Тема занятия: методики диагностики субъективного отношения к природе

4

Задачи: изучить и проанализировать различные диагностики субъективного отношения к природе; разработать содержание диагностических материалов; провести эксперимент по изучению субъективного отношения к природе у студентов.

Оборудование: нормативные документы в области экологического образования, программно-методические материалы; методические разработки диагностических материалов.

Методические рекомендации

В рамках экологической психодиагностики разрабатываются методики, предназначенные для диагностики различных аспектов психологических процессов, происходящих при взаимодействии человека (реальном или идеальном) с природными комплексами или отдельными природными объектами. К ним относятся методики, направленные на диагностику субъективного отношения к природе, его структуры, доминантности и т. п., экологических установок, мотивации взаимодействия с природой и участия в природоохранной деятельности, характера восприятия природных объектов и т. д.

В целом, блок психодиагностических методик, разработанных в экологической психологии, позволяет получить достаточно полную картину характера отношения к природе, сложившегося у личности.

Опросник «Натурафил»

Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности личностного отношения к природе и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, какие потребности и в какой степени запечатлены на объектах отношения, в каких сферах и в какой степени оно проявляется.

Опросник включает 4 основные шкалы, соответствующие четырем выделяемым компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.

Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы комплекса эстетическо-этических потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении взаимодействовать с ними на «эмоциональном уровне», восприимчивости к их чувственно выразительным элементам, желании «любоваться природой» и т. д.

12 стр., 5521 слов

Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» на тему: Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция Выполнила: Вахитова Анастасия, студентка группы 201 Москва 2011г. «Межличностные  отношения в детском  коллективе: диагностика  и  ...

Пункты, в основном, строятся по принципу преодоления отрицательных стереотипов.

Например: Вы считаете крыс противными? У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки? и т. п.

Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы познавательных потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении принимать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах.

Например: Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете внимание на статьи о природе? Если началась передача или фильм о животных, то Вы скорее переключите телевизор на другую программу? и т. п.

Пунктом в психодиагностике называется минимальная структурная единица текста, методики: вопрос, задание, задача и т. д.

Практическая шкала (Пp) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы потребности в компетентности, проявляющейся в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами (т. е. взаимодействию, не ставящему цели получить от природы «полезный продукт»).

Например: Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой? Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь и растеряетесь такому подарку?

Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы потребности в персонализации, проявляющейся в активности личности по изменению окружения в соответствии с ее отношением к природе.

Например: Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора? Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе? и т. п.

5 стр., 2334 слов

Диагностика к экзамену

Диагностика уровня развития музыкальных способностей дошкольников Структура музыкальных способностей. 1.Анализ муз-педагогической и психологической литературы показывает, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей. Теплов Б.М.: ладовое чувство + слуховые представления + чувство ритма + эмоциональная отзывчивость на музыку как основа ...

Дополнительная шкала натуралистической эрудиции направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

Например: Паук — это насекомое? Белый медведь охотится на пингвинов? и т. п.

Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу «да» — «нет»), диагностирующих отношение к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и целым природным комплексам.

Когнитивная и практическая шкалы включают по 5 пунктов, отражающих ситуации адаптивного, приспособительного плана, т. е. связанные с деятельностью, задаваемой другими людьми или. обстоятельствами, и по 5 пунктов, отражающих процессы преобразования и активного конструирования внешних условий, связанных с деятельностью, организованной личностью самостоятельно.

Поступочная шкала содержит по 5 пунктов, отличающихся направленностью активности личности по изменению окружения в соответствии с ее отношением к природе либо непосредственно на природные объекты, либо на людей, взаимодействующих (реально или потенциально) с природой.

Методика диагностики уровня субьектификации природных объектов

Методика диагностики уровня субъектификации природных объектов состоит из 18 пунктов, сгруппированных в три шкалы (по 6 на каждый аспект субъектификации), построенных по принципу альтернативных полюсов. Степень соответствия «субъектного» и «объектного» высказывания «мнению» испытуемого оценивается им по шкале от 0 до 4.

Первая шкала диагностирует, насколько природный объект способен обеспечить испытуемому переживание собственной личностной динамики, в какой степени испытуемым устанавливается сходство его характеристик со своими собственными.

11 стр., 5224 слов

Экспериментальные методики

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологиче­скими факторами риска, в возникнове­нии и развитии многих заболеваний. Среди них особо может быть выделе­ ...

Например:

А. Его реакция на какие-то мои поступки может вызвать у меня неловкость, раскаяние перед другими людьми.

Б. Конечно, нет, ведь нам может быть стыдно лишь перед другими людьми.

А. Он может обижаться на мои поступки, если они задевают его достоинство.

Б. Ему недоступны такие человеческие чувства.

Вторая шкала направлена на диагностику того, насколько природный объект выступает для испытуемого в качестве фактора, опосредствующего его систему отношений с миром.

Например:

А. Я думаю, мне может стать легче на душе, если я поделюсь с ним своими личными проблемами.

Б. Это бессмысленно, он ведь не может посочувствовать, оказать поддержку.

А. Мои действия и поступки могут изменяться под его влиянием.

Б. В этом плане для меня он не может играть какой-либо роли.

Третья шкала направлена на диагностику того, насколько природный объект открылся испытуемому как субъект по совместной деятельности и общению, приводящим к возникновению или повышению степени их общности: общей системы ценностей, мотивации и т. д.

Например:

А. Его проблемы, трудности, успехи я ощущаю как наши общие.

Б. Его проблемы, на самом деле, несравнимы с моими.

А. Мне кажется, что и для меня, и для него наше общение одна из главных радостей.

Б. Я не думаю, что мы настолько можем понимать друг друга.

Методика «Доминанта»

Экспресс-методика диагностики доминантности отношения к природе базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф. Лазурским. Он выделял 15 групп отношений к различным явлениям природы, общества, к себе и т. д. В методике эти группы объединены в девять категорий: материальные ценности, природа, окружающие люди, секс, государство, труд, нравственность, наука и искусство, я сам.

11 стр., 5102 слов

Тема 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСОЗНАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (АУТОСОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА)

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП» Составитель: к.психол.н., доцент кафедры общей психологии и психологии развития ЮФУ Бабиянц К.А. Ростов-на-Дону Г. ВВЕДЕНИЕ Данная учебная программа содержит темы и последовательность проведения диагностики малых групп, методические рекомендации по изучению курса, список диагностической и коррекционной ...

Испытуемому предлагается выбрать три «наиболее важных» и три «наименее важных» для него понятия из этого списка. Им присваиваются соответственно ранги 1, 2, 3 и 9, 8, 7; трем невыбранным — средний ранг 5. Такая процедура ранжирования существенно облегчает задачу испытуемым и, в целом, повышает достоверность результатов, поскольку именно эти три противоположные позиции являются наиболее значимыми и достаточно четко дифференцируются личностью, в отличие от средних.

Ранг, полученный понятием «природа», позволяет вынести предварительное суждение о доминантности отношения к ней.

Методика «эзоп»

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Условно можно выделить четы­ре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»).

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово (по четыре раза — животные, растения и биоценозы) и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ — следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое — для отвлечения внимания.)

Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз характеризует доминирующую установку.

13 стр., 6370 слов

Мотивация межличностных отношений старших дошкольников с различными типами темперамента

ВВЕДЕНИЕ Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще ...

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного. Тип установки, получивший наибольший удельный вес, рассматривается как ведущий у данной личности.

Методика «Альтернатива»

Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.

Испытуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, например: Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок: (А) с красивой окраской; (Б) с интересным поведением. Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации был представлен 6 раз.

Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного. Тип мотивации с наибольшим удельным весом интерпретируется как ведущий.

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучите различные методики диагностики субъективного отношения к природе;
  2. Разработайте диагностические материалы к одной из методик.

Задания для внеаудиторной деятельности

Планирование и проведение эколого-психологических исследований.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

Название и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения I этап. Донаучный, до VII—VI вв. до н.э. Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охранительной и активной роли души II этап. Философский VII—VI вв. до н.э.— конец XVIII - начало XIX в. Античная психология Душа — источник активности тела, обладает ...

Статистическая обработка, анализ и интерпретация эмпирических данных

  1. Проведите эксперимент по изучению субъективного отношения к природе у студентов разных специальностей.
  2. Проанализируйте полученные результаты и подготовьте сообщение о проведенном эксперименте.

Контрольные вопросы и задания

  1. Как характеризуется низкий уровень развития субъективного отношения к природе?
  2. Как характеризуется средний уровень развития субъективного отношения к природе?
  3. Как характеризуется высокий уровень развития субъективного отношения к природе?
  4. В чем заключается важнейшее отличие субъективного отношения к природе у «фанатов» и «нигилистов»?
  5. Какой компонент интенсивности отношения к природе остается наиболее стабильным в процессе его развития и почему, по Вашему мнению, так происходит?
  6. Какие факторы обуславливают снижение интенсивности отношения к природе?
  7. Изучение каких аспектов экологического сознания требует, по Вашему мнению, разработки других специальных методик?

Литература

Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. Феникс. 1996. (Введение и Раздел 1. Экологическая психология; Психологические основы экологического образования. С. 4−258.)

Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М., 1999.

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.

Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: Удобно ли сидится на вершине пирамиды? М.: Наука, 2000.