Практическое занятие №1. Личность учителя и его профессиональная деятельность

Комплексная цель: вооружить студентов знаниями о профессионально-педагогической специальности как особой социально значимой сферы деятельности человека.

Базовые понятия: педагог, учитель, личность, педагогическая деятельность, педагогическая мотивация, цель профессиональной деятельности педагога, содержание педагогической деятельности учителя, преподавание, воспитательная работа, функции педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, педагогическая компетентность, педагогические умения, психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза, профессио­нально — педагогическая ошибка. система педагогического образования России, государственный стандарт высшего педагогического образования, профессиональное самовоспитание педагога, методы профессионального самовоспитания, задачи профессионального самовоспитания, профессиональное становление, профессиональное раз­витие педагога, самообразование педагога, квалификационная характеристика педагога.

План.

  1. Личность учителя и её направленность.
  2. Профессионально значимые качества личности педагога.
  3. Педагогическая деятельность: сущность цели содержание.
  4. Мотивация педагогической деятельности.
  5. Основные виды педагогической деятельности.
  6. Функции педагогической деятельности.
  7. Стили педагогической деятельности.

СРС:

составить глоссарий педагогических терминов – педагогика, знание, умение, навык, компетенции, компетентность, образовательный процесс, педагогический процесс, самовоспитание, обучение, образование, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность, воспитание, социализация, дидактика, развитие, формирование (см. в конце программы).

— разработать кроссворд, чайнворд или ребус из педагогических терминов

— ознакомиться с материалами приложения и провести тестирование

Литература

Основная:

  1. Введение в специальность. Под ред. Рувинского Л.И.-М.,1988
  2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ А.С.Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.- М. : Издательский центр 2Акадкмия», 2000.
  3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.М.: Педагогическое общество России, 2002.
  4. Педагогическое мастерствр и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред.Л.К. Гребёнкиной, Л.А.Байковой.- М.: Педагогическое общество России, 2001.
  5. Российская педагогическая энциклопедия.
  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика._ М.,2000.

Дополнительная:

2 стр., 868 слов

Педагогическая психология 6

Педагогическая психология Адлер Б. — Перехитрим малыша Аношкина В.Л., Резванов С.В. — Образование. Инновации. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Аудариня А., Путниньш М. — Откуда берутся дети Бадмаев Б.Ц. — Психология в работе учителя. Книга 1 Бадмаев Б.Ц. — Психология в работе учителя. Книга 2 Байярд Роберт Т., Байярд Джин — Ваш беспокойный подросток Бардин К.В. — Подготовка ...

  1. Электронная библиотека кафедры педагогики (св.1500 с.), сайт АГПУ (Раздел Кафедры / Педагогика/ электронная библиотека,
  2. Электронный учебник по Педагогике (Теория обучения. Теория воспитания),
  3. Банк мультимедийных презентаций, видеозаписи уроков (литературы, английского языка – каб.13), фильм — Дневник вожатого,
  4. Учебно-наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты, папки с рефератами, докладами, подборками документов),
  5. Учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, педагогические журналы, газеты
  6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Педагогика

Практическое занятие №2.Основы педагогического общения

План.

  1. Содержание понятия «общение». Содержание понятия «педагогическое общение».
  2. Специфика педагогического общения.
  3. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся при проектировании целей и форм педагогического общения.
  4. Общение как взаимодействие. Культурно-историческая, социальная обусловленность целей и задач педагогического общения.

СРС:

— напишите короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Особенности общения современных подростков: эмпирический взгляд» или «Цели и задачи педагогического общения в советской и современной российской педагогике: общее и особенное».

— подготовиться к терминологическому диктанту и минитестированию по изученным темам лекции и практических занятий

Литература

Основная:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.
  2. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
  3. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. М.: Гардарики, 2007.
  4. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей», «Ромашка-Почемучка». М.: МГППУ, 1998.
  5. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
  6. Телегин М.В. Пятнадцать суворовских уроков современному руководителю// Психология для руководителя. 2008. №5.
  7. Телегин М.В., Серова Ж.И. Обычный день необычной школы. От первых впечатлений – к психолого-педагогической экспертизе//Начальная школа плюс До и После. 2003. №6.
  8. Ушинской К.Д. Собр. соч в 11 томах. М.: 1948 – 1952.

Дополнительная:

  1. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГППУ, 2008.
  2. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для 1-ого класса по программе «Философия для детей» М.: МоиПК, 2002.
  3. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для второго класса по программе «Философия для детей» М.: МГППИ, 2000.
  4. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: методическое руководство по программе «Философия для детей». М.: МоиПК, 1997.
  5. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.

Таблица 4. Содержание СРС

Темы и разделы

Содержание заданий, выносимых на самостоятельную подготовку

Кол-во часов отводимых на выполнение заданий

Сроки выполнения ре СРС

Примечания

Общая характеристика педагогической профессии.

  • Опорный конспект лекции.
  • Структурно-логическая схема содержания темы.
  • Выписанные основные педагогические понятия в словарь.
  • Разработать кроссворд, чайнворд или ребус из педагогических терминов

1

Сентябрь-октябрь

Личность учителя и его профессиональная деятельность.

  • Структурно-логическая схема содержания темы.
  • Работа с учебником и дополнительной литературой
  • Ознакомиться с Тест «Оценка профессиональной направленности личности учителя»
  • Написать сочинение на тему: «Учитель истории будущего»

4

Сентябрь-октябрь

Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика.

  • Структурно-логическая схема содержания темы.

5

Сентябрь-октябрь

Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога

  • Структурно-логическая схема содержания темы.

3

Сентябрь-октябрь

Требование государственного образовательного стандарта к личности и компетентности педагога

  • Терминологический опрос
  • Структурно-логическая схема содержания темы.
  • Подготовить резюме на тему «Перспективы развития педагогической профессии», подтвержденные ссылками на закон «Об образовании», Федеральную целевую программу (ФЦП) развития образования на 2011—2015 гг., Постановления федеральных и местных органов управления образованием и др. документы (см. Приложение)

1

Сентябрь-октябрь

Гуманистический характер педагогической профессии

  • Структурно-логическая схема содержания темы.
  • Выписать требования государственного образовательного стандарта по специальности, перечень ключевых компетенций, знаний, умений, способностей

2

Сентябрь-октябрь

Многообразие видов педагогической деятельности

  • Структурно-логическая схема содержания темы.
  • Составить профессиограмму личности учителя истории, права.
  • Подготовить сообщение о деятельности педагога-новатора по выбору студента (Амонашвили Ш.А., Волков И.П., Иванов И.П., Ильин Е.Н., Кабалевский Д.Б., Лысенкова С.Н., Никитины Е.А. и Б.П., Шаталов В.Ф. и др.) или о современных технологиях развивающего обучения Составить программу саморазвития

4

Сентябрь-октябрь

Основы педагогического общения

  • Структурно-логическая схема содержания темы.
  • Короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Особенности общения современных подростков: эмпирический взгляд» или «Цели и задачи педагогического общения в советской и современной российской педагогике: общее и особенное».
  • Подготовиться к терминологическому диктанту и минитестированию по изученным темам лекций и практических занятий

2

Сентябрь-октябрь

Самовоспитание и самообразование будущего педагога

  • Структурно-логическая схема содержания темы.
  • Составить программу саморазвития

8

Сентябрь-октябрь

ИТОГО

30

Материалы теста

Тест

Тест1. Введение в педагогическую деятельность

1. Требования, которые на современном этапе образования должны быть предъявлены к личности педагога – это ….

  • профессиональное знание предмета
  • творческая индивидуальность
  • сильный характер и воля
  • идейная убежденность
  • авторитарные установки

2. Приобретению педагогического мастерства способствует…

  • изучение педагогической литературы
  • изучение передового педагогического опыта
  • опыт практической деятельности
  • компилятивный перенос знаний
  • заимствование стиля и манеры работы лучших педагогов

3. Прогностические умения — это …

  • выдвижение педагогических целей и задач
  • отбор способов достижения педагогических целей
  • контроль, основанный на анализе результатов фактически выполненных действий
  • контроль, основанный на соотнесении полученных результатов с заданными образцами
  • определение этапов (или стадий) педагогического процесса

4. Триада анализ — прогноз – проект предполагает выделение специальной группы умений — ……………… умений.

5. Авторитет учителя – есть особая профессиональная позиция, опирающаяся на его личностные и профессиональные качества:

  • чувство непогрешимости
  • демократический стиль сотрудничества
  • эмпатия
  • эрудированность
  • справедливость

6. Структура труда учителя содержит …

  • профессиональные психологические и педагогические знания
  • профессиональные педагогические умения
  • ориентацию на самопрезентацию
  • профессиональные психологические позиции
  • личностные особенности

7. Профессиональное качество учителя, в основе которого лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и предвидеть выход из неё, — это….

8. Правильная последовательность блоков, составляющих профессиональный портрет специалиста в федеральных законах «Об образовании» и «О высшем и после вузовском профессиональном образовании»:

Профессиональные характеристики

Личностные характеристики

Общие характеристики

9. … — это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя, основанная на требованиях к его личности и профессиональной подготовке.

10. Социально-ценные мотивы педагогической деятельности – это…

  • стремление выстроить карьеру
  • ответственность за воспитание детей
  • увлеченность предметом
  • получение льгот, причитающихся педагогу
  • чувство профессионального гражданского долга

11. Три взаимосвязанных блока, образующих структуру содержания многоуровневого педагогического образования, — это…

  • общекультурный блок
  • социально-экономический блок
  • психолого-педагогический блок
  • предметный блок
  • деятельностный блок

12. Правильный порядок этапов обучения, использующего многоуровневую модель педагогического образования:

Аспирантура

Базовое высшее педагогическое образование

Полное высшее педагогическое образование

Общее высшее образование

13. Теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, характеризующая профессионализм педагога – профессиональная ………………………. педагога.

14. …………………. – определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности; ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

15. ……………….. – вид занятий в рамках данной профессии.

Тест 2. Введение в педагогическую деятельность

1. Личностно-ориентированное общение учителя можно охарактеризовать следующим образом. Учитель:

а. реагирует на скрытые, глубинные переживания учеников;

б. проявляет положительные и негативные чувства, не унижая достоинства учеников;

в. не показывает учащимся свои положительные эмоции;

г. не искренен;

д. реагирует на приписываемые чувства учеников.

2. Найдите соответствие между типом взаимодействия и его характерными чертами:

  1. сотрудничество;
  2. опека;
  3. конфронтация.

А. взаимноположительное отношение к интересам друг друга, субъект-субъектные отношения, наличие осознаваемой общей цели;

Б. взаимноположительное отношение к интересам друг друга, субъект-объектные отношения;

В. отрицательное отношение к интересам друг друга, субъект-субъектные отношения;

Г. нейтральное отношение к интересам друг друга, субъект-субъектные отношения;

Д. отрицательное отношение к интересам друг друга, субъект-объектные отношения.

3. Типы взаимодействия «учитель — ученик», характеризующиеся субъект-объектными отношениями:

а. сотрудничество;

б. опека;

в. диалог;

г. подавление.

4. Выберите одну из предложенных формулировок педагогических ситуаций, которая является отражением демократического стиля педагогической деятельности учителя:

а. учитель единолично принимает решение о проведении классного праздника;

б. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;

в. на уроке, при всех ребятах, произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;

г. отказывает от проведения школьного «огонька» со своим 7-м классом; соглашается только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;

д. учитывает мнения своих учеников, поощряет их самостоятельность.

5. Человек, занимающийся профессиональной педагогической деятельностью:

а. учитель;

6. преподаватель;

в. детский врач;

г. режиссер;

д. педагог.

6. Основными видами стилей педагогической деятельности являются:

а. демократический;

б. либерально-попустительский;

в. авторитарный;

г. индивидуальный;

д. индифферентный.

7. Данная педагогическая ситуация является отражением демократического стиля педагогической деятельности учителя:

а. учитель единолично принимает решение о проведения классного праздника;

б. учитель при всех произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;

в. педагог соглашается проводить школьный «огонек» только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;

г. педагог вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;

д. учитывает мнения учеников при выборе школьной команды.

8. Данная педагогическая ситуация является отражением либерально-попустительского стиля педагогической деятельности учителя:

а. учитель единолично принимает решение о проведении классного праздника;

б. на уроке произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;

в. соглашается проводить праздник с классом только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;

г. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;

9. Данная педагогическая ситуация является отражением авторитарного стиля педагогической деятельности учителя:

а. учитель единолично принимает решение о проведении классного праздника;

б. на уроке произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;

в. педагог соглашается проводить школьный «огонек» только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;

г. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;

д. учитывает мнения своих учеников, поощряет их самостоятельность.

10. Главный фактор оформления воспитания в специальную, относительно самостоятельную деятельность:

а. усложнение социального опыта;

б. освоение новых земель;

в. начало использования огня;

г. изготовление новых орудий труда;

д. развитие речи;

е. разделение труда по половому признаку.

11. Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности реализуется через:

а. отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся;

б. организацию различных видов деятельности учащихся;

в. организацию собственной деятельности в процессе взаимодействия с учащимися;

г. диагностику уровня развития, воспитанности, обученности учащихся;

д. изучение содержания и способов воздействия на других людей.

12. Организаторская функция педагогической деятельности реализуется через:

а. организацию различных видов деятельности учащихся;

б. изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

в. изучение способов воздействия на других людей;

г. изучение содержания и способов воздействия на других людей.

13. Компетентность характеризуется:

а. наличием у человека большого объема знаний;

б. умением быстро формулировать вопросы;

в. способностью решать профессиональные задачи;

г. умением ставить цели.

14. Профессиональная компетентность педагога — это:

а. способность решать педагогические задачи на основе знаний, умений, ценностей и опыта;

б. совокупность психических свойств педагога, обеспечивающих легкость в овладении педагогической деятельностью;

в. социальные навыки, позволяющие педагогу адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;

г. специальные знания, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.

15. Соответствие между понятиями и их определениями:

  1. педагогическая специальность;
  2. педагогическая специализация;
  3. педагогическая квалификация;

A. род, вид занятия в рамках педагогической профессии;

Б. сосредоточение педагогической деятельности на относительно узких, специальных ее направлениях;

B. уровень подготовленности, степень профессионализма в педагогическом труде;

Г. хорошее владение своей профессией;

Д. ценностное, личностное отношение к действительности

16. Верное соотношение компонентов гностической деятельности педагога:

а. диагностика >контроль > оценка;

б. контроль > оценка > диагностика;

в. оценка > диагностика > контроль;

г. оценка > контроль > диагностика.

17. Соответствие между понятием и его определением:

  1. педагогическая компетентность;
  2. педагогическая компетенция;
  3. педагогическая квалификация;

А. способность решать педагогические задачи на основе знаний, умений, ценностей и опыта;

Б. социальные обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;

В. уровень подготовленности, степень профессионализма в педагогическом труде;

Г. чувство меры в действиях учителя, гуманности, уважение достоинства ученика, справедливость;

Д. стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в работе.

18. Последовательность этапов овладения педагогической профессией:

  1. адаптация учителя к своей профессии, т. е. первичное усвоение приемов, технологий;
  2. самоактуализация в профессии, т. е. саморазвитие средствами профессии, утверждение индивидуального стиля;
  3. свободное владение профессией на уровне мастерства, гармонизация учителя с профессией;
  4. свободное владение профессией на уровне творчества, за счет личного творческого вклада.

19. Характеристиками педагогической диагностики являются:

а. объективность;

б. субъективность;

в. направленность на измерение приращения качественных параметров;

г. направленность на измерение внутренних, сущностных параметров;

д. направленность на измерение приращения количественных параметров;

е. направленность на измерение внешних параметров.

20. Среди перечисленных функций педагогической деятельности выделите новую, появившуюся в современной социокультурной ситуации:

а. организация учебного процесса;

б. содействие ученику;

в. мобилизация внутренних ресурсов учащихся;

г. привитие исследовательских навыков.