Состояние как психическое явление

Проблема описания психических состояний Вступительная статья

//Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб., Питер. 2000. С. 11-42.

 

 

Состояние как психическое явление

Сущность и функции психического состояния.В распространенном делении психических явлений — процессы, состояния и свойства — они выделены и перечислены в порядке убывания динамичности. Именно в такой последовательности снижается динамичность, лабильность, скорость изменения явлений. Состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности.

Мысль о различной локализации черт личности и состояний на шкале «стабильность–лаби­ль­ность» в современных исследованиях проводится все более отчетливо. Черту определяют как постоянный способ индивидуального приспособления к окружающему, а психическое состояние — как активность «здесь и сейчас», как временное состояние сознания и настроения (Hayden, Mischel, 1976).

Черты личности и состояния, конечно, занимают разные места на шкале «стабильность–лабильность», но важнее подчеркнуть другой момент. В состояниях интегрирована актуальная выраженность черт личности, сила их проявления. Хотя состояния оказывают значимое влияние на формирование черт, обратное влияние (со стороны черт) и для текущих, и для устойчивых состояний сильнее.

Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче.

В психических состояниях, так же как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое.

Для психических состояний характерны различные функции. Практически все авторы называют важнейшей функцию регулирования. В психологическом словаре состояние рассматривается как регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде (Психология. Словарь, 1990).

Наряду с регулятивной важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств (Прохоров, 1994).

16 стр., 7861 слов

Психология психические состояния

... Проанализировать понятие психического состояния личности 2. Изучить исторический аспект изучения проблемы психических состояний 3. Исследовать особенности психических состояний личности. 4. Дать характеристику основным психическим состояниям личности. Предмет работы – изучение состояния личности в психологии. Объект работы – психические состояния личности. Поведение и ...

Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущем времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.

Категория состояния включает в себя понятия разного уровня обобщенности, разной степени широты распространения и охвата всего многообразия психической активности. Психические состояния можно рассматривать на уровне всей психики и в отдельных сферах психики. Говоря о состояниях отдельных сфер психики, мы никак не отрицаем принцип целостности психики, поскольку речь не идет об автономности состояний, в которых находятся, могут находиться отдельные структуры психики. Психика организована по иерархическому принципу — состояния отдельных частей психики являются частью всего состояния человека. Их выделение возможно лишь в той степени, в какой мы можем обоснованно разделять психику на отдельные сферы, структуры или блоки.

Таким образом, состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.

Психическое состояние одновременно является формой интеграции и текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее развития).

Детерминанты состояния.Основными детерминантами состояния являются: а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания); б) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы); в) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

Соотношение этих факторов и определяет характеристики состояния. Говорить о балансе между ними, что нередко можно встретить, неверно, поскольку все эти составляющие не являются какими–либо противодействующими друг другу силами. Сила желания, не подкрепленная необходимыми способностями данного индивида, далеко не всегда противодействует раскрытию способностей, напротив, часто оказывает решающее влияние на их развитие. Весьма односторонни представления о среде как противодействующей силе, хранящей в себе прежде всего ограничения или путы для реализации желаний. Тем не менее в неявной форме такое понимание среды допускается в тех случаях, когда говорят о «противодействии среде», «про­ти­востоянии средовым влияниям», «равновесии со средой» и т. п.

Непрерывность состояний.Состояние, как и все психические явления, изменчиво. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о специфике его изменчивости, динамичности. Как особенности перехода одного состояния в другое?

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... Мотивация: а) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида; б) процесс образования, формирования мотивов. Типичные положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность (сильный интерес к ... (преобладание   мозговой деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются большей ...

Мы не встретили в обсуждениях природы состояний утверждений о такой черте динамики состояний, как «дискрет­ность», то есть о существовании достаточно выраженных, легко различаемых при качественном анализе переходов одного состояния в другое. Действительно, редко удается однозначно, без уточнений и дополнений, отнести состояние конкретного человека к определенному виду состояний.

Согласно взглядам С.Л.Рубинштейна основным способом существования психического является его существование в качестве процесса — непрерывного, формирующегося. А.В.Бруш­лин­ский (1988), рассматривая психологические категории непрерывного и прерывного, качества и количества, обосновывает недизъюнктивный тип взаимосвязей между компонентами психического как непрерывного процесса. Состояниям присущи характеристики, свойственные всей психике. Психические процессы и структуры неделимы и нерасторжимы, они проникают друг в друга, одна структура психики является необходимой частью другой (Брушлинский, 1978).

Можно считать, что в обсуждениях природы состояний достаточно утвердились представления о непрерывности состояний — отсутствии резко выраженных переходов из одного состояния в другое. «Чистых» состояний в деятельности практически не существует (Каширина, 1984).

Непрерывность состояний связана с такими их сторонами, как интенсивность и устойчивость. О различиях психических состояний по глубине свидетельствуют разнообразные эмпирические данные.

Любое актуальное состояние берет свое начало в предшествующем состоянии. Даже беглый обзор описаний и интерпретаций психических состояний показывает частое желание исследователей найти понятия, которые возможно точнее выразили бы разные градации интенсивности психических состояний. Так, например, В.Д.Небылицын (1976) наряду с термином «стрессовые сос­­тояния» употребляет и термин «стрессо­по­доб­ные состояния». Е.П.Ильин (1980) пишет о «латентном пери­оде развития состояний». Задержка в развитии состояний, исчисляемая иногда минутами, а иногда — месяцами, обусловлена несколькими причинами: а) преодолением инертности предыдущего состояния; б) периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы, до «верхнего предела», по достижении которого организм начинает включать защитные, или компенсаторные, механизмы; в) временем, необходимым для формирования функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и др.

Структура состояния.Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В.А.Ганзена и В.Н.Юрченко (1976; 1981), Ю.Е.Сосновиковой (1975) и других ученых. Ган­­зен и Юрченко выделили четыре структурных уровня: социально–психологический, психологический, психофизиологический и физиологический. Экспериментальные исследования подтверждают важную роль в структуре состояния социально–психологического и психологического уровней (Махнач, 1991).

На каждом из этих уровней можно рассмотретьсубъективные и объективные характеристики. Субъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут получены с помощью объективных измерений параметров организма и психики, анализа внешнего облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продуктов труда.

3 стр., 1209 слов

Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР

... успешного протекания всей последующей учебной деятельности. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса ... развитию детей со стороны родителей, а также их низким общим психическим тонусом. Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие занятия ...

В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Силу влияния каждой из них трудно измерить в долях или процентах. Заметим, что здесь некорректно говорить о каком–либо статистическом балансе. Определенные события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например, заключение в концлагере, тюрьме, тяжелая болезнь, трагические события жизни являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный период времени, определяя актуальное состояние. Т.Йолов (1990) предложил описывать ситуативные особенности психики в виде дроби, в которой числителем является сила события, а знаменателем — трансситуативные особенности психики и способы деятельности.

От анализа природы состояния как психического явления и имеющихся в психологии представлений об этом предмете перейдем к обсуждению его характеристик.

 

Характеристики состояния

Состав характеристик. Состояния имеют характеристики различной степени обобщенности: общие, видовые, индивидуальные. Общим для всех состояний является то, что они имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные параметры, включают в себя ситуативную и трансситуативную составляющие. У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделять состояния на долговременные и кратковременные (по временному параметру), а также на эмоциональные, активационные, тонические или тензионные — в соответствии с тем какой именно параметр является ведущим, определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой может быть эмоциональная — доминирование той или иной эмоции. Может выступать на передний план активационная характеристика — уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот, отчужденность, отгораживание от жизненных событий.

Тот или иной тонус организма, энергетические ресурсы также могут обусловливать многие другие параметры психических состояний, являясь определяющим. Тонус, в свою очередь, зависит от здоровья субъекта, биологических ритмов, характера деятельности, ее продолжительности, от некоторых условий среды.

Наконец, в любой момент времени человеку свойственно то или иное напряжение. Оно может быть обусловлено внутренними факторами: повышенными требованиями к своему поведению или деятельности, неуверенностью в своих успешных действиях в ответственной ситуации и т.п. Но может быть вызвано и многими внешними факторами: неблагоприятные условия деятельности, соперничество, трудные условия существования…

Поскольку состояние — многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.

К таковым можно отнести следующие:

— эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание…);

— активационные (отражающие интенсивность психических процессов)

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... считают, что стресс представляет собой только страдание. Такой подход является односторонним и является правильным лишь по отношению к некоторым степеням состояния напряжения (СН). Это состояние возникает в ... оказывается недостаточно. В зависимости от значимости цели и величины дефицита средств состояние напряжения может быть выражено в различной степени. Рассматривают 4 фазы: Внимание, мобилизация, ...

— тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);

— тензионные (отражающие степень напряжения);

— временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);

— полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

Обратимся к более подробному рассмотрению перечисленных характеристик состояния.

Активация и тонус. Понятие активации широко используется в нейрофизиологии, где оно обозначает уровень функционирования центральной нервной системы, мозга. На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, энергичном поведении, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе: возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, а на другом — торможение, спад, снижение интенсивности и темпа.

В физиологии термин тонус (лат. tonus происходит от греч. tonos — напряжение) обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и активация, — стержневая характеристика состояния. Поэтому необходимо рассматривать его психологические аспекты. К ним неоднократно обращались различные исследователи. Так например, Ю.Е. Сосновикова (1975) включает общий тонус в число основных структурных компонентов психического состояния.

На психологическом уровне состояния тонус имеет несколько иную трактовку. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Напряжение является одной из важнейших характеристик состояния. Ее целесообразно называть «тензионная» (от англ. «tension» — напряжение).

Введение нового термина (Куликов, 1997) позволяет в описаниях отделить соответствующий параметр состояния от вида состояния. Тензионная характеристика присуща любым состояниям — не только тем состояниям, в названии которых фигурирует термин «напряжение». В осуществлении любого поведения и деятельности в той или иной мере требуется волевое регулирование. Его роль — в преодолении конкурирующих ценностных ориентаций, мотивов, целей, эмоционального притяжения к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдерживания остальных поведенческая активность невозможна. Чем больше конкурирующих побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву, цели, эмоциональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуляцию, тем выше напряжение и все связанные с ним проявления сниженного настроения.

В шкале напряжения на одном полюсе: раскрепощенность, раскованность, расслабление, внутренний комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом — закрепощенность, зажатость, внутренний дискомфорт, вынужденность поведения, переживания несвободы.

8 стр., 3659 слов

Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс

... эмоционального напряжения, мы можем построить концептуальную модель поведения человека в различных фрустрационных ситуациях, т. е. приблизиться к вопросам прогноза. Значимость эмоционального состояния в ... первосигнальный) и психический (эмоциальный, второсигнальный). Без сомнения, для обоих видов стресса наблюдаемые изменения в сердечнососудистой системе в некотором смысле имеют сходство, но ...

Обратим внимание на существенное различие между активационными и тензионными характеристиками. Если активация детерминирована потребностно-мотивационной сферой личности, то напряжение — актуальными особенностями эмоциональной и волевой сфер. В связи с многоаспектностью и особой сложностью феномена напряжения его необходимо рассмотреть подробнее.

Напряжение. Напряжение ( англ. «tension») в словаре психологии Дж. Древера (Drever, 1974) определено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором (с. 296).

В.И.Мед­ведев и А.М.Па­ра­чев (1971) в контексте инженерной психологии определяют напряжение как величину усилия, направленного на выполнение профессиональных функций. Они выделяют несколько видов напряжения в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность: физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, напряжение ожидания, монотонии и политонии (вызываемое необходимостью частого переключения внимания).

Что касается определения «эмоциональное» напряжение, то оно в данном плане не добавляет какой–либо точности. При любом виде напряжения (физическом, сенсорно–перцептивном, мыслительном…) с его повышением возрастает и сила эмоциональных реакций, глубина переживаний. Напряжение, — достаточно выраженное, но одновременно «без­эмо­­ци­ональное», — трудно себе представить. В сфере чувств и эмоций интегрировано отражено все происходящее в организме, внутри личности и в ее связях с миром.

Можно ли найти «собственно эмоциональное напряжение»? Во многих случаях интенсивные переживания и ощущения напряжения вызываются внешними или внутренними (мотивационны­ми, ролевыми…) конфликтами, повышенной нагрузкой, дефицитом времени, помехами и барьерами, монотонией или депривацией (информационной, социальной) и т.д. Именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А.В. Запорожцем, писавшем: «Эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» (Запорожец, 1986, с. 266).

Эмоция, таким образом, — это процесс, соединяющий в себе две основные функции психики — функции отражения и регулирования. Эмоции выступают формой организации одновременно внутренней (психической) активности индивида и его внешней активности — поведения и деятельности.

Еще раз подчеркнем, что то или иное напряжение свойственно человеку в различных психических состояниях, которые обычно не называют состояниями напряжения по той причине, что в них доминируют другие характеристики, иные феномены.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней ... к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей. Стресс. Они возникают, когда человек попадает в экстремальную ...

Изучение напряжения имеет долгую историю, которой мы здесь не будем касаться (основные этапы этой истории рассмотрены Т.А. Немчиным в монографии «Состояния нервно–пси­хи­чес­ко­го напряжения»).

Данный параметр состояний заслуживает пристального внимания. Здесь лишь напомним о точке зрения В. Вундта, который считал необходимым в каждом психическом состоянии выделять две дихотомии: напряжение–расслабление, возбуждение–успокоение. Та или иная степень напряжения часто является фоном других психических состояний. Это и дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состояния, имеющейся у доминирующих и актуальных состояний, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и т.д. Как одна из главных характеристик она тесно связана с основными параметрами текущего статуса индивида — с особенностями его адаптации (степенью адаптированности–дезадаптированности).

В.Д. Небылицын (1976) к экстремальным (чрезвычайным) условиям относил такие предельные, крайние значения элементов ситуации, которые в средних своих значениях создают оптимальный «фон» или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта. Он обращал внимание на то, что экстремальность может быть создана путем выхода за пределы диапазона оптимальных условий не только в сторону их максимализации, но и в противоположную сторону. Неблагоприятным фактором, повышающим напряжение, является как перегрузка информацией, так и недогрузка информацией (Зинченко и др., 1974).

Добавим, что только по величине нагрузки невозможно предсказать силу реакции, выраженность состояния напряжения. Последняя всегда представляет собой эффект взаимодействия нагрузки и потенциала устойчивости психики и организма.

Вероятно, для некоторых факторов напряжения в определении силы нагрузки могут быть использованы статистические оценки (например, средние величины), но для подавляющего большинства они или невозможны, или лишены смысла. Даже если сила действия фактора может быть измерена, значение имеет не его величина, а соотношение этой величины и общей толерантности личности к нагрузке, а также специфической толерантности (к конкретной характеристике данного вида нагрузки).

Напряжение и стресс.Понятие напряжения тесно связано с понятием стресс. Р.Кан (Kahn, 1970) различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъективное переживание. В.А.Ганзен (1984) относит ощущение напряжения к общим субъективным характеристикам стресса.

В лингвистическом аспекте слова «стресс» и «напря­же­ние» не являются синонимами, хотя и близки по значению. Значениями английского слова «stress» являются: давление, нажим, напряжение, ударение, а слово «tension» имеет другие значения: напряжение, напряженность, напряженные раздумья или переживания, напряженные отношения, трения, натянутость, неловкость. В русском языке «напряженность» толкуется весьма сходным образом: сосредоточение сил, внимания при осуществлении чего-нибудь («слушать с напряжением»,«душевное напряжение»); слово «напряженный» означает: происходящий с усилием, принужденный, неестественный, неспокойный, готовый разразиться чем-нибудь неприятным (Ожегов, 1975).

Вероятно, во многих случаях употребление терминов «стресс» и «напряжение» как синонимов вполне допустимо. Однако это возможно навсегда. Например, выражение «чувство стресса» не корректно, а выражения «чувство напряжения» или «ощущение напряженности» вполне допустимы, ясно передают смысл высказывания.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

В психологических словарях (см., напр.: Коллектив…, 1987) понятия стресса и психического напряжения отождествляются. В Психологическом словаре (1983) понятие «стресс» определено как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. В словаре «Психология…» (1990) понятие «психической напряженности» определено как психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий, сопровождаемое ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Указано также, что понятие «психической напряженности» часто совпадает с понятием «психологический стресс». Отмечено, что понятие «стресс» используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

О стрессе чаще всего говорят применительно к экстремальным ситуациям. В последнем издании отечественного словаря по психологии понятия стресса и напряжения объединены, стресс истолковывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» (Психол. словарь, 1996, с. 371).

В предисловии к русскому изданию книги «Эмоциональ­ный стресс: физиологические и психологические реакции» В.Н.Мясищев пишет: «Всякая деятельность организма сопровождается напряжением, степень активности в деятельности представляет степень напряжения» (Эмоциональный стресс…, 1970, с.7).

Например, напряжение при выполнении какой-либо привычной деятельности без активизации адаптивных процессов и повышения уровня тревоги не является стрессом. Стресс вызывает сдвиг активности в сторону повышения (чаще) или понижения от уровня, который держится при доминирующей (привычной) интенсивности мотивации, характерной для данного индивида. Стресс не всегда проявляется в подъеме активности. Вялость, апатия также являются возможной формой стрессовой реакции. Например, длительное интенсивное напряжение может привести к отказу от выполняемой деятельности из-за снижения мотивации и к крайне полярным эмоциональным реакциям: от острых аффектов до полного безразличия (Шафранская, 1983).

Л.М.Аболин и Т.И.Аболина (1985) отмечают, что для объединения понятий «стресс» и «напряжение» нет достаточных оснований, поскольку психические срывы на фазе шока в стрессе не всегда сопровождаются переживаниями напряженности. Они подчеркивают, что под психическим стрессом следует понимать не состояние, а прежде всего процесс, причем всегда приводящий к каким-либо психическим отклонениям.

Напряжение может обеспечивать цели адаптации, оно необходимо для достижения их, но оно может возникать и по иным причинам, служить другим целям. Термином «стресс» следует обозначать интегральный ответ организма в целях адаптации. Уточним, что независимо от того — будут по прошествии некоторого времени достигнуты цели адаптации или нет, состояние может быть стрессовым. Г.Селье постоянно подчеркивал адаптивную направленность стресса, отмечая, что «стресс – это не просто нерв­ное напряжение» (1979, с. 29).

3 стр., 1163 слов

Жан Делюмо о специфике социально-психологических настроений европейцев ...

... Изд-во Уральского университета, 2001.   Жан Делюмо о специфике социально-психологических настроений европейцев в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени Тексты для анализа: ...

Следует также помнить, что стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психоло­ги­чес­ких и социальных проявлений. Для напряжения такие особенности не всегда характерны.

В развитии учения об адаптации в двадцатом веке наибольшее распространение получила теория «общего адаптационного синдрома» (ОАС), разработанная Г.Селье и его последователями. В данной теории Селье широко использовал понятие стресса. В дальнейшем это понятие стало широко используемым в разных научных дисциплинах и более популярным, чем ОАС. В настоящее время в подавляющем большинстве исследований по данной проблематике узловым понятием стало понятие стресса. Ведущей характеристикой стресса является напряжение. Вероятно, это обстоятельство способствовало объединению и смешению двух близких, но различных, феноменов — стресс и напряжение. Значительное количество эмпирических и теоретических обобщений сделано в рамках исследования стресса.

Подводя итог обсуждению феномена напряжения, обратим внимание, что понятие напряжения имеет разные значения: напряжение как вид состояния, и напряжение как характеристика многих других видов состояний (тензионная характеристика).

Причем характеристика, имеющая и субъективное содержание (внутренний комфорт, непринужденность в действиях и поведении или, напротив, — внутренний дискомфорт, вынужденность поведения, переживания несвободы), и объективное содержание — повышенное напряжение снижает энергетические ресурсы индивида и качество деятельности, ограничивает возможные виды поведения, уменьшает успешность деятельности и поведения.

Временные характеристики психического состояния.Многие авторы обращались к рассмотрению временных характеристик состояний. Н.Д.Левитов писал о состояниях персеверации, которые характеризуются инертностью в переживаниях, неподатливостью изменениям, трудностью переключения. Определяя состояния как психическое явление, К.К.Платонов отмечал, что они занимают промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, он подчеркивал: «Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут и быстро изменяться» (1984, с. 109).

По степени постоянства В.Л.Марищук (1974) выделяет доминирующие (наиболее характерные для субъекта) и промежуточные (переходные) состояния. Ю.Е.Сосновикова (1975) разделяет состояния на такие виды: продолжительные, относительно мало продолжительные и кратковременные. Е.П.Ильин (1980) пишет о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хронических. Из числа хронических состояний наиболее основательно изучено состояние хронического утомления. Причиной затяжных психических состояний часто является эффект суммации: суммация эмоционального напряжения, накопление утомления и развитие хронического утомления.

По динамике протекания различают два основных вида стресса: острый и затяжной (хронический).

Второй вид чаще всего связан с повседневными стрессорами. В Большой медицинской энциклопедии отмечается, что особенности эндемического (хронического) стресса изучены мало. Под ним понимают состояния психического напряжения разной выраженности, вызываемые у современного человека комплексом повседневно действующих разнообразных отрицательных факторов. Последствия его во многих случаях могут длительное время оставаться скрытыми. Оценить их можно ретроспективно после манифестации той или иной патологии (БМЭ, 1985, Т.24).

Независимо от того, какой исследовательской парадигмы психолог придерживается, он оценивает сложность феномена состояния и предполагает многокомпонентность его структуры — существование различных частей и структурных единиц. Есть составляющие различающиеся степенью динамичности: более быстро и менее быстро меняющиеся. Текущие, актуальные состояния более изменчивы, динамичны, они относятся к одному участку временной шкалы психических состояний, к более узкому масштабу (микромасштабу), а преобладающие, доминирующие — к более широкому. Последние можно было бы называть трансситуативными, но при этом мы неявно утверждали бы, что все ситуации кратковременны. Понятие ситуации довольно широко, жизненные ситуации могут иметь разные временные масштабы: и малые, и большие.

Например, неприятный разговор с сослуживцем может вызывать состояние напряжения и занимать вполне определенное, небольшое время. Но ситуация конфликта с близким человеком или конфликта внутреннего (например, конфликта роли матери и роли ученого) может вызывать длительное напряжение. Многие жизненные ситуации имеют широкие временные рамки, в них включены многие люди, события и разноплановые обстоятельства (экономические, политические, социальные, экологические и т.д.).

Важная роль надситуативной активности в психической регуляции и в поведении признана давно. Потребности и мотивы различаются по длительности своего существования и влияния на поведение и деятельность. И в структуре мотивов личности, и в структуре ее целей есть ситуативные, или текущие, но есть и долговременные (жизненные, сквозные…).

Текущее состояние всегда зависит от факторов конкретной ситуации, но если бы оно было полностью обусловлено только этим, то его динамику можно было бы сравнить с игрой бликов на водной поверхности в солнечный день или с чем-то подобным — постоянно колеблющимся и неустойчивым. Тогда ни в психодиагностике, оснащенной научными методами, ни в обыденной жизни было бы невозможно прогнозировать поведение и переживания человека, результативность его деятельности и многое другое.

В контексте обсуждения личностной регуляции психических состояний термин «трансситуативное» имеет недостаток: в нем излишне выражено звучание независимости от ситуации. От всех ситуаций никакое состояние (кроме некоторых патологических) не может быть независимым. Более точным, на наш взгляд, является термин доминирующее состояние. Доминирующее мы понимаем как преобладающее во времени, занимающее большую часть времени.

Доминирующие состояния характерны для личности в протяженном диапазоне ее настоящего, то есть в более широком масштабе времени, чем актуальный момент, определенный особенностями данной ситуации. Они в меньшей степени обусловливаются обстоятельствами актуальной, текущей ситуации с достаточно определенно очерченными временными рамками и в большей степени — факторами социально-психологического уровня личности. Разумеется, при таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необходимо выделять не только «доминирующую», но и «ситуативную» («текущую») составляющую. Доминирующие состояния являются фоном, на котором формируются и существуют актуальные (текущие) состояния.

Так, например, на фоне доминирующего состояния страха за жизнь близкого человека, длительное время находящего в условиях, угрожающих его жизни, могут возникать актуальные состояния иного плана: состояние радости, вызванное приятными новостями или успехами других близких людей. Человек на фоне доминирующего состояния тревоги или страха может не терять способности переходить в состояние сосредоточенности или переживать состояния трудового подъема, вдохновения.

Для обозначения относительно устойчивых эмоциональных фоновых состояний в психологии утвердилось понятие настроение. Детальный анализ этого понятия мы проведем в последующих разделах. Здесь лишь заметим, что, на наш взгляд, настроения также целесообразно разделять на доминирующие и актуальные (текущие).

Необходимость такого различения признается рядом специалистов. Так, например, в опроснике «Шкала настроения» Ундервуда и Фроминга есть две подшкалы: «постоянное настроение» и «реактивное настроение» (Bohner,­ Hormuth, Schwarz, 1991).

Многие клинические психологи разделяют нарушения настроения на хронические и текущие.

Говоря о тесной связанности устойчивых состояний с социально-психологическим уровнем личности, необходимо обратиться и к другому аспекту — рассмотрению настроений как состояний личности на верхнем уровне ее регуляции. В самом деле, состояние невозможно представить как простое психическое явление — оно имеет многокомпонентный состав. В нем могут быть обнаружены различные феномены, для каждого из которых характерны свои закономерности, относящиеся к различным сферам и уровням психики. Это относится и к его важнейшей составляющей — настроению.

Эмоциональные характеристики психического состояния.Можно считать весьма распространенной точку зрения, что психическое состояние представляет собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слезы, радость — сопровождаться печалью, а гневу — сопутствовать радость. Для обозначения двойственности переживаний существует специальный термин, предложенный Э.Блейером, — «амбивалентность чувств». Он интерпретируется как внутренне противоречивые эмоциональные состояния и переживания, связанные с двойственным отношением к человеку или явлению. Например — принятием и отвержением, удовольствием и неудовольствием, симпатией и антипатией. В этих случаях лишь выявление ведущего, доминирующей эмоции позволяет отнести их к группе положительных или отрицательных психических состояний.

Изучение структуры аффективной сферы с использованием факторного анализа и других математико-статистических методов обработки эмпирических данных привело исследователей к выводу об определенной независимости приятных и неприятных эмоций. Фактор позитивной аффективности, включающий в себя шкалы социальной доминантности, мотивации достижения, связан с позитивными психическими состояниями, в то время как фактор негативной аффективности, объединяющий шкалы агрессии и отчужденности, связан с негативными психическими состояниями. Получены эмпирические данные, подтвердившие тесную связь между двумерным пространством состояния и двумерным пространством личности в измерениях экстраверсии и нейротизма (Costa, McCrae, 1980).

Эмоциональные характеристики психических состояний тесно связаны с таким параметром состояния, как его полярность (знак).

Во многих случаях нетрудно отнести эмоциональные состояния к «приятным» или «неприятным», включающим переживание удовольствия или неудовольствия, однако так бывает не всегда. Возможность однозначно оценить полярность состояния является спорным вопросом с более чем вековой историей. Еще в конце прошлого века Т.Рибо (1897), сопоставляя различные точки зрения на существование «средних, безразличных, свободных от всякой примеси приятного или неприятного» состояний, пришел к выводу, что, вероятно, вопрос о том, существуют ли таковые, неразрешим. Однако существование средних, нейтральных состояний не может являться препятствием к тому, чтобы использовать такую характеристику, как полярность, то есть преобладание приятных (положитель­ных) или неприятных (отрицательных) эмоций. Она необходима в теоретическом обсуждении и весьма полезна для решения практических вопросов (диагноза, прогноза, экспертизы…).

Весьма существенное значение для описания психического состояния имеет интенсивность переживаемых эмоций — их сила, яркость. Количественные различия эмоций в значительной мере определяют качественную специфичность психического состояния.

Таким образом, описание психического состояния не может быть полным без указания его эмоциональных характеристик, к основным можно отнести широту спектра переживаемых индивидом эмоций, доминирующую эмоцию, интенсивность эмоций, полярность — преобладание приятных (положитель­ных) или неприятных (отрицательных) эмоций.

Общий эмоциональный фон не следует представлять как некоторый статистический баланс или математический интеграл отдельных влияний разного знака эмоций и чувств. Такую картину нельзя было бы представить, даже если анализировать эмоций, исходя только из их биологического смысла. Биологический смысл отрицательных эмоций, сопровождающих любые неудовлетворенные потребности, состоит в том, что они побуждают организм к преодолению препятствий, мешающих удовлетворению существующих потребностей. Удовлетворение потребности приводит к возникновению другого крайнего состояния организма — положительной эмоции (БМЭ, 1986).

Субъективно оно сопровождается ощущениями удовлетворенности, наслаждения, радости.

Фон аффективной сферы человека является синтезом множества эмоций и чувств, переживаемых человеком. Их возникновение и протекание обусловлено многими потребностями и мотивами, их сложным соотношением. Естественно, что в большинстве случаев удовлетворение различных потребностей в каждый момент времени находится в различной стадии. Более того, многие человеческие потребности по самой своей природе не могут быть исчерпаны на стадии удовлетворения (насыщения), подобно основным витальным потребностям. Поэтому для человека характерна смешанная гамма чувств и эмоций, далекая по своей динамике от алгебраического суммирования, в котором положительные эмоции и чувства гасят (или ослабляют) отрицательные, и наоборот. Бывает так, что сквозь слезы прорывается смех, к радости примешивается печаль…

Это подтверждают и результаты исследований с использованием факторного анализа. Двухфакторная структура аффективного пространства построена таким образом, что по одной ортогональной оси располагается позитивный, а по другой — негативный аффект. Многие термины, относящиеся к настроению, являются смешанными выражениями этих параметров. Так, приятное настроение определяется сочетанием высокого позитивного и низкого негативного аффекта; неприятное — сочетанием высокого негативного и низкого позитивного аффекта. Факторы позитивного и негативного аффекта выделяются при факторном анализе данных, полученных в многочисленных исследованиях по самооценке настроения (Watson, Tellegen, 1985; Lorr, Shi, Youniss, 1989).

В.Д.Небылицын считал, что своеобразие эмоционального облика человека может быть охарактеризовано локализацией точки в трех–(или более)мерном пространстве, образованном основными модальностями — качественно определенными переживаниями. Эти модальности представляют собой биполярные континуумы, в которых индивиды размещаются неравномерно: близко к полюсам немногие, а большинство – с неявно выраженной эмоциональной характеристикой. Развивая эту мысль, А.Е.Ольшанникова и Л.А.Ра­би­нович (1974) провели исследование индивидуальной специфики эмоционального облика — устойчиво доминирующих эмоций. Они исходили из того, что индивидуальная специфика может проявляться как в острых эмоциональных условиях, так и в относительно нейтральных, то есть в условиях, где отсутствуют очевидные объективные причины, обусловливающие эмоции той или иной модальности. Эмоции в таких условиях характеризуют исходный эмоциональный фон субъекта, его устойчивые эмоциональные особенности. В сходных по объективным параметрам стрессовых ситуациях у людей возникают качественно различные эмоции. Те из них, кто и раньше обнаруживал склонность к гневу, проявляют гнев. У склонных к страху возникает страх. Авторы пришли к выводу, что значительную роль в детерминации устойчивых индивидуальных качественных особенностей эмоциональной сферы играют индивидуально-типичные отношения между эмоциями разного качества.

Осознанность состояния. К числу характеристик состояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния. Хотя регулирующая роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются мало разработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний сознанием личности — осознанием своих отношений с миром живой и неживой природы, осознанием отношений с миром людей (с обществом в целом, с отдельными группами, со значимыми другими), осознанием себя (восприятием, пониманием, оцениванием и принятием себя).

Внутренняя жизнь личности, ее внутренний мир чрезвычайно богаты, занимают внимание человека не меньше, а часто — больше, чем события и обстоятельства окружающего мира. Все это является сильной детерминантой психического состояния. Центральное место в осознании состояний занимают отношения к себе, на них должны быть в большей степени направлены усилия в теоретических и экспериментальных исследованиях.

Настроение

Понятие настроения.Понятие «настроение» широко употребляется, причем в обыденной речи чаще, чем в языке психологов. Очень часто и в разных контекстах мы встречаем выражения «душевный, внутренний настрой», «настроенность на дело, успех, на победу…». Трудно перечислить все определения, которые присоединяются к слову «настроение». Иногда его относят исключительно к обыденному сознанию. Это неправомерно – достаточно вспомнить, что это понятие входит в тезаурус практически всех психологических словарей. В психиатрии этот термин употребляется чаще, чем в психологии.

Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна настроение в отличие от других эмоциональных образований личностно. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то…. «Настрое­ние — не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» (Рубинштейн, 1989, с.176).

Н.Д.Левитов понимал настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение известного времени окрашивает переживания и деятельность человека; причина такого состояния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настроение переживается как «безотчетное». «Для понимания специфичности настроения его полезно сравнить с музыкой. Именно настроение дает душевной жизни мелодию, гармонию и тембр» (Левитов, 1964, с.106).

Настроение имеет тенденцию иррадиировать: человеку, переживающему радостное настроение в связи с какой-то жизненной удачей, все кажется милым и приятным. Левитов уточнял, что настроения как и все психические состояния обусловлены и личностью, и ситуацией. В одних случаях они более предметны, а в других — беспредметны; в одних случаях они более личностны, в других — менее личностны.

Под настроениями часто понимают сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Они придают определенную окраску всем другим переживаниям. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих событий, изменяя соответственно направление мыслей, восприятие и поведение человека.

Настроение влияет на все психические процессы. Будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, оно проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера. Настроение может осознаваться как нерасчлененный общий эмоциональный фон либо как четко идентифицируемое состояние (скука, тоска, печаль, радость, восторг…).

Н.Д.Левитов отмечал, что человек часто не замечает своего настроения в течение длительного времени потому, что нет причин и поводов для отклонения настроения от обычного. Эти отклонения чаще всего возникают под воздействием впечатляющих жизненных фактов.

В.А.Ганзен и В.Н.Юрченко (1981) рассматривают настроение наряду с психическими функциями как две основные составляющие состояний человека на его психологическом структурном уровне. Детерминантами настроения являются интероцептивные ощущения («смутное валовое чувство общего благополучия или недомогания», по И.М.Сеченову) и отношения человека к окружающей действительности, к самому себе и так далее в каждый момент времени.

Понятие «настроение» нередко употребляется для обозначения относительно устойчивых эмоциональных фоновых состояний. Термин «фоновые состояния» нередко употребляется в психологии и физиологии, однако чаще всего в значении обычных для данного индивида, то есть наиболее частых для протяженного интервала настоящего времени состояний. На наш взгляд, такое понимание настроений требует некоторых уточнений. Слово «фон» имеет корни в латинском языке, в котором «fondus» означает дно, основание. В русском языке «фон» имеет большое число значений, поэтому его использование в качестве научного термина без уточнения невозможно и непродуктивно.

Если под фоновым понимать состояние — исходное для большинства актуальных состояний личности, то в термине «фоновый» отражена основная функция настроения. Если же понимать «фоновое состояние» как слабо выраженное, то в этой трактовке настроения принижается его значение в психической регуляции состояний. В подтверждение этому можно привести иную точку зрения на роль настроений, представленную, в частности, в психологических словарях. В одном из них сказано: «Настроение выступает общим смысловым контекстом всей духовной жизни и деятельности человека, оно связано со всеми переживаниями и поступками личности» (Человек — производство — управление, 1982, с.77).

В другом отмечено: «В отличие от эмоций, чувств, аффектов настроение является эмоциональной реакцией не на ближайшие, непосредственные события и ситуации, а на внутреннюю, интегральную оценку их значимости для личности в контексте ее общих жизненных планов и интересов, целей и ожиданий» (Коллектив…, 1987, с. 51).

Таким образом, к настоящему времени в исследованиях психологов выявлены многие функции настроения, во взглядах различных авторов на сущность настроения можно обнаружить немалое сходство. Однако место настроения во всей психической регуляции и в регуляции состояний, на наш взгляд, определено недостаточно отчетливо. В определении роли настроения целесообразно исходить из общих принципов организации психики. Психика целостна, в ней есть звенья (части), реализующие целостность ее организации (строения) — временной, пространственной, функциональной и т.д. Личностные структуры и психические состояния относятся к психическим явлениям различного временного масштаба. Существуют звенья, которые их связывают, сохраняя целостность психики. Роль такого звена, реализующего постоянное влияние личности на психические состояния, выполняет настроение. Попытаемся дать такое определение понятию «настроение», в котором будет отражена роль личности как основного интегратора психики человека.

Настроениеявляется относительно устойчивым компонентом психических состояний, основным звеном взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний – чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида (Куликов, 1997).

В описаниях предпочитаемых, желательных настроений довольно часто фигурирует определение «повышенное, приподнятое настроение». Понятия «повышенное» и «гармоничное» настроение не совпадают. Под гармоничным мы считаем необходимым понимать настроение, способствующее возникновению состояния, которое благоприятно для достижения личностью ее далеких и близких жизненных целей. При эйфорическом состоянии или в экстазе настроение предельно высокое, но не всегда гармоничное. Действительно гармоничное настроение — не только приятные ощущения, положительные эмоции, оно рождает состояния вдохновения, состояния высших переживаний. Высших в том смысле, как это понимается в гуманистической психологии. Гармонизация настроения во многом зависит от успешности самореализации и саморазвития личности.

Настроение и психическое состояние.Для обозначения настроений различного временного масштаба нет устоявшейся терминологии, но такое разделение проводится часто. Например, в Педагогической энциклопедии (1966) отмечено, что настроение может быть связано с условиями определенного момента, а может быть более устойчивым, характеризующим общее отношение человека к жизни — одним людям свойственно по преимуществу бодрое, жизнерадостное настроение, другие склонны к грусти, подавленности. Настроение вызывается условиями жизни, достижениями и неудачами в деятельности, событиями в окружающей действительности, физическим самочувствием (состоянием здоровья, утомлением и т.п.).

Особенности личности обусловливают доминирующее настроение — важнейший, относительно устойчивый компонент психического состояния, в котором объединены многочисленные факторы личностной регуляции состояния. Влияние настроения значительно в любом конкретном состоянии. Его роль для состояния аналогична роли направленности для личности. Настроение, как вектор, обусловливает развертку и относительно устойчивых (доминирующих, преобладающих), и актуальных (текущих, пере­ход­ных) состояний, их формирование и динамику в конкретной ситуации.

Целесообразно различать настроение как компонент актуального состояния и относительно устойчивого состояния. В последнем случае речь идет о преобладающем настроении, характерном для индивида не только в актуальный момент, но и в более широком интервале настоящего времени личности. Устойчивое настроение в первую очередь связано с успешностью адаптации личности к окружающей социальной среде. Социальную адаптацию понимают как интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности устанавливать гармоничные отношения со средой, заботиться о других и себе, адекватно воспринимать социальное окружение и себя, обучаться и трудиться, изменять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации и собственными потребностями.

Иногда настроение рассматривают как разновидность психического состояния. В большинстве случаев это встречается при попытке характеризовать состояние, выдвинув на передний план особенности настроения. Ошибочно считать настроение самостоятельным видом состояния — настроение является лишь частью психического состояния. Помимо него в состояние входят также физиологические, психофизиологические, социально-психологические и другие компоненты.

Настроение и настрой.В литературе можно встретить и объединение, и различение понятий «настроение» и «настрой». В обыденной лексике преобладает смешение этих слов. Например, «оптимистическое настроение» и «оптимистический настрой» воспринимаются как вполне равнозначные выражения.

Ю.Е. Сосновикова проводит разделение понятий психологического настроя и психического состояния. Настрой — это предрасположенность, готовность к определенному будущему, действию, восприятию. Настрой ближе к устойчивым чертам личности, ее направленности, деятельности, установке. Если настрой понимать как особенность личности, близкую направленности, то разные психические состояния могут выражать ее в большей или меньшей мере. Настрой может выступать: 1) как компонент в структуре личности; 2) как компонент состояния; 3) как особое психическое состояние в случае доминирования в нем данного настроя; 4) как длящийся процесс (Сосновикова, 1975).

На наш взгляд, настрой имеет такую же структуру, как и настроение. Различие между ними во временных характеристиках. Настрой чаще относится к более широкому масштабу времени личности, характеризует эмоционально-оценочное отношение личности к вещам и событиям более широкого плана.

Структура настроения.Являясь связующим звеном сложных психических явлений (структур личности и различных компонентов психических состояний), имеющих разный темп изменения и развития, само настроение также имеет сложную структуру. Образующие его составляющие не часто выделяются в нем с достаточной отчетливостью. В большинстве случаев составляющие слиты, а настроение воспринимается как нерасчлененное единство, в котором на передний план выступает чувственный тон (эмоциональный компонент настроения).

Сложная структура настроения отражена в языке. Употребляется выражение «умонастроения» — настроения, в которых центральными, доминирующими являются когнитивные компоненты. Выражения «деловое (или, наоборот — неделовое) настроение», «настрой на дело» используют, когда подчеркивают характер мотивации в структуре настроения. Для описания настроения используется широкая гамма определений — от научных, «сухих» (например, «положительное» и «отрицательное») до художественных («лучезарное», «весеннее», «божественное», «мрачное», «похоронное»…).

По мнению Н.Д.Левитова, разделение настроений на положительные и отрицательные в некоторой мере примитивно.

В настроении представлены особенности телесного, душевного и духовного бытия человека. С другой стороны, само оно так или иначе отражено во всех этих плоскостях бытия. Но, прежде всего, настроение — феномен, относящийся к психике (душевному бытию личности).

Это проявляется, в частности, в том, что все основные сферы личности оказывают на него свое влияние. Особенное сильное влияние имеют эмоциональная, когнитивная и мотивационная сферы. Перечисленные сферы, в терминах В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева (1995), — это три типа психических явлений, или три стороны душевной жизни человека. Как было отмечено, эмоциональная основа в настроении преобладает.

Эмоциональная составляющая. Более всего эту составляющую настроения характеризует доминирующая эмоция, в соответствии с представлениями В.Н. Мясищева — чувственный тон. Положительный эмоциональный фон — веселое, жизнерадостное, повышенное настроение; отрицательный — грустное, подавленное, пониженное настроение. В формировании актуального и относительно устойчивого состояния объединяются различные чувства и переживания (в том числе и противоположного знака) с разным влиянием на чувственный тон в целом. Слияние положительных и отрицательных эмоций образует некоторую эмоциональную доминанту — эмоциональный компонент настроения. Он обусловлен многими параметрами принятия себя и окружающего, удовлетворенностью или неудовлетворенностью всем ходом жизни. В эмоциональный компонент входят также переживания телесного благополучия — физического комфорта или дискомфорта. Последние теснее связаны с актуальным настроением, чем с доминирующим.

Настроение часто возникает вне контроля сознания, но это не означает, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; это означает, что собственно зависимость часто не попадает в поле его сознания (Рубинштейн, 1989).

«Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная “оценка” личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства» (Там же, с.177).

Составляющая отношений. В этом компоненте в обобщенном виде представлена структура отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, предметов, людей. Особую роль в нем играют соответствие или, напротив, рассогласованность воспринимаемого и желаемого «Я» личности, степень гармоничности всей совокупности отношений личности, активность отношений личности, основные позиции личности и ее установки.

Настроение теснейшим образом связано с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими, с ходом ее собственной деятельности. Существенным для настроения является не только сам по себе объективный ход событий, независимо от отношения к нему личности, но и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему (Рубинштейн, 1989).

Когнитивная составляющая.Личность осознает свои отношения с миром живой и неживой природы, с миром людей — с обществом в целом, с его отдельными группами, со значимыми другими людьми. Процессы сознания и самосознания, самоощущения и самопознания у бодрствующего психически здорового человека не прерываются. Представления о мире и о себе отражены и в настроении.

Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота ее понимания. Понимание ситуации в целом, ее оценка зависят от восприятия ситуации как определенной или неопределенной, от прогноза перспектив развития ситуации. Все это значимые факторы, обусловливающие формирование настроения. В этот компонент входят также интерпретации и оценки своего телесного и душевного здоровья, прогноз его динамики.

Мотивационная составляющая. Характер мотивов и интенсивность мотивации — существенная детерминанта любого психического состояния. Острота потребностей, сила мотивации во многом определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакции на ситуацию, на развитие событий. Все находит свое отражение в настроении.

Подчеркнем, что, говоря о мотивационной составляющей настроения, мы вовсе не предполагаем существование некоторой особой разновидности «мотивов настроения» или особой «мотивации настроения». Мы стремимся лишь подчеркнуть, что мотивационная сфера, как одна из важнейших структур личности, в интегративной форме постоянно представлена некоторым компонентном в настроениях, а через него и в психических состояниях.

