Предпосылки системного подхода

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Предпосылки системного подхода…………………………………..4

2. Принцип системности в методологии Б. Ф. Ломова……………….9

3. Заключение……………………………………………………………12

4. Литература…………………………………………………………….14

 

Введение

Среди общенаучных принципов познания мира, выходящих за рамки методологии построения картины действительности в конкретных дисциплинах, в том числе и в психологии, все большее значение приобретает системный подход. Он как средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества надежно зарекомендовал себя во многих науках. К нему обращаются исследователи, когда возникает задача построения теории «системного объекта», синтеза различных знаний об объекте, разработки новых принципов подхода к объекту изучения, выражающих общее стремление исследователей к созданию целостной картины этого объекта. По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук.

Подобное положение в иерархии уровней методологии науки в значительной степени определяет характер системного подхода, представления об истории его становления и те задачи, которые выдвигаются при разработке системного подхода к изучению природы и общества. А в связи с тенденцией в мировой психологии к целостному познанию человека системный подход приобретает особую актуальность, открывая новые пути в познании природы человеческой индивидуальности.

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

В общей методологии понятие системы является чрезвычайно широким. Различают материальные системы (Солнечная система), среди них – системы «организм – среда»; идеальные системы (например, знаковые); социальные системы. Таким образом, принцип системности означает рассмотрение любого предмета научного анализа с определенных позиций: выделения составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

... психофизиологической системы организма. Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности ... в полном смысле этого слова. Значит, внешняя система человека является системой межличностных отношений. Таким образом, системный подход к изучению личности можно определить как признание ...

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре. Принцип системности это некоторый способ организации наших действий, который охватывает любой род деятельности, выявляет закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом принцип системности является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос − половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

 

 

Предпосылки системного подхода

Системный подход явился одним из тех методологических направлений современной науки, становление которых было связано с преодолением кризиса, охватившего научное познание на рубеже XIX-XX вв. Системный подход тесно связан с общей теорией систем, выдвинутый Людвигом фон Берталанфи в его книге «Общая теория систем» и является конкретизацией его принципов и методов. Одновременно появляется множество частных теорий и систем, предполагающих иные принципы, чем заявленные в общей теории систем. Однако наука не стояла на месте, ее теоретическое развитие давало предпосылки системного понимания применительно к живому организму. Предпосылки формирования системного подхода связывают с подходом К. Маркса к анализу экономических систем, созданием Дарвином теории биологической эволюции, которая не только ввела в естествознание идею развития, но и утвердила представление о реальности над организменных уровней организации жизни — наиболее важную предпосылку системного мышления в биологии, развитием кибернетики, как общей теории управления.

Системный подход как методологический регулятор не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям.

К. Бернар ввел понятие саморегуляции в новую научную модель организма.

Американский физиолог У. Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые его нарушают. Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлений, решающее главную задачу — удержать ее в равновесии. Системный подход, позволяя объяснить факты, обнаруживаемые на чисто эмпирическом уровне, имеет и прогностическую ценность, направляя на поиск еще неизвестных регуляторов, незримо действующих в системе для обеспечения устойчивости. Из исследований биологического гомеостаза Кеннон вывел «общие принципы организации», действительные для любых «сложных объединений» (систем в отличие от «не-систем»).

25 стр., 12123 слов

Предмет, задачи, структура и система основных понятий педагогической ...

... международной сферах связываются с успехами в системе образования. Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных ... умениями и навыками и возможностью их применения на практике. Педагогическая психология занимается именно этими проблемами. Формирование личности является одной из ...

Авторами «Теоретической психологии» было выделено пять принципов, предшественников принципа системности в психологии: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм. Последние три принципа представляют антипод системности, противостоящие приципу системности. Первые два принципа есть предпосылки системного анализа в психологических знаниях.

1.Холизм – (от греч. holos — целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное начало выступало в представлениях о душе, сознании, личности. Сознание или личность действительно являются целостностями, но системными, поэтому их изучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами области явлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений с природной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.д. Только тогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.

2.Элементаризм (атомизм) – принцип, предполагающий соединение в целом отдельных элементов, сущности которых не изменяются целым.В психологии сознания это был структурареализм Вунта и Титченера, В бихевиаризме это объяснения формирования навыков.Так, Хьелл и Зигнер, относят к категории наиболее выраженного холизма концепции Адлера, Эриксона, Маслоу, Роджерса, умеренно сильного Фрейда, Келли, Оллпорта, умернного элементаризма подход Бандуры, сильного элементаризма – Скиннера.

Зарождение системного подхода происходило в трудах Аристотеля. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа — системообразующий принцип жизни тела.

В XVII веке с появлением новой картины мира, представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство.

Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную от физико-химической, энергетической и молекулярной целостности. Гештальтизм выдвинул идею первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. Декларировалось, что даже на этом уровне, исходном для всего развития «ткани» сознания, она состоит не из разрозненных «нитей», а из целостностей. Поэтому нет необходимости делить психические операции на элементарные и высшие, приписывая последним особую комбинаторную силу. Здесь принимался принцип изоморфизма.

