Критерии социологического знания.

И.С. как научная дисциплина. Основные этапы развития мировой соц. мысли.

И.С. — раздел социологической науки, в рамках которой рассматривается процесс её становления, происхождения, функционирования.

— сама социология в развитии.

Социология появилась с появлением общ-ва. Общество — совок-ть всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в кот-ых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

— нечто большее, чем хронологический упорядочный набор критических обзоров социолог. доктрин.

И.С. занимается: взаимодействие теорий и соц. происхождением её представителей;

Меняющейся соц. организацией — социологией (институты, конференции, чтения);

Изменение идей в результате их распространения (пример марксизм);

Выявление связей идей с окруж. соц. и культур.структурой.

Функции И. С: предотвращение повторений;

Избегание тупиков мышления;

Нахождение более убедительного варианта собств. идей (обращение к взглядам и цитатам классиков); установление эталонов соц. работы;

Взаимодействие старых и новых идей в контексте современ. социол. знания;

Цель: научная практика расширения предшеств. теорий, актуализация прежних социол. формулировок.

Периодизация И. С: 1) Древность (Платон — отрицал семью и частную собственность, каждый занимается своим делом; Аристотель — семья и частная собст-ть).

2) Эпоха просвещения (Вольтер, Дидро, Монтескье).

Идеи: наука, разум, прогресс, закон, методы, общество как совокупность.

3) Эмпирич. исследования Огюст Конт (перв.пол. 19 в.) (ввел термин «социология»)

4) Эмиль Дюркгейм (фр.) (кон.19 в.) — теоретич. социолог;

5) В России (сер.19 в.) Ковалевский М.М., Михайловский Н.К.

В основу периодизации социологии положен анализ внутр. развития науки, её содержание и ключевые проблемы.

1) Классический 19 В. — нач.20 в. (до 1920-х гг.) теоретич. хар-р исследования (М.Вебер, О. Конт, К. Маркс, Герберт Спенсер)

2) Современный 20 в. Появление и развитие эмпирич. социологии (Толкотт Парсонс, Роберт Кинг Мертон, Роберт Парк, Альфред Шютц)

Социология как наука сначала обозначала обществоведение; отделение социологии от философии.

10 стр., 4788 слов

Возникновение социологии как науки 2

... что в социологии Конта было много метафизических, недиалектических идей, все же его представление о социологии как науке, конкретно, ... залогом беспристрастности и объективности социального научного познания и "чистоты" научных категорий. Свою социологию он делит на "общую" и ... позитивная философия, которая является систематизацией наук, того, что есть "научного" в науках. Она не имеет ни своего ...

Шел процесс становления общ-ва (правового) — свободы, права человека. Увеличение знаний, рост теорет. концепций, анализ общ-ва.

Социология начала формир-ся с крыши — теоретич.соц., затем фундамент — эмпирич. соц. (в отличие от естественных наук)

Соц.философия — раздел философии, изучающий вопрос: что есть общ-во и какое место занимает в нем человек. Выполняет критич. функцию (подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия).

Теоретич. социология: область социолог. науки, нацеленная на добывание теоретич. знаний и создание социолог. теорий.

Эмпирическая социология: область социолог. науки, связанная с получением фактографического знания на основе изучения конкретных соц. проблем с помощью соответствующих методов сборов первичной социолог. инф-ии.

На современном этапе социология характ-ся: 1) отраслевая дифференциация (соц. труда, соц. психология, соц. спорта, соц. образования)

2) мультипарадигмальность («мульти» — много, «парадигма» — подход)

3) сочетание теорий и эмпирики

4) попытка преодоления разрыва между агентом (соц.автором) и структурой, между макро- и микро- социологией.

Критерии социологического знания.

1) Онтологический (наука о бытие): социологическое знание — знание о соц. реальности (соц. институты, страты и т. д.)

2) Гносеологический (наука о познании): социологическое знание не является ни религиозным представлением, ни обыденным и ни суждениями. Наука со своими понятиями, категориальным и методологическим аппаратом.

3) Этнический (морально-этический) Высшая ценность — познание; социология как наука не может быть культом или политическим манифестом. Социологи — объективны.

4) Институциональный: социология — институт: конференции, соц. общество, день социолога, журнал «СОЦИС» и т. д.

Парадигма — признанное всеми научное достижение, кот-ое в определенное время дает модель постановки проблем решения научному сообществу.

5 стр., 2162 слов

Вопрос 1. Роль социологии в системе общественных наук

... определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что ... группы. Первую образуют «макросоциологические» теории, которые постулируют примат общества по отношению к индивиду. Они стремятся описать социальные закономерности надиндивидуального порядка, и их ...

— позволяет отбирать парадигмальные имена и подходы и является критериями периодизации в истории социологии.

Парадигмальные понятии: структура, функция, система, институт, норма и т. д.

Парадигмальные теории: марксизм (учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (исторический материализм) и учение о диктатуре пролетариата), интерпретивная парадигма, структурный функционализм (общество как соц. система, имеющая свою структуру и механизмы взаимодействия), бихевиоризм (поведение).

Парадигмальные авторы: К. Маркс, Макс Вебер, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон)

Чем больше развивается социологическая теория, тем отчетливее эти парадигмы.

Социальный реализм и социальный номинализм.

· Социальный номинализм: представление об общ-ве как сумме индивидов. Реально существуют лишь отдельные индивиды и их соц. действия. В соответствии с этим отрицается самостоятельное бытие общества и соц. систем, к-рые рассматриваются лишь как совокупность индивидуальных действий; основное внимание обращается не на социол. системы и структуры, а на реализацию целей, намерений, установок индивида, осмысление им значения ролей, статусов. Утверждает: 1) единственно реальны индиви­ды, составляющие общество; 2) вне индивидов как реальности нет никакой другой реальности; с удалением индивидов от общества не остается ничего; 3) нет общества как реальности ни в смысле физического тела, ни в смысле особого от сознания индивидов на­дындивидуального сознания или коллективной души. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк

· Социальный реализм: представление об общ-ве как едином целом, над- и вне- индивидуальной реальности, несводимой к отдельному индивиду, социальная реальность обладает автономией по отношению к другим видам реальности человеческого бытия. Общество есть реальность, отличная и даже независи­мая от реальности составляющих его индивидов; общество имеет свое существование, свои функции, свои органы, оно живет как всякое подлинно существующее явление. Представители:

30 стр., 14824 слов

Идеалистическая школа конфликтологии: взгляды Конфуция, Платона, Аристотеля.

... «номосу» Моря. «Номос» Моря есть реальность, враждебная традиционному обществу. Геополитическое противостояние сухопутных держав с морскими обретает ... детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной ... с книги «Демократические идеалы и реальность» (1919), заменив «ось истории». «Осью истории» (впоследствии Хартлендом) Х. ...

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

· Соц.-эконом. — появление капитализма поставило проблемы общественных отношений в центре социолог. знания; социология — рефлексия развития капитализма.

· Естественно-научн. — достижение естественных наук (социология строилась как естественная наука).

· Развитие около социологич. дисциплин: статистика, демография, антропология, этнография.

· Трансформация социального сознания — идея соц. изменений; секуляризация — снижение роли церкви; светское общество.

· Идейно-теоретич. — развитие социального мышления, возникновение консервативного («косерватор как садовник», основа — традиции) и либерального (государство — ночной сторож, основа — свобода, общество) движений.

· Идеи эпохи просвещения: разум, соц. законы (стратификация); идея прогресса, метода (научного) — способ получения данных, познания; общества и истории (роль личности в истории)

· Объективная: необходимость изучения целостной картины соц. мира

Социология — продукт своего исторического времени, возникла как идеология современности, впоследствии сама начинает влиять на развитие соц. реальности.

Различные трактовки общества в истории социологии.

Две традиции трактовки общества и его сущности.

В античную эпоху:

· Общество — естественное образование. Человек — существо социальное и альтруистическое, вне общества человек существовать не может (как пчелы, муравьи).

«Человек — коллективное (соц.) животное» (Аристотель).

Общество — организм.

Гос-во, основанное на полит. власти и юридических нормах и объединяющее определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... роли фактора, активно влияющего на поведение человека в социуме, одновременно отмечалась и обратная тенденция - влияние состояния общества на индивидуальное, групповое и социальное ... бессознательное. Литература 1.Авербух Р.А. Проблемы человека в психоанализе. – М.: Медицинская ...

· Общество — искусственное образование. Человек — антисоциальное существо, эгоистическое. В естественном состоянии нет ни общества, ни институтов. Общество — искусственный механизм, сконструированный людьми для собственного блага.

Гос-во, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным: оно подчиняет себе своих подданных в конечном счете по их собственной воле и для их собственного блага.

История социальной мысли.

Платон (427−347 до н.э.).

Идея об идеальном гос-ве: 1) философы, мудрецы; 2) стражники, войны; 3) трудящиеся. Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование.

Отрицал семью и частную собственность. Соц. справедливость, когда каждый занимается своим делом. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования — через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

Формы правления: монархия (главная), аристократия (власть находится у привилегированного знатного меньшинства), тимократия (власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом), олигархия (власть небольшой группы людей экономически могущественной), демократия, тирания (насильственный путь).

Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий философии, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Средний слой должен быть больше, чем высший и низший.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек — общество — природа»

... преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет ... среды – аморальное деяние и преступление, нарушающее экологические права человека. 3. Будущее поколение людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый ...

Монархия — за, олигархия, демократия, тирания — против.

В: преобладает взгляд на общ-во, как искусственное образование, общ-во — результат совместной деят-ти людей.

Роль и значения социальной утопической мысли в истории социологии.

Важнейшая роль в развитии соц. мысли принадлежит социалистам — утопистам (Т.Мор, Т. Кампанелла, У. Моррис), которые поставили вопрос о соц. неравенстве и свободе.

Хотя социальное движение было направлено против просветителей (утопистов), само его возникновение было обусловлено как раз распространением и утверждение просветительских идеалов и ценностей. Только благодаря принятию ценностей свободы могло появиться общественное мнение, были поставлены под вопрос старые и новые соц. институты и стали обсуждаться общественные проблемы, которые ранее не обсуждались. Даже осознание несвободы возникло лишь тогда, когда стала осознаваться и приниматься ценность свободы. И только благодаря признанию ценности равенства, возникает ощущение соц. неравенства и его несправедливости. В центре внимания выдвигается «соц. вопрос» о неравенстве соц. — эконом. условий жизни. Ранее неравенство было «нормально», а равенство (идеал) — кощунство. Поэтому вопрос появился лишь тогда, когда в Европе утвердилась идея природного равенства, равенство перед лицом закона и всеобщего избирательного права. В этих условиях реальное соц.-эконом. неравенство, обостренное индустриализацией, ростом рабочего класса, стало восприниматься как острейшая проблема, настойчиво требующая решения.

Платон (427 до н. э.— 347 до н. э.)«Тимей», «Критий». Обозначены основные положения своей концепции государственного устройства идеального государства. В их число входят сословность общества, регулярное войско, равноправие мужчин и женщин, обобществление детей и их распределение по сословиям согласно их возможностям, браки по жребию.

14 стр., 6670 слов

Б3.Б.9 Методы исследования в социальной работе

... историческими методами анализа социальных явлений и процессов, общефилософскими методами анализа, математическими методами исследования в социальной работе, знанием основных методов, способов ... (1 ч). Студенты, разделившись по 3-4 человека в группе в течение 15 минут, самостоятельно анализируют ... (1 ч). Студенты, разделившись по 3-4 человека в группе в течение 15 минут, самостоятельно изучают ...

Атлантида. Как полагают, первоначальной целью Платона было обличить атлантов, изобразив их целиком отрицательным примером алчности и гордыни, порождаемых богатством и погоней за могуществом — в своём роде антиутопию, противопоставляемую утопическим Афинам; но, начав описывать Атлантиду, Платон увлёкся и по чисто художественным причинам создал притягательный образ роскошной и могучей державы, так что Атлантида, в качестве утопии, совершенно затмила бледный очерк бедных и добродетельных Афин. Не исключено, что именно это несоответствие замысла и результата и явилось причиной того, что диалог не был закончен.

Томас Мор (1478 — 1535) -английский мыслитель, писатель. «Утопия»Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (источники — сочинения Платона), Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма. Он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство. В «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием.

Томмазо Кампанелла (1568−1639) — итальянский философ и поэт, «Город Солнца».Изображает идеальное государство: отсутствие частной собственности, всё общее, отсутствие семьи, государство воспитывает детей.

Уильям Моррис (1834−1896) — английский поэт,«Вести ниоткуда». Рассматривает соседское общество: нет права собственности, нет жадности; социалистические идеи. Общество будущего — общество равенства.

В: в общ-ве свободном не может быть обязанностей…

8. Томас Гоббс: постановка главного социологического вопроса. (Как возможен социальный порядок, почему человек вступил в общ-во)

Томас Гоббс (1588−1679) — английский философ-материалист, номиналист.

«Левиафан». Развивает идею «Человек человеку волк». Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время, для сохранения своих жизней и общего мира, отказываются от своих «естественных прав» и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное использование оставшимися правами — государство.

Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми.

«Люди равны от природы. Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Из-за взаимного недоверия — война. Увеличение власти над людьми, необходимое для самосохранения человека, также должно быть позволено ему. Где нет власти, способной держать всех в подчинении, люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе. Три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы. Первая причина заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы, вторая — в целях собственной безопасности, а третья — из соображений чести. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости. Сила и коварство являются на войне двумя основными добродетелями. Справедливость и несправедливость не являются ни телесными, ни умственными способностями. справедливость и несправедливость есть качества людей, живущих в обществе, а не в одиночестве».

Свобода может быть только социальной. Существование власти для защиты свобод и прав. Соц. порядок — разумный порядок. Страх управляет людьми.

Осн.идеи Гоббса: главное право — право на жизнь, защиту этого права представляет правитель. Во имя этого можно пожертвовать другими правами.

1) естественное состояние — «война всех против всех»

2) гражданское состояние: люди — разумные эгоисты, заключают договор для защиты прав на жизнь.

Руководствуясь принципом разумного эгоизма, люди заключают договор, тем самым вступают на путь гражданского состояния. Появляется суверенное состояние, люди отдают часть свобод, но получают защиту. Суверен не имеет права казнить без суда.

В: 1) люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания.

2) гражданское общ-во возникает вследствие опасения одних перед другими.

Гл. цель — извлечение выгоды из сотрудничества. Неравенство — порождение общ-ва.

Общественный договор приводит к образованию общ-ва и гос-ва одновременно. Формы правления: демократия, аристократия, монархия.

Ж.Ж.Руссо versus Т.Гоббс.

Жан Жак Руссо (1712−1778) — французский философ, писатель, теоретик Нового времени. Осн. идеи: человек в естественном состоянии — добродушный дикарь. При появлении имущества и частной собственности прекращение естественного состояния. Нужно заключать общественный договор, нет ни одного права — всё общее. Отдает свои права на всеобщую волю.

Томас Гоббс (1588−1679).

Главное право: право на жизнь, задача короля (суверена) обеспечить выполнение этого права. Люди руководствуются принципом разумного эгоизма, вступая на путь гражданского состояния. Люди половину прав отдают суверену (но не может убить).

Различие: 1) в «Общественном договоре» Руссо довольно часто упоминает о политическом учении Т. Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические тенденции во взглядах Гоббса, его «презрение к свободе и равенству».

2) Для Руссо человек в естественном состоянии — добродушный дикарь, лишенный прав; у Гоббса люди — эгоисты, которые стремятся к овладению вещью и престижем.

3) Руссо считал, что в мире царит гармония, Гоббс же говорит о том, что естественным состоянием общ-ва является «война всех против всех».

4) Для Гоббса фундаментальным правом в этом договоре явл-ся право на жизнь, задача короля обеспечить это право; для Руссо — не существует ни одного фундаментального права, люди отдают абсолютно все свои права королю на общий алтарь, всё общее. Формируется общая воля. По Гоббсу люди отдают часть своих свобод, но при этом получают защиту.

Общее: 1) они оба считают, что от рождения люди равны.

2) решение всему — заключение общественного договора.

Соц. статика и соц. динамика.

Социология делится в его доктрине на две части: соци­альную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Поря­док и прогресс».

· Соц. статика — упорядоченное состояние общ-ва в момент покоя; стабилизирующие силы преобладают над силами, нарушающими соц. равновесие; это социальная анатомия, изучающая строение социального организма

Цель: обнаружение законов социального порядка. Выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим об­ществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид естественным и необходи­мым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склон­ности у него также носят естественный характер. «Подлинный социо­логический элемент» — не индивид, а семья.

Семья это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание за­висимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим.

Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семей­ного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство — все это фазы ассоциации в последо­вательном стремлении к человечеству. Но семья — это «союз», основан­ный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоци­ация». Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделе­нии труда.

Разделение труда не только экономический, но фунда­ментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социаль­ной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной со­лидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию.

Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе дости­гает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Кон­сенсус в его теории — «основная идея социальной статики».

С.С. роднит человеческое общ-во с животным сообществом.

Примеры: после Второй мировой войны.

· Соц. динамика (теория прогресса) — общественное состояние, общ-во в состоянии движения, когда соц. солидарность, сменяется антагонизмами (противоречиями) мнений и интересов между людьми; социальная физиология, изучающая его функционирование.

Цель: обнаружение законов прогресса. Понятие прогресса ха­рактерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. В отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богат­ства.

С.Д. ли­шена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. С.Д. выявляет солидарность во времени. Она рассматривает каждое последователь­ное состояние общества как результат предыдущего и необходимый ис­точник будущего.

Объединяющими чувствами являются альтруистические чувства. Альтруизм противоположен эгоизму. Чувства предшествуют разуму (чувства симпатии ограничивают эгоизм человека — основа для солидарности).

Чувства симпатии распространяется на большую группу людей — состояние соц. устойчивости.

С.Д. отличает нас от животоного сообщества.

Сравнительная оценка важности этих двух разделов социо­логии у Конта менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии — социальная динамика, то в «Системе» — что это социальная статика.

Примеры: революции 1917 г.

17. Методы социологии О.Конта. Социология как «соц. физика».

· Субъективный (метод сердца) — (система позитивной политики) чувственные методы познания. Субъект — не индивид или группа, а всё человечество.

Первый признак этого метода соответственно состоит в том, что это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект.

Второй признак метода заключается в том, что в отличие от «объек­тивного», рационального подхода, он является эмоционально-альтруис­тическим по своей сути. Это метод «сердца», которому должен быть под­чинен ум. Необходимо подчинять научные, моральные и политические идеи альтруистическим чувствам, направленным последовательно на се­мью, отечество и человечество. Этому соответствуют три формулы: жить для своих близких; жить для своих соотечественников; жить для всех. Все они резюмированы в знаменитом девизе «Жить для других».

Словом, это метод, гораздо более общий и фундаментальный, чем тот, который теперь называется эмпатией. Это метод любви, которую Конт провозглашает в качестве не только жизненного, но и методологи­ческого принципа.

· Объективный («курс позитивной философии») научный метод — метод дедукции (Конт чаще использовал дедуктивный метод) от целого к частям, от системы к элементам, а не наоборот., общенаучные методы, наблюдение связей между фактами (из естеств. наук).

Эксперимент (роль определяет поведение, анализ нарушений в обществе).

Сравнительный метод (человеческое и животное общество, разное человеческое общество на разных территориях, на разных этапах развития (генетический метод)) — отличие от ост. наук. Наблюдение — универсальный подход, характеризующий позитивную методологию и противостоящий произвольным конструкциям. В извест­ном смысле все методы социологии являются разновидностями этого наблюдения. Конт был противником приме­нения количественных методов в социологии, тогда как применение именно этих методов воспринималось как отличительная черта позити­вистской социологии в XX в.

В оценке Контом соотношения «объективного» и «субъективного» методов заметна двойственность. С одной стороны, он подчеркивает единство и взаимодополнительность этих методов, рассматривая пер­вый из них как необходимый этап, предваряющий второй. С другой -вся «Система позитивной политики», утверждающая общее «преобла­дание сердца над умом» и сугубо подчиненную роль последнего, осно­вана на явно и неявно выраженном положении о том, что можно обой­тись без «объективного» метода и начать сразу с «субъективного».

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физиология» и «социальная физика» (естественная наука, законы).

В 1825 г. Конт определял «социальную физику» как «науку, ко­торая имеет своим объектом изучение социальных явлений, рассматри­ваемых таким же образом, как и явления астрономические, физические, химические и физиологические, т. е. как подчиненные неизменным ес­тественным законам…».

Он считал себя автором после­днего термина и до определенного момента рассматривал его как наи­более предпочтительный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, «неправильно» использоваться, прежде всего, бельгийским ученым Адольфом Кетле, который в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (1835) применил его к «простой статистике». Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять со­циологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано.

С 1839 — социология («Курс позитивной философии»).

«Я должен отныне отважиться на использование это­го нового термина, целиком тождественного моему уже введенному вы­ражению „социальная физика“, с тем, чтобы иметь возможность обозначать одним названием ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям». Конт считается основоположником социологии, так как первым поднял вопрос создания науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки заложили другие исследователи.

Взгляды О. Конта на соц. реальность.

Конт один из первых ввел понятие «соц. реальность». Конт разработал подход к обществу как системе, прообразом которой выступает биологический организм.

Свойства соц. реальности: 1) максимальная сложность; 2) изменчивость, спонтанность; 3) регулирование искусственным порядком.

Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность — это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как че­ловечество в миниатюре, а человечество — как расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и са­мая «реальная» социальная реальность. Конт исходит из концепции «рас­ширяющегося общества», имеющего своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная тенденция к образованию «все более обширных ассоциаций». Структура и развитие общества определяются «фундаментальными законами человеческой природы», а социология включена в «позитивную теорию человеческой природы». Неразличение общества и человечества усиливалось верой в универ­сальный прогресс и эволюционистским представлением, в соответствии с которым все общества неизбежно проходят в своем развитии одни и те же фазы. Достаточно изучить наиболее «передовые» общества, чтобы понять путь, по которому раньше или позже пойдет все человечество. Поэтому Конт выбирает и рассматривает в каждой значительной исторической эпо­хе «элиту, или авангард человечества», прослеживает судьбы «из­бранного» народа, который несет эстафету цивилизации и передает ее другому. Начиная с нового времени, он изучает только западные европей­ские нации, так как, с его точки зре­ния, их историческим путем неизбежно пойдет все человечество. Здесь его позиция близка гегелевской философии истории, с од­ной стороны, и эволюционизму Маркса и Спенсера — с другой. Хотя Конт и утверждал в «Курсе», что этапы социального развития невозможно пере­прыгнуть, впоследствии он говорил, что цивилизованные нации должны будут помочь промчаться без остановок на отдельных фазах развития ме­нее цивилизованным народам, отставшим братьям.

Таким образом, у Конта общество и человечество рассматриваются не только как однопорядковые явления, но и как явления тождественные, по сути, хотя и различные по объему. Во-первых, человечество рассматрива­ется как максимальное по объему общество. Во-вторых, некоторые обще­ства в определенные исторические периоды выступают как представители всего человечества, прокладывающие для него маршруты его дальнейшего движения.

Подобная позиция имела двойственное теоретическое значение. С од­ной стороны, она содержала понимание реального единства человечества, тождества или сходства многих социальных признаков у различных наро­дов. С другой, она приводила к упрощенному взгляду на пути развития различных обществ и к игнорированию их своеобразия. Смешение общест­ва и человечества, социальности и человеческой природы означало сведе­ние социологии к антропологии и психологии, что противоречило исходному замыслу Конта создать социологию как особую науку.

19. Герберт Спенсер: эволюционизм.

Герберт Спенсер (1820−1903) — английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма, родоначальник эволюционизма.

Теория эволюции: эволюция общества — это часть процесса, подчиненного развитию всей вселенной. Закон эволюции: синтез всех научных методов (философский первопринцип).

«Законы эволюции окончательно непостижимы».

Эволюция представляет из себя переход от рассеянного состояния материи к конструированному.

Процессы: 1) дифференциация — разделение функций между частями целого. Способствует отбору наиболее устойчивых структур. Дифференциация неизбежна.

2) интеграция — эволюционное изменение в строении системы, противодействующее расхождению и сопутствующее гармонизации.

3) адаптация — уравновешивание между системой и окружающей средой.

4) диссолюция — распад (разрушение) системы.

Естественный предел любой эволюции — состояние динамического равновесия, стремящегося к самосохранению.

3 фазы большой эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая (соц. эволюция), которые плавно переход друг в друга. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз.

По началу социальное возникло из простого сложения индивидуальных усилий, по мере сложности социальное приобрело самостоят. хар-ер.

Соц. эволюция по темпам изменений превосходит все другие виды эволюции. Спенсер отрицал идею однолинейного развития. Эволюция сводится к адаптации. Идеал общ-ва, к которому стремится, — это гармония соц. системы и окружающей среды.

Естественный предел темпов прогресса — процесс медленного изменения человеческой природы. (иррациональное).

Никакая политика или учение не могут ускорить соц. прогресс. «Человеческая природа не рациональна, а сама эволюция внеразумна». Не отрицает возможности прогнозирования и регулирования.

20. Герберт Спенсер: органицизм.

Организменная модель общества. Общество существует для блага индивида, а не наоборот.

Спенсер сравнивает общество с организмом, говорит, что у них разные цели, но общие принципы функционирования организации. Среди факторов эволюции: природная среда, умственные и нравственные свойства человека, развитие идей.

Механизм эволюции соц. и биологических организмов — наследование приобретенных черт.

Спенсер критиковал коллективизм и защищал конкуренцию; сторонник невмешательства гос-ва в экономику.

Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма.

Конфликт для Спенсера: обычная форма жизнедеятельности общества. В борьбе за существование у человека возникает боязнь утраты жизненных средств и страх перед смертью. Влияние на появление полит. власти — государство, появление религии — церковь.

Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой.

Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках отдельных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность «дифференцированного», то есть разделённого на классы общества.

Натуралистический редукционизм в истории социологии (социал-дарвинизм).

Натурализм — направлении, или совок-ть концепций, опирающихся на познавательные средства и методы естественных наук. Цель: стремление выработать систему знания об обществе, строгую и объективную. Соц. процессы аналогичны естественным процессам, происходящим в природе.

Натуралистический редукционизм — концепция сведения социального к природному.

Социал-дарвинизм (редукция) — теоретический подход, согласно которому объяснения социального поведения сводятся к объяснению на психологическом или социологическом уровне) — направление кон.19 — нач.20 вв., пытавшееся объяснить эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за существование. (Г.Спенсер, Ч. Дарвин).

Применение дарвинской теории борьбы за существование к рассмотрению социальной жизни. Соц. конфликты — естественны (внутривидовая и межвидовая борьба).

Естественный отбор (учеба, поступление на работу) — борьба за выживание.

Общественный признак: рассмотрение соц. жизни как арены непрерывной борьбы между индивидами, группами, нормами и т. д.

Людвиг Гумплович (1838−1909) — австрийский экономист и социолог. Взаимодействие людей носит конфликтный харак-р, одна группа стремится господствовать над другой. Насильственная теория создания гос-ва. Конечная причина всех соц. процессов является удовлетворение материальных потребностей человека. Экономические мотивы лежат в основе всех соц. движений.

Этноцентризм — вера в превосходство собственной нации над остальными.

Альбион Смолл (1854−1926) — американский ученый. Гл. идея: интерес — основная единица социологического анализа. Вся соц. жизнь — это процесс развития, приспособления и удовлетворения интересов. Группы интересов: здоровья, красоты, благосостояния, общения, признания, справедливости. Два аспекта интересов: субъективный (саможелание) и объективный (потребность или желаемая вещь).

В: главный изъян социал-дарвинизма: сведения соц. явлений к биологическим факторам (естественному отбору).

Преувеличивают роль конфликтов в жизни общества.

Ратценхофер Густав (1842−1904) — австрийский теоретик, «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898), «Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях» (1907).

Для него социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности.

Основными явлениями и процессами социальной жизни он считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство, глобальное общество.

25. Расово — антропологическая школа в истории социологии. (Артур де Гобино, Х. Чемберелен, Ж. Лапуж, Чезаре Ломбро́зо)

РАШ — направление в социологии 19−20 вв., разновидность натурализма.

1) различное общество и соц. группы в основе расово — антропологич. образования.

2) эволюция общ-ва и культуры — результат взаимодействия между расами.

3) расы неравноценны (соц., культурное неравенство между группами людей).

4) соц. поведение людей проявляется (обусловлено) в биологической наследственности.

5) смешение между расами вредны с биологической и соц. точек зрения.

6) соц. жизнь — следствие расовых и антропологических факторов.

Расово-антропологическая школа переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривала общественное развитие с точки зрения понятий наследственности, борьбы «высших» и «низших» рас и классов. Определила влияние биологических черт, биологической природы чел-ка, его расовых черт на жизнь общ-ва.

Жозеф Артур де Гобино (1816−1882) — французский социолог, писатель и публицист, один из основателей расистской теории и расово-антропологической школы в социологии. Труд "Опыт о неравенстве человеческих рас". Гл. идея: движущей силой развития народов является неравенство, связанное с расовыми различиями. Наиболее способной к культурному развитию ученый считал арийскую расу, смешение которой с небелыми народами ведет к снижению ее способностей. Гобино был пессимистом и считал вырождение белой расы необратимым процессом.

Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855—1927) — английский писатель, социолог, философ, расовый теоретик. Труд «Основы 19 века», осн. идеи: европейская культура явилась результатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося созидательного тевтонского духа; и отталкивающе-разрушительного влияния евреев и иудаизма в целом.

Жорж Ваше де Лапуж (1854 — 1936) — французский социолог, последователь теории социального дарвинизма и один из идеологов расизма.

Детерминизм как способ (модель) объяснения в истории социологии. Географический детерминизм.

Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Учение о причинности, закономерности, генетической связи, обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Детерминизм явл-ся наиболее важным инструментом объяснения и предвидения будущего, представление о появлении новых свойств и любых объектов в их развитии.

Географический детерминизм-немарксистская социологическая концепция, пытающаяся объяснить явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или района. Его представители видят в географической среде или её отдельных элементах определяющую силу развития человеческого общества.

Географические факторы определяют человека и общество. Общество укоренено к почве.

Шарль Луи де Монтескьё (1689−1755) — французский писатель, правовед и философ. Основной труд «Дух законов». Интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом. Полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

Карл Шмитт (1888−1985) — немецкий философ. «Земля и море»: деление держав на морские (Англия) и сухопутные (Россия).

Фридрих Ратцель (1844−1904) — немецкий географ, этнограф, социолог. Основные труды — о взаимоотношении человека и окружающей природной среды. Р. — один из основателей школы антропогеографии. Ошибочная концепция Р. об определяющем влиянии природы на культуру и социально-политические отношения оказала существенное влияние на формирование геополитики. Ратцель исходил из идеи, что государство представляет собой организм, который развивается, стареет и умирает; законы этого развития зависят от географических факторов.

27. Психология масс, толпы в социологии (кон.19 — нач. 20 вв.) (Г.Тард, Г. Лебон).

20 век — век публики, век толпы. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
1) в 19 в. Власть толпы сменяет власть элит.

2) осн. свойства толпы: анонимность, распространение мнения, внушаемость, стремление немедленно претворить идеи в жизнь.

3) психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать поступки.

4) поведение толпы изменчиво.

5) толпа впадает в крайность.

6) массы уважают только силу.

7) идеи категоричны и не связны

8) рассуждения примитивны

9) воспринимает только образы

10) толпе необходим вожак (деятелен, энергичен, фанатичен)

Гюстав Лебон (1841−1931) — франц. психолог, социолог, основатель соц. психологии, работы: «Эволюция цивилизации» (1895), «Психология народов и масс» (1896), «Психология социализма». Он полагал, массами людей правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе: обезличенность, резкое преобладание чувств, утрата интеллекта, утрата личной ответственности. Тема его работ — соц.-психол. факторы коллективного поведения.

Г. Лебон, отождествляя толпу с массой, предсказывал наступление «эры масс».

Габриель жан Тард (1843−1904) — французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психол. направления в западной социологии. Он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл «социальной логикой».

Взгляды Маркса на революцию и реформы, гос-во и деньги, религию и идеологию.

Соц. революция — переход от одной формации к более прогрессивной; качественное изменение общественных отношений; способ перехода.

Занимает центральное место в учении у Маркса.

Результатом соц. революции явл-ся: противоречие между материально-производственными силами с существующими производственными отношениями. Отношения — независящие от воли человека.

Соц. реформа — переустройство той или иной стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Рассматривает как искусственный тормоз соц. развития.

Гос-во —

· Теология идеологии и ложного сознания:

Идеология — сознательное и бессознательное мифотворчество (создание мифов), призванное 1) заменить подлинную соц. практику; 2) замаскировать интересы господствующего класса (образование навязывает классовое разделение).

Религия: «опиум», ложное сознание для народа (вроде бы защищает…)

Образование носит ложное сознание.

Наука носит ложное сознание

Деньги: — средства обмена, связь между предметом потребностей и продуктом (предметом).

Функции денег: 1) разъединяющая; 2) связывающая.

Деньги обладают свойством присваивания (пластич. операции).

Деньги не определяют судьбу человека (50%), деньги — не явл-ся индикатором характеристики личности, могут влиять на поведение человека. Деньги — не символ.

37. Маркс и Конт: общее и различие.

· Общее: 1) верят в эволюции человеческого рода (общ-ва развивается по одним и тем же

законам, проходят одни и те же стадии).

Законы истории носят универсальный хар-р.

2) прогресс; соц. эволюция — развитие от низшего к высшему.

Конт: основа — интеллект. и моральное совершенство. Маркс: развитие производительных сил.

3) верят в конечное совершенное состояние (позитивное/коммунизм)

4) занимаются пророчеством, предсказанием

5) чувствуют себя призванными способствовать наступлению этого золотого века.

Конт: проповеди религии человечества. Маркс: политико-организационной и революционной деят-ти. Средства достижений к идеальным состояниям.

6) исторические эволюционисты

7) теории носят универсальный характер

8) развитие общ-ва по плану.

· Различия: 1) Конт: приемственность традицией (нет революций), естественность.

Маркс: разрыв с прошлым, динамика.

2) Конт: основы фундаментальны и неизменны. Маркс: непрерывно изм-ся сами основы.

3) Конт: мирный прогресс. Маркс: конфликтный прогресс.

4) Конт: соц. революция — однолинейный хар-р. Маркс: история носит многолинейный хар-р (эмпирика).

5) Конт: традиция — благотворная сила. Маркс: традиция — аномалия.

38. Общество: организм/машина/…

· Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями.

Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма.

Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер. В русской социологической науке органицизм представлен, прежде всего, трудами Александра Стронина и Павла Лилиенфельда.

· Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (общественный договор) (Ж.Ж.Руссо, Джон Локк, Томас Гоббс).

Индивид — отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения — индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества.

· Функционалистский подход (Парсонс, Мертон).

Общество рассматривается как система (математическая абстракция, предназначенная для описания и изучения систем, эволюционирующих с течением времени).

· Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейного государственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определенной структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.

· Антропологический принцип. Достойным существования признавалось общ-во, соотвествующее подлинной, высокой, неизменной природе человека.

· Общ-во — машина.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector