ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО
Проблемы бытия и его форм рассматриваются многими философскими системами. Это не случайно. Изучение философских вопросов бытия мира, человека в мире, проблем духа ведет к решению сложных проблем мировоззрения, определяет систему отношений человека к миру и место человека в мире.
1. Философское понимание бытия
Проблема бытия является объектом философской мысли более двух с половиной тысячелетий. «Это необходимо говорить и думать, что должно быть бытие: есть лишь бытие, ничто — его нет», — утверждал античный философ Парменид (VI в.—V в. до н.э.) в поэме «О природе».
Категория бытия является исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира. Пожалуй, невозможно найти философскую систему, в которой бы не ставилась проблема бытия. Отношения бытия отражены в основном вопросе философии, тесно связаны с прошлым, настоящим и будущим в существовании мира, с жизнью и деятельностью человека.
Конкретная и конечная жизнь человека в конкретных и изменяющихся условиях приводит к мысли о бренности мира, о пространственно-временных границах его существования. Тревога по поводу конечности и изменчивости существования человека, окружающего мира, отрицание пребывающего бытия отражалась в формулах «все течет» (Гераклит), «все суета», «томление духа» (Ветхий Завет).
Это экзистенциальные основания, попытки осознания своего бытия, бытия мира, преходящего и непреходящего, времени и вечности, граничности и безграничности.
Формирование философской категории «бытие» явилось результатом исторического развития философской мысли. В зависимости от исторической эпохи и философской позиции мыслителя в понятие бытия вкладывалось различное содержание.
160 -v- Философия медицины <■ Раздел III -О* Глава 7
Уже в древнегреческой философии это понятие трактовалось неоднозначно.
Бытие рассматривалось как первоначало мира, основа всех ве щей. Для милетцев — это конкретный вид вещества, для Гераклита —это огонь, вечное движение, развитие, процесс, для атомистов — это атомы.
Бытие рассматривается как существование. Так, Парменид счи тал, что бытие — это то, что имеется за миром чувственных вещей, это есть мысль, логос — космический разум, истинно сущее. Парменид учил, что бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно не имеет прошедшего, ибо прошлое — то, что уже не существует и не имеет будущего, ибо его нигде нет. Бытие есть вечное настоящее без начала и без конца, законченное и совершенное, непохожее на изменчивый мир вещей. Абсолютное совершенство бытия воплощалось в идее сфе ры, которая понималась как прекрасная форма среди других геомет рических фигур. Знание о бытии человек получает при непосредствен ном контакте с разумом, истина открывается без помощи опыта и логики. Бытие как потаенное присутствие становится непотаенным, истиной. Человек же является мерой непотаенности сущего.
Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...
... природе своей есть процесс материальный, практический. "[1]. мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных ... смысл ленинского требования идти не от ощущения к внешнему миру, а от внешнего мира к ощущению, от внешнего мира как первичного к субъективным психическим явлениям как вторичным ...
Учение Парменида о бытии оказало большое влияние на последующее развитие этой проблемы в философских системах различных направлений.
В философском наследии Авиценны (Ибн-Сина, 980—1037 гг.) бытие представлено как произведение божественного разума. В бытии Авиценна различает необходимо сущее, которого не может не быть — это Бог, и реально сущее в виде факта, которого могло бы и не быть. Такое бытие является возможно сущим, ибо в себе самом оно не имеет оснований бытия.
Следование по цепи причинно-обусловленных вещей приведет к необходимо сущему — божественному разуму.
В философии Фомы Аквинского (1221—1274) подлинным бытием обладает Бог. Он есть само бытие, а мир обладает лишь ограниченным, не подлинным бытием. Всякое сущее в философии Аквинского состоит из сущности и существования. Сущность и существование тождественны в Боге, а у сотворенных им вещей они не тождественны и не согласуются, ибо существование не принадлежит единичной сути вещей. Все сотворенное, таким образом, случайно, единично, не связано, при-частно только Богу.
Философия Нового времени ставит проблему познания бытия не с позиций приобщения к космическому разуму, а с позиций познавательных способностей человека. Разуму не непосредственно дано
Философия бытия ■> 161
бытие, необходима познавательная деятельность на основе способов и методов познания.
Кроме того, мировоззрение Нового времени в качестве подлинного бытия рассматривает уже не потаенное бытие, являющееся основанием жизни и деятельности людей, но самого человека, его жизнь, строение, потребности, способности, психику. Окружающие чувственные предметы и процессы стали восприниматься как единственное подлинное бытие. На мир перестали смотреть как на божественный порядок. Человек на основании открытых объективных законов осознал свои способности изменять мир. Материалистическая теория бытия уже не базируется на ирреальной основе и не облекается в идеалистическую мистификацию.
Вместе с тем, в XIX и XX веках наряду с научно-материалистическими взглядами на бытие начался разрыв с рационализмом в трактовке последнего. В трудах С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, а затем М. Фуко критикуется разум, выражается осознание некоторыми социальными слоями бессмысленности существования, слабости и беспомощности сознания человека. Новое мировоззрение повлекло за собой и иную постановку проблемы бытия, но реальное бытие здесь становится псевдопроблемой. Философия занялась изучением сложных фонологических, синтаксических механизмов языка как структуры, поиском структурных словесных форм для становящейся мысли. В конечном счете речь идет не о бытии в его многообразных формах, а о лингвистических, математических, геометрических единицах, о форме, но не субстанции. Главной же характеристикой многообразного бытия объявляется неопределенность.
Проблема бытия в философии
... вопросах так или иначе речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится одним из ... коллизий, ноне нуждающееся в доказательствах мифологическое представление о мире повелевало принимать его как данный, без какого-либо ... в учение о бытии качественные изменения. Предметом этого учения является “сущее как таковое”. Философ подходит к сущему (бытию) в аспекте ...
Решение проблемы бытия в русской философии XIX-XX веков связывалось со спецификой культуры и мировоззрения русского народа, с русским религиозным сознанием. Бытие человека и мира неразрывно связано с Абсолютом. Так, B.C. Соловьев (1853—1900) принимал за основу бытия сущее. Сущее не есть бытие, ибо это высший Абсолют, однако ему принадлежит всякое бытие. Божественное и природное бытие находятся в совечной нерасторжимости друг с другом. Бог познает себя во всяком бытии. Действительность Бога не может быть выведена из разума и логики, существование божественного начала может утверждаться, по Соловьеву, только актом веры. Однако существует, кроме абсолютного, еще и потенциальное бытие, первая материя, душа мира, служащая источником множественности частных форм, природным началом. Душа мира осознает себя в человеке. Но поскольку душа мира причастна к Абсолюту и к человеку, то человек совечен Богу и первая материя является богочеловечест-
6-2120
162 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III ■» Глава 7
врм. В этой связи следует коснуться и проблем бытия в религиозном мировоззрении.
Религия есть особое преломление бытия в сознании людей. Религия, в отличие от материализма, видит в основе бытия сокровенную Божественную Сущность и определяет себя как связь с этой сущностью. Но если природное бытие очевидно для всех, то при помощи каких органов чувств может узнать человек о Бытии Божественном, запредельном? Факты сверхрассудочной структуры мира могут быть познаны, как считают богословы, не чувственным или рациональным способами, а третьим путем познания — интуицией, которая шире житейской логики и выходит за пределы рационального познания.
В философии советского периода, отвергающей все формы идеализма и иррационализма, бытие рассматривалось с позиций его мно-гоуровневости: неорганическая и органическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие индивидуальное. Бытие понималось как бытие природы и как реальный процесс жизнедеятельности людей. Однако проблема бытия, несмотря на повсеместное использование этого понятия, десятилетия не обсуждалась на философских конференциях, не выделялась самостоятельной темой в учебниках, то есть не рассматривалась в качестве особой философской категории.
Исходным для категориального определения бытия является понятие существования. Термин «быть» означает существовать, иметься. Бытие как существование определяли Аристотель, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В свою очередь, категорию существования определить сложно, ибо вряд ли возможно более широкое понятие, под которое можно подвести содержание этой категории.
Признание факта существования предмета — вопрос далеко не праздный. История свидетельствует об ошибках и заблуждениях в науке в связи с признанием наличия эфира, живого вещества, и наоборот -с непризнанием наличия гена.
Категория бытия в философии употребляется для обозначения существования реальности, реально сущего.
Поскольку реальностью называют совокупность существующих нечто, постольку бытие охватывает и материальное, и духовное, реальность объективную и реальность субъективную.
Как считал немецкий философ М. Хайдеггер (1889-1976), каким бы образом ни брались истолковывать сущее, или как дух (в смысле спиритуализма), или как материю и силу (в смысле материализма) или как становление и жизнь, или как представление, или как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное воз-
Проблема человека в современной философии
... проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человек есть ... совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в ...
Философия бытия •♦■ 163
вращение того же, всякий раз сущее как сущее является в свете бытия (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993).
Мало того, даже в логическом плане бытие выступает обозначением существования, всеобщим свойством «быть», ибо в логической формуле суждения S есть Р связка «есть» обозначает не просто связь, но и существование.
Из концепции бытия как существования логичен вывод, что нет бытия вообще, бытия самостоятельного, есть бытие чего-то: предметов, свойств, признаков, вещей.
То же самое, по-видимому, можно утверждать об антиподе бытия — «ничто». Переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия, переход его из одной формы в другую. Следовательно, бытие (а также ничто) может рассматриваться по сути дела лишь тогда, когда оно является объективно определенным. Чистое бытие, по Гегелю, есть чистая абстракция, то есть ничто. Точно также и ничто, равное самому себе, есть то же самое, что и абстрактное бытие.
Таким образом, бытие — это философская категория, отражающая всеобщее свойство существования всех явлений действительности как материальных, так и идеальных в совокупности их качественных характеристик. Это актуальная реальность действительности, мир существования материальных и идеальных сущностей.
Бытие представляет собой единство и многообразие форм его существования. Совокупная реальность, совокупность всех форм бытия во времени и пространстве представляет собой мир.
В формах бытия выделяют материальное бытие и идеальное бытие, объективное бытие (независимое от сознания человека) и субъективное бытие (на основе сознания человека).
Однако расшифровка содержания перечисленных форм зависит от решения основного вопроса философии (в данном случае в его диалектико-материалистической интерпретации) — это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.
Учение, принимающее за основу существующего одно начало, материальное или духовное, называется монизмом.
На основании материалистического решения основного вопроса в философии материалистического монизма под бытием понимается материя, ее свойства, материальные процессы. Духовные, идеальные образования рассматриваются как продукт материи, ее производные, обладающие лишь относительной самостоятельностью.
На основании материалистического подхода, а также с учетом всеобщих связей сущего выделяются следующие развивающиеся и взаимосвязанные формы бытия:
1. Бытие вещей, процессов, состояний природы и бытие вещей, произведенных человеком («второй природы»).
164 ■♦• Философия медицины -О- Раздел III ■♦• Глава 7
Бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие. Бытие отдельного человека — это единство тела и духа, сомати ческого и психического. Функционирование тела и психики человека взаимообусловлено, представляет собой главные составляющие здо ровья. Известно, что человек, его здоровье и болезнь являются объек том медицины. Следовательно, бытие человека является основанием бытия медицины, которая представляет собой систему научных зна ний и практической деятельности, целью которых является укрепле ние и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение заболеваний и лечение человека. Круг интересов медицины охватыва ет все стороны жизни человека. Медицина изучает строение и про цессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии, условия жизни и трудовой деятельности, воздействие факторов при родной и социальной среды на здоровье человека, собственно болез ни человека, закономерности их развития и возникновения, методы диагностического исследования и лечения больного.
ЛИЧНОСТЬ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ
... разобщенными, существующие теоретические подходы описывают либо «человека в мире», либо «мир в человеке». Сейчас, быть может, еще в большей мере, ... гуманитаризировалась. Сохраняя свой взгляд на человека как на порождение и вершину эволюции материи, как на элемент природы, ... существует не только личность. Чем бытие личности в этом пространстве отличается от бытия социальных институтов, знаковых систем, ...
Бытие духовное (идеального).
Бытие социальное (индивидуальное бытие и бытие общества).
В объективно-идеалистическом понимании (идеалистический монизм) бытие представляет собой объективно существующую идею, лежащую в основе всего сущего.
В субъективно-идеалистической трактовке бытие находится в отношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений. Существовать — значит быть воспринимаемым.
Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рассматривающий мир с позиций 2-х равноценных, независимых начал. Наиболее ярко дуализм проявился в философии Р. Декарта, разделившего бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю).
Применительно к медицине такая позиция приводит к психофизиологическому параллелизму, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга, а следовательно снимается проблема единства психического и соматического в человеке, проблема генезиса и сущности сознания.
2. Проблемы материи и форм ее существования
«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что
Философия бытия -♦■ 165
раз будет удален этот краеугольный камень — и все здание неминуемо развалится», — писал епископ Д. Беркли (1684—1753) в работе «Трактат о принципах человеческого знания». Действительно, главный спор материализма с идеализмом и религией относится к проблеме начал мироздания, к проблеме единства бесконечного мира.
Категория материи имеет историю своего становления. Античные философы отождествляли материю с неким первоматериалом, перво-веществом, первокирпичиком. Философия Нового времени рассматривала материю как вещество, обладающее суммой некоторых неизменных свойств: протяженность, непроницаемость, масса, тяжесть и так далее.
Однако в этот период появилась тенденция отойти от идеи перво-вещества, первосвойств и понимать под материей всю природу в целом. Так, Б. Спиноза (1632—1677) считал, что материя — это природа, выступающая как субстанция, то есть то, что существует само в себе, представляет само через себя, то, что не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было образоваться. Субстанция является причиной самой себя, находится в вечном движении и обладает атрибутами протяженности и мышления.
Такой подход впоследствии позволил подойти к гносеологическому определению материи через ее сопоставление с сознанием и процессом познания. Так, французский материалист П. Гольбах (1723— 1789) считал, что сущность материи связана с всеобщим свойством материальных объектов вызывать ощущения. Однако это положение в дальнейшем не было развито.
Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие
... подвержены смене во времени. Атомы определяют характер движения, присущего им «от природы». Материя становится абсолютным, стабилизирующим началом мира, субстанцией, равной бытию, прямо противоположной небытию (пустоте). Но теория атомов ... совпадает с существованием как в Боге. Она бесконечна, то есть вездесуща в пространстве и вечна во времени. Она едина, то есть везде единообразна, ее законы ...
Изложенные представления о сущности материи, с одной стороны, признавали материальность мира, его материальное единство, отрицали идеализм, способствовали развитию естествознания. Русский философ B.C. Соловьев в работе «Исторические дела философии» писал, что восстановление прав материи было законным актом в освободительном процессе философии, ибо только признание материи освобождает от фактического рабства материи. С другой стороны, старые представления и подходы не позволяли проникнуть в сущность материи, охватить все ее многообразные формы.
Определение категории «материя», в котором сконцентрирован весь опыт практического и теоретического освоения мира человеком, было дано философией диалектического материализма (см. ниже).
В конце XIX — начале XX веков в естествознании, которое основывалось на механически-атомистической картине мира, назревал кризис, связанный с открытием явлений, для которых объяснения с позиции атомистического строения материи оказались несостоятельны, да и сам атом оказался делимым.
166 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 7
В 1895 году были открыты рентгеновские лучи. Это открытие опровергло представление о непроницаемости материи. В 1896 году французский физик А. Беккерель открыл явление радиоактивности урана, что послужило толчком установлению сложного состава атома, считавшегося до сих пор неделимым. В 1899 году русский физик П.Н. Лебедев впервые измерил давление света, чем доказал наличие электромагнитной массы, в физику вводится понятие поля, которое представляет собой качественно отличающийся от вещества вид материи. «Материя исчезла» — заявили по этому поводу некоторые ученые-физики. Суть кризиса в физике, таким образом, заключалась в отрицании объективной реальности, в замене материалистической теории познания на агностицизм.
Философия не могла отмахнуться от новейших открытий естествознания, она должна была осмыслить новую естественнонаучную основу материализма и сделать необходимые выводы по проблеме материи.
В работе Ф. Энгельса «Диалектика природы» были обозначены научные подходы к проблеме материи. С одной стороны, материя как таковая — это чистое создание мысли, абстракция, а с другой стороны, материя и присущее ей движение не абстрактны. Классическое определение материи сформулировал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». При этом он исходил из следующих оснований: материя — это не материал для мироздания и не его свойства. Это сам мир в его многообразии, единственным свойством которого является свойство быть объективной реальностью.
В.И. Ленин дает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131).
ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКА ДВИЖЕНИЯ
... вейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области ... сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, ...
Разработанное философское понятие материи приводит к определению ее атрибутов, таких как несотворимость и неуничтожимость, неисчерпаемость, активность, то есть способность к саморазвитию, наличие всеобщего свойства отражения.
В настоящее время в атрибутивные свойства материи включается информация, которая трактуется как структурная сложность материальных объектов, как всякое разнообразие и упорядоченность.
В качестве коренного атрибута, всеобщего способа существования материи выступает движение, а из органического единства материи и движения вытекает необходимость ее существования в пространстве и времени.
Материя существует в двух видах: поле и вещество. Особыми видами материи являются физический вакуум и плазма. Вещество — это
Философия бытия ♦ 167
все то, что имеет массу покоя. Науке известны три вида поля: электромагнитное, ядерное, гравитационное.
В этой связи следует заметить, что русский биолог А.Г. Гурвич (1874-1954) ввел понятие и принцип поля в биологию. Главное значение принципа поля заключается в том, что данный принцип объясняет согласованное поведение как компонентов организма, так и всего организма в целом. Процесс согласованного изменения или перемещения частей сложного органического целого подчиняется законам поля. По имеющимся данным, принципу поля подчинены процессы не только в рамках индивида, но и процессы взаимодействия индивидов внутри колоний, видов.
Кроме видов, в материальном мире различают сферы: неорганическая природа (имеет микро-, макро- и мега-уровни), органическая материя (имеет также уровни организации живого: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный), социально-организованная материя, представляющая собой динамически функционирующую, исторически развивающуюся действительность человеческих индивидов, находящихся в общественных отношениях.
Все виды и сферы материи связаны между собой: низшие предшествуют высшим, высшие основываются на низших.
Взаимосвязь уровней существования материи получила свое признание в медицине в ее новом и во многом гипотетическом разделе гелиобиологии. В начале XX века русский ученый А.Л. Чижевский (1897—1964) обратил внимание на связь самочувствия человека с процессами, протекающими в космосе. Ученый сделал вывод, что солнечная активность влияет на течение эпидемических процессов в масштабе планеты. И несмотря на тот факт, что заболевания имеют социальную основу, нельзя вырывать человека, организмы из естественной среды, окружающего мира с его радиацией, электрическими полями, потоками солнечной энергией. Так, колебания магнитного поля Земли, по мнению специалистов, влияют на биосферу, у людей может появиться чувство тоски, страха, тревоги, появляется бессонница, снижается работоспособность.
Многообразие уровней организации материи связано с проблемой единства мира. Единство мира означает то реальное общее, которое имеется в явлениях и предметах. Материалистический монизм утверждает единство мира в его материальности. В мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи, которая отображается в сознании человека. Эта истина доказывается длительным и трудным развитием естествознания. Открытие законов сохранения массы и энергии служит
1. Бытие как предмет онтологии
... бытия a) Движение и развитие. В мире все находится в движении, стремлении к некоторому состоянию. Движение – сущностный атрибут материи, оно несотворимо и неуничтожимо. Каждый материальный объект – результат движения. Движение имеет: абсолютный характер – материя ...
168 -О- Философия медицины -О* Раздел III -v- Глава 7
основой естественнонаучного обоснования субстанционального, атрибутивного единства мира. Открытие клеточного строения живых существ, теория эволюции Ч. Дарвина, достижения генетики доказали, что основой живого также является развивающаяся материя. Мышление, дух также включены в единство мира на материалистической основе как высший продукт и функция материи. Идеальное как порождение и отражение материи вписывается в материалистическую картину Вселенной.
Способом существования материи является движение. В мире нет движения без материи, как и материи без движения.
Движение — это никогда не прекращающийся процесс изменения материи, взаимодействия между составными элементами материальных объектов, способность ее преобразовывать одно состояние в другое, переносить следы прошлого в будущее, превращать возможность в действительность.
Источником движения является неоднородность, внутренняя противоречивость материи. Как отмечал Г. Гегель, противоречие есть корень всякого движения и жизненности.
Философия рассматривает следующие основные свойства движения: объективность и материальность, абсолютность и относительность (движение — всеобщий способ бытия, но существует в конкретных формах), противоречивость (движение — это единство покоя и изменчивости), движение неотделимо от своего носителя.
Основываясь на факте соответствия движения своему носителю, Ф. Энгельс создал классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм: механическую — перемещение тела в пространстве и времени; физическую — движение атомов; химическую — движение молекул; биологическую — движение белков; социальную — носитель индивид, общности людей. Все формы движения связаны друг с другом. Высшие формы включают в подчиненном виде низшие, основываются на них, но вследствие иной качественной определенности не сводимы к простым формам. Так, например, биологическая форма движения осуществляется при помощи физических и химических процессов, которые синтезируются в единую целостную систему, и в этой организации появляется за счет взаимодействия ее элементов новое качество, которого не было в изолированных компонентах.
Медицина имеет дело с человеком, в котором представлена взаимосвязь форм движения материи, образующая высший тип целостности. Врач, изучая организм человека, определенные физиологические процессы, не должен забывать, что человек — существо биосоциальное.
Философия бытия ■> 169
Движение — не единственный способ бытия. Другими основными формами существования материй являются пространство и время. Любые предметы находятся не только в движении, но и обладают размерами, определенным образом расположены в отношении друг к другу, следуют друг за другом в различной последовательности. Эти факты отражены в категориях пространства и времени.
Пространство — это философская категория, отражающая факт сосуществования вещей и процессов, их протяженность и упорядоченность.
Время — это философская категория, отражающая факт смены явлений, их длительность и последовательность.
Взаимосвязь основных форм бытия
... Нет материи без движения. Движение абсолютно, так как покой относителен и являет собой одну из стадий движения (Земля, Луна, Солнце). Движение входит в структуру бытия основным компонентом. Формы движения различны. Бытие есть движение. Мир ...
Основными характеристиками пространства и времени являются их объективность, абсолютность и относительность.
Пространство и время не обладают самостоятельным существованием вне зависимости от материи и движения. А. Эйнштейн в 1905 году создал теорию относительности, философский смысл которой выдающийся физик определил положением: пространство и время не существуют без материи, они меняют свои свойства в зависимости от движения материи.
Свойством пространства и времени является бесконечность. Они бесконечны как движение и материя. Вообще признание конечности одной из четырех характеристик бытия означает одновременно конечность остальных.
Свойством пространства и времени является их мерность. Пространство трехмерно. Понятие многомерного пространства представляет собой научную абстракцию, имеющую математический и физический смысл, и содержание. Выражая конкретные явления микромира, многомерные пространства не претендуют на замену пространства трехмерного. Теория относительности пользуется понятием единого пространственно-временного континуума, где четвертым измерением является время.
Время одномерно, необратимо, и в философском смысле не есть равномерный ход событий. Время есть порядок реальных событий, некоторого их начала, развития и конца. Реальное время есть время конкретное, определенное движение конкретных объектов и потому, в отличие от циферблата часов, оно течет неравномерно.
А. Эйнштейн утверждал, что время есть характеристика, необходимым образом связанная с телом отсчета, к которому оно относится. Поэтому возможно рассмотрение пространства-времени в соответствии со сферами существования материи, пространство-время в неживой природе (мега-, макро-, микромире); биологическое прост-
170 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 7
ранство-время, связанное с появлением живого; социологическая форма пространства-времени, связанная с возникновением человека.
1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО — Стр 2
Социологическая форма пространства-времени зависит от форм бытия и деятельности человека. В этом случае можно утверждать, что состояние этой формы, ход пространства-времени, его содержание зависит от человека. Ритмы человеческой деятельности задают времени свое течение, определяют время. Поэт Р. Гамзатов писал:
Ты перед нами, время, не гордись,
Считая всех людей своею тенью,
Немало средь людей таких, чья жизнь
Сама источник твоего свеченья.
Будь благодарно озарявшим нас
Мыслителям, героям и поэтам.
Светилось ты и светишься сейчас
Не собственным, а их великим светом.
Существует время индивидуального бытия человека, определяющееся событиями в его жизни. Очевидно, что отношение ко времени, умение спрессовать время, наполнить его разумным содержанием -показатель культуры человека, показатель смысложизненной наполненности его бытия.
Древнеиндийская мудрость утверждает: «Не мы беспечно проводили время, но время нас, беспечных, провело».
Длительность процессов исторического времени имеет такие точки отсчета как формация, цивилизация, эпоха.
Проблемы пространства-времени имеют свое специфическое преломление в биологии и медицине.
Пространство и время явились фундаментальными факторами, которые воздействовали на живое. Только благодаря приспособлению к пространственно-временным взаимодействиям на планете могла возникнуть жизнь, законом которой является отражение в своих структурных формах свойств внешнего мира. В микроскопических пространственных структурах живого отражается пространственно-временной континуум внешних явлений. Вообще нормальное функционирование живого организма зависит от геометрии пространственного расположения внутренних органов.
П.К. Анохин сформулировал закон работы мозга, сущность которого заключается в том, что мозг животных, как специальный орган отражения и приспособления, в процессе эволюции приобрел свойство непрерывного течения его процессов в полном соответствии с компонентами пространственно-временного континуума внешнего мира. Все формы нашего поведения вписаны в этот закон, который
Философия бытия ♦ 171
имеет свою биологическую основу в нервных клетках мозга, отражающих непрерывность событий внешнего мира.
Живые организмы в результате приспособительной активности формируют своеобразную модель временных отношений в виде биоритмов, представляющих собой цикличную временную организацию жизненных процессов. Ритмичные физиологические функции живого организма обеспечивают его устойчивость, сохраняют индивидуальность. Поскольку биоритмы рассогласовываются с реальностью социальной жизнедеятельности, постольку сложилась хрономедицина, хронотерапия.
Рассмотрев проблему материи и форм ее существования, следует отметить, что принцип материального единства мира необходимо связан с принципом развития. А это означает необходимость связи материализма и диалектики, т.е. невозможность существования одного без другого.
Литература
Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». М., 1983. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. Л., 1991. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. Чижевский А.А. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.
Вопросы для самоконтроля
- Какие основные концепции бытия в истории философии Вы знаете?
- Каковы основные сферы бытия?
- Каковы историко-философские взгляды на проблему материи?
- Какие естественнонаучные и философские предпосылки научного оп ределения категории «материя» Вы можете назвать?
- Какие решения в поисках единства мира Вы знаете?
- Каковы основные атрибуты материи?
Темы докладов и рефератов
- Проблема бытия в современной философии.
- Основные концепции пространства и времени.
- Время в биологии и медицине.
- Проблема поля в современной философии и естествознании.