Конфликтология в системе наук

 

Достаточно продолжительный исторический период конфликтология как наука развивалась в рамках других отраслей научного знания. На различных этапах ее развития и становления конфликтологические проблемы рассматривали древние философы, социалисты-утописты, экономисты, психологи, социологи и другие представители естественных и гуманитарных наук.

Конфликт как социально-психологическое явление свойственен практически всем сферам жизнедеятельности человека. Исходя из этого, практически все отрасли научного познания в той или иной мере связаны с конфликтологией. Эта связь носит взаимный характер. Конфликтология, являясь самостоятельной научной дисциплиной, особенно тесно связана с теми областями знаний, на базе которых она, собственно, и образовалась — с социологией и психологией. 

Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах, а именно:

1. Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся: принцип всеобщей связи; принцип детерминизма; принцип развития; принцип системного подхода; принцип личностного подхода.

2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками:

Философия дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию.;

Математики — математические методы моделирования конфликта как абстрактных математических моделей;

Психология — изучение конфликта с точки зрения противоречивости функционирования психики человека;

— Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.

Конфликтологическая проблематика поднимается не только в рамках конфликтологии. Проблема конфликта рассматривается в педагогических, исторических, экономических, военных науках, психологии, политологии, искусствоведении и др. Однако все они рассматривают конкретные конфликты в конкретных сферах и условиях. Например, психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки в военном деле. Искусствоведение изучает конфликт в различных видах художественного творчества как эстетическую категорию. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении.

4 стр., 1995 слов

Предмет и принципы конфликтологии

... исследования: - выявление определений понятия «конфликт»; - определение базовых задач конфликтологии как науки; - определение предмета и принципов конфликтологии как науки; - определение основных характеристик деятельности социального ... нет - не может быть конфликта» [1, C. 28]. Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то ...

Наряду с этим можно отметить и обратное влияние конфликтологии на смежные науки. Например, изучение конфликтологических проблем в сфере межличностных отношений стимулирует решение многих псиъхологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости.

 

Зарождение конфликтологии

 

Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с “яблоком раздора”, библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины.

 Конфликтология как самостоятельная наука является одной из самых молодых отраслей научного познания, несмотря на то, что проблемы конфликта волновали человечество с момента осознания им себя как социально-психологического феномена. Подтверждение этому мы находим в легендах, древних эпосах, сказаниях, сказках, мифах, религиозных трактатах.

Конфуций еще в VIв. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он наставлял, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы “тяжбы не велись”. Сам Конфуций обладал несомненными достоинствами, по словам его многочисленных учеников, был “ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив”. Ему были чужды, по крайней мере, четыре недостатка: “склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие”.

Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть “отец всего и царь всего”.

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V – I V вв. до н. э.).

Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

Уже позже, в 18-19 вв. в конфликтологии предпринимаются попытки научного обоснования конфликта, причин его возникновения, приемов и способов предупреждения и разрешения применительно к набирающему силу индивидуализму. В это время конфликт становится отдельным предметом научного познания.

В это время складываются два основных направления в конфликтологии:

социологическое, ориентированное на изучении социальных межличностных и межгрупповых конфликтов и роли конфликта для

10 стр., 4504 слов

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

... общества с его историческими, национальными, культурными традициями. 4.Проблема соотношения в человеке биологического и социального Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих ... в себе различные свойства: биологические, психические и общественные. Люди принадлежат к высшим ...

становления и развития общества;

психологическое, ориентированное на изучение внутриличностных субъективных причин возникновения конфликтов. 

Г. Гегель рассматривает войну как позитивное явление общественной жизни.

Ч. Дарвин выдвигает теорию биологической эволюции. Вслед за ней появляется социальный дарвинизм как направление в социальной отрасли научного познания. Его сторонники Г. Спенсер, У. Сампер, Л. Гумплович и др. рассматривают общественное развитие как результат действия биологических законов естественного отбора. При объяснении конфликтов появляются ссылки на наследственные признаки, инстинкты, психофизиологические свойства людей.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, впоследствии В. Ленин, рассматривают конфликт как возможное и неизбежное социальное явление в форме классовой борьбы в рамках существования антагонистических формаций. 

На этом этапе наряду с социологами проблемой конфликта вплотную занимаются психологи. 

Г. Зиммель (немецкая школа социологии) считается первым, кто ввел в научный оборот понятие «социальный конфликт», специально занявшись разработкой теории конфликта. Среди относительно устойчивых форм социального взаимодействия (авторитет, договор, сотрудничество и др.) особое место, по его мнению, принадлежит конфликту, который выступает исключительно важной формой общественного развития. Он способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований.

По мнению другого представителя немецкой социологической школы М. Вебера, субъектом социального действия в большей степени выступает индивид, а не общество в целом. Положение индивида в обществе определяется его статусом. Общество — это статусное взаимодействие индивидуумов, ориентированных друг на друга, и тех или иных статусных групп, действующих либо позитивно, либо негативно. В условиях конфликта материальных и идеальных интересов они озабочены сохранением и упрочением своего влияния, позиций, амбиций, жизненных ориентиров.

Э. Дюркгейм (французская школа социологии) поставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Основанием для объединения людей выступает не необходимость в противостоянии, а взаимная потребность друг в друге. Конфликт, разрешаемый конструктивными способами, выполняет двоякую функцию: сигнализирует о социальной проблеме, а его разрешение восстанавливает социальный баланс. 

В отличие от социологов психологи объясняли природу конфликта с точки зрения специфики функционирования психики человека.

Так, по мнению Зигмунда Фрейда, источник конфликта лежит в противоречивости психики человека (результат борьбы слоев «Эго», «Ид» и «Супер Эго»).

Он пришел к выводу, что главным источником конфликта является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм.   

3 стр., 1436 слов

№4.Значение общения в жизни людей и общества

... составляют процесс общения в целом. Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: Социальные функции общения а) Организация совместной деятельности. б) Управление поведением и деятельностью. в) ... - одной из наиболее ярких ее форм является конфликт. г) Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются ...

Альфред Адлер в отличие от 3игмундта Фрейда предпочтение в человеческом поведении отдает социальным факторам, единству, а не расчлененности личности, рассматривая человека как социальное существо, как продукт общественного развития. Он одним из первых поднял проблему компенсаторных механизмов как величайшего смысла жизни и творческой силы человека при преодолении конфликтов.

Карл Юнг предложил свою классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. С одной стороны он выделил общую, преобладающую направленность личности: интровертированность и экстравертированность. Интроверты — люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний. 

Таким образом, если социологи ориентировались на анализ межгрупповых конфликтов, то психологи сосредоточиваются преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, одновременно участвуя и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений.

 

Наибольшую значимость в становление конфликтологии как науки внесли известные социологи и психологи. Основоположником французской социологической школы, представителем идеализма был Эмиль Дюркгейм. Считал что люди объединяются в общество не ради вражды а в связи с взаимной потребностью друг в друге. Решающая роль в жизни общества принадлежит Платону. Нравственность как совокупность социальных норм обладает свойством регулирования конфликтов. 

Макс Вебер — немецкий социолог, объектом его исследования являлось не общество в целом, а индивид. Общество представляет собой совокупность нравственных групп, где и возникают конфликты. 

Георг Зиммел — немецкий социолог, сециально занялся теорией разработки конфликта. Ввел в научный оборот термин социология конфликта. Его работы являются основополагающими в конфликтологии. Конфликт хоть и является одной из форм разногласия, но выступает интегрирующей силой, укрепляет организации, объединяет противоборствующих. 

 Артур Шопенгауэр — определил нравственные правила поведения в конфликте: нужно ни к кому не питать неприязнью, никогда не высказывать гнева или ненависти, быть хладнокровным и рассудительным. 

Карл Маркс предложил весьма детальную концепцию социального конфликта. Конфликты свойственны всем уровням социальной жизни, вся история существования обществ была историей борьбы классов, причиной которой являлась частная собственность. 

Зигмунд Фрейд пришел к выводу что главным источником конфликта является изначально присуще человеческой психике противоречие между сознательным и бессознательным. Дисгармония души является источником всех источников конфликтов: внутриличностных, межличностных и межгрупповых.

 Эрик Бёрн — рассматривал людей в конфликтных ситуациях, разработал концепцию трансактного анализа. Согласно его теории все люди разделяются по трем состояниям, которые доминируют в психике: ребенок, родитель, взрослый. Ребенок склонен к эмоциональному, спонтанному, необдуманному поведению. Родитель любит поучать. Взрослый прагматичен и рассудочен. Конфликтная ситуация возникает, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой. 

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Карл Юнг предложил свою классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. С одной стороны он выделил общую, преобладающую направленность личности: интровертированность и экстравертированность. Интроверты — люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний. 

Таким образом, если социологи ориентировались на анализ межгрупповых конфликтов, то психологи сосредоточиваются преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, одновременно участвуя и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений.

Многие положения основных концепций, разработанных социологами и психологами в этот период, актуальны и в наши дни.