Междисциплинарные связи психологии развития.

Предмет и объект исследования в психологии развития. Структура психологии развития

Психология развития изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических свойств личности, изменение в ее поведении и деятельности в разные возрастные периоды. Предметным полем является изучение факторов психического развития.

Факторы – условия, движущая сила.

Изучение особенностей психического развития человека при переходе от одного возрастного периода к другому. Изучение законов психического развития. Объект- человек и его психические проявления. . Цели: 1.определение универсальных измерений. 2.знание универсальных изменений кривой к нормам для каждого возрастного периода. 3.Определение границ нормы психического развития. 4.Изучая универсальные различия изучает влияние среды или ситуации на развитие человека. 5.Психология развития имеет ряд разделов: теоретико-методологические основы развития, психология перинатального развития , детская, подросткового и юношеского, взрослого человека, пожилого и старческого возраста, смерти и умирания.
Развитие – процесс регулярных и относительно стойких изменений. Следствием данных изменений являются новые виды и формы функционирования психики. Возникновение новых структур приводит к переходу на новую ступень развития. Новая ступень — новая структура – психологические новообразования.

Виды именений:1. Поведенческие (общение, деятельность).
2. Личностные (темперамент, воля, эмоции, чувства).

3. Когнитивные процессы.

4.Анатомо-физиологические изменения.

Цели психологии развития — определение универсальных определений, определить установить роль среды в психическом развитии человека.

 

 

Междисциплинарные связи психологии развития.

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой — сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде всего для понимания перинатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект—среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга).

3 стр., 1416 слов

Особенности развития познавательных интересов учащихся к изучению ...

... и в сельской малочисленной школе существуют многие реальные возможности развития живого интереса к изучению географии. Выполненное исследование, естественно, не охватывает всех сторон проблемы ... выполнения; б) социальные мотивы, относящиеся к различным взаимодействиям ученика с другими людьми – родителями, товарищами по классу, формированием гражданских качеств, профессиональных интересов и др. ...

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психология», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга).

Не менее ценной является методическая возможность проводить.

· Количественные и качественные.

· Непрерывные и дискретные.

Процессы развития: рост, созревание, научение, дифференциация, централизация(интеграция), запечатление, социализация, идентификация, индивидуализация.

 

 

Понятие об условиях и движущих силах псих.развития.Внутренние условия псих. развития.

Принцип развития – психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс колич-го изменения в качественное и приводит к скачкообразным появл-ся новообразованиям (в развитие речи – реб-к молчит, хотя все понимает, а потом резко заговорил).

Предпосылкиорганические св-ва создают анатомо-физиолог-кие предпос для формир-я ВПФ, но не их содер-я не их структуру.

Источник – соц среда, культурный опыт чел-ка выступают для реб-ка в кач-ве источника раз-я.

Условие – врожденное св-во организма, его созревание; 2-е усл – общение со взрослым.

Движущие силы – по Выгот, явл-ся – обучение., по Леонтьеву – собственная деят-ть реб-ка, в кот он под рук-вом взр-х присваивает исторически сложившиеся чел-кие способности. Запорожец Александр Владимир: сравнивал позиции Зарубеж и Отеч психологов. Теории онтогенетического развития психики условно можно разделить на две группы:

Биогенетические концепции – основным фактором развития считается наследственность, т.е. становление психики и поведения – результат эволюционного преобразования заложенных возможностей и задатков. Основные представители: Стэнли Холл (теория рекапитуляции – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3 ступеней детского развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Основной принцип развития – принцип удовольствия (под влиянием Фрейда).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» ... состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей ...

В указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия).

В.Штерн (теория конвергенции или 2 факторов – внутренние задатки соединяются с внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все же отдается наследственности).

А.Гезелл (теория 2 факторов: развитие – процесс адаптации ребенка к соц.среде) Изучая влияние наследственности и среды на психич.развитие, первым стал проводить лонгитюдные исследования на близнецах. З.Фрейд (психоаналитическая концепция психич.развития – развитие связано с перемещением либидо (гл.мотив активности) по разным эрогенным зонам).

Ж.Пиаже(операциональная теория интеллекта – цель развития есть адаптация к среде. Развитие интеллекта – пример биологической адаптации).

Социогенетические концепции – основной фактор развития – среда. Воспитание позволяет сформировать любые психологические и поведенческие свойства (Дж.Локк).

Основные представители (теории социального научения): Торндайк и Скиннер (рассматривали влияние физич.состояний (голод, жажда) на процесс научения).

Миллер и Доллард (ребенок может учиться, подражая, имитируя наблюдаемое поведение. Стимул не обязателен).

А.Бандура (изучал агрессивность – агрессивное или неагрессивное поведение ребенок может усваивать при наблюдении за другими людьми (кино, СМИ)). Бронфенбреннер(рассматривал влияние семьи. Возрастная сегрегация – неспособность человека найти место в обществе, понять, чем хочет заниматься, отсутствие интереса к делу…).

Э.Эриксон (эпигенетическая теория развития личности – основана на психоанализе, но носит не психо-сексуальный характер, а психо-социальный. Т.е. на развитие влияет культура и среда).

Выготский:законы псих развития реб-ка: 1. дет раз-е имеет свой ритм (год жизни в маденчестве не равен году жизни в отрочестве); 2. развитие- цепь кач-ных изменений ( реб-к не просто мал взрослый, а сущ-во облад. качест-но отличной психикой); 3. закон неравномерного дет разв-тия (гетерохронность) — сензитивный период (оптимальный период раз-я); 4. закон раз-я ВПФ.Движущие силы развития (детерминанты развития): По Выготскому– обучение. По Эльконину – противоречия. По Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически-сложившиеся человеческие способности.

4 стр., 1714 слов

теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда ...

... -логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Объект исследования – развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ... и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. 2. Изучить особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста ...

 

Внешние условия психического развития.

Сущность личности — по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в общении с людьми.

Психология считает, что психические особенности человека – прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играет социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание.

Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.

Человек – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой.

Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, которые всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И. М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека.

В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, т. е. заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием. Процесс самовоспитания при этом мотивируется средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

 

 

13.Взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии.Принципы: принцип канализации(полностью генетически обусловленное развитие).

Для демонстрации того как ситуация может ограничивать развитие(материнская депривация- у ребенка умственная и физическая задержка развития).

Принцип показывает, что реализация генетической информации имеет множество вариантов индивидуального развития. Биологические и социальные факты совместно опосредуют эти варианты события. Генотип и окружающая среда могут ограничивать степень влияния друг на друга. Принцип диапазона реакций– генотип устанавливает ограничение вариантов фенотипа, Которые индивид. Этот принцип четко формулирует взаимосвязь наследственности и среды, а именно индивидуальные. Генотип устанавливает диапазон возможных вариантов развития того или иного признака, а среда оказывает сильное влияние на то, какой диапазон будет реализован. Варианты взаимодействия окружающей среды и генов. Пассивное (генетическое, ), активное(ребенок стремиться найти такую среду, которая более соответствует их генетической предрасположенности), стимулирующее (генетически обусловленная характеристика; могут определять реакции на этих детей со стороны других).

3 стр., 1373 слов

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

... объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в целях развития его личности, в частности. Особую значимость для квалификаций «Бакалавр музыкального ... хора, большое значение приобретает познание психологических закономерностей межличностного общения и организации процесса коллективной деятельности. Таким образом, повышается роль семинарских занятий в общей подготовке ...

Эти варианты, как правило, сменяют друг друга на протяжении жизни. В первые годы пассивное, затем стимулирующее и наконец активное. С возрастом различия между сиблингами и ди-зиготными близнецами более усиливается, моно-зиготные близнецы проявляют схожие особенности. Нет чистого влияния среды и генотипа, а есть сложные системы взаимодействия 2-х факторов, которые определяют индивидуальные особенности каждого из людей.

 

 

14.Социализация. Институты социализации и развитие личности.

Социализация это процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация начинается в семье. Первые годы наиболее значимы в психическом развитии. Семья- фактор, определяющее интеллектуальное, личностное и социальное развитие ребенка. Институты: семья(системный подход: сложная система, в кот присутствует взаимное влияние элементов системы друг на друга)ребенок испытывает влияние семьи. Простая нуклеарная семья-мама, папа, ребенок. Прямое взаимодействие- реб.+мать. Косвенное –реб.+мама+папа. Расширенная семья реб.+реб.+мама+папа. Дети из этой семьи более социальны. Социальный статус влияет на реб., экономические трудности влияют на родителей. Современная семья: позднее вступление в брак, ↓ рождаемости, повторный брак, живущие в бедности.

 

 

Теории социального научения А. Бандуры

А. Бандура (1925) считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, иидентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.

Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание).

Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они 30 видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, увеличилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.

Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:

8 стр., 3554 слов

Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития 2

... до ееполного отсутствия не означает, что уро­вень психического развития детей сданной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. ... Глава 1. Теоретический анализлитературы по проблеме познавательного развития детей раннего возраста сзадержкой речевого развития 1.1.         Состояние познавательного развитиядетей раннего возраста (от ...

1) внимание к действию модели;

2) память о воздействиях модели;

3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;

4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.

Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности

 

 

Психоаналитические теории развития. Проблема развития в теории З. Фрейда

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-I8 лет) — характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм

 

Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд

Взгляды Анны Фрейд на развитие объектных отношений сформировались на основе ее наблюдений за младенцами и маленькими детьми Хэмпстедского детского дома, надолго разлученными с родителями (1942).

Она считает, что младенцы в первые несколько месяцев жизни всецело зависят от своих физических нужд, так что основная функция матери в этот период – удовлетворение этих нужд. Она указывает, однако, что малыши, разлученные со своими матерями, уже на этой ранней стадии развития обнаруживают признаки расстройства, отчасти объяснимые нарушением порядка жизни и отчасти – утратой специфической близости с матерью.Во втором полугодии жизни отношения с матерью выходят за рамки, определяемые физическими потребностями. Много позже Анна Фрейд охарактеризовала этот этап как стадию постоянства объекта, когда мать уже является стабильным либидным объектом, и либидное отношение ребенка к ней не зависит от степени его удовлетворения (1965).Она полагала, что на втором году жизни привязанность между матерью и ребенком достигает полноты развития, приобретая силу и многообразие зрелой человеческой любви, и все инстинктивные желания ребенка сосредотачиваются на матери . Она отметила также, что затем эти «счастливые отношения» ослабевают и омрачаются чувствами амбивалентности и, позже, соперничества; с появлением этих противоречивых переживаний ребенок «приобщается к сложным переплетениям чувств, характеризующим эмоцион

13 стр., 6468 слов

Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля ...

... развития ребенка и стилей родительских отношений. Цель исследования - изучить особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребенка и стилей родительских отношений. Гипотеза исследования: особенности эмоционально-личностного развития ребенка ... которое создавало образ агрессивной, отвергающей деспотичной матери, приводящей своих детей к шизофрении. Впоследствии акцент переместился с ...

 

25)Теории объектных отношений. Теория М.Малер.
М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутри психических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Процесс развития рассматривается М. Малер как совокупность двух различных, но переплетенных между собой линий — разделение и иидивидуация. Процесс разделения направлен на формирование у младенца внутри психической репрезентации себя, которая отлична и отделена о репрезентации его матери. Разделение предполагает не физическую, пространственную самостоятельность ребенка или распад межличностных отношений, а возникновение у ребенка внутреннего чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация представляет собой попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять собственные индивидуальные характеристики. Разделение и индивидуация в оптимальном варианте развития идут вместе, но могут расходиться в результате задержки или ускоренного развития одного из них. Процесс разделения/индивидуации, в результате которого ребенок становится автономным и независимым, М. Малер назвала «психическим рождением человека».

