МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью физического воспитания студентов вузов явля­ется формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообраз­ных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональ­ной деятельности.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Физическая культура» входит в раздел учебного плана «Гуманитарный, социальный и экономический модуль. Базовая часть». Она дает возможность расширения и углубления базовых знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Анатомо-физиологические основы физической культуры»:

Знания:

· основы анатомии, физиологии, биохимии человека, биомеханику двигательной деятельности;

· основные термины и понятия; общие характеристики, строение, топографию и значение основных функциональных систем организма человека; механизмы адаптации человека к физическим нагрузкам;

· основные механизмы деятельности различных органов и систем организма человека в покое и при мышечной работе; физиологическую характеристику состояний организма при мышечной деятельности;

· механизмы образования и расхода энергии при различных видах нагрузок, влияние клеточного метаболизма на физиологические механизмы психических и соматических процессов и состояний;

· физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков;

· биомеханику двигательных качеств человека;

· нормативные величины физиологических показателей;

· основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

· методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности по медико-биологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса;

· способы оценки физических способностей и функциональных состояний обучающихся.

 

Умения:

· использовать анатомо-физиологические знания в профессиональной деятельности;

12 стр., 5580 слов

Психологическое явление трудовой деятельности человека

... физиологические особенности человека и их влияние на трудовую деятельность; ·изучить психические явления в трудовой деятельности человека; ·раскрыть способности человека ... условий труда на производстве, организация профессионального отбора и профессиональной ориентации, ускорение адаптации работающих, совершенствование ... обучать друг друга, накапливая таким образом знания и умения. Это специфика второй ...

· использовать знания физиологии мышечной деятельности для целенаправленного развития физических качеств;

· использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

· формулировать основные биохимические положения о протекании физиологических функций и психофизиологических процессов;

· применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности помедико-биологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса;

· оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, позволяющих адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Владения:

· основами анатомо-физиологических знаний в профессиональной деятельности;

· навыками использования знаний физиологии мышечной деятельности для целенаправленного развития физических качеств;

· методами исследования и измерения физиологических показателей для определения тренированности, стадий перетренированности, видов перенапряжения при мышечной деятельности;

· основными законами естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

· методами теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности по медико-биологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса;

· способами оценки физических способностей и функциональных состояний занимающихся.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина является базовой

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести

общекультурные компетенции:

— способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

-готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8).

Знать:

· основной понятийный аппарат физической культуры и спорта; роль и место физической культуры и спорта в жизни человека; средства и методы, используемые в физической культуре и спорте; принципы физической культуры и спорта; социально-биологические основы физической культуры и спорта; основы здорового образа жизни; основы методики самостоятельных занятий физической культурой; понимать роль физической культуры в развитии чело­века и подготовке специалиста.

Уметь:

· применять полученные знания при освоении других дисциплин; организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями; выполнять сложнокоординационные упражнения в процессе учебного занятия; пользоваться правильной терминологией при показе упражнений; использовать методы индивидуально-типологической диагностики занимающихся и применять полученные данные в образовательном процессе; проводить диагностики и оценки уровня индивидуального здоровья, физической, психологической подготовленности с учетом индивидуального развития занимающихся.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· системой практических умений и на­выков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизи­ческих способностей и качеств (с выполнением уста­новленных нормативов по общей физической и спор­тивно-технической подготовке), способами оценки и контроля за уровнем всех видов подготовленности, методикой построения занятий физической культурой, основами здорового образа жизни студента.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетные единицы, в том числе:

· аудиторная работа – 18 часа;

· самостоятельная работа – 45 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
1 семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия
лабораторные работы
другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа студента (всего) изучение теоретического курса курсовая работа домашние задания подготовка к экзамену
Вид промежуточного контроля Зач. с оценкой Зач. с оценкой

 

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

 

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
          Зачёт с оценкой
1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов       Опрос  
2. Социально-биологические основы физической культуры       Обсуждение
3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья       Проверка конспектов, опрос, контроль присутствия на лекции
4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности       Контрольная работа № 1
5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания     0,5   Проверка конспектов, опрос, контроль присутствия на лекции
6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями     0,5   Обсуждение, проверка домашнего задания
7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений     0,5   Контрольная работа № 2
8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений     0,5   Обсуждение, проверка домашнего задания
9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом       Дневник самоконтроля
10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов       Проверка конспектов, опрос, Контрольная работа № 3

 

Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

 

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Фе­дерации». Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессиона­льного образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физи­ческой культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Тема2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся био­логическая система. Воздействие природных и социаль­но-экологических факторов на организм и жизнедеятель­ность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных воз­можностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устой­чивости организма человека к различным условиям внеш­ней среды.

 

Тема3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

 

Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь об­щей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к органи­зации здорового образа жизни, физическое самовоспита­ние и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Тема4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учеб­ного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состо­яния студентов в период экзаменационной сессии, крите­рии нервно-эмоционального и психофизического утом­ления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профи­лактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учеб­ного труда.

Тема5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспита­ния. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психиче­ских качеств в процессе физического воспитания.

Общая физическая под­готовка, ее цели и задачи. Специальная физическая под­готовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Струк­тура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсив­ность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физиче­ского развития, телосложения, двигательной и функцио­нальной подготовленности средствами физической куль­туры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное за­нятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-трениро­вочного занятия.

 

Тема 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

Мотивация и целенаправ­ленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер со­держания занятий в зависимости от возраста. Особенно­сти самостоятельных занятий для женщин. Планирова­ние и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных за­нятий улиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовлен­ности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физиче­ских упражнений. Календарь студенческих соревнова­ний. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.

Тема7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная клас­сификация. Студенческий спорт. Особенности организа­ции и планирования спортивной подготовки в вузе. Спор­тивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Совре­менные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора сту­дентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Тема 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия дан­ного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристи­ки спортсмена высокого класса. Определение цели и за­дач спортивной подготовки (или занятий системой физи­ческих упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

Тема 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

 

Диагностика и самодиаг­ностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный конт­роль, его содержание. Педагогический контроль, его со­держание. Самоконтроль, его основные методы, показа­тели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Тема 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ

 

Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.

Личная и социально-эко­номическая необходимость специальной психофизиче­ской подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определя­ющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью професси­онально-прикладной физической подготовкой.

Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

Схема изложения раздела на каждом факуль­тете: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факто­ры, оказывающие влияние на содержание ППФП по изб­ранной профессии; основное содержание ППФП будуще­го бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета.

Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра.

Производственная физи­ческая культура. Производственная гимнастика. Особен­ности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травма­тизма средствами физической культуры. Дополнитель­ные средства повышения общей и профессиональной ра­ботоспособности. Влияние индивидуальных особенно­стей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, рабо­тающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Физическая культура» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических (семинарских) занятий, решения тестовых заданий и ситуационных задач, выполнения самостоятельных работ, защиты рефератов, выполнения проектной деятельности, контрольной работы и др. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Физическая культура» включают вопросы и набор тестовых заданий. По дисциплине предусматривается входной, текущий и промежуточный контроль. Входной контроль предшествует началу изучения теоретического материала, при этом вопросы входного контроля направлены на определение уровня знаний и компетенций, полученных студентами на предыдущих курсах обучения.

Рейтинговая шкала по дисциплине «Физическая культура» включает следующее.

Измерители обученности текущего и промежуточного контроля

№ п/п 1. Измерители обученности текущего и промежуточного контроля (домашняя работа, контрольная работа, лабораторная работа, расчетно-графическая работа, тест, реферат, коллоквиум, семинар, устный опрос, посещаемость, работа на лекции и др.) Стоимость измерителя обученности в баллах
min max
Текущий контроль
Работа на лекционном занятии
Работа на практическом занятии
Работа на семинарском занятии
Контрольные тесты
Промежуточный контроль
Рубежный тест № 1
Рубежный тест № 2
Общая сумма баллов

 

Измерители «Работа на лекции», «Работа на семинарском занятии»: на лекционном и семинарском занятии студенту начисляется 1 балл за посещение, ведение конспекта лекций, работы на семинарах. За активное участие в обсуждении вопросов занятия, по усмотрению преподавателя, студенту может быть начислен 1 дополнительный поощрительный балл.