Составляющая физического самочувствия.Как уже было отмечено, телесное бытие человека также отражено в настроении. Чувственную основу настроения образуют, согласно С.Л.Рубинштейну, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения (интероцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. «Однако это лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни» (Рубинштейн, 1989, с.177).

Физическое здоровье и настроение взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Повышенное, бодрое, жизнерадостное настроение приводит к повышению жизненного тонуса и психологической устойчивости, защищает от болезней и создает базис для выздоровления у больных. С другой стороны, переживания своего здоровья, своих душевных и физических сил, телесного благополучия являются очень важным фактором, предрасполагающим к устойчивому, радостному, работоспособному настроению.

 

Регуляция состояний

В регуляции психических состояний целесообразно различать три основных уровня: организмический, индивидный и личностный. Личностная регуляция психических состояний осуществляется в разных планах. И свойства личности, и ее содержательное наполнение определенным образом влияют на возникновение и устойчивость психических состояний. Ценностные ориентации, самосознание, самооценка, доминирующие потребности и мотивы, установки, актуализированные цели, намерения — каждый из этих факторов влияет на возникновение и динамику состояния. Взаимосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния — состояния оказывают обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, возникновение и переструктурирование мотивов и целей. Об обратном влиянии К. Юнг писал: «Если состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни» (1992, с. 6–7).

Вряд ли возможно связать личностную регуляцию только с формальными или только с содержательными свойствами личности. А.В.Брушлинский (1988) отмечает трудность разделения свойств личности на формальные и содержательные, поскольку они являются недизъюнктивными, взаимопроникающими и взаимообусловливающими. Необходимы более конструктивные деления личностных свойств. Л.И.Анцыферова (1990) предлагает новое понимание динамического подхода к личности, она выделяет два класса понятий, выражающих разные формы динамики внутренней жизни личности и ее поведения. К первому относятся понятия психологических новообразований личности — формирование новых субъективных отношений, позиций, черт личности, нового стиля мышления, новой системы ценностей, нового смысла жизни, совершенствования. В него входят необратимые изменения личности. Понятия, их обозначающие, объединены на основе категории «развитие». Во второй класс входят обратимые изменения в психологической организации личности, объединенные на основе категории «функционирование», — это актуализация и дезактуализация уже выработанных психологических механизмов, операций, знаний и умений; смена установок; повышение или понижение психического напряжения, интеллектуальных усилий, изменения психических состояний и т.п.

Существен вопрос о тесноте связи свойств личности, о степени их ортогональности. Ортогональность параметров личности возможна, потому что разные полюса свойств могут проявляться в разных ситуациях, принадлежа одной личности. В параметрах же ситуативного, актуального состояния проявляется какая-то конкретная «точка», реализация индивидуального диапазона данного психического качества. Здесь мы должны говорить не о возможном доминировании одного механизма над другим (Юнг, 1992), а о совершенном выборе — выборе, обусловленном индивидуальностью данного человека.

Структура личности, динамика личности и состояния личности образуют основную категориальную триаду психических явлений, относящихся к личности. Структура личности — это совокупность устойчивых связей между различными образованиями (подструктурами) личности. Динамика личности — это развитие личности, возникновение новых свойств и ослабление или исчезновение существующих. Эти процессы обусловлены возрастными изменениями индивида, статусными изменениями, средовыми и некоторыми другими факторами. Динамика имеет как внешнюю, так и внутреннюю детерминацию, связанную с развитием потребностей, мотивов, формированием отношений, ценностей, установок и т.д. Динамика личности в целом — это интеграция перечисленных отдельных процессов, сведение их в единое русло личностного развития.

Состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации. Они интегрируют состояния мотивационной, эмоциональной и волевой сфер, сферы ценностных ориентаций. Состояния личности в целом и отдельных ее сфер зависят от межличностного, социального и экономического статуса личности, от доминирующих в настоящее время интересов, симпатий, эмоциональных привязанностей и зависимостей. Большое влияние на состояние личности оказывают кризисы развития. Состояния личности тесно связаны с доминирующими установками, в них осуществляется координация отдельных линий и фаз развития в разных сферах личности.

Не всегда легко с уверенностью отнести некоторое психическое качество к состояниям или чертам личности. По мнению А.В.Махнача (1995), критерием может служить степень стабильности измеряемого свойства личности.

Классификация психических состояний

Систематизация состояний предполагает отнесение определенного состояния к тому или иному классу. Это в большинстве случаев не удается сделать достаточно уверенно, без оговорок и примечаний. Особенно трудны для классификации состояния в обычных, а не в экстремальных условиях. Например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне утомления, монотонии и ряда других состояний. В проблеме «разведения» состояний не последнюю роль играет сложность структуры состояний.

Рассматривают состояния не только психики как целостности, но и состояния отдельных ее составляющих. При таком подходе выделяют состояния внимания, состояния анализаторных систем, состояния психомоторики и др. Или в соответствии с делением психики на сферы, описывают состояния: эмоци­она­ль­ные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интел­лекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интел­лекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, праксические, стенические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.

Критерием для различения состояний может быть взят уровень активации. Э.И.Киршбаум и А.И.Еремеева (1990) считают, что различия между психическими состояниями обусловлены различной интенсивностью функционирования ретикулярной формации. Этот нейрофизиологический критерий активации совпадает с психологическим — уровнем сознания и продуктивностью поведения.

Левитов обращал внимание на то, что состояния классифицируют либо по аналогии с классификацией психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), либо заимствуя характерологические принципы (состояние собранности­­–рассеянности, решительности–нерешительности, трудового подъема–лени и т.п.).

Для свое широко известной книги Левитов принял подразделение по аналогии с классификацией психических процессов.

Обоснование такой классификации достаточно понятно. В зависимости от ситуации (преобладающий вид деятельности, уровень эмоциональной насыщенности, комфортность или, напротив, необходимость преодоления трудностей, препятствий и др.) параметры той или другой сферы личности имеют разное значение в плане адекватности поведения или успешности деятельности в целом. Другими словами, на передний план выступают характеристики познавательной, эмоциональной или волевой сферы — уровень функционирования, слаженность процессов (соответственно познавательных, эмоциональных или волевых) и т.п.

Достаточно часто в качестве самостоятельного класса выделяют эмоциональные состояния. К этой группе относят большое число состояний. Она отличается значительным пересечением с другими классификационными группами. Такая особенность объясняется тем, что среди любых других состояний мы не сможем найти ни одного, для которого эмоциональные характеристики не имели бы значения и их не стоило бы включать в его описание. В.Н. Мясищев эмоциональные состояния выделял как отдельную группу эмоциональных явлений: «… область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения» (1960).

Эмоции и состояния неразрывно связаны. И те, и другие имеют интегративные функции и обеспечивают реагирование человека как целостности (в его духовном, психическом и телесном единстве) на текущую ситуацию, на все воздействия, направленные на него. Любое состояние включает в себя определенные эмоции как неотъемлемую составляющую. Эмоциональные состояния — это класс состояний, в которых эмоциональные характеристики выходят на передний план. Отнесение к этому классу предполагает, что индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции.

Не только в эмоциональном состоянии, но и в других состояниях, одна из характеристик состояния является ведущей в том смысле, что она в большей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В зависимости от того, какова ведущая характеристика, состояния можно разделить на классы (группы).

Во второй части книги собраны работы, в которых анализируются отдельные виды состояний. В ней четыре главы, каждая из которых посвящена одному классу состояний. Эти классы выделены в соответствии с основными характеристиками психических состояний, описанными выше.

Более точными названиями глав были бы такие: «Класс состояний, выделяемых по эмоциональным (активационным, тоническим, тензионным) характеристикам». Но мы используем сокращенные названия: «Эмоциональные (активационные, тонические, тензионные) состояния». Такой вариант выбран по следующим соображениям. В научном языке, как и в обыденном, весьма часто происходит свертывание фраз, в следствии чего остаются лишь слова, несущие основную семантическую нагрузку. Эта закономерность функционирования языка проявилась, например, в возникновении названия «эмоциональные состояния», которое достаточно широко используется.

Многие состояния трудно с достаточной определенностью отнести к тому или иному классу, они могли бы занять одновременно разные места в предложенной классификации. Это объясняется тем, что состояния, как и другие психические явления, имеют множество измерений. Любому состоянию свойственны определенные уровни активации и тонуса, в любом состоянии человек переживает какие-либо эмоции, испытывает некоторое напряжение. Поэтому для каждого состояния могут быть найдены и зафиксированы эмоциональные, активационные, тонические и тензионные характеристики. Например, говоря об «эмоциональных состояниях», обычно не имеют в виду, что только в эмоциональных состояниях человек переживает те или иные эмоции.

Аналогичные рассуждения можно провести и в отношении остальных классов состояний. У всех активационных состояний могут быть выделены эмоциональные, тонические и тензионные характеристики. Например, у человека, находящегося в состоянии сосредоточенности, есть определенный тонус и уровень напряжения, он переживает какие-либо эмоции и чувства.

Все перечисленные характеристики (эмоциональные, активационные, тонические, тензионные) нет оснований считать независимыми — они взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно. Благоприятные состояния (или близкие к ним) характеризуются возрастанием уровней активации и тонуса, снижением напряжения, преобладанием положительных эмоций. Возникновению благоприятных состояний способствует гармоничное настроение с переживанием удовлетворенности жизненной ситуацией, уверенностью (низкой тревогой), положительным чувственным тоном, устойчивым уровнем настроения (повышенным).

И, наоборот, неблагоприятным состояниям (или близким к ним) свойственны сниженные уровни активации и тонуса, повышенное напряжение, преобладание отрицательных эмоций. Их возникновению способствует дисгармоничное настроение, характеризующееся переживанием неудовлетворенности жизненной ситуацией, повышенной тревогой, отрицательным чувственным тоном, изменчивостью уровня настроения.

Описания эмоциональных состояний внутри главы, посвященной этому классу состояний, размещены в порядке снижения благоприятности, уменьшения силы положительных эмоций и возрастания силы отрицательных. На этой шкале между положительным и отрицательным полюсами не так много градаций. Мы не нашли в литературе большого количества достаточно развернутых описаний различных эмоциональных состояний. Вероятно, это связано с тем, что не каждая эмоция может выступить в качестве определяющей всю структуру состояния в целом, все его параметры. По этой причине число эмоциональных состояний, привлекших внимание ученых, меньше числа перечисляемых эмоций. Как следует из приведенных выше принципов классификации, тот факт, что в описании состояния приведены те или иные эмоциональные характеристики, не является основанием для отнесения данного состояния к классу эмоциональных.

Как эмоционально нейтральное может быть взято состояние спокойствия–уверенности. Состояние спокойствия упоминается многими исследователями. Однако как отдельный вид состояния оно не рассмотрено детально. С нашей точки зрения, это может быть объяснено тем, что такое состояние входит как подвид в состояние удовлетворения.

Активационные состояния рассмотрены в порядке снижения уровня активации: от высокого (состояние возбуждения) до низкого (скука и апатия).

Активация представляет собой стержневую для психики характеристику: от психофизиологических процессов — до процессов, включенных в социальное поведение личности. Для ряда психических состояний может быть указан некоторый интервал, в котором величина активации оптимальна. То, насколько благоприятно активационное состояние, определяется не только близостью уровня активации к оптимуму. В зависимости от условий, ситуации, целей, стоящих перед индивидом, благоприятными могут быть состояния с различными уровнями активации.

Каждое состояние обусловлено не только внутренними причинами (процессами в организме, личностными причинами), но и — внешними: условиями жизнедеятельности, характером труда, обстоятельствами, в которых реализуется поведение. Эта двойная детерминация отражена в содержании главы, посвященной тоническим состояниям. В ней анализируются состояния суточного цикла «бодрствование–сон». Уделено внимание состоянию сонливости, которое часто связано с пароксизмами сонного состояния. Термин «пароксизмы» (приступы) — медицинский, но имеет непосредственное отношение не только к расстройствам психики, но и к ее функционированию в границах нормы. По этой причине мы сочли необходимым дополнить описание цикла «бодрствование–сон» материалами по этому интересному феномену.

Смена дня и ночи для человека, как и для любого другого живого существа, важнейший регулятор его поведения и психической активности. Бодрствование в ночное время создает основу для возникновения необычных переживаний и проявления мало знакомых сторон психики. Этот аспект также затронут в данной главе. В главе помещены также работы, в которых анализируется влияние особенностей деятельности и длительности деятельности на тонус и другие параметры состояния. Для тонических состояний особенно важен оптимальный ритм чередования бодрствования и сна, деятельности и отдыха, при котором нагрузка вызывает эффект тренированности, повышения работоспособности, а не истощения сил.

Центральной характеристикой для класса тензионных состояний является напряжение. Можно выделить следующие главные группы факторов, вызывающих тензионные состояния.

1) Повышенная нагрузка (физическая, физиологическая, эмоциональная, информационная, рабочая), повышенные требования к результатам деятельности, осознание высокой ответственности. Осознание ответственности следует понимать широко, сюда должны быть отнесены и переживания событий, имеющих высокую личностную значимость (и положительных, и отрицательных событий).

2) Выход за границы комфортной или приемлемой для данного субъекта интенсивности взаимодействия с внешней средой (природной, предметной, социальной).

Под интенсивностью взаимодействия с внешней средой имеется в виду интенсивность поступающих из внешней среды стимулов, интенсивность потока информации, интенсивность общения, в том числе общения с новыми людьми. Чем больше отклонение от приемлемого диапазона, тем значительнее напряжение.

3) Препятствия на пути удовлетворения потребностей, достижения целей и решения задач. К значительному напряжению приводят конфликты, блокированная потребность в устойчивых, интимных межличностных связях и доверительных, эмоционально насыщенных отношениях, а также невозможность периодически побыть в уединении.

4) Физические и психические травмы, тревога за судьбу близких, утрата близких людей, лишение условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности или для полноценной самореализации, раскрытия потенциалов личности.

Отдельные виды тензионных состояний не удается выстроить внутри данного класса в сколько-нибудь строгом порядке. Каждый фактор, вызывающий напряжение, может быть разной силы, поэтому разной будет и глубина состояния.

Не только переживания напряжения и повышенная тревога объединяют тензионные состояния, но также и сходные альтернативы их возможных последствий. Здесь могут быть выделены три альтернативы как основные: а) снижение напряжения (с соответствующими позитивными эмоциями стадии разрешения), переход этого состояния в другое в случаях преодоления препятствия, исчезновения препятствия при изменении ситуации или вхождения нагрузки в пределы приемлемого; б) адаптация к дискомфортной нагрузке или трудной ситуации (совладание); в) истощение сил и приспособительных механизмов, приводящее к болезни или смерти.

Собранные в этой части книги описания не охватывают всего разнообразия состояний. Во-первых, в проблеме психических состояний еще много белых пятен — многие состояния не стали предметом пристального внимания ученых. Во-вторых, в хрестоматию могут быть помещены далеко не любые публикации — есть определенные требования к стилю изложения, к объему текста и др. Вместе с тем, уже и тот материал, который представлен — обзор более тридцати видов состояний — будет хорошей опорой и для изучения одного из важнейших разделов психологии, и для дальнейшей разработки проблемы состояний.