Постоянство либидного объекта – внутри психическая репрезентация матери, которая, как и реальная мать, обеспечивает поддержку, комфорт и любовь. Для становления постоянства либидного объекта первоначально необходимо установить надежную привязанность ребенка к матери, а затем должна произойти интеграция положительных и отрицательных качеств матери в психической репрезентации ребенка. Постоянство либидного объекта позволяет младенцу справляться с гневом, лишениями, предоставляя опору от внутреннего образа матери, от которой первоначально исходили комфорт и успокоение. На этой основе становится возможным независимое функционирование Эго ребенка. С установлением определенной степени постоянства объекта межличностные отношения могут перейти на более высокий уровень, потому что ребенок способен сохранять одновременно и общность, и независимость. Постоянный либидный объект, соединяя в себе желание и представление, обеспечивает устойчивое отношение к людям, которые бывают то добрыми и любящими, то агрессивными и сердитыми. Однако М. Малер считает, что постоянство либидного объекта никогда не достигается в полной мере, это процесс, продолжающийся всю жизнь. Этапы развития личности Исследование развития ребенка от ранней привязанности к сепарации позволило выделить следующие стадии развития личности или стадии процесса разделения/индивидуализации.

Первый этап — нормального аутизма (первые два месяца).

16 стр., 7987 слов

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие ...

... возрасте определяется, и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях. Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Выяснение этих обстоятельств - ... также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной и выносливой. Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. ...

Характеризуется отсутствием отношения ребенка к матери, младенец не чувствителен к обращениям взрослого.

Второй этап — нормального симбиоза (от двух до четырех-пяти месяцев).

Ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. На этом этапе начинает возникать представление о своем физическом Я. Удовольствие или неудовольствие от удовлетворения потребностей ребенка формирует его первый эмоциональный опыт. Отсутствие фазы нормального симбиоза объясняет с точки зрения М. Малер некоторые психические отклонения (симбиоз, шизофрения).

Третий этап — автономного функционирования. Включает три фазы.

В первой фазе — ранняя практическая активность (от 7 до 9 месяцев) — мать является опорой и источником эмоциональной поддержки для ребенка,которая осуществляется через физический контакт. Развивается образ тела ребенка.

На второй фазе — осуществление на практике (от 9 до 14 месяцев) — возникает прямохождение, что позволяет ребенку физически отдаляться от матери, поддерживая лишь сенсорную связь (т. е. видеть, слышать).

При отсутствии матери в поле зрения ребенка возникает ее образ. Самостоятельные действия ребенка способствуют осознанию им своей отдельности, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей.

Третья фаза — кризис приближения (от 15 до 24 месяцев).

Здесь сталкиваются две тенденции: стремление соединиться с матерью и страх потерять свою автономию, протест против нарушения самостоятельности. Это проявляется в попеременном следовании за матерью по пятам и удалении от нее. Реальность заставляет ребенка признавать материнскую независимость и разрушает иллюзию общности. Это приводит к «восстановительному кризису». Разрешение этого кризиса формируется, с одной стороны, материнским теплом и утешением, а с другой стороны, ее ободрением к независимости. Преодолев кризис примерно к двадцати месяцам, ребенок может относительно спокойно действовать на расстоянии от матери.

Четвертый этап — консолидация индивидуальности и начало установления константности эмоциональных объектов (от 24 до 36 месяцев).

Наблюдается эмоционально-объектная константность матери и ребенка, что позволяет усваивать образцы поведения взрослых, выражать свои желания в символической форме и т. п. Происходит интеграция «хорошего» и «плохого» образа матери в единое представление, не зависящее от ситуативных обстоятельств. Однако длительное отсутствие матери вызывает гнев и огорчение ребенка, поскольку ее образ должен постоянно поддерживаться.

Теория М. Малер содержит ряд преимуществ,способствующих развитию представлений о раннем взаимодействии матери и ребенка.

Во-первых, было показано, что адекватная эмоциональная открытость матери и эмоциональный контакт с младенцем являются необходимым условием формирования его психических структур и последующего самостоятельного эмоционального функционирования.

Во-вторых, М. Малер стала пионером длительного исследования детей в естественной обстановке, что послужило стимулом для последующих исследовании отношений матери с младенцем и отца с младенцем.

В-третьих, разработки М. Малер способствовали расширению представлении о доэдиповых объектных отношениях, что дополняет теорию Эдипова комплекса в рамках психоанализа.Наряду с очевидными преимуществами теории М. Малер присутствуют и критические замечания. В частности, оспаривается утверждение, что младенец начинает жизнь отрезанным от мира, не воспринимая социальные раздражители, т. е. в аутистическом состоянии. Критике подверглось мнение М. Малер о том, что Эго и объект не дифференцированы при рождении. Однако существуют данные в пользу того, что младенец с самого рождения различает внутреннее и внешнее, себя и другого.В целом теория М. Малер является продолжением психоаналитических разработок по проблеме раннего развития ребенка и его отношений с матерыо. Положения М. Малер дополняют аналогичные построения исследователей.

9 стр., 4448 слов

Реферат — Особенности психического развития детей с нарушением ...

... грипп и др.). Особенности психического развития детей с нарушением слуха. Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Из-за поражения слуха ... родов; опухоли матки и др.); вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная ...

27.Когнитивные теории развития. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице).

Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций. Основной критерий -интеллект.- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике
. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.- от 12 лет — стадия формальных операций — формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития.

Критерий- качественный признак на основании которого делается попытка разделить процесс психического развития на ряд возрастных периодов. Выготский выделил 3 группы критериев: 1.в основу положил внешние критерии.(пример Бюллер) 2.основана на использовании внутренних биологических критериях, он как правило легко доступен наблюдению и показателен для суждения общего развития. 3.связан со стремлением выделить существенные особенности самого психического развития.

альную жизнь человека». На следующей стадии, между тремя и пятью годами, неизбежные разочарования эдипова периода и переживание утраты любви родителей, усиленно стремящихся «цивилизовать» ребенка, делают его раздражительным и гневливым.

 

 

 

37)Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования как критерии возрастной периодизации.
Социальная ситуация развития — особое сочетание внутренних процессов и внешних условий психического развития индивида, типичное для представителей определенного возрастного периода. На протяжении определенного периода складывается особое положение индивида в системе общественных отношений, разворачивается определенный смысл взаимоотношений с окружающими людьми, формируется определенная система прав и обязанностей, которые должна выполнять ребенок. Социальная ситуация развития индивида обусловлено, с одной стороны, теми традициями, потребностями актуальны в обществе, а с другой — индивидуальными психологическими особенностями, которые характерны для данного человека.

Социальная ситуация определяет те формы и тот путь, идя по которому ребенок приобретает новые качества личности, беря их из среды, где социальное становится индивидуальным (Л.С Выготский).

Таким образом, социальная ситуация индивида выражается через:

· социальный статус — специфическое положение человека в социуме, определяющий его права и обязанности; по мере взросления человека его статус осложняется

· систему взаимоотношений индивида с другими людьми, в частности, общения со взрослыми — родителями, воспитателями, педагогами, также с ровесниками — своей и противоположного пола.

Ведущая деятельность — это деятельность, которая, возникая в рамках новой социальной ситуации развития индивида, обеспечивает решение психических противоречий и формирования психических новообразований.

Выделяют следующие виды ведущей деятельности :

· Изменение ведущей деятельности, по словам Д.Б Эльконина, происходит по принципу чередования: если в предыдущем возрастном периоде ведущая деятельность обеспечивала развитие потребностно-мотивационной сферы индивида, то в следующем периоде она направляется на совершенствование операционно-технических.

· Понятие ведущей деятельности указывает на ее главную роль для психического развития индивида в определенном возрастном периоде, однако не отрицает существования других видов деятельности Важно также, что появление новой деятельности не отрицает значения предыдущей.

В результате функционирования ведущей деятельности формируются новообразования психики которые являются главными показателями адекватности психического развития.
Психические новообразования — прогрессивные достижения психики, является обобщенным результатом психического развития индивида в определенном возрастном периоде. Именно новообразования психики составляют суть каждого возрастного периода, с их появлением завершается один период и открывается следующий

В основном новообразования формируются в конце возрастного периода, успешность формирования психики в нем, однако иногда появляются в начале (внутренняя позиция школьника, формируется у первоклассника) или в в середине периода (чувство взрослости отчетливо проявляется уже в 13-летних подростков.

В зависимости от той сферы психики, где сформировались психические новообразования, они имеют такие разновидности, как личностные, отражающие изменения эмоций, чувств, воли, характера, самосознания, мотивации, и познавательные (познавательные процессы, внимание, интеллектуальные способности)