может быть:

  • побудительная (выражается в приказе, совете, просьбе);
  • констатирующая (в форме сообщения).

Побудительная информация — если цель коммуникатора изменить наше поведение в сторону совершения какого-нибудь поступка.

Констатирующая информация – используется в различного рода образовательных системах. Поскольку в итоге она оказывает влияние на наши поступки, ее относят к коммуникации.

Передача информации осуществляется с помощью знаковых систем:

  • вербальная коммуникация;
  • невербальная коммуникация (жесты, мимика, пантомимика, паралингвистическая система знаков, экстралингвистическая система знаков).

Паралингвистическая система знаков – система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность).

11 стр., 5008 слов

Психодиагностика конфликтов в деловом общении

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт Деловое общение Контрольная работа на тему: «Психодиагностика конфликтов в деловом общении» Выполнила студентка группы 214Факультета Менеджмента и маркетингаСпециальности Государственное и муниципальное управление№ личного дела 06мгб00413Коваленко Г.Г. Проверил: доктор философских наукПрофессор Ратников В.П. Москва 2007 годВариант № 22. 1. ...

Экстралингвистическая система знаков – паузы, покашливание, смех, плач (увеличивают семантическую значимость информации).

Причины плохой коммуникации: стереотипы; предвзятые представления; плохие отношения между людьми; отсутствие внимание и интереса собеседника; пренебрежение фактами; неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: открытое – закрытое; монологическое – диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (по душам).

3.Общение как взаимодействие (интеракция)

Интерактивная сторона общения – характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности (согласование действий, убеждение собеседника…).

Все взаимодействия делятся на:

  • кооперацию (силы участников координируются, суммируются);
  • конкуренцию (ярко выраженная форма конфликт).

Конфликт (от латинского – conflictus — столкновение) – столкновение противоположено направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт рассматривают как психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием не стыкуемых тенденций поведения.

Предмет конфликта – конкретные материальные и духовные ресурсы, неудовлетворенные потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия, т.е. то, из-за чего возник конфликт.

Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для разрешения конфликта.

25 стр., 12489 слов

Глава III. Общение и взаимодействие людей

... в конфликт. Отметим характерные свойства для конкуренции: борьба за свои интересы; активные взаимонаправленные действия субъектов; противоположность целей участников взаимодействия; нарушение стабильности ... видов человеческой деятельности; общение – это взаимодействие субъектов. С точки зрения психологии о Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, ...

Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период.

Конфликтные противоречия – основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположенных интересов, устремлений, потребностей.

Причины конфликта – условия, которые привили к обострению противоречий, обострению конфликта.

Каждый конфликт имеет пространственные (сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; результат конфликта; средства и действия, которые используют субъекты конфликта) и временные характеристики (длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, также временные параметры каждого из этапов развития конфликта).

Конфликт имеет динамику развития, включающие следующие стадии:

  1. Предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженности в отношениях.

  2. Обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях.
  3. Постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация.
  4. Конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания.
  5. Разрешение конфликта.
  6. Постконфликтная стадия, ситуация новое содержание отношений между участниками конфликта.

В конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:

  1. Адекватность отражения конфликта.

К типичным искажениям восприятия относятся:

а) «Иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.

3 стр., 1483 слов

Сущность конфликта и решение конфликтных ситуаций на примере организации «Коммерсант» ИП Требунских В.А

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...…………….….… 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КОНФЛИКТОВ И РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ …………………………………7 1.1. Специфика конфликта в организации…………………………...…… 7 1.2. Организационные конфликты…………………………..…………… 15 1.3. Производственные конфликты……………………………………..…19 1.4. Трудовые конфликты в организации……………………………..…..28 1.5. Инновационные конфликты ...

б) «Поиск соломинки в глазу другого» — каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон, склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

в) «Двойная этика» — даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.

г) «Все ясно» — очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера — наоборот, плохи и неадекватны.

  1. Открытость и эффективность общения конфликтующих сторон.

Контроль эмоциональной сферы — когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника – необходимо помочь друг другу освободиться от этих чувств (японцы придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья).

И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства, если это ведет к эмоциональной реакции.

Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих претензий вы раздражаетесь, все больше и больше и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо сказать себе: «Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что я могу сделать для решения этой проблемы в будущем». После этого дайте понять противнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в роде: «Да, я вижу, мы оба раздражены, но это раздражение никуда нас не приведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем».

7 стр., 3477 слов

Этапы развития группы. Конфликты как форма проявления противоречий, их роль в общении

... стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты ... за ними права принимать значимые для группы решения; ) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии ... рода результат действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет ...

Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-то, с кем вы должны будете продолжать общение. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:

  • что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
  • каких реакций я жду со стороны другого?
  • на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?

Преодоление страха в конфликтной ситуации — если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае — уделите приблизительно 1 минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавится от этого страха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ каким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем.

Преодоление конфликтов посредством общения — любое нарушение общения может привести к конфликту (человек выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно; слушает невнимательно; возникает непонимание в отношении того, что подразумевается; препятствием могут стать скрытые предположения).

Если вы используете в конфликтной ситуации ключевые элементы общения, то сделайте шаг к преодолению конфликтов — уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение и следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.

Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что, думаете или чувствуете.

Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.

Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого.

Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала.

Научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать эмпатически; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).

