Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Философская антропология.

1. История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире.

2. Понятия «человек», «индивид», «личность».

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

4. Деятельность как основа единства биологического и социального в человеке.

5. Трактовка человека как космопланетарного феномена.

6. Проблема свободы и ответственности личности.

7. Культура как предмет философского изучения. Культура и цивилизация.

8. Философия повседневной жизни, ее основные категории.

9. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

10. Любовь как предмет философского размышления.

 

1.История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире.

Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений. Представители разных эпох и философских направлений рассматривали вопрос о сущности и предназначении человека как основной вопрос философии:

«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», – писал древнегреческий мудрец Эмпедокл;

«Что такое человек и каково его истинное назначение – это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», – считал русский религиозный мыслитель С.Л. Франк[1].

Изучением проблемы человека занимается философская антропология.

Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX – ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.

1.В античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежит Сократу: он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений, определил сущность человека как единство тела и души. Аристотель впервые определил социальную сущность человека («человек – политическое животное»).

2.В средневековой философии сложился теоцентричный подход к проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала: духовное – возвышенное, данное свыше, и телесное – низменное, земное. Августин Аврелий представлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.

10 стр., 4909 слов

Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции ...

... предшествующих поколений в индивидуальной психике человека. Наряду с перечисленными традициями, постклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. ... собой общественно-историческую деятельность и человеческую речь, нет и сознания. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения: 1) описание феномена сознания; 2) ...

3. В философии эпохи Возрождения человек рассматривался с позиций антропоцентризма – как центр мироздания, как венец эволюции природы и как деятельное, разумное существо.

4.В философии Нового временивысшей ценностью бытия провозглашается человеческий разум (декартовское «Мыслю, следовательно, существую»).

Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.

5.В философии марксизма сложился деятельностный подход к пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается коллективная трудовая деятельность. Труд рассматривается как основа формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.

6.Русская философиявсегда носила антропоцентрический характер: тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой для русских мыслителей. Судьба человека рассматривалась русскими мыслителями в неразрывной связи с судьбой всего человечества и мира в целом. Человек понимается не как безличный элемент в мировом процессе, а как творческое существо, его великая миссия – установить в мире гармонию. Особое место проблема человека занимала в русской философии 2-й половины XIX – начала ХХ вв. В философии всеединстваВ.Соловьева сложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. В религиозном экзистенциализме Н.Бердяева человек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, сущность человеческой личности – свобода и творчество, которая реализуется только в общении с другими людьми. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность», – писал Н.Бердяев.

7.В западной философии ХХ в. большинство трактовок человека носит иррациональный характер.

В «философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.

В философии экзистенциализма подлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.

7 стр., 3236 слов

ЧЕЛОВЕК, КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

... новой формой моральной философии. Одна из основных причин возникновения биоэтики связана с развитием биологии, ее воздействием на медицину и комплекс наук, изучающих человека. Тем не менее, ... смерти С какого момента зародыш можно считать живым существом Допустимы ли аборты Или аборты есть убийство живых существ Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают ...

Представители философии психоанализа сущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.

В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.

Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.

В философии постмодернизма человек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.

Современная философия характеризуется возрастанием интереса к проблеме человека. Основная тенденция современного подхода к проблеме – поиск целостной, интегральной концепции человека. Среди причин повышенного внимания к проблеме человека можно назвать следующие:

— бурное развитие наук, что, с одной стороны, предоставляет новые данные о человеке и его возможностях, а с другой – показывает ограниченность естественнонаучного подхода к изучению человека;

— трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество, что повышает роль человеческой индивидуальности, творческой деятельности;

— демократизация общества и развитие свободы личности;

— появление новых проблем, связанных с развитием человеческой цивилизации, духовный кризис общества, что обострило внимание к вопросам смысла жизни человека и т.д.

 

 

2. Понятия «человек», «индивид», «личность».

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

... что ее основными элементами являются люди, а сама она функционирует на базе тех или иных социальных общностей. 1.2 Противоречия в обществе Общество как социальная система находится в состоянии ... отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. / Под ...

 

Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность».

Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общееединичноеособенное. Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков (как природных, так и социальных),

2) особенных (в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),

3) единичных (уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).

