1.Методологический раздел программы 3

Министерство образования и науки РФ

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Кафедра социологии и политологии

Программа социологического исследования

на тему: «Девиантное поведение молодежи»

Выполнил: ст-ка гр. С-10-2 Двойничникова А.

Проверил: Разинская В.Д.

Пермь, 2011

Содержание

1.1. Анализ ситуации в исследуемой области. Постановка проблемы в исследованиях. 3

1.2. Объект, предмет, цель и задачи исследования. 6

1.3.Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация, основных понятий. 7

1.4. Предварительный системный анализ предмета исследования. 10

1.Методологический раздел программы

1.1. Анализ ситуации в исследуемой области. Постановка проблемы в исследованиях.

Произошло свержение раннее устоявшееся системы поведения, контролировать молодое поколение практически не возможно. Я выбрала эту тему для того что бы рассмотреть девиантное поведение молодёжи как социальную проблему.

Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) первым затронул проблему отклонения от норм и девиантного поведения. Он написал книгу «Самоубийство»  в 1897 году, затронув в этой работе одну из форм девиаций.

Нормы не выражаются в твердых правилах или вводах законов. Согласно положению Эмиля Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для «коллективного сознания».

5 стр., 2065 слов

Аномалии личности. Проблема нормы в психологии

... истинному возрасту. психический норма патологический аномалия 2. Проблема нормы в психологии В ... характера, гневливостью, раздражительностью, необузданностью влечений. Исследования аномалий личности расширились во ... (стойкая регрессия). Регрессивные черты поведения могут проявляться и временно. ... психологическая квалификация. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, ...

Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных систем, которые можно объединить в две большие группы: личностные и социальные. Первая группа в качестве основной причины видит нарушения в структуре личностных характеристик, вторая – саму социальную систему и ее несовершенство.

Среди разнообразных теорий девиантного поведения важное место занимает психоаналитическая, основоположником которой был Зигмунд Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с неврозами, психастенией, сексуальными расстройствами, различными фобиями. Последователи З.Фрейда включают нервно – психические отклонения и социальную девиацию, уделяют большое внимание природе агрессивности, считая, что в основе агрессии лежат некоторые нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. Проблема агрессивности, тревожности привлекает внимание не только представителей психоаналитической ориентации. Изучению природы и проявлению этих свойств посвящены работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца; эти проблемы получили отражение в работах отечественных ученых (С.Н. Сенников, Т.Н. Курбатова).

Можно предполагать, что личность будет больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых соответствуют собственным представлениям о «плохом» или «хорошем». Процесс вхождения в такую группу ускоряется, если тот или иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения.

В марксистских теориях поведения социальные отклонения объяснялись спецификой отношений в обществе. В этих теориях отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия и отомрет антагонистическое общество, то исчезнут и такие отклонения, они – остаточное явление, так как «социалистическое общество приняло от старого общества в наследство и его обыденное сознание» — неудовлетворенность, озлобление и эгоизм, корысть и подобные им мотивы поведения и способы осуществления. По западным представлениям, марксистские теории отклоняющегося поведения возникли на основе концепции лабелинга – наклеивания ярлыков, запятнанной репутации (Э. Гофман), так как основываются на объединении и «социальном равенстве» различных слоев общества.

В марксистской науке исследованы причины преступления и показано, что она вызывается комплексом социальных явлений и связана с материальными и идеологическими условиями существования людей. Марксизм исходит из того, что человек не появляется на свет с врождёнными — индивидуальными или расовыми — признаками преступника, а становится им в силу тех социальных условий, в которых он воспитывается, работает, живёт. Разумеется, при изучении преступления и её причин нельзя отрицать особенностей психологии конкретного лица, однако те черты личности, которые существенны в этом отношении, формируются и изменяются под воздействием условий жизни и воспитания.

6 стр., 2694 слов

социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными ...

... 43% (по данным Шипициной Л. М.). Отклоняющееся поведение детей и подростков явление сложное и ... отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. ... подобное деструктивное поведение? Этот вопрос рассматривался с различных позиций - ... условно разделить на две группы: педагогические и психологические. ...

На закате существования социалистических стран в качестве причин возникновения отклоняющегося поведения признавались недостатки самой социалистической системы: несовершенство распределения, ухудшение экономической ситуации и рост дифференциации доходов населения, а также недостатки воспитательной работы. По представлениям сторонников теории «наклеивания ярлыков» в обществе постоянно вырабатываются или усиливаются социальные реакции, они многосторонне влияют на отклоняющееся поведение: усиливают или уменьшают его. Так, многочисленными социально – психологическими исследованиями установлено, что длительное (свыше 5-7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека: тюрьма оказывается не местом исправления, а школой криминальной профессионализации (Я.И. Гилинский).

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения можно выделить:

1) Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.

2) Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе.

3) Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения.

4) Социальный, определяющийся социально – культурными и экономическими условиями.

5) Социально – педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных.

2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

19 стр., 9125 слов

Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...

... генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют ... в группах. Цель курсовой работы: изучить методы исследования социально - психологической работы с "трудными" подростками в ... двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие; нестабильный, конфликтный стиль воспитательных ...

В 2006 году в рамках проекта «Активная профилактика» сотрудниками Фонда было разработано и проведено мониторинговое исследование – анкетирование старшеклассников СВАО. 94,7% опрошенных считает, что наркомания и алкоголизм – это болезнь; 75,3% видят эту проблему в обществе; 45,3% школьников так или иначе сталкивались с этой проблемой в среде своих знакомых и родственников; 37,2% знают, что можно умереть от передозировки наркотиками.[1]

Результаты проведения социологического исследования в рамках социально значимого проекта «Информационный проект для молодёжи «Сделай выбор»Сроки проведения исследования: декабрь 2010г. – февраль 2011г.Опросом были охвачены возрастные категории молодёжи и подростков Республики Мордовия, предусмотренные в программе исследования от 14 до 35 лет.  По данным МВД России более 80% убийств в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного одурения. До 80% правонарушений и преступлений в подростковом возрасте совершается под влиянием алкоголя. Доступность алкогольных изделий поразительна! Как результат, среди лиц старше 15 лет до 90% систематически употребляют спиртное. Как правило, индивидуальная алкоголизация начинается с пива, коктейлей и других слабоалкогольных изделий, которые без труда может приобрести в любое время суток каждый, включая и подростков, кто имеет на руках деньги. По результатам данного исследования по оценке респондентов одной из главных причин, способствующих алкоголизации среди подростков и молодёжи, является доступность алкогольных напитков (29,7%), недостаточность отражения в средствах массовой информации проблем алкоголизма среди молодёжи (19,2%), другой пример взрослых, в первую очередь в семье (14,9%).

Из числа респондентов лишь 8,7% отмечают, что за последние годы количество молодёжи, употребляющей алкоголь, возросло, 1,4% утверждают, что молодёжь стала употреблять напитки меньше, и 1,2% опрошенных уверены, что в нашем городе проблемы алкоголизма не существует. [2]

Данные были проанализированы  о совершенных преступлениях за период 2002-2003 гг. в городах Саратовского Поволжья (всего по 31 вузу).

Эти данные фиксируются непосредственно вузами на основании частных определений и копий приговоров суда, направляемые в учебные заведения. Среди острых проблем современности, стоящих перед федеральными и региональными органами исполнительной власти РФ при реализации государственной молодежной политики, названа криминализация молодежной среды (50% общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте 14-30 лет).

Для измерения интенсивности распространенности криминального поведения, была предложена 100%-ная шкала (от 0 до 100 % с делениями по 10 %), на которой студенты отмечали процент распространенности того или иного вида преступлений в их ближайшем студенческом окружении. Опрос студентов показал следующую картину: кража, грабеж 15-25%; хулиганство 20-40%; склонность к экстремизму-15%; изнасилование 10-30%; торговля наркотиками-10%; потребление наркотиков 7-12%.[3]

Отвечая на вопрос, что главным образом детерминирует в настоящее время в России девиантное поведение, преступность как его тяжелейшую разновидность и социальную аномалию в целом, можно с уверенностью сказать, что это те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность». «Главный признак маргинализации, — пишет Е.Стариков, — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи».[4] Наряду с традиционными причинами маргинализации, появляются новые причины роста маргинализации. Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей.  Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения (хамство, воровство, мародерство, вандализм) — свидетельство общего понижения уровня культуры людей. Проблема девиантного поведения это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравсвтенному развитию общества и государства

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

... общества как социальной системы; исследовать тенденции развития социальных систем; выявить особенности стратификации российского общества. 1. Общество как социальная система 1.1 Понятие социальной ... и функционирующая социальная система, характеризующаяся стабильностью, изменчивостью, целостностью, единством, взаимосвязью социальных общностей, институтов, организаций, структур, социальных норм и ...

1.2. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект исследования: молодежь от 14 до 35 лет.

Предмет исследования: основные виды девиантного поведения.

Цель исследования: выяснить причины и факторы девиантного поведения молодежи.

В соответствии с данной целью формулируются следующие задачи:

  1. Рассмотреть причины развития девиаций.
    1. Социальное неравенство
    2. Морально-этический фактор
    3. Окружающая среда.
  2. Установить основные факторы, влияющие на девиантное поведение.
    1. Установить влияние образования и социально-профессионального статуса молодежи.
    2. Установить роль первичной социализации в определении положения молодежи.
    3. Установить роль демографических факторов (пол, возраст, состояние здоровья, наследственность).
    4. Установить роль экономических факторов (материальное положение).
  3. Образование и социальное положение молодых людей.

