Понятие и сущность мировоззрения. Понятие ценностей

Социальная обусловленность исторических этапов развития философии.

Наличие необходимых соц.проблем , которые имеют два и более решения

1 этап. Древний. Возникает одновременно в разных точках(Китай, Индия).Фалес 5в до н.э. по 5в. н.э

2 этап. Средневековый, феодальный период. С 5 в. по 15 век.

3 этап . Возрождения. 15-17 век

4 этап. Эпоха Новое время 17 век

5 этап. Эпоха Просвещения 18 век

6 этап Классическая философия конец 18- первая половина 19 века

7 этап Постклассическая философия конец 19 века

8 этап. Современная 20 век

9 этап Новейшая

Развитие и прогресс.

Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.

Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Причем в случаях развития речь идет о поступательных качественных трансформациях системы.

Целостную научную концепцию развития построил марксизм. Развитие понимается здесь как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также основой объяснения истории общества и познания. Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процессов развития выражает содержание ее основных законов – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания.

В общественном развитии идеи играют активную роль. Идеи играют двоякую роль: они могут или способствовать развитию общества, или тормозить это развитие. Прогрессивное значение в развитии общества могут иметь только те идеи, которые выражают интересы передовых классов общества, народных масс.

Прогресс (движение вперед, успех) — тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Важнейшим двигателем прогресса, его конечной целью и критерием является сам человек.

3 стр., 1110 слов

Характеристика этапы развития общества

... данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. характеристика этапы развития общества А) главный фактор производства – 1) аграрный (традиционный) научно – технический ... Проявление преемственности в развитии общества служит примером: 1) резкого скачка в развитии общества 2) эволюции 3) глобальной проблемы развития общества 4) революции   А5. Изменение какой – либо ...

 

Понятие и сущность мировоззрения. Понятие ценностей.

Мировоззрение — взгляд человека на мир и его место в нем, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности, выраженной в вербальной (словесной) форме. В 18 веке выделяется в науке – система воззрений (устойчивых взглядов) индивида на мир. Формируется под влиянием окружающей среды. Субъектом мировоззрения, следовательно, являются и личность, и социальная группа, и общество в целом. При этом человек в своем индивидуальном развитии становится личностью только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение. Мировоззрение — это разноуровневое духовное образование, в котором совмещаются и житейские воззрения, рассудок и предрассудки, научные, художественные и политические воззрения. Содержание мировоззрения изменялось соответственно тому, как изменялись формы практического освоения мира и его теоретического осмысления. Основной вопрос мировоззрения — отношение между миром и человеком. Мировоззрение определяет ориентацию человека в мире.

Миропонимание подчеркивает субъективную сторону взаимоотношения человека в мире, а мировоззрение — объективную сторону. Пирамида знания:

— Мировоззренческий уровень (во имя чего?)

— Теоретический уровень (Почему?)

— Эмпирический уровень (Что это?)

— Технологический уровень — знание (Как?)

Ядром мировоззрения являются ценности. Ценность — есть цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности. Ценности меняются вместе с развитием общества. Ценности приобретаются, могут быть врождены. Ценности — явления как материального, так и духовного характера, обладающие положительной значимостью, т.е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Ядро мировоззрения — система ценностей каждого.

 

Характерные черты и основные проблемы античной философии

Фалес- «архэ(первопричина)», — вода, влажное начало. Гераклит- архэ, огонь, пифогарейцы – архэ число, атомисты – архэ, атом. Свойства атомов- неделимость, неизменность, непроницаемость, постоянство массы. Парменид – архэ- бытие. Функции: идеологическая (любая философская система дает идеал мира или его фрагментов, философская наука не о сущем, а о должном ), методологическая (путь, способ деятельности для достижения результатов), формально- логический метод, законы логики Аристотель 1закон логики- закон тождества нельзя менять в процессе рассуждения смысл применяемых понятий, 2 закон противоречия не может быть одновременно истинно «А» и не «А», 3 закон исключенного третьего из 2 противоречивых суждений 1-истина, 2 –ложь, 3 –нет, 4 закон достаточного основания -Лейбниц (каждое суждение должно быть обосновано), герменевтический искусство интерпретации какого либо текста, диалектический(всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность- берем объект в развитии и показываем возможные пути развития объекта.)

Основными проблемами античной философии были:

11 стр., 5065 слов

Феномен человека проблемы соотношения биологического, социального и духовного

... человеке. Предмет исследования: анализ феномена человека: проблемы соотношения биологического, социального и духовного в человеке. Объект исследования: человек. 1.Биологическое и социальное в человеке. Казалось бы, никакой проблемы, ... в целое мировоззрение. Его можно обозначить как натуралистическое воззрение на человека, на ... возник именно тогда, когда классическое античное общество начало вступать в ...

— Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

— Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур);

— Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур);

— Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга;

— Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира, а идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи).

Характерные черты античной философии.

1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира.

2. Синкретичность античной философии — это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний.

3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия).

Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка).

Космоцентризм: суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум).

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

Софисты и Сократ.

Софисты первоначально были учителями риторики, учителями мудрости. Главная особенность-первая школа бравшая плату за обучение, первые профессиональные философы. Появилась возможность делать карьеру. На первый план выходит проблема человека . Основные особенности: брали плату за обучение, обвинялись в бродяжничестве(несли знания об обычаях и традициях из одного полиса в другой, носители пан-эллинистического начала), первые греческие просветители, впервые несли систематизированные знания, движение софистов не было однородным

1. мастера старшего поколения, сохранявшие моральный контекст.

12 стр., 5813 слов

Человек как единство биологического, психического и социального. ...

... в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться. Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и ... Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека. Именно в этот период сложился новый ...

2.софисты-эленисты(спорщики), главное для них выиграть спор любой ценой.

3. софисты-политики. Основатель Протогор «человек есть мера всех вещей, где мера это норма суждения, все относительно не существует абсолютных истин и моральных ценностей, все истины относительны.» релятивизм- есть философское направление, которое абсолютизирует момент относительности, в процессе осознания мира. Любой изм есть всегда преувеличенное, абсолютизация какой-либо грани стороны познания.

«Да любые высказывания полезны, но можно выделить наиболее полезные» Мудрец тот, кто выделяет прогматизм – философское направление, которое абсолютизирует момент полезности, в процессе познания мира.

Горгий. Сложность выражения результатов нашего познания в языке. «Если мир познаваем , то все равно.»

Создатель методологии третьего пути . пройти в познании между крайними познаниями. Слова нашего языка никак с нашим бытием не связаны. Техника софизма: один из основных приемов нарушение законов тождества.

Философия Сократа. Жил в эпоху упадка Афинской демократии, мораль стала потребительской . «Овод, который будет стадо» Первый диссидент в истории европейской цивилизации. В чем сущность человека. Это его душа, в термин душа он вкладывал разум, ментальность…. Новая трактовка добродетели, теперь добродетель приобреталось, главное –знание, отвергал богатство, силу, славу, сдержанно относился к жизни к здоровью, духовные ценности- главные,

Новое поколение добродетели и ценностей. Добродетель приобретенное качество, главная добродетель стремление к знаниям и познание мира. Высшие ценности: духовные, внешние: богатство, сила, власть. Этический рационализм Сократа, человек творит зло по незнанию. Античность не знала понятия свободы воли

1. Опровержение а) притворство в незнании б)ирония Сократа

 

2. Майевтика (повивальное искусство) рождение истины в душе человека

 

Платон и Аристотель

Платон.Характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию.. бытие представляется как множественное, рассматривает его как идеально, бестелесное образование-идею. Материю мыслит как начало иного, изменчивого, текучего, непостоянного. Лишена определенности и поэтому непознаваема.материя бесформенна может принять любую форму, неопределенна, есть как бы возможность а не действительность, отождествляет с пространством.В человеке различает душу и тленное тело, душа по платону едина и неделима, тело делимо, тк состоит из материи. Сущность души в ее единстве, самодвижении, состоит из двух частей высшей-разумной, и низшей-чувственной., сторонникик теории переселения душ. Познание как припоминание . Делит людей на три разных типа разумная, эмоциональная и чувственная. 1. Мудрецы или философы(правители в госве), 2 войны, стражи(заботятся о безопасности государства), 3 физический труд(крестьяне ремесленники).

Ничего свер меры. Человек живет ради гос. Противопоставление материалистическому атомизму идеалистическому понимания «бытие- бестелесная идея, все что имеет части изменчиво»Принцип удвоения мира. В онтологии, гносеологии, антропологии. Помимо вещей, должны существовать идеи вещей. Как связаны эти 2 мира

11 стр., 5034 слов

Теории познания деятельности человека

... человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется. 2. Формы познания. Чувственное, рациональное и интуитивное познание Одна из задач философии ... науки Сущность научного знания заключается в понимании действительности, за единичное общее. К научному познанию также ... особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает ...

