2. Профили – .
3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (компетентностная модель выпускника)
Выпускник по направлению подготовки 034000 Конфликтология с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
а)общекультурными (ОК)
владением научным мировоззрением, обладанием культуры мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1);
знанием основных законов и особенностей развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые проблемы (ОК-2);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5);
владением одним из иностранных язык на уровне не ниже разговорного (ОК-6);
умением обосновать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9);
б)профессиональными (ОК)
научно-исследовательская деятельность:
знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в разных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром (ПК-1);
способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);
Цель, задачи, медицинские и социальные принципы реабилитации.
... акцентом на приоритет положительных эмоций при решении личных и социальных задач; 6) восстановление коммуникативных навыков; 7) обучение навыкам противостояния стрессовым ... внутренняя составляющая принципа «интегророванность», обеспечивает внутрисистемное функционирование ЛРП, которая, используя организационные, диагностические, лечебные, психотерапевтические и другие технологии, стремится к ...
способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира (ПК-3);
знанием теоретических компонентов прикладного исследования, умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способностью самостоятельно планировать исследовательский проект, знанием основных методов анализа информации, умением анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладанием основными навыками работы с различными статистическими пакетами (ПК-4);
технологическая деятельность:
способностью определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (ПК-7);
способностью и готовностью соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога (ПК-8);
организационно-управленческая деятельность:
способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организации (ПК-13);
способностью анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, добывать информацию о состоянии организации и с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрешения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении (ПК-14).
Учебный план.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки бакалавра по направлению «Конфликтология»
Квалификация – бакалавр
Нормативный срок обучения – 4 года
№ п/п | Наименование дисциплин (в том числе практик) | Трудоемкость | Примерное распределение по семестрам | ||||||||||||
Зачетные единицы | Часы | 1-й семестр | 2-й семестр | 3-й семестр | 4-й семестр | 5-й семестр | 6-й семестр | 7-й семестр | 8-й семестр | Форма промеж. аттестации | Коды форм. компетенций | ||||
Количество недель | |||||||||||||||
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл | |||||||||||||||
1.1 | Базовая часть | ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-7 | |||||||||||||
1.1.1 | История | Х | зач. | ||||||||||||
1.1.2 | Философия | Х | экз. | ||||||||||||
1.1.3 | Иностранный язык | Х | Х | Х | Х | 2зач/ экз | |||||||||
1.2 | Вариативная часть,в т.ч. дисциплины по выбору студента | ||||||||||||||
1.2.1 | История и теория мировой культуры | Х | зач. | ||||||||||||
1.2.2 | Основы экономической теории | Х | зач. | ||||||||||||
1.2.3 | Психология | Х | экз. | ||||||||||||
1.2.4 | Социология | Х | зач. | ||||||||||||
1.2.5 | Логика | Х | экз. | ||||||||||||
1.2.6 | Социальная и культурная антропология | Х | Х | зач./ экз. | |||||||||||
1.2.7 | Социальная философия | Х | экз. | ||||||||||||
1.3 | Курсы по выбору студента | ||||||||||||||
1.3.1 | Философские основания устойчивого развития | Х | зач. | ||||||||||||
Этика | |||||||||||||||
1.3.2 | Межкультурные коммуникации | Х | зач. | ||||||||||||
Постмодернизм: искусство и философия | |||||||||||||||
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл | |||||||||||||||
2.1 | Базовая часть | ОК-1 ОК-2 ОК-6 ОК-8 ПК-5 ПК-6 | |||||||||||||
2.1.1 | Математика | Х | зач. | ||||||||||||
2.1.2 | Концепции современного естествознания | Х | зач. | ||||||||||||
2.2 | Вариативная часть,в т.ч. дисциплины по выбору студента | ||||||||||||||
2.2.1 | Основы работы в Интернете | Х | зач. | ||||||||||||
2.3 | Курсы по выбору студента | ||||||||||||||
2.3.1 | Информационная презентация в среде мультимедиа | Х | зач. | ||||||||||||
Б.3 Профессиональный цикл | |||||||||||||||
3.1 | Базовая часть | ОК-3 ОК-5 ОК-9 ОК-10 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-8 ПК-9 | |||||||||||||
3.1.1 | Безопасность жизнедеятельности | Х | зач. | ||||||||||||
3.1.2 | Введение в конфликтологию | Х | экз. | ||||||||||||
3.1.3 | История конфликтологии | Х | Х | экз. | |||||||||||
3.1.4 | Философия конфликта и мира | Х | экз. | ||||||||||||
3.1.5 | Общая конфликтология | Х | Х | экз. | |||||||||||
3.1.6 | Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира | Х | Х | Х | Х | 3 зач./ экз. | |||||||||
3.1.7 | Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения и поддержания мира | Х | Х | экз. | |||||||||||
3.2 | Вариативная часть,в т.ч. дисциплины по выбору студента | ||||||||||||||
3.2.1 | Политическая конфликтология | Х | Х | зач./ экз. | |||||||||||
3.2.2 | Психология конфликта | Х | Х | экз. | |||||||||||
3.2.3 | Этноконфликтология | Х | Х | зач. /экз. | |||||||||||
3.2.4 | Конфликтология международных отношений | Х | Х | зач. /экз. | |||||||||||
3.2.5 | Теория и практика управления организацией | Х | Х | зач./ экз. | |||||||||||
3.2.6 | Региональная конфликтология | Х | экз. | ||||||||||||
3.2.7 | Социология конфликта | Х | зач. | ||||||||||||
3.2.8 | Экономическая конфликтология | Х | зач. | ||||||||||||
3.2.9 | Конфликты в организации | Х | экз. | ||||||||||||
3.2.10 | Конфликтология духовной сферы | Х | Х | зач. /экз. | |||||||||||
3.2.11 | Проектная деятельность в конфликтологии | Х | Х | зач./ экз. | |||||||||||
3.2.12 | Математические методы в конфликтологии | Х | зач. | ||||||||||||
3.2.13 | Диагностика конфликта | Х | экз. | ||||||||||||
3.2.14 | Миротворческая деятельность | Х | экз. | ||||||||||||
3.2.15 | Конфликтологическое консультирование | Х | экз. | ||||||||||||
3.3 | Курсы по выбору студента: | ||||||||||||||
3.3.1 | Политическая психология | Х | зач. | ||||||||||||
Конфликтологический анализ кино | |||||||||||||||
3.3.2 | Коммуникационные конфликты | Х | зач. | ||||||||||||
Человек и его потребности | |||||||||||||||
3.3.3 | Агональный конфликт | Х | зач. | ||||||||||||
Наркоконфликтология | |||||||||||||||
3.3.4 | Основы кадровой работы | Х | зач. | ||||||||||||
Социальная психология | |||||||||||||||
3.3.5 | Гендерная конфликтология | Х | зач. | ||||||||||||
Основы социальной работы | |||||||||||||||
3.3.6 | Городская антропология | Х | зач. | ||||||||||||
Культурные кризисы и конфликты | |||||||||||||||
3.3.7 | Риторика | Х | зач. | ||||||||||||
Теория и практика аргументации | |||||||||||||||
3.3.8 | Соционика | Х | зач. | ||||||||||||
Русский язык и культура речи | |||||||||||||||
3.3.9 | Управление персоналом | Х | зач. | ||||||||||||
Государственное и муниципальное управление | |||||||||||||||
3.3.10 | Деловое общение | Х | зач. | ||||||||||||
Основы консалтинга и коучинга | |||||||||||||||
3.3.11 | Диагностика супружеских конфликтов | Х | зач. | ||||||||||||
Геополитика | |||||||||||||||
3.3.12 | Прикладной английский | Х | зач. | ||||||||||||
Антикризисное управление | |||||||||||||||
3.3.13 | Онтология конфликта в мировой литературе | Х | зач. | ||||||||||||
Конфликты в социально-культурном сервисе и туризме | |||||||||||||||
3.3.14 | Семиотика | Х | зач. | ||||||||||||
История и философия религиозных конфликтов | |||||||||||||||
3.3.15 | Педагогическая конфликтология | Х | зач. | ||||||||||||
Современная Россия в международных конфликтах и кризисах | |||||||||||||||
3.3.16 | Психоаналитические концепции человека | Х | зач. | ||||||||||||
Конфликты в условиях глобализации | |||||||||||||||
3.3.17 | Основы технологии тренинга | Х | зач. | ||||||||||||
Конфликтология СМИ | |||||||||||||||
3.3.18 | Идеология политического радикализма | Х | зач. | ||||||||||||
Толерантность: история и современность | |||||||||||||||
Б.4 Физическая культура | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 4 зач | |||||||
Б.5 Учебная и производственная практики | Х | Х | |||||||||||||
Б.6 Итоговая государственная аттестация | + | ||||||||||||||
Всего: | |||||||||||||||
Аннотации программ дисциплин
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI – ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII – ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60 – 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.).
Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Философия
Понятие мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения, исторические типы мировоззрения. Мифология, религия, философия как типы мировоззрения. Исторические условия возникновения философского знания. Генезис философского знания. Структура философского знания. Специфика философских проблем. Эволюция философии как вида знания. Формы хранения и способы трансляции философского знания. Исторические типы философствования. Философия в системе культуры. Философия как вид знания, как вид деятельности, как социальный институт. Функции философии. Роль и значение философии в современном мире. Формы бытия философии. Философия в условиях современного информационного общества. Философия как фактор новации в науке и религии. Структура массива философских публикаций. Коммуникационные связи современного философского сообщества. Философская антропология как важнейший структурный элемент современного философского знания. Философская антропология как методологическое основание для развития конкретно-научных теорий человека. Взаимодействие философско-антропологического и специально-научного знания. Креативные технологии в философии. Примеры философского решения проблем.
Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
История и теория мировой культуры
Генезис и этапы развития теоретического знания о культуре. Философия культуры, культурология, социология культуры, культурная антропология. Философия о сущности и структуре культуры. Социокультурная динамика. Духовное и материальное производство. История культуры. Культура как предмет культурологии. Структура и состав современного культурологического знания; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований. Основные понятия теоретического осмысления культуры: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Основы экономической теории
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
Психология
Предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики. Соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.
Социология
Предмет социологии; предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О. Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая социальная система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.
Логика
Природа логического знания. Предмет и значение логики. Мышление и язык; логический анализ естественного языка. Основные логические принципы и законы. Язык как знаковая система. Понятие. Виды понятий. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями. Суждение. Структура суждения. Виды суждений. Объединенная классификация простых категорических суждения. Распределенность терминов в суждениях. Сложные суждения, их виды. Умозаключение. Виды умозаключений. Структура простого категорического силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правила терминов и посылок простого категорического силлогизма. Сокращенные и сложносокращенные силлогизмы. Полисиллогизмы и сориты. Умозаключения с дизъюнктивными и импликативными посылками. Индукция, ее виды. Аналогия, ее виды. Логическая характеристика вопросов и ответов. Доказательство. Виды и методы подтверждения и опровержения тезиса. Правила доказательства по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. Логические основы теории аргументации. Эристика. Корректные и некорректные приемы спора.
Концепции современного естествознания
Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; антропосоциогенез и генетика человека; физиология, здоровье, эмоции, работоспособность; самоорганизация в живой и неживой природе; принцип универсального эволюционизма.
Основы работы в Интернете
Компьютерные сети. Понятие «Internet». Возможности Internet. История возникновения Internet. Протоколы передачи информации в Internet. Адреса компьютеров в Internet. Система доменных имен, универсальный указатель ресурса. Подключение к Internet, способы и настройка. Службы Internet. Служба WWW. Электронная почта. Телеконференции. Обозреватель Microsoft Internet Explorer. Работа с веб-страницами. Работа с рисунками. Работа с папкой Избранное. Работа с электронными сообщениями. Создание, отправка и получение, чтение сообщений. Создание правил для сообщений, создание и использование подписи. Безопасность электронной почты. Поиск информации в сети Internet. Поисковые системы. Поиск по ключевым словам. Синтаксис языка запросов. Поиск по каталогам.
Б.3 Профессиональный цикл
Безопасность жизнедеятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности; экологические аспекты безопасности жизнедеятельности; человек и окружающая среда; факторы риска; человек в экстремальной ситуации; основные приемы обеспечения безопасности и оказания первой помощи; российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации.
Введение в специальность
История отечественной конфликтологии как науки и учебной дисциплины; предмет и методы конфликтологии; междисциплинарные особенности конфликтологии; общая теория конфликта и методологические подходы исследования конфликта; отраслевые конфликтологии; общие методы предупреждения и разрешения конфликтов; посреднические отношения и понятие “посредничество”; переговоры как практика посредничества; специфика управления конфликтом.
История конфликтологии
Античность: исходные представления о конфликте; природа “агона” в античной философии; идея военного противостояния в историческом понимании Геродота, Фукидида и Ксенофонта; учение Гераклита о “логосе” и диалектике перехода в противоположное; элеаты: противопоставление бытия и небытия; “агон” и философия классического периода античности; “агон” и философия эллинистического и римского периодов; представления о конфликте в Средневековье: природа конфликта: разум-вера, истина-откровение средневековой теологии и философии; природа противостояния номинализма и реализма в средневековой схоластике. Эпоха Возрождения: противостояние средневековому образу мышления. Новое и современное время: эпоха Нового времени, природа конфликта в сфере сознания; западноевропейская мысль XIX-го начала XX вв.: конфликт, борьба, антагонизм; конфликтная сущность современного глобализма: экономика, политика, идеология.
Конфликтология духовной сферы
Понятие “духовной сферы”; способы духовного взаимодействия индивидов; типы духовного взаимодействия; понятие конфликта в духовной сфере; типы конфликтов духовной сферы: ценностный конфликт, мировоззренческий конфликт, этический конфликт, идеологический конфликт, конфликт верований, конфликт традиций и инноваций, конфликт духовной культуры; духовная сфера российского общества: ценности, идеология, религии, духовная культура; методология и методики анализа конфликтов в духовной сфере; технологии регулирования конфликтов в духовной сфере.
Проектная деятельность в конфликтологии
Деятельность. Проектная деятельность. Проект. Типология проектов. Теоретические аспекты проектирования. Принципы конструирования и проектирования. Моделирование. Проектирование. Организация проектной деятельности. Трудности при проектировании. Этапы работы над проектом. Деятельность на различных этапах проектирования. Рейтинговая оценка проекта. Темы проектов. Подготовка и реализация проектов в области конфликтологии.
Математические методы в конфликтологии
Математические основы конфликтологии. Системное исследование конфликта. Функциональные пространства и переменные. Классификация конфликтных процессов. Абстрактный конфликт. Классификация. Реальный конфликт. Неопределенность и самоорганизация. Синхронизация. Социальные конфликты. Обобщенная модель. Модель бюрократизма. Бюрократизм функционеров. Бюрократизм интеллектуалов. Бюрократизм руководителей. Оптимизация процессов в конфликтных ситуациях. Методы описания процессов в конфликтной ситуации. Критерии эффективности и ограничивающие условия. Основные соотношения теории минимаксов. Конфликты и теория игр. Игры двух лиц с нулевой суммой. Игры с ненулевой суммой. Кооперативные игры двух лиц. Метаигры: политики и санкции. Некоторые применения теории метаигр. Модели нарушения соглашений. Две элементарные модели. Модель, основанная на теореме Байеса. Модель, основанная на теореме решений. Соблюдение договора, проверки и “черные ящики”. Модель Ричардсона. Динамическая модель ракетной войны. Приложения теоретико-игрового подхода к анализу конфликтных процессов. Простейшая двусторонняя модель проблемы (НАТО-РОССИЯ, две альтернативы).
Двусторонняя модель конфликта (две альтернативы).
Трехсторонняя модель конфликта (три альтернативы).
Кубинский ракетный кризис.
Диагностика конфликта
Принципы диагностики. Способы, методы диагностики конфликта. Основные правила диагностики конфликта. Определение основных составляющих конфликта. Составление «биографии» конфликта: история, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии; определение участников конфликтного взаимодействия: лиц, групп, подразделений; выяснение позиций и отношений между сторонами, их взаимозависимости, роли, ожидания. Этапы анализа конфликта. Определение полного состава участников (субъектов) конфликта и их роли в конфликте. Фиксация пространственных границ конфликта. Выявление предмета конфликта. Выяснение всех ресурсов сторон конфликта и баланса их сил. Определение типа данного конфликта исходя из различных оснований классификации социальных конфликтов. Истоки конфликта, повод, предлог, мотивировки, причины и первопричины. Интересы конфликтующих, их несоответствие. Определение мотивов поведения конфликтующих, их соотношение с интересами. Определение целей конфликтующих, степени их противоположности и меры соответствия интересов сторон их целям в конфликте. Определение содержания реальных конфликтных действий сторон конфликта, форм поведения. Выяснение общего психологического фона конфликта (степени остроты конфликта, степени враждебности и агрессивности участников конфликта, уровня их конфликтогенности, контроль поведения и т.д.).
Выяснение установок сторон на конкретный результат конфликта. Определение актуальной стадии развития данного конфликта и рассмотрение всей динамики конфликта. Определение временных границ конфликта – расчет длительности конфликта. Выяснение цены и знака конфликта. Составление формулы конфликта. Выбор оптимального способа (модели) решения конфликта. Диагностика внутриличностных, межличностных, межгрупповых конфликтов.
Миротворческая деятельность
Формы и механизмы поддержания мира. Миротворчество как способ урегулирования международных, межрегиональных, межэтнических конфликтов. Миротворческая деятельность глобальных и межрегиональных международных организаций. Миротворчество ООН. Миротворческие силы и их роль в разрешении вооруженных конфликтов. Военное миротворчество. Тенденции военного миротворчества. Миротворческие операции в СНГ. Российское участие в миротворческом процессе. Основные виды современного миротворчества: поддержание мира, превентивная дипломатия, постконфликтное миростроительство, содействие миру, принуждение к миру.
Конфликтологическое консультирование
Организация процесса конфликтологического консультирования. Законодательная база оказания конфликтологической помощи населению. Типы конфликтов, возникших в России в последнее десятилетие и связанных с новыми экономическими и политическими условиями в жизни россиян. Виды услуг в сфере конфликторазрешения. Различные формы организации конфликтологического консультирования. Варианты объединения конфликтологического консультирования с другими видами профессиональной и общественной деятельности. Организация служб конфликтологического консультирования населения и обеспечение их функционирования. Методология конфликтологического консультирования. Определение процесса «конфликтологическое консультирование», его сходство и различия по сравнению с другими видами консультирования. Технология конфликтологического консультирования. Исследование конфликта по линии «потребности, интересы, проблемы, позиции, предложения» в процессе конфликтологического консультирования для определения взаимосвязи этих понятий и степени их субъективности. Инструментарий консультанта и его применение в процессе конфликтологического консультирования. Индивидуальные стили ведения консультации. Дисбаланс сил в процессе конфликтологического консультирования, его особенности и способы минимизации. Принцип нейтральности конфликтологического консультирования. Трудности преодоления негативного отношения к нейтральности в российском менталитете. Справочно-информационная и экспертная составляющая конфликтологического консультирования. Способы преодоления обиды, как деструктивного фактора общения. Формулы перевода обвинительной вербализации в безобвинительную. Психологические аспекты конфликтологического консультирования.
Б.4 Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
Аннотация практик.
При реализации данной ООП ВПО предусматриваются следующие виды учебных практик:
1. Ознакомительная практика (6 семестр) включает в себя:
Основными задачами ознакомительной практики являются:
— подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин;
— ознакомление с организацией и порядком ведения делопроизводства;
— ознакомление с основными направлениями деятельности учреждений;
— получение сведений о специфике профессии «конфликтолог» и овладение первичными профессиональными навыками.
Продолжительность практики: одна неделя.
Базами для проведения ознакомительной практики являются:
— территориальные учреждения и организации социальной защиты населения;
— государственные и негосударственные учреждения; территориальные центры и фонды социальной помощи населению;
— различные подразделения органов здравоохранения, образования и МВД;
— подразделения комитета занятости населения;
— различные социальные группы населения, трудовые коллективы, общественные организации.
2. Научно-исследовательская практика (6 семестр) включает в себя:
Основными задачами научно-исследовательской практики являются:
— закрепить навыки практической работы конфликтолога, углубить теоретические знания студентов;
— формировать творческий исследовательский подход к профессиональной деятельности, закрепить навыки планирования и организации исследования;
— освоить методы экспериментальной работы и методы работы с научной литературой;
— приобрести опыт подготовки выпускной квалификационной работы.
В ходе научно-исследовательской практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
—анализ научной литературы;
— проведение диагностических исследований по избранной тематике;
— подготовка и оформление выпускной (дипломной) работы.
Продолжительность практики: одна неделя.
3. Производственная практика (8 семестр) включает в себя:
Основными задачами научно-исследовательской практики являются:
— формирование и развитие профессиональных знаний в области конфликтологии;
— закрепление и углубление полученных теоретических знаний по основным и специальным дисциплинам;
— овладение необходимыми методами, навыками и методиками решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах деятельности;
— более детализированное осмысление отдельных дисциплин направления;
— использование опыта, полученного при прохождении практики для подготовки выпускной квалификационной работы.
По окончании практики студент представляет руководителю практики от университета (кафедры):
— дневник (с подписями и печатями);
— текстовый отчет о практике и выполнении общего и индивидуального задания, подписанный студентом; руководителем учреждения и руководителем практики от учреждения. Подписи последних заверяются печатью.
— подшитые в папку и пронумерованные документы, проекты и другие материалы, завизированные руководителем практики от учреждения.
Студенты, выполнившие программу практики и успешно защитившие отчет о прохождении производственной практики, получают оценку по пятибалльной системе, которая проставляется в зачетной книжке.
Продолжительность практики: три недели.
Базами для проведения ознакомительной практики являются:
— территориальные учреждения и организации социальной защиты населения;
— государственные и негосударственные учреждения; территориальные центры и фонды социальной помощи населению;
— различные подразделения органов здравоохранения, образования и МВД;
— подразделения комитета занятости населения;
— различные социальные группы населения, трудовые коллективы, общественные организации.