Экзаменационный тест по философии

Форма ОКО ТЗ 004

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет социальной работы

Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета социальной работы

Гуляевская Н.В.____________________

«___» _________________200__ г.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

ФИЛОСОФИЯ

По специальности «Лечебное дело» 060101

Форма обучения очная

Курс 2

Семестр 4

Структура теста

Объем банка тестовых заданий

160

из них:

открытой формы

закрытой формы

154

на упорядочение

2

на соответствие

4

Контрольный тест (заданий)

90

Предполагаемое время тестирования (мин)

60 мин

Новосибирск – 2008 г.

V1: Философия, ее предмет, язык и методы

I:

S: Мировоззрение – это…

— : система знаний о мире;

+: комплексное воззрение человека на мир;

— :комплекс мироощущений.

I:

S: Какое из нижеперечисленных определений философии первоначальное?

-: душа культуры;

-: учение о мудрости;

+: любовь к мудрости;

-: идея совершенной мудрости;

-: форма теоретического мировоззрения.

I:

S: Правомерно ли отождествлять философию с духовной культурой?

-: да;

+: нет.

I:

S: Знание отличается от понимания:

-: большей информированностью об объекте;

-: меньшей информированностью об объекте;

-: системностью информации об объекте;

+: структурированностью информации об объекте;

-: вектором информированности об объекте.

I:

S: Единицей философского языка является

+: категория;

-: слово;

-: образ;

-: термин.

I:

S: Слово отличается от термина

-: образностью и большей выразительностью;

-: отсутствием дефиниции;

-: большей доступностью в его понимании;

+: многозначностью.

I:

S: Философский метод мышления, в основе которого лежат принципы взаимосвязи и развития всех явлений действительности называется

-: метафизикой;

-: герменевтикой;

+:диалектикой;

-: логикой.

I:

S: Онтология – это

+:философское учение о бытии;

-: философское учение о познании;

-: философское учение о человеке;

-:философское учение об обществе.

I:

S: Философское учение о познании называется

+: гносеология;

-:онтология;

-:антропология;

-:логика.

I:

S:Объективно-устойчивый способ достижения конкретной цели называется

-: стилем;

-: стратегией;

-: методологией;

+: методом.

I:

S: Способ рассмотрения всех разнообразных явлений мира как существующих на основе одного начала, единой основы всего сущего называется

+: монизм;

-: плюрализм;

-: дуализм.

I:

S: Философское учение о ценностях называется

+: гносеология;

-: эпистемология;

-: онтология;

-: аксиология.

I:

S: Принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование предпосылок собственного сознания называется

+: рефлексией;

-: диалектикой;

-: скептицизмом.

I:

S: Процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей целостного объекта с целью выделения других его свойств и характеристик, представляемых как значимые, важные, называется

-: конкретизацией;

-: универсализацией;

+: абстрагированием;

-: теоретизированием.

V2: Философские категории как отражение универсальных связей бытия.

I:

S:. Внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, составляет

-: структуру предмета;

-: субстрат предмета;

+: сущность предмета;

-: целостность предмета;

-: системность предмета.

I:

S:.Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов называется

-: становлением;

+: развитием;

-: движением.

I:

S: Изменение объекта на уровне его бытия называется

+:смертью;

-: развитием;

-: эволюцией;

-: революцией;

-: инволюцией.

I:

S:Изменение объекта на уровне его сущности называется:

-: смертью;

+:эволюцией;

-: революцией;

-: инволюцией;

I:

S: Философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира называется

-: реализм;

-: конструктивизм;

+:детерминизм;

-:эмпиризм.

I:

S: Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом

-: количество;

+:качество;

-: материя;

-: структура.

I:

S: Подберите понятие к следующему определению: «Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания»

-: созерцание;

-: синергетика;

+: диалектика;

-: метафизика.