-идеи присутствуют в вещах

-идеи подражают вещам

-идеи участвуют в вещах

Создает теорию познания как теорию «припоминания». Диалектика искусство правильно задавать вопросы и получать правильные ответы — логическая теория сверхчувственного знания. Учение души. Что первично отдельное или общее? Общее первично, отдельное вторично.

Аристотель 1. Критика Аристотелем идей Платона «идея вещи в самой вещи» назвал бытием индивидуум-неделимое. Сущность- это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличии от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени места и тд. Силлогистика- первая система логики, сущность первичнее отношений, сущность предмет науки.материю должна ограничить формам, материя телесный состав, форма-душа, обеспечивает единство и целостность. Материя пассивное начало, форма активное начало жизни. Материя бесконечно делима, она лишена всякого единства и определнности, форма тождественна с сущностью вещи.высшие чистые формы и нисшие сущности состоящие из материи. Наивысшая сущность лишенная материи форма-вечный двигатель. Природа-живая связь всех единичных субстанций

2.учение о 4 принципах сущ. М.о.

-формальное(чтойность вещи=идеи)

-материальная

-движущая причина

-целевая

3. 3 вида души

-растительная функции питания роста размножения, общими для всех живых существ

-животная прибавка ощущения, стремление к приятному и избегание неприятного

-разумная высшая способность рассуждения и мышления

Философия эпохи эллинизма

-падения Египта

-падение Греции338 до н.э на большой территории устанавливается режим военной диктатуры. Вопрос о свободе и счастье в режиме тоталитарного общества.

Киринаики- счастье в удовольствии. Мыслитель Феодор. Мудрецу доступны: кража, блуд, святотатство. Феодор-сверхчеловек.

Эпикур помещал богов между мирами, они не вмешиваются в соц.жизнь. Свободомыслие. Мысленно ограничивает его от жизни, жизнь и смерть никогда не встречаются, мудрец не должен стремиться к власти , человек частной жизни

Киники- первые представители контркультуры, рассчитывали получить внутреннюю свободу от

-аскетизм, опора на здравый смысл и практический разум (Диоген)

Не надо ни чему учиться, «днем с огнем не сыскать добродетельного человека»

Мудрец должен быть:

-женщины общие, ничего не просить у богов, космополит. Свобода есть осознанная необходимость. Апатия это не депрессия, высшая направление, от силы а не от слабости.

Эмпиризм и рационализм. Бэкон и Декарт

Фрэнсис Бэкон выдающийся английский философ, согласно Бэкону знать что либо—это знать причину явления, воздействуя на которую можно достигать практического эффекта. Вышел на проблемы метода(основную проблему нового времени)В учении об «идолах»(призраках)

Познания Бэкон обозначает причины ошибок в суждениях, которых разумный человек может и должен избегать в своей деятельности, назвал их призраками рода, пещеры, рынка, театра. Призраки рода –переносить на природу свои собственные свойства и предпочтения, пещеры- зависимость мировосприятия от индивидуальных особенностей человека, его воспитания, условий жизни, рынка- искажение познания из за подверженности людей общераспространенным взглядам, предрассудкам и заблуждениям, театра- из за преклонения перед ложными авторитетами. Выявляет недостатки, свойственные догматическому (дедуктивному) и созерцательно-эмпирическому пути познания, оба недостаточны , истинный путь познания состоит в умственной переработке материалов опыта. Согласно Бэкону науку развивает эксперимент- намеренное, целенаправленное испытание природы. Главное средство- правильный метод1.орудия, совершенствующие способность восприятия 2. Орудия, совершенствующие человеческую мысль. Важнейшая форма умозаключения- индукция,позволяет получать объективные знания..Нужно изучать свойства которые дает природа. Упраздняет понятие субстанция. Природа все ее свойства существуют независимо от человеческого сознания, человек может вполне доверять своим чувствам, любое явление может быть рассмотрено как совокупность природы и формы. Природа собственно наблюдаемые человеком качества вещей, форма- это закон, причина, сущность вещи. Познать причину – значит познать форму природы вещи. Предлагает элиминативную (исключающую) индукцию, в которой исследование фактов предполагает строгую их организацию, факты подбираются и определенным образом классифицируются. Бэкон убежден в доступности чувствам всех свойств природы и безусловном доверии к данным органов чувств.

11 стр., 5199 слов

Философия в современном мире

... (1889-1951) утверждает, что философия - не теория, а деятельность человека в языковом мире, заключающаяся в прояснении предложений. Для ... имеющими длительный процесс, который революционен скорее по своей сущности, чем по характеру. 4. Общая направленность обеих ... в. под влиянием экологизации и глобализации общественного сознания, осмысления противоречивых последствий НТР, эволюционизировал, впитал в ...

Рене Декарт чувства могут обманывать человека, они часто слабы и неясны, зависят от субъективных предпочтений человека, поэтому не могут давать истинного знания, Декарт однако не отрицает роль чувств в познании, по его мнению чувства обладают достоинствами наглядности и убедительности, помогают человеку выбраковывать нереализованные в мире человеческие возможности, но они единичны и случайны, поэтому не могут служить основанием всеобщих и необходимых положений науки. Идеал в математике, ее истины абсолютны, полны, вечны и неизменны. Предлагает усовершенствовать дедуктивный метод, связать гносеологию с онтологией(онтологию в основу).

Реабилитирует понятие субстанции, в основе мировоззрения Бог, трансцендентная субстанция, непознаваемая, все что происходит в материальной субстанции отражается в духовной, обе существуют независимо. Роль субъекта уловить корреляции, изменения в материальном субстанции, это вызывает толчек в духовной субстанции идет к выводу умозаключений об изменениях в природе материального субстракта. Первый вопрос философии по Декарту- это вопрос о достоверности научного знания и методе, посредством которого может быть получено такое знание. Сомнение- средство очищения сознания и наполнения его в соответствии с правильным методом, истинным содержанием Интуиция выявляет врожденные идеи сознания, Декарт строит свой метод как движение мышления в пределах самого мышления без обращения к чувственному опыту, метод развивается как логическая дедукция 1 Правило необходимо принимать за истинное только то, сто воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода для сомнения. Рациональная интуиция- способность отличать несомненные истины и переживать их очевидность как ясность и отчетливость. Несомненные истины, присущие нашему сознанию, схватываемые рациональной интуицией _ это универсальные понятия. 2 правило Необходимо делить каждую сложную вещь на более простые составляющие , дабы потом устремить внимание на эти простые части. 3 правило. В познании следует идти от простейших, элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и трудным. 4 правило в рассуждении о проблеме нельзя делать пропусков, перескакивать от посылок к неоправданным выводам, строгий логический вывод предполагает необходимость перехода от одних посылок к другим и не может быть основан на произвольном выдергивании некоторых шагов суждения. По Декарту мы имеем врожденное представление о протяженности , однако мысли это свойство не присуще, существует мир, основными свойствами которого являются протяженность, фигура, движение- свойства, которые неизменны и от чувств не зависят. существует Духовная субстанция и субстанция протяженная. Бог Декарта это рационально выведенный элемент философской конструкции, а не бог религии, функция бога быть гарантом сохранения субстанций и истинности познания. В реальности человек сталкивается с 2 субстанциями – мыслящей(душой) и протяженно (материей), познавая одну с помощью другой на основе правильного метода. Дуализм- позиция в которой утверждается независимое , параллельное существование 2 субстанций, материальной и духовной. Психофизический дуализм, природа человека определена реальной связью бездушного телесного организма и разумной души обладающей волей, состояние души влияет на состояние телесных органов и наоборот, но в телесной организации человека нет никакой растительной или чувствующей души, нат никакого принципа движения кроме законов кровообращения.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... ... и тьма, и остальные тела и оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов и сделать ...

Генезис, сущность и основные черты постклассической недиалектической философии

Основные классические проблемы: носят мировозренеский характер, происхождение мира и сознания, отношение мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, что первично(либо из идеи возникает мир(идеализм), либо вечно существует(материализм) материальные предметы, на сколько наши зрительные орбразы в состоянии познать окр.мир, отражают бытие, проблема наличия устойчивости природы бытия, его идентификации)

. бытие все сущее, предельная абстракция. Проблема субстанции, проблема движения, субстрат. Субстанция – некая общая основа, всеобщая причина движения. Где находиться источник движения в реальности или сверх нее. Субстрат – первоэлемент. Материя все существующее, насколько познаваем мир, насколько наши познаваемые образы, соответствуют реальности. , матреия не конкретное состояние, а некая абстракция, философская категория используемая для обозначения объективной реальности, отображающаяся в ощущениях, все что вызывает ощущение в органах чувств. Реальность- все то, что существует 2 уровня реальности 1. Действительность (в данное время), 2 возможность(то что может быть или не быть)

. объективное то что существует не зависимости от субъекта, обладает качествами, признаками. Свойствами.

Основные направления постклассической философии XIX-XX века
Отличительной чертой постклассических философских теорий является их стремление решить классические философские проблемы «неклассическим» образом. Постклассическая философия не представляет единого, в формальном и содержательном отношении. Основанием же для отнесения той или иной философии к разряду постклассических, является наличие у неё следующих черт:
* Критическое отношение к классической философской традиции.
* Стремление развести философию и науку, проявившееся или в их противопоставлении или во включении философии в науку.
* Попытка включения в число методов, применяемых философией, художественного метода, а также познавательных практик нерациональных способов познания, в том числе характерных для восточной и русской философии.
* Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.
* Желание каждого направления, школы или персоналии представить свой философский проект в качестве универсальной философской системы, способной поставить и решить классические философские проблемы.

8 стр., 3880 слов

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

... слабости и беспомощности сознания человека. Новое мировоззрение повлекло за собой и иную постановку проблемы бытия, но реальное бытие здесь становится псевдопроблемой. Философия занялась изучением слож­ ... проблему познания бытия не с позиций приобщения к космическому разуму, а с позиций познава­тельных способностей человека. Разуму не непосредственно дано Философия бытия ■> 161 бытие, необходима ...

Внутри постклассической философии можно выделить ряд направлений, не связанных между собой генетически, сосуществующих одновременно, и в своей совокупности составляющих философскую палитру современности. Наиболее значительными из них являются:
* Позитивизм и его исторические формы.
* Прагматизм.
* Феноменология.
* Герменевтика.
* Экзистенциализм.
Позитивизм
Это направление было одним из первых в постклассической традиции и получило широкое распространение в национальных философиях, просуществовав в различных формах вплоть до 80-х годов нашего столетия. Родиной позитивизма считается Франция, а его основателем -О. Конт. Сущность позитивизма — в стремлении очистить философию от метафизических проблем: субстанции, свободы, сущности человека, — и превратить её в некое подобие науки. Всякая мировоззренческая и ценностная интерпретация философии отвергалась. Философов призывали выработать некий «средний» путь между материализмом и идеализмом. В содержательном плане позитивистская философия была сведена к формальной логике и методологии наук.
Прагматизм
«Прагматизм» в переводе с греческого означает буквально: «дело», «действие». В философии под «прагматизмом» понимают течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США. Основателем его считают Чарльза Пирса. Прагматизм выступил с программой реконструкции философии, полагая, что классическая её форма слишком оторвана от жизни, абстрактна и созерцательна. Чтобы быть полезной, философия должна превратиться в науку, объясняющую человеческое действие. Действие — это главная форма жизнедеятельности человека. Поскольку прагматизм интересуется прежде всего вопросом об эффективном и полезном человеческом действии, то философия прагматизма сосредотачивается на структурах и механизмах сознания, обеспечивающих такое действие. Акцент переносится на внутренние, психологические механизмы мышления. Главное в прагматизме — это понимание им сущности и механизмов познания.
Экзистенциализм
Под философским экзистенциализмом понимают учение, которое утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Экзистенциализм выдвигает на первый план абсолютную универсальность человеческого бытия и рассматривает все философские проблемы в перспективе человеческого существования. Истоки экзистенциализма усматривают в философии датского мыслителя Сирена Киркегора, впервые использовавшего понятие «экзистенции» для характеристики человеческого существования. Главное в экзистенциализме — это утверждение, что существование человека предшествует его сущности.

Феноменология
Феноменология является одним из главных течений западной философии ХХ столетия и тесно связана с именем Эдмунда Гуссерля — её основного разработчика. Буквально, в переводе, она означает: «учение о феноменах». Философию, по мнению феноменологов, интересуют не феномены физических вещей, а феномены сознания, то есть то, что собственно является содержанием мышления. Основная задача феноменологии состоит в том, чтобы разобраться с сущностью феноменов сознания и их связью с феноменами вещей.
Герменевтика
Термин «герменевтика» используют, как правило, в двух значениях: Как теорию и искусство истолкования текстов, Как течение в современной философии. Происхождение герменевтики связывают с именем греческого бога Гермеса: согласно греческой мифологии он выступал в качестве посредника между богами и людьми, растолковывая последним волю богов и доводя до богов пожелания людей. Предпосылкой герменевтики выступает убеждённость в том, что по поводу одного и того же суждения может существовать множество интерпретаций, и лишь одна из них является истинной. Основная задача философской герменевтики — ответ на вопрос: «Как возможно понимание окружающего нас мира и как в этом мире воплощается истина бытия»? Герменевтика пытается понять «внутреннюю», духовную жизнь.

7 стр., 3321 слов

И. Кант. Учение о человеке и его бытие

... речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, ... субъекта и др. Философия становилась рефлексией, т.е. самопознанием всей многообразной человеческой культуры. А начал это “перевооружение” философии выдающийся немецкий мыслитель И.Кант (1724 ...

Проблемы бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Бытие — 1)буквально — существовать; 2)в классической философии — единство существования и сущности; 3)понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания.

Исходной проблемой бытия является вопрос — что в бытие главное, основное => вопрос: почему мир не распадается, а действует в конкретных свойствах, качествах. Проблема бытия формулируется для решения важнейших вопросов существования мира, которые можно выразить следующим образом: Существует мир вечно или он имеет временные пределы? Конечен или бесконечен он в пространстве? Что обеспечивает единство мира? Единственен ли наш мир или таких миров множество? Мир в целом изменяется или изменение касается лишь его элементов? Есть ли смысл существования мира? Является ли разумность человека характеристикой нашей части мира или мира в целом? Можно добавить к этим вопросам другие.

Идеальная часть бытия назначение познания, идеальная часть –сознание. Идеальная часть не ощущается, невозможно определить, есть ли идеальная объективная реальность, идеальный ряд образы, сами по себе не могут отображать в органах чувств, субъективная реальность- сознание человека у каждого человека свои образы, назвать мысли человека сходу нельзя, , их можно только высказать. Наше познание рад идеалных образов, если они направлены в сторону реального бытия, то такое сознание должно опреднлиться

Структура, сущность и функции сознания

Сознание — совокупный, идеальный образ объективного, материального мира. Образ предмета — это идеальная форма бытия предмета в голове человека. Условием идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Идеальное — главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

Структура сознания в соответствии со структурой мозга:

Чувственность, воображение, воля, мышление(абстрактное), интеллектуальная рефлексия(самосознание)

Элементы сознания:

1) психика;

2) чувственность;

3) память;

4) воля;

5) воображение;

6) абстрактное мышление;

7) интеллектуальная рефлексия (самосознание, самомышление).

Основным элементом сознания является мышление. Сущность сознания сводится к абстрактному мышлению. У разных людей — разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.

Функции сознания: 1)познавательная; 2)целеполагания; 3)ценностная; 4)доказательства истинности знания; 5)коммуникативная; 6)регулятивная.

Любой системный объект имеет свои функции, свою деятельность. Главная субстанциональная функция сознания — функция адаптации к окружающей среде. Сущность сознания абстрактоное мышление, основная функция адаптивная, что есть сознание, следующая проблема адекватности сознания, оно дает комплексную картину мира, в голове у каждого в образной форме отражается мир в миниатюре функции абстрактного мышления- контролировать сознание и поведение сознание формируется , человек не рождается с сознанием, знания не передаются по наследству . Социализация – формирование сознания, идет через внедрение знаний, норм, ценностей до 6-8 лет формирование окончательной системы мозга, начинается самодостаточный период, вырабатывается контрольно адаптирующая функция, накопление устойчивого сознания Опережающее сознание- предвидение, превосходящее последствия и корректировки действий- след функция сознания В основе сознания лежит свойство отражения удержания структурных изменений при изменении объектов, мозг с нервной системой наиболее восприимчевые объекты, отражение в нем носит глубокий изоморфный харктер, происходит в мозгу восприятие объекта пообразам. Подсознательно, интуитивно(чувст) и рациональная ,научно-рациональным опытом.

Понятие духа и духовного.

Дух=идея.

Духовное- идеальное, не имеющее непосредственного корыстного выхода(наоборот, противоположно определению материализма), субъект придает значения объектом которым они не обладают, объект становится уникальным.

Дух — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм— признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие, субстанция, личность.

Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием в их иррационализме, в частности, определяя сущность духа, рассматривают такие аспекты, как интуиция, чувство, воля, воображение и т.д.

Античные натурфилософы 6-5 веков до н.э. определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей. Также дух может означать совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающая силы для действия во имя чего-либо (воинский дух).

Дух времён, дух народов, дух исторических образований — часто встречаются у Вольтера. В основной метод его исторического мышления входило приведение отдельных черт времени, народа, исторического образования к общему знаменателю, который он называл духом.

Понятие духа, как чего-то противоположного природе, сложилось в период романтизма и немецкого идеализма, а особенно у Гегеля. Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.

Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств.

Духовный человек — это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются — это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Знания-образы, существует в виде мысленных идеальных образов, чувств, образ не есть знание, тк мысль образы доступны для всех(передать чувственные образ достаточно сложно.)

Сознание и бессознательное

Сознание — совокупный, идеальный образ объективного, материального мира. Материальным носителем является мозг (субстрат сознания).Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть не осознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами, это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

В область бессознательного входят:

· Психические явления, возникающие во сне (сновидения).

Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние характеризуется отключенностью сознания.

· Ответные реакции, которые вызываются не ощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями. Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.

· Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.

· Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые. Сюда относятся сложные профессиональные движения машинистки, художника или пианиста.

· Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.

· К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

· Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли.

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.

Проблемы познания.

Познание — процесс получения знаний. => Появление в сознании образов. Две ступени познания: чувственное и рациональное (абстрактное мышление).

Проблема познания состоит в переходе от чувственного познания к абстрактной мысли. Познание не заключается только в изучении объекта, но и в действии (в практике).

Познание возможно, но всегда ограничено. Границы эти бывают двух типов — одни из них могут отодвигаться, другие — непреодолимы. Уже античная философия всячески подчеркивала роль предела, конечного в по­знании. Предел — определяющее, дающее смысл, завершенность вещи. То, что не имеет завершенности, определения — непознаваемо. Не случайно Ари­стотель утверждал, что «невозможно знать, пока не дойдешь до неделимого».

Вопрос о познаваемости мира — это не просто вопрос о том, познаваем ли «мир вообще». Это прежде всего вопрос: о каком мире идет речь — мире наших собственных знаний, впечатлений или о действительном, материаль­ном мире, существующем независимо от наших знаний о нем. Материалисты всех времен так или иначе рассматривали процесс познания как отражение, в котором знание не предшествует от века, — оно рождается, творится заново человеком именно в процессе познания. Человек познает не знание, свое собственное или божественное, он познает внешний мир, материю, т.е. то, что само по себе знанием не является. Эта точка зрения «отражения», она ко­ренным образом отличает материализм от идеализма в вопросах познания.

Понятие «субъект познания» многозначно. Во-первых, этим понятием обозначают конкретного познающего че­ловека — индивидуальный субъект. Во-вторых, общество в целом — коллективный субъект.

Познание может быть классифицировано, в зависимости от принципа классификации, в нем выделяют:

1) Уровни: чувственный и рациональный, если речь идет о познании вообще, или, если речь идет о научном познании, эмпирический и теоретический.

2) Формы: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (ощущение, восприятие, представление) и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (объективации знания в виде текстов и артефактов, наделенных социокультурным смыслом).

3) Типы: обыденный, художественный и научный, подразделяющийся на естественнонаучный и общественнонаучный.

Чувственное : ощущения, восприятие, представление. Рациональное: понятие , суждение, умозаключение. Проблема перехода от чувственного к рациональному, ступени соответственно мысл, чувств образу реальности

Понятие и проблемы истины

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не простой результат); единство абсолютного, устойчивого и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного.

Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия — это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут.
Относительная истина — это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и уточнение по мере развития практики и познания.
Вопрос об истинности наших знаний — один из важнейших вопросов теории познания. Исследуя мир, свойства вещей, человек постигает их сущность. Это значит, что в его сознании мир и вещи с их свойствами воспроизводятся такими, какого они есть в действительности, какими они существуют объективно, независимо от человека. Будучи объективными по содержанию, истинные знания вместе с тем субъективны по форме, т.к. они принадлежат не внешнему миру, а человеку, являются результатом его деятельности как субъекта познания. Проблема истины истина, это такое знание которое можно использовать на практике. Проблема проявляется в структуре, абсолютность- относительность, субъективность-объективность, конкретность- абстрактность. Объективность- истина не зависет от субъекта, чем непонятней объект тем сложнее познать, проблема метода, мозг усиливает органы чувств соответствующими методами, методы имеют структуру.

1. Всеобщие общий подход к мышлению к познавательному объекту

2. Диалектческий суть диалектики раздвоение единого на противоположные стороны и познание по отдельности и в синтезе, проникновение в сущность, недоступную органам чувств

3. Метафизический, общенаучные, частные, специальные.

34.Общественное сознание: специфика и структура.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.
Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Общественная психология — это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.
Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных.
Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания.

Индивидуальные и социальные ценности

У каждого человека своя иерархия ценностей, которая складывается в ходе формирования его личности. Система ценностей не передаётся генетически, а формируется в обществе, в ходе социализации. Если процесс социализации индивида протекает в пределах номы, не подвергаясь влиянию искажающих и искривляющих факторов, то у сформировавшейся личности система ценностей совпадает, в основном, со шкалой общественных ценностей. В этом случае субъективная и объективная шкалы ценностей совпадают. К примеру, личность, и общество наиважнейшими ценностями признают патриотизм, справедливость, альтруизм т.д. Таким образом, шкала ценностей человека определяет его личность и регулирует его взаимоотношения с обществом.

В случае неправильной социализации личность вступает в противоречие с обществом, так как их шкалы ценностей не совпадают.

Ценности не только результат, но и механизм социального развития. Система ценностей любого общества соответствует уровню его культуры, ибо она складывается из чётко определённых главных ценностей, с которыми подавляющее число этого общества согласны. Ценности, как и обычаи, нравы, законы относятся к базисным элементам духовной культуры и образуют её нормативную систему, регулирующую поведение членов общества.

Социальные ценности выполняют особую функцию в нормативной системе культуры: они указывают, что должно уважаться и сохраняться в культуре. Таким образом, культурные нормы — это одно из проявлений социальных норм.

 

Высшие социальные ценности.

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д

имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек — это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей.

Природа и общество.

Природная среда — естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого — природы. Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование. Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер.

Культура и цивилизация.

Понятие “цивилизация” возникло в ХVIII веке в тесной связи с понятием “культура” и первоначально означало определенный уровень материальных и духовных достижений общества. По схеме культурно-исторической периодизации Л. Моргана (дикость, варварство, цивилизация) цивилизация – это относительно высокая стадия экономического и социального развития. Она приходит на смену примитивному обществу. Существование цивилизации более долговечно и благополучно, нежели бытие примитивных народов, которые могут быть насильственно уничтожены при столкновении с цивилизацией.

Феномен цивилизации связан с возникновением городов и установлением более сложных типов социального взаимодействия. В трудах энциклопедистов, которые и ввели данный термин в научный оборот, цивилизация ассоциировалась с прогрессом, с обществом, развивающемся на основе разума и справедливости.

Термины “цивилизация” и “культура” часто трактуются как синонимы. Тем не менее еще в ХIХ веке предпринимались попытки развести эти понятия. Наиболее отчетливо противопоставление культуры и цивилизации проявляется у О. Шпенглера. Культура по Шпенглеру – это период расцвета искусства, литературы, гуманистических идей и т.п., тогда как цивилизация означает высокий уровень научно-технических достижений. Он пишет, что цивилизация понимается им как логическое следствие, завершение и исход культуры. У каждой культуры есть своя цивилизация, которая суть неизбежная судьба культуры. Цивилизация в строгой последовательности следует за культурой, “как смерть за жизнью, неподвижность за развитием”, как неизбежный конец. Эти идеи были изложены в основном труде О. Шпенглера “Закат Европы”. Согласно концепции О. Шпенглера развитие любой культуры проходит три неизбежные стадии: юность, накопление сил, расцвет, творчество, развитие религии, философии, науки и культуры и упадок, заключительный период культуры. Первые две стадии (собственно культура) – это стадии восхождения и расцвета, последняя – нисхождение (цивилизация).

Цивилизация по О. Шпен­глеру – это этап деградации, “окостенения” культуры, за которым следует ее разложение и гибель.

Теория круговорота локальных цивилизаций оказала большое влияние на английского историка, философа и социолога А. Тойн­би, который также отвергал однолинейные интерпретации истории и идеи о единстве мировой цивилизации. Он также рассматривал цивилизацию как эпоху упадка.

Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Генетически цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных, этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратится к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.