Балл за работу на лекционных занятиях рассчитывается по формуле:

X (число занятий, на которых студент присутствовал и активно работал) . 8

Rлекции = n (число занятий по учебному плану, n = 38)

За непосещение занятий вычитываются баллы, полученные по формуле:

X (число пропущенных занятий) . 8

Rпропуски = n (число занятий по учебному плану, n = 38)

Измерители «Работа на практическом занятии», «Контрольная работа» оцениваются в баллах следующим образом:

0 баллов– Работа не выполнена или выполнена не в срок. Имеются грубые ошибки или работа выполнена неправильно. Отсутствие ответов на вопросы при защите.
1 балл – Работа выполнена не в срок. Имеются ошибки. Отсутствие ответов на ряд вопросов при защите.
2 балла – Работа выполнена в срок. Грубые ошибки отсутствуют, есть небольшие замечания. Отсутствие ответов на некоторые вопросы при защите.
3 балла – Работа выполнена в срок. Ошибки отсутствуют. Имеются ответы на все вопросы при защите.

Предусмотрено выполнение 4 контрольных работ и трех практических.

Измерители «Рубежный тест». В рамках промежуточного контроля предусмотрено выполнение двух рубежных тестов, содержащих по 15 тестовых заданий. Ответы сравниваются с ключом ответов. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 15, минимальное – 11.

Виды деятельности, за которые начисляются поощрительные баллы

№ п/п 2. Виды деятельности, за которые начисляются поощрительные баллы (подготовка докладов, выступление на научном семинаре, опубликование научной работы, призовые места на предметных олимпиадах, кружковая работа и др.) Стоимость вида деятельности в баллах
Поиск информации по теме, предложенной преподавателем
Написание и защита реферата
Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре
Общая сумма баллов

 

Аттестационный контроль

3. Аттестационный контроль (оценка за экзамен, зачет, курсовое проектирование) Стоимость в баллах
min max
Экзамен

Итоговая оценка (выставляется на основании результатов текущего, промежуточного и аттестационного контроля):

86–100 баллов – «отлично»;

71–85 баллов – «хорошо»;

55–70 баллов – «удовлетворительно»;

1–54 балла – «неудовлетворительно».

Измеритель «экзамен» оценивается в баллах следующим образом:

0 баллов – студент не владеет материалом; не знает содержания основных вопросов; не отвечает на дополнительные вопросы
10 баллов – студент владеет материалом, но допускает грубые ошибки при ответе на основные вопросы; слабо ориентируется в материале при ответе на дополнительные вопросы
20 баллов – студент хорошо владеет материалом; полно и правильно отвечает на основные вопросы, но допускает незначительные ошибки; в целом, правильно отвечает на дополнительные вопросы
30 баллов – студент свободно владеет материалом; исчерпывающе и правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Занятие 1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

 

Контрольные вопросы:

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.

2. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

3. Спорт – явление культурной жизни.

4. Компоненты физической культуры: физическое воспитание; физическое развитие; профессионально–прикладная физическая подготовка; оздоровительно-реабилитационная физическая культура; фоновые виды физической культуры; средства физической культуры.

5. Физическая культура в структуре профессиональной деятельности.

6. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

7. Профессиональная направленность физической культуры.

8. Организационно–правовые основы физической культуры и спорта.

9. Физическая культура и спорт в классическом университете.

10. Гуманитарная значимость физической культуры.

11. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.

12. Основы организации физического воспитания в вузе.

Задания:

1. Раскройте содержание Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2. Охарактеризовать основные положения организации физического воспитания в вузе.

 

Занятие 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие о социально-биологических основах физической культуры.

