Теория из практики 1. Основы ВНД. Психофизические аспекты поведения ребенка

П1.Основы ВНД. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.

— Психика человека – деятельность человека, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе общечеловеческого опыта.

— Таким образом, психика осуществляет ориентацию и регуляцию деятельности и поведения человека. Психику изучает психология.

— Основные формы проявления психики человека:

1. Психические процессы:

1) познавательные.

а) ощущения.

б) восприятие.

в) память.

г) мышление.

д) воображение.

е) внимание.

ж) речь.

2) эмоционально-волевые.

а) чувства.

б) воля (решение, исполнение, усилие).

2. Психические состояния:

1) устойчивый интерес.

2) творческий подъем.

3) настроение.

4) тревожность.

5) рассеянность и др.

3. Психические свойства личности:

1) направленность.

2) темперамент

3) характер.

4) способности.

— Внимание – психический процесс избирательной направленности на восприятие субъективно-избирательной информации.

— Виды внимания:

1) по степени волевого контроля:

а) непроизвольное внимание (без усилий, установки и цели).

б) произвольное внимание (с волевым усилием, установкой и целью).

2) по ведущему анализатору:

а) зрительное.

б) слуховое.

в) вкусовое.

г) обонятельное и др.

— Основные свойства внимания: концентрация, объем, переключаемость, распределение, устойчивость, избирательность.

— Концентрация внимания – способность фокусировать внимание на 1 объекте или деятельности.

— Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых объектов в относительно короткий период времени. Зависит от возраста, набора предметов, наличия неизвестных объектов.

— Переключаемость внимания – скорость перехода от одного вида деятельности или предмета к другому. Рассеянность – плохая переключаемость.

— Распределение внимания – способность одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

— Избирательность внимания – выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

6 стр., 2559 слов

Принципы деятельности кадровой службы. Основные функции кадровой службы.

... с учетом отношения людей, обеспечивающих получение необходимой информации. Это затрудняет оценивание работника с объективных позиций. Метод "интервью" используется как основной в практике деятельности кадровых работников при ... руководителя на базе высшей школы занимает 4-6 лет, а расцвет творческой деятельности человека наступает в 35-40 лет, возраст кандидатов в резерв для выдвижения в ...

— Устойчивость внимания – способность не отклоняться от направленной деятельности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания.

— Восприятие – форма психического отражения окружающего нас мира (раздражение органов чувств, двигательные компоненты, выделение значимых признаков).

— Типы восприятия:

а) аудиальный.

б) визуальный.

в) кинетический.

— Виды восприятия:

а) восприятие пространства.

б) движения.

в) времени.

— Основные свойства восприятия:

а) структурность (человек воспринимает обобщенный образ, структуру).

б) избирательность (выделяет из общего фона только те предметы, явления, которые более контрастны).

в) целостность (как целый объект, даже если некоторые объекты не видны).

г) осмысленность (поиск наилучшего объяснения, названия, отнесения к определенной группе).

д) константность (восприятие окружающих предметов сравнительно постоянными по форме, величине, цвету, независимо от освещения, удаленности).

— Мышление – психическая деятельность, высшая форма творческой активности человека.

— Особенности протекания процесса мышления:

а) обобщенное и опосредованное отражение действительности.

б) связь с практической деятельностью.

в) неразрывная связь с речью.

г) наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

— Свойства мышления:

а) быстрота – правильность решений в условиях дефицита времени.

б) гибкость – изменять намеченный план действий при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения.

в) глубина – проникновение в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи.

— Основные формы мышления:

а) понятие.

б) суждение.

в) умозаключение.

— Виды мышления:

а) наглядно-действенное.

б) наглядно-образное.

в) словесно-логическое.

— Память – псих. процесс фиксации (запоминание), сохранения (ретенция) и воспроизведения информации.

— Основная функция памяти – обеспечение целостности личности благодаря связи прошлого, настоящего и будущего жизненного пути человека.

— Виды памяти:

1) по характеру психической активности:

а) двигательная.

б) сенсорная.

в) эмоциональная.

г) образная.

д) словесно-логическая.

2) по продолжительности сохранения информации:

а) долговременная.

б) кратковременная.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: ... ассоциации по контрасту. Восприятия или представления могут вызывать ... Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление ...

3) по механизму включения и поддержания процесса памяти:

а) произвольная – запоминание с волевым усилием.

б) непроизвольная – без волевого усилия.

— Запоминание может быть:

а) отчетливо ярким, запечатлевающим подробности (эйдетизм).

б) механически заученным с помощью повторения.

в) мнемотехническим, использующим специальные приемы мышления, ассоциации.