1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

Проблемы бытия и его форм рассматриваются многими философ­скими системами. Это не случайно. Изучение философских вопросов бытия мира, человека в мире, проблем духа ведет к решению сложных проблем мировоззрения, определяет систему отношений человека к миру и место человека в мире.

1. Философское понимание бытия

Проблема бытия является объектом философской мысли более двух с половиной тысячелетий. «Это необходимо говорить и ду­мать, что должно быть бытие: есть лишь бытие, ничто — его нет», — утверждал античный философ Парменид (VI в.—V в. до н.э.) в поэме «О природе».

Категория бытия является исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира. Пожалуй, невозможно найти философскую систему, в которой бы не ставилась проблема бытия. Отношения бытия отражены в основном вопросе философии, тесно связаны с прошлым, настоящим и будущим в существовании мира, с жизнью и деятельностью человека.

Конкретная и конечная жизнь человека в конкретных и изменяю­щихся условиях приводит к мысли о бренности мира, о пространствен­но-временных границах его существования. Тревога по поводу конеч­ности и изменчивости существования человека, окружающего мира, отрицание пребывающего бытия отражалась в формулах «все течет» (Гераклит), «все суета», «томление духа» (Ветхий Завет).

Это экзистен­циальные основания, попытки осознания своего бытия, бытия мира, преходящего и непреходящего, времени и вечности, граничности и безграничности.

Формирование философской категории «бытие» явилось результа­том исторического развития философской мысли. В зависимости от исторической эпохи и философской позиции мыслителя в понятие бытия вкладывалось различное содержание.

160 -v- Философия медицины <■ Раздел III -О* Глава 7

Уже в древнегреческой философии это понятие трактовалось не­однозначно.

Бытие рассматривалось как первоначало мира, основа всех ве­ щей. Для милетцев — это конкретный вид вещества, для Гераклита —это огонь, вечное движение, развитие, процесс, для атомистов — это атомы.

Бытие рассматривается как существование. Так, Парменид счи­ тал, что бытие — это то, что имеется за миром чувственных вещей, это есть мысль, логос — космический разум, истинно сущее. Парменид учил, что бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно не имеет прошедшего, ибо прошлое — то, что уже не существует и не имеет будущего, ибо его нигде нет. Бытие есть вечное настоящее без начала и без конца, законченное и совершенное, непохожее на изменчивый мир вещей. Абсолютное совершенство бытия воплощалось в идее сфе­ ры, которая понималась как прекрасная форма среди других геомет­ рических фигур. Знание о бытии человек получает при непосредствен­ ном контакте с разумом, истина открывается без помощи опыта и логики. Бытие как потаенное присутствие становится непотаенным, истиной. Человек же является мерой непотаенности сущего.

8 стр., 3825 слов

Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...

... природе своей есть процесс материальный, практический. "[1]. мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных ... смысл ленинского требования идти не от ощущения к внешнему миру, а от внешнего мира к ощущению, от внешнего мира как первичного к субъективным психическим явлениям как вторичным ...

Учение Парменида о бытии оказало большое влияние на после­дующее развитие этой проблемы в философских системах различных направлений.

В философском наследии Авиценны (Ибн-Сина, 980—1037 гг.) бы­тие представлено как произведение божественного разума. В бытии Авиценна различает необходимо сущее, которого не может не быть — это Бог, и реально сущее в виде факта, которого могло бы и не быть. Такое бытие является возможно сущим, ибо в себе самом оно не имеет оснований бытия.

Следование по цепи причинно-обусловленных вещей приведет к необходимо сущему — божественному разуму.

В философии Фомы Аквинского (1221—1274) подлинным бытием обладает Бог. Он есть само бытие, а мир обладает лишь ограниченным, не подлинным бытием. Всякое сущее в философии Аквинского состоит из сущности и существования. Сущность и существование тождествен­ны в Боге, а у сотворенных им вещей они не тождественны и не согла­суются, ибо существование не принадлежит единичной сути вещей. Все сотворенное, таким образом, случайно, единично, не связано, при-частно только Богу.

Философия Нового времени ставит проблему познания бытия не с позиций приобщения к космическому разуму, а с позиций познава­тельных способностей человека. Разуму не непосредственно дано

Философия бытия ■> 161

бытие, необходима познавательная деятельность на основе спосо­бов и методов познания.