3.Создание климата взаимного доверия и сотрудничества — проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.

Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это — момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.

4.Оределение существа конфликта — чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения, желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов:

А) Определение основной проблемы — важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними.

Поэтому желательно выяснить:

  • как я понимаю проблему?
  • какие мои действия, и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?
  • как мой партнер видит проблему?
  • какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?
  • соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?
  • как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему?
  • в каких вопросах мы с партнером расходимся?
  • в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

Б) Определение причины конфликта — конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются (желание безопасности, независимости или причастности, из опасений утратить что-либо значимое).

В своей книге Роджер Фишер и Уильям Юри отмечают, что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять, т.о., их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон.

Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы — ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех, распознание скрытых желаний или страхов (другого человека или ваших собственных).

Такое знание позволяет вам найти решения, которые удовлетворят эти желания или рассеют страхи и устраняют возникшую проблему.

В) Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта — если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желанных результатов.

5.Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров — для поиска взаимовыгодного решения вам следует найти общую почву. Два пути таких переговоров проходят через компромисс или сотрудничество.

Выбирайте компромисс, когда:

  • проблема относительно проста и ясна;
  • для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее;
  • лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины;
  • проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон;
  • вам не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или вам не удалось добиться своего с использованием собственной власти.

Выбирайте сотрудничества, когда:

  • предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения;
  • обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов;
  • для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем;
  • стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения;
  • обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать его.

Вы начинаете с работы над своими эмоциями и берете их под свой контроль. Затем внимательно выслушиваете другую сторону, ее интересы, нужды и желания и даете при этом понять, что слова другого человека и других людей услышаны вами. При этом вы излагаете собственные желания и интересы, описывая их как можно конкретнее (и честнее).

Переходите к стадии сбора интуитивно найденных решений, количество которых не следует ограничивать.

Рассматриваете все возможные варианты, выбирая оптимальный, который удовлетворяет обе стороны.

Ваш конфликт будет разрешен, и каждый из участников будет в выигрыше.

Стили управления конфликтом:

  • интегрирование (ориентация на себя и других);
  • уступчивость или сглаживание (низкая на себя и высокая на других);
  • доминирование (высокая на себя и низкая на других);
  • избегание (низкая на себя и на других);
  • компромисс (средняя на себя и на других).

4.Общение как восприятие и понимание человека человеком (социальная перцепция)

К числу факторов, обуславливающих взаимопонимание и сотрудничество между людьми в общении и в деятельности, следует отнести механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии.

Идентификация – психологический процесс отождествления себя с другим человеком, группой, коллективом, помогающий успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать и преобразовывать социальные нормы и ценности, принимать социальные роли.

Эмпатия -способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других, умение поставить себя, на место партнера по общению.

В жизни конкретного человека эмпатия:

  • исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;
  • помогает преодолевать психическую защиту другого;
  • расширяет представления о жизни других;
  • обогащает собственный эмоциональный опыт;
  • развивает личность и систему её ценностей;
  • несёт охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом является формирование межличностных отношений.

5.Психология малых групп. Общение в группе

Черты, присущие группе:

  • взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует;
  • определённость ролей, которые используют отдельные индивиды;
  • обособленность лидеров, влияющих на остальных;
  • общность целей, деятельности и организации;
  • наличие у членов группы чувства “мы”, единства группы;
  • сплоченность;
  • определённая локализация в пространстве и времени.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние (2 чел.) и верхние границы (20-30)– определяются качественными признаками МГ:

  • контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями;
  • целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Оптимальный размер МГ зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.

Классификация социальных групп:

  • по размеру (большие, средние, малые, микругруппы);
  • по организованности (организованные, неорганизованные);
  • по общественному статусу (формальные, неформальные);
  • по уровню развития (слаборазвитые, высокоразвитые);
  • по значимости (референтные, нереферентные);
  • по непосредственности взаимоотношений (реальные, условные, первичные, вторичные).

В этой связи принято выделять группы первичные (наименьшие по размеру и далее не делимые общности), и вторичные группы (формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп).

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя

Естественные группы делятся на формальные (официальные) — создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций и неформальные (неофициальные) — возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтными (любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать).

В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые (характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы).

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими (определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности).

Стили управления: авторитарный, демократический (коллективный), либерально-анархический (попустительский), непоследовательный (алогичный).

6.Профессиональное общение

В профессиональной деятельности общение обеспечивает её планирование, осуществление и контроль.

Специфика профессионального общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов.

Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность производственного процесса, а также особенности развития личности и формирование межличностных отношений в коллективе.

Профессиональное общение может бытьосновано:

  • на субъект-объектных принципах (общение по типу поручений, приказов и т.д.);
  • субъект — субъектных (характеризуется равенством психологических позиций партнеров по общению, при котором происходит взаимное проникновение в мир чувств и понимании друг друга.

Последний способ способствует не только оптимизации производственного процесса, повышая его результативность, но и установлению доверительных отношений между специалистами).

Принципы делового общения:

  • кооперативности (твой вклад должен быть таким, которого требует совместно принятое направление разговора);
  • достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);
  • качества информации (не ври);
  • целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);
  • выражай мысль ясно и убедительно для собеседника;
  • умей слушать и понять нужную мысль.