Направление подготовки

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации"

Нижегородский институт управления

Кафедра социологии и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМК

______________ В.А. Шехмаметьева

«__»__________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Конфликтология

40 100.62 — «Социология»

Квалификация — БАКАЛАВР

Форма обучения ОЧНАЯ

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 5 от «17» июня 2013 г.

Зав. кафедрой С.А. Тихонина ______________________________

г. Нижний Новгород

2013 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки [40 100.62] - «Социология» и учебным планом.

Автор к.с.н ____________________Саркисян Ю.В.

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)

Рецензент ___________________ ____________ ______________________

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социологии и психологии.

Протокол № 5 от «17» июня 2013 г.

Зав. кафедрой __д.с.н., профессор____________Тихонина С.А.

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)

Программа принята на заседании учебно-методической комиссии

16 стр., 7507 слов

Рабочая программа дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

... ». Разработчик(и): Фамилия, имя, отчество Учёная степень Учёное звание Должность Дата разработки Подпись Асмаловская Оксана Анатольевна - - старший преподаватель ... ) образование Профиль подготовки (магистерская программа) Логопедия Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ... г. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Принята на заседании Ученого совета факультета протокол ...

Протокол № _ от «__» ________ 201_ г.

Руководитель рабочей группы по ________________профилю

______________________________ _______________ ______________________

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельюосвоения учебной дисциплины «Конфликтология» является обучение студентов основам теоретических знаний и практических навыков в области деятельности по управлению конфликтами.

Задачиизучения дисциплины:

— ознакомление студентов с системой имеющихся знаний о конфликтах в отечественной и зарубежной конфликтологии,

— усвоение основных понятий теории конфликта, способов и методов анализа конфликта; - овладение приемами и способами выявления, предупреждения и урегулирования конфликтов.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Шифр дисциплины [П.В3.08.1.С]. Дисциплина «Конфликтология» входит в раздел дисциплин по выбору студентов вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

Психология, Социальная психология, Психология делового общения, Психология личности.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:

— способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;

-способность выявлять информацию, необходимую для принятия решения, при получении обратной связи в профессиональной деятельности;

12 стр., 5540 слов

Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления

... ) 4 зачет 4зачет Общая трудоемкость дисциплины: 72 72 1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины Психология менеджмента № Составляющие УМКД Информация об издании Автор, название, место ... своим поведением как основа эффективного руководства. Диагностика коммуникативных способностей и умений, особенностей поведения в конфликте. 4.3. Психологические основы принятия управленческих решений ...

— умение анализировать и оценивать социальную значимость явлений, событий, процессов; владение основными методами теоретических и экспериментальных исследований;

--владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации;

-способность к восприятию и методической обобщенностью информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

-владение навыками самостоятельной творческой работы, умением организовывать

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1.Общекультурные компетенции:

— способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

— готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

— способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

— способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

— способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

— способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).

2. Профессиональные компетенции:

— способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

— способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

— владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

— способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

— способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. Знать:

— понятие конфликта, конфликтной ситуации;

— условия и причины возникновения конфликта;

-структуру, функции и содержание конфликта;

-особенности различных типов конфликта;

-основные динамические процессы в конфликте.

2) Уметь:

— использовать различные стратегии и методы разрешения конфликтов;

— характеризовать основные причины конфликта;

— анализировать конфликтную ситуацию.

3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать

— различными методами ведения переговорного процесса;

— технологиями предупреждения конфликтов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

Структура учебной дисциплины

Разделы (темы) учебной дисциплины

Аудиторные занятия

Всего часов на ауд. работу

Самостоятель-ная работа студента

Формируемые компетенции

Формы текущего и рубежного контроля успеваемости

Лекции

Прак. /семин. занятия

ОК

ПК

Тема 1. История конфликтологии

2

2

10

ОК-1

Тема 2. Конфликт как предмет научного анализа

2

4

6

10

ОК-1

Устный опрос

Тема 3. Условия и причины возникновения конфликта. Структура и содержание конфликта

2

2

10

ОК-1, ОК-9

Тема 4. Динамика и функции конфликта

2

4

6

8

ОК-10

Устный опрос

Тема 5. Типология конфликтов. Этнические конфликты.

2

2

10

ОК-1, ОК-10

Тема 6. Организационно-управленческие конфликты

2

4

6

10

ОК-22

ПК-4, ПК-8

Тема 7. Семейные конфликты

4

4

8

10

ПК-7

Ситуационные задачи

Тема 8. Управление конфликтом

2

2

8

Пк-8

Тема 9. Стратегии и методы разрешения конфликтов

2

4

6

10

ПК-6

Тема 10. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

4

4

8

10

Ок-3

ПК-6, ПК-8

Практическая работа, ситуационные задачи

ИТОГО:

24

24

48

96,

в том числе ИРС — 5 часов

Форма итогового контроля: экзамен.

Содержание учебной дисциплины

ТЕМА 1. История конфликтологии.

Предпосылки конфликтологических идей. Источники конфликтологических знаний. Основные направления развития западной конфликтологии. История отечественной конфликтологии.

ТЕМА 2. Конфликт как предмет научного анализа.

Объект и предмет конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Системная концепция конфликтов. Принципы и методы изучения конфликтов.

ПЛАН семинарского занятия 1.

1. Исторические этапы развития западной и отечественной конфликтологии.

2. Конфликтология как наука.

3. Принципы и методы изучения конфликтов.

ТЕМА 3. Условия и причины возникновения конфликта. Структура и содержание конфликта.

Классификация причин конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов. Социально-психологические причины конфликтов. Структура конфликтной ситуации. Мотивация оппонентов в конфликте.

ТЕМА 4. Динамика и функции конфликта.

Деструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам и группе. Конструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам и группе. Основные этапы, периоды и фазы развития конфликтов. Модель эскалации конфликтного противодействия.

ПЛАН семинарского занятия 2.

1.Характеристика основных причин конфликта.

2. Структура и содержание конфликта.

3. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.

4. Основные этапы, периоды и фазы динамики конфликтов.

ТЕМА 5. Типология конфликтов. Этнические конфликты.

Типология конфликтов по субъектам социального взаимодействия: межличностный, внутриличностный, межгрупповой конфликты, конфликты между личностью и группой. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия. Глобальные конфликты. Политические и межгосударственные конфликты. Информационно-психологическая война в межгосударственных конфликтах.

ТЕМА 6. Организационно-управленческие конфликты.

Специфика и функции трудовых конфликтов. Конфликты в диаде руководитель-подчиненный. Предупреждение конфликтов по-вертикали. Конфликты в крупной корпорации.

ПЛАН семинарского занятия 3.

1. Типология конфликтов по субъектам социального взаимодействия.

2. Особенности внутриличностного конфликта.

3. Глобальные конфликты. Политические и межгосударственные конфликты.

ТЕМА 7. Семейные конфликты.

Основные причины супружеских конфликтов. Классификация семейных конфликтов. Показатели семейных трудностей. Основные проблемы коммуникаций в семье. Динамика трудностей семейных отношений. Измены и развод. Структура семейной психологической помощи.

ПЛАН семинарского занятия 4.

1. Причины семейных конфликтов.

2. Основные проблемы коммуникаций в семье.

3. Динамика трудностей семейных отношений.

4. Пути преодоления конфликтов в семье.

ТЕМА 8. Управление конфликтом.

Особенности управления конфликтом. Технологии предупреждения конфликтов.

Сбалансированность социального взаимодействия как способ предупреждения конфликтов. Предупреждение конфликтов посредством изменения собственного отношения к ситуации. Толерантность в конфликтной ситуации. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта.

Тема 9. Стратегии и методы разрешения конфликтов.

Типы конфликтных личностей. Поведение человека в трудной ситуации. Стресс жизни как результат восприятия трудных ситуаций и противоречий. Стратегии разрешения конфликтов. Критерии, формы и факторы завершения конфликтов. Роль третьей стороны в разрешении конфликтов.

ПЛАН семинарского занятия 5.

1. Технологии предупреждения конфликтов.

2. Поведение человека в трудной ситуации. Стресс жизни как результат восприятия трудных ситуаций.

3. Стратегии разрешения конфликтов.

4. Роль третьей стороны в разрешении конфликтов.

Тема 10. Переговоры как способ разрешения конфликтов

Виды и функции переговоров. Психологические механизмы ведения переговоров. Динамика переговорного процесса. Подготовка, ведение и анализ переговоров. Тактические приемы ведения переговоров.

ПЛАН семинарского занятия 6.

1.Виды и функции переговоров.

2. Динамика переговорного процесса.

3. Подготовка, ведение и анализ переговоров.

4.Тактические приемы ведения переговоров.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Разделы (темы)

учебной дисциплины

Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения

Лекции

Семинары

Практические занятия

11.

Тема 1. История конфликтологиию

Лекция- визуализация

2.

Тема 2. Конфликт как предмет научного анализа

Лекция- визуализация

Семинар-беседа с обсуждением докладов

Тема 3. Условия и причины возникновения конфликта. Структура и содержание конфликта.

Лекция- визуализация

Тема 4. Динамика и функции конфликта

Лекция- визуализация

Семинар-беседа с обсуждением докладов

Тема 5. Типология конфликтов. Этнические конфликты

Лекция- визуализация

Тема 6. Организационно-управленческие конфликты

Лекция- визуализация

Ролевая игра

Тема 7. Семейные конфликты

Лекция- визуализация

Семинар- диспут с разбором конкретных ситуаций

Тема 8. Управление конфликтом

Лекция- визуализация

Тема 9. Стратегии и методы разрешения конфликтов

Лекция- визуализация

Ролевая игра

Тема 10. Переговоры как способ разрешения крнфликтов

Лекция- визуализация

Социально-психологический тренинг

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы к экзамену.

1. Конфликтология в системе социальных дисциплин. Объект и предмет конфликтологии.

2. История становления конфликтологии

3. Понятие конфликта. Подходы к определению понятия конфликта.

4. Инцидент. Конфликт и конфликтная ситуация. Критерии выявления.

5.Принципы и методы изучения конфликтов

6.Структура конфликта. Основные элементы структуры конфликта.

7. Функции конфликта, их классификация.

8. Типологии конфликтов.

9. Условия возникновения и причины конфликта.

10. Этапы развития конфликта, их основное содержание. Критерии выявления этапа развития конфликта.

11. Глобальные конфликты. Политические и межгосударственные конфликты.

12.Типы конфликтных личностей.

13. Внутриличностный конфликт, его особенности.

14. Характеристика межличностного конфликта.

15. Этнические конфликты, их типы, специфика разворачивания

16. Конфликты в организации, их специфика

17. Причины семейных конфликтов и пути их преодоления.

18. Стратегии поведения в конфликте

19. Технологии предупреждения конфликтов.

20. Стресс жизни как результат восприятия трудных ситуаций и противоречий.

21.Роль третьей стороны в разрешении конфликтов.

22. Виды и функции переговоров

23. Подготовка, ведение и анализ переговоров.

24. Тактические приемы ведения переговоров.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения: наличие технических средств (ноутбук, проектор, экран) для мультимедийных презентаций; наличие технических средств (видеокамера и телевизор) для проведения социально-психологического тренинга и ролевой игры.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

Организация самостоятельной работы студентов

Трудоемкость (всего, часов)

Разделы (темы)

учебной дисциплины

Виды организации самостоятельной работы студентов

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Тема 1. История конфликтологии

Проработка учебного материала лекционных занятий.

2.

Тема 2. Конфликт как предмет научного анализа

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Подготовка к семинару-беседе с обсуждением докладов

Тема 3. Условия и причины возникновения конфликта. Структура и содержание конфликта.

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Тема 4. Динамика и функции конфликта.

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Подготовка к семинару-беседе с обсуждением докладов

Тема 5. Типология конфликтов. Этнические конфликты

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Тема 6. Организационно-управленческие конфликты

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Подготовка к ролевой игре

Тема 7. Семейные конфликты

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Подготовка к семинару- диспуту с обсуждением конкретных ситуаций

Тема 8. Управление конфликтом

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Тема 9. Стратегии и методы разрешения конфликтов

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Подготовка к деловой игре

Тема 10. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

Проработка учебного материала лекционных занятий.

Подготовка к социально-психологическому тренингу

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1. Основная литература

№ п/п

Автор (ы)

Наименование

Издательство, год издан.

Используется при изучении разделов, тем

Семестр

Количество экземпляров в б-ке

1

Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К.

Конфликтология: учеб. для вузов

М.: ИНФРА-М, 2003. — 240 c.

1−10

5

91

2.

Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К.

Конфликтология: учеб. для вузов — 2-е изд., перераб. и доп.

М.: ИНФРА-М, 2010. — 301 с. -

1−10

5

30

3.

.Ратников В. П

Конфликтология: учеб. для вузов / под ред. В.П.Ратникова. — 2-е изд., перераб. и доп.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 511 с

1−10

5

43

4.

Морозова Е.В.

Конфликтология и социальная психология: учеб.-метод. комплекс для студ., обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление»: квалификация (степень) выпускника Менеджер / Е. В. Морозова;

Н.Новгород: ВВАГС, 2011. — 16 с.

1−10

5

4

9.2. Дополнительная литература

№ п/п

Автор (ы)

Наименование

Издательство, год издан.

Используется при изучении разделов, тем

Семестр

Количество экземпляров в б-ке

1

2

3

4

5

6

7

Конфликтология: учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.

Конфликтология: учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 511 с.

1−10

5

7

    В. А Волков, В.А. Семенов

    Конфликтология для государственных служащих: учеб. пособие для вузов / [под ред. В.А. Волкова, В.А. Семенова]

    СПб.: СЗАГС, 2010. — 496 с.

    5−6

    5

    3

    в) программное обеспечение, Интернет-ресурсыи электронные библиотечные системы:

    1. sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions

    2. conflictologiy.narod.ru/uchebn.htm

    3. conflictologiy.narod.ru/uchebn.htm

    4. log-in.ru/books/konfliktologiya-ancsupov-a-ya-socsialnaya-psikhologiya

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40 100.62 — «Социология» (квалификация — «бакалавр»).

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Adblock
    detector