Предмет и значение управленческой психологии. Понятия, предмет, значение психологии и этики

Понятия, предмет, значение психологии и этики.

Следует с самого начала уяснить, что объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;

Принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

 

Термин «психология» — от греч. psyhe- душа и logos -учение т.е. наука о душе

 

Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особый формы жизнедеятельности. Имеется ввиду не материальная составляющая человеческая сущность.

 

Этика-это раздел философии, наука о нравственности (морали), а значит о том что, как должно поступать, мыслить, о том что хорошо, что плохо, что есть добро и зло и вообще ради чего человек живет.

 

Этика – это одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин.

Этика – это свод незафиксированных и необязательных правил и норм, в то же время их неисполнение может привести к отторжению индивида обществом.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические процессы внешних ... задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие воздействия) меняется на протяжении всей ...

Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему.

В настоящее время различают этику теоретическую и этику нормативную. Теоретическая этика занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснением ее места в системе общественных отношений, обоснованием формы и структуры нравственного сознания. Нормативная этика своим предметом имеет все то, что позволяет ответить на вопрос: как должен поступать человек исходя из принципов и норм морали. В целом же оба направления представляют собой отрасль научного знания, предметом которой является учение о морали, о законах ее развития, экономических, социальных и психологических механизмах ее функционирования.

Предмет и значение управленческой психологии.

 

Предмет психологии- это специфика психологических факторов совместной деятельности и управления и способы её психологической организации.

Управленческая психология- это междисциплинарная отрасль психологии, занимающаяся проблемами управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.

 

Предмет управленческой психологии- психические свойства личности, процессы её адаптации ,психология личностных отношений, психология малых и больших групп, психология масс, психология общения, психологические факторы управленческой деятельности власти и лидерства, психология мотевации, психология принятия решений, психологический климат в коллективе.

 

Значения и задачи управленческой психологии:

— помогать компетентно управлять людьми;

— понимать психологическую природу личности человека;

-понимать психологическую природу сотрудничества, подчинения, власти, лидерства, управления;

-эффективно формировать или влиять на мотивацию сотрудников;

-эффективно решать проблему подбора кадров;

-анализировать и управлять психологическим климатом в коллективе;

-адекватно оценивать профессиональные и человеческие качества себя и других;

-уметь соизмерять свои устремления, цели организации и реальные возможности;

-заниматься само регуляцией и принимать рациональные и эффективные решения;

-управленческая психология должна убеждать менеджера, предпринимателя в том, что моральный компромисс, как правило оборачивается слишком дорогой ценой для психики человека.

 

Исторические предпосылки управленческой психологии

В современной психологии этика делового общения — это совокупность нравственных норм правил и представлений регулирующих поведение и отношение в процессе трудовой деятельности. Мыслители разных стран исторических эпох о сущности взаимоотношений, государственном устройстве моральных законов в процессе бытовой и трудовой жизни.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно ... детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) ...

По главной основой морали во все времена были религиозные представления- вера в Бога или Богов.

-иудаизм

-даосизм

-брахманизм, буддизм

-конфуцианство

-мораль Древней Греции, Рима

-христианство

-мусульманство

 

 

На фоне религиозных представлений разные мыслители также создавали свои доктрины, нравственные законы в целях воспитания и совершенствования человеческого общества. Остановимся на теориях которые наиболее актуальны и имеют развитие в трудах современных философов и психологов:

1)античные теории- Сократ(464-399 до н.э.)-превозносил знание субординацию; «Никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле, всякое зло- результат не знания».

-Платон(427-347 до н.э.)- впервые говорит о внутренней речи, души и неосознанных мотивах, которые владеют людьми.

-Аристотель(384-322 до н.э.)-согласия в обществе достигается путем субординации, благочестия и справедливой экономике.

2)теория разумного эгоизма- так как человек по сути эгоистичен, надо подчинить его эгоизм интереса общества, а не заставлять его становится альтруистом, совестливым человеком.

-Б. Спиноза(1632-1677)-один из первых видных атеистов; главное для человека совершенствовать разум и познание, которые должны господствовать над аргументами «человеческая индивидуальность-это совокупность аффектов».

3)Иманнуил Кант (1724-1804)- нравственная теория Долга- исполнять свои обязанности, т.е. долг-главное основа нравственности.

4)теория масс — С. Сигилен

5)антигуманистические теории Никола Макиавелли (1469- 1527)-можно и нужно принять любые методы принуждения

6)экзистенуализм — существование

 

4. Личность – многогранность понятия, характеристики, типологии.

 

Личность- это уникальный набор свойств человека, которые изменяются в процессе жизни и не всегда соответствуют внешним проявлениям.

Личность- это синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая формируется в результате адаптации к меняющейся среде.

Личностью не рождаются, ею становятся, в процессе развития и всего жизненного пути.

Личность- это индивид, включенный в общие отношения

Св-ва личности:

-ядром личности считают сферу её мотивов, целей, ценностей, жизненную установку, т.е. направленность личности.

-характер-сила характера, полнота, целостность, уравновешенность, выдержка, самостоятельность, целеустремленность.

-темперамент и склонность к интроверсии.

-способности- когнитивные характеристики личности, творческие, интеллектуальные.

К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным.

1. Экстравертный тип.

Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир. Однако это может происходить различными способами. Например, тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тот час же надеть пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и объективно данным. Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен.

2 стр., 914 слов

Мнемическая система в теории психоанализа

... мнемическую систему в теории психоанализа. Объект исследования: мнемическая система. Предмет исследования: теория психоанализа. Задачи исследования: 1. Определить понятие мнемической системы 2. Рассмотреть память в теории З. Фрейда 3. Изучить вытеснение ...

Психоаналитические теории личности. Неофрейдизм

Теория личности- это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Неофрейдизм — направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ З. Фрейда .Неофрейдизм возник в 1920-30-е гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Неофрейдизм признает важное значение открытий антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам.

НЕОФРЕЙДИЗМ

— обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма к кон. 1930-х гг. Первоначально от фрейдизма отпочковались два крупных направления: психология личности .А. Адлера и цюрихская школа аналитической психологии, наиболее известным представителем которой был К. Г. Юнг. Сам З. Фрейд полагал, что Юнг внес в психоанализ множество новшеств, в частности экспериментальное исследование психоаналитических понятий, понятие «комплекс», применение в анализе мифологического и антропологического материала, утверждение учебного анализа как важной части в подготовке психоаналитиков, использование психоаналитической теории и терапии для понимания и лечения психозов. Аналитическая психология, сохраняя связи с психоанализом, вместе с тем во многом разошлась с фрейдизмом. Юнг не принял тотально сексуальную мотивацию человеческого поведения, из которой исходил Фрейд. Это повлекло за собой переосмысление фрейдистской концепции либидо. Общий подход к психике Фрейда, полагал Юнг, был механистическим и автоматически причинным. Юнг был убежден, что человеческие существа живут не только по законам, основанным на физических и механических причинах. Он критиковал Фрейда за то, что тот слишком резко разграничивал «галлюцинации» и «реальность». Юнг интерпретировал психическую реальность как то, что переживается самим индивидом. В этом контексте бессознательное оценивалось не в качестве врага, а скорее как нечто потенциально полезное и созидательное. В частности, сновидения переставали быть чем-то обманчивым, требующим расшифровки. Специфически трактовал Юнг и символы. Несогласие с Фрейдом касалось также вопроса о балансе врожденных конституциональных факторов и внешней среды при формировании личности, принципиально разного истолкования происхождения совести и морали. Не совпадали представления Фрейда и Юнга об эдиповом комплексе.В настоящее время психоаналитические идеи оказывают серьезное влияние на самые разные сферы образования, культуры и науки. Психоаналитическая философия существует во множестве вариантов: «психологическая филос. антропология» (Л. Бинсвангер), «экзистенциальный психоанализ» (Ж.П. Сартр, Э. Фромм), синтетические представления о человеке, основанные на сочетании идей психоанализа с феноменологией Г.В.Ф. Гегеля (П. Рикёр) или с феноменологическим учением Э. Гуссерля (Л. Раухала), психоаналитическая герменевтика (А. Лоренц, Ю. Хабермас), «структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан).
Особое значение психоанализ имеет для наук о человеке, в т.ч. для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Он проникает также в такие узкоспециализированные дисциплины, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастает влияние психоанализа в теориях и практике современного искусства. Не менее существенно воздействие психоанализа на филос. и социологические школы, политологию и культурологию.

16 стр., 7691 слов

Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм

... что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желани ... желания, чем разума.. .". В противоположность картезианской философии Спиноза выдвинул положение, согласно которому влечение или желание есть сама сущность человека. Эти представления о ...

Психическая структура личности в теории З.Фрейда

 

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно» — представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» — это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера личности — «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера личности — «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода -взаимоотношение «Оно» и «Я» — описывалось Фрейдом следующим образом: «Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» — заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».

13 стр., 6094 слов

Теория личности З. Фрейда

... большое значение в регуляции поведения человека. Его теория является первой развернутой теорией личности. Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, ... истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях. Почему же теория личности З. Фрейда не теряет актуальности и в наше время? ...

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.