Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на нервно-психическое развитие ребенка

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

РГП на ПХВ «Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова»

Кафедра: Детские болезни №1 с неонатологией

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Детские болезни

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Тема: Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на нервно-психическое развитие ребенка

Выполнила: Кальманова А.

Группа: 418 «А»

Проверила: Жарлыкасинова М.Б.

2016 г.

План

Введение

. Понятие акселерации

. Основные закономерности развития

. Основные причины акселерации

. Факторы акселерации

. Оценка физического развития

. Оценка нервно-психического развития

Заключение

Введение

Актуальность данной темы, по моему мнению, заключается в том, что есть необходимость в дифференцировке акселерации, так как существует патологическая акселерация, которая характеризуется ускоренным развитием отдельных функций. Также изучение данной темы полезно для расширения знаний о физическом и нервно-психическом развитии детей и подростков.

1. Понятие акселерации

Под акселерацией развития (от латинского acceleratio — ускорение) понимают ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.

14 стр., 6706 слов

Акселерация развития и готовность к обучению в школе

... сказать и о детях подросткового возраста. 2.2 Акселерация подростков В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. ...

Ретардация развития (от латинского retardatio — замедление, задержка) — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Термин акселерация был предложен в 1935 году немецким ученым Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков 20 века в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца 19 века.

В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам).

Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13-20% и это особенно важно учитывать при решении проблем, связанных с созреванием школьников. Определение школьной зрелости учащихся детей позволит своевременно организовывать группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно при условии адекватной учебно-воспитательной работы.

К эпохальным (или долговременным — long-term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, форы черепа и массивности скелета. Сюда включаются также колебания длины тела, изменение продолжительности жизни и др.

Для обозначения сдвигов за короткие периоды времени (а акселерация принадлежит к таковым явлениям) этот термин не подходит. Однако между ними существует много общего, эти процессы взаимосвязаны. Ведь изменение массивности скелета и формы головы прослеживаются не только в тысячелетиях, но и в десятилетиях. Временная динамика длины тела характерна для изменений природы человека как в более отдаленной, так и более близкой ретроспективе. Кажется несомненным, что долговременная и вековая тенденции могут иметь как позитивные (ускорение развития), так и негативные (замедление развития) проявления.

Ускорение темпов роста можно заметить уже на стадии внутриутробного развития. Длина тела новорожденных за последние 30-40 лет увеличилась на 1 см, несколько повысился их вес. Показатель нормального развития грудных детей — удвоение веса ребенка, которое ранее наступало к 5-6 месяцу, в настоящее время наблюдается на месяц раньше.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

В среднем на год раньше молочные зубы у детей сменяются постоянными. Чем старше становятся дети, тем больше они отличаются по размерам тела от своих ровесников, живших 50-100 лет назад. В возрасте 12-16 лет эти различия достигают максимума. Особенно разительные изменения в физическом развитии произошли в группе детей подросткового возраста. За 80 лет 15-летние школьники стали выше на 20 см и прибавили в весе 16 кг. На 1 — 2 года раньше завершаются и процессы окостенения у подростков, вследствие чего прирост тела в длину прекращается в более раннем возрасте (у девушек в 16-17 лет, у юношей в 18-19 лет, против 18-20 и более прежде).

Наблюдения показывают, что 8-летний ребенок в наши дни по уровню своего развития соответствует 9-летнему, а 15-летний подросток — 17-летнему юноше, жившему в начале двадцатого столетия.

Необходимо отметить, что за последнее столетие в развитии человека, помимо ускорения развития, произошли и другие изменения — увеличилась продолжительность жизни в целом и длительность репродуктивного периода, увеличились окончательные размеры тела, изменилась структура заболеваемости и д.р.

. Основные закономерности развития

непрерывность

— неравномерность (изменчивость)

Гетерохроность — неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития.

. Основные причины акселерации

·общие темпы ускорения жизни,

·улучшение материальных условий,

·повышение качества питания и медицинского обслуживания,

·улучшение ухода за детьми в раннем возрасте,

·искоренение многих тяжелых детских недугов.

·радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда;

6 стр., 2822 слов

Оценка нервно-психического развития ребенка

... см в год.   Вариант оценки физического развития детей до года (таблица). Возраст ребенка, месяцы Масса тела,г За месяц Масса тела , г За весь период Длина, см За ... шкалы, полученных для длины тела, массы тела и окружности грудной клетки.   При сумме баллов (номеров) до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего).   ...

·уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма.

. Факторы акселерации

Известно, что на возникновение акселерационных сдвигов в организме влияют следующие факторы:

) более интенсивная инсоляция;

) улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);

) генетический фактор (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т. е. свойством гибридов I поколения превосходить по ряду признаков лучшую из родительских форм).

. Оценка физического развития

Методом сигмальных отклонений

Метод предполагает графическое изображение основных показателей физического развития (длины и массы тела и окружности грудной клетки) после предварительного сравнения их со стандартными. В стандартах, разработанных с учетом возраста и пола, представлены средние арифметические значения (М) каждого из указанных выше признаков для детей г. Москвы, а также среднее квадратическое отклонение — допустимое отклонение от средних значений в сторону увеличения или уменьшения (±а)

Путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратического отклонения (а), находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму, развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2а, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Регрессионный метод (по шкале регрессии)

Метод оценки физического развития по шкале регрессии более совершенен, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Таблицы составляются на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100-150 ч) одного возраста и пола.

. Оценка нервно-психического развития

моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжки);

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, пересказы);

познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка во времени и пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений);

социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).

Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников применяются специальные тесты, таблицы, шкалы и анкетирование. Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 4 группам развития, три из которых — варианты нормального развития, а четвертая — развитие, пограничное с нормой.

Кроме того, выделяют три степени задержки нервно-психического развития: I степень — по 1-2 показателям; II — по 3-4 показателям; III — по 5-7 показателям.

Заключение

акселерация скелет мозг череп

В заключении хочется сказать, что данная тема является интересной в плане расширения знаний о физическом и нервно-психическом развитии детей и подростков и вообще освоения знаний о таком понятии как акселерация.

Список литературы

1.Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. М.: изд. МГУ, 1999.

2.Россолимо Т.Е. и др. Антропология. Хрестоматия: учебно-метод. лит-ра. М.: изд. Практической психологии, 1998.

.Сайт . Каталог статей — статьи — антропология — акселерация