 

 

Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д. Социальный фактор проявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.

Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.

Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.

Биологизаторские концепции (социалдарвинизм) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»).

Подобной точки зрения придерживался русский мыслитель Петр Алексеевич Кропоткин. Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение на западе получила социобиология (наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.).

5 стр., 2154 слов

Социально-педагогическая деятельность в современной обществе

... Максимальное кол-во баллов 1. Социально-педагогическая деятельность в современном обществе Особенности социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности. Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и ... оценка « удовлетворительно» Задания для самостоятельной работы: 1.Социально-педагогическая деятельность в современной обществе Посещение библиотеки для составления списков литературы по социальной ...

Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».

Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало. З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.

Социологизаторские концепции абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен в структурализме (Т.Парсонс) и ролевой теории личности (Дж. Мид).

Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.

 

 

4. Человеческая деятельность, ее особенности и виды.

Отличительным для человека признаком, выделяющим его из всего мира живых существ, определяющим его сущность, является человеческая деятельность.

Деятельность – присущий только человеку способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Именно человеческая деятельность является основой единства биологического и социального в человеке.

Человеческая деятельность с самого начала выступает как коллективная, носит социальный характер. Вне деятельности невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. В процессе человеческой деятельности создается мир материальной и духовной культуры и при этом сама деятельность является феноменом человеческой культуры.

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Использование детской художественной литературы в образовательном процессе дошкольного учреждения Содержание: Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. ...

Посредством деятельности человек изменяет условия своего существования, преобразует окружающий мир в соответствии со своими потребностями. потребности человека и общества складываются исторически и постоянно развиваются, в соответствии с этим изменяются характер и виды деятельности.

Основными видами человеческой деятельности являются труд и творчество. Труд – это целесообразная материально-предметная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной среды. Труд – это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми.

С трудовой деятельностью тесно связана деятельность творческая. Творчество – способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности, созидать новую реальность, соответствующую общественным потребностям. К творческой деятельности можно отнести научные исследования, создание произведений литературы и искусства и т.д.

Труд и творчество неразрывно связаны: материальный труд содержит в себе интеллектуальную составляющую, моральный и эстетический аспекты, т.е. элементы творчества. Человеческая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности.

 

Трактовка человека как космопланетарного феномена.

В современной философии и науке формируется новое представление о сущности человека. Человек рассматривается как космопланетарный феномен, как существо космобиопсихосоциальное, т.е. его сущность составляет единство биологических процессов, психической деятельности, социальных связей и отношений, а также органическая связь с космическими процессами и сопричастность им.

ощущение глубинной причастности человека космическому бытию проходит через всю мировую культуру, начиная с древности. Однако в ранних философских системах не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космические концепции антропологического характера начинают формироваться во второй половине XIX в. в общественной мысли России. Русский космизм – своеобразное течение русской философии, в основе которого лежит идея активной эволюции – необходимости достижения нового, сознательного этапа развития мира, когда процессы эволюции будут направляться и контролироваться человеческим разумом. Русский космизм – это уникальное направление, представляющее собой синтез философии, науки и внерациональных способов осмысления бытия.

Основоположником русского космизма считается религиозный философ Н.Ф. Федоров, его идеи получили развитие в трудах представителей религиозной философии всеединства В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и др., а логическое завершение – в естественнонаучных взглядах мыслителей середины ХХ столетия, прежде всего в концепции ноосферы В.И. Вернадского и в трудах основателя советской космонавтики К.Э. Циолковского.

Учения русских космистов неоднородны и многоплановы, но их объединяет непреклонная вера в величие человеческого разума, убежденность в единстве человека, природы и космоса. В трудах русских космистов обосновывается положение о том, что ноосферное направление развития избрано самой эволюцией, соответствует глубинным закономерностям мироздания. Идея преобразования мира и человека здесь выдвигается как практическая задача, как всеобщее дело всего человечества.

3 стр., 1088 слов

Тема: проблема нормы развития

... бодрствования, психической активности) и корковых (дефекты интеллектуальной деятельности, нарушения более сложных, специфически человеческих эмоций). 2. ... это­го типа нарушенного психического развития. 6. Дисгармоническое развитие, связанное с наруше­нием формирования ... оказанной ребёнку помощи; -психолого-педагогический фактор. Сложность проблемы причинности нарушений не ограничивается выявлением ...

В наши дни человечество все реально проявляет себя как космопланетарная сила, сначала по мощности своей научной и технической деятельности, а затем непосредственно осуществив выход в космическое пространство. Сегодня можно с уверенностью говорить о нарастании процессов космизации в общемировой культуре, о формировании мирового космического хозяйства, о становлении планетарного сознания. Развитие космонавтики дает возможность решения многих проблем земной цивилизации как теоретического, так и практического характера. К результатам космической деятельности сегодня обращается более 130 стран планеты, 17 из них имеют национальные космические программы, разрабатываются интернациональные проекты. Более того, целый ряд исследователей связывает с освоением космического пространства саму перспективу дальнейшего существования и развития цивилизации.

В современной научной деятельности космические исследования определяют направленность развития многих фундаментальных наук, стимулируют появление новых интегральных дисциплин, объединяющих естественнонаучное, техническое и гуманитарное знание. Одной из них является космоантропоэкология. Эта дисциплина рассматривает экологические аспекты космологии, а также вопросы, связанные с экспансией человека в космическое пространство. Среди них возможность использования космических средств для решения экологических проблем, исследование условий длительного или постоянного проживания человека за пределами Земли, необходимость адаптации природы человека к условиям космического существования, пересмотр многих традиционных ценностных представлений и т.д.

В рамках космоантропоэкологии развиваются частные направления исследований, такие как астрофизика, космическая инженерия, концепция экологического производства (исследует возможность ослабления антропогенного давления на земную биосферу путем перемещения ряда производственных отраслей в космос, выявление видов производства, развитие которых в космосе будет экономически и экологически эффективным) и др.

Результаты исследований этих и других дисциплин свидетельствуют, что эффективное освоение космического пространства возможно лишь в рамках экологического подхода. Региональная экология постепенно превращается в экологию глобальную, в рамках которой взаимодействие человека с окружающей средой рассматривается в планетарном и вселенском масштабе, исследуются закономерности перехода биосферы в ноосферу. Предполагается создание стабильных и продуктивных экосистем на Земле, а затем и в космосе, признается безусловный приоритет экологических и природоохранных направлений, гуманистических ценностей перед технократическими.

 

 

Проблема свободы и ответственности личности.

Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

11 стр., 5240 слов

Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании

... усилия. Нравственно-философский смысл жизни, смерти и бессмертия человека Смысл жизни человека составляет, пожалуй, основной вопрос философии. Во всяком случае, большинство остальных философских проблем, так или иначе, ... и окончательного решения. В истории философии и культуры уже давно сложились типичные подходы к определению смысла индивидуальной жизни: – жизнь, если разобраться, абсурдна, лишена ...

Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли. Воля – это сознательное и свободное стремление человека к осуществлению своих целей, которые представляют для него определенную ценность. В решении этого вопроса сложились две основные точки зрения, которые сложились в древности и получили выражение на различных этапах развития философской мысли. Философский детерминизм исходит из того, что существующие в мире универсальные причинно-следственные связи определяют (детерминируют) мысли людей и мотивы их поступков. Индетерминизм либо полностью отвергает причинную обусловленность всего сущего, либо предполагает разрыв причинно-следственных связей природного мира и сферы сознания. Следовательно, мотивы поступков возникают самопроизвольно и зависят только от свободной воли человека. Индетерминизм в отношении к проблеме свободы служит основой для волюнтаризма – направления, признающего примат воли как слепой, неразумной силы над другими проявлениями духовной жизни человека. Эта точка зрения приводит к оправданию своеволия и произвола. Идеи волюнтаризма содержатся в христианской догматике, в учениях И.Канта, И.Фихте, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

Позиция детерминизма основана на признании диалектической взаимосвязи личности и общества, общества и природной среды. Поэтому проблема свободы здесь тесно переплетается с проблемой необходимости.

Одним из первых к этой проблеме обратился Б.Спиноза, который определил свободу как познанную необходимость. Существующий в мире порядок причинно обусловлен и не зависит от воли человека, поэтому чем яснее и полнее человек понимает и принимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого человек должен подчинить эмоции разуму, т.к. только разум может раскрыть перед ним его собственные возможности.

Г.Гегель считал, что история человечества представляет собой прогресс в сознании свободы. Соотношение свободы и необходимости он рассмотрел через сопоставление понятий «необходимость» и «случайность». Случайность существует объективно в самих вещах и является формой выражения необходимости. В каждой необходимости есть случайность, т.е. в необходимости всегда присутствует свобода.

В марксистской философии свобода трактуется, во-первых, как познанная необходимость, а во-вторых, как практическое использование результатов этого познания (т.е. как умение принимать решения, основываясь на знании дела).

Свобода здесь рассматривается прежде всего как свобода выбора. Однако свобода человека ограничена строго детерминированной системой реальных возможностей, лишь в пределах этих возможностей человек может делать свой выбор. Каждый конкретный выбор носит случайный характер, но из массы случайностей складываются необходимые тенденции развития. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества, человек несет перед обществом ответственность за свой выбор («жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», – писал русский марксист В.И. Ленин).

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... самых сложных «вечных» проблем философии, у которой до сих пор нет окончательного решения. Словом «Я» каждый человек называет только себя, ... «выбора себя» оборачивается тяжким бременем, которое человек несёт всю жизнь. Его Я никогда не находит своего воплощения в ... или менее стабильном виде сохраняется на протяжении всей жизни человека. В Я—концепции сочетаются несколько различных образов Я. ...

Таким образом, концепция детерминизма не умаляет свободы человека, но ограничивает ее рамками социальных и природных связей, нравственными и правовыми нормами.

В современных условиях ускоренного развития цивилизации, развития демократии проблема свободы и ответственности личности приобретает особое значение. Ответственность – это категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу.

Человек в мире одновременно и свободен, и несвободен.

Его несвобода выражается в отношении к внешнему миру, который диктует человеку выбор форм и способов деятельности; в существовании факторов, ограничивающих его возможности: уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей и т. д.; в зависимости от существующего общественного строя и др.

Свобода человека проявляется в выборе своего жизненного пути, возможности распоряжаться собственной судьбой; в возможности действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями и др.

Границами свободы человека являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также необходимость заботиться о состоянии природы как естественной основы существования общества.

Большое значение проблема свободы и ответственности личности имеет в медицинской деятельности. Свобода в деятельности врача проявляется в ряде факторов, важнейшими из которых являются следующие:

-выбор методов и путей познания процессов жизнедеятельности организма человека, исследования причин и признаков болезни;

-определение возможности использования тех или иных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний;

-соотношение полученных знаний с личными убеждениями, ценностными установками.

В то же время в медицинской деятельности свобода значительно ограничена требованиям долга – профессионального и нравственного. Медицина – единственный вид деятельности, представители которой дают клятву верности своему профессиональному долгу и моральным принципам. Кроме того, свобода врача ограничена особенностями объекта деятельности – это зачастую человек страдающий, с надломленной болезнью психикой

 

 

Культура как предмет философского изучения. Культура и цивилизация.

Культура– это специфическая форма человеческого бытия, включающая в себя совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, использования и передачи от поколения к поколению.

Понятие «культура» возникло в античности и первоначально использовалось как агротехнический термин в значении «возделывание, обработка, культивирование земли». По отношению к человеческой деятельности это понятие впервые было применено Цицероном. Античная философия связывала культуру с образованием и воспитанием, которые должны быть направлены на достижение телесного и нравственного совершенства. В эпоху средневековья понятие «культура» связывается с личным совершенством человека, которое возможно лишь в результате приобщения к богу. Для философии Возрождения культура – средство формирования гуманистического идеала свободной, образованной, творческой личности. Философия Нового времени понятие культуры отождествляет с понятием рациональности, связывает культуру с совершенствованием человеческого разума, развитием его возможностей в познании и преобразовании мира. Немецкая классическая философия связывает культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным. Кант связывает культуру со сферой морали и рассматривает ее как субъективное состояние личности, которое отличает ее от всех явлений природного мира. По Гегелю, мир человеческой культуры – это наивысший этап развития абсолютного духа. Марксистская философия рассматривает культуру как характеристику определенного уровня развития общества, один их показателей общественного прогресса. Согласно марксизму, культура включает в себя и все виды материально-производственной и духовной деятельности, и результаты этой деятельности и является показателем развития творческих сил и возможностей личности. Особый интерес к культуре возник в конце XIX – начале ХХ вв. В это время культура становится предметом изучения множества дисциплин, формируется специальная наука – культурология, – изучающая закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, явления и памятники материальной и духовной культуры. В это же время культура становится одной из важнейших тем философского анализа. Философия рассматривает общетеоретические и гносеологические проблемы сущности культуры, ее развития, возможности культурного прогресса и др. Проблемы культуры занимают значительное место в таких философских направлениях, как «философия жизни» (Шопенгауэр и Ницше), психоанализ (Фрейд и Юнг), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Бердяев) и др.

Существует несколько основных подходов к определению сущности культуры:

1. деятельностный (праксиологический) подход. Культура рассматривается как способ деятельности, придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность. Человек выступает как творец и одновременно творение культуры;

2. аксиологический подход рассматривает культуру как систему материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Человек здесь выступает как системообразующий фактор в развитии культуры: он творит, воспроизводит и использует материальные и духовные ценности как средство для собственного развития;

3. семиотический подход рассматривает культуру как знаковую систему. С точки зрения данного подхода, важнейшими функциями культуры являются функция выражения смысла, функция общения, передачи социального опыта.

 

Термин «цивилизация» впервые появился в трудах французских просветителей XVIII в., которые называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме, справедливости и правовых нормах. В истории философской мысли понятие цивилизации является одним из ключевых в анализе всемирно-исторического процесса. Это понятие применяется:

1) относительно к развитию человеческого общества в целом,

2) по отношению к отдельным этническим образованиям,

3) для характеристики определенных исторических этапов развития общества.

Категории «культура» и «цивилизация» тесно взаимосвязаны, в то же время они отражают разные способы отношения человека к действительности. Цивилизация – способ жизнедеятельности, направленный на изменение мира; ее задача – обеспечение физического комфорта. Культура направлена на приспособление к миру; ее задача – обретение душевного, психологического комфорта.

Культура и цивилизация как способы освоения человеком мира имеют разные закономерности исторического развития. Прогресс цивилизации представляет собой линейно восходящую последовательность, где каждое новое явление лучше предыдущего (*никто не станет использовать каменный нож, если есть стальной).

Смысл прогресса культуры не в замене старых ценностей на новые, а в их накоплении. [Ценности цивилизации, устаревая, могут становиться ценностями культуры]

Сложилось два основных подхода в понимании соотношения понятий «культура» и «цивилизация»:

1) цивилизация как совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом значении. В такой трактовке понятие «цивилизация» отождествляется с понятием «культура»;

2) под цивилизацией понимается только уровень материальных достижений человечества. При таком подходе понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Различие между этими понятиями впервые намечается у Канта, который противопоставлял материальную и духовную культуру. Наиболее яркое выражение такое понимание нашло в работе немецкого философа, представителя «философии жизни», одного из основоположников современной философии культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». Он прямо противопоставляет цивилизацию как совокупность технических достижений культуре как органической сфере и считает, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, наступление цивилизации означает гибель культуры. По Шпенглеру, цивилизация исключает творчество, сводит на «нет» достижения искусства и литературы и утверждает принципы «делай деньги» и «рынок всегда прав».

 

 

Философия повседневной жизни, ее основные категории.

Повседневный мир – это мир, в котором мы живем каждый день, радуемся и грустим, решаем проблемы и общаемся, который мы переживаем в своих непосредственных ощущениях. Обыденная жизнь имеет множество граней и проявлений, она обладает своими особенностями и развивается по своим законам.

Особенности обыденной картины мира:

-антропоцентричность: человек является центром в повседневном видении мира, все в мире оценивается с точки зрения значимости для человека;

-интерсубъективность, т.е. повседневная жизнь формируется и проявляется в общении людей;

-концентрированность на практическом решении повседневных, бытовых проблем;

-прагматичность, принцип полезности;

-ориентированность на настоящее и ближайшее будущее;

-индивидуальность повседневной картины мира для каждого человека и ее изменчивость, т.е. возможность переосмысления;

-схематичность, стремление к созданию стереотипов, ориентация на стандарты;

-основой обыденной картины мира являются переживания, эмоциональные состояния.

В центре внимания философии повседневности экзистенциальные проблемы, т.е. проблемы человеческого существования, связанные с переживанием человеком своего бытия в мире. Экзистенциальные проблемы решаются не только в философии (на теоретическом уровне), но и, прежде всего, в повседневной жизни на уровне обыденного сознания.

Экзистенциальная проблематика всегда интересовала философов. В античной философии тема человека и его существования впервые была поставлена Сократом. Важнейшая экзистенциальная проблема – проблема счастья – была в центре внимания эпикурейцев и стоиков. Средневековая философия с позиций христианского миропонимания рассматривала экзистенциальные проблемы греха и добродетели, смысла жизни и смерти. Философия Возрождения возвращается к земным проблемам повседневной жизни. Повседневность рассматривается здесь как арена человеческих страстей. Предметом экзистенциального анализа становятся глупость, алчность, властолюбие, похоть, страх и вместе с тем человеческое достоинство, гордость. В философии Нового времени проблемы обыденной жизни отходят на второй план, уступая место вопросам научного познания, поиска сущности бытия, раскрытия законов существования мира. В немецкой классической философии Л.Фейербах обращается одной из важнейших проблем человеческого существования – проблеме любви. В русской философии конца XIX – начала ХХ вв. экзистенциальные проблемы получили развитие в философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и др. Повседневность стала отдельным предметом философского размышления в западной философии ХХ в. Впервые к ней обратился основоположник феноменологии Эдмунд Гуссерль, который ввел понятие «жизненный мир». Важнейшее место проблемы повседневной жизни занимают в экзистенциализме, психоанализе, в персонализме.

Основные проблемы философии повседневности:

-проблема жизни и смерти. Философия рассматривает различные аспекты этих проблем: жизнь как жизненный путь, диалектика необходимости и случайности, проблема свободы выбора на этом пути, смысл человеческой жизни и смерти, смертность и возможность достижения бессмертия;

-проблема коммуникации, понимания и тесно связанная с ними проблема одиночества;

-проблема свободы. Свобода рассматривается в философии как идеал социального и индивидуального бытия. Эта проблема предполагает решение вопросов о соотношении свободы и необходимости, свободы и ответственности, свободы и любви;

-проблема любви во всех ее проявлениях;

-проблема счастья и др.

Среди категорий человеческого существования можно назвать также страх, стыд, лень, боль и другие.

 

 

9.Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

Человек – единственное живое существо, осознающее свою смертность. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании, прежде всего в философии и религии. Интерес к этой проблеме возник в глубокой древности. В истории философии сложились различные подходы к ее пониманию.

Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти. Смерть здесь воспринимается не как конец бытия, а только как метаморфозы вещей и живых существ внутри вечного, гармоничного и неизменного Космоса.

На более поздних этапах развития античной философии интерес переместился от проблем космоса к проблемам человека, его места и роли в мире. В этот период сложились две основные линии в представлениях о жизни и смерти: материалистическая и религиозно-идеалистическая.

Древнегреческие атомисты Демокрит и Эпикур выражали материалистические взглядына данную проблему. Они не признавали никакой другой реальности, кроме мира, в котором живет человек. А этот мир состоит из атомов и пустоты. По их мнению, душа после смерти так же, как и тело, распадается на атомы и прекращает свое существование. В то же время Демокрит утверждал, что атомам присущи такие свойства, как теплота и чувствительность. Эти свойства неуничтожимы, а значит, неуничтожимы и атомы; поэтому после с прекращением существования конкретной индивидуальной души атомы не уничтожаются и могут войти в состав новой души. Эпикур, также отрицая бессмертие души, считает необходимым для счастливой жизни преодоление страха перед смертью. «…самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, ее еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже не существует», — говорил философ.

Религиозно-идеалистическая линия в понимании проблемы жизни и смерти восходит к философии Сократа и Платона. Сократ считал, что земная жизнь является подготовкой к вечной жизни после смерти, но это вечное блаженство нужно заслужить достойным поведением. Платон в своих диалогах «Тимей», «Федр», «Федон» разрабатывает учение о бессмертной душе, которая заключена в смертном теле. Он утверждал, что посредством души смерть переходит в жизнь, как переходят одна в другую все противоположности, и доказывал это следующим образом. Во-первых, если бы душа погибала, то все давно умерло бы и на земле воцарилась смерть. Во-вторых, душа, освобожденная от тела, познает в неземном мире идеи блага, красоты, справедливости, и поэтому может распознавать их в земных вещах (ведь в земном мире красота и др. не существуют в материальном проявлении, и на основе только земного опыта душа не смогла бы познать ее).

Из учения Платона о бессмертии души вытекают определенные этические выводы. Если бы существование души прекращалось со смертью тела, то люди были бы избавлены от возмездия за свои пороки. Только добродетельная душа может рассчитывать на вечное блаженство в неземной жизни, поэтому человек при жизни должен стремиться к воздержанности и добродетели. Античные авторы свидетельствуют, что учение Платона было настолько влиятельным, что некоторые люди, прочитав его диалоги («Федон»), спешили уйти из жизни, желая поскорее созерцать дивный мир идей. Взгляды Сократа и Платона предвосхитил христианские представления о бессмертии души.

Теоцентризм Средних веков обесценивает естественные радости земного существования, считая их греховными. Аскетизм считался высшей добродетелью в человеческой жизни. Религия рассматривает смерть человека как конец его земной, плотской, греховной жизни и переход к жизни вечной, духовной. С утверждением христианства тема жизни и смерти надолго перемещается из философии в область религии.

Антропоцентризм эпохи Возрождения и Нового времени провозгласил смыслом человеческой жизни не стремление к бессмертию, а возможность достижения счастья в земном мире на основе рационального познания и преобразования реальной действительности. Философы Нового времени не уделяли теме смерти пристального внимания, полагая, что посмертный удел души является предметом не науки, а религии.

Возрождение интереса к проблеме жизни и смерти приходится на вторую половину XIX – ХХ вв.

В русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ вв. сложился своеобразный подход к проблеме жизни, смерти и бессмертия человека. Яркое выражение он нашел в философии русского космизма. Основоположник космизма Н.Ф. Федоров считал смерть главным злом на Земле, поэтому целью человечества, «общим делом» всех людей, по мнению философа, должно стать преодоление смерти и воскрешение умерших предков. Во взглядах Н.Ф. Федорова сплелись воедино религиозные и естественнонаучные представления. С религиозной точки зрения, он рассматривал воскресение Христа как пример, которому должны последовать все люди, но в достижении этой цели рассчитывать надо не на чудо, а на прогресс науки, на разум. Идеи Н.Ф. Федорова оказали влияние на взгляды основоположника философии всеединства В.С. Соловьева. Проблема смерти и бессмертия занимает значительное место в его работе «Смысл любви». Отношение В.С. Соловьева к этой проблеме может быть понято только с позиций идеи всеединства. По мнению В.С. Соловьева, смерть ставит человека на один уровень с животными, стоящими на более низкой ступени эволюции. В то же время он видит и положительную сторону человеческой смертности. Для «пустой и безнравственной» жизни «какой-нибудь светской дамы, или какого-нибудь спортсмена, или карточного игрока» смерть «не только неизбежна, но и крайне желательна». Но такую же несовместимость с бессмертием он видит и в жизни великих людей, гениев: бессмертие их произведений потеряло бы всякий смысл при бесконечном продолжении существования их авторов: «Можно ли представить себе Шекспира, бесконечно сочиняющего свои драмы, или Ньютона, бесконечно продолжающего изучать небесную механику, не говоря уже о нелепости бесконечного продолжения деятельности… Александра Великого или Наполеона». В бессмертии, по мнению Соловьева, нуждается только истинная любовь. А истинная любовь, с позиций концепции всеединства, не только предполагает соединение одного человека с другим и «восполнение» ими друг друга, но и приближает тем самым к объединению всего человечества, т.к. благо одного человека неотделимо «от истинного блага всех живущих». Но для полного «увековечения» всех индивидуальностей необходимо, чтобы человечество впитало в себя божественную идею и на ее основе установило единство с природой, установило всеобщую мировую гармонию.

Взгляды на проблему жизни, смерти и бессмертия в творчестве русских мыслителей являются глубоко своеобразными и принципиально отличаются от идей представителей западной философии. Особое место эта проблема заняла в творчестве представителей «философии жизни» и экзистенциализма.

Основоположник «философии жизни» А.Шопенгауэр утверждал, что человеку лишь кажется, что его жизнь – это подлинное существование; на самом деле истинным и вечным существованием обладает лишь мировая воля – начало и конец мимолетных индивидуальных существований. Смысл жизни каждой индивидуальной воли – стремление к счастью, но жизнь никогда не дает полного удовлетворения желаний, что формирует негативное отношение к самой жизни. В моменты страданий человек острее чувствует, что он живой, а чувство удовлетворенности, напротив, усыпляет ощущение жизни. Поэтому «наше существование счастливее всего тогда, когда мы его не замечаем, отсюда следует то, что лучше было бы совсем не существовать». По мнению Шопенгауэра, наш страх перед смертью преувеличен, он объясняет это с позиций субъективного идеализма. Страх смерти порождается представлением, будто «я» исчезнет, а мир останется. На самом деле, по мнению Шопенгауэра, наоборот: исчезает мир, который существует только в нашем представлении, а воля – основа человеческой жизни – остается. Смерть не тождественна полному исчезновению, т.к. воля неуничтожима. Смерть прекращает существование индивида, но не прекращается существование рода или вида. Природа заботится о сохранении рода, а не индивида – и в этом решение проблемы бессмертия.

Представитель экзистенциализма М.Хайдеггер считал, что особенность человеческого существования заключается в том, что это понимающее существование. Человек осознает то, что он есть, только благодаря тому, что он осознает свою смертность, т.е. то, что он может не быть. Смерть придает очертания жизни, определяет ее. Жизнь – это существование к смерти. Своя смертность открывается человеку через состояние страха. Человек стремится к спокойному, равнодушному представлению о смерти, и тем самым обрекает себя на «неподлинное существование», т.е. на неспособность к свободному и осознанному самоопределению в мире.

Проблема смерти является основной в «Мифе о Сизифе» другого представителя экзистенциализма, А.Камю. Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит, ответить на фундаментальный вопрос философии». Вопрос о самоубийстве Камю связывает с проблемой смысла человеческой жизни, ценности существования. По его мнению, мир чужд человеку, безразличен к его стремлениям. Когда человек начинает это осознавать, он приходит к выводу об абсурдности существования. Человеческий разум не в состоянии понять, для чего существует мир. Если бы мир мог быть понятым, если бы он не был безразличен к человеку, то мыслям о самоубийстве не было бы места. Самоубийство – свидетельство абсурдности мира, противостояния мира и человека, которое может быть устранено только с устранением одной из сторон. Но, по мнению Камю, самоубийство – это ложный путь, оно только утверждает бессмысленность бытия. Решение проблемы не в уходе от жизни, а в бунте против нее. Величие человека проявляется в мужестве жить в этом бессмысленном мире.

Тема жизни и смерти является одной из основных в философии. Кроме названных мыслителей, она нашла свое глубокое осмысление и оригинальное решение в творчестве Гегеля, Ф.Ницше, К.Ясперса, З.Фрейда, Э.Фромма, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.

Решение проблемы жизни и смерти тесно связано с пониманием проблемы смысла человеческого бытия. В решении вопроса о смысле жизни можно выделить несколько основных подходов:

-смысл жизни в самой жизни;

-смысл жизни лежит за ее пределами, земное бытие лишь подготовка к истинной, вечной жизни;

-смысл жизни создается самим человеком и проявляется в деятельности, всестороннем развитии способностей человека и в его достижениях, в прогрессе общества в целом.

[Проблема смысла жизни решается не только философией, она всегда была в центре внимания искусства. Классический образец – «Фауст» Гете. ]

 

10.Любовь как предмет философского размышления.

(на самостоятельное рассмотрение).

Обратить внимание на следующие вопросы:

1.Тема любви в античной философии:

-виды любви в понимании древних греков,

-тема любви в диалоге Платона «Пир».

2.Христианское понимание любви.

3.Тема любви в философии Л.Фейербаха.

4.Работа В.С. Соловьева «Смысл любви».

5.Тема любви в психоанализе (Фрейд, Фромм).

 

[1] Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992. – С.15.