Кроме того, мировоззрение Нового времени в качестве подлинно­го бытия рассматривает уже не потаенное бытие, являющееся основа­нием жизни и деятельности людей, но самого человека, его жизнь, строение, потребности, способности, психику. Окружающие чувствен­ные предметы и процессы стали восприниматься как единственное подлинное бытие. На мир перестали смотреть как на божественный порядок. Человек на основании открытых объективных законов осоз­нал свои способности изменять мир. Материалистическая теория бы­тия уже не базируется на ирреальной основе и не облекается в идеа­листическую мистификацию.

Вместе с тем, в XIX и XX веках наряду с научно-материалистичес­кими взглядами на бытие начался разрыв с рационализмом в трактов­ке последнего. В трудах С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, а затем М. Фуко критикуется разум, выражается осознание некоторы­ми социальными слоями бессмысленности существования, слабости и беспомощности сознания человека. Новое мировоззрение повлекло за собой и иную постановку проблемы бытия, но реальное бытие здесь становится псевдопроблемой. Философия занялась изучением слож­ных фонологических, синтаксических механизмов языка как структу­ры, поиском структурных словесных форм для становящейся мысли. В конечном счете речь идет не о бытии в его многообразных формах, а о лингвистических, математических, геометрических единицах, о фор­ме, но не субстанции. Главной же характеристикой многообразного бытия объявляется неопределенность.

14 стр., 6875 слов

Проблема бытия в философии

... вопросах так или иначе речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится одним из ... коллизий, ноне нуждающееся в доказательствах мифологическое представление о мире повелевало принимать его как данный, без какого-либо ... в учение о бытии качественные изменения. Предметом этого учения является “сущее как таковое”. Философ подходит к сущему (бытию) в аспекте ...

Решение проблемы бытия в русской философии XIX-XX веков связывалось со спецификой культуры и мировоззрения русского на­рода, с русским религиозным сознанием. Бытие человека и мира не­разрывно связано с Абсолютом. Так, B.C. Соловьев (1853—1900) при­нимал за основу бытия сущее. Сущее не есть бытие, ибо это высший Абсолют, однако ему принадлежит всякое бытие. Божественное и при­родное бытие находятся в совечной нерасторжимости друг с другом. Бог познает себя во всяком бытии. Действительность Бога не мо­жет быть выведена из разума и логики, существование божественного начала может утверждаться, по Соловьеву, только актом веры. Однако существует, кроме абсолютного, еще и потенциальное бытие, пер­вая материя, душа мира, служащая источником множественности частных форм, природным началом. Душа мира осознает себя в чело­веке. Но поскольку душа мира причастна к Абсолюту и к человеку, то человек совечен Богу и первая материя является богочеловечест-

6-2120

162 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III ■» Глава 7

врм. В этой связи следует коснуться и проблем бытия в религиоз­ном мировоззрении.

Религия есть особое преломление бытия в сознании людей. Рели­гия, в отличие от материализма, видит в основе бытия сокровенную Божественную Сущность и определяет себя как связь с этой сущно­стью. Но если природное бытие очевидно для всех, то при помощи каких органов чувств может узнать человек о Бытии Божествен­ном, запредельном? Факты сверхрассудочной структуры мира мо­гут быть познаны, как считают богословы, не чувственным или ра­циональным способами, а третьим путем познания — интуицией, которая шире житейской логики и выходит за пределы рационально­го познания.

В философии советского периода, отвергающей все формы идеа­лизма и иррационализма, бытие рассматривалось с позиций его мно-гоуровневости: неорганическая и органическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие индивидуальное. Бытие понималось как бытие природы и как реальный процесс жизнедеятельности людей. Однако проблема бытия, несмотря на повсеместное использование этого понятия, десятилетия не обсуждалась на философских конфе­ренциях, не выделялась самостоятельной темой в учебниках, то есть не рассматривалась в качестве особой философской категории.

Исходным для категориального определения бытия является поня­тие существования. Термин «быть» означает существовать, иметься. Бытие как существование определяли Аристотель, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В свою очередь, категорию существования определить сложно, ибо вряд ли возможно более широкое понятие, под которое можно подвести содержание этой категории.

