21. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

21. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности 2

23. Лекция как форма учебной работы в высшей школе 5

24. Семинарские (практические) замятия и их основные формы 6

25. Лабораторные работы в техническом ВУЗе 7

26. Психолого-педагогические проблемы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. 8

27. Современные технические средства обучения в ВУЗе. 9

29. Классификация технологий обучения высшей школы 11

30. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль 12

31. Проблемное обучение в ВУЗе 13

32. Активное обучение 13

33. Деловая игра как форма активного обучения. Ее сущность, активные компоненты и условия применения. 13

34. Технология знаково-контекстного обучения 14

35. Информационные технологии обучения 14

38. Технологии развивающего обучения 15

39. Технологии дистанционного образования 15

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации.

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций — обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов.В структуре педагогических способностей и соответственно педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический. Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе.

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления

Оглавление Введение 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 5 1.1.Сущность и содержание понятия способности к концентрации внимания 5 1.2. Возрастные особенности старшего юношеского возраста взаимосвязанные с развитием способности к концентрации внимания 12 1.3. Теоретический анализ влияния ...

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п.Гностический компонент — это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспитания студентов.Специальные знания включают знание предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания. Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний.

Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают проектировочные или конструктивные способности. Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и по мере увеличения педагогического стажа.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

22. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Педагогическая профессия требует следующих качеств от человека: устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способность хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей, и т.д.

Человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (коммуникативная) культура; 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопереживания; 8) наблюдательность; 9) «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) умение решать нестандартные ситуации; 11) высокая степень саморегуляции.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.

В наиболее обобщенном виде определения педагогических:

1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, — возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

5 стр., 2180 слов

Лекция: «Эволюция человека» (часть 2)

ПЛАН 1. Особенности современного этапа эволюции человека. 2. Расы человека и их происхождение. 3. Расизм и социальный дарвинизм. 1. Особенности современного этапа эволюции человека С возникновением человека как социального существа биологические факторы эволюции постепенно ослабляют своё действие и ведущими в развитии человечества становятся социальные факторы – труд, речь, общественная жизнь, ...

2. Академические способности — способности к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности — способности к общению с людьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы преподавателя.

Психологический портрет учителя любого учебного предмета, включает следующие структурные компоненты: 1) индивидуальные качества человека, т.е. его особенности как индивида — темперамент, задатки и т.д.; 2) его личностные качества, т.е. его особенности как личности — социальной сущности человека; 3) коммуникативные (интерактивные) качества; 4) статусно-позиционные, т.е. особенности положения, роли, отношений в коллективе; 5) деятельностные (профессионально-предметные); 6) внешнеповеденческие показатели.

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов 2–4 курсов специальности «Психология»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов 2–4 курсов, обучающихся по специальности 1–23 01 04 «Психология» Составители: кандидат психологических наук, доцент О.Л. Писарева, преподаватель Т.О. Кулинкович Программа утверждена на заседании кафедры психологии, протокол № 2 от 9 октября 2009 г. Минск, 2009 СОДЕРЖАНИЕ ...

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Она является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».

23. Лекция как форма учебной работы в высшей школе

Цель лекции обеспечивать передачу и усвоение студентами наиболее сложные, проблематичные темы курса.

Различают три формы лекций:

1. Вводная лекция – ознакомление студента с методикой работы по данной дисциплине. Показать ее место в системе научно знания и объяснить основные требования предъявляемые к уровню овладения данным курсом.

2. Основная лекция – обеспечивает освещение основных проблем курса.

3. Повторительно-обобщающая лекция – читается в конце курса в виде более высокой степени обобщения его содержания.

К нетрадиционным лекциям относятся следующие:

1. Проблемные лекции

2. Лекция визуализация

3. Лекция конференция

4. Лекция вдвоем

5. лекция с заранее планируемыми ошибками

Структура лекции:

1. Вводное слово – где лектор говорит об актуальности проблемы и в сжатом виде напоминает содержание предыдущей темы.

2. Основная часть 75-80% времени – разбивается, как правило, на 3-4 основных вопроса

3. Заключение или выводы 5-10 мин

4. Окончание лекции 3-5 мин – ответы на поступившие вопросы (Лектор может давать ответы и по ходу лекции)

24 стр., 11927 слов

Система психологической работы со студентами

Введение Подготовка квалифицированных молодых специалистов - аграрников является одним из важнейших направлений молодежной политики нашего государства. Следовательно, актуальной задачей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования республики является задача развития конкурентоспособности будущих специалистов, которая отвечала бы возрастающим требованиям рынка труда к качеству трудовых ...

К лекции предъявляются требования:

1. Научность и обоснованность выдвигаемых предположений

2. Практичность, т.е. связь теории с практикой

3. Проблемность – обеспечивает повышенный интерес к данной теме

4. Эмоциональность преподавателя – позволяет усилить воздействие материала т.к. включает чувства слушателя.

5. Аргументированность положений

6. Наглядность – обеспечивается наглядными материалами

7. Степень воздействия лектора на аудиторию

8. Качество голоса и речи, грамотность изложения, литературность, громкость

Примечания: По этим критериям и оценивается качество проводимой лекции

Активные формы лекций:

1. Проблемная – лектор акцентирует внимание, на проблемах темы задавая проблемные вопросы или вводя проблемные ситуации

2. Лекция визуализация строится таким образом, чтобы обеспечить максимальную наглядность в изложении материала

3. Лекция пресс-конференция основана не на монологе лектора, а на диалоге с аудиторией, где лектор отвечает на подготовленные вопросы

4. Лекция вдвоем основана на совместной работе двух лекторов, каждый из которых представляет отдельное научное направление или парадигмы одной науки.

24. Семинарские (практические) замятия и их основные формы

Цель практических занятий проработка наиболее сложных вопросов курса

Виды семинаров:

1. Вводный семинар – ознакомление студента с методикой работы по данной дисциплине. Показать ее место в системе научно знания и объяснить основные требования предъявляемые к уровню овладения данным курсом.

2. Семинар

3. Спецсеминар представляет собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций.

4 стр., 1921 слов

Контрольные вопросы и задания для семинарских занятий, тематика самостоятельной работы студентов:

(ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ) Тема 1. Общество и его структура. Социальная структура общества. Понятия «социокультурная среда», «социокультурная преемственность», «социальная память». Специфика социокультурной методологии. Самостоятельная работа студентов: Структурный срез как основа социального анализа. Проблемы социального наследия: история и современность. Литература: Ахиезер, А.С. Философские ...

4. Просеминар – с элементами НИСа где студенты защищают рефераты, курсовые, делают научные доклады.

Структура семинара:

1. Вводное слово – где определяется тема занятия

2. Обсуждение основных вопросов темы

3. Возможен контрольный тест по прежней теме

4. Заключение – общие выводы, оценивание конкретных выступлений с показом как недостатков так и достоинств выступлений

5. Объяснение следующего задания на самостоятельную подготовку

Требования к проведению семинара:

1. Полнота освещения вопроса

2. Активность студентов

3. Критерий отношений преподавателя и студентов (безразличные, взаимно-уважительные, авторитарные)

4. Общие результаты семинара – уровень обученности студента

Виды семинаров как активных форм обучения:

1. Семинар деловая игра – имитирует типичные профессиональные ситуации

2. Семинар КВН – основан на проблемных заданиях между командами соперников

3. Семинар конференция – основан на дискуссии между основной частью задающей вопрос и компетентными лицами, способными подготовить профессиональный ответы (брифинг)

4. Проблемные семинары ‑ связанные с методикой их организации преподавателем в виде домашней заготовки проблемных вопросов и ситуаций.

25. Лабораторные работы в техническом вуЗе

Цель лабораторной работы выработка практических умений и навыков по данной теме и специализации.

Ее основные составляющие:

1. наличие оборудованных рабочих мест

2. инструкции по проведению

3. правила техники безопасности

Виды лабораторных работ:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Коллективная или обще групповая (фронтальная)

Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Индивидуальная самая эффективная т.к. каждый студент имеет свое задание, методику выполнения и имеет возможность проявлять активность и самостоятельность. Недостатки ее в том, что необходимо иметь максимальное число мест, максимальное время для подготовки занятий.

Групповая основана выделении рабочих мест на 4-6 –ых студентов. Каждая группа выполняет свое задание, в последующем тематика одной группы переходит к другой (цикловая) в результате каждая группа выполняет весь комплект заданий по данной тематике.

Фронтальная связанна с тем что, студенты выполняют одну и туже тему. У нее самая низкая эффективность, но также и само легко организуемая.

26. Психолого-педагогические проблемы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов.

В современных условиях студенты принимают участие в исследованиях двух типов: учебных и научных. Между ними есть сходства и различия. Общее заключается в том, что по своему характеру оба типа исследований являются научными. Но они играют разную роль в жизнедеятельности вуза, различаются способами организации, отношением студентов, массовостью. Значимость учебных и научных работ определяется глубиной проведенного исследования, весомостью теоретических материалов и практических выводов.Учебно-исследовательская работа студентов. Предусмотрена учебным планом вуза, осуществляется преимущественно на старших курсах, носит обязательный характер, оценивается по десятибалльной системе. В вузах приняты следующие формы УИРС:• курсовые работы;• дипломные работы;• УИРС (в отдельных вузах).

Курсовые работы чаще всего выполняются на III—IV курсах по ведущим учебным дисциплинам. Это фактически первое научное исследование самостоятельного характера, которое может иметь теоретический или опытно-экспериментальный характер. Если студент с I курса работает в одном из научных кружков, то тема его кружковой работы может трансформироваться в учебную курсовую работу. В этом случае курсовая работа приобретает более стабильный и фундаментальный характер. Студенты выполняют этот вид УИРС под руководством преподавателей, которых назначают соответствующие кафедры. Они же создают небольшие комиссии для защиты курсовых работ. Выполняя курсовое исследование, студенты учатся работать с научной литературой, изучать разработанность и освещенность избранной проблемы. По отдельным учебным дисциплинам подготовка курсовой работы сопряжена с приобретением умений самостоятельной работы с аппаратурой, приборами, оборудованием, материалами.Учебно-исследовательская работа студентов носит разный по содержанию и значимости характер. В ряде случаев курсовая работа становится разделом или параграфом дипломной работы, дает импульс для продолжения исследований на более высоком уровне.Научно-исследовательская работа студентов. В отличие от УИРС этот тип исследования не имеет обязательного характера, может осуществляться на добровольной основе с I курса. Студенты, занимающиеся научной деятельностью, объединяются в студенческое научное общество (СНО).

Научное руководство всеми формами НИРС осуществляют преподаватели вузов. В современном университете функционируют различные формы НИРС:научный кружок;научный клуб;студенческая научная лаборатория;научные конференции, семинары, симпозиумы;олимпиады по учебным дисциплинам;конкурсы студенческих научных работ;летние научные школы;студенческие конструкторские бюро;хоздоговорные темы исследований. Наиболее распространенной и стабильной формой является научный кружок по определенному предмету. Кружки создаются по решению кафедры, ими руководят доценты или профессора. В кружок могут входить студенты разных курсов при условии понимания и освоения его проблематики, но задания они выполняют различной сложности. Научные исследования способствуют развитию самостоятельности, креативности, аналитического мышления студентов. УИРС и НИРС обладают большими возможностями в формировании творческой личности будущего учителя, любого специалиста. Одно из принципиальных отличий вуза от школы состоит в том, что студенты занимаются учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Формы УИРС предопределены учебным планом по специальности, формы НИРС довольно разнообразны и определяются соответствующей кафедрой. Содействуя развитию научного потенциала личности студентов, УИРС и НИРС благодаря реальной проблематике одновременно обеспечивают профессиональную направленность подготовки специалистов. Требования к УИРС и НИРС в условиях университетского образования повышаются, что, в свою очередь, требует от профессорско-преподавательского состава а руководства научными исследованиями студентов и повышения собственного научного потенциала.

27. Современные технические средства обучения в вуЗе

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. Поэтому в комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Основой мультимедиа курса является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят: электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры), задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система.

Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие виды мультимедиа курсов.

Видеолекция. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Мультимедиа лекция. Для самостоятельной работы над лекционным материалом могут быть разработаны интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия.

Практические занятия. Использование информационных технологий требует изменения характера организации практических занятий и усиления их методической обеспеченности. Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса.Лабораторные работы. Мультимедиа курсы позволяют организовать работу с тренажерами, имитирующими реальные установки, объекты исследования, условия проведения эксперимента. Семинарские занятия. Теоретический характер семинарских занятий определяет специфику применяемых мультимедиа курсов, которые должны быть представлены, главным образов, в текстовом виде.Электронная почта позволяет пользователям (преподавателям, обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями; работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в «нереальном» масштабе времени. Электронные конференции позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками «конференции», находящимися на различных расстояниях друг от друга.

Важным элементом новой системы образования является переход вузовских библиотек на широкомасштабное использование новых информационных (компьютерных) технологий.

28. Этапы и формы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций — сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап — моделирование;

II этап — проектирование;

III этап — конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:

• выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

• выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у обучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

• выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

• разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

Содержание технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных и профессиональных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

• цели обучения;

• содержание обучения;

• средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;

• студент, преподаватель;

• результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки).

29. Классификация технологий обучения высшей школы

Сущность понятия. Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Технологии обучения в высшей школе делятся на:

1. Традиционные – основанные на классических видах занятий и реализуемых в виде схемы (передача научной информации преподавателем – восприятие обучаемым – закрепление.

2. Развивающие – направлены на формирование и использование студентами их способностей и потенциалов. Базируется на активных формах обучения.

3. Эвристические – основаны на обучению студентов научному поиску в решении проблемных и творческих задач. Реализуются на спецсеминарах, семинарах конференциях, защитах курсовых работ и деловой игре.

4. Информационные – через мультимедийные средства, электронные учебники и дистанционное обучение.

30. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

Модуль — логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Контроль по модулям обычно производится 3-4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая — профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:

• системность содержания, т.е. то необходимое и достаточное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

• чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

• системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки систематизации в профессиональные умения анализировать, систематизировать и прогнозировать инженерные решения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, график выполнения проектного задания (если оно предусмотрено планом), содержание и формы итогового контроля.

Рейтинговый контроль прекрасно сочетается с остальными компонентами обучения. Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключаются в следующем:

• осуществляются предварительный, текущий и итоговый контроль;

• текущий контроль является средством обучения и обратной связи;

• развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;

• контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);

• развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;

• развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности.

Такой тип обучения обеспечивает повышение роли самостоятельной работы студента и развитие навыков самообучения и организации студентом своего учебного времени. Модульное обучение позволяет лучше дифференцировать студентов по их успеваемости способностям и способам творческой деятельности оставляя лучших в магистратуре и аспирантуре.

31. Проблемное обучение в вуЗе

Основано на искусственном создании преподавателем проблемных ситуаций и вопросов по изучаемой дисциплине. Здесь учебная программа основана на постановке проблемы и объяснения преподавателем (или самостоятельном поиске студентами) вариантов ее решения.

Проблемные ситуации подразделяются по ряду оснований:

1. Реальные ситуации

2. Искусственные ситуации

3. Профессиональные ситуации (деловая игра)

4. Ситуации, решаемые только одним способом или многими

5. Простые и сложные ситуации

Примечание: При проведении занятий проблемным способом лекция читается в порядке:

1. Вначале описывается реальная ситуация

2. Лектор последовательно излагает методику поиска путей ее решения

3. Делается вывод из анализа решения.

Проблемные семинары включают один – два проблемных вопроса.

32. Активное обучение

Это такое обучение формы, средства и методы которого позволяют обеспечить или усилить самостоятельную работу студента по освоению специальности. В этом обучении студент выполняет все работы, а преподаватель консультирует.

Виды активного обучения:

1. Проблемное обучение

2. Модульно-блочная форма обучения

3. Деловая игра

4. Эвристические (поисковые) технологии обучения

5. Контекстное обучение

33. Деловая игра как форма активного обучения. Ее сущность, активные компоненты и условия применения.

Деловая игра основана на имитации профессиональных ситуаций.

Структура деловой игры:

1. Сценарий игры

2. Правила игры

3. Распределение ролей каждая, из которых функции определенного должностного лица

4. Технические средства обеспечения игры – минимальная техническая база или производственные мощности.

5. Руководитель или арбитр игры, следящий за соблюдением ее правил.

Примечание: Это наиболее сложная с точки зрения методики подготовки и проведения занятия форма активного обучения, но и самая эффективная для выработки профессиональных навыков.

34. Технология знаково-контекстного обучения

Эту форму обучения обосновал доктор педог. наук Вербицкий в 80-х гг. 20-го в. Это обучение основано на формировании уже в условиях ВУЗа структуры будущей проф. деятельности обучаемого в рамках его обучения. Это обеспечивает переход от познавательного типа деятельности к профессиональному типу, вместе с нужной в этом плане сменой потребностей и мотивов, целей и действий, что снижает противоречия в процессе подготовки специалиста между его учебной деятельностью и профессиональной. Противоречие вызвано тем, что теоретически подготовленный специалист, но не имеющий практики в начале профессиональной деятельности не обладает нужной компетентностью т.е. умением решать профессиональные задачи.

Знаково-контекстное обучение снимает это противоречие путем объединения с проф. деятельностью за счет:

1. Создания типичных профессиональных ситуаций на занятиях

2. Использования игровых методов, в частности деловой игры.

3. Создания проблемных ситуаций.

35. Информационные технологии обучения

Информационные технологии обучения связанны с двумя основными формами:

1. использование мультимедийных средств, включая обучающие программы.

2. Программное обучение решаемое с помощью ПК. Здесь используется метод построения двух типов заданий:

— линейные программы (задания формируются в виде тестов, где студент должен не только найти правильный ответ, но и вложиться в регламент времени).

Их недостаток в том, что обучаемый который решил неправильно хотя бы одно задание в комплексном задании, не решает само комплексное задание.

— Программа ветвей отличается от линейной тем, что при сбое в одной ветви студент переходит к параллельной и двигается по ней. Программируемое обучение включает не только подготовку перечня тех или иных программ, но и объективный контроль зананий компьютером, исключая субъективность оценки преподавателя. Преподаватель выступает как методист и консультант.

Преимущество информационных технологий:

— объективность оценки знаний;

— индивидуальный подход;

— повышение активности и самостоятельности работы студентов по сравнению с традиционной формой.

— возможность дистанционного обучения.

37. Эвристические технологии обучения

Эвристические технологии основаны на обучении студентов прежде всего способам самостоятельного поиска знаний и использует смежные активные формы обучения: проблемное, деловую игру и имитационные модели. Второй стороной выступает обучение студентов умениям и навыкам научно-исследовательской работы, в том числе и на спец семинарах. Эти навыки связанны с:

1. самостоятельным анализом научных проблем;

2. умением вести научную дискуссию защищая свою точку зрения;

3. знанием альтернативных подходов и научных парадигм в данной научной проблеме.

4. умения поисковой работы с различными видами источников.

38. Технологии развивающего обучения

Их целью является формирование у студентов тех психологических качеств и способностей, которые, прежде всего, связанны с будущей специальностью. Здесь используются:

1. Развивающие психологические тесты с учетом начального уровня (тестирование на IQ);

2. Применение различных игровых методик с использованием индивидуальных и коллективных заданий;

3. Использование активных форм и методов обучения.

Примечание: содержание данных технологий должно опираться на перечень квалификационных качеств описанных в профессиограмме (Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — системапризнаков, описывающих ту или инуюпрофессию, а также включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этойпрофессиейилиспециальностьюкработнику. В частности, профессиограмма может включать в себя переченьпсихологическиххарактеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.)

39. Технологии дистанционного образования

Оно основано на получении профессий без посещения учебных заведений. Здесь студент имеет возможность:

1. Самостоятельно выбирать темп обучения;

2. Учиться даже во время работы при наличии ПК.

3. Он получает электронные учебники, а также перечень вопросов и заданий по дисциплине.

Здесь диплом может получить человек имеющий проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Также это обучение самое дешевое и обходиться в 150-200$.

ГИС (гибкие информационные системы ) и лекции сопровождаются видеорядом включая мультипликацию физ., хим. и иных опытов т.е. современных технологий.

Минусы: 1. Возможен подлог, когда за студента работу выполняет другое лицо.

2. Отсутствует возможность коллективной работы.

Дистанционное обучение удобно для получения второго высшего образования либо повышения квалификации.