Практические по совр.ср.оценив

Тема №1.

Приобретенные направления обеспечения качества знаний

План занятия:

  1. Подготовьте сообщение по вопросу: «Почему проблема управления качеством образования является ключевой проблемой 21 века?».
  2. Попытайтесь охарактеризовать качество вашего школьного образования. В каких единицах, показателях можно его измерить?
  3. Как можно и нужно влиять на повышение качества школьного образования? Каковы структурные компоненты системы обеспечения качества образовательного процесса в школе?
  4. В чем заключаются особенности обеспечения качества образовательного процесса на уровне класса, предмета, учебного занятия.

Основная литература:

  1. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие . – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 1998.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1998.
  4. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. М., 1987.
  5. Прочитайте фрагмент романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (запись из журнала Печорина от 14 июня в повести «Княжна Мери»).

    Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

14-го июня

Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son сое иг et sa fortune (руку и сердце; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть; как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, прости любовь! мое сердце превращается в камень и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю па карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?., куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.

15 стр., 7117 слов

I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

... поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования. Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области ... в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества; формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознание ...

Дополнительная литература:

  1. Борисова Л.Г., Дахин А.Н. Мониторинг школьных конфликтов: причины, выводы, рекомендации // Педагогические технологии. 2005. №1.
  2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.

Тема №2

Модернизация системы оценивания результатов обучения

План занятия:

  1. Подготовьте сообщение по вопросу: «В чем состоит сущность и особенности диагностирования учебных достижений школьников?»
  2. Как вы трактуете понятие «контроль» ,«проверка», «оценивание», «оценка», «отметка».
  3. Назовите основные компоненты обучаемости.
  4. Определите ведущие требования в системе оценивания учебных достижений школьников
  5. В чем проявляется модернизация системы оценивания общеобразовательной школы
  6. Какие виды содержательной оценки могут применяться в школе первой, второй и третьей ступеней.
  7. Обоснуйте применение портфолио как перспективной формы представления индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
  8. Подготовьте свое портфолио за годы обучения в вузе.

Основная литература:

  1. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие . – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  2. Шарипов С.В., Толстова Ю.В. Система менеджмента качества. СПб., 2004.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный).

    М., Ростов н/Д., 2005.

  4. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2003.

Дополнительная литература:

  1. Управление эффективностью и качеством: модульная программа / Пер. с англ.; под ред. И. Прокопенко, К. Норта: В 2 ч. Ч. I. М., 2001.
  2. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы / Под ред. А.А. Пинского М., 2003.

Тема №3

Становление и развитие тестирования. Современные теории тестирования.

План занятия:

  1. Охарактеризуйте основные принципы теории тестов, предложенные Ф. Гальтоном. Как данные принципы используются в настоящее время.
  2. Какие требования тестирования, выдвинутые Дж. Кеттелом положены в основу современной тестологии.
  3. Охарактеризуйте значение работ А. Бине и Т. Симона в развитии современной тестологии.
  4. В чем заключается особенность технологии полного усвоения Дж. Кэррола и Б. Блума.
  5. Чем характеризуется развитие тестологии в конце 19 – начале 20 века.
  6. Какие этапы развития педагогической тестологии в России можно выделить.
  7. В чем сущность теории латентных качеств личности.
  8. Выполните тестовые задания:

1.Впервые термин «тест» предложил

9 стр., 4113 слов

Понятие тест, тестирование

... тестирования осуществляется на принципах легитимности, преемственности требовании, предъявляемых на всех этапах обучения, связи качества контроля с качеством обучения, гласности, коллегиальности принятия управленческих решений. Предметный тест как инструмент оценивания ... индивидуально-психологических особенностей. Тест(англ. test — задание) — задание стандартной формы для проведения испытаний с ...

а)Ф. Гальтон;

б)Дж. Кеттел;

в)А. Бине;

г)Э. Торндайк.

2.Работы А. Бине и Т. Симона были направлены на:

а)выявление элементарных психических процессов;

б)разработку статистических методов исследования;

в)простые измерения высших психических процессов;

г)разработку первых педагогических тестов.

