Валентин Иванович Андреев – Конфликтология – найти

Лекция №1. 23.01.2015. Преподаватель – Ященко Елена Фёдоровна. Лекций студента Артёмова Леонида Александровича 2 группа, 2 курс, конфликтология.

Экзамен.

  1. Учетная сдача экзамена, включающая в себя ответы на 2 теоретических вопроса и решение одной практической задачи.
  2. Посещение.
  3. Активность на практических занятиях (доклады, участие в деловых играх, рефераты, презентаций).
  4. Наличие лекционных записей обязательно.

Литература – Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях, учебное пособие, Гришина Н.В. Психология конфликта, Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: практикум, Леонов Н.И. Конфликтология : учебное пособие.

Эпиграф.

Социальная психология не могла возникнуть как наука, пока отношения между индивидом и обществом не стали проблематичными.

Тема 1. Психология конфликта как научная дисциплина.

План.

  1. Психология конфликта в системе наук. Связь психологий конфликта с другими психологическими дисциплинами
  2. Изучение конфликтов в психологической традиции: психодинамический подход, ситуационный подход, когнитивный подход.
  3. Определение, объект, предмет конфликта, методы психологий конфликта.

Конфликт(conflictus) – противостояние. Содержание понятия конфликта раскрываются через следующие значения:

  1. Это состояние открытой часто затяжной борьбы, сражение или война;
  2. Состояние дисгармоний в отношениях между людьми, идеями или интересами, т.е. столкновение противоположностей (соперничество, спор и т.д.);
  3. Борьба мотивов (психическая борьба), возникающая как результат одновременного функционирования взаимоисключающих импульсов;
  4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, на котором строится сюжет;
  5. Эмоциональное напряжение, возникающее тогда, кода человек пытается примерить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями;

Качество конфликтологических исследовании во многом зависит от характера междисциплинарных связей одиннадцати наук, изучающих конфликт, таких, как психология, социология, правоведение, экономика, военные науки, история, философия, искусствоведение, педагогика, социобиология, математика (по степени убывания количества публикации).

Психология является единственной наукой, изучающей все типы конфликтов, объектом психологий выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней. Каждая и одиннадцати отраслей знаний, изучающих конфликт, прошла свой путь развития и внесла весомый вклад в становление науки о конфликтах.

6 стр., 2624 слов

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов ...

... работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом. 3. Внутриличностный конфликт Внутриличностный конфликт – это состояние, в котором у человека есть противоречивые ... поведения. Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта: 1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности; ...

Именно эти знания легли в основу междисциплинарной науки – конфликтология.

Валентин Иванович Андреев – Конфликтология – найти.

А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов при описании конфликта выделили одиннадцать категориальных групп: сущность конфликта, его генезис, эволюция, структура, динамика, функции, типология, информация в конфликте, методы диагностики, предупреждение, решение. Подходы к изучению конфликта в классической психологии: психодинамический/психоаналитический, ситуационный, когнитивный подходы.

Конфликты человеческой души – интрапсихическая интерпретация.

  1. З. Фрейд: Конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека;
  2. К. Хорни: «Наши внутренние конфликты»;
  3. Э. Эриксон: новый взгляд на конфликты;

Сознание – это высший уровень психического отражения, доступный только человеку, как общественно – историческому существу. Сознание формируется в лобных долях, позволяющих человеку контролировать и планировать свое поведение.

Подсознание – это такой уровень работы психике, который хранит в себе информацию, вытесненную из активного сознания – обиды, стрессы, депрессии, а так же неактуальная информация. Если нужна информация, то человек вспоминает по необходимости.

Бессознательное – 3-й уровень, который хранит в себе информацию, никогда не попадающую в активное сознание – это информация от 0 до 3-х лет, все инстинкты и влечения тоже находятся там.

Сверхсознание – такой уровень работы психики, при котором при полном мышечном расслаблении происходит сверхактивная работа мозга – медитация.

Зигмунд Фрейд первым охарактеризовал психику, как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. Первичным является внутренний, психически, конфликт, который есть постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности.

Человек вынужден зачастую отказываться от удовлетворения своих желаний в силу нравственных и социальных норм, что приводит к возникновению психического конфликта. Однако, существуют способы достижения удовольствия морально приемлемыми путями – сублимация через научное и художественное творчество.

К разным формам психических расстройств человека ведут так называемые патогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, не совместимых с требованиями общества присоединяются внутренние ограничения.

Поэтому несексуальные причины являются причинами невроза, а тот патогенный конфликт, который разыгрывается Я (сознание) и или сверх Я (совесть) и сексуальности.

Эти конфликты не дают возможности человеку осознать истинные причины возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он не справляется.

Внутреннюю сторону жизни индивидуума составляют неосознаваемые, неприемлемые импульсы, либидо и агрессивные импульсы.

На эту конфликтность накладывается еще опыт детства и отношения с родителями.

Литература – Масару Ибука – После 3-х уже поздно.

Конфликты, не нашедшие разрешения в детстве потенциально опасны патологией поведения в более зрелом возрасте. Поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией. Неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Целью терапевтического воздействия являются выявления источников конфликтов, вытесненных из сознания, содействие человеку в осознаний им причин его внутренних конфликтов и их решений на новом уровне сознательного отношения к своим влечениям неосознаваемого характера (речь идет лишь о смягчений конфликтов при помощи целенаправленного воспитания, социализаций и окультуривание человека) с помощью психоаналитика, которые не избавит от всех проблем, но всё же сможет ослабить их разрушительное влияние на жизнь человека. Это не только позиция Фрейда, но общее отношение к конфликтам в психоанализе и психоаналитическом подходе.

Карл Хорни – Наши внутренние конфликты.

Лекция №2. 27.01.2015.

Хорни, рассматривая структуру невротической личности, большое внимание обращает на детские переживания и приходит к выводу, что окружающая среда – это главный источник формирования невротической личности.

Среда – культура общества, социальный строй общества.

Хорни вводит понятие базальной тревожности, как глубокого чувства одиночества и беспомощности (личностная тревожность).

На самом деле данное чувство формируется в детстве и в детско-родительских отношениях.

Родители это, с точки зрения Хорни, во многих случаях не могут дать любви и поддержки ребенку в силу своих собственных неврозов.

Стратегий воспитания, приводящие к детским неврозам:

  1. Приверженность воспитательных теорий;
  2. Гиперопека;
  3. Самопожертвование со стороны идеальной матери являются основными факторами, создающими ту атмосферу, которая закладывает основы для чувства огромной незащищенности в будущем.

Пример – Консультация, пришла женщина врач, недавно похоронила мать и не может выйти из депрессий – не может перестроиться. Пришла к психологу. Прояснение – с детства девочка ждала от матери поддержки, но у матери была установка, что ребенка нельзя перехваливать – мать – прагматик. Недостаток материнских благ, незащищенность и т.д. Невроз.

Хорни предложила межличностные стратегии невротического поведения:

  1. Присоединение – любовь, направление к людям – уступчивая стратегия, предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны – зависимость, нерешительность и беспомощность. «Если я уступлю – меня не тронут» — позиция этих людей. Уступчивому типу людей необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Их цель, в завязывании отношении, избежать чувства одиночества и ненужности. Однако, за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Человек держится в тени, скромно, но за этим часто встречаются злость и ярость. Ориентация на людей.
  2. Власть – направление против людей: Враждебный тип – характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Убеждение – «У меня есть власть – никто меня не тронет». У этих людей мнение, что все другие люди агрессивны и что жизнь это борьба против всех. «Что я буду от этого иметь?». Эти люди могут вести себя прилично и этически, но на самом деле цель их заполучить власть, престиж, авторитет.
  3. Независимость, или направление от людей: Обособленный тип стратегии – «Мне все ровно», на самом деле это оптимизация их межличностных отношении. «Если я отстранюсь, то все будет в порядке». Главная установка или цель – «Не дать себя увлечь». В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях и бесстрастно, поверхностно идут по жизни. Стремятся к уединенности и самодостаточности.

Хорни выделяла 10 невротических потребностей, которые осложняют социальную жизнь человека:

19 стр., 9321 слов

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2

... и теперь" воспринимается как стрессовая. Чем больше стресс, тем скорее человек войдет в свой сценарий. Ситуация, когда мы подозреваем искажение партнером информации, несомненно, оценивается как стрессовая. ... своем ребенке в его присутствии. Подобные косвенные оценки ребенок может воспринять как сильные сценарные послания. Оценки передаются в семьях из поколения в поколение на психологическом ...

  1. Потребность в любви и одобрений;
  2. Потребность в руководящем партнере – иллюзия того, что любовь может изменить всё;
  3. Потребность в четких ограничениях;
  4. Потребность во власти – доминирование и контроль над другими как самоцель;
  5. В эксплуатации людей – боязнь выглядеть тупым в глазах других;
  6. В общественном признании – желание быть объектом восхищения;
  7. В восхищении собой – желание в комплиментах и лести;
  8. В честолюбии – быть самым лучшим;
  9. В самодостаточности и независимости – когда человек избегает любых отношении, которые предполагают ответственность и обязательства;
  10. В безупречности и неопровержимости – попытка быть морально непогрешимым, внешне идеальным и т.д.

Эрик Эриксон– Новый взгляд на конфликты.

Эриксон противопоставляет идею, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивида к личностному росту и преодолению жизненных препятствий, а знание того, как человек справляется, со значимыми жизненными проблемами, составляет единственный ключ к пониманию его жизни.

Эриксон выделяет в общем жизненном цикле 8 психосоциальных стадий, каждая из которых сопровождается кризисом и ведет к следующему уровню психической зрелости:

  1. Орально – сенсорная стадия (рождение, от 0 до 1 года) – кризис в обретений доверий к миру. Сильная сторона – надежда.
  2. Мышечно-анальная стадия (от 1 года до 3-х) – кризис автономий, стыд и сомнения. Сильная сторона – сила воли.
  3. Локоматорно – генитальная стадия (от 3-х до 6-и лет) – идентификация по полу. Формирование инициативы и вины. Сильная поддержка – достижение цели.
  4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет) – полноценность в труде. Приучение к трудолюбию. Сильная сторона – компетентность.
  5. Подростковая стадия (от 12 до 19 лет) – эгоидентичность или ролевое смешение, непонимание кто и что он. Сильная сторона – верность.
  6. Ранняя зрелость (от 20 до 25 лет) – кризис интимности и изоляций, быть одному, либо идти на близкие отношения. Сильная сторона – любовь.
  7. Средняя зрелость (от 26 до 64) – кризис продуктивности и застоя. Сильная сторона – забота.
  8. Поздняя зрелость (от 65 лет до смерти) – кризис психосоциальный, интеграция – отчаяние. Сильная сторона – мудрость.

Гейл Шлихи – первый кризис в 16 лет и каждые 7 лет.

Конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшими моментами развития – Эрих Эриксон.

Загадки Гениальность – литература, прочитать диссертацию.

Ситуативные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...

  1. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию;
  2. Исследования М. Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию.
  3. М. Шериф: изучение межгрупповых конфликтов;

Первые исследования – работы по изучению агрессии и созданию концепций фрустрационной детерминаций агрессий.

Социально – психологические конфликты в рамках этой концепций понимаются как особая форма агрессивного ответа на фрустрирующую ситуацию (это препятствие может быть и тогда, когда человек становится свидетелем ситуации).

Патология поведения есть следствие на учения неправильному, неадекватному или отклоняющемуся поведению, которое, получив подкрепление, становится частью поведенческого репертуара личности. Поэтому, ключ к пониманию людей надо искать в ситуативных внешних факторах.

Идея социального учения находит значительную поддержку среди зарубежных и отечественных специалистов.

Агрессивные дети, в отличие от неагрессивных, лишены альтернативы, так как в их поведенческом репертуаре отсутствуют сценарии конструктивного разрешения конфликтной ситуации. (Реан)

Макс Доич – ученик и младший коллега Левина, исследовал идеи Левина, взаимоотношения между группами, исследовал кооперацию и конкуренцию.

Лекция №3. 30.01.2015

Ситуативные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию.

  1. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию;
  2. Исследования М. Доича: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию;
  3. М. Шериф: изучение межгрупповых конфликтов;

Система Дойча – заимозависимость и взаимодействий между членами группы.

1948 год – исследования Дойча – влияние коопераций и конкуренций на групповые процессы.

Дойч предполагал, что должны существовать разные типы взаимозависимости между участниками группы, варьирование внешних условии и регистрация реакций испытуемых на эти ситуаций (особенности коммуникации, выбираемые стратегий поведения, установки по отношению у партнеру и др.).

Теория коопераций и конкуренций – результат исследований Дойча.

Дойч считал, что его теория строится вокруг двух основных положений:

  1. Связано с типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в ситуацию;
  2. С типом действий этих людей;

Выделил 2 типа взаимозависимости целей:

  1. Способствующая взаимозависимость – когда цели одного человека позволяют с высокой долей вероятности позитивно достичь целей другим человеком;
  2. Противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения целей одним негативно кареллирует с вероятностью или степенью достижения целей другим человеком.

Дойч выделяет 2 типа действий:

  1. Эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение целей;
  2. Ухудшающие;

В теории Дойча ключевым моментом является его закон социальных отношений:

8 стр., 3526 слов

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 ...

... оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разных ... человек всегда можетспровоцировать конфликт там, где не возникнет этот конфликт у открытого,доверчивого человека. ... людьми разного возраста, поможет психологустроить свою работу с учётом этих разногласий при консультированииродительско–детских отношений или отношений между сотрудниками однойорганизации, разного возраста. Цель исследования: Целью ...

— Кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях. Конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения (использование угроз, хитростей, разногласия, ограничивание коммуникаций, минимум осознания сходства интересов, ригидность по отношению к проблемам).

Таким образом в теорий Дойча конфликтная феноменология описывается как следствие объективного столкновения интересов.

Исследования Дойча в области кооперативного и конкурентного поведения оформили мотивационный подход в изучений межличностного конфликта.

Именно Дойчу принадлежит характеристика конкуренций как тенденций к расширению и эскалаций конфликта.

Напротив, продуктивное развитие конфликта Дойч сравнивал с процессом творческого мышления.

Шериф, говоря о межгрупповых конфликтах усматривал порождающие их причины в факторах непосредственного взаимодействия между группами (когда две группы стремятся к одной и той же цели, причем, ни одна из групп не может достичь эту цель до тех пор, пока другая пытается делать тоже самое, между группами развивается конфликт: члены одной группы могут осуществлять только враждебные контакты с членами другой группы. В этих условиях внутри группы возрастает сплоченность, групповая структура приспосабливается к конфликтной ситуаций.

Летний лагерь – детям было от 11-14 лет. Наблюдение отдыха и работы, мальчики очень хорошо сдружились, конструктивные отношения. Организовали 2 сплоченные группы, начали предлагать им задания, в которых только одна группа могла выиграть. Было выяснено, что в процессе отношения от хороших стали агрессивными.

Гипотеза Шерифа – объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались группы вызывало конфликт между ними.

Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен

Курт Левин

Конфликт как когнитивная схема

Субъективная оценка ситуации как условие конфликта

Когнитивисты впервые обратили внимание на то, что взаимодействия субъектов в социальной ситуации могут быть объяснены с точки зрения субъективного огражения – осознания, осознания, рефлексий, оценки, взаимодействующим субъектом;

Лекция №4. 06.02.2015.

Уилльям Клар и исследователи конфликт рассматривали конфликт как когнитивную сферу и прежде всего внутриличностный конфликт.

Конфликт по Клару – это специфическое содержание знания или специфическая когнитивная сфера.

Под когнитивной схемой понимается семантическая сеть взаимосвязанных значений (того, что подразумевается) проистекающих от особого центрального убеждения.

Центральным убеждение является несовместимость целей различных сторон. Если эта несовместимость признается индивидом или группой, то конфликтная схема будет рассматриваться как случай конфликта.

Конфликт не возникает от несовместимых действий, поскольку последние совсем не обязательно должны быть восприняты как конфликт.

Конфликт – это не просто свойство ситуации, а это выводы, делаемые на основе ситуаций.

