Междисциплинарные связи психологии развития.

Предмет и объект исследования в психологии развития. Структура психологии развития

Психология развития изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических свойств личности, изменение в ее поведении и деятельности в разные возрастные периоды. Предметным полем является изучение факторов психического развития.

Факторы — условия, движущая сила.

Изучение особенностей психического развития человека при переходе от одного возрастного периода к другому. Изучение законов психического развития. Объект- человек и его психические проявления.. Цели: 1. определение универсальных измерений. 2. знание универсальных изменений кривой к нормам для каждого возрастного периода. 3. Определение границ нормы психического развития. 4. Изучая универсальные различия изучает влияние среды или ситуации на развитие человека. 5. Психология развития имеет ряд разделов: теоретико-методологические основы развития, психология перинатального развития, детская, подросткового и юношеского, взрослого человека, пожилого и старческого возраста, смерти и умирания.
Развитие — процесс регулярных и относительно стойких изменений. Следствием данных изменений являются новые виды и формы функционирования психики. Возникновение новых структур приводит к переходу на новую ступень развития. Новая ступень — новая структура — психологические новообразования.

Виды именений:1. Поведенческие (общение, деятельность).
2. Личностные (темперамент, воля, эмоции, чувства).

3. Когнитивные процессы.

4.Анатомо-физиологические изменения.

Цели психологии развития — определение универсальных определений, определить установить роль среды в психическом развитии человека.

Междисциплинарные связи психологии развития.

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой -- сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. Деятельностный подход Школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым ... и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа, ...

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде всего для понимания перинатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект--среда», т. е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т. д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психология», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т. д.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга).

Не менее ценной является методическая возможность проводить.

· Количественные и качественные.

· Непрерывные и дискретные.

Процессы развития: рост, созревание, научение, дифференциация, централизация (интеграция), запечатление, социализация, идентификация, индивидуализация.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» ... функционирования и развития социально-экономических систем и вероятные пути их достижения. Регулирование – процесс установления отклонений от заданных плановых значений или ...

Понятие об условиях и движущих силах псих.развития.Внутренние условия псих. развития.

Принцип развития — психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс колич-го изменения в качественное и приводит к скачкообразным появл-ся новообразованиям (в развитие речи — реб-к молчит, хотя все понимает, а потом резко заговорил).

Предпосылкиорганические св-ва создают анатомо-физиолог-кие предпос для формир-я ВПФ, но не их содер-я не их структуру.

Источник — соц среда, культурный опыт чел-ка выступают для реб-ка в кач-ве источника раз-я.

Условие — врожденное св-во организма, его созревание; 2-е усл — общение со взрослым.

Движущие силы — по Выгот, явл-ся — обучение., по Леонтьеву — собственная деят-ть реб-ка, в кот он под рук-вом взр-х присваивает исторически сложившиеся чел-кие способности. Запорожец Александр Владимир: сравнивал позиции Зарубеж и Отеч психологов. Теории онтогенетического развития психики условно можно разделить на две группы:

Биогенетические концепции — основным фактором развития считается наследственность, т. е. становление психики и поведения — результат эволюционного преобразования заложенных возможностей и задатков. Основные представители: Стэнли Холл (теория рекапитуляции — онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3 ступеней детского развития — инстинкт, дрессура, интеллект. Основной принцип развития — принцип удовольствия (под влиянием Фрейда).

В указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия).

В.Штерн (теория конвергенции или 2 факторов — внутренние задатки соединяются с внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все же отдается наследственности).

18 стр., 8581 слов

Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна

... развитии человека, будет изучена история исследований сна и сновидений, а также рассмотрены: ь процессы, происходящие в организме человека во время сна, ь теории ... ограничиваются одним только символическим истолкованием сновидений по принципу аналогий. Со времен Аристотеля: сон рассматривался ... мало занимает проблема сна, так как в принципе это физиологическая проблема, хотя в характеристике состояния ...

