По направлению подготовки 37.03.01 — Психология

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему «………….»

 

Выполнена студентом

5 курса очно-заочной формы обучения

Афанасьевым Максимом Владимировичем

Подпись _____________________________

 

Научный руководитель

Марковская Галина Германовна

Должность старший преподаватель

 

Подпись ____________________________

 

Выпускная квалификационная работа

защищена

«____» ________________________2016г.

Оценка ______________________________

Председатель ГЭК: д.пс.н., профессор

Кораблина Елена Павловна

 

Подпись ____________________________

 

 

Санкт-Петербург

2017 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование

2.1. Программы и методы исследования

2.2. Результаты исследования

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование.

2.1 Программы и методы исследования.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБДОУ детский сад № 362 Кировского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняло участие 30 детей с проблемами речевого развития в возрасте от четырех до шести лет.

Исследования проводились с 14.03.2017 по 24.03.2017

В исследовании использовались следующие методики:

1) Методика Дембо — Рубинштейн (Лесенка)

Цель: предназначена для изучения самооценки психических состояний , качеств личности дошкольников и учащихся 1-7 классов.

Описание методики:

Качества личности оцениваются по шкалам:

· Злой-добрый

· Жадный-щедрый

· Лживый-честный

· Замкнутый-общительный

· Ленивый-трудолюбивый

· Неряшливый-аккуратный

 

Обработка результатов.

Ответы оцениваются по 7-ти балльной системе

-3-первая ступенька снизу

-2-вторая ступенька снизу

-1-третья ступенька снизу

0-четвертая ступенька снизу

+1-пятая ступенька снизу

+2-шестая ступенька снизу

+3-седьмая ступенька снизу

 

Образец инструкции: «Здесь на лесенке расположены все люди на свете – от самых… добрых … до самых .. злых (сопровождается движением руки вдоль лесенки сверху вниз) от самых … злых до самых . добрых (движение вдоль лесенки снизу вверх).

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Классификация методов психолого-педагогических исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки ... знаний, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Врамках эмпирических исследований новые знания вырабатываются на основе изучения фактов ...

На самом верху находятся все самые добрые) люди на свете, в самом низу – самые злые, посередине – средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место. Нарисуй человечка (себя) на той ступеньке лесенки, на которой считаешь нужным»

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 3-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 6-7 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка)

Тестовый материал: в приложении.

 

2) Социометрическое исследование в виде игры-беседы «СЕКРЕТ».

Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ».

Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая).

Каждому ребенку из группы предлагается три открытки. Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке.

Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.

Исследование проводилось в первой половине дня.

Для того чтобы исследовать межличностные отношения проводим игру «СЕКРЕТ».

Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.

После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Методика по определению:

В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:

Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.

По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

-«звезда» — 5 и более выборов; I

-«принятые» — 2-4 выборов;II

-«непринятые» — 1 выборов;III

-«изолированные» -0 выборов.IV

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).

Определить УБГ

-высокий (I+ II) больше (III+IV);

-средний (I+ II) равно (III+IV);

-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).

Определение коэффициента взаимности по формуле:

(КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где

КВ — коэффициента взаимности;

Р1 — число взаимных выборов;

Р – общее число выборов, сланное в эксперименте.

На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).

Анализировались категории положительных и отрицательных выборов.

«УБВ» =Высокий т. к (I+ II=14) >(III+IV=5)

«Индекс изолированности»=10.5%-это процент детей, оказавшихся в изолированных.

(он не должен превышать 20%)

3) Анализ родительского отношения

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Обработка. За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов. Ключ. Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58. Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61. Интерпретация. Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога; Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов. Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Тестовый материал: в приложении.

4) Опросник диагностики агрессивности «Ребенок глазами взрослого»

Данный опросник предназначен для диагностики уровня агрессивности ребенка.

Испытуемому предъявляется бланк с 68-ю утверждениями, касающимися ситуационно-личностных реакций агрессивности у ребенка, и предлагается оценить каждое, характеризующее его, утверждение по 5-ми балльной шкале, где: 1 – полное несогласие, 5 – полное согласие, 3 – середина шкалы, остальные цифры – промежуточные значения.

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка сложите полученные баллы:

· уровень I — от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакции агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

· уровень II — от 67 до 134 баллов. Неть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

· уровень III -от 134 до 201 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

· уровень IV-от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Тестовый материал: в приложении.

 

 

Приложение 1.

Образы анкет для заполнения.

Методика Дембо-Рубенштейн.

 

ЛЕСЕНКА ХАРАКТЕРА
добрый ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ злой
щедрый ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ жадный
честный ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ лживый
общительный ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ замкнутый
трудолюбивый ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ленивый
аккуратный ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ ┌ неряшливый Фамилия, имя______________________ __________________________

 

Методика «анализ родительского отношения»

ФИО(не обязательно)__________________________________________________________________

Пол(М/Ж); Возраст___;

Место работы/должность_______________________________________________________________

Все данные конфиденциальны и будут использованы только для научного исследования.

Инструкция к анкете

Ниже представлена анкета состоящая из 61 утверждения. Пожалуйста прочитайте её внимательно и отметьте те пункты с которыми вы согласны.

 

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку липнет все «дурное».

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основанная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств,

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим рёбёнком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Опросник диагностики агрессивности «Ребенок глазами взрослого»

Агрессивность. Ребенок глазами взрослого

Ф.И.О. ребенка________________-
Возр_____________Дата заполнения ______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог_______________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — нет проявлении агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 — часто, 3 — почти всегда, 4 — непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Признаки проявления агрессивности у ребенка Как проявляется агрессивность Как часто наблюдается
вегетативные признаки — краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева 0 1 2 3 4
— облизывает губы в состоянии раздражения, гнева 0 1 2 3 4
внешние проявления агрессивности   — кусает губы в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
— сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева 0 1 2 3 4
— сжимает губы, кулаки, когда обижают 0 1 2 3 4
— тревожное напряжение разрешается гневом 0 1 2 3 4
длительность агрессии   -после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. 0 1 2 3 4
— после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. 0 1 2 3 4
чувствительность к помощи взрослого — помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией 0 1 2 3 4
  — помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться 0 1 2 3 4
— замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии 0 1 2 3 4
— замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии 0 1 2 3 4
— чувство неприязни к другим не корректируется извне 0 1 2 3 4
особенности отношения к собственной агрессии   — ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно 0 1 2 3 4
— ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые 0 1 2 3 4
недостаточность в проявлении гуманных чувств   — стремится делать назло другим 0 1 2 3 4
— проявляет безразличие к страданиям других 0 1 2 3 4
— стремится причинить другому страдание 0 1 2 3 4
— у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий 0 1 2 3 4
реакция на новизну   — новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности 0 1 2 3 4
— в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции 0 1 2 3 4
реакция на ограничение   — при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется 0 1 2 3 4
реактивность (чувствительность к агрессии других) — проявляет агрессивные реакции первым 0 1 2 3 4
  — первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка 0 1 2 3 4
— проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других 0 1 2 3 4
— толкается, когда обижают 0 1 2 3 4
— бъет других детей, если ребенка случайно толкнули 0 1 2 3 4
чувствительность к присутствию Других — ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка 0 1 2 3 4
  — присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка 0 1 2 3 4
— щиплется на глазах у всех 0 1 2 3 4
— толкает сверстника на глазах у всех 0 1 2 3 4
физическая агрессия, направленная на предмет   — ломает постройку на глазах у всех — ребенок бросает предмет об стенку 0 1 2 3 4
— ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку 0 1 2 3 4
— ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры 0 1 2 3 4
— отрывает кукле руки, ноги 0 1 2 3 4
агрессия, направленная на сверстников     — толкает других детей в состоянии раздражения     0 1 2 3 4
— походя, мимоходом ударяет встречных 0 1 2 3 4
— бьет других детей в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
— ударяет детей и внезапно успокаивается 0 1 2 3 4
— стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) 0 1 2 3 4
— кусает других детей в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
агрессия, направленная на себя   — просит себя стукнуть еще раз   0 1 2 3 4
— берет на себя вину за других 0 1 2 3 4
— рвет на себе волосы 0 1 2 3 4
— щиплет себя в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
— кусает себя в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)     — бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки 0 1 2 3 4
— бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. 0 1 2 3 4
— тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения 0 1 2 3 4
— в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком 0 1 2 3 4
— в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком 0 1 2 3 4
— царапает взрослого 0 1 2 3 4
— беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи 0 1 2 3 4
— больно бьет ногой бабушку 0 1 2 3 4
вербальная (словесная) агрессия — говорит обидные, грубые слова детям 0 1 2 3 4
— говорит обидные слова взрослым 0 1 2 3 4
— говорит нецензурные слова детям 0 1 2 3 4
— говорит нецензурные слова взрослым 0 1 2 3 4
агрессивность в виде угрозы   — замахивается, но не ударяет другого 0 1 2 3 4
— пугает другого 0 1 2 3 4
агрессия направленная на животных   — щиплет кошку 0 1 2 3 4
— специально наступает на лапы собаке 0 1 2 3 4
— отрывает крылышки насекомым 0 1 2 3 4
— выкручивает хвост кошке 0 1 2 3 4
агрессия разных видов и направленности   — агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.) 0 1 2 3 4
  неупорядоченные проявления агрессии   — плюется в состоянии раздражения 0 1 2 3 4