I:

S: Диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта выражается философской категорией

+: мера;

-: сущность;

-: система;

-: холизм.

I:

S: Методологический принцип, в основе которого сведение сложного к простому, составного к элементарному называется

-: холизм;

+:редукционизм;

-: эмпиризм;

-: анализ.

V3: История философии.

I:

S: Поворот к антропологической проблематике в античной философии осуществил

+: Сократ;

-: Фалес;

-: Платон;

-: Эпикур.

I:

S: Автор трактата «О душе»

-: Платон;

-: Пифагор;

-: Сократ;

+: Аристотель.

I:

S: Мельчайшие неделимые единицы бытия в философии Демокрита

-: гомеомерии;

-: монады;

+: атомы.

I:

S: Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит утверждение «Все сущее есть число»?

-: Ксенофану;

-: Пармениду;

-: Зенону;

+:Пифагору;

-: Гераклиту.

I:

S: Кто автор знаменитого изречения: «Человек – мера всех вещей»?

-: Сократ;

+:Протагор;

-:Платон;

-:Аристотель.

I:

S: Назовите китайского философа, который считается основателем даосизма, возникшего в 6-5 вв. до н.э.

-:Конфуций;

-:Мо-цзы;

+:Лао-цзы.

I:

S: Что такое «Веды»

-:одно из главных философских понятий древней Индии;

-:мощная и влиятельная религиозно-философская система в Индии;

-:магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия;

+:древнейшие письменные памятники индийской культуры (конец 2-го – начало 1-го тыс. до н.э.)

I:

S: «Страдание – общий удел мира, причина его – желания, страсти, привязанности; конец страдания – в Нирване; существует путь достижения Нирваны». Основу какого религиозно – философского учения составляют эти четыре священные истины?

-: конфуцианства;

+:буддизма;

-: иудаизма.

I:

S: Мировоззрение средневековой Европы может быть охарактеризовано как

+:теоцентризм;

-:антропоцентризм;

-:социоцентризм;

-: мракобесье;

космоцентризм.

I:

S: Психологическую почву для поворота средневекового мировоззрения к мировоззрению эпохи Возрождения и Нового времени подготовило

+:выдвижение концепции 2-х истин;

-: учение схоластов об универсалиях;

-:развитие алхимии.

I:

S: Для онтологических систем Нового времени характерен:

-:дуализм;

-:психологизм;

+:механицизм;

-:мистицизм.

I:

S: Французский философ Нового времени, исходным принципом философии которого является тезис «cogitoergosum».

-:Лейбниц;

+:Декарт;

-:Спиноза;

-:Бэкон.

I:

S: Учение Канта о познавательных возможностях человека может быть охарактеризовано как

+:агностицизм;

-:материализм;

-:мистицизм;

-:диалектика.

I:

S: Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма, представитель немецкой классической философии.

-:Фихте;

-:Лейбниц;

-:Фейербах;

+:Гегель.

I:

S: Автор этического учения о «категорическом императиве».

+:Кант;

-:Маркс;

-:Фихте;

-:Дидро.

I:

S: Основоположник диалектического и исторического материализма.

-:Фихте;

-:Гегель;

-:Фейербах;

+:Маркс.

I:

S: Иррационалистическое направление философии 20 века, выделяющее в качестве изначального и подлинного бытия переживание субъекта.

-:структурализм;

-:герменевтика

-:позитивизм;

+:экзистенциализм.

I:

S: Философское направление, послужившее основанием инструментализма в психологии и педагогике (У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи)

-:экзистенциализм;

+:прагматизм;

-:философия жизни;

-:феноменология,

I:

S: Конфликт биологического и социального рассматривается как сущностная характеристика жизнедеятельности человека

-:в философии жизни;

-:в экзистенциализме;

-:в бихевиоризме;

+:в психоанализе.

I:

S: Автор учения о коммуникации и пограничных ситуациях в экзистенциализме

-:Гадамер;

+:Ясперс;

-:Хайдеггер;

-:Бердяев;

-:Сартр.

