Квалификационные требования, предъявляемые к педагогу-психологу в системе образования

К человеку, претендующему на должность практического психолога в системе образования, предъявляются определенные квалификационные требования. Основное из них состоит в том, что такой человек должен иметь диплом о высшем психологическом образовании. Такой диплом выдается или лицам, окончившим полный курс обучения в университете по специальности «Психология», или тем, кто прошел обучение на спецфакультетах по специальности «Практический психолог». Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимы знания, умения и навыки в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии, дефектологии, психологического консультирования и ряда других, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми, поэтому на спецфакультеты по переподготовке по специальности «Практический психолог» в основном принимают лиц, уже имеющих высшее педагогическое образование и опыт работы в школе или в дошкольном учебно-воспитательном учреждении.

Все то, о чем говорилось выше, составляет общие требования, предъявляемые к практическому психологу. Среди множества других требований есть и специальные, относящиеся к практическим психологам, занятым в специфических видах деятельности психологической службы, таких, например, как психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, работа с трудными детьми, отстающими в развитии, отклоняющимися в поведении. Специалист по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами, причем быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике. Кроме знания психологических методик и правил их конструирования или проверки, такому специалисту необходимы достаточные знания в области математической статистики, программирования на ЭВМ, пользования ими.

Профессиональная специализация практического психолога в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии психотерапевтического человеческого общения, проведения бесед, интервью, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их. Для этого психолог-консультант должен правильно воспринимать и хорошо понимать людей, вызвать к себе доверие и быть убедительным в психологических воздействиях на людей. Следовательно, при подготовке практических психологов-консультантов особое внимание должно быть обращено на усвоение ими знаний, умений и навыков, касающихся межличностного общения.

5 стр., 2243 слов

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ

... человек обладал экологическим сознанием, т.е. понимал, что состояние биосферы легко нарушить, но трудно восстановить. Знания в области ... методикам: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110. «Педагогика и психология (дошкольная)». ... и гуманистического компонентов в формировании экологической культуры детей; - при создании такой педагогической модели, ...

Психокоррекция — это особо сложная сфера прикладной работы, которая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента. Поэтому психолог, специализирующийся в этой области, должен хорошо владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, приемами психоанализа и другими психотерапевтическими техниками. Подготовка высококвалифицированного специалиста в этой области требует гораздо боль­ше усилий и времени, чем, например, подготовка психодиагноста или консультанта.

Особые квалификационные задачи возникают тогда, когда речь идет о подготовке практического психолога, которому предстоит работа с трудными детьми. Если это дети с отклоняющимся пове­дением, то практический психолог, занятый в учреждениях, где они содержатся, должен знать законы и правила, действующие в учреждениях подобного рода, а главное — иметь личную склонность к работе с такими детьми в соответствующих учреждениях. Те же требования предъявляются к практическому психологу, имеющему дело с детьми, отстающими в своем развитии.

Менее строгие, но специфические требования предъявляются к практическим психологам, которым предстоит работа в учреждениях интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей: домах ребенка, детских домах, специализированных школах-интернатах. Воспитатели в этих учреждениях должны по возможности заменять детям отсутствующих родителей, и это в первую очередь относится к работающим в таких учреждениях практическим психологам. У детей, содержащихся в учреждениях подобного типа, нередко отмечается повышенная по сравнению с обычными детьми потребность во внимании к себе со стороны окружающих взрослых людей, в эмоционально-положительных контактах и общении с ними, в доброжелательности, в человеческом тепле и ласке. Кроме того, у детей, содер­жащихся в учреждениях интернатного типа, нередко имеются отставания в развитии, как интеллектуальном, так и моральном, а также отклонения в сфере межличностных отношений.

12 стр., 5616 слов

Профессиональная деятельность педагога-психолога

... умений и навыков в деятельности педагога-психолога. Педагог-психолог должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение ... образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность; ... о тенденции "приручить" свою жизненную энергию. Корова, служащие источником питания, - отождествление себя с "кормильцем" ...

Выполнение психологом профессиональных обязанностей требует адекватного уровня компетентности, которая основывается на сформированности профессионально необходимых знаний и умений, опирается на наличие опыта успешного применения этих знаний и умений в различных проблемных ситуациях профессиональной психологической работы.

Профессионально необходимые для психолога знания и умения включают не только широкий круг теоретических концепций и подходов, профессиональных диагностических средств, психологических техник и методов работы с людьми, но и ориентировку психолога в нормах и предписаниях своей профессиональной деятельности, функциональных обязанностях и правах на рабочем месте.

Квалификационные требования в сфере психологических профес­сий разрабатываются на основе научного изучения профессий, системных представлений о профессиональной деятельности человека в целом. Требования к личности психолога отражены в профессиограмме этой профессии. А. К. Маркова определяет профессиограмму как научно обо­снованные нормы и требования профессии к различным видам профес­сиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему соответствовать требованиям профессии, получать не­обходимые для общества результаты и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста.

10 стр., 4623 слов

Работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ненормативной лексики»

... НЛ напрямую связанно с психологическими аспектами личности и социальными условиями существования ... опять же связано с деятельностью СМИ, которые ежедневно демонстрируют ... не утвердилось и прочее. Поэтому проведение исследования, каким образом изменение ... вопросов). В исследовании приняли участие 75 студентов-психологов в ... психологии Курсовая работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ...

Среди множества фак­торов, определяющих успешность деятельности психолога, одно из главных мест занимает субъективный образ различных этапов и элементов профес­сионального труда, который должен обладать свойствами адекватнос­ти, полноты, определенной степени сформированности. Профессиограмма позволяет не только выделить профессионально важ­ные качества специалиста той или иной сферы, но и выступает как мо­дель психологической структуры деятельности профессионала, обеспе­чивающая исследование уровня сформированности профессионала, его готовности к конкретной деятельности.

Помимо профессиограммы требования к уровню подготовки выпускника-психолога отражены в Образовательном стандарте (см. Образовательный стандарт. Высшее образование. Вторая ступень. Специальность 1−23 01 04. Психология. Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». ОСРБ 1−23 01 04−2008).

Тарифно-квалификационная характеристика должности педагог-психолог

(Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 N 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией»)

Согласно тарифно-квалификационной характеристике кдолжностным обязанностям психологаотносится:

ü Проведение регулярных массовых обследований с целью контро­ля за ходом психического развития, процессами обучения и вос­питания. Выявление лиц, нуждающихся в психологической помо­щи, осуществление их учета и контроля. Проведение необходимых психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и рекомендаций.

13 стр., 6126 слов

Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости военнослужащих

... проведения морально-психологического обес-печения в сложной и на-пряжённой обстановке современного боя. Морально-психологическое обеспечение специальных операцийВажное место в работе ... -воспитателей, их участие в работе различных совещаний, собраний ... психологическое состоя-ние войск регулируется не только правовыми, но и духовно-нравственными нормами поведения, личными убеждениями военно-служащих ...

ü Ведение просветительской работы среди учеников, родителей, учителей. Участие в семинарах для психологов.

ü Ведение консультационной работы.

ü Планирование и организация профориентационных исследо­ваний и проведение профконсультаций.

ü Забота о психическом здоровье личности, участие в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды.

ü Проведение психопрофилакти­ческой работы, выявление лиц, находящихся в зоне психологичес­кого риска. Оказание помощи семье в налаживании микрокли­мата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемей­ных конфликтов.

ü Проведение психокоррекционной работы с целью устранения выявленных отклонений.

ü Проведение работы по разви­тию способностей детей, формированию психологической культу­ры личности, обучению адекватным отношениям, решению дело­вых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстре­мальных ситуациях.

ü Участие в создании благопри­ятного психологического климата в группах и коллективах.

ü Проведение психодиагностической работы, участие в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлече­нием дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.

ü Проведение научно-методической работы, включающей формиро­вание банка данных о достижениях научной и практической пси­хологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики. Разработка и апро­бация новых диагностических и коррекционных методик и программ. Участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.

9 стр., 4322 слов

Рекомендации к организации и проведению психолого-педагогической диагностики детей

... обработка. 6. Комплексный подход к проведению диагностики. Для осмысления хода психического развития ребенка важно оценить его свойства и ... сторон, чтобы грамотно построить коррекционную или развивающую работу с данным ребенком. Результаты диагностики (даже в том случае, если они ... , ограничивается беглым просмотром, во-обще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). ...

ü Учас­тие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на ра­боту и при аттестации педагогических кадров.

ü Взаимодействие с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации психологов. Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет ре­зультатов работы в соответствии с установленными формами.

Должен знать:

− законодательные акты Республики Бела­русь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования, правам ребенка;

− естественнонаучные осно­вы психологии; общую, возрастную, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда;

− методологию и методы психологии, математической обработки данных, эксперименталь­ную психологию;

− общую психодиагностику, общие тестовые ме­тодики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, ди­агностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррек­цию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;

− основы трудового законодательства;

− правила и нормы охраны труда.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос