Понятие конфликта. Предмет конфликтологии

Конфликт-это соци.явление, к-рое предполаг. Наличие противоречий в интересахз, мотивах, потребностях и целях в отнош.между людьми. Объект конфликтологии -конфликт любой природы. Предмет конфликтологии -изучение особен.р-я, урегулирования, завершения и разрешения конфликта. Функции конфликтологии: 1)Создание теорий конфликтов; 2)Создание систем конфликтологич.образования; 3) Создание систем практической работы специалистов по оказанию помощи; 4)Разработка диагностических, коррекционнных и развивающих процедур помощи.

2.История возникновения конфликтологии

Одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

6. Типология конфликтов

Типология конфликтов – это попытка классификации объектов в науке конфликтологии.

Типология конфликтов по количеству участников

Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает между двумя или более группами людей.

Конфликт между личностью и группой. Он возникает, когда поведение отдельной личности в группе не соответствует ее правилам, интересам, ценностям и потребностям.

Конфликт между личностями. В этом случае люди являются участниками одной группы, однако они имеют противоположные взгляды на какие-либо важные для них явления или процессы.

Внутриличностный. Он возникает, когда в личности возникает противоречие между двумя интересами, которые одинаково важны для нее. Типология конфликтов по длительности

Кратковременный. Это категория острых конфликтов, которые имеют яркую эмоциональную окраску.

Длительный. Такой тип конфликтов также, как и предыдущий, является острым, однако их отличие в том, что данный тип обладает устойчивым противоречием в позициях оппонентов.

Вялотекущий. Это слабовыраженный тип, характерен для ситуаций, в которых между людьми возникает небольшое противоречие. Быстротекущий. Это одна из самых «удачных» форм конфликтов, поскольку чаще всего ситуация разрешается примирением оппонентов.

11 стр., 5314 слов

2.Основные теории конфликтов. Типология конфликтов

... - начало конфликтологии. Конфликтный функционализм - позитивные функции конфликта, выстраивание теории разрешения конфликтов. Современная теория конфликта. Типология конфликтов М. Дойча. 3.Понятие и содержание конфликта. Исследовательские методы науки о конфликте. Интерпретация конфликта обыденным сознанием ...

Типология конфликтов по причинам возникновения

Идеологический.

Экономический.

Семейно-бытовой. Он обусловлен дисгармоничностью родственных отношений.

Социально-психологические.

7. Процесс развития конфликта

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Эти стадии не являются обязательными — возможно, что какие-то из них в ходе конфликта «проскакиваются». По-разному складывается продолжительность стадий. Но последовательность их в любых конфликтах одна и та же.

1. Предконфликтная ситуация Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату неожиданно вошел посторонний человек и устроил скандал).

2. Инцидент. С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент — это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта.

3. Эскалация

. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон.

4. Кульминация

Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

Внутриличностные конфликты (фрейдистский подход)

    Внутриличностный конфликт — это конфликт, происходящий во внутреннем мире человека, вызванный столкновением противоположно направленных мотивов, интересов, потребностей.

    Фрейд признавал внутриличностный конфликт личности необходимым проявлением подвижности, динамичности душевной жизни. Кроме того, он способствует развитию личности. Но в столкновении сил нельзя однозначно определить исход борьбы. Поэтому личность может пойти как по пути раскрытия своих возможностей,так и по пути их ущемления.

    Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Схема личности, предложенная Фрейдом, проста и красива: он утверждал, что личность многослойна (Сверх-Я — Я — Оно), и признавал внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни.

    1. Постфрейдистские концепции внутриличностного конфликта

    А. Адлер — был учеником и соратником 3. Фрейда. Он утверждал, что в детстве любой человек переживает чувство неполноценности. Процесс компенсации неполноценности Адлер считал творческой силой, способной привести личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги и дефекты могут быть преодолены этой силой (многие великие музыканты обла дали дефектами слуха, художники — дефектами зрения и т. д.).

    К. Юнг — предложил иной подход к внутриличностному конфликту. Если Адлер обратил внимание на исхо дный конфликт личности, который продолжал существовать только при неудачном его преодолении, то Юнг же сделал акцент на изначально конфликтной природе личности. Юнг сформулировал закон дополнительности,суть которого в следующем. наличие у человека какого-то одного психического элемента обязательно указывает на наличие противоположного ему элемента.

    10 стр., 4773 слов

    Посредничество в разрешении конфликтов. Внутренние конфликты ...

    ... также социологи и психологи, занятые практической деятельностью. Сущность посредничества в конфликтах состоит, как известно, в организации процесса урегулирования взаимоотношений, разрешения сложной ... посредников – это психологи-практики. Наиболее типичные профессиональные позиции работы психолога с конфликтами – это психотерапевт и консультант, принимающий сторону клиента, действующий в его ...

    К. Хорни считается одним из зачинателей неофрейдистского направления. По Хорни, любой внутриличностный конфликт может быть разрешен только одним способом — путем изменения внутри личности условий, которые этот конфликт породили.

    1. Внутриличностные конфликты (ролевые конфликты)

    Ролевой конфликт — конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентамиролейодного или нескольких человек. Ролевой конфликт — это одна из разновидностиролевого стресса, наряду сролевой неоднозначностьюиролевой перегрузкой.

    Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов: а) организационными; б) межличностными; в) личностными.

    Типы ролевых конфликтов

    В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой — внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б) интерролевой — внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в) интраперсональный — внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г) интерперсональный – внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.

    1. Межличностные конфликты (классификация, особенности, причины)

    Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. Отличительные особенности межличностного конфликта: 1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных 3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей 4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами 5. затрагивают интересы окружения.

    Причины конфликтов: информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.); структура — связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.); ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.); поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.); отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием. В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.

    20 стр., 9723 слов

    Влияние семьи на развитие детской агрессии

    ... агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения. Мы не хотим сказать, что агрессия - это нечто, противоположное ... пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Агрессивность ...

    1. Групповые конфликты (сущность, взаимосвязь с внутриличностными, способы управления)

    Групповой конфликт — противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

    30. Динамическая модель конфликта

    Модель конфликта динамическая — наивысший уровень моделей конфликта. Результат ее построения — Фундаментальная Динамическая Теорема Анализа и Разрешения Конфликтов. Согласно этой теореме, только те системы конфликтны динамически, чей суммарный коэффициент обратной связи R хотя бы для одной переменной имеет значение меньше нуля. В противном случае система считается бесконфликтной. Все конфликтные системы с учетом особой Роли суммарного коэффициента обратной связи R разделяются на: 1) конфликты-катастрофы; 2) конфликты-пульсации; 3) стабилизирующие конфликты .

    31. Моббинг: понятие, характеристика и основные виды

    Моббинг (от англ.mob — толпа) — форма психологического насилияв виде травли сотрудника вколлективе, как правило, с целью его последующегоувольнения

    Виды моббинга

    • Бойкот
    • Придирки
    • Насмешки
    • Дезинформация
    • Доносительство
    • Причинение вреда здоровью
    • Мелкие кражи или порча личных вещей
    • Классификация моббинга

    Психологи выделяют два основных вида моббинга: вертикальный (боссинг) — от начальства, или соответственно от подчиненных, и горизонтальный — от коллег.

    Предпосылки моббинга со стороны жертвы

    • конкуренция с уже существующим авторитетом (через отклонение от психологических рамок коллектива, вожака, начальства)
    • стиль поведения, как у жертвы (слабость, жалобность, хлюпкость)
    • непринятие навязываемого стиля поведения (вплоть до социально-психологически бессовестного и аморального)

    28.Теория агрессии а. Бандуры

    Викарное научение — научение через наблюдение научения других.              Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются. Иными словами, глубокое понимание агрессии предполагает знание тех же самых факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа многих других моделей поведения.

    27. Теория агрессии к. Лоренца

    Лоренц выделяет три функции, которые выполняет врожденный инстинкт выживания в борьбе:

    1) распределение групп людей по различным отдаленным друг от друга территориям;

    2) агрессия, составляющая основу в борьбе за выживание, влияет на генетические изменения – выживают только более сильные и агрессивные представители рода;

    9 стр., 4086 слов

    1.Переговоры и условия их проведения

    ... 2.Цели и задачи переговоров. Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы проявления конфликта. правильно сформулировать цели переговоров, необходимо знать: -каковы ... ложной информации затрудняет аргументацию и снижает доверие противоположной стороны); 5) тон переговоров (доброжелательность, избегание поучений, применение способов аргументированного убеждения). Для ...

    3) сила организма и природная агрессия позволяют оберегать потомство, гарантируя его выживание.

    Теория агрессии объясняет существующее насилие в мире человеческого общества, подчеркивая доминирование внутривидовой агрессии у животного и человека. Агрессии невозможно избежать, так как она является естественной для человека как биологического организма. Социальные нормы и правила, существующие в обществе, отчасти способны повлиять на агрессию, иногда даже контролировать ее. Смена деятельности или переориентация интересов человека выполняет регулирующую функцию для агрессии. Также успешными приемами в снижении агрессии в обществе обладают культура, традиции, ритуалы.

    13.Способы завершения конфликта

    Завершение конфликта — это окончание конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение, перерастание в другой конфликт.

    25, 4Концепции управляемости конфликтом: основные подходы, их характеристика.

    Управление конфликтами — это деятельность, направленная на предупреждение, урегулирование и разрешение конфликтов.