1.3.Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация, основных понятий.

Социальная норма – не просто абстрактное правило  желаемого  поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически  утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные  поступки  и  становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только  «должное»,  но и «сущее» [5]

Социальные нормы — это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности.[6]

Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, не смотря на большое количество социальных норм, и их общие следующие черты: это правила поведения людей в обществе, нормы носящие общий характер(обращены ко всем и каждому) создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

5 стр., 2232 слов

Девиантное поведение.Проблема девиантного поведения в современном ...

... нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) - это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.[18, с.16] Тот факт, что общество создает нормы, ... социологические исследования по молодежной (прежде все, подростковой) девиации, вызванной неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных ...

Функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержания социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное- неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняется, но и «транслируется» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.)

Любое общество для самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исследованием.

Социальный контроль — способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее воздействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей. Совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует комфортное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Возможны три основные формы контроля.

Изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни.

Обособление — ограничение контактов, неполная изоляция, например, колония, психбольница. 

Реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей.

Контроль может быть формальным и неформальным.

Неформальный контроль — неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, остракизм; угроза физической расправы.

Система формального контроля — организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция и налоговая полиция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии. Любое общество создает нормы, правила, законы. Например, библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство и т. п.

3 стр., 1146 слов

Девиантное поведение социальная проблема.

... № 1. 23. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М., 1982. 24. Кудрявцев В.Н. исследовательская проблема – социальные отклонения // Социологические исследования. 1983. № ... - дать понятие социального отклонения и девиантного поведения; - рассмотреть основные виды социальных отклонений: негативные и позитивные девиации; - изучить основные формы девиантного поведения и их исторические ...

Аномия это «крушение норм», «безнормность», которые характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьёзный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения.

Девиантное поведение -(‹ лат. deviatio отклонение) — 1) поступок, действие человека, несоответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данной обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией.

Отклоняющееся поведение личности бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии, отклоняющееся поведение отражает социально-психологический статус личности на оси социализация—дезадаптация—изоляция.

Девиация-отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой моральное осуждение, изоляцию, лечение, наложение штрафа, увольнение с работы, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

Делинквентное (лат. Delinquens-«проступок, провинность» противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквентная личность (делинквент) — личность, проявляющая противозаконное поведение.

Аддиктивное поведение – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Аддиктивное поведение формируется у лиц с низкой переносимостью трудностей (фрустрацией), которые стремятся восстановить психологический комфорт, улучшить настроение путем ухода от реальной действительности.

Деликты — противозаконные действия.

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

Референтная группа – группа, которая служит для индивида образцом, системой отсчета для оценки самого себя и других, а так же одной из основ формирования социальных установок, норм поведения и ценностных ориентаций.

Алкоголизм. Биопсихологическое заболевание, в основе которого лежит сформировавшаяся зависимость человека от алкоголя. Согласно «Международной классификации болезней», алкоголизм-состояние (психологического или обычно так же физического), возникающее в результате потребления алкоголя и характеризующееся поведенческими и другими проявлениями которые включают постоянно или периодически, потребность в нем с целью ощущения его соответствующего эффекта, преодоления дискомфорта, связанного с его отсутствием.

10 стр., 4681 слов

Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется

... социальной роли 3) социальной нормы 4) социальной санкции 6) Социальный статус – это 1) социальное положение человека в обществе 2) ожидаемое от личности поведение 3) совокупность прав и ... развития общества 2) годы правления консервативных партий 3) эпохи социальных потрясений 4) условиях социального равенства Социализация личности не предполагает процесс усвоения индивидом 1) норм поведения 3) ...

Наркомания. (от греч. narke- оцепенение и mania- безумие).

В медицине — болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических веществ (наркотиков и др.), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося (иногда криминогенного) поведения.

Преступление— общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, виновно(с умыслом или по неосторожности) совершенное вменяемым лицом (или группой таких лиц), достигших возраста уголовной ответственности.

Преступность  социальное, исторически обусловленное явление, возникшее на определённой стадии развития общества. Характеризуется совокупностью всех преступлений, которые были совершены в течение конкретного периода. С учётом латентной преступности П. практически характеризуется совокупностью преступлений, обнаруженных в пределах данной территории (района, города, области и т.д.).

Термин «П.» употребляется также для обозначения в целом преступлений, совершенных лицами, принадлежащими к определённому контингенту населения (например, П. несовершеннолетних).

Эмпирическая интерпретация понятия девиантное поведение.

Алкоголизм

  1. Степень потребления
  2. Мотивы потребления (состав семьи, родительское воспитание, социальное неблагополучие, характер отношений с окружающими, состояние здоровья, материальное положение, условия жизнедеятельности, уровень образования, степень удовлетворенности жизни в целом, процесс социализации)
  3. Виды употребляемого алкоголя (пиво, вино, водка, и др. крепкие напитки)
  4. Виды алкоголизма (мужской, женский, подростковый, детский)

Наркомания

  1. Степень потребления
  2. Мотивы потребления (состав семьи, родительское воспитание, социальное неблагополучие, характер отношений с окружающими, состояние здоровья, материальное положение, условия жизнедеятельности, уровень образования, степень удовлетворенности жизни в целом, процесс социализации)
  3. Виды употребляемых наркотиков (ингалянты, снотворные, экстази, галлюциногены, кокаин, амфетамины, препараты конопли, опиаты)

Преступность

  1. Характер преступности (определяется числом наиболее опасных и тяжких преступлений)
  2. Иерархия мотивов преступности (состав семьи, родительское воспитание, условия жизнедеятельности, уровень образования, социальное неблагополучие, нахождения на учете в полиции)

1.4. Предварительный системный анализ предмета исследования

Основные виды девиации.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, которое не противоречит общепринятым нормам, не нарушает общественных ожиданий и не разрушает общественных отношений. ...

Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Это поведение изучается социологами.

Индивидуальная и групповая девиация.

Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию. В сложном обществе может существовать множество девиантных субкультур, нормы которых противоречат общим моральным нормам. Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию. Употребление токсических веществ в этой группе детей является не протестом против норм субкультуры, а механизмом обретения статуса внутри группы. Таким образом, существует два чистых типа девиантов: 1) индивидуальные девианты отрицают нормы, которые их окружают, 2) групповые девианты являются конформистами в рамках девиантных групп.

Первичная и вторичная девиация.

Первичная девиация — девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. Данный человек не рассматривается в качестве девианта ни сам, ни другими, его воспринимают как несколько эксцентричного. Вторичная девиация — девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта. Часто единичного девиантного поступка (гомосексуальный половой акт, употребление наркотиков, воровство и пр.) или даже подозрения в совершении такого поступка бывает достаточно, чтобы на человека навесили «ярлык» девианта. Этот процесс навешивания ярлыка имеет крайне важное значение. Человек, совершающий первичную девиацию, в целом поддерживает систему социальных норм и поддается социальному влиянию. После «клеймения» девиантом, человек изолируется, примыкает к группе себе подобных и исключается из общества. Девиация становится центральным местом его жизненной организации.

Позитивная и негативная девиация.

Позитивная девиация — отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер — позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная. Негативная девиация — поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки — негативные девианты.

Общие факторы.

К социально-экономическим факторам можно отнести кризисные явления в экономической сфере и безработицу.

Социально-политические факторы связаны с общим кризисом института семьи, увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель.

Специфические факторы.

  1. Пол
  2. Возраст
  3. Состояние здоровья
  4. Тип семьи
  5. Первичная социализация (макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации))
  6. Характер отношений с окружающими
  7. Материальное положение
  8. Условия для жизни(материальные и нематериальные факторы)
  9.  Стратификация молодежи в целях образования, занятости и потребления.
  10. Уровень образования
  11. Социальный или профессиональный статус

1.5. Гипотезы исследования:

  1. Молодые люди, получившие высшее образование, более склонны к самореализации себя в профессиональной деятельности.
  2. Очевидно, что комплексное решение проблем алкоголизма зависит от объединения как социальных, так и медицинских мер, как правового, так и морального регулирования, административных усилий и ответственности самого человека.
  3. Примерно каждый второй живет в семье, где кто-то злоупотребляет спиртным или наркотиками, имеет судимость или тяжело болен, часто психическими или нервными заболеваниями.
  4. Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно санкционированными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении, однако сама среда неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым.
  5. Многие отклонения зарождаются в семье или связаны с ней, вызваны недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становится тем фактором, который способствует развитию неблаговидных наклонностей и поступков.
  6. Отрицательно сказывается противоречие между словами и делами родителей, родственников, взрослых. Трудно ожидать, что у подростка сформируются нравственная устойчивость, здоровые привычки, когда тот кто его воспитывает, провозглашая те или иные «истины», на деле поступает вопреки им.
  7. Факторами недостаточного усвоения детьми общественных норм и отклоняющегося поведения являются низкий общеобразовательный и культурный уровень родителей или просто неумение правильно и своевременно воздействовать на своих детей.
  8.  Часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными.

Список используемых источников :

  1. Стариков Е. Маргиналы, или размышление на старую тему: «Что с нами происходит?» // Знамя. 1989. № 10. С. 133.
  2. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
  3. Э. Гидденс. Социология.М.,1999.
  4. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования М.,2004.
  5. http://slovari.yandex.ru Энциклопедическая справка (БСЭ)
  6. http://mirslovarei.com/soc_a Мир словарей. Социологический словарь
  7. Фролов С.С. Социология, Москва: Гардарики, 2000.