Программа уч.практ. 14 гр.ЗФО 2014-15г

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЗФО

Введение

Система подготовки бакалавров по психолого-педагогическому направлению в университете представляет собой целостный, сложный процесс, показателями результативности которого является способность выпускников самостоятельно решать сложные профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях, стремление осваивать новые психопедагогические технологии, принимать нестандартные решения в целях эмоционального благополучия и духовно-интеллектуального развития ребенка.

Цель педагогической практики заключается в овладении студентами прикладной сферой педагогической профессии и формировании у них основ рефлексивно исследовательских умений на базе полученных теоретических знаний, осознание потребности в самосовершенствовании и саморазвитии как профессионального ресурса в организации компетентного сопровождения родителей и их детей в период дошкольного детства.

Учебная практика направлена на приобретение первичных профессионально-педагогических аналитических умений на основе включенного наблюдения. В ходе учебной практики студенты выполняют задания по изучению и анализу педагогических ситуаций, возникающих в ходе взаимодействия действующего педагога с детьми.

Производственная практика подразумевает самостоятельную работу студентов в образовательных учреждениях в сопровождении ведущих педагогов дошкольной образовательной организации. Данный вид практики позволяет не только отслеживать теоретическую подготовку студентов, но и обогащает их практическими навыками, вырабатывает исследовательские умения будущих специалистов.

Предполагается, что студенты за годы обучения в ходе практики выступят в роли воспитателя, старшего воспитателя, практического психолога, преподавателя средней специальной образовательной организации. Постоянно усложняясь от курса к курсу, педагогическая практика способствует развитию у каждого студента профессиональных умений, нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, а так же нравственно-эстетических и артистических способностей, необходимых педагогу.

17 стр., 8095 слов

Описание организации, ее структуры, задач, роли и места психолога в ней

... студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации. Основной целью производственной практики является практическое закрепление теоретических знаний, полученных в ходе ... ……………………………………………………………………………...3 1. Индивидуальная программа производственной практики…………………………………………………………………….…4 2. Описание организации, ее структуры, задач, роли и места ...

Функции участников практики конкретизируются в зависимости от ее вида.

Для руководства педагогической практикой студентов назначается факультетский руководитель практики. В его обязанности входит:

  1. Планирование и организация всех видов практики и подведение ее итогов.
  2. Подбор, по согласованию с органами управления образованием и руководством факультета, баз практики, заключение договоров с базовыми учреждениями.
  3. Проведение конференций по организации практики, обсуждению ее хода и результатов.
  4. Распределение студентов по базовым учреждениям и оформление соответствующей документации (приказа, плана, отчета, ведомости и др.)
  5. Оценивает и анализирует отчетную документацию студентов, их работу (совместно с руководителями и педагогами образовательных учреждений).
  6. Составление отчетов по результатам практики, обобщение опыта организации практики и внесение предложений по ее совершенствованию.

Руководитель дошкольной образовательной организации (далее ДОО):

  1. Обеспечивает условия для проведения практики.
  2. Знакомит студентов с учреждением (направлением его деятельности и спецификой, структурой управления, документацией, сотрудниками), организацией научно-методической работы и обеспечивает активное участие в ней студентов во время практики.
  3. Поддерживает связь с факультетским руководителем практики.

Педагог образовательной оргаизации (старший воспитатель, воспитатель ДОО, преподаватель ССУЗа и др.):

  1. Знакомит студентов с планами своей работы.
  2. Проводит открытые занятия.
  3. Участвует в разных формах методической работы.
  4. Знакомит студентов с особенностями детей своей группы.
  5. Совместно с факультетским руководителем уточняет содержание работы каждого студента, согласовывает индивидуальный календарный план.
  6. Консультирует студентов по текущим вопросам, помогает предупредить ошибки.
  7. Привлекает студентов к оснащению педагогического процесса наглядными пособиями.
  8. Участвует в организуемых студентами открытых видах деятельности, анализирует их работу.
  9. Участвует в составлении характеристики, дает оценку сформированности профессиональных умений у студентов.

Студент-практикант:

  1. Участвует в установочной и итоговой конференциях.
  2. Соблюдает график работы, утвержденный факультетским руководителем, обязан присутствовать ежедневно в течение 6 часов, своевременно извещать работников образовательного учреждения о причинах отсутствия на практике.
  3. Изучает специальную литературу, рекомендованную по каждому виду практики.
  4. Выполняет все предусмотренные задания, тщательно готовится к своей работе.
  5. Подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка базового образовательного учреждения, соблюдает инструкции, распоряжения администрации учреждения и руководителя практики.
  6. Своевременно оформляет необходимую для каждого вида практики документацию.
  7. Проводит самоанализ уровня практических умений.
  8. Высказывает предложения по организации практики, совершенствованию практической подготовки.

К учебным и производственным практикам допускаются студенты:

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...

... педпрактики? Общее заключение о том, что дала практика студенту как будущему педагогу-психологу. 10. Предложения по совершенствованию содержания и организации практики, методического руководства со стороны работников школы и ...

— не имеющие академических задолженностей по учебным дисциплинам вуза;

— имеющие действующую Санитарную книжку единого образца;

— своевременно прошедшие медицинское освидетельствование и получившие допуск на работу в условиях дошкольного образовательного учреждения;

— принявшие участие в установочной конференции, проводимой выпускающей кафедрой для студентов-практикантов.

В отдельных случаях допускается прохождение практики студентом в ДОО, не являющимся базовым для факультета. Основанием для этого являются:

  1. ходатайство администрации конкретного образовательного учреждения на имя руководителя образовательной программы;
  2. личное заявление студента, завизированное заведующим кафедрой.

Данные документы должны быть представлены факультетскому руководителю практики не позднее, чем за 10 дней до её начала для своевременной подготовки приказа.

Исключение составляет лишь первая практика студента в ДОУ на 1 курсе (2-й семестр), которая проводится исключительно в базовой образовательной организации.

В целях предупреждения нежелательных последствий, студент-практикант обязан докладывать обо всех возможных изменениях в его индивидуальном учебно-производственном графике (плане) факультетскому руководителю практики. Например, это касается прецедентов по продлению сроков практики студента-практиканта по причине его болезни или в связи с болезнью руководителя-методиста. Окончательное решение в таком случае принимают обе стороны, ответственные за проведение практики – выпускающая кафедра (деканат) и базовое образовательное учреждение.

Администрация базового образовательного учреждения не вправе обязать студента-практиканта выполнять сверхнормативную или чужую работу, а также заниматься деятельностью, не имеющей отношения к педагогической практике и работе дошкольного педагога-психолога. В связи с этим, администрация базового учреждения должна в начале практики провести со студентами-практикантами необходимый инструктаж по технике безопасности, режиму и условиям прохождения практики.

Вместе с тем, студент имеет право (предварительно поставив в известность факультетского руководителя практики) по взаимному согласию с администрацией учреждения работать в качестве воспитателя или психолога в базовом образовательном учреждении, если это не наносит ущерб качеству как самой практики студента (его успеваемости в вузе), так и его производственной деятельности.

Учебная практика студентов I курса

Цель практики: формирование у студентов целостного представления об образовательном комплексе современной дошкольной образовательной организации (ДОО) и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду.

4 стр., 1828 слов

Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii ...

... классом по выбранному направлению. Задание 4. Рефлексивный отчет по итогам практики (отражающий деятельность практиканта как помощника классного руководителя и учителя-предметника) План рефлексивного ... по совершенствованию методики проведения урока. Задание 3. Обоснование, конспект и анализ проведенного воспитательного дела, мероприятия и т.п. валеологической направленности План обоснования ...

Задачи практики:

1. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности и создание у студентов установок на формирование профессиональной позиции в образовательном процессе дошкольного учреждения.

2. Ознакомление студентов с особенностями образовательного процесса в различных возрастных группах ДОО.

3. Изучение специфики труда воспитателя: функции и профессиональные обязанности педагога дошкольной организации. Формирование представления о том, что воспитатель – главный субъект воспитательного процесса в детском саду.

4. Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.

