Организация и руководство педагогической практикой

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет психологии

 

ПРОГРАММА

Педагогической практики

по специальности 030301 «Психология»

 

Принято на заседании Ученого Совета

Факультета психологии

Южного Федерального Университета

 

Председатель д.б.н., проф. Ермаков П.Н.

 

___________________________________

Протокол №______ от «___»__________20__г.

 

Ростов-на-Дону

Г.

ВВЕДЕНИЕ

Общественная значимость деятельности психолога обу­словливает высокие требования к его профессиональному уров­ню, обеспечивает осознанное отношение субъекта к деятельно­сти. Студент, стремящийся психологически соответствовать со­временным требованиям жизни и профессии, должен цельно со­вершенствоваться в интеллектуальном, нравственном, коммуни­кативном и эмоциональном планах. Такое совершенствование по силам человеку, личностные изменения которого направлены и опосредованы тонкими психологическими средствами, одним из таких средств учебного процесса в высшем учебном заведении выступает педагогическая практика. Кроме того, прохождение педагогической практики является важной частью формирования профессиональной идентичности будущего преподавателя психологии.

 

Общие положения

1.1 Настоящая Программа разработана учебно-методическим советом факультета психологии ЮФУ под председательством Дикой Л.А. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030301 «Психология», базовым учебным планом факультета психологии Южного Федерального Университета.

1.2 Педагогическую практику продолжительностью 6 недель проходят все студенты 5 курса дневного отделения в 9 семестре на базе различных учебных заведений, а также структурных подразделений ЮФУ.

1.3 Практика в сторонних учебных заведениях основывается на договорах, в соответствии с которыми студентам предоставляются места практики, а также организационная и информационно-методическая помощь в процессе прохождения практики.

1.4 Студенты имеют право самостоятельно осуществлять поиск мест практики. В этом случае студенты представляют на кафедру своей специализации ходатайство (согласие) учебного заведения о предоставлении места прохождения практики с указанием срока ее проведения.

8 стр., 3685 слов

Дневник научно-педагогической практики для студентов Института ...

... руководители практики, руководители практики по кафедрам педагогики и психологии, представители базовых площадок практики, студенты. Курсовой руководитель практики знакомит всех с целью, задачами практики, сроками ... исследовательских интересов) для студентов старших курсов бакалавриата (специалитета) в соответствии с исследуемой научной проблемой с использованием учебно-методических материалов, ...

 

Цели и задачи педагогической практики

Целью педагогической практикиявляется овладение методикой проведения, подготовки, анализа учебных занятий по психологии, а также методикой воспитательной работы со сту­дентами.

Задачи педагогической практики.

1. Ознакомление с традиционными и инновационными формами учебных занятий по психологии в вузе.

2. Закрепление теоретических знаний, полученных студентами в институте, умение применять эти знания на практике в учебно-воспитательной работе с учащимися.

3. Овладение основными методами, приёмами и способами под­готовки, организации и проведения учебных занятий.

4. Овладение основными методами и приёмами коммуникатив­ного взаимодействия с аудиторией.

5. Изучение основных методов и приемов анализа и самоанализа
учебных занятий.

6. Ознакомление с некоторыми формами и методами организации и проведения воспитательной работы со студентами.

7. Умение студентов проводить учебно-воспитательную работу с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, опираясь на знания психологии, педагогики и физиологии.

8. Развитие у студентов стремления к изучению специальных и психологических дисциплин и совершенствованию своих педагогических способностей с целью подготовки к творческо­му решению задач воспитания и образования.

 

Организация и руководство педагогической практикой

3.1 Общее руководство педагогической практикой осуществляет деканат факультета психологии ЮФУ.

3.2 Руководителя педагогической практики и места прохождения практики утверждает декан факультета психологии ЮФУ на основе официальных договоров с руководителями учебных заведений, предоставляющими базу для практики.

3.3 Перед началом практики и по ее завершении проводятся организационное и заключительное собрания.

3.4 На местах прохождения практики в соответствии с официальным договором назначается куратор (руководитель) практики от организации.

3.5 Обязанности руководителя практики:

§ поддержание банка данных о базах практики, установление связи с базами практики, заключение с ними договоров;

§ проведение организационного собрания перед началом практики: знакомство студентов с программой практики, правами и обязанностями руководителя практики, правами и обязанностями студентов, требованиями к отчетным материалам, условиями защиты практики и местами ее проведения;

§ оказание методической помощи студентам, контроль за посещением студентами практических занятий, за выполнением ими программы практики и правил внутреннего трудового распорядка в месте прохождения практики;

§ оказание помощи руководителям, назначенным от организаций;

§ консультирование и помощь студентам в спорных вопросах;

§ проведение заключительного собрания, на котором студенты представляют свои отчетные материалы о прохождении учебно-ознакомительной практики в установленной форме;

3 стр., 1303 слов

Место учебной практики по получению первичных профессиональных ...

... «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы консультативной работы» и пр. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.   Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики: В результате прохождения данной практики студент должен обладать ...

§ анализ отчетных материалов студентов (дневник прохождения практики, отчет), аттестация по каждому виду работ, выставление итоговой оценки по учебно-ознакомительной практике.

3.6 Обязанности куратора (руководителя) практики от организации:

§ обеспечение условий для выполнения студентами программы производственной практики;

§ производственное инструктирование;

§ оказание помощи студентам в выполнении практических заданий;

§ обеспечение и контроль за соблюдением студентами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в данной организации;

§ составление характеристики на каждого студента-практиканта.

3.7 Обязанности студента – практиканта:

§ своевременное присутствие на организационном и заключительном собраниях;

§ изучение программы практики, получение рекомендаций от руководителя практики о методике прохождения практики;

§ соблюдение правил внутреннего распорядка и техники безопасности по месту прохождения практики;

§ своевременное выполнение всех практических заданий и оформление отчетных материалов в соответствии с установленной формой;

§ проявлять разумную творческую активность и инициативу;

§ студент должен представить и защитить отчет о прохождении практики в установленный срок.

Студент, не выполнивший программу практики и получивший отрицательный отзыв о работе во время прохождения практики или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется для прохождения практики повторно.

Содержание педагогической практики

Общие умения и знания студентов-практикантов

Студент должен проявить теоретическую готовность к педагогической деятельности.

4.1.1 Аналитические умения:

ü делить педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства);

ü осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;

ü правильно диагностировать педагогические явления;

ü вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения.

4.1.2 Прогностические умения:

ü умение прогнозировать развитие коллектива, динамику его структуры; развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимо­отношений;

ü умение прогнозировать развитие личности, ее качеств, чувств, воли и поведения, возможные отклонения в разви­тии, трудности в установлении взаимоотношений со сверст­никами;

ü умение прогнозировать ход педагогического процесса: обра­зовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала; затруднения учащихся в учении и дру­гих видах деятельности; результаты применения тех или иных методов, приемов, средств обучения или воспитания.

4.1.3 Проективные умения:

ü переводить цели и содержание образования в конкретные пе­дагогические задачи;

ü учитывать при определении педагогических задач и выборе содержания деятельности учащихся их потребности и инте­ресы, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;

ü определять комплекс доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

ü отбирать виды деятельности, адекватные поставленным за­дачам, планировать систему совместных творческих дел;

ü планировать индивидуальную работу учащихся с целью раз­вития их способностей, творческих сил, дарований, а также преодоления имеющихся недостатков;

ü отбирать содержание, формы, методы и средства педагогиче­ского процесса в их оптимальном сочетании;

ü планировать систему приемов стимулирования активности учащихся и сдерживания негативных проявлений в их пове­дении;

ü планировать способы создания личностно развивающейся среды и поддержания связей с родителями и общественно­стью.

4.1.4 Рефлексивные умения:

ü соответствие содержания деятельности воспитанников по­ставленным задачам;

ü эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;

ü соответствие применявшихся организационных форм возрас­тным изменениям учащихся и содержанию материала;

ü причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;

ü опыт своей деятельности в его целостности и соотнесенности с выработанными наукой критериями и рекомендациями.

Студент должен проявить практическую готовность к пе­дагогической деятельности.

1.Мобилизационные умения: связаны с привлечением внима­ния студентов и развитием у них устойчивых интересов к учебной деятельности.

2.Информационные умения: связаны с изложением учебной информации, навыками работы с компьютерными источника­ми, умением преобразовывать информацию в задачи обуче­ния.

3.Развивающие умения: умения определять зону ближайшего развития отдельных студентов и учебной аудитории в целом.

4.Ориентационные умения: направлены на формирование мо­рально-ценностных установок воспитанников и научного ми­ровоззрения.

5.Перцептивные умения: умения.

6.Межличностные умения.

7.Умения педагогической техники (воля, культура, личность педагога).

4.2 В процессе прохождения педагогической практики студен­ты должны выполнить следующую работу:

1.Подготовить и провести 2 лекции, 1 семинарское занятие или практическое занятие. Форма учебного занятия избирается студентами при согласовании с руководителем практики.

2.Посетить несколько (2-5) учебных занятий, проведённых со­курсниками, и принять участие в их анализе.

3.Проанализировать собственные учебные занятия.

4.3 Требования к отчетным материалам по педагогической практике:

По окончании педагогической практики студент составляет письменный отчет о проделанной работе и после утверждения его руководителем практики от учебного заведения в течение 2 дней представляет руководителю практики от ЮФУ.

Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период прохождения практики и должен быть заверен подписью руководителя базы практики и печатью учебного заведения. В отчете должны содержаться следующие сведения:

§ краткая характеристика баз практики (название и структура учреждения, место психолога в описываемой структуре, должностные обязанности и круг решаемых вопросов психолога);

§ виды выполненных работ и их результаты;

§ самоанализ проделанной работы (наиболее существенные достижения, встреченные трудности, общая оценка итогов практики)

§ заключение, состоящее из замечаний, предложений, научно-практических рекомендаций.

Кроме отчета, студенты должны предоставить:

§ характеристику от руководителя практики от организации, заверенную печатью (в ней отмечается отношение студента к работе, его инициативность, трудовая дисциплина т.п.);

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... деятельности: · Обеспечивает знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам, принятым в обществе   · Формирует качества личности, необходимые для активной жизнедеятельности в обществе       Структура педагогической деятельности ...

§ дневник прохождения практики, подписанный и заверенный печатью организации – базы практики;

§ заполненные бланки и протоколы, проведенных диагностических и исследовательских методик с примечаниями и комментариями, обработкой и выводами;

§ ходатайство (согласие) руководителя организации, не являющейся базой практики, принявшего студента для прохождения практики.