Методика №2. Изучение психологического климата класса

ПРОГРАММА-ПЛАН ОФОРМЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Программа изучения классного коллектива включает следующие разделы:

— общие данные обследуемой группы;

— исследование социометрического статуса каждого члена группы;

— характер межличностных отношений в классе;

— изучение профессиональных интересов учащихся;

— профессиональная рефлексия педагогического общения;

— воспитательная работа практиканта в классе (группе).

 

Общие данные обследуемой группы

Наименование учебного заведения, его местонахождение. Количество воспитанников, половой и возрастной состав. Уровень успеваемости и дисциплинированности, наличие второгодников, отличников, новичков. Актив класса (группы), его роль в жизни класса (группы).

 

Исследование социометрического статуса каждого

Члена группы

Результаты социометрии (лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав и направленность; взаимоотношения мальчиков и девочек (юношей и девушек)); социоматрица (методика № 1, обязательная).

 

Характер межличностных отношений в классе

Изучение психологического климата класса (группы) (методика № 2), изучение представлений ученика о его месте в коллективе (методика № 3), определение стадии развития коллектива (методика № 4), определение привлекательности класса (группы) для ученика (методика № 5).

Студент выбирает и проводит любые две из предложенных методик.

Изучение профессиональных интересов учащихся

 

Исследование профессиональной направленности учащихся, исходя из способностей и склонностей испытуемых (методики № 6, № 7).

 

Студент выбирает одну из предложенных методик.

 

Профессиональная рефлексия педагогического общения

Изучение особенностей общения студента-практиканта с учащимися, проводится в последние две недели практики (методика № 8).

 

 

Воспитательная работа практиканта в классе (группе)

Основные цели и задачи учебно-воспитательной работы с коллективом на период практики. Что удалось сделать в отношении повышения успеваемости, дисциплины, сплочения коллектива? Что удалось и что не удалось из намеченного и почему? Конкретные рекомендации в адрес педагогов, классного руководителя, в адрес семьи, родителей, в адрес воспитанников.

11 стр., 5179 слов

Примерная схема изучения коллектива учащихся класса

... коллектива. 6. Характеристика общения членов коллектива. 7. Положительный опыт жизнедеятельности коллектива.   Примерная схема изучения коллектива учащихся класса 1. Общие сведения о коллективе ... коллектива Характеристика детского коллектива в группе (классе): включает несколько разделов: общие сведения о классе, психологическая структура класса, характеристика лидеров класса, характеристика ...

Подпись практиканта.

Подпись классного руководителя (мастера).

Дата составления характеристики.

 

Психодиагностические методики изучения классного коллектива

 

Методика №1. Социометрия

Социометрическая анкета.

В отличие от обычных анкет социометрическая анкета не может быть анонимной. Испытуемый обязан указать фамилию, имя, школу, класс (группу) и дату заполнения социоанкеты. Тайна ответов гарантируется.

Вопросник социоанкеты включает следующие задания-вопросы:

А) С кем из своих одноклассников ты более всего хочешь вместе сидеть за одной партой (остаться в одном классе в случае расформирования классов; вместе готовиться к экзаменам; пойти в многодневный поход с ночевками; готовиться к спортивным состязаниям; согласен вместе пойти в разведку и т.п.)?

2. Выбор………(имя, фамилия)

3. Выбор………(имя, фамилия)

4. Выбор………(имя, фамилия)

Б) С кем из своих одноклассников ты менее всего хочешь вместе сидеть за одной партой (остаться в одном классе в случае расформирования классов; вместе готовиться к экзаменам; пойти в многодневный поход с ночевками; готовиться к спортивным состязаниям; согласен вместе пойти в разведку и т.п.)?

 

1. Выбор………(имя, фамилия)

2. Выбор………(имя, фамилия)

3. Выбор………(имя, фамилия)

 

Обычно испытуемые без особого труда выбирают партнеров по симпатиям (иногда называют более трех партнеров; в этом случае учитываются только первые три выбора; гораздо сложнее происходит выбор по антипатиям, что связано с ”психологической защитой”, поэтому при выборах по антипатиям в случае затруднений со стороны испытуемого можно ограничиться выбором двух (иногда даже одного) партнеров.

 

Социоматрица:

 

№ п/п Ф.И. уч-ся Порядковые номера (по алфавиту)
…………
Антонов А. Белов А. Волков П. Галкин П. Донцова Е. Ежов М. Жукова Т. …………… Яшина Л.   + + + + + + … + +   + +   +   … + + +   +   + + … — + + +   —   — … — — — — — + — — … + — —   — —   + … — — — — — + — — …   …………     — —   —   …
ИТОГО:                  
Выборов по симпатиям  
Выборов по антипатиям  
Выборов по взаимосимпатиям  
Выборов по взаимным антипатиям                  

 

 

Методика №2. Изучение психологического климата класса

Инструкция: Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки: 3 – свойство проявляется в группе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется редко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Утверждения

Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В
Преобладает бодрый, жизнерадостный тип настроения Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях, антипатия
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание Группировки конфликтуют между собой
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению других Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные Достижение и неудачи группы не находят окликов у ее членов
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного» В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
Группа активна, полна энергии Группа инертна, пассивна
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Обработка данных. Сложить оценки левой стороны в вопросах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С = А – В.

Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида; если С более 25, то психологический климат благоприятен; если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен.

Методика №3. Изучение представлений ученика о его месте

В коллективе

Цель: изучение представлений испытуемого о самом себе. Может быть также использована для определения «идеального Я» индивида или его представлений о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы, уклонение от борьбы.

Порядок исследования: Текст методики состоит из 60 высказываний, которые зачитываются экспериментатором или могут быть предъявлены испытуемым в виде списка. Учащимся предлагается ознакомиться с каждым утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь».

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Внимательно прослушайте (прочтите) каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему».

Текст методики

1.Я критичен к товарищам.

2.У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3.Я склонен следовать советам лидера.

4.Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5.Мне нравится дружественность в группе.

6.Я склонен противоречить лидеру.

7.Испытываю симпатию к одному – двум определенным товарищам.

8.Избегаю встреч и собраний в группе.

9.Мне нравится похвала лидера.

10.Я независим в суждениях и манере поведения.

11.Я готов встать на чью-либо сторону в споре.

12.Я склонен руководить товарищами.

13.Радуюсь общению с одним – двумя друзьями.

14.При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.

15.Я склонен поддерживать настроение всей группы.

16.Не придаю значения личным качествам членов группы.

17.Я склонен отвлекать группу от ее целей.

18.Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19.Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20.Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.

21.Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22.Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.

23.Я недостаточно сдержан в выражении чувств.

24.Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.

25.Недоволен слишком формальными (деловыми) отношениями.

26.Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.

27.Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.

28.Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

29.Склонен затягивать и обострять спор.

30.Стремлюсь быть в центре внимания.

31.Я хотел бы быть членом более узкой группы.

32.Я склонен к компромиссам.

33.Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.

34.Болезненно отношусь к замечаниям друзей.

35.Могу быть коварными и вкрадчивыми.

36.Я склонен принять на себя руководство в группе.

37.Я откровенен в группе.

38.У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39.Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40.Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.

41.Я склонен сердиться на товарищей.

42.Я пытаюсь вести других против лидера.

43.Легко нахожу знакомства за пределами группы.

44.Стараюсь избегать быть втянутым в спор.

45.Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.

46.Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.

47.Когда я раздражен, я насмешлив и ироничен.

48.У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49.Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.

50.Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.

51.Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.

52.Я инициативен в установлении контактов в общении.

53.Избегаю критиковать товарищей.

54.Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55.Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны (неуместно развязные, бесцеремонные).

56.Люблю затевать споры.

57.Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе.

58.Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.

59.Я склонен к перепалкам, задиристый.

60.Я склонен выражать недовольство лидером.

 

Обработка данных и интерпретация результатов

Ключ

I Зависимость 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54
II Независимость 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
III Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
IV Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
V Принятие «борьбы» 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
VI Избегание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

 

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по 6 тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой тенденции. При этом количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по школе «независимость».

Тенденция к «зависимости» понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов, морально-этических ценностей. Тенденция к «общительности» свидетельствует о контактности. стремлении образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, как стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция – «уклонение от борьбы» свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из тенденций, видимо, имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, то есть может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, уклончивости, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости.

 

Методика №4. Определение стадии развития коллектива

 

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, определить, насколько они считают его спаянным, крепким, единым при выполнении общест­венно значимых задач.

Ход выполнения. Студент рассказывает учащимся, что в своем развитии любой коллектив проходит ряд ступе­ней, предлагает школьникам образные описания раз­личных стадий развития коллективов и просит ребят определить, на какой стадии развития на­ходится их класс.

 

Образное описание стадий развития коллектива.

 

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок — отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней — разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стерж­ня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувст­вовал, что он нужен другому и сам нуждается во внима­нии других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

 

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддает­ся воздействию и из него можно лепить различные из­делия. В руках хорошего мастера (а таким может быть авторитетный ученик и классный руководитель) этот материал превра­щается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.

Не все получается, нет достаточного опыта взаимодейст­вия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели проис­ходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являют­ся формальная дисциплина и требования старших. Отно­шения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на по­мощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь сущест­вуют замкнутые приятельские группировки, которые ма­ло общаются между собой. Настоящего, хорошего орга­низатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

 

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правиль­но. Важно только быть внимательным, не потерять све­товые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит посто­янным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на по­мощь».

Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прий­ти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но же­лание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требу­ют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» — актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициа­тива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

 

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и за­интересованность делами друг друга сочетаются с прин­ципиальностью и взаимной требовательностью. Команд­ный состав парусника — знающие и надежные органи­заторы и авторитетные товарищи. К ним идут за сове­том, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Груп­па живо интересуется тем, как обстоят дела в сосед­них классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

 

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого явля­ется тесная дружба, единая воля, отличное взаимопони­мание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявля­ются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на верши­ны, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоя­щим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружно­го, сплоченного объединения. Настоящий коллектив — тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо.

 

Обработка полученных данных. На основании отве­тов учащихся студент может определить по пятибал­льной шкале степень их удовлетворенности своим клас­сным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития межличностных отношений в коллективе.

 

Опросник (Д.Д.О.) (Климов Е.А.)

Цель: изучить особенности способностей испытуемого, особенности выбора профессии испытуемыми.

Инструкция: «Попытайся, подолгу не задумываясь, ответить на 20 пар вопросов. Если названная в вопросе профессия скорее тебе нравится, чем не нравится, то поставь в клеточке «листа ответов ДДО» знак «+». Если же профессия тебе «определенно нравится», то в клеточке поставь сразу два знака «++»; если же тебе «очень нравится», то в клеточке поставь сразу три знака «+++». Но если профессия тебе «скорее не нравится, чем нравится», то поставь в клеточке всего один знак «-»; если «определенно не нравится», то ставь два минуса «- -»; если же «очень не нравится», то поставь сразу три минуса «- — -»».

 

Опросник:

 

Ухаживать за животными Или 1б Обслуживать машины, приборы
Помогать больным, лечить их Или 2б Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ, компьютеров
Следить за качеством иллюстраций, плакатов, художественных открыток Или 3б Следить за состоянием и развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл и пр.) Или 4б Доводить товары до потребителя (реклама, продажа)
Обсуждать научно-популярные книги, статьи Или 5б Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) Или 6б Тренировать товарищей или младших детей в выполнении каких-либо действий
Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты Или 7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (трактором, тепловозом и т.п.)
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (справочное бюро, экскурсии и т.п. Или 8б Художественно оформлять выставки, витрины (участвовать в репетициях, подготовках пьес, концертах)
Ремонтировать вещи, изделия (техника, одежда, обувь), жилище Или 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных Или 10б Выполнять вычисления, расчеты
11а Выводить новые сорта растений Или 11б Конструировать, проектировать промышленные изделия (машины, одежда, дома)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять Или 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности Или 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты Или 14б Оказывать медицинскую помощь при ранениях, ушибах и пр.
15а Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, объектах и пр. Или 15б Художественно описывать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице Или 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить, расписывать стены помещений, поверхность изделий Или 17б Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов
18а Проводить культпоходы сверстников или младших ребят (в театры, музеи), экскурсии, турпоходы Или 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания Или 19б Заниматься черчением, копированием чертежей, карт
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями сада, огорода Или 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере и т.п.)

Обработка результатов.

 

Полученные результаты (количество плюсов и минусов) подсчитывают по каждой колонке «листа ответов ДДО»; итоги изображаются в виде алгебраической суммы. Эта сумма и будет характеризовать область наиболее целесообразного применения сил и возможностей испытуемого к моменту исследования. Для определения склонностей Климов Е.А. предложил разделить всю совокупность профессий на 5 основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены: П – природа (растения, животные, экология, микроорганизмы); Т – техника (машины, материалы, разные виды энергии и т.п.); Ч – человек, группа людей; З – знаковая информация (книги, языки, модели, коды); Х – художественные образы, искусство (музыка, пение, изобразительное искусство и пр.).

 

Ключ (лист ДДО):

 

Методика № 7. Изучение предпочтительного типа

Профессии (по Климову Е.А.)

Цель: изучение ориентировочного предпочтения типа будущей специальности на основе самооценки.

Инструкция: прослушайте внимательно каждое утверждение (всего их 30).

Если согласны, поставьте знак ”+”; если не согласны, поставьте знак ”-”. Если колеблетесь, подумайте, как чаще всего поступаете в подобной ситуации и поставьте либо ”+”, либо ”-”.

Текст вопросника.

1. Легко (без внутренней напряженности) вступаю в общение с новыми людьми.

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (шить, вязать, чинить и пр.).

3. Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты; окружающие считают, что это мне удается.

4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями, животными.

5. Охотно и подолгу могу подсчитывать, вычислять, чертить.

6. Охотно провожу время со сверстниками или младшими детьми, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь в чем-то.

7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными, растениями.

8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах.

9. Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства.

11. Охотно читаю о растительном, животном мире.

12. Активно участвую в художественной самодеятельности.

13. Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов.

14. Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки, сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами.

15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками, младшими детьми.

16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

17. Результаты моего художественного творчества одобряют совершенно незнакомые мне люди.

18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами – растениями, животными.

19. Обычно, как считают окружающие, мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме.

20. Почти никогда и ни с кем на спорю, не ссорюсь, не скандалю.

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые мне люди.

22. Без особого труда, легко и быстро усваиваю иностранные слова.

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.

24. Подолгу, не уставая могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием, танцами и пр.).

25. Стараюсь повлиять на ход развития растительных, животных организмов.

26. Люблю разбирать в устройстве механизмов, машин, приборов.

27. Мне обычно удается убедить сверстников, младших детей в целесообразности того или иного плана действия.

28. Охотно наблюдая за животными, рассматриваю растения.

29. Охотно читаю научн-популярную литературу, публицистику, рефераты.

30. Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства, пробую свои силы в живописи, музыке, танцах, пению и т.п.

Обработка результатов.

№ п/п П Т З Х Ч

Интерпретация результатов:в таблицу заносятся только положительные ответы («+»), в соответствии с данными таблицы за них начисляется 1 или 2 балла. Подсчитывается общее количество баллов по каждому профессиональному типу.

Тип профессии по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира:

”П” – ”человек – природа” (полеводы, животноводы, фермеры, агрономы, экологи и пр.);

”Т” – ”человек – техника” (шофер, инженер, слесарь, механик, электрик и пр.);

”З” – ”человек – знаковая система” (бухгалтер, кассир, переводчик, наборщик, машинистка и пр.);

”Х” – ”человек – художественный образ” (певцы, танцоры, артисты, музыканты, художники и пр.);

”Ч” – ”человек – человек” (врачи, педагоги, вожатые, воспитатели, стюардессы, официанты и пр.).

При количестве набранных баллов 6 и выше, тип выбираемых профессий достигает высокого уровня.

При 0-3 баллах – тип профессии не желателен для испытуемого (низкий уровень выраженности).