5. Формирование умений наблюдать, анализировать и оценивать достижения и слабые аспекты воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствия программным требованиям и личностной позиции педагога ДОО.

6. Овладение студентами средствами элементарной диагностики деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.

Критерии оценки деятельности студента-практиканта:

1. Социально-психологическая готовность к педагогической деятельности (умение устанавливать контакт с детьми, родителями, коллегами-воспитателями).

2. Установление личностно-доверительного контакта с родителями воспитанников.

3. Умение организовать и провести психолого-педагогическую диагностику всех участников образовательного процесса

4. Умение изучать и анализировать индивидуальные особенности воспитателей, воспитанников и межличностные отношения в группе.

5. Ведение документации (план работы, дневник).

6. Трудовая дисциплина.

По итогам студент обязан сдать следующую отчетную документацию: 1. Дневник практики, включающий в себя индивидуальный план работы: перспективный план, календарный план, конспекты и самоанализ зачетных занятий и мероприятий.

Рекомендации по оформлению и ведению дневника см. в Приложении 1.

  • Отчет студента о ходе практики, заверенный подписью студента. Рекомендации по оформлению отчета в Приложении 2.
  • Характеристика из ДОУ, заверенная подписью директора, оценкой и печатью.

Программа практики.

1. Изучение и анализ воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

2. Анализ специфики труда воспитателя ДОУ. Исследование взаимоотношений в системе «воспитатель-ребенок»

3. Психолого-педагогическая диагностики самооценки дошкольников и детско-родительских отношений.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть ... групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑ ...

4.Анализ и проведение досуговых мероприятий с детьми.

5. Заключительный этап практики. Оформление отчетной документации.

Задания для студентов.

Задание 1. Познакомиться с построением развивающей среды в детском саду. Подготовить доклад (реферат) по анализу образовательной среды в ДОУ.

Рекомендации по выполнению задания:

1. Во время экскурсии по дошкольному учреждению обратите внимание на создание развивающей среды:

— групповые ячейки и их оборудование;

— методический кабинет, его оснащение;

— физкультурный и музыкальный зал, бассейн;

— вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кабинет физиопроцедур, прачечная, кухня);

— участок детского сада.

2. Анализируя предметно-пространственную среду в дошкольных учреждениях, сделайте вывод о том, подчинена ли она ребенку и его психологическому здоровью, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды.

3. Сделайте зарисовки (фото) различных вариантов оформления интерьера и групповых комнат.

Задание 2. Изучить культуру педагогической деятельности воспитателя.

Рекомендации по выполнению задания.

1. Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух позиций:

а) содержания общения;

б) культуры речи воспитателя в общении.

2. Обратите внимание на культуру внешнего вида воспитателя, помощника воспитателя и всех сотрудников детского сада.

3. Подберите из детской литературы пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их при проведении режимных процессов с детьми различных возрастных групп.

4. Проведите беседу с воспитателями, сделайте выводы , анализ результатов опроса. Ответьте, что совпало с вашими взглядами на профессию воспитателя, а что нет. Почему?

5. Подготовьте анализ стиля общения воспитателя с детьми.

Вопросы к беседе с воспитателем:

1. Какими психологическим качествами должен обладать воспитатель, а какими не должен ?

— каких знаний и практических умений не хватает воспитателю при том образовании, которое они имеют?

— на что нужно обращать внимание при подготовке будущих воспитателей в ВУЗе?

2. Что самое трудное с психологической точки зрения в работе воспитателя?

3. Какой отпечаток на личность воспитателя д/с накладывает его профессия, что общего у всех воспитателей? Есть ли отличия от учителей школ, в чем они (если им это известно).

4. Какие типичные особенности, трудности имеются во взаимоотношении воспитателя с родителями?

5. Какие типичные особенности, трудности имеются во взаимоотношении воспитателя с детьми?

6. Есть ли зависимость между взаимоотношениями с родителями и их отношением к их детям?

7. Интересуется ли воспитатель внутрисемейными отношениями своих воспитанников, пытается влиять на них (в каких случаях, для чего?).

8. Зависит ли поведение ребенка в группе от его внутрисемейных отношений?

9. Как, по мнению воспитателя, к нему относится группа в целом и почему?

10. Кто из детей ближе к нему, чем другие (чаще общаются, часто находятся рядом) и почему?

11. Кто из детей отдален от него, избегает, конфликтует и почему?

12. Влияет профессия воспитателя д/с на его отношение к собственным детям, на свои внутрисемейные отношения? Как и почему?

13.Каковы взаимоотношения в коллективе воспитателей в их д/с?

Вопросы задавать по 2-3 в течение дня, не давая времени на обдумывание. Ответы записывать не дословно, но подробно и без искажений.

План наблюдения работы воспитателя в 1-й половине дня.

Обратить внимание на приемы, методы воспитателя в организации детей во время режимных процессов.

Вопросы для анализа:

1. Где проводится прием детей: в помещении или на участке? Как правильнее?

2. Как воспитатель встречает детей? Какие приветственные слова говорит, на что обращает внимание? (Внешний вид, настроение).

Предлагает ли какое-либо занятие, или дети предоставлены сами себе?

3. Какие виды деятельности организует воспитатель? (Игры, наблюдение, труд, развлечения, гимнастические упражнения).

4. Если прием детей проводится на участке, то обратить внимание на то, какие игрушки имеются в распоряжении детей, помогают ли они организовать детские игры, интересны ли детям, в каком состоянии содержатся?

5. В котором часу воспитатель начинает сбор детей на гимнастику, какие приемы при этом использует?

6. Как организовать переход от гимнастики к умыванию? Если пауза, готовит ли воспитатель детей к умыванию, в чем это выражается?

7. Успевает ли воспитатель одновременно готовить детей к умыванию и к завтраку? (Внимание к сервировке стола, к участию детей в этом ).

8. На что обращает внимание воспитатель во время умывания? Использует ли этот режимный момент для расширения кругозора детей? Какие приемы использует, чтобы умывание прошло быстро, организованно, правильно?

9. Точно ли по режиму сели дети завтракать? Сколько времени длился завтрак? Соответствует ли это время установленному режиму? Почему дети не успели вовремя закончить завтрак?

10.На что обращает внимание воспитатель во время завтрака, какие моменты упускает? Есть ли в работе воспитателя интересные приемы?

11.Что делают дети после завтрака? Организует ли воспитатель детей, подсказывает ли игры, занятия, какие? Сколько времени длится перерыв между завтраком и занятием? Соответствует ли это время установленному режиму?

12.В котором часу начались занятия? Сколько времени длились? Соответствует ли это время установленному режиму?

13.Интересно ли организован перерыв между занятиями? Обеспечивает ли он детям отдых: да, нет, почему?

14.Чем занимаются дети в группе после занятий? В каком часу выходят одеваться на прогулку? Соответствует ли это время установленному режиму?

15.Созданы ли удобные условия для одевания детей? Какие? Чего не хватает?

16.На что в первую очередь обращает внимание воспитатель во время одевания? Про что забывает? Какие приемы в работе с детьми, кроме напоминания и замечания, Вы заметили? Какие можно было бы применить приемы?

17.Сколько времени длилось одевание? Правильное ли это время или оно должно быть короче, длиннее?

18.Каким было содержание работы с детьми во время прогулки? Организовывалась ли разнообразная деятельность детей, какая? Какие игрушки были в распоряжении детей? Интересно ли было детям на прогулке? Какую пользу они получили для своего всестороннего развития? Был ли воспитатель активен в руководстве детьми или пассивно за ними надзирал? Какие моменты во время прогулки Вам особенно понравились, не понравились, почему?

19.Сколько времени длилась прогулка? Соответствует ли это время установленному режиму?

20.Какие приемы использует воспитатель для сбора детей в помещение? Удачны ли они : да, нет, почему?

Примечание: проведение воспитателем раздевания анализируется аналогично проведению одевания, проведение подготовки к обеду, обед – аналогично проведению завтрака.

Вопросы для наблюдения и анализа работы воспитателя с детьми во 2-ю половину дня.

1. В котором часу воспитатель подняла детей после дневного сна? Соответствует ли это время установленному режиму?

2. Какие условия созданы для одевания детей? (Свободно или тесно, есть ли возможность одеваться сидя, следит ли воспитатель за тем, чтобы дети не стояли на полу босиком).

3. Какую воспитательно-образовательную работу с детьми проводит воспитатель во время одевания? Имела ли место работа по воспитанию навыков самостоятельности в одевании, по обучению детей последовательному порядку в одевании, по воспитанию аккуратности, вежливости, взаимопомощи, приучению детей к правилам дисциплинированного поведения; использовала ли воспитатель этот режимный момент для расширения кругозора детей? В чем это выражалось?

4. Какие приемы в работе с детьми использовала воспитатель во время одевания? (Напоминание, контроль, оценка, обучение, игровые моменты и т.д.).

Понравились ли Вам эти приемы? Какие приемы использовали бы Вы?

5. Как организована уборка постелей? Какое участие в этом принимали дети? Руководила ли детьми воспитатель? Как?

6. Сколько времени длилось одевание? В котором часу дети приступили к играм? Достаточно ли было времени для игр?

7. Какая деятельность детей была организована воспитателем после одевания? Играли ли дети, в какие игры? Какие слова, действия использовал воспитатель, чтобы организовать игры детей? Играла ли с детьми сама? Самостоятельно ли они выбирали себе занятия, или их подсказывал воспитатель? Сумел ли воспитатель добиться, чтобы каждый ребенок был занят интересной и полезной для него деятельностью? Как она этого добивалась?

8. В котором часу началась подготовка к полднику? С чего она началась? (Сервировка столов с участием детей, указания к окончанию игр, постепенный перевод детей от игр к умыванию, уборка игрушек на место).

Соответствует ли время начала подготовки к полднику установленному режиму? Какие ошибки допустил воспитатель в организации этого режимного момента? В чем бы Вы хотели ей подражать?

9. Наблюдался ли постепенный переход детей от игр к умыванию, или все дети сразу, по команде воспитателя, пошли умываться? Как следует поступить правильно?

10.Моменты умывания детей перед полдником анализируются так же, как и моменты умывания перед завтраком, обедом.

11.Проведение полдника анализируется так же, как и проведение завтрака, обеда.

12. Что делали дети после полдника? успевал ли воспитатель распределять свое внимание между детьми, заканчивающими полдник, и детьми, вышедшими из-за стола?

13.В котором часу дети вышли одеваться на вечернюю прогулку? Соответствует ли это время установленному режиму?

14.Одевание детей на вечернюю прогулку анализируется так же, как и одевание на дневную прогулку.

15.Чем отличается содержание работы воспитателя во время вечерней прогулки по сравнению с дневной прогулкой? Интересно ли была организована вечерняя прогулка? Почему да? Почему нет? Какие виды деятельности детей Вы наблюдали?

16. Как бы Вы организовали вечернюю прогулку?

Запись в дневнике можно вести по следующей схеме

Время

Режимный момент

Деятельность воспитателя

Деятельность помощника воспитателя

Деятельность детей

Задание 3. Изучить личность воспитателя в «зеркале детского восприятия». Изучить способность воспитателя к децентрации.

Рекомендации по выполнению задания.

1. Проанализируйте следующие моменты взаимодействия детей и воспитателя:

— содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку;

— частота обращений;

— эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

— доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

2. Проведите беседу с 3-5 детьми по следующим вопросам:

— Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

— Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другую группу?

— Кого бы ты из воспитателей взял с собой? Почему?

— Хотел бы ты быть похожим на воспитателей? Почему?

Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю.

3. Провести запись беседы в дневнике можно по следующей схеме:

Имя ребенка

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

мотив

4. Проведите беседу с детьми, для изучения их представлений о деятельности воспитателя. Вопросы к беседе предложены Н.Я. Михайленко (доктор педагогических наук., г. Москва):

— Что делает воспитатель?

— А воспитатель играет с вами?

— Почему не играет, не может или не умеет?

— Воспитатель с вами о чем–нибудь разговаривает?

— А хотел бы ты быть воспитателем?

5. «Нарисуйте» образ воспитателя сквозь призму детского восприятия.

6. Определите способность к децентрации у воспитателя вашей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказывания (Петровский В.А. Учимся общаться. М., 1996.) так, как на ее взгляд, закончил бы их хорошо знакомый или любимый ребенок:

1. Мне бывает очень радостно, когда…

2. Я очень грущу, когда…

3. Мне бывает страшно, когда…

4. Мне бывает стыдно, когда…

5. Я горжусь, когда…

6. Я сержусь, когда…

7. Я бываю очень удивлен, когда…

После того, как воспитатель закончит эти предложения, попросите ребенка их закончить самому.

Сравните ответы. Степень совпадения будет говорить о способности воспитателя к децентрации.

Задание 4. Изучите самооценку 5 дошкольников. Проанализируйте результаты диагностики.

Рекомендуемые методики изучения самооценки.

Методика 1. (разработана Н.Е. Волитовой).

Перед ребенком раскладываются фотографии людей разного возраста и пола (дети: 1 месяц,3 года, 6 лет, 12 лет ; взрослые : 20 лет, 45 лет, 70 лет )

Ребенку задаются следующие вопросы:

— Сколько тебе лет ?

— Давно ли ты живешь на свете?

— Ты когда-нибудь станешь большим?

— Откуда ты это знаешь?

— Кем ты будешь, когда вырастешь?

— Каким ты будешь, когда вырастешь?

— Что ты будешь уметь, когда вырастешь?

— Ты когда-нибудь будешь стареньким?

— Ты когда-нибудь умрешь?

— Какой ты сейчас- большой или маленький? Почему ты так думаешь?

— Кто ты? Какой ты?

— Что ты умеешь делать?

— Ты был когда-нибудь маленьким?

— Откуда ты это знаешь?

— Каким ты был? Расскажи о себе о маленьком?

— Что ты умел делать, когда был маленьким?

— Кем лучше быть- взрослым или ребенком? Почему?

— Если бы тебе сказали выбирай, кем быть, взрослым или ребенком, что бы ты выбрал?

В беседе используются фотографии: ребенку предлагается указать на фото, изображающее человека в том возрасте, о котором идет речь в конкретный момент беседы.

Методика 2 (модифицированный вариант изучения самооценки С.Г. Якобсон – В.Г. Щур).

Ребенок должен поставить куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступенек лесенки. При этом задаются разные качества для оценки (например, низкая ступенька – самые глупые дети, верхняя ступенька – самые умные дети, средняя ступенька –дети, которые бывают умными, а иногда и глупыми).

Обсуждаются три ситуации:

I-я ситуация – » Я сейчас»;

Программа уч.практ. 14 гр.ЗФО 2014-15г — Стр 2

II-я ситуация- » Я, когда был маленький»;

III-я ситуация – » Я, когда вырасту большой».

Задание 5. Провести беседу с 5 детьми для изучения идентификации детей с родителями.

Опросник для изучения идентификации детей и родителей (Захаров А.И.)

1. Если бы ты играл в игру «Семья», то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал – мамой, папой, собой?(Для устранения суггестивного влияния последнее слово в вопросе меняется местами, например, «папой, мамой или собой»,«собой, мамой, папой и т.д. Испытуемый должен сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома?)

3. Кто в семье, по твоему, главный из родителей, или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастишь, то станешь делать то же, что делает твой папой (мама – у девочек) на работе или другое?.

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним), как тебя сейчас воспитывает папа – (мама – у девочек) или не так, по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого бы ты хотел видеть в первую очередь из родителей? (Как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?)

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя бы обидел кто-нибудь из ребят), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, ты бы рассказал бы об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?

10.Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?

Посредством первых пяти вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей,остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями. При обработке и анализе результатов опроса следует учитывать следующее:

— возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек – 3-8 лет;

— успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от

наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки у мальчиков, бабушки у девочек);

— идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

— уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя;

— идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

а) большим возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т. е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем отношений и с отцом у мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Задание 6. Проанализировать решение воспитательных задач на праздниках в ДОУ.

Рекомендации по выполнению задания:

1.При просмотре праздников обратить внимание на следующие моменты:

— благодаря чему у детей создается особое праздничное настроение еще до начала праздника;

— как дети готовились к празднику;

— роль воспитателя и других сотрудников дошкольного учреждения на празднике;

— оформление зала, атрибутика праздника;

— эмоциональное состояние детей на празднике;

-разговоры, впечатления детей после праздника.

Задание 7. Подготовить и провести с детьми один из праздников-сюрпризов:

— Праздник Мыльных Пузырей;

— Праздник Воздушных Шаров;

— Праздник Бумажных Снежинок;

— Праздник Нитяных (Бумажных) Кукол;

— Праздник Пушистиков;

— Праздник Летящих Голубей;

— Праздник Скачущих Лягушек;

-Праздник Веселых Слов.

Придумать новые темы и названия к праздникам-сюрпризам.

Календарное распределение заданий практики

1 -2 день

Цель: знакомство с базой ДОУ. Знакомство с системой воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Задачи:

1. Изучить особенности функционирования ДОУ: штатное расписание, количество и наполняемость групп, режим работы,режим питания.

2. Записать режимы работы ДОУ, группы дошкольного учреждения, сделать их сравнительный анализ.

3. Познакомиться с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в учреждении.

3 – 6 день.

Цель: изучение специфики труда воспитателя: функции (профессиональные обязанности) педагога дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Познакомиться с функциями педагога — «дошкольника».

2. Проанализировать содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня, проделав хронометраж его деятельности.

3. Проанализировать, как проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя.

4. Дать заключение, какая из функций данным воспитателем реализуется наиболее успешно (построить иерархию воспитательных функций конкретного воспитателя).

7 – 8 день

Цель: изучить личность воспитателя в «зеркале детского восприятия».

Задачи:

1.Проанализировать взаимодействие детей и воспитателя:

2. Провести беседу с детьми.

9 — 11 день

Цель: изучение самооценки дошкольников.

Задачи:

1.Изучить особенности самооценки 5 дошкольников.

2.Проанализировать результаты диагностики.

12 — 15 день

Цель: изучение идентификации детей, как результата взаимодействия ребенка с родителями, включающей в себя познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы.

Задачи:

1.Провести беседу с 5 детьми для изучения идентификации детей с родителями.

12 — 15 день

Цель: проанализировать решение воспитательных задач на праздниках в ДОУ.

Задачи:

1.Проанализировать организацию и проведение праздника в детском саду.

2.Подготовить и провести с детьми один из праздников-сюрпризов.

Типы развлечений: зрелищные (инсценировки сказок, чтение стихотворений и пр.), концерты (слушание и исполнение музыки, песен), тематические утренники («Осень», «Весна», «Новый год»), забавы (загадки, шутки, игры-аттракционы), физкультурные досуги (подвижные игры, эстафеты и пр.).

В период практики студенты принимают участие во всех развлечениях, проходящих в дошкольном учреждении, и самостоятельно проводят одно из них.

Приложение 2.

Рекомендации по оформлению отчета студента по педагогической практике

Отчет об учебной практике

студента___________________ курса____________________

(ф.и.о.)

факультета_________________ отделения_______________

в ДОУ____________________ группе___________________

в период с__________________ по _____________________

1. Выполнение плана по педпрактике. Какие изменения имели место и почему?

2. Количество проведенных мероприятий. Какие мероприятия проходили более удачно и почему? Какие мероприятия вызывали затруднения и почему?

3. Какой передовой педагогический опыт воспитателей учитывался и использовался студентом-практикантом?

4. Какие формы работы были включены в систему воспитательной работы с данным детским коллективом?

5. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к

воспитанникам?

6. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе педпрактики?

7. Какая проводилась исследовательская работа?

8. Трудности, которые испытывали студенты в профессиональной подготовке.

9. Отношение руководства ДОУ к практике студентов.

10.Общие выводы о педпрактике. Ее значение в становлении личности педагога.

11.Предложения по совершенствованию содержания и организации педпрактики.