А. Гезелл (теория 2 факторов: развитие — процесс адаптации ребенка к соц. среде) Изучая влияние наследственности и среды на психич. развитие, первым стал проводить лонгитюдные исследования на близнецах. З. Фрейд (психоаналитическая концепция психич. развития — развитие связано с перемещением либидо (гл.мотив активности) по разным эрогенным зонам). Ж. Пиаже(операциональная теория интеллекта — цель развития есть адаптация к среде. Развитие интеллекта — пример биологической адаптации).

Социогенетические концепции — основной фактор развития — среда. Воспитание позволяет сформировать любые психологические и поведенческие свойства (Дж.Локк).

Основные представители (теории социального научения): Торндайк и Скиннер (рассматривали влияние физич. состояний (голод, жажда) на процесс научения).

Миллер и Доллард (ребенок может учиться, подражая, имитируя наблюдаемое поведение. Стимул не обязателен).

А.Бандура (изучал агрессивность — агрессивное или неагрессивное поведение ребенок может усваивать при наблюдении за другими людьми (кино, СМИ)). Бронфенбреннер(рассматривал влияние семьи. Возрастная сегрегация — неспособность человека найти место в обществе, понять, чем хочет заниматься, отсутствие интереса к делу…).

Э. Эриксон (эпигенетическая теория развития личности — основана на психоанализе, но носит не психо-сексуальный характер, а психо-социальный. Т. е. на развитие влияет культура и среда).

Выготский: законы псих развития реб-ка: 1. дет раз-е имеет свой ритм (год жизни в маденчестве не равен году жизни в отрочестве); 2. развитие- цепь кач-ных изменений (реб-к не просто мал взрослый, а сущ-во облад. качест-но отличной психикой); 3. закон неравномерного дет разв-тия (гетерохронность) — сензитивный период (оптимальный период раз-я); 4. закон раз-я ВПФ.Движущие силы развития (детерминанты развития): По Выготскому— обучение. По Эльконину — противоречия. По Леонтьеву — собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически-сложившиеся человеческие способности.

6 стр., 2612 слов

Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях.

... юности. Юность как предмет исследования.       Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях. Тематика семинаров. Тема 1. Младенческий возраст ... о закономерностях и динамике психического развития человека. Поиски новых теоретических схем в современной отечественной психологии развития. Подходы к развитию культурно-исторической теории в психологии ...

Внешние условия психического развития.

Сущность личности — по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в общении с людьми.

Психология считает, что психические особенности человека — прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играет социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание.

Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.

Человек — активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой.

Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, которые всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И. М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. ... межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека Пермь 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ ... специальных и предметно-соотнесенных названий. При слабом развитии левого полушария в словарном запасе могут отсутствовать ...

В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, т. е. заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием. Процесс самовоспитания при этом мотивируется средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

13.Взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии. Принципы: принцип канализации(полностью генетически обусловленное развитие).

Для демонстрации того как ситуация может ограничивать развитие (материнская депривация- у ребенка умственная и физическая задержка развития).

Принцип показывает, что реализация генетической информации имеет множество вариантов индивидуального развития. Биологические и социальные факты совместно опосредуют эти варианты события. Генотип и окружающая среда могут ограничивать степень влияния друг на друга. Принцип диапазона реакций— генотип устанавливает ограничение вариантов фенотипа, Которые индивид. Этот принцип четко формулирует взаимосвязь наследственности и среды, а именно индивидуальные. Генотип устанавливает диапазон возможных вариантов развития того или иного признака, а среда оказывает сильное влияние на то, какой диапазон будет реализован. Варианты взаимодействия окружающей среды и генов. Пассивное (генетическое,), активное (ребенок стремиться найти такую среду, которая более соответствует их генетической предрасположенности), стимулирующее (генетически обусловленная характеристика; могут определять реакции на этих детей со стороны других).

Эти варианты, как правило, сменяют друг друга на протяжении жизни. В первые годы пассивное, затем стимулирующее и наконец активное. С возрастом различия между сиблингами и ди-зиготными близнецами более усиливается, моно-зиготные близнецы проявляют схожие особенности. Нет чистого влияния среды и генотипа, а есть сложные системы взаимодействия 2-х факторов, которые определяют индивидуальные особенности каждого из людей.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... основа способностей. Особенности развития познавательной сферы одарённого ребёнка. Особенности психосоциального развития одарённых детей. Физические характеристики одарённости. Проблема прогнозирования развития. Дети выдающихся людей. Дополнительные ... способности малыша. Какие особенности поведения проявляются? Что унаследовано от матери? 3. Человек рождается с задатками. Важно развить их, ...

14.Социализация. Институты социализации и развитие личности.

Социализация это процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация начинается в семье. Первые годы наиболее значимы в психическом развитии. Семья- фактор, определяющее интеллектуальное, личностное и социальное развитие ребенка. Институты: семья (системный подход: сложная система, в кот присутствует взаимное влияние элементов системы друг на друга) ребенок испытывает влияние семьи. Простая нуклеарная семья-мама, папа, ребенок. Прямое взаимодействие- реб.+мать. Косвенное -реб.+мама+папа. Расширенная семья реб.+реб.+мама+папа. Дети из этой семьи более социальны. Социальный статус влияет на реб., экономические трудности влияют на родителей. Современная семья: позднее вступление в брак, ↓ рождаемости, повторный брак, живущие в бедности.

Теории социального научения А. Бандуры

А. Бандура (1925) считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, иидентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.

Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание).

Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они 30 видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, увеличилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.

Бандура выделил диаду «стимул — реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:

1) внимание к действию модели;

2) память о воздействиях модели;

3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;

4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.

Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.

Социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности

Психоаналитические теории развития. Проблема развития в теории З. Фрейда

Латентная стадия (5−12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-I8 лет) — характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм

Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд

Взгляды Анны Фрейд на развитие объектных отношений сформировались на основе ее наблюдений за младенцами и маленькими детьми Хэмпстедского детского дома, надолго разлученными с родителями (1942).

Она считает, что младенцы в первые несколько месяцев жизни всецело зависят от своих физических нужд, так что основная функция матери в этот период — удовлетворение этих нужд. Она указывает, однако, что малыши, разлученные со своими матерями, уже на этой ранней стадии развития обнаруживают признаки расстройства, отчасти объяснимые нарушением порядка жизни и отчасти — утратой специфической близости с матерью. Во втором полугодии жизни отношения с матерью выходят за рамки, определяемые физическими потребностями. Много позже Анна Фрейд охарактеризовала этот этап как стадию постоянства объекта, когда мать уже является стабильным либидным объектом, и либидное отношение ребенка к ней не зависит от степени его удовлетворения (1965).Она полагала, что на втором году жизни привязанность между матерью и ребенком достигает полноты развития, приобретая силу и многообразие зрелой человеческой любви, и все инстинктивные желания ребенка сосредотачиваются на матери. Она отметила также, что затем эти «счастливые отношения» ослабевают и омрачаются чувствами амбивалентности и, позже, соперничества; с появлением этих противоречивых переживаний ребенок «приобщается к сложным переплетениям чувств, характеризующим эмоцион

25)Теории объектных отношений. Теория М.Малер.
М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутри психических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Процесс развития рассматривается М. Малер как совокупность двух различных, но переплетенных между собой линий — разделение и иидивидуация. Процесс разделения направлен на формирование у младенца внутри психической репрезентации себя, которая отлична и отделена о репрезентации его матери. Разделение предполагает не физическую, пространственную самостоятельность ребенка или распад межличностных отношений, а возникновение у ребенка внутреннего чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация представляет собой попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять собственные индивидуальные характеристики. Разделение и индивидуация в оптимальном варианте развития идут вместе, но могут расходиться в результате задержки или ускоренного развития одного из них. Процесс разделения/индивидуации, в результате которого ребенок становится автономным и независимым, М. Малер назвала «психическим рождением человека».

Постоянство либидного объекта — внутри психическая репрезентация матери, которая, как и реальная мать, обеспечивает поддержку, комфорт и любовь. Для становления постоянства либидного объекта первоначально необходимо установить надежную привязанность ребенка к матери, а затем должна произойти интеграция положительных и отрицательных качеств матери в психической репрезентации ребенка. Постоянство либидного объекта позволяет младенцу справляться с гневом, лишениями, предоставляя опору от внутреннего образа матери, от которой первоначально исходили комфорт и успокоение. На этой основе становится возможным независимое функционирование Эго ребенка. С установлением определенной степени постоянства объекта межличностные отношения могут перейти на более высокий уровень, потому что ребенок способен сохранять одновременно и общность, и независимость. Постоянный либидный объект, соединяя в себе желание и представление, обеспечивает устойчивое отношение к людям, которые бывают то добрыми и любящими, то агрессивными и сердитыми. Однако М. Малер считает, что постоянство либидного объекта никогда не достигается в полной мере, это процесс, продолжающийся всю жизнь. Этапы развития личности Исследование развития ребенка от ранней привязанности к сепарации позволило выделить следующие стадии развития личности или стадии процесса разделения/индивидуализации.

Первый этап — нормального аутизма (первые два месяца).

Характеризуется отсутствием отношения ребенка к матери, младенец не чувствителен к обращениям взрослого.

Второй этап — нормального симбиоза (от двух до четырех-пяти месяцев).

Ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. На этом этапе начинает возникать представление о своем физическом Я. Удовольствие или неудовольствие от удовлетворения потребностей ребенка формирует его первый эмоциональный опыт. Отсутствие фазы нормального симбиоза объясняет с точки зрения М. Малер некоторые психические отклонения (симбиоз, шизофрения).

Третий этап — автономного функционирования. Включает три фазы.

В первой фазе — ранняя практическая активность (от 7 до 9 месяцев) — мать является опорой и источником эмоциональной поддержки для ребенка, которая осуществляется через физический контакт. Развивается образ тела ребенка.

На второй фазе — осуществление на практике (от 9 до 14 месяцев) — возникает прямохождение, что позволяет ребенку физически отдаляться от матери, поддерживая лишь сенсорную связь (т. е. видеть, слышать).

При отсутствии матери в поле зрения ребенка возникает ее образ. Самостоятельные действия ребенка способствуют осознанию им своей отдельности, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей.

Третья фаза — кризис приближения (от 15 до 24 месяцев).

Здесь сталкиваются две тенденции: стремление соединиться с матерью и страх потерять свою автономию, протест против нарушения самостоятельности. Это проявляется в попеременном следовании за матерью по пятам и удалении от нее. Реальность заставляет ребенка признавать материнскую независимость и разрушает иллюзию общности. Это приводит к «восстановительному кризису». Разрешение этого кризиса формируется, с одной стороны, материнским теплом и утешением, а с другой стороны, ее ободрением к независимости. Преодолев кризис примерно к двадцати месяцам, ребенок может относительно спокойно действовать на расстоянии от матери.

Четвертый этап — консолидация индивидуальности и начало установления константности эмоциональных объектов (от 24 до 36 месяцев).

Наблюдается эмоционально-объектная константность матери и ребенка, что позволяет усваивать образцы поведения взрослых, выражать свои желания в символической форме и т. п. Происходит интеграция «хорошего» и «плохого» образа матери в единое представление, не зависящее от ситуативных обстоятельств. Однако длительное отсутствие матери вызывает гнев и огорчение ребенка, поскольку ее образ должен постоянно поддерживаться.

Теория М. Малер содержит ряд преимуществ, способствующих развитию представлений о раннем взаимодействии матери и ребенка.

Во-первых, было показано, что адекватная эмоциональная открытость матери и эмоциональный контакт с младенцем являются необходимым условием формирования его психических структур и последующего самостоятельного эмоционального функционирования.

Во-вторых, М. Малер стала пионером длительного исследования детей в естественной обстановке, что послужило стимулом для последующих исследовании отношений матери с младенцем и отца с младенцем.

В-третьих, разработки М. Малер способствовали расширению представлении о доэдиповых объектных отношениях, что дополняет теорию Эдипова комплекса в рамках психоанализа. Наряду с очевидными преимуществами теории М. Малер присутствуют и критические замечания. В частности, оспаривается утверждение, что младенец начинает жизнь отрезанным от мира, не воспринимая социальные раздражители, т. е. в аутистическом состоянии. Критике подверглось мнение М. Малер о том, что Эго и объект не дифференцированы при рождении. Однако существуют данные в пользу того, что младенец с самого рождения различает внутреннее и внешнее, себя и другого. В целом теория М. Малер является продолжением психоаналитических разработок по проблеме раннего развития ребенка и его отношений с матерыо. Положения М. Малер дополняют аналогичные построения исследователей.

27.Когнитивные теории развития. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице).

Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций. Основной критерий -интеллект.- от 0 до 1,5−2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике
. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций — возникновение элементарного логического рассуждения.- от 12 лет — стадия формальных операций — формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития.

Критерий- качественный признак на основании которого делается попытка разделить процесс психического развития на ряд возрастных периодов. Выготский выделил 3 группы критериев: 1. в основу положил внешние критерии.(пример Бюллер) 2. основана на использовании внутренних биологических критериях, он как правило легко доступен наблюдению и показателен для суждения общего развития. 3. связан со стремлением выделить существенные особенности самого психического развития.

альную жизнь человека". На следующей стадии, между тремя и пятью годами, неизбежные разочарования эдипова периода и переживание утраты любви родителей, усиленно стремящихся «цивилизовать» ребенка, делают его раздражительным и гневливым.

37)Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования как критерии возрастной периодизации.
Социальная ситуация развития — особое сочетание внутренних процессов и внешних условий психического развития индивида, типичное для представителей определенного возрастного периода. На протяжении определенного периода складывается особое положение индивида в системе общественных отношений, разворачивается определенный смысл взаимоотношений с окружающими людьми, формируется определенная система прав и обязанностей, которые должна выполнять ребенок. Социальная ситуация развития индивида обусловлено, с одной стороны, теми традициями, потребностями актуальны в обществе, а с другой — индивидуальными психологическими особенностями, которые характерны для данного человека.

Социальная ситуация определяет те формы и тот путь, идя по которому ребенок приобретает новые качества личности, беря их из среды, где социальное становится индивидуальным (Л.С Выготский).

Таким образом, социальная ситуация индивида выражается через:

· социальный статус — специфическое положение человека в социуме, определяющий его права и обязанности; по мере взросления человека его статус осложняется

· систему взаимоотношений индивида с другими людьми, в частности, общения со взрослыми — родителями, воспитателями, педагогами, также с ровесниками — своей и противоположного пола.

Ведущая деятельность — это деятельность, которая, возникая в рамках новой социальной ситуации развития индивида, обеспечивает решение психических противоречий и формирования психических новообразований.

Выделяют следующие виды ведущей деятельности :

· Изменение ведущей деятельности, по словам Д. Б Эльконина, происходит по принципу чередования: если в предыдущем возрастном периоде ведущая деятельность обеспечивала развитие потребностно-мотивационной сферы индивида, то в следующем периоде она направляется на совершенствование операционно-технических.

· Понятие ведущей деятельности указывает на ее главную роль для психического развития индивида в определенном возрастном периоде, однако не отрицает существования других видов деятельности Важно также, что появление новой деятельности не отрицает значения предыдущей.

В результате функционирования ведущей деятельности формируются новообразования психики которые являются главными показателями адекватности психического развития.
Психические новообразования — прогрессивные достижения психики, является обобщенным результатом психического развития индивида в определенном возрастном периоде. Именно новообразования психики составляют суть каждого возрастного периода, с их появлением завершается один период и открывается следующий

В основном новообразования формируются в конце возрастного периода, успешность формирования психики в нем, однако иногда появляются в начале (внутренняя позиция школьника, формируется у первоклассника) или в в середине периода (чувство взрослости отчетливо проявляется уже в 13-летних подростков.

В зависимости от той сферы психики, где сформировались психические новообразования, они имеют такие разновидности, как личностные, отражающие изменения эмоций, чувств, воли, характера, самосознания, мотивации, и познавательные (познавательные процессы, внимание, интеллектуальные способности)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector