Подход к построению семейного диагноза в основных теоретических моделях

Введение

Психологическое изучение семьи имеет своей целью определение системно взаимосвязанных факторов нару­шения семейных отношений.

В ходе подобного изучения реша­ются следующие задачи:

– определение специфики супружеских, детско-родительских, межпоколенческих отношений;

– выявление тех нарушений, которые участвуют в возник­новении и развитии расстройств семейных отношений;

– выявление социальных и психологических факторов, де­терминирующих направление и успех коррекции семейных от­ношений;

– составление социально-психологического портрета се­мьи и выработка рекомендаций по дальнейшей работе.

При изучении семьи мы, прежде всего, исходили из того, что семья – это малая группа, где проис­ходит процесс первичной социализации и становления человека. Семья – это сложная система отношений, которая в идеале должна быть открытой, но на практике нередко закрыта и не доступна влияниям извне. Внешние воздействия своеобразно интериоризируются с учетом семейных ценностей, традиций, устоявшихся образцов поведения.

Семья существенно отличается от других малых групп своей полифункциональностью, гетерогенностью, «историчностью», нормативностью, тотальностью вхождения.

Трудности изучения семьи обусловлены:

а) сложностью семьи как социальной и психологической
системы. Она включает в себя большое количество взаимоотношений и взаимосвязей, которые зависят от личностных особенностей членов семьи, ее окружения, обычаев и т. п.;

б) отсутствием единого научного подхода к пониманию
семьи и ее структуры. Ни в психологии, ни в социологии, ни в
философии нет общей теории семейных отношений. Более того,
существует много трудно сопоставимых, порой противоречивых
позиций;

в) влиянием стереотипов и обыденных представлений о
семье. Каждый человек имеет свой собственный опыт семейной
жизни, индивидуальный и отличный от другого, и, исходя из
этого, понимает норму семейных отношений;

г) скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье процессов. По ряду моральных и этических принципов многие процессы, происходящие в семье, ее обычаи, традиции
скрыты от внешнего наблюдения, некоторые сферы семейной
жизни совершенно не доступны специалисту;

д) изменчивостью семейных процессов. Многие события
семейной жизни протекают так быстро, не задерживая на себе
внимания, что легко ускользают даже от опытного тренированного наблюдателя;

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются. Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях ... принятия, необходимость приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение часто приводят к формированию пассивного отношения к жизни, устойчивому конформизму, ведомости и не ...

е) разбросанностью данных. Интересные для психолога явления часто находятся в разных сферах жизнедеятельности семьи и проявляются только в отдельные моменты ее жизни. Чтобы выявить такие моменты, нередко приходится сознательно создавать и исследовать ситуации, где эти явления проявляются.

 

При сборе анамнеза внимание акцен­тировалось на том, какую конкретно информацию и в какой по­следовательности психолог должен получить в ходе изучения семьи.

Придерживаясь основной модели анамнеза, были учтены три блока информации:

1.Общие сведения о семье (состав, возраст членов семьи,
количество прожитых лет, первичность брака, образование членов семьи, профессии и т. п.)

2.Актуальные проблемы и нарушения:

— возникновение, развитие и продолжительность затруд­нений;

— события в жизни семьи, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

-время возникновения проблемы;

-изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные семейными проблемами;

-непосредственная причина обращения к специалисту;

-предшествующие попытки разрешения проблемы и ре­зультаты этого;

-наличие девиантных моделей поведения в семье и т. п.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения и связанные с ними проблемы).

Также для сбора анамнеза важным явилось получение информации о самооценке, о бессознательном (темы, которые постоянно избе­гаются), о системе ценностей клиента и его семьи в целом.

 

Одной из самых сложных в ходе психоло­гического изучения семьи является проблема постановки диаг­ноза. Диагноз включает в себя:

13 стр., 6043 слов

Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы «Мозг и психика»

UUl, 1ТШМ J, t. J— J ^ ИТОГИ ВЕКА ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ "МОЗГ И ПСИХИКА"* Г. Е. Д. Хомская Доктор психол. наук, заслуженный профессор МГУ, Москва В статье излагается сущность нейропсихологического подхода, предложенного А.Р. Лурия, к реше­нию проблемы "мозг и психика": теоретические основы отечественной нейропсихологии, представле­ние о мозге как субстрате ...

– причины трудностей клиента;

– их развитие во времени;

– отнесение к определенному классу проблем;

– определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода.

Семейный диагноз необходим, т. к. дает возможность структурировать информацию. При этом диагноз должен быть перманентен, то есть иметь возможность изменяться в процессе работы с семьей.

 

 

Подход к построению семейного диагноза в основных теоретических моделях

В основу построения семейного диагноза положена поэтапная методика изучения семьи.

В основе методики лежит последовательность, при которой каждый этап существенно приближает к выявлению искомых нарушений.

Этап 1. Установление необходимости психологического изучения семьи.

На данном этапе происходит первичное знакомство с чле­нами семьи, обратившимися к специалисту.

Основ­ные задачи этого этапа:

–установление внешних признаков существования про­блемы, психологической травмы и т. п. (нарушение семейных взаимоотношений и жизнедеятельности в целом;

– определение заболевания человека, в развитии которого участвует семья – неврозы, алкоголизм, суицид, психосоматические болезни, ост­рые аффективные реакции и др.);

– выяснение уровня конфликтности, напряженности, тре­вожности, степени взаимопонимания, удовлетворенности се­мейной жизнью, уровня эмоциональной привязанности.

Этап 2. Общее знакомство с семьей.

Цель этапа: формирование у психолога общего и верного представления о семье, способности правильно представить различные стороны ее жизнедеятельности.

Этап 3. Определение травмирующей ситуации.

Цель – найти те стороны жизни, которые воздействуют на человека как травмирующие. При этом, чем больше гипотез, тем вероятнее, что среди них окажется истина.

На третьем этапе важно выявить и проверить все возмож­ные психотравмирующие ситуации. Их оценка осуществляется через выдвижение и проверку диагностических гипотез. Спе­циалист отвечает на вопрос: «Что будет происходить в семье, если источником травмы является именно эта ситуация?». Такие ответы следует получить по всем психотравмирующим ситуа­циям. Затем анализируются полученные данные.

Этап 4. Коррекционный семейный диагноз.

Цель – ответить на вопрос: какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, нейтрализации травматичности.

На данном этапе, базируясь на знании семьи и результатах «мыс­ленного эксперимента», специалист вырабатывает рекоменда­ции относительно дальнейшей работы с семьей, а при соответ­ствующих профессиональной подготовке и практическом опыте прогнозирует, что произойдет с семьей при коррекции нару­шенных отношений.

Поэтапная методика является хорошей логической схемой изучения семьи, при условии, что каждый этап будет качествен­но завершен и не станет источником последующих ошибок.

Все рассмотренные схемы не являются необходимыми, раз и навсегда данными алгоритмами, ибо каждый специалист мо­жет выработать самостоятельную схему или адаптировать уже существующие.

Поэтому, подход к построению семейного диагноза в основных теоретических моделях, представлен в виде таблицы:

Теоретическая модель СК Основные параметры к построению диагноза
Структурная модель –семейная структура –паттерны семейного взаимодействия –гибкость системы –резонанс семейной системы –условия жизни семьи: источники поддержки и стресса –успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла –способы использования симптомов идентифицированного паци­ента
Системная модель – гибкость –лидерство –настойчивость –преодоление –правила –роли –получение и использование обратной связи
Психодинамическая модель – развитие личности в родительской семье – проблемы отделения –принятие семейных ролей, развитие личности
Поведенческая модель –соблюдение баланса в отношениях супругов –ориентация на решение проблем –проявление отношений в семье
Гуманистическая модель –зрелость, естественность отношений –распределение ответственности –потребность в осознании, развитии ресурсов
Интегративная модель –стадия жизненного цикла семьи, реализация условий ее прохождения –простроенность семейных границ, влияние внутренних и внешних факторов, определяющих функционирование семьи –особенности поведения в семье, его последовательность –потребности семьи и основные барьеры

Постановка семейного диагноза в основных теоретических моделях семейного консультирования

Структурная модель

При исследовании семейной структуры С. Минухин (1974) рекомендует:

1. Обращать внимание на семейную структуру, излюбленные паттерны семейного взаимодействияи искать их альтернативы.