Признание факта существования предмета — вопрос далеко не празд­ный. История свидетельствует об ошибках и заблуждениях в науке в связи с признанием наличия эфира, живого вещества, и наоборот -с непризнанием наличия гена.

Категория бытия в философии употребляется для обозначения существования реальности, реально сущего.

Поскольку реальностью называют совокупность существующих нечто, постольку бытие охватывает и материальное, и духовное, ре­альность объективную и реальность субъективную.

Как считал немецкий философ М. Хайдеггер (1889-1976), каким бы образом ни брались истолковывать сущее, или как дух (в смысле спи­ритуализма), или как материю и силу (в смысле материализма) или как становление и жизнь, или как представление, или как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное воз-

11 стр., 5396 слов

Проблема человека в современной философии

... проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человек есть ... совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в ...

Философия бытия •♦■ 163

вращение того же, всякий раз сущее как сущее является в свете бытия (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993).

Мало того, даже в логичес­ком плане бытие выступает обозначением существования, всеобщим свойством «быть», ибо в логической формуле суждения S есть Р связ­ка «есть» обозначает не просто связь, но и существование.

Из концепции бытия как существования логичен вывод, что нет бытия вообще, бытия самостоятельного, есть бытие чего-то: предме­тов, свойств, признаков, вещей.

То же самое, по-видимому, можно утверждать об антиподе бытия — «ничто». Переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия, переход его из одной формы в другую. Следовательно, бытие (а также ничто) может рассматриваться по сути дела лишь тогда, когда оно яв­ляется объективно определенным. Чистое бытие, по Гегелю, есть чис­тая абстракция, то есть ничто. Точно также и ничто, равное самому себе, есть то же самое, что и абстрактное бытие.

Таким образом, бытие — это философская категория, отражающая всеобщее свойство существования всех явлений действительности как материальных, так и идеальных в совокупности их качественных ха­рактеристик. Это актуальная реальность действительности, мир суще­ствования материальных и идеальных сущностей.

Бытие представляет собой единство и многообразие форм его су­ществования. Совокупная реальность, совокупность всех форм бытия во времени и пространстве представляет собой мир.

В формах бытия выделяют материальное бытие и идеальное бытие, объективное бытие (независимое от сознания человека) и субъектив­ное бытие (на основе сознания человека).

Однако расшифровка со­держания перечисленных форм зависит от решения основного вопро­са философии (в данном случае в его диалектико-материалистической интерпретации) — это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.

Учение, принимающее за основу существующего одно на­чало, материальное или духовное, называется монизмом.

На основании материалистического решения основного вопроса в философии материалистического монизма под бытием понимается материя, ее свойства, материальные процессы. Духовные, идеальные образования рассматриваются как продукт материи, ее производные, обладающие лишь относительной самостоятельностью.

На основании материалистического подхода, а также с учетом все­общих связей сущего выделяются следующие развивающиеся и взаи­мосвязанные формы бытия:

1. Бытие вещей, процессов, состояний природы и бытие вещей, произведенных человеком («второй природы»).

164 ■♦• Философия медицины -О- Раздел III ■♦• Глава 7

Бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие. Бытие отдельного человека — это единство тела и духа, сомати­ ческого и психического. Функционирование тела и психики человека взаимообусловлено, представляет собой главные составляющие здо­ ровья. Известно, что человек, его здоровье и болезнь являются объек­ том медицины. Следовательно, бытие человека является основанием бытия медицины, которая представляет собой систему научных зна­ ний и практической деятельности, целью которых является укрепле­ ние и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение заболеваний и лечение человека. Круг интересов медицины охватыва­ ет все стороны жизни человека. Медицина изучает строение и про­ цессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии, условия жизни и трудовой деятельности, воздействие факторов при­ родной и социальной среды на здоровье человека, собственно болез­ ни человека, закономерности их развития и возникновения, методы диагностического исследования и лечения больного.

9 стр., 4148 слов

ЛИЧНОСТЬ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ

... разобщенными, существующие теоретические подходы описывают либо «человека в мире», либо «мир в человеке». Сейчас, быть может, еще в большей мере, ... гуманитаризировалась. Сохраняя свой взгляд на человека как на порождение и вершину эволюции материи, как на элемент природы, ... существует не только личность. Чем бытие личности в этом пространстве отличается от бытия социальных институтов, знаковых систем, ...

Бытие духовное (идеального).

Бытие социальное (индивидуальное бытие и бытие общества).

В объективно-идеалистическом понимании (идеалистический мо­низм) бытие представляет собой объективно существующую идею, лежащую в основе всего сущего.

В субъективно-идеалистической трактовке бытие находится в от­ношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений. Существовать — значит быть воспринимаемым.

Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рас­сматривающий мир с позиций 2-х равноценных, независимых начал. Наиболее ярко дуализм проявился в философии Р. Декарта, разделив­шего бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю).

Применительно к медицине такая позиция приводит к психофизиологическому параллелизму, согласно которому психические и физио­логические процессы не зависят друг от друга, а следовательно снима­ется проблема единства психического и соматического в человеке, проблема генезиса и сущности сознания.

2. Проблемы материи и форм ее существования

«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что

Философия бытия -♦■ 165

раз будет удален этот краеугольный камень — и все здание неминуемо развалится», — писал епископ Д. Беркли (1684—1753) в работе «Трак­тат о принципах человеческого знания». Действительно, главный спор материализма с идеализмом и религией относится к проблеме начал мироздания, к проблеме единства бесконечного мира.

Категория материи имеет историю своего становления. Античные философы отождествляли материю с неким первоматериалом, перво-веществом, первокирпичиком. Философия Нового времени рассматри­вала материю как вещество, обладающее суммой некоторых неизменных свойств: протяженность, непроницаемость, масса, тяжесть и так далее.

Однако в этот период появилась тенденция отойти от идеи перво-вещества, первосвойств и понимать под материей всю природу в це­лом. Так, Б. Спиноза (1632—1677) считал, что материя — это природа, выступающая как субстанция, то есть то, что существует само в себе, представляет само через себя, то, что не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было образоваться. Субстанция является причиной самой себя, находится в вечном движении и обла­дает атрибутами протяженности и мышления.

Такой подход впоследствии позволил подойти к гносеологическо­му определению материи через ее сопоставление с сознанием и про­цессом познания. Так, французский материалист П. Гольбах (1723— 1789) считал, что сущность материи связана с всеобщим свойством материальных объектов вызывать ощущения. Однако это положение в дальнейшем не было развито.

10 стр., 4760 слов

Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие

... подвержены смене во времени. Атомы определяют характер движения, присущего им «от природы». Материя становится абсолютным, стабилизирующим началом мира, субстанцией, равной бытию, прямо противоположной небытию (пустоте). Но теория атомов ... совпадает с существованием как в Боге. Она бесконечна, то есть вездесуща в пространстве и вечна во времени. Она едина, то есть везде единообразна, ее законы ...

Изложенные представления о сущности материи, с одной сторо­ны, признавали материальность мира, его материальное единство, от­рицали идеализм, способствовали развитию естествознания. Русский философ B.C. Соловьев в работе «Исторические дела философии» пи­сал, что восстановление прав материи было законным актом в освобо­дительном процессе философии, ибо только признание материи ос­вобождает от фактического рабства материи. С другой стороны, старые представления и подходы не позволяли проникнуть в сущность мате­рии, охватить все ее многообразные формы.

Определение категории «материя», в котором сконцентрирован весь опыт практического и теоретического освоения мира человеком, было дано философией диалектического материализма (см. ниже).

В конце XIX — начале XX веков в естествознании, которое основы­валось на механически-атомистической картине мира, назревал кри­зис, связанный с открытием явлений, для которых объяснения с по­зиции атомистического строения материи оказались несостоятельны, да и сам атом оказался делимым.

166 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 7

В 1895 году были открыты рентгеновские лучи. Это открытие оп­ровергло представление о непроницаемости материи. В 1896 году французский физик А. Беккерель открыл явление радиоактивнос­ти урана, что послужило толчком установлению сложного состава ато­ма, считавшегося до сих пор неделимым. В 1899 году русский физик П.Н. Лебедев впервые измерил давление света, чем доказал наличие электромагнитной массы, в физику вводится понятие поля, которое представляет собой качественно отличающийся от вещества вид ма­терии. «Материя исчезла» — заявили по этому поводу некоторые уче­ные-физики. Суть кризиса в физике, таким образом, заключалась в отрицании объективной реальности, в замене материалистической теории познания на агностицизм.

Философия не могла отмахнуться от новейших открытий естество­знания, она должна была осмыслить новую естественнонаучную основу материализма и сделать необходимые выводы по проблеме материи.

В работе Ф. Энгельса «Диалектика природы» были обозначены на­учные подходы к проблеме материи. С одной стороны, материя как таковая — это чистое создание мысли, абстракция, а с другой сторо­ны, материя и присущее ей движение не абстрактны. Классическое определение материи сформулировал В.И. Ленин в работе «Материа­лизм и эмпириокритицизм». При этом он исходил из следующих ос­нований: материя — это не материал для мироздания и не его свой­ства. Это сам мир в его многообразии, единственным свойством которого является свойство быть объективной реальностью.

В.И. Ленин дает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фото­графируется, отображается нашими ощущениями, существуя незави­симо от них». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131).

10 стр., 4588 слов

ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКА ДВИЖЕНИЯ

... ­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об­ласти ... сути живой и жизнь — неотъемлемая черта кос­мического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, ...

Разработанное философское понятие материи приводит к опреде­лению ее атрибутов, таких как несотворимость и неуничтожимость, неисчерпаемость, активность, то есть способность к саморазвитию, наличие всеобщего свойства отражения.

В настоящее время в атрибутивные свойства материи включается информация, которая трактуется как структурная сложность матери­альных объектов, как всякое разнообразие и упорядоченность.

В качестве коренного атрибута, всеобщего способа существования ма­терии выступает движение, а из органического единства материи и движе­ния вытекает необходимость ее существования в пространстве и времени.

Материя существует в двух видах: поле и вещество. Особыми вида­ми материи являются физический вакуум и плазма. Вещество — это

Философия бытия ♦ 167

все то, что имеет массу покоя. Науке известны три вида поля: электро­магнитное, ядерное, гравитационное.

В этой связи следует заметить, что русский биолог А.Г. Гурвич (1874-1954) ввел понятие и принцип поля в биологию. Главное значе­ние принципа поля заключается в том, что данный принцип объясня­ет согласованное поведение как компонентов организма, так и всего организма в целом. Процесс согласованного изменения или переме­щения частей сложного органического целого подчиняется законам поля. По имеющимся данным, принципу поля подчинены процессы не только в рамках индивида, но и процессы взаимодействия индиви­дов внутри колоний, видов.

Кроме видов, в материальном мире различают сферы: неоргани­ческая природа (имеет микро-, макро- и мега-уровни), органичес­кая материя (имеет также уровни организации живого: молекуляр­ный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный), социально-организованная материя, представляющая собой динамически функ­ционирующую, исторически развивающуюся действительность чело­веческих индивидов, находящихся в общественных отношениях.

Все виды и сферы материи связаны между собой: низшие предше­ствуют высшим, высшие основываются на низших.

Взаимосвязь уровней существования материи получила свое при­знание в медицине в ее новом и во многом гипотетическом разделе гелиобиологии. В начале XX века русский ученый А.Л. Чижевский (1897—1964) обратил внимание на связь самочувствия человека с про­цессами, протекающими в космосе. Ученый сделал вывод, что солнеч­ная активность влияет на течение эпидемических процессов в масштабе планеты. И несмотря на тот факт, что заболевания имеют социальную основу, нельзя вырывать человека, организмы из естественной среды, окружающего мира с его радиацией, электрическими полями, потока­ми солнечной энергией. Так, колебания магнитного поля Земли, по мнению специалистов, влияют на биосферу, у людей может появить­ся чувство тоски, страха, тревоги, появляется бессонница, снижается работоспособность.

Многообразие уровней организации материи связано с проблемой единства мира. Единство мира означает то реальное общее, которое имеется в явлениях и предметах. Материалистический монизм утвер­ждает единство мира в его материальности. В мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи, которая отображается в сознании чело­века. Эта истина доказывается длительным и трудным развитием ес­тествознания. Открытие законов сохранения массы и энергии служит

4 стр., 1554 слов

1. Бытие как предмет онтологии

... бытия a) Движение и развитие. В мире все находится в движении, стремлении к некоторому состоянию. Движение – сущностный атрибут материи, оно несотворимо и неуничтожимо. Каждый материальный объект – результат движения. Движение имеет: абсолютный характер – материя ...