I:

S: К какому философскому направлению можно отнести автора следующего высказывания: «Даже наш опыт, получаемый из экспериментов и наблюдений не состоит из «данных», скорее он состоит из сплетения догадок-предположений, ожиданий, гипотез и т.п., с которыми связаны принятые нами традиционные научные и ненаучные знания».

+:постпозитивизм;

-:феноменология;

-:герменевтика;

-:структурализм;

-:прагматизм.

I:

S: Русский философ, автор «философии всеединства»

-:Бердяев;

-:Достоевский;

+:Соловьев;

-:Данилевский.

I:

S: Основной предмет спора славянофилов и западников.

-:проблема универсалий;

+:проблема места России в мировой истории;

-:проблема свободы.

I:

S: Русский мыслитель, философия которого обращена к проблемам духовности, свободы и творчества, призвания человека.

+:Бердяев;

-:Чаадаев;

-:Ломоносов;

-:Бакунин.

V4: Современная онтология.

I:

S: Совокупность взаимодействующих объектов, образующих определенную целостность, в которой в результате взаимодействия возникают новые интегративные свойства целого, отсутствующие у отдельных частей, называется

-:интеграция

-:организация;

+:система.

I:

S: Воззрение, считающее, что всякое развитие в мире служит осуществлением заранее предопределенных целей, называется

-:креационизм;

+:телеология;

-:детерминизм.

I:

S: Философское учение, отождествляющее Бога и мир

-:теизм;

-:фидеизм;

+:пантеизм.

I:

S: Кому принадлежит следующее определение материи: «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

-:французским материалистам;

+:Ленину;

-:Ф. Энгельсу;

-:Ф. Ницше;

-:З. Фрейду.

I:

S: Пространство и время

-:субъективные понятия

-:социальные конструкты;

+:всеобщие формы бытия материи;

-:субстанции, существующие вне и независимо от материи:

-:субстанции, существующие вне и независимо от субъекта (сознания)

I:

S: Психологическое пространство отличается от физического пространства

+:субъективностью;

-:абстрактностью;

-:конкретностью;

-:недостоверностью;

-:активностью.

I:

S:I:

S: Современная наука утверждает, что в мире преобладают:

-:статичные объекты;

+:динамичные объекты;

-:ассиметричные объекты;

-:неустойчивые объекты;

-:материальные объекты;

-:идеальные объекты;

-:неструктурированные объекты

-:самоорганизующиеся объекты.

V5: Проблема сознания

I:

S: Сознание это:

+:уникальная способность человека к особому активно-творческому поведению в мире;

всеобщее свойство живой природы;

-:способность млекопитающих особым образом строить свою жизнедеятельность;

-:состояние человеческого бодрствования;

-:условие существования человека;

-:свойство некоторой части бытия активно-творчески взаимодействовать с внешней и внутренней средой существования.

I:

S: Сознание, в отличие от психики

-:однонаправлено;

+:разнонаправлено:

-:субъективно;

-:существует посредством речевой деятельности;

I:

S: Представителю какого направления в философии принадлежит следующее высказывание: «Все способности, известные под названием душевной деятельности, суть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…»

-:диалектический материализм;

-:субъективный идеализм;

-:номинализм;

+:вульгарный материализм.

I:

S: Идею бессознательной мотивации сознания впервые выдвинул

-:Дж. Локк;

-:Платон;

-:Ницше;

+:Фрейд.

I:

S: Сознание

-:существует у человека с момента рождения;

+:формируется в обществе;

-:формируется спонтанно, согласно законам природы.

I:

S: Трактовка идеального как мимолетных психических состояний отдельной личности, не имеющих всеобщего значения, называется

+:субъективистской;

-:релятивисткой;

-:объективистской.

V6: Проблема познания.

I:

S: Что такое гносеология?

+:раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и возможности разума;

-:совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

-:раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

I:

S: Что означает понятие «догматизм»?

-:слепую веру в авторитеты;

+:схематический, окостеневший способ мышления;

-:доктрину или ее отдельные положения;

-:доказательство бытия Бога.

I:

S: Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Называется

-:реализм;

-:рационализм;

-:эмпириокритицизм;

+:эмпиризм.

I:

S: Подберите философское понятие для обозначения знания, предшествующего опыту и независимого от него:

+:априори;

-:идея;

-:апостериори;

-:апперцепция.

I:

S: Гносеологические истоки античного скептицизма

-:недостаточность информации;

-:несовершенство средств и орудий познания;

-:религиозные представления древних греков;

+:представление об истине как тождестве знания и предмета, а о субъекте познания как о пассивно воспринимающей душе.

I:

S: Какую гносеологическую позицию поддерживает автор следующего высказывания «Нет ничего в разуме, чего прежде бы не было в чувствах»?

-:рационализм;

+:сенсуализм;

-:реализм;

-:скептицизм;

-:фидеизм.

I:

S: Назовите немецкого философа, преодолевшего в гносеологии разрыв объекта и субъекта посредством обоснования тождества бытия и мышления.

-:Фихте;

-:Маркс;

+:Гегель;

-:Лейбниц;

-:Фейербах.

I:

S: Автор эпистемологической концепции, провозглашающей плюрализм рациональностей.

-:Т. Кун;

-:К. Поппер;

-:Б. Рассел;

+:П. Фейерабенд;

-:М. Полани.

I:

S: Основа познания и критерий истины в рамках диалектико-материалистической гносеологии.

-:опыт;

+:практика;

-:наука;

-:мышление.

I:

S: Какую гносеологическую позицию занимает автор этих строк:

«Так как истина вечно уходит из рук –

Не пытайся понять непонятное, друг…»

+:скептицизм;

-:реализм;

-:эмпиризм;

-:рационализм;

-:солипсизм.

V7: Философия науки.

I:

S: Автор концепции исторической динамики научного знания, разработанной в книге «структура научных революций»

-:М. Полани

-:Х.-Г. Гадамер;

+:Т. Кун;

-:Л. Витгенштейн;

-:О. Шпенглер.

I:

S: Подберите подходящее определение понятия «научное познание»

-:целенаправленная деятельность по получению знания;

-:деятельность, направленная на познание мира и опирающаяся на эксперимент;

-:создание научных теорий:

+:высокоспециализированная форма целеполагающей деятельности человека по расширенному воспроизводству объективно истинного знания.

I:

S: Неклассическая наука 20в. характеризуется прежде всего

+:отрицанием объективизма классической науки и активным исследованием связей между знанием объекта и характером средств и операций деятельности исследующего его субъекта;

-:стремлением к исчерпывающему описанию и теоретическому объяснению объекта;

-:строгой доказательностью, обоснованностью полученных результатов, достоверностью выводов;

-:математизацией и компьютеризацией.

I:

S: Модель постановки и решения проблем, принятая в качестве образца на конкретном историческом этапе развития науки называется

-:гипотезой;

+:парадигмой;

-:концепцией;

-:установкой.

I:

S: Наблюдение отличается от созерцательного восприятия

+:заданностью объекта наблюдения и методичностью процесса;

-:использованием различных технических средств;

-:эмоциональной включенностью субъекта исследования.

I:

S: Гипотеза – это…

-:способ построения и обоснования системы знания;

-:комплекс взглядов, направленных на истолкование и объяснение кокого-либо явления;

-:основополагающее утверждение в некой концепции;

+:научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно.

I:

S: Экспериментальный (эмпирический) факт всегда теоретически нагружен.

+:да;

-:нет.

I:

S: Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется

-:рационализмом;

+:сциентизмом;

-:корпоративностью;

-:эпистемологией.

I:

S: Автор концепции «личностного знания» в науке

-:П. Фейерабенд;

-:К. Поппер;

+:М. Полани;

-: М. Вебер.

V8: Проблема человека в философии.

I:

S: Направление в изучении проблемы человека, ставящее своей целью осуществление синтеза естественных и общественных наук на основе исследования эволюционно-биологичесвких предпосылок социального поведения человека, называется

-:бихевиоризм;

-:феноменология;

+:социобиология;

-:антропология.

I:

S: Личность – это…

-:отдельный человек;

-:неповторимое своеобразие отдельного человека;

+:субъект отношений и сознательной деятельности.

I:

S: Философское направление, определяющее человека как «свободное полагание самого себя»

+:экзистенциализм;

-:феноменология;

-:позитивизм;

-:структурализм.

I:

S: Направление в психологии 19-20 вв, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов реакций на воздействия внешней среды.

-:гуманистическая психология;

-:психоанализ;

+:бихевиоризм;

-:гештальтпсихология.

I:

S: Направление в психологии 20 в., трактующее человека как активно воспринимающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными планами, правилами, стратегиями.

-:необихевиоризм;

-:трансперсональная психология;

+:когнитивная психология.

V9: Человек в культурном пространстве и времени.

I:

S: Выберите подходящее определение понятия «общество».

-:совокупность и взаимодействие множества отдельных людей.

+:совокупность общественных отношений, предполагающая конкретно-историческую организацию коллективной структуры взаимодействий;

-:объединение одного вида в целях оптимизации жизнедеятельности.

I:

S: Культура может быть рассмотрена как сущностное основание жизнедеятельности личности и общества.

+:да;

-:нет.

I:

S: Основная функция культуры.

-:воспроизведение структуры групповых взаимодействий;

+:конституирование в определенном времени и пространстве меры неопределенности творческого поведения человека;

-:поддержание традиций.

I:

S: Понятия «труд» и «работа» тождественны.

-:да;

+:нет.

I:

S: Ценностные основания человеческой жизнедеятельности.

-:субъективны по своей природе;

-:носят общественный характер;

+:формируются в диалектическом взаимодействии индивидуального и коллективного.

I:

S: Индивидуальная система ценностей формируется в детстве и остается неизменной всю жизнь.

-:да;

+:нет.

I:

S: Нигилистическое отношение к достоянию общечеловеческой культуры, особенно к морали, иногда к официальным догмам господствующей идеологии, называется

-:антисциентизм;

+:цинизм;

-:антигуманизм.

I:

S: Коррекция системы ценностей со стороны психолога.

+:возможна, но не допустима;

-:возможна и допустима;

-:невозможна.

I:

S: В формировании системы ценностей.

-:ведущая роль принадлежит эмоциям;

+:решающее значение имеет разум;

-:определяющим является подражание;

-:эмоции и разум играют важную роль.

V10: Философские основания медицинской деятельности.

I:

S: Творческий подход в медицинской деятельности

-:недопустим;

-:допустим в некоторых ситуациях ;

+:необходим.

I:

S: Для формирования клинического мышления

-:необходимо лишь достаточное количество научных данных;

-:необходимы в первую очередь опыт и практика;

+:необходимо овладение философской методологией.

I:

S: Понятие нормы в биологии полностью соразмерно понятию нормы в медицине.

-:да;

+:нет.

I:

S: Объект медицинского воздействия

-:организм;

-:личность;

-:индивид;

+:человек как биосоциальная целостность.

I:

S: Внутренняя картина болезни (ВКБ) непосредственно зависит от мировоззрения человека

-:да;

+:нет.

I:

S: Деонтология – это…

-:наука о морали и нравственности;

+:учение о должном в медицинском поведении;

-:исследование этических проблем во взаимодействии врача и пациента.

I:

S: Понятия «болезнь» и «паталогический процесс» тождественны

-:да;

+:нет.