2. Оценивать гибкость системы и ее способность к совершенствованию, о чем позволяет судить перестройка существующих альянсов, коалиций и подсистем в ответ на изменение обстоятельств.

3. Исследовать резонанс семейной системы, ее чувствительность к действиям от­дельных членов. На одном полюсе находится вмешивающееся поведение с чрез­мерной чувствительностью к действиям отдельных членов и повышенной готов­ностью активизировать механизмы поддержания гомеостаза. На другом полюсе находятся разобщенные семьи с чрезмерно низкой чувствительностью к дей­ствиям отдельных членов и завышенным порогом активации механизмов под­держания гомеостаза.

4. Анализировать условия жизни семьи, определить источники поддержки и стресса.

5. Оценивать успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла и выполнение соответствующих этапу задач развития.

6. Исследовать способы использования симптомов идентифицированного паци­ентадля поддержания желательных семье паттернов взаимодействия.

 

Семейный диагноз в структурной модели

Недиффференцированность образа «Я», симбиотические связи членов семьи (супругов) говорят о сформированности семейной модели, в которой взаимодействие членов семьи реализуется через определенные последовательности.

Отмечается равнозначность партнеров и согласованность во взаимодействии супругов, при выстраивании и распределении семейных ролей, функций. Присутствует согласованное представление членов семьи друг о друге и о семье в целом.

Структура семьи отличается относительной гибкостью системы отношений и способна к совершенствованию при условии изименения обстоятельств.

Семья проявляет чувствительность к действиям от­дельных членов. Отмечается высокая готов­ность активизировать механизмы поддержания гомеостаза.

Условия жизни семьи определяются как достаточно сформированные, стабильные, устойчивые, но развивающиеся. Источником поддержки семьи является развитость и общность, поддержка отношений с родственникамии, в том числе и дальними.Источником стресса выступает несформированность детско-родительской сферы, что часто компенсируется в заботе о детях (родственников).

Прохождение семьей текущего этапа жизненного цикла отмечается выполнением соответствующих этапу задач развития, а также отражает специфику семьи в сознательно бездетном браке.

 

 

Системная модель

Системный подход

На основе принципов коммуникации (по Вирджинии Сатир)

Параметры семейной адаптации:

Гибкость. Увеличение у членов семьи способности генерировать новые идеи и изменять образцы поведения и взаимодействия в новых ситуациях.

Лидерство. Рост демократического стиля руководства.

Настойчивость. Увеличение взаимной настойчивости у членов семьи как оппозиция агрессивности или пассивному взаимодействию.

Преодоление. Рост успешного преодоления различий, существующих в разных сферах семейного функционирования.

Правила. Члены семьи изменяют правила своего функционирования (формы поведения и ожидания) при изменении потребностей членов семьи.

Роли. Изменение или модификация ролевой структуры при изменении потребностей членов семьи.

Получение и использование обратной связи. Рост способности к получению и использованию как положительной, так и отрицательной обратной связи, как от других членов семьи, так и от менее близкого окружения.

 

Семейный диагноз в системной модели

У членов семьи развита способность генерировать новые идеи и изменять образцы поведения при взаимодействии в новых условиях. Это говорит о высоком уровне гибкости семейной системы.

В семье преобладает сотрудничество, отмечается рост демократического стиля руководства.

Настойчивостьувеличивается при пассивности одного из членов семьи.

Различия в разных сферах семейного функционирования преодолеваются путем простраивания/моделирования проблем и их решения.

Члены семьи изменяют правила своего функционирования при изменении потребностей членов семьи.

Изменение или модификация ролевой структуры происходит при изменении потребностей членов семьи.

Хорошо развит механизм получения и использования обратной связи как от других членов семьи, так и от близкого окружения.

Таким образом, при учете проанализированных параметров можно говорить о высоком уровне сформированности семейной адаптации.

 

Психодинамическая модель

Оценка статуса пациента:

1) первое впечатление;

2) изменение впечатления в процессе интервью;

3) общее впечатление;

4) оценка открытости пациента;

5) насколько можно доверять полученной информации.

Выводы:

1) главные текущие темы;

2) области фиксаций и конфликтов;

3) основные защиты;

4) бессознательные фантазии, желания и страхи;

5) центральные идентификации;

6) контридентификации;

7) неоплаканные потери;

8) связанность собственного «Я» и самооценка.

 

По мнению 3. Фрейда, в развитии личности играют роль четыре важных фактора: 1) процессы созревания (физиологического роста, 2) фрустрации, 3) внутренние конфликты, 4) внешние угрозы (опасности).

Психогенетический взгляд на развитие личности – исследование того, каким образом прошлое индивида оказывает влияние на его функционирование в настоящем.

 

Обоснование стратегии помощи семье в рамках основных теоретических моделей семейного консультирования

Теоретическая модель СК Стратегия помощи семье
Структурная модель Для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. Для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами. Категории действий по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.
Системная модель Путем конкретных целенаправленных действий следует изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у ее членов. Необходимо вести совместный поиск, который позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъектности и уверенности в своих силах, что приводит к устойчивым переменам в жизни семьи.
Психодинамическая модель При динамическом подходе к семейным проблемам супружеские дисгармонии (нарушения) взаимоотношений анализируются с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Текущие семейные конфликты рассматриваются с учетом прошлых конфликтов, а также примеров прежних эмоционально окрашенных отношений. При этом оценивается влияние семьи, в которой вырос каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, спокойствие, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью, обращение к опыту родителей. Основной предпосылкой перемен является способность к пониманию этой связи, к контролю за своим поведением, к сравнению. Сравнение предстает как эволюционное сопоставление: учитываются ранние источники сегодняшнего поведения каждого из супругов. Каждый должен понять, почему он такой, какой есть, что он ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение партнера так, а не иначе. Супружество рассматривается как следствие действия сил, заключающихся в особенностях прошлого опыта супругов, главным образом в их прежних личностных связях.
Поведенческая модель Подкрепление поведения, когда оно становится похоже на желаемое. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания. Чтобы модифицировать поведенческие реакции семьи, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к членам семьи.
Гуманистическая модель Задачи семьи: – уважение уникальности, индивидуальности и неприкосновенности членов семьи; – понимание членов семьи, проникновение в их образ мышления, умение разбираться в мотивах и значении их поступков; – выработка конструктивных взаимоотношений с супругом; – нахождение собственных приемов с целью дальнейшего развития себя и супруга (супруги) как личности.
Интегративная модель Стратегия семьи предполагает грамотное выстраивание и проработку отношений с семьями родственников и социальных отношений.

Заключение

Семейная психодиагностика – вид психологической помощи, который направлен на распознание, измерение социально-психологических феноменов семьи, личностных особенностей ее членов и выявление различных типов семейных проблем.

Установление психологического диагноза семьи представляет собой восстановление истории ее развития таким образом, чтобы актуальные семейные проблемы находились в контексте всего развития.

Отсутствие в современной семейной психотерапии единой теоретической базы приводит к тому, что задачи и пути изучения семьи представителями различных школ понимаются весьма различно. Э.Г.Эйдемиллером и В.Юстицкисом сделан обзор и критический анализ различных подходов к изучению семейных проблем.

Эклектический подход. Его представители пытаются решить проблему изучения семьи путем объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему.

При разработке психодиагностических приемов внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно информацию о семье и в какой последовательности должен получить психотерапевт в ходе ееизучения. Все схемы данного типа нацеливают на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней вне зависимости от того, какая семья и с какой целью обследуется. Так, при работе с любой семьей, конечно же, нужно знать ее состав, возраст ее членов, социальный слой, к которому относится семья, целый ряд других моментов. Во-вторых, это сведения об отдельных аспектах функционирования семьи, которые считаются наиболее важными в семейной психотерапии.

«Модель Мак-Мастерса», разработанная тремя учеными – Н.Эпштейном, Д.Бишопом и С.Левиным, ориентирует семейного психотерапевта на изучение шести аспектов функционирования семьи – это способность к решению проблем, коммуникация в семье, семейные роли, аффективная отзывчивость, аффективная вовлеченность, контроль над поведением.

«Модель Мак-Мастерса» ставит своей целью дать общее и всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент.

Аспекты модели:

1. Способность семьи к решению проблем. Выясняется, насколько семья в состоянии решать проблемы, которые перед ней возникают:

а) опознать проблему, т.е. понять, что перед ними именно проблема, требующая интеллектуальных и других усилий по ее разрешению.

б) иметь информацию о проблеме, т.е. о ней должны узнать от того, кто первый ее обнаружил; все, кто должен принять участие в ее решении;

в) рассмотреть альтернативные пути решения (плохо, если принимается первое попавшееся решение);

г) принять только одно решение (обсуждения не могут продолжаться вечно);

д) решение осуществить;

е) убедиться в успешности своих действий и оценить результат.

2. Коммуникативные характеристики. “Модель Мак-Мастерса” предписывает выяснить две важнейшие характеристики коммуникационных процессов в семье:

а) открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи.

б) прямая или косвенная коммуникация.Таким образом, в схему включены характеристики, от которых зависит успешность коммуникации.

3. Ролевые характеристики.Анализ ролевой структуры семьи включает выявление функций, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения (роли), наличие навыков и умений, необходимых для выполнения роли, правила приписывания ролей другим членам семьи и, наконец, установление ответственности за различные внутрисемейные события.

4. Четвертый аспект – аффективная отзывчивость – объединяет группу эмоциональных отношений, явно связанных с исследованиями школы В.Сатир.

5. Характер мотиваций, определяющих отношение индивида к семье, его привязанность к ней – аффективная вовлеченность. Авторы модели диагностического анализа выделяют типы вовлеченности, которые наиболее важно учитывать в клинической практике, в том числе:

а) недостаточный уровень эмоциональной вовлеченности в семью;

б) “нарциссическая” вовлеченность, в основе которой лежит эгоцентризм, а интерес к семье существует лишь постольку, поскольку она обеспечивает удовлетворение чувства тщеславия и укрепление самооценки;

в) сверхвовлеченность: индивид эмоционально полностью слит с семьей, неудача или разрушение семьи равносильны для него гибели;

г) симбиотическая связь: утрата индивидом способности действовать и жить самостоятельно, полная зависимость от других членов семьи.

6. Контроль поведения – способ, каким семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его.

«Модель Мак-Мастерса» весьма популярна, она получила поддержку многих практиков. Знакомство с ней показывает, что она способна удовлетворить ряд практических потребностей, возникающих при исследовании семьи.

В настоящее время существуют различные подходы к выбору направления семейного диагноза, к отбору круга характеристик, на которые должно быть обращено основное внимание при поиске причин нарушений в семье. Каждый из этих подходов имеет свои положительные стороны и свои недостатки. Именно в установлении соотношений достоинств и недостатков различных подходов нужно искать пути их рационального использования.

 

Литература

1. Браун Джозеф Теория и практика семейной психотерапии/ Дж. Браун, Д. Кристенсен; Пер. с англ. Н.А.Мухиной. – 3-е междунар. изд.. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с. : ил.. – (Золотой фонд психотерапии).

2. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия: психологические модели : [учеб. для студентов и аспирантов по специальности «Психология»]/ Л. Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; под общ. науч. ред. Л.Ф. Бурлачука. — 3-е изд., доп. — СПб: Питер, 2009. — 496 с. : ил. — (Учебник для вузов).

3. Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина ; Феде­ральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Дер­жавина, 2007. 351 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия: справочник практ. психолога/ И. Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2005. – 991 с.

5. Сатир Вирджиния Психотерапия семьи. – «Речь», СПб., 2000, 282 с.

6. Старшенбаум Г. В.Сексуальная и семейная психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психоло­гии, 2003. – 300 с.

7. Уорден М. Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание, – СПб.: ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005.– 256 с.

8. Эйдемиллер Э.Г. , Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.