168 -О- Философия медицины -О* Раздел III -v- Глава 7

основой естественнонаучного обоснования субстанционального, ат­рибутивного единства мира. Открытие клеточного строения живых существ, теория эволюции Ч. Дарвина, достижения генетики доказа­ли, что основой живого также является развивающаяся материя. Мыш­ление, дух также включены в единство мира на материалистической основе как высший продукт и функция материи. Идеальное как по­рождение и отражение материи вписывается в материалистическую картину Вселенной.

Способом существования материи является движение. В мире нет движения без материи, как и материи без движения.

Движение — это никогда не прекращающийся процесс изменения материи, взаимодействия между составными элементами материаль­ных объектов, способность ее преобразовывать одно состояние в дру­гое, переносить следы прошлого в будущее, превращать возможность в действительность.

Источником движения является неоднородность, внутренняя про­тиворечивость материи. Как отмечал Г. Гегель, противоречие есть ко­рень всякого движения и жизненности.

Философия рассматривает следующие основные свойства движе­ния: объективность и материальность, абсолютность и относитель­ность (движение — всеобщий способ бытия, но существует в конкрет­ных формах), противоречивость (движение — это единство покоя и изменчивости), движение неотделимо от своего носителя.

Основываясь на факте соответствия движения своему носителю, Ф. Энгельс создал классификацию форм движения материи. Он вы­деляет пять форм: механическую — перемещение тела в пространст­ве и времени; физическую — движение атомов; химическую — дви­жение молекул; биологическую — движение белков; социальную — носитель индивид, общности людей. Все формы движения связаны друг с другом. Высшие формы включают в подчиненном виде низ­шие, основываются на них, но вследствие иной качественной опре­деленности не сводимы к простым формам. Так, например, биологи­ческая форма движения осуществляется при помощи физических и химических процессов, которые синтезируются в единую целост­ную систему, и в этой организации появляется за счет взаимодейст­вия ее элементов новое качество, которого не было в изолированных компонентах.

Медицина имеет дело с человеком, в котором представлена взаи­мосвязь форм движения материи, образующая высший тип целостно­сти. Врач, изучая организм человека, определенные физиологические процессы, не должен забывать, что человек — существо биосоциальное.

Философия бытия ■> 169

Движение — не единственный способ бытия. Другими основными формами существования материй являются пространство и время. Любые предметы находятся не только в движении, но и обладают раз­мерами, определенным образом расположены в отношении друг к дру­гу, следуют друг за другом в различной последовательности. Эти фак­ты отражены в категориях пространства и времени.

Пространство — это философская категория, отражающая факт сосуществования вещей и процессов, их протяженность и упорядо­ченность.

Время — это философская категория, отражающая факт смены яв­лений, их длительность и последовательность.

9 стр., 4116 слов

Взаимосвязь основных форм бытия

... Нет материи без движения. Движение абсолютно, так как покой относителен и являет собой одну из стадий движения (Земля, Луна, Солнце). Движение входит в структуру бытия основным компонентом. Формы движения различны. Бытие есть движение. Мир ...

Основными характеристиками пространства и времени являются их объективность, абсолютность и относительность.

Пространство и время не обладают самостоятельным существова­нием вне зависимости от материи и движения. А. Эйнштейн в 1905 году создал теорию относительности, философский смысл которой выда­ющийся физик определил положением: пространство и время не су­ществуют без материи, они меняют свои свойства в зависимости от движения материи.

Свойством пространства и времени является бесконечность. Они бесконечны как движение и материя. Вообще признание конечности одной из четырех характеристик бытия означает одновременно конеч­ность остальных.

Свойством пространства и времени является их мерность. Про­странство трехмерно. Понятие многомерного пространства пред­ставляет собой научную абстракцию, имеющую математический и физический смысл, и содержание. Выражая конкретные явления мик­ромира, многомерные пространства не претендуют на замену про­странства трехмерного. Теория относительности пользуется понятием единого пространственно-временного континуума, где четвертым из­мерением является время.

