I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Проект Концепции развития системы психологического обеспечения образования в РФ

Проект Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года

I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Система образования наряду с культурой и искусством является основным институтом, обеспечивающим преемственность, сохранение и преумножение духовного, культурного, научного наследия предшествующих поколений, формирование позитивных мировоззренческих установок.

Согласно ст. 29 Конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, ратифицированной третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г., образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе".

Эффективность выполнения этих задач повышается с ростом психологической компетентности родителей, педагогов и руководителей системы образования. Применение в образовательной практике знаний о законах и механизмах функционирования психики в различные возрастные периоды, использование в повседневной педагогической работе достижений психологической науки в сочетании с личностно ориентированной позицией и гуманистической направленностью педагогических методик и технологий обеспечивают бережное отношение к личности ребенка, позволяют максимально раскрыть его потенциал, что в полной мере соответствует Концепции модернизации российского образования.

8 стр., 3766 слов

«Я-концепция» как система психологических особенностей отношения человека к себе

... константы, направляющие поведение.   Объект исследования - Я - концепция личности. Предмет исследования - Я - концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.   Цель исследования ... из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяться Я сознающее и ...

Концепция развивает основные принципы государственной политики в области образования в части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2006−2010 годы.

Система психологического обеспечения является необходимым компонентом образования, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса; а также обеспечивает оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящей Концепцией.

1. Состояние системы психологического обеспечения образования и необходимость ее модернизации

7 стр., 3060 слов

Структура и организация работы психолого-медико-педагогической службы округа

... психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения* Общие положения 1.1. Психолого-медико-педагогический служба образовательного учреждения создается в соответствии с программой "Столичное образование", ... руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации "Об образовании", документами Московского комитета образования по нормативно-методической базе ...

Забота о реализации права ребенка, подростка, молодого человека на полноценное и свободное развитие является стратегической целью Системы психологического обеспечения образования.

В ее состав входят: психологические службы и службы психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам в образовательных учреждениях, педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов и видов, психологи учреждений профессионального образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-социальные консилиумы (ПМПк) и психолого-педагогические и медико-социальные комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты, центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

Психологическая служба образовательного учреждения является основой интеграции действий педагогов-психологов (в учреждениях профессионального образования — психологов), педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, подростка, молодого человека на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Неотъемлемой частью в организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения выступают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии, службы раннего и надомного сопровождения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Созданы и успешно функционируют уникальные организационно-функциональные модели психологической службы, как в условиях города, так и сельской местности с учётом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона. Согласно данным мониторинга 2005 г. на должности педагога-психолога работают более 64 тысяч человек.

21 стр., 10162 слов

Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (пмпк)

... муниципального образования). В соответствии с Типовым положени­ем об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр), ... Ф.И., возраст ребенка) дата __________________________ специалист __________________________________ (ФИО педагога психолога) Диагностическая гипотеза и план обследования Протокол обследования Дифференциация ...

На основании «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 867 в России действуют более 740 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее-ППМС-центры) и учреждений образования, оказывающих специализированную и методическую помощь участникам образовательного процесса. Активно развиваются психологические службы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях дополнительного образования.

В их деятельности реализованы принципы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающемуся, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др.

ППМС-центры в системе общего образования организуют и направляют совместные действия педагогов-психологов, медицинских работников, педагогов, ряда других специалистов на реализацию психолого-педагогических программ и технологий по формированию активной мотивации на здоровье, норм и ценностей здорового образа жизни, на режим двигательной активности. Важнейшей задачей деятельности ППМС-центров является координация усилий различных служб и ведомств, технологий и программ взаимодействия педагогов-психологов, педагогов, социальных работников, врачей, юристов и т. д.

Множество факторов риска для подрастающего поколения в современной России ведет к целому ряду проблем, требующих решения, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокий уровень детской преступности.

В связи с этим расширяется спектр деятельности ППМС-центров:

14 стр., 6748 слов

Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

... нормам. Цель работы: провести анализ развития системы социального страхования в части пенсионного обеспечения. В соответствии с этим поставлены ... что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к ... входят и физические товары), одна из которых является центром пакета, его ядром ("ядерная" услуга), а остальные ...

· центры диагностики и консультирования,

· центры психолого-медико-социального сопровождения,

· центры социально-трудовой адаптации и профориентации,

· центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции,

· центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения,

и другие.

ППМС-центры осуществляют эффективную помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, осуществляет диагностику, комплексные коррекционно-развивающие, реабилитационные мероприятия, направленные на создание оптимальной среды обитания и адаптацию детей к социуму.

В основу работы с безнадзорными детьми положены принципы гуманистической педагогики и психологии: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества; формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознание ответственности перед обществом. Специалистами ППМС-центров осуществляется формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей детей, способствующих школьной и социальной адаптации, повышению их обучаемости. Работают «телефоны доверия». Действуют диагностические классы, классы коррекционно-развивающего обучения.

ППМС-центры оказывают следующие виды помощи: психологическую (100%), педагогическую (71%), правовую (17%), социальную (65%), медицинскую (46%), другую (12,4%).

Большинство центров работает с детьми от 3-х до 18 лет.

На сегодняшний день в России существует нормативная база, создающая достаточно возможностей прогрессивного развития образования и Системы его психологического обеспечения. В Статье 2 «Закона об образовании» один из принципов государственной политики в области образования сформулирован следующим образом: «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». В свое время создание Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации стало одним из важнейших средств обеспечения адаптивности отечественной системы образования.

6 стр., 2819 слов

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие

... частного бизнеса на приоритетных направлениях развития системы образования взрослых; теория и технология андрагогического обеспечения инновационного развития профессиональной подготовки, переподготовки и ... кадров; прогнозирования развития систем формального и неформального образования взрослых; содержания, форм, методов и технологий андрагогического обеспечения образования и воспитания взрослого ...

В то же время можно констатировать, что как в документации, так и в реальной практике далеко не все отвечает существующим представлениям об образовании ХХI века.

В частности, недостаточно конкретно определены цели, задачи, требования к содержанию работы как в целом в системе психологического обеспечения образования, так и в отношении содержания работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов учреждений профессионального образования и их компетенций.

Система ППМС-центров изначально формировалась на основе принципа вариативности с учетом региональных условий деятельности учреждений. Однако система управления данными учреждениями на настоящий момент не сформировалась в полной мере. Одной из основных причин подобного положения вещей является — отсутствие полноценной нормативной и правовой базы их деятельности.

В сложившейся ситуации актуальным становится вопрос об определении целей, задач, содержания деятельности Системы психологического обеспечения образования, нормативно — правовой базы, обеспечивающей ее деятельность, в условиях реформирования образования.

2. Тенденции мирового развития и новые социальные требования к системе психологического обеспечения

Деятельность по психологическому обеспечению исходит из необходимости достижения образовательных и социальных целей системы образования:

образовательные цели — это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

социальные цели — это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

8 стр., 3953 слов

Климов е.А. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения

... обеспечения профессионального самоопреде­ления подрастающего человека. Есть небольшие группы психологов-профессиоведов, например, в НИИ профессионально-техни­ческого образования ... фессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработ­ки альтернативных ... несоответствия (рассогласования, противоречия, конфликты разнородных систем) и другого рода. Например, ...

Учитывая общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в отечественной системе образования, система психологического обеспечения защищает интересы личности в сфере образования и обеспечивает оказание качественной, доступной и эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса

в преодолении проблем в межличностном общении, обучении и воспитании;

в формировании психологической готовности к осуществлению личностного, социального, политического выбора в условиях ускорения темпов развития общества;

в воспитании ответственности, коммуникабельности и толерантности в условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу, предусматривающих значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия;

в формировании современного мышления у молодого поколения, в основе которого лежит психологическая готовность к противодействию негативным влияниям социума, а также сотрудничеству в рамках международного сообщества для решения глобальных проблем;

в формировании готовности к непрерывному образованию, воспитанию навыка профессиональной мобильности.

Актуальность психологического обеспечения повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования.

Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах, и определяющая развитие российской системы образования на ближайшие годы, в качестве основных приоритетов выделяет доступность и высокое качество образования, экономическую и управленческую эффективность образовательной системы, ее обеспеченность высокопрофессиональными кадрами.

Эти задачи невозможно решить без учета психологической составляющей, которая в отдельных случаях является доминирующей:

1) Доступность образования означает наряду с обеспечением его экономической доступности, возможность получения образовательных услуг детьми и молодежью с ограниченными возможностями и особенностями развития, различной степенью готовности к обучению. На первый план выходит необходимость психолого-педагогической диагностики резервов развития обучающегося, подбор программ и форм обучения, наиболее отвечающих его особенностям и возможностям.

2) Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Высокое качество образования может быть достигнуто только с применением образовательных и воспитательных программ и технологий, при разработке, проектировании и экспертизе которых были учтены критерии их психологической адекватности.

3) Выбор образовательного маршрута, будущей профессии должны носить осознанный и аргументированный характер, учитывать интересы, склонности, возможности обучающегося и, одновременно, потребности рынка труда. Возрастает роль профессиональной ориентации, психологического сопровождения выбора и реализации профессиональной карьеры. Большое внимание уделяется мотивации обучающихся, за счет которой обеспечивается их максимальная включенность в образовательный процесс.

4) Неразрывная связь качественного обучения и полноценного воспитания обязывают учитывать весь спектр влияний на развивающуюся личность в современном мире. Это побуждает нас заботиться не только о физической, но и о психологической безопасности ребенка, подростка, молодого человека, формировании его готовности к противодействию негативным влияниям, воспитании у него толерантности, ответственного отношения к своей судьбе и к судьбе страны.

5) В ситуации распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, администрации образовательного учреждения ответственное отношение к процессу обучения и воспитания должно быть подкреплено их высокой психологической компетентностью и готовностью к активным действиям, что безусловно повышает экономическую и управленческую эффективность образовательной системы.

В Концепции модернизации российского образования названы факторы, которые при отсутствии эффективной психологической помощи могут привести к серьезным негативным последствиям:

— увеличению социальной напряженности в различных сферах за счет психологической неготовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, их психологической безграмотности и обеднения психологической культуры личности, отсутствия целенаправленного формирования психологических качеств, обеспечивающих адаптацию в социальной среде (коммуникабельность, толерантность, мобильность, стрессоустойчивость и т. п.);

— ухудшению здоровья нации как следствие информационных перегрузок, устаревших и неэффективных педагогических технологий, низкой психологической культуры населения;

— росту структурной безработицы (несоответствие трудовых ресурсов потребностям рынка труда);

— росту девиантного поведения в молодежной среде, употребления ПАВ, социального сиротства как реакции на неумение справляться с психологическими проблемами.

3. Цели и задачи совершенствования системы психологического обеспечения образования

Под психологическим обеспечением образования понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные единицы, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов.

Основной целью совершенствования системы психологического обеспечения образования является повышение качества и обеспечение доступности психологических услуг в сфере образования с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения адаптационных возможностей, гармоничного развития личности обучающихся в образовательном процессе, усиления воспитательной составляющей образования.

Система психологического обеспечения образования предполагает активное применение достижений современной психологической науки для эффективного достижениях обучающих и воспитательных задач образовательной практики в их тесной взаимосвязи с опорой на гуманистические принципы отечественного образования.

Для достижения поставленной цели требуют решения следующие задачи:

1.Развитие нормативной правовой базы системы психологического обеспечения образования.

2.Создание основы нормативного правового регулирования оказания психологических услуг участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов и видов различных форм собственности на всех образовательных уровнях (дошкольное; школьное; дополнительное; начальное, среднее и высшее профессиональное).

3.Создание нормативной правовой основы для внедрения преподавания предмета «Психология» как средства воспитания психологической культуры обучающихся в общеобразовательные школы и учреждения профессионального образования.

4.Создание нормативной правовой основы для организации и проведения социально-психологического мониторинга с целью осуществления систематического анализа воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических, педагогических и воспитательных технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся.

5.Создание нормативной правовой основы для организации и проведения проектирования и экспертизы образовательной среды с целью оценки соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; подготовка специалистов в этой области.

6.Создание основы нормативного правового регулирования применения и внедрения в практику психодиагностического, психокоррекционного, развивающего инструментария, психологических, психолого-педагогических, воспитательных методик и технологий с целью обеспечения психологической безопасности, адекватности и соответствия целям образования.

Дальнейшее развитие системы психологического обеспечения как одного из важных факторов обеспечения нового качества образования требует решения ряда организационно-управленческих, нормативно-правовых, научно-методических, информационных и кадровых задач.

Процесс развития системы психологического обеспечения образования предстоит сделать планомерным, перевести в область обдуманной стратегической политики, в которой будут чётко определены цели и критерии развития всех её составляющих, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.

Представительства системы психологического обеспечения образования предусматриваются в органах управления образованием всех уровней, образовательных учреждениях всех типов и видов в системе общего, специального, профессионального (начального, среднего и высшего) и дополнительного образования Российской Федерации.

Система психологического обеспечения образования функционирует в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, профессиональными общественными организациями.

4. Основные направления психологического обеспечения образования в современных условиях

Психологическое обеспечение системы образования должно охватывать следующие направления:

1.1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса (специалистов и руководителей системы образования, учащихся, их родителей и опекунов) —

система мер, предусматривающая включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования, в программы родительского всеобуча образовательных блоков по наиболее актуальным проблемам социально-психологической направленности на основании данных мониторинга; включение преподавания предмета «Психология» в федеральный стандарт общего образования; издание популярной психологической литературы, пропаганда научных психологических знаний в средствах массовой информации и т. п.

Реализация данного направления в рамках программы позволит повысить адаптационные возможности учащихся, обеспечит психологически грамотный подход к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, явится профилактикой различного рода дидактогений, а также «профессионального выгорания» в педагогической среде, обеспечит экологичный подход к процессу обучения и воспитания.

Повышение психологической компетентности педагогических и руководящих кадров в системе образования за счет увеличения учебной нагрузки на возрастную, педагогическую, организационную психологию в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Удовлетворение запросов современной образовательной практики за счет достижений современной психологической науки; возрождение практико-ориентированных научных школ и построение принципиально новых моделей прикладных исследований, способствующих развитию психологической науки в направлении образовательных инноваций.

Осуществление перспективных прикладных психологических исследований в области образования, социально-психологических образовательных проектов.

Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием —

система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности образовательных (обучающих, развивающих, воспитательных) программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.

Социально-психологический мониторинг — информационное сопровождение инновационных процессов в образовании, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Для повышения эффективности психологического обеспечения системы образования необходимы:

· ежегодное проведение мониторинга состояния психологической службы в системе образования Российской Федерации;

· разработка и внедрение единой формы статистического учета и отчетности деятельности психологических служб и ППМС-центров;

· активное внедрение современных информационных технологий в деятельность специалистов психологических служб и ППМС-центров (создание раздела по психологическому обеспечению системы образования на официальном сайте Минобрнауки России);

· ежегодное издание сборника нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов психологических служб и ППМС — центров;

· проведение ежегодных организационно-методических совещаний-семинаров для руководителей образования разных уровней, а также руководителей психологических служб и центров по актуальным проблемам состояния и развития психологических служб.

1.3. Психологическое проектирование —

разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, направленной на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений, обеспечить обучение, воспитание и развитие обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т. д.

1.4. Психологическая экспертиза —

оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т. п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается, ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.

1.5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях (дошкольное; школьное; дополнительное; начальное, среднее и высшее профессиональное) —

система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

· психологическое просвещение — система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

· психологическая профилактика — мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

· психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

· психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);

· психологическая коррекция и развитие — активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;

· профессиональная ориентация — психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

1.6. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса —

система мер, направленных на контроль качества психологических услуг со стороны государства и профессиональных общественных организаций (разработка и внедрение системы общественно-государственной сертификации психологов системы образования), формирование единого информационного пространства; развитие материально-технической базы Системы психологического обеспечения образования, в т. ч. обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

Только целенаправленный комплексный подход обеспечит превентивный характер психологического обеспечения образования и сместит акценты в образовательном процессе с коррекционных мероприятий на профилактические. Темпы развития экономики и повышение уровня жизни в России, прогнозируемое в ближайшие годы, необходимо скажутся на требованиях к психологическому обеспечению системы образования, призванному оптимизировать процесс обучения и воспитания за счет грамотного применения в образовательной и управленческой практике знаний о человеческой психике, ее особенностях, возможностях и законах развития.

Необходимо объединить, структурировать и сориентировать на главную задачу российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, ныне разрозненные действия психологической науки и практики, органов управления образования на федеральном, региональном и муниципальном уровне, общественных организаций и объединений.

1.7. Повышение качества профессиональной подготовки психологов, работающих в системе образования —

развитие кадрового потенциала; внесение изменений в образовательные стандарты с целью расширения специализаций психологов с учетом нужд и потребностей системы образования, внедрение личностно-ориентированных моделей повышения квалификации педагогов-психологов; тие кадрового потенциала, м образовательного процесса звитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе повышение уровня профессионализма специалистов участие в деятельности профессиональных объединений и организаций.

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Организационной основой государственной политики в сфере психологического обеспечения образования является Федеральная программа развития психологической службы в системе образования — комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях психологической службы в системе образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Федеральный уровень.

1.1. Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на федеральном уровне возлагается на соответствующие структурные подразделения Минобрнауки России и Рособразования; научно-методическое руководство на уровне федеральных округов — на Координационный Совет по психологическому обеспечению образования при Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральные Центры психологического обеспечения образования в 7-ми федеральных округах Российской Федерации.

В состав Системы психологического обеспечения образования на федеральном уровне входят:

· отдел (специалисты) Минобрнауки России, курирующий направление психологического обеспечения образования — осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере психологического обеспечения образования, подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в национальные проекты и программы развития образования, обеспечивает координацию взаимодействия с общероссийскими профессиональными общественными организациями в целях развития практической психологии образования, консолидации усилий психологов с целью гуманизации образовательного пространства России, поиска путей эффективного приложения знаний и опыта современной психологической науки к решению задач современного образования; развития службы практической психологии образования; формирования единого информационного пространства психологов образования России; укрепления профессионального статуса психолога образования в обществе, защиты его профессиональных и социальных прав и интересов; повышения психологической культуры населения;

· отдел (специалисты) Рособразования, курирующий направление психологического обеспечения образования — проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в сфере психологического обеспечения образования; организует конгрессы, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере психологии образования;

· Координационный Совет по психологическому обеспечению образования при Министерстве образования и науки Российской Федерации — определяет стратегию, разрабатывает рекомендации по содержательным и организационным аспектам психологического обеспечения образования, наиболее эффективному использованию потенциала Системы психологического обеспечения для решения задач, стоящих перед системой образования России; совместно с отделом Минобрнауки подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в национальные проекты и программы развития образования, готовит предложения по осуществлению психологической экспертизы образовательной среды и сертификации профессионального инструментария и специалистов-психологов. Состав Координационного совета определяется приказом Министра образования Российской Федерации и включает, в том числе, представителей общероссийских профессиональных общественных организаций, реализуя государственно-общественный характер управления в системе образования Российской Федерации;

· Федеральные Центры психологического обеспечения образования в 7-ми федеральных округах Российской Федерации — осуществляют функции координации деятельности и научно-методического обеспечения специалистов-психологов на уровне федерального округа Российской Федерации; обеспечивают научно-методическое сопровождение проведения социально-психологического мониторинга и мониторинга Системы психологического обеспечения по заказу Минобрнауки России на территории федерального округа и подготовку аналитических материалов и рекомендаций по их результатам; организуют проведение социально-психологической экспертизы, организуют и участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, разрабатывают систему мероприятий по созданию социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития обучающихся, воспитанников в современных условиях.

Региональный уровень.

Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на региональном уровне возлагается на заместителей руководителей управлений образования субъектов Российской Федерации; научно-методическое руководство — на Координационные Советы по психологическому обеспечению образования при органах управления образованием субъектов Российской Федерации.

В состав Системы психологического обеспечения образования на региональном уровне входят:

· отделы (специалисты) в управлениях образованием субъектов Российской Федерации, курирующие деятельность региональной системы психологического обеспечения образования — организуют и контролируют деятельность по психологическому обеспечению образования в субъектах Российской Федерации, обеспечивают ее информационное и организационное единство в субъекте Российской Федерации; организуют выполнение федеральных и иных нормативных документов, регламентирующих эту деятельность; организуют разработку и реализацию региональных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, осуществляют контроль за их выполнением; подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в региональные проекты и программы развития образования, организуют и совместно с учреждениями психологической службы проводят социопсихологический мониторинг региональной образовательной системы; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психологического обеспечения образования;

· образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС — центры) — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; анализируют состояние психологического здоровья детей в системе образования региона, предоставляют необходимую информацию в органы управления образованием субъекта Российской Федерации для принятия управленческих решений; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях региона, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования;

· региональные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) — обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания, в том числе по направлению муниципальных и временно создаваемых ПМПК в особо сложных и спорных случаях; координируют и контролируют деятельность муниципальных и временно создаваемых ПМПК.

Муниципальный уровень.

Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на муниципальном уровне возлагается на заместителей руководителей муниципальных органов управлений образования; научно-методическое руководство — на соответствующие учебно-методические центры, методические кабинеты и методические объединения;

В состав Системы психологического обеспечения образования на муниципальном уровне входят:

· отделы (специалисты) в муниципальных органах управления образованием — организуют и контролируют деятельность по психологическому обеспечению образования на уровне муниципального образования, обеспечивают информационное и организационное единство психологических служб и отдельных специалистов-психологов в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; организуют выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов, издают приказы, распоряжения и другие документы по вопросам психологического обеспечения образования на муниципальном уровне; осуществляют контроль за их выполнением; организуют и совместно со специалистами проводят социально-психологический мониторинг образовательной системы; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психологического обеспечения образования;

· образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры) — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; анализируют состояние психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления и предоставляют необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений на территории своего района;

· другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса (государственные и государственно-муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов в составе территориальных управлений) — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации;

· учебно-методические центры, методические кабинеты и методические объединения — осуществляют функции координации учебно-методического обеспечения деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования на территории своего муниципалитета, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, организуют проведение совещаний и конференций по вопросам психологического обеспечения образования на муниципальном уровне; готовят методические рекомендации по вопросам оказания психологической помощи всем субъектам образовательного процесса;

· муниципальные ПМПК — обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Образовательное учреждение (за исключением ППМС-центров).

На уровне образовательного учреждения (первичное звено) общее руководство системой психологического обеспечения возлагается на руководителя образовательного учреждения.

В состав Системы психологического обеспечения образования на уровне образовательного учреждения входят:

· психологическая служба образовательного учреждения — структурное подразделение образовательного учреждения общего, профессионального и дополнительного образования различных форм собственности, типов и видов, в состав которых входят два и более специалиста с высшим психологическим образованием, (из расчета 1 педагог-психолог в учреждениях общего, среднего, дополнительного образования или 1 психолог в учреждениях профессионального образования на 250 обучающихся, воспитанников), обеспечивающих преемственность в оказании психологической помощи на всех ступенях образования. Специалисты психологических служб образовательных учреждений взаимодействуют с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и региональными, муниципальными структурными единицами Системы психологического обеспечения образования и воспитания с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам. В современных условиях наметились тенденции к созданию в образовательных учреждениях

Комплексных служб психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам, в составе которых специалисты разного профиля (в том числе, психологи) взаимодействуют в рамках единого структурного подразделения на основе комплексного подхода к преодолению проблем в обучении и воспитании, а также обеспечению условий, необходимых для свободного и всестороннего развития ребенка, подростка, молодого человека на благо личности, общества и государства.

При отсутствии условий для создания психологической службы в образовательном учреждении вводится должность педагога-психолога (психолога) — специалиста, который оказывает первичную психологическую помощь обучающимся, воспитанникам в соответствии со своей профессиональной подготовкой исходя из сформулированного в должностных обязанностях запроса администрации образовательного учреждения. Педагог-психолог (психолог) взаимодействует с региональными, муниципальными структурными единицами Системы психологического обеспечения образования и воспитания с целью оказания специализированной помощи обучающимся, воспитанникам.

Педагог-психолог (психолог) образовательного учреждения (при отсутствии психологической службы в образовательном учреждении) по административной линии подчиняется заместителю руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе, а по профессиональной линии — руководителю методического объединения педагогов-психологов (психологов) соответствующего уровня.

· Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений — осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.

Финансирование

5.1. Деятельность по психологическому обеспечению образования финансируется за счет соответствующей статьи бюджета и целевых средств учредителей — государственных органов управления образованием, местных (муниципальных) органов управления образованием и частных лиц.

5.2. Финансирование структурных единиц системы психологического обеспечения образования в составе территориальных и муниципальных управлений:

· ППМС-центры финансируются по региональным нормативам, рассчитанным для данного типа образовательных учреждений в соответствии с пунктами 2, 4, 5 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», за счет целевых средств, выделяемых юридическими и физическими лицами на его развитие;

· в государственных и государственно-муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов (за исключением ППМС-центров) финансирование осуществляется в пределах средств, определяемых в соответствии с нормативом, рассчитанным для данного типа и вида образовательного учреждения (с учетом специализированных психологических услуг в нормативах подушевого финансирования), а также за счет целевых средств, выделяемых юридическими и физическими лицами на их развитие.

Отзыв

Проект, к сожалению, в лучшем случае -констатирует сегодняшний день психологической службы в образовании. Концепция должна определять перспективы, стратегию, т. е. опережать настоящий момент.

Раздел II, пункт 4 вызвал особое несогласие. Ни в коем случае нельзя педагога-психолога по административной линии подчинить заместителю директора по воспитательной работе. Во-первых, уровень задач, решаемых психологом и, кстати, обозначенных в данном проекте сравним с уровнем руководителя учреждения. Во-вторых, уровень психологической компетентности 99% сегодняшних завучей по воспитательной работе не выдерживает критики!!! Как же они будут курировать деятельность специалиста, в содержании работы которого ничего не смыслят?

Подчинение по профессиональной линии — руководителю методического объединения? Руководитель МО координирует методическую работу и не имеет контролирующих функций!

Самым логичным и разумным будет подчинение по административной линии руководителю (директору) образовательного учреждения, по профессиональной — специалисту органа управления образования, курирующему психологическое сопровождение.

Данный документ был принят на IV Всероссийском съезде психологов образования «Психология и современное российское образование», прошедшем в Москве в декабре 2008 года.

Редакция

КОНЦЕПЦИЯ

Системы психологического обеспечения образования

Система психологического обеспечения образования представляет собой неразрывное единство:

— психологической службы образования, организаций и учреждений, а также их подразделений, осуществляющих научные исследования и практическую деятельность в сфере психологии образования, подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров для системы образования;

— российских научных школ в области психологии образования, педагогической, возрастной психологии, психологии личности, социальной психологии и др.;

— программ, проектов, различных видов профессиональной деятельности психологов, реализуемых в системе образования и способствующих достижению образовательных целей и решению образовательных задач.

Цели психологического обеспечения образования — повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.

Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, настоящей Концепцией.

Деятельность по психологическому обеспечению образования включает решение следующих задач:

— осуществление фундаментальных и прикладных исследований в области психологии образования, других направлений психологической науки, востребованных для решения задач образования;

разработка, валидизация, стандартизация психологических методик, технологий, инструментария для диагностической, коррекционной, развивающей, профилактической, просветительской деятельности педагога-психолога, психолога образовательного учреждения;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологических кадров для системы образования, а также подготовка научных кадров высшей квалификации в области психологии образования;

— повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

— психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

— прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования;

— оказание качественной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам;

— оказание качественной консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников.

Организационную структуру системы психологического обеспечения образования составляют:

1. Психологическая служба образования (далее — Служба), обеспечивающая решение задач: по оказанию комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования, по повышению уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса, по психологическому проектированию, экспертизе и мониторингу условий и результатов образовательной деятельности.

Служба объединяет:

— подразделения и/или специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющих деятельность по решению вышеназванных задач в области психологического обеспечения образования;

— общественные советы по психологии образования при органах управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней;

— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);

— методические объединения педагогов-психологов;

— психологические службы, службы психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам, педагогов-психологов, психологов образовательных учреждений всех типов и видов на всех образовательных уровнях;

— психолого-педагогические и медико-социальные консультации (комиссии);

— психолого-педагогические и медико-социальные консилиумы образовательных учреждений;

— психологические центры различных типов и видов в системе образования.

2. Организации и учреждения, а также их подразделения, осуществляющие фундаментальные и прикладные научные исследования, подготовку научных кадров высшей квалификации в области психологии образования (аспирантура и докторантура).

3. Образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров, в том числе для психологической службы образования.

4. Организации и учреждения всех типов, видов, организационно-правовых форм, а также их подразделения, осуществляющие практическую деятельность в сфере психологии образования.

И основные направления ее развития

Исследования Мирового банка, проведенные в 35 странах мира, показали, что успешное развитие общего и профессионального образования тесно связано с созданием национальных систем психологического обеспечения образования. Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения.

Современная система психологического обеспечения образования в Российской Федерации начала формироваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Деятельность первых школьных психологов в то время была разрозненной, не имела четкой регламентации. Ее научное и методическое обеспечение находилось в стадии становления.

Социально-экономические преобразования, происходившие в России в 1990-е годы, и возникшая в связи с этим необходимость создания службы по оказанию психологической помощи населению дали толчок развитию службы практической психологии в системе образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и др. заложили основы правового и организационно-методического обеспечения развития Службы практической психологии в системе образования России.

Была сформулирована основная задача Службы — «содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса"1.

К настоящему времени в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные положения о службе практической психологии образования, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях, созданы координационные и научно-методические советы Службы.

В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Пермском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы, как в условиях города, так и сельской местности, с учетом этнонациональных и социально-экономических особенностей региона.

В Республике Алтай, Липецкой области, в Москве и других регионах разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов службы практической психологии образования: порядок аттестации педагогов-психологов; порядок лицензирования, аттестации и аккредитации ППМС-центров; норма нагрузки на одного психолога (500 обучающихся, воспитанников в городских учреждениях образования и 120 — в сельских); рекомендации об использовании рабочего времени педагога-психолога; Примерное положение о методическом объединении педагогов-психологов; Положение об оформлении кабинета педагога-психолога; примерный перечень диагностических методик и др. Однако в большинстве регионов документы, регламентирующие деятельность педагогов-психологов и других специалистов службы, а также порядок их взаимодействия, отсутствуют.

К настоящему времени в России в основном завершен этап формирования единой системы психологического обеспечения образования. Психологическая служба образования является основным элементом, реализующим на практике:

— оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса;

— повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

— психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности.

Вместе с тем уровень и качество организации такой работы, ее нормативное правовое регулирование требуют совершенствования с учетом современной ситуации.

Перспективы развития Службы сегодня определяются новыми социальными требованиями к системе образования, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Введение предшкольного образования, единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль этой Службы в оценке результатов и прогнозировании последствий экспериментов и инноваций в системе образования России.

Важное место в системе образования России занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Начиная с 1998 года ППМС-центры создавались с целью оказания специализированной психолого-педагогической помощи различным контингентам детей зачастую в приспособленных помещениях, в условиях, не отвечающих всем требованиям организации образовательного, воспитательного и реабилитационного процессов.

Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям).

Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.

В ряде субъектов Российской Федерации (Архангельской, Белгородской, Курганской, Московской, Орловской, Псковской, Ростовской, Тюменской и Ярославской областях, городах Москва, Екатеринбург, в Хабаровском крае, республиках Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть ППМС-центров успешно развивается. Уникальное инновационное образовательное учреждение для девиантных подростков — Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — создан и на протяжении 16 лет успешно функционирует в г. Хабаровске (руководитель Петрынин А.Г.).

На создание единого коррекционного пространства в системе образования Калининградской области направлена деятельность Центра диагностики и консультирования детей и подростков (руководитель Стаховская В.П.).

Согласно Типовому положению одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, является организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным).

В содержании деятельности ППМС-центров комплексная психолого-педагогическая и медико-социально-правовая помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям) является основной и в значительной мере преобладает над общеобразовательными программами. Как правило, численность педагогов, реализующих общеобразовательные программы в этих учреждениях, меньше численности других специалистов: педагогов-психологов, логопедов-дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников и др. Очевидно, что рекомендуемое модельной методикой2 соотношение фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, и учебно-вспомогательного персонала, к которому относятся педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги и др., — 70% к 30% — в отношении ППМС-центров должно быть пересмотрено; при разработке мер стимулирующего характера для учителей-предметников ППМС-центров необходимо учитывать специфику их работы с различными категориями обучающихся (дети с проблемами в обучении, в том числе с ЗПР, СДВГ, девиантным поведением и др.).

Актуальное состояние психологической службы образования, других структурных подразделений системы психологического обеспечения образования обуславливает необходимость разработки Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года.

Системы психологического обеспечения образования. Основной целью развития системы психологического обеспечения образования в современных условиях является максимальное раскрытие и эффективное использование в

Основной целью развития системы психологического обеспечения образования в современных условиях является максимальное раскрытие и эффективное использование в практике образования потенциала всех составляющих этой системы: психологической службы образования, психологических факультетов и вузов, научных, образовательных организаций и учреждений, общественных и общественно-государственных объединений.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— создание целостной системы психологического обеспечения образования на всех уровнях (от дошкольного до высшего профессионального образования), включающей социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в том числе в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность обучающихся, воспитанников;

— совершенствование нормативной правовой базы системы психологического обеспечения образования;

— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов для системы образования с учетом современных требований;

— сохранение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), психологических служб образовательных учреждений всех типов и видов, укрепление их материально-технической базы, развитие кадрового потенциала;

— обеспечение качества психологической помощи всем участникам образовательного процесса на основе разработки и внедрения критериев общественно-государственной оценки психологической практики в системе образования (аттестации, экспертизы и т. д.) и нормативных правовых основ ее применения;

— усиление профилактической направленности в деятельности психологической службы образования как основы ее экономической эффективности, обеспечивающей снижение затрат на преодоление асоциальных явлений и их негативных последствий в детской и молодежной среде.

Решение этих и других задач позволит повысить эффективное использование научных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов системы психологического обеспечения образования.

Основными принципами развития системы психологического обеспечения образования являются:

— сохранение приоритета гуманистических ценностей;

— преемственность целей, задач, направлений деятельности;

— профилактическая направленность деятельности;

— комплексный подход;

— ориентированность на повышение качества и обеспечение доступности психологической помощи для всех контингентов обучающихся, воспитанников.

Приоритетные направления психологического обеспечения образования как система мероприятий, направленных на решение актуальных задач образования средствами и методами психологии, включают:

— расширение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров) на основе совершенствования нормативной правовой базы их деятельности в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование;

— интеграцию структурных подразделений психологической службы, организаций, учреждений, общественных объединений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере психологии образования, в целостную многоуровневую систему психологического обеспечения образования;

— создание и развитие психологических служб и служб комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи в образовательных учреждениях всех типов и видов на всех уровнях образования;

— социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертиза условий и результатов образовательной деятельности;

— совершенствование программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в части повышения уровня их психологической культуры и психологической компетентности;

— пропаганда введения образовательными учреждениями предмета «Психология» в образовательный цикл;

— разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector