Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
1. Описательная психология и герменевтика В. Дильтея………………….5
2. Баденская школа неокантианства В. Виндельбанда, Г. Риккерта………8
3. Э. Гуссерль о специфике наук о духе. …………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы ………………………………………………………………16
Введение
Вплоть до конца XIX века господствующей тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм — универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания (об этом выше шла речь).
К концу XIX—началу XX века стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. Этот тезис особенно активно отстаивали два философских направления — баденская школа неокантианства и философия жизни.
«Философия жизни» — направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были — Дильтей, Ницше, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Обратилась к жизни, как первичной реальности, целостному органическому процессу. Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок. Однако во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и «ставшему».
Научному познанию и его приемам противопоставляют внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения (иррациональные в своей основе) жизненной реальности — интуиция, понимание и др. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения искусства, поэзия, музыка, вчувствование, вживание и другие внерациональные способы освоения мира (7).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что при формировании социально-гуманитарных наук их целью провозглашалось, как познание общества, так и участие в его регуляции и преобразовании. Тем самым ставилась задача найти определенные технологии управления социальными процессами.
Целью данной работы является изучение формирования социально-гуманитарных наук. Для изучения этого вопроса необходимо решить следующие теоретические задачи:
— рассмотреть описательную психологию и герменевтика В. Дильтея;
Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая ...
... 25%), наследственной предрасположенности - 20%, медицинского обслуживания - 10%. Образ жизни (ОЖ) относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и ... проблема изучена недостаточно. В связи с этим цель исследования - выявить эффективные пути формирования здорового образа жизни трудных подростков. Задачи исследования: 1) Проанализировать ...
— изучить баденскую школу неокантианства;
— проанализировать высказывания Э. Гуссерля о специфике наук о духе.
Методология исследования состоит из совокупности методов, включающие в себя общенаучные и частно-научные методы. В основу работы положены теоретические положения философии права. При написании работы были использованы следующие методы – логический, историко-правовой, сравнительного правоведения, обобщения.
Описательная психология и герменевтика Вильгельма Дильтея
Немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей(1833—1911) — представитель «философии жизни», основоположник понимающей психологии и школы «истории духа».
Мыслитель выделял два аспекта понятия «жизнь». Взаимодействие живых существ — это применительно к природе; взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени, — это применительно к человеческому миру. Понимание жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие («науки о духе») — жизнь людей. Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным.
Постижение жизни, исходя из нее самой, считал он, — основная цель философии и других «наук о духе», предметом исследования которых является социальная действительность во всей полноте своих форм и проявлений. Поэтому главная задача гуманитарного познания — постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности. При этом Дильтей подчеркивает: «невозможно абстрагироваться от того, что человек — сознательное существо, а это значит, что при анализе человеческой деятельности нельзя исходить из тех же методологических принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды» (9, с.16).
А из каких же принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь? Дильтей считает, что это, прежде всего метод понимания, т. е. непосредственное постижение некоторой духовной целостности. Это проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста создания последнего. В науках о природе применяется метод объяснения — раскрытие сущности изучаемого объекта, его законов на пути восхождения от частного к общему.
Различая сравнительную (естественнонаучную) и описательную психологию, Дильтей считает, что именно последняя является основой для наук о духе. «Природу мы объясняем, душевную жизнь — постигаем». Это «постижение» (понимание) душевной жизни как взаимосвязанной, структурированной и развивающейся — важная задача описательной психологии.
По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный им герменевтикой — искусством понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Герменевтику он рассматривает как методологическую основу всего гуманитарного знания. Дильтей выделяет два вида понимания: понимание собственного внутреннего мира, достигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдения); понимание чужого мира — путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатии).
Наука как категория философии
... связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения ... социальной среды, включенные в систему общественной практики. Языком науки является мышление в понятиях. Для понимания категории «наука» необходимо учитывать отличие этого вида духовного производства от ...
Философ рассматривал способность к эмпатии как условие возможности понимания культурно-исторической реальности (1).
В обоих своих видах понимание — это «процесс, в котором на основе внешних, чувственных данных, постигается внутреннее» — прежде всего внутренняя духовная жизнь человека, ее развитие, специфика и уникальность. Такое понимание — «это не концептуализация, а тотальное осознание духовного состояния и его реконструкция на основе вчувствования». Здесь не нужны ни законы, ни теории, ни даже общие понятия(2, с.270).
Наиболее «сильная форма» постижения жизни, по Дильтею, — это поэзия, ибо она «каким-то образом связана с переживаемым или понимаемым событием». Как бы вторя в этом вопросе Дильтею, современный американский философ Р. Рорти пишет о «секретах поэтического сердца, неизвестных тайной полиции», и о том, что «человеческая жизнь заключается в поэзии, а не просто в размышлении» (3).
Один из способов постижения жизни — интуиция. Важными методами исторической науки Дильтей считает биографию и автобиографию. При этом отмечает, что научное мышление может проверить свои рассуждения, может точно формулировать и обосновывать свои положения. Другое дело — наше знание жизни: оно не может быть проверено, а точные формулы здесь невозможны.
Дильтей подчеркивает важную роль идеи (принципа) развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм. Философ отмечает, что учение о развитии по необходимости связано с познанием относительности всякой исторической формы жизни. Перед взором, охватывающим весь земной шар и все прошедшее, исчезает абсолютное значение, какой бы то ни было отдельной формы жизни (8).
Если сторонники философии жизни исходили из того, что науки о культуре отличаются от естествознания по своему предмету, то неокантианцы полагали, что эти две группы наук отличаются, прежде всего, по применяемому ими методу.
Баденская школа неокантианства
Направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально-психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 — начале 20 веков. Свое название получило от земли Баден, на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители школы — Виндельбанд и Риккерт. Разработанная Б.III. классификация наук, в основу которой положены различия по формальному характеру познавательных целей наук» (т.е. по методу), а также грандиозная по своим масштабам теория истории и культуры получили широкое распространение в среде гуманитариев, оказав значительное влияние на развитие философии, социологии, психологии, культурологии и историографии 20 века.
Особое значение для развития баденской школы имели работы Генриха Риккерта (1863-1936), который доказывал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии — нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей. Г. Риккерт подчеркивал, что главное — не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру. Мир, согласно Г. Риккерту, не может быть предметом познания в силу своей иррациональности Процесс, делающий возможным его относительное познание, определяется трансцендентальным долженствованием — необходимостью, заставляющей человека утверждать или отрицать что-либо по отношению к предмету, выносят его оценочное суждение (10).
Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место ...
... в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология ... и сегодня и обусловливает поиск системных подходов, системообразующих, методов структурирования накопленного знания. Долгие годы с разной ... реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела. Значительный импульс для выделения в ...
При этом субъективизм снимается у Г. Риккерта утверждением примата этически ориентированного практического разума по отношению к познавательно ориентированному, теоретическому. В процессе познания предмет при помощи системы категорий, обретает форму правил и норм, требующих признания. Поэтому истина определяется Г. Риккертом как согласованность понятий между собой, содержание которых детерминируется значимостью, обусловленной теоретической ценностью Г. Риккерт полагал, что ценность проявляется в мире как объективный смысл. При этом смысл выступает своеобразным посредником между бытием и ценностями. Трактовка Г. Риккертом действительности как иррационального, непосредственного бытия вела к ее пониманию как гетерогенного и континуального образования, его познание (рационализация иррационального) могло осуществляться двумя путями: разнородная непрерывность действительности могла быть оформлена либо в однородную непрерывность, либо в разнородную прерывность. С первым были связаны науки о природе, со вторым — науки о духе (или о культуре).
Г. Риккерт полагал, что науки о природе генерализируют понятия, а науки о культуре их индивидуализируют (10).
Эти идеи разделял и Вильгель Виндельбанд (1848 — 1915), стоявший, как и Г. Риккерт, у истоков баденской школы. В. Виндельбанд считал, что для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов. Для наук о культуре характерен идеографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действительности. Г. Риккерт и В. Виндельбанд отмечали, что цель философии — создание новой методологии, науки об общеобязательных ценностях, обусловливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах.
С точки зрения В. Виндельбанда, оценка, в которой проявляется ценность, являет собой реакцию личности на содержание познания, обусловленное диалектическим взаимодействием потребностей человека и его представлений о мире (5).
Отнесенность к ценности — фактически отнесенность к трансцендентальному. Вот почему для баденской школы проблемы трансцендентальной методологии имели особый смысл.
Трансцендентальный метод нацелен, согласно В. Виндельбанду, на выявление значимости различных ценностей в различные периоды истории в многообразных сферах человеческой жизнедеятельности. Метод рассматривает отнесенность к ценностям как необходимую черту историко-культурного познания. Поэтому определяющим значением обладает не знание само по себе, а понимание и создание новой понимающей науки. В основе последней должно лежать стремление понять смысл совершаемого человеком в различных историко-культурных контекстах, в различных сферах жизнедеятельности. Г. Риккерт выделял шесть таких сфер: искусство, этика, блага жизни, наука, пантеизм (мистика), теизм. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесенные с этими системами единичные явления из области опыта образуют культуру, в которой наиболее ярко и вводно воплощаются красота, истина, нравственность, святость, счастье (12).
Философия 98
... (современный поиск новых методов познания) Структура философского знания. Функции и методы философии. Разделы философии: Онтология – учение об ... ему динамику саморазвивающейся абстракции. Абсолютный дух. Материализм - саморазвивающаяся материя. Существование духов не отрицается, однако они вторичны ... объективному миру. Наука в то же время не могла дать ответы. Особое развитие философия получила ...
Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям: пространственно-временному (физическому) миру, миру ценностей и смыслов, миру необъективированной субъективности. Идеи Г. Риккерта и В. Виндельбанда оказали большое влияние на формирование понимающей социология М. Вебера, на развитие современной американской социологической мысли, на общую эволюцию методология исторических наук.
Неокантианство внесло существенный вклад в философию языка, философию мифа, философию культуры.
Э. Гуссерль о специфике наук о духе
В своих трудах Гуссерль говорит о кризисе европейского человечества. Наиболее полным и показательным среди этих трудов является книга «Кризис европейских наук». Эдмунд Гуссерль говорит о том, что Европу постиг кризис существования, духовный кризис. Выход из него – обращение к философии. Говоря о причинах настоящего кризиса, Гуссерль обращается к истории возникновения философии в Древней Греции. Единственный способ преодолеть кризис – обратиться к его генезису. «Духовная Европа имеет место рождения. … Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Р.X., — В греческом мире «сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру», следствием которой стал «прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование», которое греки называли. Последнюю Гуссерль определяет в ее первоначальном смысле как «универсальную науку» о мироздании, «о всеохватном единстве всего сущего» (4).
Он говорит о том, что возникшая у греков философия с самого начала несла в себе все науки. Однако вскоре интерес к целому начал делиться по отношению к разным сторонам бытия и «философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки». «В возникновении такого рода философии, заключающей в себе все науки, — говорит Гуссерль, — я вижу … изначальный феномен духовной Европы». Гуссерль считает, что «историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнации, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ», то есть – на идеал. Такая направленность присуща «организму соединенных Европой наций», начиная с отдельной личности с ее интенциональной жизнью. Это означает «прогрессирующую перестройку всего человечества под влиянием возникших в узком кругу и ставших действенными идейных образований». И в этом контексте Гуссерль говорит об идеях. Когда человек создает концепцию идеи, он преображается, становится новым человеком.
Можно выделить следующие основные тезисы, в которых выражена его позиция по данному вопросу:
— предмет наук о духе – это люди как личности, их личная жизнь и деятельность;
— науки о духе, направляя свой взор на душевную жизнь людей, не могут отрывать ее от их телесности;
— желание сделать науки о духе точными как естествознание абсурдно;
— для наук о духе интересны не реальные вещи в пространстве, а свойственные человеку смысловые структуры;
Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология ...
... Н. А. Бердяев Б.«Проблема социальной философии — вопрос, что такое собственно есть общество, ... в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа». ...
— критический подход должен быть применим ко всему человечеству в целом, к ценностям, которыми люди руководствуется в своей деятельности;
— принцип всесторонности рассмотрения действует и в науках о духе;
— нет объективных наук о духе;
— построить науку о духе может только трансцендентальная феноменология, в рамках которой разработан метод постижения сущностной основы духа. Этот метод заключается в следующем: гуманитарное познание начинается с изучения собственного Я, понимаемого как производитель всех смысловых значений, затем по отношению к этим значениям Я становится теоретическим наблюдателем;
— именно трансцендентальная философия ставит на первое место творчество как радикальную и сущностную проблему духовной жизни;
— так как метод должен быть детерминирован предметом изучения, то у наук о духе должен быть свой собственный метод – феноменологический метод.
Современные социально-гуманитарные науки зависимости от предмета и методов исследования делятся на части, то есть конкретные научные дисциплины (6).
Сегодня в рамках социально-гуманитарного знания выделяют следующие самостоятельные научные дисциплины: социальная философия, история, экономическая теория, социология, политология, культурология, археология, педагогика, правоведение, искусствознание, литературоведение, филология, лингвистика и многие другие. Одной из важнейших тенденций в развитии современных социально-гуманитарных наук, так же как и естествознания, является междисциплинарное взаимодействие, в результате которого происходит постоянный дисциплинарный рост научного знания вообще и социально-гуманитарного знания в частности.
Заключение
Таким образом, уже с первой половины XIX века начался активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Встал вопрос о создании технологии управления социальными процессами. «Методологические проблемы социального познания активно разрабатываются в рамках самой системы «наук о культуре». Механистическая картина мира в качестве общенаучной исследовательской программы была распространена с изучения процессов природы на социальные процессы. И поэтому до конца XIX века господствующей тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм, что приводило к игнорированию их специфики» (11, с.19).
Кризис натуралистического подхода в конце XIX – начале XX века был связан с осознанием различий природы и культуры. Стала формироваться культур-центристская парадигма. В рамках этой парадигмы утверждалась идея о том, что у социально-гуманитарных наук должен быть свой собственный концептуально-методологический фундамент. Этот тезис особенно отстаивали представители философии жизни и баденская школа неокантиантсва.
Основными представителями «философии жизни» являются В. Дильтей, Ф.Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон и т.д. Для всех представителей этой школы жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления. Большее внимание уделяется проблеме времени как сути творчества, развития, становления. Отсюда тема истории, исторического творчества пронизывает взгляды этих философов. Основные черты философии жизни – это: 1) антисциентизм; 2) иррациональные методы познания сути жизни (интуиция и понимание являются основными методологическими средствами познания жизни) (11).
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
... разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный ... его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.). МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным ...
Говоря о Эдмунде Гуссерлье, то он рассматривает культурологическую проблематику с точки зрения раскрывающегося в историческом развитии европейской культуры ее «телоса», внутренне присущей истории разумной цели. Причем важную роль в судьбе европейской культуры, «европейского человечества» он отводит науке, в том числе и философии, подвергшимся определенной трансформации. При этом философ ставит задачу рассмотреть европейскую культуру не с точки зрения натурализма, который утверждает причинную обусловленность проявлений духа в телесном, а с точки зрения универсальной, чистой «науки о духе». Возможность обоснования чистой, замкнутой в себе «науки о духе», каковой и является, по мнению Гуссерля, феноменология, рассматривается как задача, выполнение которой обеспечит в полной мере научность объяснений. И именно на этом пути, ведущем через рассмотрение темы европейского духа как истории духа, как живой проблемы «наук о духе» и должна, по замыслу философа, обнаружиться присущая лишь Европе врожденная «телеология», причем внутренне связанная с исторической судьбой философии и ее ответвлений — наук в древнегреческом духе.
Список литературы
1. Бибихин В. В. Герменевтика и эстетика в творчестве В. Дильтея/ Бибихин В. В., Дильтей, В. Собр. соч. – М.: Дом интеллектуал, 2001. — Т. 4. — С. 510-525.
2. Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики/ Гадамер Г. Г. – М.: Прогресс, 1988. — 270 с.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики/ Гадамер Х.-Г. – М.: Прогресс, 1988. – 110 с.
4. Гайдаенко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля / Гайдаенко П.П. –М.: Прогресс-Традиция — 1992. — №7. — С. 116-135.
5. Гаспарян Д.Э. История социальной философии. Курс лекций: Учеб. Пособие/ Гаспарян Д.Э. — М.: ИНФРА, 2012. — 166 с.
6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука/ Гуссерль Э. -Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994.
7. Дильтей В. Введение в науки о духе / Дильтей В., Собр. соч. — М.: Дом интеллектуальной книги, — 2000. — Т. 1. — С. 279—395.
8. Дильтей В. Герменевтика / Дильтей В., Собр. соч. М.: Дом интеллектуальной книги, — 2001. — Т. 4. — С. 13—124.
9. Дильтей В. Описательная психология/ Дильтей В. М.: Русский книжник, 1924. — 16 с.
10. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / Кохановский В.П. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 296-300 (352с.)
11. Плотников Н. С. Жизнь и история. Философская Программа В. Дильтея// Плотников Н. С. Дильтей, В. Собр. соч. — М.: Дом интеллектуальной книги, — 2000. — Т. 1. – 19 с.
12. Философия: Учеб. пособие для высш. учеб. завед. — Ростов н/Д.: Феникс, — 2001. — С.30-72.