Если ситуация определяется как конфликтная для ее характеристики, будут выбираться признаки , поддерживающие эту схему.

12 стр., 5999 слов

Конфликты как объект и предмет социального изучения: теория и ...

... мнением других по тому или иному поводу, что в некоторых ситуациях может привести к конфликту. Также человек часто неадекватно воспринимает окружающую его обстановку, неверно выстраивает модель собственного ... конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удерживания спорного объекта к отказу от своих целей или к их изменению. ...

Поскольку конфликт связан с определенной интерпретации ситуаций, неизбежно появление различий между индивидами и группами в том, как они оценивают те или иные особенности ситуации.

Содержание представлении о том, что считать конфликтом может различаться.

Факторы, облегчающие или затрудняющие выдвижение гипотез делятся на 2 вида:

  1. Когнитивные факторы – наличие идей, которые есть в данный момент у личности;
  2. Мотивационные факторы – потребности в когнитивной структуре (стремление видеть ясное и четкое представление о ситуации или проблеме).

Таким образом, понимание конфликта как когнитивной сферы дает возможность исследователю, но и конфликтологу выдвигать идеи с целью управления конфликтами.

Субъективная оценка ситуации как условие конфликта.

Месищев В.Н. – принимал субъективную оценку человеком, сложившейся ситуации, его субъективные переживания в качестве обязательного компонента наличия конфликта.

Предлагал рассматривать субъективные переживания как производные от личности переживающего.

Вульф Соломонович Мерлин.

Теория темпераментной интегральности.

Мерлин, в качестве обязательного условия возникновения конфликта рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая не может быть ничем иным как результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком.

Результатом исследований отечественных психологов является мощное усиление психологической практики, а именно, восприятие и интерпретация внешней ли ситуаций, собственных ли чувств и переживании как конфликта общепризнанно рассматриваются как обязательное условие существование конфликта, а сама по себе внешняя ситуация не может автоматически привести к развитию конфликта.

Таким образом, когнитивная составляющая является обязательным условием их возникновения.

Классическая психология предложила несколько вариантов понимания конфликтов:

  1. Как явления, природа которого определяется через интропсихические процессы – психодинамический вариант;
  2. Как явления, возникновение и особенности которого определяются, прежде всего, ситуацией;
  3. Как явления, для понимания которого не достаточно знания личностных особенностей или описания ситуации, но необходимо когнитивная составляющая, а именно субъективная интерпретация ситуации;

В современной психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения.

Одним из положений гуманистической психологий является представление, что «поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью, Роджерс 1994 год.

Е.М. Бабосов – Конфликт это социальный предельный случай обострения социальных противоречий, отражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов.

Сафьянов В.И. – Конфликт это насильственное противоборство, связанное с сознательным ущемлением нравственного достоинства и потребностей партнера.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... – исследование особенностей когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций личностью в зрелом возрасте. Объект исследования – трудные жизненные ситуации как предмет психологического исследования. Предмет исследования – ... экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления ...

Запрудский Ю.Г. – Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку.

Главными элементами структуры конфликта являются: объект конфликта, предмет конфликта, участники конфликта, социальная среда как условие конфликта и субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

Объект конфликта – то, что может удовлетворить духовные и материальные потребности субъекта или субъектов. Всякая ценность.

Предмет конфликта – это те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

Различия. Конфликты возникают по поводу какого-нибудь объекта, но его сущность определяется в предмете. Поэтому разрешение конфликта связано не с устранением объекта, а предмета.

Объект конфликта может быть как истинным и реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Предмет же конфликта всегда реален и всегда актуален.

Объект конфликта может быть как явным, так и латентным, но предмет конфликта всегда проявляется отчетливо.

Основой поведения конфликтантов являются образы субъективного восприятия, которые создаются у субъектов конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность.

Характеристика объекта конфликта.

Объекта всегда вовлечен в процесс взаимодействия интересов и потребностей людей, социальных групп или общностей;

Объект возникает тогда, когда эти ресурсы имеются в ограниченном количестве и неспособны удовлетворить все взаимодействующие стороны в полной мере;

Объект обусловлен исторически;

Объект неделим;

Релятивистский принцип объекта;

Сложно выявить подлинный объект;

Таким образом, безобъектных конфликтов не бывает.

Конфликт может выступать не только как средство достижения цели, но и заключает в самом себе цель и содержание.

Признаки конфликта:

  1. Биполярность – отношения двух элементов;
  2. Активность, направленная на преодоление противоречия;
  3. Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта;

Основные методы диагностики конфликты:

  1. Структурно-функциональьный;
  2. Процессуально-динамический;
  3. Метод типологизации;
  4. Прогнозирование;
  5. Выборка методик;

Лекция №5. 10.02.2015.

Структура конфликта.

План:

  1. Субъекты конфликта и их характеристика;
  2. Функции конфликта;
  3. Типология конфликта;

Специфика конфликта зависит не только от объективных условии, но и субъективного восприятия участниками данного конфликта.

Субъективные восприятия:

  1. Представление о самих себе;
  2. Представления других участников конфликта;
  3. Образы внешней среды, в которой развертывается конфликт;

Собственный образ человека- позитивные характеристики (от общего числа) – 66.6%, Нейтральные характеристики – 7.5%, Недостатки, сопровождающиеся смягчающими обстоятельствами – 18.5%, Негативные характеристики – 7.4%;

12 стр., 5723 слов

Социально-психологические методы разрешения социальных конфликтов

... линии «мы - они». Обострение социальной напряженности означает начало новой фазы развития конфликта. Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, ... этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая - предконфликтная - стадия разбивается на две фазы. 1. Динамика социальных конфликтов Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением ...

Образ оппонента – Позитивные или нейтральные характеристики – 24% от общего числа, Негативные характеристики – 76% от общего числа:

  1. Эмоциональное поведение – 31.2%
  2. Эгоистические черты характера и поведения – 14.6%
  3. Обсуждаемые привычки – 11.5%
  4. Коммуникативные проблемы – 9.4%
  5. Плохие отношения с окружающими – 6.2%
  6. Указания на внешние недостатки – 3.1%

Такой подход к формированию образов оппонентов в конфликтной ситуации приводит к обесцениванию позиции противника и усилению своей позиции.

Системы защиты:

  1. Отрицание;
  2. Проектирование;
  3. Фундаментальная ошибка мотивационной атрибуции;

Среда конфликта.

Микросреда: совокупность условий взаимодействия людей в малой социальной группе;

Макросреда: условия, влияющие на развитие конфликтов между большими социальными группами, а также на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

Виды макросреды.

  1. Физическая среда конфликта: на макроуровне (географические, экологические факторы) и на микроуровне (чистота воздуха, уровень освещенности, наличие шума на рабочем месте)
  2. Общественно-психологическая среда: на микроуровне (психологически климат данного коллектива, сочетание людей разных темпераментов) и на макроуровне ( социальные системы, настроения людей в обществе или на уровне государства).

    Это совокупность тех настроении, мнении, забот, чувств и переживании, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными, так как заданы изначально и не зависят от воли сознания человека.

  3. Социальная среда конфликта – представляет собой совокупность общественных условии, при которых возникает и развивается противоборство сторон (тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества, социокультурная реальность).

Ассертивность – середина между пассивностью и агрессивностью

Улучшение положения дел в социальной сфере жизни людей будет способствовать резкому снижению уровня конфликтности, как на уровне всего общества, так и внутри организации, а так же на межличностном и внутриличностном уровнях.

Прямые участники конфликта:

  1. Совершающие активные действия (судья и ответчик);
  2. Скрывающие свое участие;

Косвенные участники – лицо или группа, планирующие конфликт, намечающие его развитие, пути обеспечения и охраны участников:

  1. Организаторы;
  2. Пособники – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами;
  3. Подстрекатели;
  4. Посредники;
  5. Свидетели;
  6. Очевидцы и др

Lektsii — Стр 2

Лекция №6. 13.02.2015.

Межличностные конфликты. Определение, особенности. Подходы к изучению. Динамика.

Межличностный конфликт – ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон (Н.В. Гришина).

Отличительные особенности межличностных конфликтов.

  1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов.
  2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;
  3. Являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
  4. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
  5. Затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями;

Рассмотрение межличностных конфликтов с точки зрения традиционных психологических подходов:

  1. Психоаналитически подход – внутриличностный конфликт как основание для возникновения межличностного;
  2. Когнитивистский подход – противоречия между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой;
  3. Ситуационный подход – противоречия, возникающие в системе интерперсональных отношений.

Тест.

Этапы развития конфликта:

  1. Латентный период: (предконфликтный период) – включает в себя:
  1. Возникновение объективной проблемной ситуации:
  2. Осознание объективной проблемной ситуаций субъектами взаимодействия;
  3. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию бесконфликтными способами (переговоры, голосование, включение в процесс медиатора и т.д.)
  4. Возникновение предконфликтной ситуации
  1. Открытый период:
  1. Инцидент – первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу;
  2. Эскалация конфликта —
  3. Сбалансированное противодействие;
  4. Завершение конфликта;
  1. Латентный (послеконфликтный период):
  1. Частичная нормализация отношений;
  2. Полная нормализация отношений;

По времени протекания конфликты делятся на короткосрочные и долгосрочные;

Причины возникновения конфликтов.

Объективные факторы – реально существующие в действительности обстоятельства;

Субъективные факторы – стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными обстоятельствами.

Иллюзии, «подогревающие» конфликт

Иллюзия «выигрыша – проигрыша»

Иллюзия самооправдания

Иллюзия «плохого человека»

Иллюзия «зеркального восприятия»

Лекция №7. 20.02.2015.

Семинар. 26.02.2015.

Лекция №8. 27.02.2015.

Фазы конфликта, или психогенного невроза.

  1. Отсутствие целенаправленной деятельности;
  2. Процессуальной деятельности, или «занятия»;
  3. Действия;
  4. Поступок;

Именно в этих двух первых фазах конфликта наиболее ярко выражены невротические реакции и реакции фрустрации. По невротическим реакциям мы определяем тип нервного заболевания (ипохондрические жанры, навязчивые реакции психостемии, истерические реакции, депрессивные состояния – эмоциональные реакций фрустрации).

От чего зависят? От типа темперамента, условий воспитания, событии раннего детства, т.е. от всей истории личности человека.

Чаще всего это агрессивные реакции против воображаемых или реальных виновников зла.

А так же самообвинения и сознания вины.

Закономерности первых двух фаз конфликта:

  1. Происходит снижения уровня приспособительной деятельности (регрессия);
  2. Наблюдается удовлетворения блокированного мотива косвенным образом при помощи обходных людей (замещающие способы удовлетворения);Истерическая немота –косвенное стремление избавится от мучительных расспросов. Перверсии – извращенные формы удовлетворения.
  3. Основным мотивом деятельности здесь является ценность достигнутого результата. В зависимости от направленности личности, ценность результата выступает в мотивации различной функции. Стимулирующее значение для человека являются социально-нравственные идейные мотивы деятельности, т.е. объективная социальная ценность. Если же доминирует мотив заработка или личные мотивы, то объективная ценность продукта стимулирует деятельность не сама по себе, а только как средство удовлетворения этих узко личных мотивов.
  4. Поступок –фаза характеризуется тем, что человек здесь не только ставит перед собой конечную цель данного действия, но выбирает определяет определенную перспективу деятельности.

Все описанные фазы конфликта и психогенных неврозов не всегда имеются у каждого наблюдаемого. Иногда отдельные фазы выпадают.

Первая фаза выпадает в тех случаях, когда психологический конфликт переживается менее остро и человек сохраняет свою работоспособность.

Вторая фаза выпадает в двух случаях, когда психологический конфликт переживается менее остро и когда первая фаза очень длинная.

Третья фаза действии никогда не выпадает.

Четвертая фаза очень часто выпадает. Фаза близка к нусогенному неврозу (Виктор Франкл, отсутствие смысла жизни у человека).

Физиологические основы стадиальности восстановления:

  1. Повышение или понижение интенсивности условных рефлексов.
  2. Различные степени нарушения закона силы: уравнительная, парадоксальная или тормозная фазы. Это стадии парабиоза – пограничного состояния между жизнью и не жизнью живой ткани.