Психологическая характеристика взрослого человека

ПЛАН:

1. Введение…………………………………………………………………………3

2. Возрастная периодизация взрослости. Место в ней студенческого возраста, его характеристика…………………………………………………………………4

3. Развитие личности взрослого человека………………………………………11

4. Половозрастные изменения в организме в период зрелости…………….…17

5. Различия в психологии полов……………………………………….………..20

6. Вывод………………………………………………………….……………….24

7. Список использованной литературы…………………………………………25

Введение.

Наступление новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных социально-экономических условий индивидуального его развития. Есть и такие обозначения границ: от 17-18 до 55 лет для женщин, до 60 лет для мужчин (т.е. верхняя граница в нашей стране определяется выходом на пенсию).

С учетом нашей исходной позиции и с целью более дифференцированного подхода в характеристике основных ступеней жизненного пути личности мы остановимся на рассмотрении периода взрослости в границах 25-30-40-45 лет.

В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном производстве все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максималь­ное включение ее в разные сферы общественных отно­шений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продук­тивности самой личности. Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности как индивидуальности.

Возрастная периодизация взрослости. Место в ней студенческого возраста, его характеристика.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве Период раннего детства наиболее благоприятен для форми­рования культурно- ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ...

В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки ха­рактеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к раз­личным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отро­чества и юности. А взрослость рассматривалась как стабильный период. Так, например, французский психолог Э. Клапаред характеризовал зрелость в качестве состояния психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Э. Эббингауз, выделяя в развитии памяти три периода, определял возраст 25-50 лет как неиз­меняемый в отношении данной психической функции. Ярким проявлением господ­ствующего в то время взгляда на психику взрослого человека является высказыва­ние американского психолога В. Джемса. Он писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, ум­ственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.

Определяя основные стадии в становлении интеллекта человека, Ж. Пиаже ограничивал их рамками от рождения до юношеского периода включительно.

Проблема построения единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела — возрастной психолог зрелости. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. Н. Н. Рыбниковым, пре дожившим назвать данный раздел возрастной психологии «акмеологией», или на кой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

Обобщая накопленные научные данные о классификациях взрослого периода жизни, Б. Г. Ананьев показал разнообразие подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека. Возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого периода в условиях нашего общества составляют 17-18 лет — нижняя и 55 — для женщин, 60 лет — для мужчин — верхняя. Нижняя граница — это окончание средней школы и начало самостоятельной жизни, а верхняя граница взрослости определяется выходом на пенсию. [8]

Очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов — внутренний временной график жизни, используемый в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, на­сколько человек в своём развитии опережает ключевые социальные собы­тия, или опережает их. К ключевым событиям относят обучение в ВУЗе, вступление в брак, рождение детей, достижение определённого социального статуса. Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. [2]

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям).

Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет — возраст вступления в брак; с 30 до 40 — возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 — познание собственных заблуждений; с 50 до 60 — последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

10 стр., 4992 слов

Тема 3. Закономерности развития психики человека в онтогенезе

... Факторы, определяющие психический возраст. Кризисы как переходные этапы от одного возрастного периода к другому. Необратимость психического развития, преемственность в психическом развитии детей, цикличность (спиралевидность) развития психики человека в онтогенезе. Тема ...

По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода.

Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период -36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет — это период, когда завершается овладение взрослостью человека, когда человек получает и начинает реализовывать все свои права. Период, когда происходит включение во все виды социальной активности.

На этой стадии: 23-24 года — средний возраст вступления в брак.

Задачи возраста:

— поиск брачного партнера;

— становление собственной семьи;

— собственный образ жизни;

— овладение проф. ролями;

— продолжение проф. подготовки, и т.д.

2) средняя взрослость 25-40 — лет годы максимальных достижений во многих видах деятельности (интеллектуальная, социальная, экономическая, материальная и т.д.) — это годы пик + годы лидерства.

Новое:

— старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых;

— проф. совершенство;

— начало передачи опыта;

— воспитание детей;

— легкий упадок физических и умственных сил при максимальных нагрузках.

3) поздняя взрослость 40-55 лет — главные черты:

— продолжение установления социальных связей;

— выполнение социальных ролей;

— человек начинает отбирать наиболее значимое для себя занятие => происходит доминирование одних видов деятельности над другими, отказ от некоторых видов деятельности;

-старшинство по возрасту во многих коллективах;

-передача опыта;

-изменение образа жизни в связи с уходом детей из семьи;

-дальнейший упадок физических и умственных сил.

4)предпенсионный возраст 55-65 лет. ) — характерно:

— более очевидный упадок физических и умственных сил;

— ослабление сексуальных функций;

— годы пик во многих социальных достижениях (положение в обществе, власть, авторитет и т.п.);

— частичная освобожденность от занятий и выбор наиболее интересных для личности дел;

— изменяется мотивация в связи с подготовкой/ ожиданием/ сопротивлением старости.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю

взрослость (от 20 до 40-45 лет), среднюю взрослость (от 40-45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 — для женщин.

8 стр., 3620 слов

Самооценка и мотивация достижения успеха женщин в период кризиса ...

... ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ 1.1. Особенности самооценки женщин в период кризиса середины жизни Зрелость - это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, ... мотивации достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни в психологии; 2) провести ... и в зрелом возрасте. Большинство женщин, вступивших в средний возраст считают, что находятся ...

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим д……..

Список использованной литературы.

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. — Л., 1974. — Выпуск 2.

2. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. — М., 2001.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- Спб., 2003.

4. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 78-83.

5. Крайг Г. «Психология развития». СПб., 2000.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

7. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. — М., 2002.

8. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — М.,1990.