План семинарских занятий 5

Дисциплина «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Семестр: 4 (бакалавриат)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ИЧЕТОВКИНА НМ (416 ауд., 1 уч.корпус, e-mail: tonkovanm1@rambler.ru )

Учебники и учебные пособия по социальной психологии

  1. Андреева, Г. М.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студ. вузов по спец. » Психология» / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2002, 364 с
  2. Андриенко, Е. В.. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2002, 264 с
  3. Еникеев, М. И.. Социальная психология [Текст] : учеб. для вузов / М. И. Еникеев.- М.: Приор, 2001, 160 с
  4. Крысько, В. Г.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. Г. Крысько.- М.: Владос, 2004, 448 с
  5. Майерс, Д.. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс.- СПб.: Питер, 2005, 794 с
  6. Морозов, А. В.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов.- М.: Акад. проект: Трикста, 2005, 336 с
  7. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ, 2001, 543 с.

Семинар 1. Введение в социальную психологию

  1. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии (СП).
  2. История возникновения СП как науки.
  3. Методы СП. Технология проведения социометрии.

Литература

Семинар 2. Психология общения. Общение как обмен информацией.

  1. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Структура общения.
  2. Коммуникативная сторона общения. Особенности коммуникации.
  3. Средства коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Организация пространственной среды при общении.
  4. ПРАКТИКУМ: Вербальная и невербальная коммуникация.

Литература

  1. Афанасьева, С. Общение с неформалом . — : Школьный психолог. Прил. к газете » Первое сентября», 2008. — № 20.- С. 8-9
  2. Васюра,С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста . — : Психол.наука и образование, 2002. — № 3.- С. 35-45
  3. Логинова, А.С. Общение на работе: некоторые вопросы этикета обращения . — : Секретарское дело, 2004. — № 3. — С. 33 – 36
  4. Лучко, М. Общение онлайн . — : Школьный психолог. Прил. к газ. » Первое сентября», 2011. — № 3.- С. 13-14
  5. Осорина, М. В. Коммуникативные традиции детской субкультуры . — : Школьный психолог. Прил. к газ. » Первое сентября», 2008. — № 2. — С.35-36
  6. Смирнова, Е.О. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И.Лисиной . — : Вопросы психологии, 2009. — № 2.- С. 116-125 

Семинар 3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

  1. Содержание и структура интеракции.
  2. Транзактный анализ общения. Характеристика ролевых позиций Взрослого, Родителя, Дитя.
  3. Типы взаимодействия в общении: кооперация, конкуренция, конфликт. (Конфликту будет посвящено отдельное занятие).
  4. ПРАКТИКУМ: Транзактный анализ общения. Манипуляции в общении.

Литература

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... создание среды позитивного общения, организация досуга. Профессиональная адаптация — это приспособление пожилого человека к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям ... экономические, психологические и педагогические методы и технологии освоения социального простран­ства. Социальный работник, обнаружив симптомы дезадаптации должен определить, что же ...

  1. Абрамов, В.В. Конкурентное и кооперативное поведение . — : Социально-гуманитарные знания, 2007. — № 3.- С. 259-269
  2. Грошев, И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях . — : Социологические исследования, 2007. — № 6.- С. 122-131
  3. Мерзлякова, Д. Р. Необходимость учета индивидуально-личностных особенностей при разрешении конфликтов в подростковом и юношеском возрасте . — : Среднее профессиональное образование, 2009. — № 11. — С.35-37
  4. Молодцова, Виктория Противостояние Конфликты возможны, но надо научиться разрешать их . — : Учительская газета, 2004. — № 24. — С. 7 
  5. Павлова, Н.Д. Новые направления исследований в психологии речи и психолингвистике . — : Психологический журнал, 2007. — №2. — С.2-30. — библиогр.: с.28-30 
  6. Рубина,Н.С. Подготовка будущего учителя на интерактивной основе . — : Начальная школа плюс:до и после, 2012. — №2. — С.85-88
  7. Трухин, И. Конфликтная субкультура как массовая культура: [О проблеме соперничества и конфликта в коллективе] .

    — : Народное образование, 2002. — № 7. — С.139-147 

  8. Турта, О.С. Обучение детей навыкам решения конфликтов . — : Справочник классного руководителя, 2009. — № 7.- С. 36-45 
  9. Чеснокова, О. Б. Взаимодействие школьников с разным уровнем социального интеллекта в ситуации индуцированного конфликта интересов . — : Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2011. — №2. — С. 48-58

Семинар 4. Общение как перцепция (перцептивная сторона общения)

  1. Понятие социальной перцепции.
  2. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, каузальная атрибуция (приписывание).
  3. Эффекты межличностного восприятия: ореола, первичности и новизны, стереотипизации.
  4. Межличностная аттракция.
  5. ПРАКТИКУМ: Гендерный аспект коммуникативного поведения: особенности мужского и женского общения; Ложь в речевой коммуникации.

Литература

4 стр., 1507 слов

«Особенности психологии делового общения офис-менеджера».

... торговых предприятиях офис-менеджеру зачастую вменяется общение с клиентами и координация продаж. Но повторимся – ..... Литература 1. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : учебник для высших учебных заведений / Г.М. ...

  1. Аронсон, Э. Социальная психология [Текст] психологические законы поведения человека в социуме . — СПб: Прайм-Еврознак, 2004. — 558 с
  2. Губина, С. Т. Основы эффективной речевой коммуникации [Текст] учеб. пособие . — Глазов: ГГПИ, 2012. — 88 с
  3. Зарецкая, И.И. Устная речь и культура общения . — : Русская речь, 2007. — №1. — С.63-68
  4. Мацумото, Д. Психология и культура [Текст] . — СПб: Прайм-Еврознак, 2002. — 414 с
  5. Нельсон, Т. Психология предубеждений [Текст] секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения . — СПб.: прайм-Еврознак, 2003. — 384 с
  6. Петренко, В.Ф. Психосемантический анализ художественного фильма » Сибирский цирюльник» . — : Вопросы психологии, 2005. — № 1.- С.56-72 
  7. Стереотипность и творчество в тексте [Текст] межвуз. сб. науч. трудов . — Пермь: ПГУ, 2000. — 394 с
  8. Тейлор, Ш. Социальная психология [Текст] . — СПб.: Питер, 2004. — 768 с
  9. Шейнов, В. П. Эффективная реклама [Текст] секреты успеха . — М.: Ось-89, 2003. — 448 с

Семинар 5. Психология больших социальных групп

  1. Социальная группа: понятие, классификации.
  2. Большие социальные группы: понятие, признаки их выделения. Психологические особенности социальных классов и слоев, гендерных, этнических и возрастных групп.
  3. Характеристика и типы стихийных социальных групп: толпа, масса, публика. Значение их исследования на современном этапе.

Как вести себя в толпе, охваченной паникой: практические рекомендации.

  1. Способы воздействия в стихийных группах: заражение, внушение, подражание. Практические рекомендации: как не поддаться внушению?

Литература

  1. Апраксина, Н. Д.. Студенчество как социальная группа//. Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств.- 2008.- № 4. — С. 161-163
  2. Богомолова, Н.Н.. Интернет, Интернет-СМИ в сфере общения и их восприятие различными социальными группами//. Мир психологии.- 2006.- №4 — С.104-109
  3. Быстров, А. Н.. Гендерная характеристика поступающих в вуз//. Высшее образование сегодня.- 2009.- № 1. — С. 51-55
  4. Бендас, Т. В.. Гендерная психология [Текст] : учебное пособие / Т. В. Бендас.- СПБ., М.: Питер, 2007, 432 с
  5. Гуреев, М.. Моральный кодекс как инструмент манипуляции массами : социально-исторический пример Японии//. Вопросы культурологии.- 2007.- № 3.- С. 36-40
  6. Карпухин, О.И.. Манипулирование массами — инструмент PR-революций в эпоху глобализации и экспорта демократии//. Социально-гуманитарные знания.- 2005.- № 5.- С. 26-51
  7. Осипов, А.М.. Работники образования как социально-профессиональная группа//. Педагогическое образование и наука.- 2008.- № 5.- С. 81-84
  8. Чекалина, А. А.. Гендерная психология [Текст] : пособие / А.

    12 стр., 5723 слов

    Социально-педагогические ресурсы социальных отношений

    ... социального педагога по коррекции социальных отношений….………………………………………..…53 3. Социально-педагогические условия повышения эффективности реализации социально-педагогических ресурсов социальных отношений 3.1. Диагностика социальных ... институты социализации, оказывающие огромное влияние на психическое и социально-психологическое ... работы составляет 104 страницы текста компьютерного набора, работа включает ...

    А. Чекалина.- М: Ось-89, 2006, 256 с

Семинар 6. Психология малой группы

  1. Малая группа: понятие, признаки, стадии развития, структура. Вопрос верхней и нижней “границы” малой группы.
  2. Классификации малых групп.
  3. Динамические процессы в малой группе:
  • феномен группового давления. Конформность и конформизм. Нонконформизм
  • групповая сплоченность
  • лидерство и руководство. Проблема разграничения понятий “лидер” и “руководитель”, “лидерство” и “руководство”. Стили лидерства. Методы выявления лидеров в малых группах. Гендерные исследования лидерства.
  • принятие группового решения. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Методы повышения эффективности принятия группового решения: брейнсторминг, синектика.
  1. ПРАКТИКУМ: Межличностные отношения в группе. Методы исследования межличностных отношений в малой группе. Социометрия: достоинства и недостатки использования методики.
  2. ПРАКТИКУМ: Анализ видеоматериала.

Литература

  1. Бакурадзе,А.Б.. Анализ феномена лидерства с точки зрения его ценностных оснований//. Педагогическая мастерская.- 2007.- №6 — С.2-6
  2. Битянова, М.. Социометрический метод в школьной практике//. Педагогическая диагностика.- 2008.- № 2.- С. 70-94
  3. Битянова, М. Стиль руководства: ваш выбор//. Управление школой. Прил. к газете » Первое сентября».- 2004.- № 12.- С. 28-29
  4. Захарова, С.Е.. Диагностика психологического климата методом социометрии в классных коллективах общеобразовательного учреждения//. Педагогическая диагностика.- 2009.- № 6.- С. 118-122
  5. Землянская, Е.. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп//. Учитель.- 2007.- № 1.- С. 20-27
  6. Золотовицкий,Р.А.. Социометрия Я.Л.Морено: мера общения//. Социологические исследования.- 2002.- № 4.- С.103-112
  7. Мегедь, В.В.. Целевые малые группы : диады//. Менеджмент и кадры.- 2006.- № 10.- С. 41-50
  8. Новочадов, В.. Гендерные аспекты руководства коллективом//. Директор школы.- 2006.- №6 — С.43-47
  9. Руденко, С..

    В погоне за лидерством//. Учительская газета.- 2005.- № 51.- С. 2 

  10. Руководство и лидерство//. Школьный психолог. Прил. к газете » Первое сентября».- 2003.- № 44.- Тема всего номера
  11. Феномен лидерства// Руднев, Е. А.. Развитие лидерского потенциала директора школы.- М., 2008.- С.10-42

Семинар 7. Проблема личности в социальной психологии

  1. Личность как предмет социальной психологии.

Социально-психологические теории личности в зарубежной психологии: психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм), бихевиоризм и ролевые теории (Скиннер), теория социальных ролей (Д.Мид), социально-когнитивная теория (А.Бандура), трансактный анализ (Э.Берн), теория социального научения (Д.Роттер).

Системно-деятельностный подход к пониманию личности в отечественной психологии (А.Леонтьев, С.Рубинштейн, Б.Ломов, А.Асмолов)

  1. Социально-психологические механизмы социализации. Институты социализации. Семья как институт социализации. Роль психологической близости с родителями в процессе социализации. Гендерная, политическая, правовая социализация. Основные этапы социализации.
  2. Аттитюд: понятие, структура, функции. Аттитюды и реальное поведение. Изменение социальных установок и социальных стереотипов.
  3. Социально-психологические аспекты взаимодействия группы и личности: конформизм и социальное влияние, социальная фасилитация, групповая агрессия.
  4. ПРАКТИКУМ:

Литература

  1. Бикметов, Е. Ю.. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида//. Социальные исследования.- 2007.- № 9. — С.86-92
  2. Григорьева, М.. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей//. Педагогическая диагностика.- 2008.- № 4.- С. 69-77
  3. Емчура, Т.. Современная молодежь и каналы ее социализации//. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.- 2006.- №3. — С.135-140
  4. Корженко, А.Л.. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте//. Вопросы психологии.- 2010.- № 2.- С. 80-88
  5. Мудрик, А. В.. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2002, 200 с
  6. Мудрик, А.В.. Что такое социализация?//. Классный руководитель.- 2009.- № 8.- С. 29-35
  7. Селевко, Г.. Личность : этапы самосовершенствования//. Воспитание в школе.- 2009.- № 4.- С. 5-9

Семинар 8. Психологические аспекты социальных конфликтов

  1. Социальный конфликт: функции, причины, классификация. Динамика развития конфликта
  2. Поведение индивида в конфликтной ситуации. Типы стилей поведения Томаса Килмена
  3. Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтного поведения.
  4. ПРАКТИКУМ: Разрешение конфликтных ситуаций; Правила конструктивного восприятия критики.

Литература

  1. Беляева, Т.Б.. Активные методы формирования конфликтологической компетентности у студентов//. Психология обучения.- 2008.- № 7.- С. 34-49 
  2. Вершинина, С. А.. Стратегия поведения в конфликте//. Открытый урок.- 2010.- № 8.- С. 68-78
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта.
  4. Запрудский, Ю.Г.. Культура конфликта (К особенностям российской конфликтности)//. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.- 2002.- № 4. — С.74-86
  5. Конфликты и их цивилизованное разрешение [Текст] : метод. пособие.- М.: РХТУ им. Менделеева, 1997, 24 с.
  6. Кособок, М.. Не давайте конфликту шансов//. Управление школой. Прил. к газ. » Первое сентября».- 2009.- № 4.- С. 21-24
  7. Социальная конфликтология [Текст] : учеб. пособие для студ. фак. соц. работы / под ред. А. В. Морозова.- М.: Академия, 2002, 336 с

КСР

  1. Каждому студенту необходимо представить реферативное сообщение (практикоориентированного содержания) объемом 8-10 стр.

Темы:

  1. Феномен «лидерства». Влияние лидера на эффективность группового общения. Как стать лидером?
  2. Феномен «руководства» в социальной психологии. Как стать эффективным руководителем?
  3. Имидж как социально-психологический феномен. Как понравиться людям, произвести хорошее впечатление?
  4. Имидж как социально-психологический феномен. Правила создания имиджа.
  5. Психология манипуляции. Как не стать марионеткой?
  6. Психология манипуляции. Как склонить человека к своей точке зрения?
  7. Психология сотрудничества. Как правильно сделать замечание, выговор?
  8. Значение общения для создания благоприятного психологического климата в группе. Как создать благоприятный психологический климат?
  9. Вербальная коммуникация. Как совершенствовать умения красивой, грамотной речи?
  10. Публичная речь. Способы развития дикции.
  11. Вопросы и ответы в общении. Корректность вопроса. Как правильно задавать и отвечать на вопрос?
  12. Барьеры в межличностном общении.

    Способы преодоления психологических и коммуникативных барьеров.

  13. Невербальная коммуникация. Правила жестикуляции.
  14. Невербальная коммуникация. Как прочесть человека, словно, книгу?
  15. Конфликты в общении. Пути разрешения конфликта.
  16. Конфликты в общении. Как вести себя в конфликте?
  17. Конфликты в общении. Профилактика конфликтного поведения в группе.
  18. Ложь в межличностной и деловой коммуникации. Как распознать ложь в общении?
  19. Гендерный аспект коммуникативного поведения. Особенности «женского» общения. Как добиться расположения женщины как партнера в общении?
  20. Гендерный аспект коммуникативного поведения. Особенности «мужского» общения. Как добиться расположения мужчины как партнера в общении?
  21. «Эффект первого впечатления», его влияние на коммуникацию. Как создать положительное впечатление на партнера по общению?
  1. Группе студентов необходимо разделиться на микрогруппы по 2-3 человека, в рамках которых разработать содержание следующих направлений прикладного социально-психологического знания. Результатом изучения темы должна стать эл.презентация (минимум 30 слайдов).

Медицинская психология

Генетическая психология

Юридическая психология

PR-психология/психология рекламы

Психология труда

Психология управления

Военная психология

Психология религии