Введенный в 1912 году Вертгаймером принцип изоморфизма был обстоятельно обоснован Келером. Психофизический изоморфизм предполагал топологическое, а не метрическое соответствие. В теории систем это более широкая формулировка.

4 стр., 2000 слов

ПЗ-6. Распознавание психических образований и их свойств

... -педагогического направления. Перед началом работы напомню об общих вторичных свойствах психических образований. Предметность (при представлении) – это отделение объекта ( ... («скелет»), (б) его вариант («вид» или «тип») среди явлений того же рода и (в) его место и роль ... годы. Главной задачей англичанки было сохранение собственной нервной системы. С английского спрос был маленький (а кто-нибудь ...

Изоморфизм означает наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой.

Здесь заслуживает внимания концепция И. М. Сеченова. Она рассматривается в методических работах в качестве существенной предпосылки системного анализа психического. И.М. Сеченов создал первую теоретическую схему психологической системы (имеющей два плана: внешний, в виде объективно данной сенсомоторной деятельности организма, и внутренний как интериоризованный, но при этом и преобразованный «дубликат» этой деятельности).

Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному и психическому, мозгу и душе.

ХХ век добавил в критерий системности новое понимание целевой регуляции поведения – как биологической, экономической или иной целесообразности, не связанной с психическим представлением о цели. Это связано с тем, что перед человечеством стало возникать все больше и больше проблемных явлений, процессов и ситуаций, носивших системный характер и на первый взгляд не связанных друг с другом. Кроме того, начавшееся в этот период бурное развитие во всех сферах человеческой деятельности столкнулось с проблемами организации и функционирования сложных объектов и процессов, обладавших всем комплексом системных признаков. Петровский и Ярошевский трактуют целесообразность как одно из проявлений принципа системности. Джон фон Нейман и О. Моргенштерн разработали теорию игр, принципы «черного ящика» и обратной связи. Это позволило конструировать управляющие системы, относящиеся к классу больших технических систем, сложных технических систем, а также социотехнических систем (системы «человек-машина») и социоэкотехнических систем («человек – машина – среда»).

Этим ввели направленность на целевую функцию «максимизации полезности» для системы действующей по правилам и не предполагающей, в понятие ЛПР (лицо принимающее решение) субъекта. Подмена понятия субъекта понятием системы зачастую приводит именно посредством обращения к целевой функции, к целесообразности.

Развитие представлений о психологических системах в школе Л. С. Выготского вернуло детерминистические связи в объяснение становления психического. В теории Сеченова и Выготского первые методологические подходы объединившие ориентации на причинный и системный анализ психического и вместе с тем выход его в другие системные уровни связей.

И. П. Павлов продолжил материалистическое основание сеченовского в развитии представлений о двух сигнальных системах. Системно-причинный подход, предложенный М. К. Мамардашвили, опирался на аналитический метод и концепцию превращения форм К. Маркса.Системно-деятельностные объекты стали предметом целой методологической школы Г.П. Щедровицкого.

 

Принципы системности в методологии Б.Ф. Ломова

В монографии «Методологические и теоретические проблемы психологии» Б.Ф. Ломов выделил ряд особенностей принципа системности в качестве наиболее важных для построения «общей теории» психологической науки. . Системный подход виделся Ломовым как трактовка «психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целое». Им конкретизировались следующие пути реализации системного подхода в психологии.

19 стр., 9207 слов

Состояние как психическое явление

... деятельности. От анализа природы состояния как психического явления и имеющихся в психологии представлений об этом предмете перейдем к ... в) временем, необходимым для формирования функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и др. ... совокупность психических процессов и психологических свойств (Прохоров, 1994). Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в ...

Во-первых, требуется рассмотрение явления в нескольких планах (или аспектах): микро- и макроанализа, специфики его как качественной единицы (системы) и как части родовидовой макроструктуры.

Все эти планы можно выявить и в исследованиях психических явлений (процессов, состояний, функций и т. д.).

Каждый из них часто выступает как особое направление или даже специальная дисциплина. Когда исследуемое явление рассматривается как некоторая система (качественная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы выявить «составляющие» этого явления и способ их организации. Именно в этом плане проводились (и проводятся) теоретические и экспериментальные исследования, нацеленные на вычленение процессов, из которых «складывается» психика, параметров психических состояний, свойств личности и т. д.

Во-вторых, это рассмотрение психических явлений как многомерных, для которых абстракция, реализуемая последовательным их рассмотрением в каком-то одном плане, не должна закрывать всех других возможных планов. Когда мы рассматриваем психические явления в какой-либо одной системе координат и абстрагируемся от их других измерений, то, естественно, выявляется только какой-то один ряд свойств, получается как бы срез в какой-то одной плоскости. Такая абстракция, конечно, правомерна в целях научного познания, но нужно всегда помнить, что это – абстракция, которая позволяет охватить лишь одну сторону психических явлений. Понять по этому срезу изучаемое явление в целом так же невозможно, как невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной-единственной его проекции на плоскость. Так, психофизические исследования восприятия дают нам один срез, психофизиологические – другой, исследования восприятия в контексте деятельности – третий и т. д. Ни одним из них восприятие не исчерпывается полностью. Попытки распространить выводы, полученные при его изучении в каком-либо одном аспекте, на все остальные обычно к успеху не приводят.

В-третьих, система психических явлений (а также отдельных психических процессов и состояний)должна рассматриваться как многоуровневая и иерархическая. Многоуровневость рассмотрена автором на примере антиципации, которую как психический процесс можно анализировать на субсенсорном уровне, сенсомоторном, перцептивном, уровне представлений и речемыслительном. Каждый уровень соответствует уровню сложности решаемых задач, а в реальной деятельности все они взаимосвязаны. Соподчинённость и автономия уровней важнейшие условия саморегуляции системы. Данный принцип справедлив в отношении не только системы психических явлений в целом, но также отдельных психических процессов и состояний.

В-четвертых, множественность отношений, в которых существует человек, влечет за собой множественность и разнопорядковость его свойств. К сожалению, вопрос об их порядках еще не разработан. Нередко при описании свойств человека в один ряд попадают характеристики чувствительности анализаторов, свойств нервной системы и темперамента,

черт характера, способностей и т. д. Конечно, во всем этом имеются некоторые общие признаки. Но, и это важно подчеркнуть, основания этих признаков различны. Поэтому возникает необходимость разработки системной многомерной классификации свойств человека, в том числе и психологических, что составляет специальную научную задачу. Построение «пирамиды» этих свойств предполагается в кооперации с другими науками.

10 стр., 4516 слов

Системный психологический подход в управлении

... усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов. 1. Системный подход. Его применение к управлению позволило увидеть всю организацию в ... перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом ...

В-пятых, системный подход связывается с изменением в понимании принципа детерминизма. И линейный детерминизм, и вероятностный представляют собой лишь частные случаи детерминации. Поскольку принцип существования человека является «полисистемным» (он существо и биологическое, и социальное, к тому же психические явления могут быть отнесены к разным уровням), то не может быть универсальной формы детерминации. Детерминация может рассматриваться и в качестве биологической, и социальной, и в качестве каузальной связи, и в качестве некаузальных типов связи. Это типы связей, соотносимых с понятиями «условие», «фактор», «основание», «опосредствование» и др.

В заключение отметим, что в качестве ориентиров развития системного подхода в психологии на сегодняшний день выступают две задачи:

1) построение на основе принципа системности предмета и

2) разработка системного метода познания психических явлений. Полнота и эффективность решения названных задач определяют уровень развития системных исследований в целом. При этом речь не идет о построении умозрительных моделей психики как таковой. Перспективной представляется другая стратегия – системный анализ интегральных психических образований, сохраняющих печать единства внутреннего мира человека. А она предполагает обращение к локальным предметам и разработку специальных методов исследования конкретных психических явлений.

 

З. Заключение

Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве системных объектов рассматриваются объекты природы (неорганической или органической), человек, общество, материальные и идеальные явления.

Отличительная черта системного подхода в отечественной науке состоит в том, что объектом системного анализа прежде всего являются развивающиеся системы. Отсюда на первый план выходят вопросы об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества.

Основой системного подхода в психологии является принцип системности, который описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Изучение психологами этих связей и их свойств имеет длительную историю.

Наиболее значительный вклад в развитие методологии психологической науки, а также в разработку принципа системности и отвечающего ему системного подхода внес Б.Ф. Ломов. Им же обсуждались и возможности реализации системного подхода в психологии.

Ломов сформулировал общие требования к системному анализу психических явлений:

1) психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения;

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии ... освоения обучающимся социального опыта. Социальная психология– это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и ...

2) система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая, строиться иерархически;

3) при описании психических свойств человека необходимо иметь в виду множественность тех отношений, в которых он существует, т.е. представлять разнопорядковость его свойств;

4) многомерность и многуровневость психических явлений с необходимостью предполагают систему их детерминант;

5) психические явления должны изучаться в развитии.

Б.Ф. Ломову удалось разработать контуры оригинальной версии системного подхода к исследованию психики и поведения, в основе которого лежат представления о полисистемности бытия человека и интегральности его качеств и свойств. Данная версия отвечает современному состоянию психологической науки и имеет неплохую перспективу развития.

 

 

 

Литература:

1.Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: Учебное пособие / Т.В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).

2. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Изд-во «Наука», 1984. – 448с.

3. Методологические основы системного подхода в психологии: Хрестоматия \ Сост. И.В. Герасимова. – Владивосток: ДВГМА, 1999. – 159с.