    Основные этапы управления конфликтом:

    сбор информации о конфликте;

    диагностика причин конфликта. Анализ:

    •    целей и интересов конфликту ющих сторон;

    •      возможностей сторон;

    •      сущности конфликта;

    построение вероятностных моделей:

    •    хода конфликта;

    •      результатов конфликта;

    выбор оптимальной модели развития и последствий конфликта, постановка целей управляемого конфликта;

    применение адекватных способов разре шения конфликта. Искусство управления конфликтами состоит в умении применить общие принципы и технологии управления конфликтами в каждой конкретной ситуации.

    3. Методы управления конфликтом включают в себя следующие варианты стратегии:

    Предвидение заключается в попытках выяснения отношений до наступления момента конфронтации. 

    Предотвращение сводится к совершению действий, упреждающих конфликт.

    Подавление может быть достигнуто при помощи раз деления участников конфликта по ресурсам, целям, средствам, с тем чтобы между ними было возможно мен ьше контактов или реорганизации, изоляции одной из сторон.

    14.Роль переговорного процесса в завершении конфликта.

    Переговоры — это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки.

    13 стр., 6098 слов

    PR-технологии профилактики, институционализации и разрешения ...

    ... здравый смысл. Связи с общественностью PR-технологии профилактики, институционализации и разрешения конфликта. Переговоры как PR-технология. Сущность и особенности конфликтов Конфликты в социальной сфере — активно развивающаяся область знания. Ее ... газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не ...

    Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

    15.Способы налаживания контакта в ходе переговоров.

    признать нормальность владеющих им чувств и выразить наше понимание партнера (что вовсе не обязательно означает согласие с его претензиями), успокоить его, если он слишком взвинчен для разумного обсуждения его проблемы; ?

    проинформировать, чего ему стоит ожидать от процесса нашего взаимодействия; ?

    сказать, что мы собираемся делать, и чего мы ожидаем от него в ходе нынешней или до вашей следующей встречи; ?

    одобрить усилия, уже предпринятые партнером, и его желание разрешить проблему, сделать некоторые высказывания побудительного характера.

    В установлении и укреплении контакта с партнером важно показать, а не только продекларировать, заинтересованность в том, что он говорит и уважение к нему самому.

    16. Прием и передача информации в процессе переговоров.

    1. Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов

    Разделение проблемы на отдельные составляющие

    Пакетирование. При использовании этого приема несколько предложений или вопросов увязываются и предлагаются к рассмотрению в виде «пакета», то есть обсуждению подлежат не отдельные предложения или вопросы, а их комплекс.

    Вне протокола. Речь идет о конфиденциальной беседе, содержание которой якобы не протоколируется и не подлежит оглашению. На переговорах полезно понимать, что на самом деле мало что бывает «вне протокола».

    «Добрый» и «злой»Прием используется при жестком конфронтационном подходе к ведению переговоров и хорошо известен по детективной литературе и фильмам

    «Мое окончательное предложение»Участник выдвигает нечто близкое к ультиматуму: «Вот мое окончательное предложение.

    «Убийственные» вопросы. При умелом использовании это весьма эффективный прием. Пример: «Считаете ли вы, что этот вопрос может быть предметом переговоров?

    Ошибка. В этом случае подразумеваются сознательно допущенные ошибки, сделанные для того, чтобы получить те или иные преимущества.

    17, 19. Особенности фазы обсуждения способов решения проблемы в ходе переговоров

    Фазы переговоров:           Первая фаза переговоров предполагает побуждение к началу обсуждения, использование тактики заманивания, формулирование пакетов предложений.            Вторая фаза —  регламента — это фаза обсуждения и принятия протокола и статей регламента. Она предполагает уступки и торги.            Третья фаза — разногласий связана с консультациями, борьбой, претензиями и компромиссами.            Четвертая фаза — решений предполагает маневры и экспертизы.            Пятая фаза соглашений — результирующая фаза переговоров, которой нельзя достичь, не выявив все разногласия, не проведя экспертизу решений, не установив общего регламента.

    7 стр., 3338 слов

    Виды военных конфликтов и их основные характеристики

    ... информационного, психологического и экономического воздействия. Виды военных конфликтов и их основные характеристики К одной из самых жестоких форм, используемой ... государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт); Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания ...

    1. Основные характеристики переговорных стилей.

    Мягкий стиль: Участники – друзья, Цель — согласие

    Жесткий стиль: Участники – соперники, Цель — победа

    Принципиальный метод: Участники, решающие проблему вместе, Цель — взаимовыгодный результат

    21.Медиация как один из способов разрешения конфликта.

    Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов Медиация (от лат Mediation — посредничество) — это частное и конфиденциальное использование посредников для выхода из конфлликтной ситуации Она позволяет избежать потери времени в судебных разбирательствах и дополнительных и непредсказуемых материальных трат.

    Медиация — это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения между конфликтующими сторонами Медиатор облегчает процесс общения между стр. сторонами, помогает глубже понять их позиции и интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти собственной соглашений.

    22.Характеристика процесса медиации.

    Процесс медиации выглядит следующим образом:

    1. Одна из сторон направляет другой стороне письменное предложение о применении процедуры медиации для разрешения их конфликта. Если в течение тридцати дней со дня его направления другая сторона не дала согласие на медиацию, то предложение считается отклоненным.
    2. Если же сторона дала согласие, то оппоненты заключают соглашение о применении процедуры медиации. Оно заключается в письменной форме и оговаривает то, что стороны договорились попытаться разрешить конфликт при помощи медиатора.
    3. Стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации, в котором оговаривают:
    •  предмет спора; 
    •  личность медиатора;
    •  организацию, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
    •  порядок проведения процедуры медиации;
    •  условия участия сторон в расходах на медиацию;
    •  сроки проведения процедуры медиации.
    • Медиатор изучает точки зрения сторон, рассматривает предоставленные доказательства, беседует с оппонентами, выслушивает их пожелания и учитывает все их интересы. Затем, он пытается найти компромисс и предлагает сторонам способы разрешения конфликта.
    • Оппоненты заключают медиативное соглашение, в котором указываются сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, проведенной процедуре медиации, согласованных в ее ходе обязательствах, условиях и сроках их выполнения. По желанию сторон данный документ может быть утвержден судом в качестве мирового соглашения.

    26.Конфликтогены и их виды. Конфликтогены — это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах: ў поведенческие конфликтогены — проявление превосходства, эгоизма и агрессии; ў ролевые конфликтогены — пересечение трансакций (в типологии Э. Берна); ў личностные конфликтогены — общение с трудными людьми. В таблице дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми. Классификация конфликтогенов

    4 стр., 1602 слов

    Основные процессы памяти и закономерности их протекания

    ... требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения. Основные процессы памяти и закономерности их протекания Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание- ...

    Характер конфликтогена Форма проявления Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

    23.Функции медиатора

    Медиация – это процесс совместного (спорящих сторон и медиатора) урегулирования и разрешения конфликта, в ходе которого два или более участников с помощью независимой третьей стороны или сторон (медиаторов) общаются друг с другом и находят приемлемое для всех сторон решение проблемы.

    Функция медиаторов заключается в том, чтобы помочь участникам конфликта рассмотреть и изучить все возможные варианты решения и, если это достижимо, то найти то решение, которое  удовлетворяет интересы всех сторон, имеющих отношение к конфликту.

    24.Характеристика этапов медиации.

    Процесс медиации включает три основных этапа:

    1.  знакомство с конфликтом (составление карты конфликта:

    И так:                                                           …

    1. работа с конфликтными сторонами (встречи с каждой из сторон, подготовка совместных переговоров)

    2.  ведение переговоров (функции медиатора сводятся к роли ведущего, тренера, педагога и т.п.)

    Вопросу к экзамену по дисциплине «Конфликтология»

    1. Понятие конфликта. Предмет конфликтологии.
    2. История возникновения конфликтологии.
    3. Современное состояние и перспективы развития конфликтологии.
    4. Концепции управляемости конфликта.
    5. Этапы управления конфликтом.
    6. Типология конфликтов.
    7. Процесс развития конфликта.
    8. Внутриличностные конфликты (фрейдистский подход).
    9. Внутриличностные конфликты (постфрейдистские концепции).
    10. Внутриличностные конфликты (ролевые конфликты).
    11. Межличностные конфликты (классификация, особенности, причины).
    12. Групповые конфликты (сущность, взаимосвязь с внутриличностными, групповыми, способы управления).
    13. Способы завершения конфликта.
    14. Роль переговорного процесса в завершении конфликта.
    15. Способы налаживания контакта в ходе переговоров.
    16. Прием и передача информации в процессе переговоров.
    17. Особенности фазы обсуждения способов решения проблемы в ходе переговоров.
    18. Способы противодействия манипуляциям в процессе переговоров.
    19. Особенности фазы принятия решения в переговорном процессе.
    20. Основные характеристики переговорных стилей.
    21. Медиация как один из способов разрешения конфликта.
    22. Характеристика процесса медиации.
    23. Функции медиатора.
    24. Характеристика этапов медиации.
    25. Концепции управляемости конфликтом: основные подходы, их характеристика.
    26. Конфликтоген: понятие, характеристика, виды.
    27. Теория агрессии К. Лоренца: характеристика, основные понятия
    28. Теория агрессии А. Бандуры: характеристика, основные понятия
    29. Основные теории агрессии: характеристика, основные понятия
    30. Динамическая модель конфликта
    31. Моббинг: понятие, характеристика, основные виды