3.Из предложенных принципов выберите тот, который впервые был обоснован Ф. Гальтоном:

а)ограничение времени тестирования приблизительно одним часом;

б)применение серии одинаковых испытаний к большому количеству

испытуемых;

в)дифференциация по трудности заданий (от более простых к более

сложным);

г)введение тестов с выборочным методом формирования ответа с указанием подчеркивать наугад в случае незнания или сомнения.

4.Разработка тестов в СССР в 20-ЗОх годах осуществлялась в рамках:

а)педагогики;

б)педологии;

в)возрастной психологии;

г) педагогической психологии.

5.Фамилии основных ученых, работающих по данному направлению

а)СМ. Василейский, П.П. Блонский Л С Выготский,

б)B.C. Аванесов, Г.С. Ковалева, О. Хризман

в)Н.Ф. Талызина. В.П. Беспалько, Л.Г. Высоткий

г)B.C. Аванесов, Г.С. Ковалева, С.М. Василейский, Е. Гурьянов.

Основная литература:

  1. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие . – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  2. Шарипов С.В., Толстова Ю.В. Система менеджмента качества. СПб., 2004.
  3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 1998.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1998.

Дополнительная литература:

  1. Борисова Л.Г., Дахин А.Н. Мониторинг школьных конфликтов: причины, выводы, рекомендации // Педагогические технологии. 2005. №1.
  2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.

Тема №4

Категориально-понятийный аппарат тестирования в образовании

План занятия:

  1. Охарактеризуйте современные подходы к определению понятия «тест». Как вы трактуете данное определение.
  2. Какие основные понятия характеризуют теорию педагогических измерений.
  3. Дайте определение педагогического задания, теста.
  4. Охарактеризуйте понятие «задание в тестовой форме» и «тестового задания». Что общего и какие различия существуют между этими двумя понятиями.
  5. В чем преимущество компьютерного тестирования и адаптированного тестирования.
  6. Выполните тестовые задания.

Тесты в бывшем Советском Союзе стали проникать в педагогию в 1970-1980-х годах в рамках:

а) деятельностного подхода;

б) личностно ориентированного подхода;

в)программированного обучения;

г) компьютерного обучения.

Для критериально ориентированных тестов характерна следующая логическая цепочка:

а) задания х ответы х выводы о развитии того или иного качества, умения, навыка и т.д.;

б) задания х ответы х выставление оценки;

в)задания х ответы х рейтинг испытуемого;

г) задания х ответы х вывод о необходимости ликвидации пробелов в тех или иных ЗУНах.

5 стр., 2015 слов

Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация)

... исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические ... полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др. Валидность теста-- это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики ...

В нормативно ориентированные тесты включаются вопросы:

а) необходимые для адекватной оценки, где определение валидности не играет важной роли;

б) обеспечивающие максимальное разнообразие в индивидуальных оценках, и определение валидности не играет важной роли;

в)необходимые для адекватной оценки, где важную роль играет определение валидности;

г)обеспечивающие максимальное разнообразие в индивидуальных оценках; важную роль играет определение валидности.

По процедуре создания выделяют тесты:

а)стандартизированные, нестандартизированные;

б) стандартизированные, адаптивные, валидные;

в)адаптивные, неадаптивные;

г)стандартизированные, нестандартизированные, адаптивные, неадаптивные.

По средствам предъявления выделяют тесты:

а)бланковые, предметные, аппаратурные, практические;

б) бланковые, предметные, практические, компьютерные;

в)бланковые, предметные, аппаратурные, практические, компьютерные;

г)бланковые, предметные, аппаратурные, практические, манипуляционные, компьютерные.

По характеру действий выделяют тесты:

а)вербальные, практические;

б)вербальные, невербальные;

в) вербальные, манипуляционные;

г)вербальные, невербальные, манипуляционные, практические.

Основная литература:

  1. Амонашвили Ш.А Воспитательная и образовательная функции оценки умения. М., 1984.
  2. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1996.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982.

Дополнительная литература:

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
  2. Матушанский Г. Педагогическое тестирование в России // Педагогика. №2. 2002.

Тема №5

Классификация тестов

План занятия:

  1. Дайте определения критериально-ориентированным и нормативно-ориентированным тестам.
  2. Назовите основные недостатки и преимущества критериально-ориентированных и нормативно-ориентированных тестов.
  3. Раскройте основные виды тестов по процедуре создания, средствам однородности задач; направленности характеру действий, ведущей ориентации, целей использования; объективные и проективные тесты; широко ориентированные и узко ориентированные.
  4. Охарактеризуйте виды и типы тестовых заданий по А.Н. Майорову.
  5. Охарактеризуйте формы тестовых заданий по В.С. Аванесову.
  6. Выполните тестовые задания:

— Классификация заданий в тестовой форме по В.С Аванесову

а)открытой и закрытой формы;

б)открытой формы, закрытой формы, задания с выбором правильного ответа, на установление соответствия, на установление последовательности

в)открытой формы, задания с выбором правильного ответа, на установление соответствия, на установление последовательности;

г)открытой формы (дополнения и свободного изложения), задания с выбором правильного ответа, задания с выбором наиболее правильного ответа, на установление соответствия, на установление последовательности.

10 стр., 4961 слов

Психологическая характеристика заданий теста по сериям

... мышления, которые наиболее и наименее развиты у испытуемого. Психологическая характеристика заданий теста по сериям Серия А Испытуемый должен дополнить недостающую часть изображения. ... вариант проведения и регистрации результатов целесообразно использовать для разграничения различных форм умственной отсталости, определения уровня актуального развития, выявления особенностей формирования ...

— Классификация заданий в тестовой форме по А.Н. Майорову:

а)открытой формы, задания с выбором правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, на установление соответствия, на установление последовательности;

б)открытой формы (дополнения и свободного изложения), закрытойформы (задания альтернативных ответов, задания множественного выбора, на установление соответствия, на установление последовательности);

в)открытой формы (дополнения и свободного изложения), задания альтернативных ответов, задания множественного выбора, на установление соответствия, на установление последовательности;

г)открытой формы (дополнения и свободного изложения), задания альтернативных ответов, задания с выбором правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, на установление соответствия, на установление последовательности.

— Рекомендуемое число вариантов ответов в заданиях с выбором одного правильного ответа:

а)не менее трех;

б)не менее четырех;

в)не менее пяти;

г)не менее шести.

7. Составьте самостоятельно тестовое задание по содержанию Литературы 5-го класса учебной хрестоматии для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Т.Ф. Курдюмовой. – М., Просвещение, 1998 г.

Основная литература:

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 1998.
  2. Айзенг Ю.Г. Проверьте свои способности. СПб., 1993.
  3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. 1992. №9-10.

Дополнительная литература:

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982.

Тема №6

Контрольно-измерительные материалы в образовании

План занятия:

  1. Охарактеризуйте современные подходы к оценке учебных достижений школьников.
  2. Что такое КИМ?
  3. Каковы принципы создания КИМ?
  4. Назовите наиболее перспективные направления совершенствования КИМ?
  5. Прочитайте стихотворение Н. Гумилева «Перчатка», проанализируйте его.
  6. Разработайте задания с развернутыми ответами по одному из учебных предметов, выносимых на ЕГЭ.

Основная литература:

  1. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие . – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  2. Битинас В.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. №2.
  3. В помощь организаторам Единого государственного экзамена. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 2001.
  2. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М., Ростов, 2001.

Тема №7.

Организация Единого государственного экзамена

План занятия:

  1. Каковы причины введения ЕГЭ?
  2. Охарактеризуйте порядок проведения Единого государственного экзамена.
  3. Назовите особенности содержания деятельности органов управления образованием и школы по подготовке и проведению ЕГЭ.
  4. В чем заключается сущностная характеристика личностно-ориентированной технологии подготовки школьников к ЕГЭ?
  5. Разработайте свой вариант подготовки школьников к успешному выполнению контрольно-измерительных материалов в режиме ЕГЭ.

Основная литература:

18 стр., 8805 слов

Практическое использование адаптированного теста интеллекта в ...

... в своих так называемых «психологических профи лях» образцы выполнения экспериментально-психологических заданий, характерные для ряда нервно-психических заболеваний. С этой целью им была ... современных тестовых методов исследования интеллекта. Особенно приспособлена для, этого «батарея» интеллектуальных тестов, созданная Д.Векслером, опыт адаптации и использования которой в клинике нервно-психических ...

  1. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие . – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 1998.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1998

Дополнительная литература:

  1. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М., 2001.
  2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994.

Тема №8. Контрольная работа

Индивидуальное выполнение Единого государственного экзамена по литературе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Расскажите о понятии «качество образования». Охарактеризуйте оценку как элемент управления качеством.
  2. Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.
  3. Как оценивается качество российского образования отечественными и зарубежными экспертами?
  4. Расскажите историю возникновения тестирования в России
  5. Каковы причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы XXвека?
  6. Назовите современные центры тестирования.
  7. Назовите функции контроля в современном учебном процессе.
  8. Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.
  1. Какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе? В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля?
  2. Укажите место психологических и педагогических измерении в современном образовании.

11. Охарактеризуйте цели и задачи педагогического и психологического

тестирования.

12. Сходство и различие педагогических и псилохологических тестов в учебном процессе

13. Назовите психологические тесты, применимые в учебном процессе.

14. Расскажите о таксономии образовательных целей (по Глумму).

15. Охарактеризуйте основные подходы к структуре учебных достижений.

16.Дайте определение следующим понятиям: тест, предтестовое задание, валидность теста, надежность теста.

17. Расскажите о видах тестов..Охарактеризуйте основные положения классической теории тестов.

Расскажите о теории моделирования и параметризации педагогических тестов.

  1. Расскажите о понятии «трудность теста».

21. Раскройте определение дискриминационной способности задания.

22.Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).

3 стр., 1269 слов

Тесты экзаменационного контроля

... 3. Что такое социальная опасность? 4 Что способствует распространению социальных опасностей? Тесты экзаменационного контроля 1. Социальной называется опасность, исходящая от: $$ человеческого общества $ окружающей ... пример Задание на СРСП По организации социальные опасности какими могут быть? Контроль выполненного задания состоится на СРСП (по расписанию консультации) Контрольные вопросы ...

  1. Дайте классификацию тестов по разным основаниям.
  2. Понятие гомогенных и гетерогенных тестов
  3. Расскажите о применении компьютерного тестирования.
  4. Раскройте возможности адаптивного компьютерного тестирования
  5. Сопоставьте критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные педагогические тесты. В чем их отличие?
  6. Назовите основные виды заданий в тестовой форме.
  7. Как определяются цели тестов?
  8. Расскажите о структуре тестового задания.
  9. На какие принципы необходимо опираться при отборе содержания тестового задания
  10. Как производится экспертиза качества содержания теста?
  11. Расскажите об основных подходах к качеству знаний.

34.Охарактеризуйте мониторинг как средство оценки результатов обучения.

35. Назовите основные свойства мониторинга качества образования.

36. Виды мониторинга

37. Назовите методы педагогического мониторинга.

38. Какие погрешности возможны при педагогических измерениях. Как определяются и оцениваются погрешности при измерении?

39. Назовите и охарактеризуйте основные модели педагогических измерений.

40. Расскажите о видах оценочных шкал. Дайте характеристику одному из пакетов прикладных программ по обработке или конструированию тестов.

41.Опишите достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения

42. Расскажите о задачах ЕГЭ Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?

43 Проанализируйте нормативные документы, регулирующие доведение ЕГЭ (Положение о проведении ЕГЭ, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 09.04.2002. № 1306, Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ (ГЭК); Положение о конфликтной комиссии; Положение о системе общественного наблюдения).

44. Опишите организацию проведения ЕГЭ.

45. Опишите структуру заданий ЕГЭ.

46. Расскажите о порядке создания контрольно-мизмеритальных материалов (КИМ-ов) для ЕГЭ.

47. Каков порядок проверки тестовых заданий ЕГЭ?

48. Расскажите о требованиях к пунктам проведения ЕГЭ.