2. Саморегуляция и самосовершенствование организма в процессе его развития.

3. Общее представление о строении тела человека.

4. Понятие об органах и физиологических системах организма человека.

5. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

6. Нервная и гуморальная регуляция физиологических процессов в организме. Понятие о рефлекторной дуге.

7. Физиологическая характеристика утомления и восстановления.

8. Внешняя среда. Природные, биологические и социальные факторы. Экологические проблемы современности.

9. Физиологическая классификация физических упражнений.

10. Показатели тренированности в покое.

11. Показатели тренированности при выполнении стандартных нагрузок.

12. Показатели тренированности при предельно напряженной работе.

13. Представление об обмене белков и его роль в мышечной деятельности.

14. Представление об обмене углеводов при физических нагрузках.

15. Представление о водном обмене в процессе мышечной работы.

16. Обмен минеральных веществ и физическая нагрузка.

17. Витамины и их роль в обмене веществ.

18. Обмен энергии. Состав пищи и суточный расход энергии.

19. Понятие об основном и рабочем обмене.

20. Регуляция обмена веществ.

21. Кровь, ее состав и функции.

22. Система кровообращения. Ее основные составляющие.

23. Сердце как главный орган кровеносной системы (строение и функции).

24. Представление о сердечно-сосудистой системе.

25. Характеристика изменений пульса и кровяного давления при мышечной деятельности.

26. Присасывающее действие в кровообращении и мышечный насос.

27. Механизм проявления u1075 гравитационного шока.

28. Показатели деятельности дыхательной системы.

29. Кислородный запрос, максимальное его потребление и кислородный долг.

30. Характеристика гипоксических состояний.

31. Внешнее и внутреннее дыхание.

32. Двигательная активность и железы внутренней секреции.

Занятие 3.ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

4. Здоровый образ жизни студента.

5. Факторы, влияющие на здоровье студентов.

6. Влияние окружающей среды на здоровье.

7. Наследственность и ее влияние на здоровье.

8. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека.

9. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья.

8. Самооценка собственного здоровья.

9. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

10. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

11. Режим труда и отдыха.

12. Организация сна.

13. Организация режима питания.

14. Организация двигательной активности.

15. Личная гигиена и закаливание.

16. Гигиенические основы закаливания.

17. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

18. Профилактика вредных привычек.

19. Культура межличностных отношений.

20. Психофизическая регуляция организма.

21. Культура сексуального поведения.

Задания:

1. Раскрыть понятие «культура межличностных отношений».

2. Содержание здорового образа жизни как условия физического самовоспитания и самосовершенствования.

 

Занятие 4.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Контрольные вопросы:

1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

2. Изменение состояния организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения.

3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

4. Влияние на работоспособность периодичности ритмичности процессов в организме.

5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.

6. Изменение работоспособности в течение рабочего дня.

7. Изменение работоспособности в течение учебной недели.

8. Изменение работоспособности по семестрам и в целом за учебный год.

9. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

10. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и

функционального состояния студентов в экзаменационный период.

11. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

12. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря.

13. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.

Задания:

1. Проанализировать особенности физического и психического состояния наблюдаемые у студентов в период экзаменационной сессии.

2. Проанализировать программу по физической культуре в вузе.

 

Занятие 5.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Контрольные вопросы:

1. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.

2. Специальная физическая подготовка.

3. Спортивная подготовка, ее цели и задачи.

4. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая.

5. Профессионально-прикладная физическая подготовленность спортсмена как разновидность специальной физической подготовленности.

6. Интенсивность физических нагрузок

7. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений.

8. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.

9. Значение мышечной релаксации.

10. Возможность и условия коррекции двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

11. Возможность и условия коррекции физического развития и телосложения средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

12. Формы занятий физическими упражнениями.

13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

14. Общая и моторная плотность занятия.

Задания:

Проанализировать пять зон тренировочных и спортивных нагрузок.

Охарактеризовать методы физического воспитания с учетом специфики вида спорта.

 

Занятие 6.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

Контрольные вопросы:

1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.

2. Формирование мотивов и организация занятий физическими упражнениями.

3. Формы самостоятельных занятий.

4. Содержание самостоятельных занятий.

5. Особенности самостоятельных занятий для женщин.

6. Расчет часов самостоятельных занятий для женщин.

7. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки.

9.Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей.

10. Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки.

11.Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.

12.Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.

13. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста.

14. Энергозатраты при физической нагрузки разной интенсивности.

15. Гигиена самостоятельных занятий.

Задания:

1. Техника безопасности самостоятельных занятий.

2. Особенности самостоятельных занятий для женщин.

 

Занятие 7.СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Контрольные вопросы:

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальные отличия от других видов занятий физическими упражнениями.

2. Массовый (общедоступный) спорт, его цели и задачи.

3. Спорт высших достижений.

4. Единая спортивная классификация.

5. Национальные виды спорта.

6. Студенческий спорт, его организационные особенности.

7. Спорт в высшем учебном заведении.

8. Спорт в элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура».

9. Специальные спортивно-технические зачетные требования и нормативы.

10. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа.

11. Студенческие спортивные соревнования.

12. Спортивные соревнования как средство и метод общефизической профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности.

13. Система студенческих спортивных соревнований.

14. Общественные студенческие спортивные организации и объединения.

15. Международные спортивные студенческие соревнования.

16. Нетрадиционные системы физических упражнений. Особенности организации учебных занятий, специальные зачетные требования и нормативы.

17. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами в свободное время студентов.

18. Основные мотивы и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или систем физических упражнений.

19. Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения.

20. Выбор видов спорта и упражнений для активного отдыха.

21. Выбор видов спорта и упражнений для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

22. Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов.

23. Краткая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений.

Задания:

1. Охарактеризуйте популярные системы физических упражнений.

2. Обоснование индивидуального выбора студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время.

 

Занятие 8.ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Контрольные вопросы:

1. Виды спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающихся.

2. Характеристика возможностей влияния избранного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.

3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса.

4. Определение цели и задач спортивной подготовки в избранном виде спорта в условиях вуза.

5. Перспективное планирование подготовки.

6. Текущее и оперативное планирование подготовки.

7. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: физической, технической, тактической и психической.

8. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в избранном виде спорта (системе физических упражнений).

9. Специальные зачетные требования и нормативы по избранному виду спорта по годам (семестрам) обучения.

10. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований по избранному виду спорта.

11. Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта.

Задания:

1. Виды контроля за эффективностью тренировочных занятий в избранном виде спорта.

2. Структура спортивной подготовленности в избранном виде спорта.

Занятие 9.САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

 

Контрольные вопросы:

1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

2. Виды диагностики, ее цели и задачи.

3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой и спортом, его содержание и периодичность.

4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития и физической подготовленности.

5. Педагогический контроль, его содержание и виды.

6. Врачебно-педагогический контроль, его содержание.

7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования.

8. Дневник самоконтроля.

9. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.

10. Определение нагрузки по показателям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания.

11. Оценка тяжести нагрузки при занятиях физическими упражнениями по изменению массы тела и динамометрии (ручной и становой).

12. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на выдохе и вдохе.

13. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям.

Задания:

1. Методика теппинг-теста.

2. Характеристика функциональных тестов, характеризующих работоспособность человека.

 

 

Занятие 10.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

 

Контрольные вопросы:

1. Положения, определяющие личную и социально-экономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.

2. Влияние современного труда и быта на жизнедеятельность человека.

3. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе.

4. Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание психофизической подготовки будущего специалиста.

5. Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов.

6. Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.

7. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи.

8. Место ППФП в системе физического воспитания.

9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.

10. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.

11. Методика подбора средств ППФП студентов.

12. Организация и формы ППФП в вузе.

13. ППФП студентов на учебных занятиях.

14. ППФП студентов во внеучебное время.

15. Система контроля ППФП студентов.

16. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.

17. Методические основы производственной физической культуры.

18. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.

19. Производственная физическая культура в рабочее время.

20. Вводная гимнастика.

21. Физкультурная пауза.

22. Микропауза активного отдыха.

23. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.

24. Физическая культура и спорт в свободное время.

25. Утренняя гигиеническая гимнастика.

26. Занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв.

27. Попутная тренировка.

28. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.

29. Дополнительные средства повышения работоспособности.

30. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

31. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.

Задания:

1. Охарактеризуйте формы ППФП в вузе.

2. Дайте характеристику влияния характера труда специалистов на содержание ППФП студентов вашего факультета.

3. Составьте комплексы упражнений для гигиенической гимнастики.

4. Дайте характеристику популярных методов закаливания человека.

 

 

Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

 

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Физическое воспитание в вузе.

2. Организм человека как единая, саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Краткая характеристика функциональных систем организма (костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной, сенсорных).

3. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Утомление при физической и умственной работе. Пути восстановления работоспособности.

4. Физиологические основы занятий физическими упражнениями.

5. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Факторы, влияющие на здоровье.

6. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье. Здоровый образ жизни студента и его составляющие (режим труда и отдыха, организация сна, режим питания, организация двигательной активности, профилактика вредных привычек и др.).

7. Закаливание как средство укрепления здоровья (механизм закаливания; принципы и правила процесса закаливания; закаливающие факторы)

8. Работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности и профилактике утомления.

9. Принципы физического воспитания (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности).

10. Средства и методы физического воспитания.

11. Основы обучения движениям. Этапы обучения.

12. Общая характеристика физических качеств. Взаимосвязь физических качеств.

13. Сила и методика ее развития.

14. Быстрота и методика ее развития.

15. Выносливость и методика ее развития.

16. Ловкость и методика ее развития.

17. Гибкость и методика ее развития.

18. Общая физическая подготовка (ОФП) и специальная физическая подготовка (СФП) в системе физического воспитания.

19. Понятие «нагрузка». Оценка и величина нагрузки. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. Значение мышечной релаксации.

20. Коррекция физического развития, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.

21. Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями.

22. Утренняя гигиеническая гимнастика и ее физиологическое значение. Методика составления комплекса упражнений утренней гимнастики.

23. Ритмическая гимнастика. Влияние занятий ритмической гимнастикой на организм. Методические особенности занятий.

24. Оздоровительный бег – эффективная форма самостоятельных занятий физическими упражнениями.

25. Атлетическая гимнастика.

26. Коррекция массы тела.

27. Осанка. Дефекты осанки. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.

28. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.

29. Гигиена самостоятельных занятий физическими упражнениями.

30. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Дневник самоконтроля.

31. Виды травм. Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями.

32. Определение понятия «спорт». Массовый спорт. Спорт высших достижений. Единая спортивная классификация (ЕСК).

Национальные виды спорта в спортивной классификации.

33. Студенческий спорт и его организационные особенности. Студенческие спортивные соревнования.

34. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений.

35. Историческая справка о виде спорта (системе физических упражнений).

36. Подготовка спортсменов как многолетний непрерывный процесс. Перспективное планирование тренировки в избранном виде спорта.

37. Стороны спортивной подготовки (техническая, тактическая, физическая, психическая).

Виды и методы контроля за эффективностью спортивных занятий.

38. Спортивная ориентация и отбор в спорте. Модельные характеристики спортсмена высокого класса.

39. Требования спортивной классификации и правила соревнований по избранному виду спорта.

40. Виды, цели и задачи диагностики. Врачебный и педагогический контроль занимающихся физическими упражнениями. Самоконтроль.

41. Определение физического развития, функциональной и физической подготовленности студентов. Методы стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб, тестов.

 

Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

 

Контрольные работы по «Физической культуре» выполняются студентами заочного отделения в межсеместровый период. Они являются формой самостоятельной работы студентов с источниками: учебниками, учебными пособиями, журналами, научными изданиями. Выполнение контрольной работы имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентом в ходе аудиторных занятий. В процессе более детального ознакомления с одной из важнейших тем курса, актуализируются знания студента, полученные при изучении других дисциплин: теории и методики физической культуры, педагогики, психологии и других, выявляются пробелы в этих знаниях, которые и устраняются студентом в ходе работы над контрольной. Раскрытие темы требует навыков работы с научной литературой. Они пригодятся также при подготовке к экзамену, при написании курсовых и дипломных работ. Контрольное задание выполняется в письменной форме, что требует развития у студентов определенных умений: кратко, четко, последовательно, научным языком излагать материал.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ.

Объем контрольной работы – 10 листов формата А4, отпечатанных на пишущей машинке, на компьютере или написанных от руки (разборчиво, чтобы текст читался свободно).

Писать можно на отдельных, скрепленных листах или школьной тетради с полями. Все страницы должны быть пронумерованы. В заголовке (но обложке тетради) необходимо написать: Отдельный титульный лист не нужен. Тему контрольной работы каждый студент выбирает самостоятельно из предложенного ниже списка. Если в тексте использованы цитаты (желательно небольшие по объему и значимые по содержанию), то на них следует дать сноску с указанием автора, название работы, места, года издания и цитируемой страницы. Не рекомендуется использовать эпиграфы, стереотипные суждения, широко известные статистические данные, речевые штампы, а также приводить большие таблицы, графики. Достаточно сделать ссылку на соответствующие источники. Следует контролировать правильное употребление новых, ранее не встречавшихся понятий и терминов. Их нужно обязательно определить, пояснить содержание. Никогда не употребляйте слов и формулировок, смысл которых Вам неясен. Обратитесь за разъяснением к соответствующим словарям или к преподавателю. Приступая к изложению новой мысли, рассмотрению следующего вопроса, к формулировке вывода, их записывают с «красной строки». Основные понятия, суждения в тексте рекомендуется выделять (с помощью другого шрифта, цвета или подчеркивания).

Завершая работу, нужно сделать общий вывод, раскрывающий основное содержание рассматриваемой темы. В конце работы указывается литература, которая использована при подготовке контрольной (не менее трех источников).

Текст заверяется подписью автора, проставляется дата окончания работы.

 

 

Контрольная работа № 1

Задание 1

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта.

2. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.

Задание 2

1. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка.

2. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.

Задание 3

1. Критерии эффективности здорового образа жизни.

2. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.

Задание 4

1. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры.

2. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Задание 5

1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

2. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.

Задание 6

1. Ценности физической культуры.

2. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Задание 7

1. Основные требования к организации здорового образа жизни.

2. Методические принципы физического воспитания.

Задание8

1. Зоны и интенсивность физических нагрузок.

2. Формы и содержание самостоятельных занятий.

 

Контрольная работа № 2

Задание 1

1. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи.

2. Система студенческих спортивных соревнований.

Задание2

1. Современные популярные системы физических упражнений.

2. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе.

Задание3

1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

2. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание.

Задание 4

1. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля.

2. Определение понятия ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка), ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.

Задание 5

1. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе.

2. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика.

Задание 6

1. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов.

2. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

Задание 7

1. Средства физического воспитания.

2. Утренняя гигиеническая гимнастика и ее физиологическое значение. Методика составления комплекса утренней гигиенической гимнастики.

Задание 8

1. Общая физическая подготовка (ОФП) и специальная физическая подготовка (СФП) в системе физического воспитания.

2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и

функционального состояния студентов.

 

Контрольная работа № 3

Задание 1

1. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

2. Методика коррегирующей гимнастики для глаз.

Задание 2

1. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве.

2. Средства и методы мышечной релаксации в физическом воспитании.

Задание 3

1. Биологические ритмы и работоспособность.

2. Особенности функционирования центральной нервной системы.

Задание 4

1. Методические принципы физического воспитания.

2. Методы физического воспитания.

Задание 5

1. Урочные формы занятий. Неурочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, самодеятельные групповые занятия, специализированные формы занятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).

2. Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады).

Задание 6

1. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.

2. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.

Задание 7

1. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

2. Гибкость и методика ее развития.

Перечень вопросов к зачету по дисциплине

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.

2. Характеристика системы физической культуры.

3. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

4. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

5. Общее понятие о рефлексе. Адаптация как условие сохранения здоровья человека.

6. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

7. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление.

8. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

9. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

10. Общее понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

Содержательные особенности и характеристики ЗОЖ.

11. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка человеком и отражение в реальном поведении личности.

12. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

13. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период сессии.

14. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.

15. Методические принципы и методы физического воспитания.

16. Основы и этапы обучения движениям. Краткая характеристика воспитания основных физических качеств.

17. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.

18. Специальная физическая подготовка. Краткая характеристика основных ее видов.

19. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.

20. Массовый спорт его цели и задачи. Краткая характеристика студенческого спорта.

21. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.

22. Формы и краткое содержание самостоятельных занятий.

23. Краткая характеристика организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности.

24. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин.

25. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности.

26. Граница интенсивности физических нагрузок для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.

27. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сердечных сокращений / порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста.

28. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности.

29. Гигиена самостоятельных занятий.

30. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Профилактика травматизма.

31. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

32. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.

33. Педагогический контроль, его виды и содержание. Особенности врачебно-педагогического контроля.

34. Самоконтроль, его цели, задачи и методы. Дневник самоконтроля.

35. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.

36. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам самоконтроля.

37. Личная социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду.

38. Определение понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП), ей цели и задачи.

39. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.

40. Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП.

41. Методика подбора средств ППФП студентов.

42. Организация и формы ППФП в высшем учебном заведении. Система контроля ППФП студентов.

43. Производственная физическая культура (ПФК), ее цели, задачи и методические основы. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.

44. Краткая характеристика ПФК в рабочее время.

45. Физическая культура и спорт в свободное время. Утренняя гигиеническая гимнастика.

46. Утренние или вечерние специальные физические упражнения.

47. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв. Попутная тренировка.

48. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей. ППФП специалиста в свободное время. Дополнительные средства повышения работоспособности.

49. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.

50. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Роль личности специалиста (руководителя) по внедрению физической культуры в производственный коллектив.

51. Использование средств физической культуры, спорта и туризма для оздоровления.

52. Проверка и оценка физической подготовленности (общие положения, индивидуальная оценка физической подготовленности).

53. Проверка и оценка методической подготовленности.

54. Разучивание комплекса вольных упражнений на 16 счетов.

55. Роль физической культуры, спорта и туризма в повседневной жизни.

56. Средства массовой информации и их влияние на совершенствование физической культуры, спорта и туризма.

57. Спортивный маркетинг, менеджмент, лицензирование, спонсорство, меценатство и их воздействие на развитие физической культуры, спорта и туризма.

58. Информационные технологии в физической культуре и спорте.

59. Особенности организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий ввузе.

60. Деятельность спортивного комитета и спортивного актива.

61. Организация и проведение спартакиады в вузе.

62. Организация и проведение смотра спортивной работы.

63. Методика учебно-тренировочного занятия в спортивной секции (команде) по одному из видов спорта.

64. Организация спортивного соревнования и судейства по одному из видов спорта.

65. Медицинское обеспечение соревнований.

66. Организация спортивного праздника, награждение победителей и призеров соревнований.

67. Роль и значение компьютерной техники для физкультурно-оздоровительных услуг.

68. Мотивационно-ценностная ориентация на занятия физическими упражнениями.

69. Взаимосвязь занятий физических упражнений с развитием умственных способностей.

70. Воспитание морально-психологических качеств в ходе занятий физической культурой, спортом и туризмом.

71. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе обучения физической культуре.

72. Гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями.

73. Профилактика травматизма и меры безопасности в процессе учебных занятий по физической культуре.

74. Условия коррекции физического развития, телосложения, осанки, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.