Дисциплина «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Семестр: 4 (бакалавриат)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ИЧЕТОВКИНА НМ (416 ауд., 1 уч.корпус, e-mail: tonkovanm1@rambler.ru )
Учебники и учебные пособия по социальной психологии
- Андреева, Г. М.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студ. вузов по спец. » Психология» / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2002, 364 с
- Андриенко, Е. В.. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2002, 264 с
- Еникеев, М. И.. Социальная психология [Текст] : учеб. для вузов / М. И. Еникеев.- М.: Приор, 2001, 160 с
- Крысько, В. Г.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. Г. Крысько.- М.: Владос, 2004, 448 с
- Майерс, Д.. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс.- СПб.: Питер, 2005, 794 с
- Морозов, А. В.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов.- М.: Акад. проект: Трикста, 2005, 336 с
- Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ, 2001, 543 с.
Семинар 1. Введение в социальную психологию
- Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии (СП).
- История возникновения СП как науки.
- Методы СП. Технология проведения социометрии.
Литература
Семинар 2. Психология общения. Общение как обмен информацией.
- Общение в системе общественных и межличностных отношений. Структура общения.
- Коммуникативная сторона общения. Особенности коммуникации.
- Средства коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Организация пространственной среды при общении.
- ПРАКТИКУМ: Вербальная и невербальная коммуникация.
Литература
- Афанасьева, С. Общение с неформалом . — : Школьный психолог. Прил. к газете » Первое сентября», 2008. — № 20.- С. 8-9
- Васюра,С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста . — : Психол.наука и образование, 2002. — № 3.- С. 35-45
- Логинова, А.С. Общение на работе: некоторые вопросы этикета обращения . — : Секретарское дело, 2004. — № 3. — С. 33 – 36
- Лучко, М. Общение онлайн . — : Школьный психолог. Прил. к газ. » Первое сентября», 2011. — № 3.- С. 13-14
- Осорина, М. В. Коммуникативные традиции детской субкультуры . — : Школьный психолог. Прил. к газ. » Первое сентября», 2008. — № 2. — С.35-36
- Смирнова, Е.О. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И.Лисиной . — : Вопросы психологии, 2009. — № 2.- С. 116-125
Семинар 3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Содержание и структура интеракции.
- Транзактный анализ общения. Характеристика ролевых позиций Взрослого, Родителя, Дитя.
- Типы взаимодействия в общении: кооперация, конкуренция, конфликт. (Конфликту будет посвящено отдельное занятие).
- ПРАКТИКУМ: Транзактный анализ общения. Манипуляции в общении.
Литература
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... создание среды позитивного общения, организация досуга. Профессиональная адаптация — это приспособление пожилого человека к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям ... экономические, психологические и педагогические методы и технологии освоения социального пространства. Социальный работник, обнаружив симптомы дезадаптации должен определить, что же ...
- Абрамов, В.В. Конкурентное и кооперативное поведение . — : Социально-гуманитарные знания, 2007. — № 3.- С. 259-269
- Грошев, И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях . — : Социологические исследования, 2007. — № 6.- С. 122-131
- Мерзлякова, Д. Р. Необходимость учета индивидуально-личностных особенностей при разрешении конфликтов в подростковом и юношеском возрасте . — : Среднее профессиональное образование, 2009. — № 11. — С.35-37
- Молодцова, Виктория Противостояние Конфликты возможны, но надо научиться разрешать их . — : Учительская газета, 2004. — № 24. — С. 7
- Павлова, Н.Д. Новые направления исследований в психологии речи и психолингвистике . — : Психологический журнал, 2007. — №2. — С.2-30. — библиогр.: с.28-30
- Рубина,Н.С. Подготовка будущего учителя на интерактивной основе . — : Начальная школа плюс:до и после, 2012. — №2. — С.85-88
- Трухин, И. Конфликтная субкультура как массовая культура: [О проблеме соперничества и конфликта в коллективе] .
— : Народное образование, 2002. — № 7. — С.139-147
- Турта, О.С. Обучение детей навыкам решения конфликтов . — : Справочник классного руководителя, 2009. — № 7.- С. 36-45
- Чеснокова, О. Б. Взаимодействие школьников с разным уровнем социального интеллекта в ситуации индуцированного конфликта интересов . — : Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2011. — №2. — С. 48-58
Семинар 4. Общение как перцепция (перцептивная сторона общения)
- Понятие социальной перцепции.
- Механизмы межличностного восприятия: идентификация, каузальная атрибуция (приписывание).
- Эффекты межличностного восприятия: ореола, первичности и новизны, стереотипизации.
- Межличностная аттракция.
- ПРАКТИКУМ: Гендерный аспект коммуникативного поведения: особенности мужского и женского общения; Ложь в речевой коммуникации.
Литература
«Особенности психологии делового общения офис-менеджера».
... торговых предприятиях офис-менеджеру зачастую вменяется общение с клиентами и координация продаж. Но повторимся – ..... Литература 1. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : учебник для высших учебных заведений / Г.М. ...
- Аронсон, Э. Социальная психология [Текст] психологические законы поведения человека в социуме . — СПб: Прайм-Еврознак, 2004. — 558 с
- Губина, С. Т. Основы эффективной речевой коммуникации [Текст] учеб. пособие . — Глазов: ГГПИ, 2012. — 88 с
- Зарецкая, И.И. Устная речь и культура общения . — : Русская речь, 2007. — №1. — С.63-68
- Мацумото, Д. Психология и культура [Текст] . — СПб: Прайм-Еврознак, 2002. — 414 с
- Нельсон, Т. Психология предубеждений [Текст] секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения . — СПб.: прайм-Еврознак, 2003. — 384 с
- Петренко, В.Ф. Психосемантический анализ художественного фильма » Сибирский цирюльник» . — : Вопросы психологии, 2005. — № 1.- С.56-72
- Стереотипность и творчество в тексте [Текст] межвуз. сб. науч. трудов . — Пермь: ПГУ, 2000. — 394 с
- Тейлор, Ш. Социальная психология [Текст] . — СПб.: Питер, 2004. — 768 с
- Шейнов, В. П. Эффективная реклама [Текст] секреты успеха . — М.: Ось-89, 2003. — 448 с
Семинар 5. Психология больших социальных групп
- Социальная группа: понятие, классификации.
- Большие социальные группы: понятие, признаки их выделения. Психологические особенности социальных классов и слоев, гендерных, этнических и возрастных групп.
- Характеристика и типы стихийных социальных групп: толпа, масса, публика. Значение их исследования на современном этапе.
Как вести себя в толпе, охваченной паникой: практические рекомендации.
- Способы воздействия в стихийных группах: заражение, внушение, подражание. Практические рекомендации: как не поддаться внушению?
Литература
- Апраксина, Н. Д.. Студенчество как социальная группа//. Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств.- 2008.- № 4. — С. 161-163
- Богомолова, Н.Н.. Интернет, Интернет-СМИ в сфере общения и их восприятие различными социальными группами//. Мир психологии.- 2006.- №4 — С.104-109
- Быстров, А. Н.. Гендерная характеристика поступающих в вуз//. Высшее образование сегодня.- 2009.- № 1. — С. 51-55
- Бендас, Т. В.. Гендерная психология [Текст] : учебное пособие / Т. В. Бендас.- СПБ., М.: Питер, 2007, 432 с
- Гуреев, М.. Моральный кодекс как инструмент манипуляции массами : социально-исторический пример Японии//. Вопросы культурологии.- 2007.- № 3.- С. 36-40
- Карпухин, О.И.. Манипулирование массами — инструмент PR-революций в эпоху глобализации и экспорта демократии//. Социально-гуманитарные знания.- 2005.- № 5.- С. 26-51
- Осипов, А.М.. Работники образования как социально-профессиональная группа//. Педагогическое образование и наука.- 2008.- № 5.- С. 81-84
- Чекалина, А. А.. Гендерная психология [Текст] : пособие / А.
12 стр., 5723 слов
Социально-педагогические ресурсы социальных отношений
... социального педагога по коррекции социальных отношений….………………………………………..…53 3. Социально-педагогические условия повышения эффективности реализации социально-педагогических ресурсов социальных отношений 3.1. Диагностика социальных ... институты социализации, оказывающие огромное влияние на психическое и социально-психологическое ... работы составляет 104 страницы текста компьютерного набора, работа включает ...
А. Чекалина.- М: Ось-89, 2006, 256 с
Семинар 6. Психология малой группы
- Малая группа: понятие, признаки, стадии развития, структура. Вопрос верхней и нижней “границы” малой группы.
- Классификации малых групп.
- Динамические процессы в малой группе:
- феномен группового давления. Конформность и конформизм. Нонконформизм
- групповая сплоченность
- лидерство и руководство. Проблема разграничения понятий “лидер” и “руководитель”, “лидерство” и “руководство”. Стили лидерства. Методы выявления лидеров в малых группах. Гендерные исследования лидерства.
- принятие группового решения. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Методы повышения эффективности принятия группового решения: брейнсторминг, синектика.
- ПРАКТИКУМ: Межличностные отношения в группе. Методы исследования межличностных отношений в малой группе. Социометрия: достоинства и недостатки использования методики.
- ПРАКТИКУМ: Анализ видеоматериала.
Литература
- Бакурадзе,А.Б.. Анализ феномена лидерства с точки зрения его ценностных оснований//. Педагогическая мастерская.- 2007.- №6 — С.2-6
- Битянова, М.. Социометрический метод в школьной практике//. Педагогическая диагностика.- 2008.- № 2.- С. 70-94
- Битянова, М. Стиль руководства: ваш выбор//. Управление школой. Прил. к газете » Первое сентября».- 2004.- № 12.- С. 28-29
- Захарова, С.Е.. Диагностика психологического климата методом социометрии в классных коллективах общеобразовательного учреждения//. Педагогическая диагностика.- 2009.- № 6.- С. 118-122
- Землянская, Е.. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп//. Учитель.- 2007.- № 1.- С. 20-27
- Золотовицкий,Р.А.. Социометрия Я.Л.Морено: мера общения//. Социологические исследования.- 2002.- № 4.- С.103-112
- Мегедь, В.В.. Целевые малые группы : диады//. Менеджмент и кадры.- 2006.- № 10.- С. 41-50
- Новочадов, В.. Гендерные аспекты руководства коллективом//. Директор школы.- 2006.- №6 — С.43-47
- Руденко, С..
В погоне за лидерством//. Учительская газета.- 2005.- № 51.- С. 2
- Руководство и лидерство//. Школьный психолог. Прил. к газете » Первое сентября».- 2003.- № 44.- Тема всего номера
- Феномен лидерства// Руднев, Е. А.. Развитие лидерского потенциала директора школы.- М., 2008.- С.10-42
Семинар 7. Проблема личности в социальной психологии
- Личность как предмет социальной психологии.
Социально-психологические теории личности в зарубежной психологии: психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм), бихевиоризм и ролевые теории (Скиннер), теория социальных ролей (Д.Мид), социально-когнитивная теория (А.Бандура), трансактный анализ (Э.Берн), теория социального научения (Д.Роттер).
Системно-деятельностный подход к пониманию личности в отечественной психологии (А.Леонтьев, С.Рубинштейн, Б.Ломов, А.Асмолов)
- Социально-психологические механизмы социализации. Институты социализации. Семья как институт социализации. Роль психологической близости с родителями в процессе социализации. Гендерная, политическая, правовая социализация. Основные этапы социализации.
- Аттитюд: понятие, структура, функции. Аттитюды и реальное поведение. Изменение социальных установок и социальных стереотипов.
- Социально-психологические аспекты взаимодействия группы и личности: конформизм и социальное влияние, социальная фасилитация, групповая агрессия.
- ПРАКТИКУМ:
Литература
- Бикметов, Е. Ю.. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида//. Социальные исследования.- 2007.- № 9. — С.86-92
- Григорьева, М.. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей//. Педагогическая диагностика.- 2008.- № 4.- С. 69-77
- Емчура, Т.. Современная молодежь и каналы ее социализации//. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.- 2006.- №3. — С.135-140
- Корженко, А.Л.. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте//. Вопросы психологии.- 2010.- № 2.- С. 80-88
- Мудрик, А. В.. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2002, 200 с
- Мудрик, А.В.. Что такое социализация?//. Классный руководитель.- 2009.- № 8.- С. 29-35
- Селевко, Г.. Личность : этапы самосовершенствования//. Воспитание в школе.- 2009.- № 4.- С. 5-9
Семинар 8. Психологические аспекты социальных конфликтов
- Социальный конфликт: функции, причины, классификация. Динамика развития конфликта
- Поведение индивида в конфликтной ситуации. Типы стилей поведения Томаса Килмена
- Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтного поведения.
- ПРАКТИКУМ: Разрешение конфликтных ситуаций; Правила конструктивного восприятия критики.
Литература
- Беляева, Т.Б.. Активные методы формирования конфликтологической компетентности у студентов//. Психология обучения.- 2008.- № 7.- С. 34-49
- Вершинина, С. А.. Стратегия поведения в конфликте//. Открытый урок.- 2010.- № 8.- С. 68-78
- Гришина Н.В. Психология конфликта.
- Запрудский, Ю.Г.. Культура конфликта (К особенностям российской конфликтности)//. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.- 2002.- № 4. — С.74-86
- Конфликты и их цивилизованное разрешение [Текст] : метод. пособие.- М.: РХТУ им. Менделеева, 1997, 24 с.
- Кособок, М.. Не давайте конфликту шансов//. Управление школой. Прил. к газ. » Первое сентября».- 2009.- № 4.- С. 21-24
- Социальная конфликтология [Текст] : учеб. пособие для студ. фак. соц. работы / под ред. А. В. Морозова.- М.: Академия, 2002, 336 с
КСР
- Каждому студенту необходимо представить реферативное сообщение (практикоориентированного содержания) объемом 8-10 стр.
Темы:
- Феномен «лидерства». Влияние лидера на эффективность группового общения. Как стать лидером?
- Феномен «руководства» в социальной психологии. Как стать эффективным руководителем?
- Имидж как социально-психологический феномен. Как понравиться людям, произвести хорошее впечатление?
- Имидж как социально-психологический феномен. Правила создания имиджа.
- Психология манипуляции. Как не стать марионеткой?
- Психология манипуляции. Как склонить человека к своей точке зрения?
- Психология сотрудничества. Как правильно сделать замечание, выговор?
- Значение общения для создания благоприятного психологического климата в группе. Как создать благоприятный психологический климат?
- Вербальная коммуникация. Как совершенствовать умения красивой, грамотной речи?
- Публичная речь. Способы развития дикции.
- Вопросы и ответы в общении. Корректность вопроса. Как правильно задавать и отвечать на вопрос?
- Барьеры в межличностном общении.
Способы преодоления психологических и коммуникативных барьеров.
- Невербальная коммуникация. Правила жестикуляции.
- Невербальная коммуникация. Как прочесть человека, словно, книгу?
- Конфликты в общении. Пути разрешения конфликта.
- Конфликты в общении. Как вести себя в конфликте?
- Конфликты в общении. Профилактика конфликтного поведения в группе.
- Ложь в межличностной и деловой коммуникации. Как распознать ложь в общении?
- Гендерный аспект коммуникативного поведения. Особенности «женского» общения. Как добиться расположения женщины как партнера в общении?
- Гендерный аспект коммуникативного поведения. Особенности «мужского» общения. Как добиться расположения мужчины как партнера в общении?
- «Эффект первого впечатления», его влияние на коммуникацию. Как создать положительное впечатление на партнера по общению?
- Группе студентов необходимо разделиться на микрогруппы по 2-3 человека, в рамках которых разработать содержание следующих направлений прикладного социально-психологического знания. Результатом изучения темы должна стать эл.презентация (минимум 30 слайдов).
-
Медицинская психология
Генетическая психология
Юридическая психология
PR-психология/психология рекламы
Психология труда
Психология управления
Военная психология
Психология религии