Педагогическая работа с подростками с акцентуациями характера

Педагогическая работа с подростками с акцентуациями характера

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика подросткового возраста и его

основные проблемы 5

2. Акцентуации характера как предмет психологического

исследования в подростковом возрасте 20

3. Психологические основы педагогической работы с

подростками с акцентуациями характера 32

Заключение 41

Литература 43

Введение

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер — гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью [27]. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства детей в этом возрасте отдельные черты характера чрезмерно усилены. Специалисты в области психологии говорят о таких особо усиленных проявлениях как об акцентуации характера, которая характеризуется появлением избирательной уязвимости в одних ситуациях и невероятной устойчивость в других. Часто чрезмерное усиление различных акцентуаций характера в подростковом возрасте приводит к формированию у детей дезадаптивного, деструктивного поведения (совершение противоправных действий, употребление наркотических веществ и т. д.).

Данная особенность формирования и развития личности в подростковый период объясняет социальную значимость данного исследования.

Изучением проблемы личностных характеристик подростков с различными акцентуациями характера занимался целый ряд зарубежных (К. Бушман, Р. Доллард, Дж. Гин, Э. Кречмером, Э. Фромм, У. Шелдон и т. д.) и отечественных (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, П.Б. Ганнушкин, Т.В. Иванова, А.Е. Личко, А.Н. Прихожан Г. Е. Сухарева и др.) специалистов. Проанализировав эти и многие другие работы по данной теме, мы можем сделать вывод, что многие из них направлены главным образом на выявление и описание общих характеристик личности подростка при различных акцентуациях. Проблема более глубокого изучения особенностей развития и педагогической коррекции личности ребенка в пубертатный период современными исследователями практически не рассматривалась. Этот факт и определяет научную значимость нашей работы.

26 стр., 12603 слов

Динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка

... исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка. Цели работы: рассмотреть такие вопросы, как особенности подросткового возраста, предпосылки девиации в подростковом возрасте, характеристика и классификации акцентуаций характера ...

Практическая значимость данного исследования предопределена тем, что полученные нами теоретические результаты исследования могут быть применены при коррекционной и профилактической работе с подростками специалистами в области психологии, социальной педагогики, воспитателями и другими работниками различных образовательных учреждений.

Цель исследования — изучение особенностей педагогической работы с подростками с акцентуациями характера.

Объект исследования — личность ребенка в возрасте от 12 до 15 лет.

Предмет исследования — акцентуации характера как личностная характеристика ребенка в возрасте от 12 до 15 лет.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности формирования личности ребенка в подростковый период.

2. Рассмотреть понятие и особенности проявления в подростковом возрасте различных акцентуаций характера.

3. Проанализировать особенности педагогической работы с подростками с различными акцентуациями характера.

1. Общая характеристика подросткового возраста и его основные проблемы

Развитие личности в подростковом возрасте является предметом множества исследований в отечественной (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной психологии (Э. Эриксон, М. Кле, Э. Шпрангер и др.).

Однако, несмотря на значительное количество работ в этой области, определение психологического содержания подросткового возраста остаётся дискуссионной проблемой…

9 стр., 4325 слов

Характер личности и его акцентуации

Характер личности и его акцентуации Введение Актуальность исследования. В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы - восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, ...

Заключение

Итак, подводя итоги изучению проблемы педагогических основ работы с подростками с акцентуациями характера, мы можем сделать ряд существенных выводов:

Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его зрелостью, способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Это возрастной период является критическим в отношении становления характера как базиса личности. В период становления характера бывают особенно видны его типологические черты — выявля-ются разные типы акцентуаций.

В подростковый период формируются многие личностные компоненты — способности, наклонности, интересы особенно проявляются типологические черты характера, которые обозначаются как его «акцентуации».

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды и психическим травмам.

А.Е. Личко выделяет несколько типов акцентуации характера у подростков, такие как: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено — невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

Как показывают исследования, наиболее критичными являются 5 типов акцентуаций характера: гипертимный, возбудимый, эмотивный, застревающий и демонстративный.

В отечественной психологии и педагогики проблема работы с подростками с акцентуациями характера стоит достаточно остро. Это обусловлено, прежде всего, тем выше перечисленные типы акцентуации могут привести к отклоняющемуся, девиантному поведению детей в возрасте 12−15 лет.

Рассмотренные нами рекомендации педагогической работы с подростками показывают важность: учета их возрастных особенностей, особенностей типа характера, педагогических условий воспитания в семье и школе.

16 стр., 7727 слов

Психология личности 4

Понимание поведения человека во всей его многоплановости сложная задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и то же время или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными причинами. Сравним для примера мотивы двух людей, пытающихся разгромить клинику, в которой делают аборты. Возможно, первого обуревают религиозные чувства, в то время как второго могли ...

Основными методами психолого-педагогической работы являются беседа, индивидуальное консультирование различные тренинги и групповые занятия, консультации педагогов и их родителей.

В заключение следует отметить, что проблема педагогической работы с подростками с акцентуациями характера требует дальнейшего, практического исследования и будет изучаться нами и в дальнейшем.

Литература

1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1985.

2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. — Москва, 1990.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М., 2000.

4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.

5. Беличева С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. — М., 1995.

6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1998.

7. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.

8. Волкова Е. И. Трудные дети или трудные родители? — М., 1992.

9. Дальто Ф. На стороне подростка. — СПб.: Издательство «Петербург — XXI век», 1997.

10. Дети и родители: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М. — СПб., 1994.

11. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста./ Вопросы психологии личности школьника. — М., 1981.

12. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии социального развития личности. — М.: Издательство Московского университета, 1980.

13. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. — СПб., 1997.

14. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.-2-е изд., доп. — М.: Вита-Пресс, 1997.

15. Кон И. С. Открытие «Я». — М., 1978.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности ...

16. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. — М., 1988.

17. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. — Л., 1988.

18. Лебединская К. С. Подростки с нарушением в аффективной среде. — М., 1998.

19. Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. — М.: НИИПИ им. В.М. Бехтерева, 1976. — 96 с.

20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.

21. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков//Советская педагогика, 1984.- № 5, стр. 141.

22. Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.

23. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998 г., № 2.

24. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, — М., 1990.

26. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. — 640 с.

27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.

28. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

29. Реан А.А. Акцентуации характера подростков. — М., 2006.

30. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., 1994.

31. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения. — Тверь, 1995.

32. Салагаев А. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. — Казань, 1997.

33. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.

1 стр., 476 слов

V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности.

ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ   I. Общие сведения о ребенке и его семье. 1. Фамилия, имя ребенка. 2. Дата рождения (число, месяц, год). 3. Сведения о семье: - состав семьи; - краткая информация о родителях (ФИО, место работы, занимаемая должность); - социально-бытовые условия семьи; - отношение родных к ребенку; - на что ...

34. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест., 1997.

35. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

36. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. — М., 1997.

37. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. — М., 1983. — 137 с.

38. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.

39. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.

40. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. — М., 1996.