Время одномерно, необратимо, и в философском смысле не есть равномерный ход событий. Время есть порядок реальных событий, некоторого их начала, развития и конца. Реальное время есть время конкретное, определенное движение конкретных объектов и потому, в отличие от циферблата часов, оно течет неравномерно.

А. Эйнштейн утверждал, что время есть характеристика, необходи­мым образом связанная с телом отсчета, к которому оно относится. Поэтому возможно рассмотрение пространства-времени в соответ­ствии со сферами существования материи, пространство-время в не­живой природе (мега-, макро-, микромире); биологическое прост-

170 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 7

ранство-время, связанное с появлением живого; социологическая фор­ма пространства-времени, связанная с возникновением человека.

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО — Стр 2

Социологическая форма пространства-времени зависит от форм бытия и деятельности человека. В этом случае можно утверждать, что состояние этой формы, ход пространства-времени, его содержание зависит от человека. Ритмы человеческой деятельности задают време­ни свое течение, определяют время. Поэт Р. Гамзатов писал:

Ты перед нами, время, не гордись,

Считая всех людей своею тенью,

Немало средь людей таких, чья жизнь

Сама источник твоего свеченья.

Будь благодарно озарявшим нас

Мыслителям, героям и поэтам.

Светилось ты и светишься сейчас

Не собственным, а их великим светом.

Существует время индивидуального бытия человека, определяюще­еся событиями в его жизни. Очевидно, что отношение ко времени, умение спрессовать время, наполнить его разумным содержанием -показатель культуры человека, показатель смысложизненной напол­ненности его бытия.

Древнеиндийская мудрость утверждает: «Не мы беспечно проводи­ли время, но время нас, беспечных, провело».

Длительность процессов исторического времени имеет такие точ­ки отсчета как формация, цивилизация, эпоха.

Проблемы пространства-времени имеют свое специфическое пре­ломление в биологии и медицине.

Пространство и время явились фундаментальными факторами, ко­торые воздействовали на живое. Только благодаря приспособлению к пространственно-временным взаимодействиям на планете мог­ла возникнуть жизнь, законом которой является отражение в своих структурных формах свойств внешнего мира. В микроскопических пространственных структурах живого отражается пространственно-временной континуум внешних явлений. Вообще нормальное функ­ционирование живого организма зависит от геометрии пространствен­ного расположения внутренних органов.

П.К. Анохин сформулировал закон работы мозга, сущность кото­рого заключается в том, что мозг животных, как специальный орган отражения и приспособления, в процессе эволюции приобрел свой­ство непрерывного течения его процессов в полном соответствии с компонентами пространственно-временного континуума внешнего мира. Все формы нашего поведения вписаны в этот закон, который

Философия бытия ♦ 171

имеет свою биологическую основу в нервных клетках мозга, отражаю­щих непрерывность событий внешнего мира.

Живые организмы в результате приспособительной активности формируют своеобразную модель временных отношений в виде био­ритмов, представляющих собой цикличную временную организацию жизненных процессов. Ритмичные физиологические функции живо­го организма обеспечивают его устойчивость, сохраняют индивидуаль­ность. Поскольку биоритмы рассогласовываются с реальностью соци­альной жизнедеятельности, постольку сложилась хрономедицина, хронотерапия.

Рассмотрев проблему материи и форм ее существования, следует отметить, что принцип материального единства мира необходимо связан с принципом развития. А это означает необходимость связи материализма и диалектики, т.е. невозможность существования одно­го без другого.

Литература

Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». М., 1983. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. Л., 1991. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. Чижевский А.А. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие основные концепции бытия в истории философии Вы знаете?
  2. Каковы основные сферы бытия?
  3. Каковы историко-философские взгляды на проблему материи?
  4. Какие естественнонаучные и философские предпосылки научного оп­ ределения категории «материя» Вы можете назвать?
  5. Какие решения в поисках единства мира Вы знаете?
  6. Каковы основные атрибуты материи?

Темы докладов и рефератов

  1. Проблема бытия в современной философии.
  2. Основные концепции пространства и времени.
  3. Время в биологии и медицине.
  4. Проблема поля в современной философии и естествознании.