Информация из ФГОС, относящаяся к дисциплине

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Иркутский государственный технический университет»

Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра психологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________ Н. П. Коновалов

________________________ 2013 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Образовательная программа дисциплины

(рабочая учебная программа дисциплины)

 

 

Направление подготовки __________030300 «Психология»_______________

Профиль подготовки «Психология труда и организационная психология»

 

Квалификация (степень) ______________Бакалавр_____________________

Форма обучения ______________заочная ___________________

Составитель программы:

Юркова Марина Григорьевна, доцент кафедры психологии

__________________________________________________________________

 

 

Иркутск, 2013 г.

Информация из ФГОС, относящаяся к дисциплине

1.1. Вид деятельности выпускника (в соответствии с ПК по ФГОС по направлению 030300 «Психология»)

Дисциплина охватывает круг вопросов относящиеся к практической и научно-исследовательской видам деятельности выпускника, отраженным в профессиональных компетенциях.

1.2. Задачи профессиональной деятельности выпускника (в соответствии с ФГОС по направлению 030300 «Психология»)

В дисциплине рассматриваются указанные в ФГОС задачи профессиональной деятельности выпускника:

практической:

анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов,

различных видов деятельности индивидов и групп;

научно-исследовательской:

участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний,

изучение научной информации отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

применение стандартизированных методик; обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения;

организационно-управленческой:

проведение диагностико-оптимизационных работ с индивидом, группой или организацией.

1.3. Перечень компетенций, установленных ФГОС (в соответствии с ФГОС по направлению 030300 «Психология»)

Освоение программы настоящей дисциплины позволит сформировать у обучающегося следующие компетенции:

13 стр., 6066 слов

Психология деятельности следователя

... стать следователем. В данной работе «Психология деятельности следователя», целью которой является полное освещение самого понятия психологии следователя, мы ставим перед собой следующие ... образом, всестороннее рассмотрение деятельности следователя, психологических особенностей труда работника следственного аппарата, позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути ...

ОК-5: применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

ПК-2: отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;

ПК-4: осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;

ПК-11: участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

ПК-12: проведение стандартного прикладного исследования в определенной области психологии;

 

1.4. Перечень умений и знаний, установленных ФГОС (в соответствии с ФГОС по направлению 030300 «Психология»)

После освоения программы настоящей дисциплины студент должен:

знать:

· психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

· психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи при организации исследований в различных областях практики;

уметь:

· анализировать психологические теории изучения психических и социальных феноменов;

· прогнозировать изменение и динамику уровня развития и функционирования психики человека в рамках его существования в конкретных условиях жизнедеятельности;

· профессионально взаимодействовать с любым человеком, вовлеченным в психологическое исследование, в соответствии с профессиональным этическим кодексом;

· выбирать соответствующие магистерские образовательные программы;

владеть:

o основными приемами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

o критериями выбора психодиагностических методик;

o навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога-исследователя с целью оптимизации собственной деятельности.

 

Этапы психологического исследования, общий алгоритм

Методология науки представляет нормативный процесс любого научного исследования как последовательность следующих этапов:

1. Выдвижение гипотезы.

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или не опровержение гипотезы.

6. В случае отвержения старой – формулирование новой гипотезы.

Для рациональной организации исследования необходимо выделить объект исследования, его предмет и иметь программу исследования. Как показывает личный опыт автора по руководству студенческими работами, а также анализ литературы по проблеме, лучше всего бывает выполнена экспериментальная часть исследования, связанная с использованием сложных экспериментальных процедур, дорогостоящего оборудования и т.п. Но возникают затруднения при интерпрета интерпретации полученных результатов. Более внимательное изучение этой проблемы показывает, что происходит это из-за плохой организации исследования, особенно из-за нестыковки теоретических и эмпирических частей исследования, методологической и методической недоработок. Прежде всего, рассмотрим в общем виде алгоритм исследования как последовательность действий исследователя.

10 стр., 4926 слов

Формирование лояльности потребителя: проблемы, подходы, результаты

... Выявить результаты формирования потребительской лояльности; 5. Рассмотреть проблемы формирования лояльности. Объект исследования: подходы, проблемы и результаты формирования лояльности. Предмет исследования: подходы, проблемы и результаты ... Цель курсовой работы: описание понятия потребительской лояльности, подходов, результатов и проблем ее формирования. Задачи курсовой работы: 1. Сформулировать ...

· Постановка проблемы, выбор объекта исследования.

· Выбор концепции, предмета, построение модели объекта исследования.

· Планирование исследования в широком смысле слова.

· Исследование, эксперимент.

· Обработка результатов.

· Интерпретация.

· Включение результатов в систему знаний (научную картину мира).

Можно заметить симметрию этапов исследования относительно центрального этапа – исследования как такового, как деятельности экспериментатора по сбору эмпирических данных.

· постановка проблемыU включение результатов в систему знаний;

· выбор концепции U интерпретация результатов;

· планированиеU обработка данных.

В контексте наличного научного знания выделяется некоторая проблема (как «фигура из фона»).

Объект выделяется среди множества их в объективной реальности.

Выделяется предмет как аспект объекта, связанный с соответствующей концепцией (идеологией).

Далее строится модель объекта и его окружения в связях и отношениях с окружающей действительностью. Выдвигается гипотеза.

Выбираются методы исследования (наблюдение, «герменевтический метод», корреляционное исследование), выбираются переменные, определяются их параметры: границы изменения, единицы измерения.

Тема 2. Психологические проблемы и гипотезы (ОК-5, ПК-2, 11)

Всякое исследование начинается с выяснения исследователем того, что собственно он хочет (или должен) исследовать. С психологической точки зрения этот процесс представляет собой сильное эмоционально окрашенное интеллектуальное состояние, связанное с ознакомлением с той или иной областью человеческого знания, по мере развития которого происходит сужение этой области вокруг небольшого числа исследованных вопросов. Субъективно ознакомление исследователя с кругом интересующих его проблем происходит непрерывно. Однако с формальной точки зрения можно определить основные рубежи, которые в обязательном порядке проходит каждый на начальной стадии построения исследования.

Нулевой точкой отсчета является постановка проблемы – процесс, который распадается на две неравные по времени части. Первая часть – это ознакомление с предметом научной области, которую представляет исследователь. При этом нельзя смешивать предмет научной области с предметом научного исследования. Каждая отрасль (дисциплина, раздел) науки имеет набор проблем важных для нее в данный исторический момент времени, вокруг которых сосредоточены усилия исследователей, дискуссии и т.д. Очевидно, что среди множества проблем, неизвестных связей, дискуссионных утверждений необходимо выбрать тот объем. Который в состоянии охватить исследователь с учетом отведенного на работу времени, физических усилий и материальных затрат. И это — вторая часть процесса постановки проблемы. Это достаточно непросто сделать, если исследование самостоятельное одиночное и сам исследователь автономен. Если он включен в исследовательскую группу, то выбор за него уже сделан, по крайней мере, в отношении сужения проблемы и ее формулировки.

5 стр., 2338 слов

Объект, предмет, гипотеза и концепция психолого-педагогического исследования

... 1. Соотношение объекта и предмета исследования Понятие объекта исследования. В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования - это ... и связи в их сцеплении и взаимодействии. 2. Понятие гипотезы исследования Предмет исследования формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную ...

Выдвижение исследовательской гипотезы

Процесс выдвижения исследовательских гипотез считается наиболее творческим компонентом деятельности исследователя. С другой стороны, гипотеза – это то, что вызывает у начинающего исследователя больше всего вопросов и сомнений. Как придумать гипотезу? Годится ли то, что придумано в качестве гипотезы? Итак, откуда же берутся эмпирические и экспериментальные гипотезы? Поскольку не существует четких правил по формулировке гипотез, то, в каком-то смысле, всегда исследователь действует на свой страх и риск. Следуя методологии научного знания, можно утверждать, что новые гипотезы выдвигаются либо для объяснения вновь наблюдаемых, подчас неожиданных явлений, либо для устранения противоречий в существующих концепциях и теориях. В психологии новые гипотезы могут возникнуть в системе новых интерпретаций, нового понимания известных фактов и закономерностей в разных научных школах. Д. Мартин (2) утверждает, что возникновение идей эксперимента – это всего лишь вопрос внимания к тому, что происходит вокруг нас. Наблюдать можно за собой и другими людьми, за детьми и животными. Источником идей может стать и чужая работа, и это не плагиат, поскольку нет одинаковых людей и нет одинаковых взглядов на одну и ту же проблему. Что мешает потоку экспериментальных идей? Д. Мартин в остроумной форме перечисляет ряд причин, а точнее некоторые психологические установки в отношении исследования, и не только. Связывая неспособность придумать идею эксперимента с некоторыми иррациональными страхами, присущими взрослому человеку, в отличии от ребенка, он называет их фобиями. К ним относятся:

1. гениефобия (страх перед гениями) – представление о том, что эксперименты проводят очень умные, образованные, а ваш интеллектуальный потенциал никогда не позволит вам приблизиться к необходимому уровню;

2. имитациофобия (страх перед имитацией) – установка на то, что только то исследование достойно, чтобы его проводили, которое является абсолютно оригинальным;

3. параферналиофобия (боязнь аппаратуры) и мануалофобия (боязнь ручной работы) – противоположные по сути установки, но в равной степени неверные. Исследование со сложной аппаратурой не обязательно интересно и содержательно, но с другой стороны, если есть необходимость проверить гипотезу в лаборатории с помощью приборов, всегда можно научиться ими пользоваться;

4. экономофобия (боязнь простоты) – стремление начинающего исследователя перевернуть науку с помощью результатов, собранных в одном исследовании;

5. калькулятофобия (боязнь статистики) – оказывается не только у российских студентов существует убеждение, что психолог – это человек, неспособный продвинуться дальше четырех действий арифметики. Знание того, что любую экспериментальную идею надо будет подтверждать сначала измерениями, а потом вычислениями, “замораживает творческую извилину”. Но, с другой стороны, умение обращаться со статистикой еще не самое главное в психологии, и всегда можно найти человека, который поможет вам обработать ваши результаты;

6. имперфектофобия (боязнь несовершенства) – это стремление довести идею исследования до такого проекта, который будет уже напоминать детальный отчет о проделанной работе. Надо уметь вовремя остановиться в предварительной разработке и начать практически воплощать свой замысел;

5 стр., 2042 слов

Лекция 7. Антропологический подход к исследованию человека Б.Г.Ананьев

... просто ассоциировал его исключительно с деятельностью. Он выделял такие уровни исследования человека, как личность, индивид, субъект, индивидуальность. Индивид выступает как более раннее ... предложил антропологический подход к исследованию человека, который был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное ...

7. псевдононфоносциентофобия (боязнь показаться ненаучным) – такой труднопроизносимый термин демонстрирует установку некоторых не только студентов, но и профессионалов даже самые обычные простые вещи переводить на психологический жаргон. Конечно, знание категориального аппарата психологии обязательно, только первоначальная идея всегда формулируется обычным языком так, чтобы и автор и другие (коллеги или непосвященные) смогли в ней разобраться;

8. эргофобия (боязнь работы) – как показывает опыт человечества лекарство от этой болезни еще не найдено.

Итак, посмотрите внутрь себя, что вам мешает начать продуцировать идеи? Необходимо срочно избавиться от своих недостатков и вперед…

Тема 3. Создание концепции исследования(ОК-5, ПК-2, 11,12)

В настоящее время системный подход (СП) как один из важнейших разделов общенаучной методологии располагает мощным формальным аппаратом анализа сложных природных и социальных явлений. Системный подход является методологической базой современного психологического и, что важно, психолого-педагогического исследования, а, следовательно, те или иные положения СП должны включаться в каждую стадию исследования.

В теории познания объектом называется любой предмет, на который направлены внимание и деятельность познающего субъекта. Существуют разные (дискуссионные) взгляды на предмет психологии. Суходольский Г.В. считает неверным ограничение предмета психологией психикой и только психикой (психической деятельностью).

Поскольку она изучается в деятельности и в связи с биологической и социальной сущностью человека, в предмет психологии «…помимо психики жизнедействующих субъектов включается в той или иной мере все остальное бытие, реальное и мнимое, воображаемое». Конкретизацию психологических объектов по степени их сложности он предлагает проводить с позиций системного подхода, представляющего психику как особую систему, которая обладает определенным строением, развивается и функционирует под действием потребностей и ценностей, существует и проявляет себя в особых формах и в связи со всем этим обладает многочисленными качественными и количественными характеристиками. Качественные характеристики психики – это психические свойства и сущности, количественные – это психические константа и переменные, позволяющие устанавливать психологические законы. Носителем психики является целостный организм – человек или животное, а вовсе не мозг (там же).

Поэтому психику как сложную многоуровневую систему можно рассматривать как подсистему относительно соматических систем организма (биологических и физиологических), с одной стороны, и ряда систем, в которых осуществляется бытие человека (человек – природа, человек – человек, человек – знак и т.д.) в мире, с другой. Любая из названных подсистем имеет право на выделение в качестве объекта психологического исследования, а не только «психические явления» в виде «психического образа» или «психического процесса». Фундаментальные психологические объекты, например: индивидуальность, личность, характер, интеллект и мировоззрение, эмоция и чувство, воля и деятельность, социальный статус, социальная роль и диспозиция – выступают в качестве основных (опорных) для определения объекта конкретного психологического исследования.

2 стр., 567 слов

Инструкция: Определите, для каких познавательных процессов, характерны ...

... свыше 30 оттенков цветов. _____________ Инструкция: Определите, для каких познавательных процессов, характерны данные признаки? 1. Процесс, дающий отражение предмета в целом. 2. Отражение отдельных свойств ... Установите соответствие между психическими процессами и понятиями, выражающими их особенности, детали, признаки: 1. Внимание А. Константность 2. Память В.Переключение 3. Мышление С. Обобщение ...

Тема 4. Пилотажное исследование(ОК-5, ПК-2, 11,12)

Пилотажное исследование является необходимой стадией практически любого психологического исследования. Но начинающие исследователи часто упускают из виду или пренебрегают (когда не укладываются во времени) пилотажем, или проводят его небрежно, не систематически. Это приводит к дефектам планирования основного исследования, к снижению эффективности всей последующей деятельности. Рассмотрим подробнее этот этап.

Пилотажное исследование надо отличать от пробного исследования, которое строится на основании предварительных наблюдений, догадок, интуитивных предположений о некоторой малоизученной (или вообще новой) проблеме. Пилотаж иначе называют зондирующим, разведывательным, это эмпирическое исследование, которое имеет целью формулировку вопросов в отношении объекта и предмета исследований, по которым можно фиксировать признаки изучаемого объекта в их связи с исследовательской гипотезой. Пилотаж проводится после тщательной теоретической подготовки, но проводится достаточно гибко, без жесткой формализации процедуры исследования, с подключением интервью и наблюдения для сбора дополнительной информации.

Пилотаж обычно не требует репрезентативности выборки, но в поле зрения исследователя должны попасть представители всех групп испытуемых, которые затем войдут в выборку. Особенно это касается испытуемых с крайними значениями по выбранным для измерения признакам. Их результаты должны значимо различаться. В противном случае можно не получить разброса значений признака, и, следовательно, не будет материала для анализа и интерпретации.

Результаты пилотажа записываются и тщательно анализируются, они являются основой для выдвижения гипотез и составления батареи методик.

Основной задачей пилотажного исследования является проверка и уточнение конкретных задач исследования. Пред этим этапом у исследователя были некоторые предположения о связях и отношениях внутри некоторой предметной области, а также набор (достаточно широкий, с избытком) необходимых для измерения признаков. В конце этого этапа набор измеряемых признаков сузился и стал не только необходимым, но и достаточным.

Второй существенной задачей пилотажа является апробирование методик исследования, отбор их и построение системы методов исследования.

Третья задача пилотажа – это решение проблемы измерения выбранных переменных и выбор математической модели обработки данных. Сложность выполнения этой задачи заключается в том, что не все психологические свойства (в нашей терминологии – переменные) мы можем измерить одинаково точно. Каждый исследователь должен ясно представлять, в какой шкале было измерено интересующее его свойство. Не касаясь проблем теории измерения психологических характеристик в целом, отметим следующее.

Итак, заканчивая этап пилотажного исследования, необходимо ясно себе представлять объект, предмет и основную гипотезу исследования, его вид и основные ограничения по валидности, набор измеряемых переменных и средства измерения, и, наконец, насколько выбранная концепция исследования является удовлетворительной. Если у исследователя по выделенным пунктам возникают сомнения в надежности и обоснованности, то имеет смысл вернуться к предыдущему теоретическому этапу и вновь заняться обоснованием своей работы.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

Метод исследования заключался в следующем : испытуемый рисовал когнитивную карту города, в инструкции предлагалось нарисовать эскизный план города таким ... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью которых ...

Тема 5. Основной этап исследования(ОК-5, ПК-2, 4, 11,12)

Основная проблема данного этапа работы – в конструктивном определении, а потом и формировании экспериментальной выборке.

Множество задач психологического исследования предполагает те или иные сопоставления. Здесь представлено описания типовых задач, которое дано в (3, с.33-34).

1. Сопоставление групп испытуемых по какому-либо признаку для выявления различий между ними по этому признаку.

2. Сопоставление того, что было “до” с тем, что стало “после” экспериментальных или “формирующих” воздействий.

3. Сопоставление эмпирического распределения значений признака с каким-либо теоретическим законом или с другим эмпирическим распределением, чтобы доказать неслучайность различия в распределениях.

4. Сопоставление двух признаков на одной выборке для установления степени согласованности их изменений, их сопряженность, корреляцию между ними.

5. Сопоставление индивидуальных значений, полученных при разных комбинациях условий, чтобы выявить характер взаимодействия этих условий и их влияние на индивидуальное значение признака.

В контексте обработки данных понятия признак и переменные являются синонимичными. Означают они то, что явление, которое проявляется через набор поведенческих или диагностических характеристик, описывается этими признаками, во-первых, и эти признаки могут быть измерены какими-либо средствами, во-вторых. Иногда вместо термина “признак” используются термины “показатель” или “уровень”. Психологические признаки в исследовании являются случайными величинами, поскольку заранее не известно, какое количественное значение у конкретного испытуемого в конкретных условиях признак примет. При этом распределением признака называется закономерность встречаемости разных значений, полученных при сборе эмпирического материала. Когда ставится задача изучения распределения признака, то имеется в виду частотное распределение, которое сравнивается с одним из классических распределений. Для психологического исследования эталоном чаще всего выступает нормальное распределение. А среди наиболее важных для исследования количественных характеристик эмпирического распределения признака необходимо выделить следующие: среднее, дисперсия (стандартное отклонение), асимметрия, эксцесс и разброс (размах) показателей, которые называются параметрами, а точнее оценками параметров, и используются чаще других статистических показателей в психологическом исследовании.

На этапе обработки данных исследовательская, а если исследование является экспериментом, то экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую, при помощи которой эмпирические данные обосновывают решение одной из представленных выше задач. Не углубляясь в подробности использования математической статистики в психологическом исследовании, отметим, что основная трудность для психолога на этом этапе – понять а) как лучше сформулировать нулевую гипотезу, какую оценку параметра лучше использовать, сделать ее направленной или ненаправленной; б) какой статистический критерий наилучший для конкретных данных; в) каким уровнем значимости можно ограничиться. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, какое эмпирическое содержание скрывается за тем или иным параметром, что дают меры центральной тенденции и меры разброса данных. Как будут обрабатываться данные: вручную, с помощью компьютерной программы, и какой именно (СТАТИСТИКА, Exel и др.).

10 стр., 4976 слов

Понятия,признаки и значения субъекта

... и имеют различное уголовно-правовое значение. Субъект преступления - это элемент состава преступления, который характеризуется совокупностью обязательных признаков. Понятие личности преступника включает ... Отсутствие хотя бы одного обязательного признака субъекта исключает уголовную ответственность. Личность преступника имеет уголовно-правовое значение при назначении наказания, решении вопроса ...

Ответ во многом определяется объемом исследовательской выборки (выборочной совокупности).

Является ли выборка малой (n?30), средней (30200).

Выбор между параметрическими и непараметрическими критериями, т.е. критериями, включающими в формулу расчета параметры распределения (средние и дисперсии) и не включающие их. Параметрические критерии (t-критерий Стьюдента, F-критерий Фишера) считаются более мощными, поскольку позволяют прямо оценить различия по средним и дисперсиям в двух и более выборках, но при этом налагают на собранные данные достаточно жесткие для психологических измерений ограничения, а именно: значения признака измеряются в интервальной шкале, а само распределение признака является нормальным. Эти же ограничения наложены на проведение корреляционного и регрессионного анализов, на подсчет корреляции r Пирсона. Непараметрические критерии можно применять для данных измеренных в любой шкале, начиная со шкалы наименований. Математические расчеты проще в непараметрических критериях (за исключением критериев χ2-Пирсона и λ), но их надо проводить вручную, тогда, как подсчет параметрических критериев введен во все стандартные пакеты обработки данных. Что касается уровня статистической значимости принятия решения в отношении нуль-гипотезы, т.е. вероятности совершить ошибку 1 рода (обозначается α), существует эмпирическое правило для психологических исследований. Исторически сложилось, что низший уровень значимости является 5%-ый (α ?0,05), достаточный уровень – 1%-ый (α ?0,01) и высший уровень – 0,1%-ый (α ?0,001).

Поэтому в большинстве статистических справочников в таблицах соответствующих критериев приводятся критические значения критериев этих трех уровней. Таким образом, посчитав эмпирическое значение критерия (Кэмп), мы должны сравнить его с тремя табличными значениями (К0,05, К0,01, К0,001).

Если Кэмп0,05 , т.е. не достигает 5%-го уровня, мы не можем отклонить Н0. Если этот барьер пройден, но следующий нет, т.е. К0,05эмп < К0,01, мы попадаем в область неопределенности: Н0 уже отклонили, Н1 еще не приняли. И, наконец, если Кэмп> К0,01, то принимается Н1. Те же уровни имеют место в отношении коэффициентов корреляции двух признаков: значимая на 5%-ом уровне корреляция считается слабой, на 1%-ом уровне – средней и на 0,1%-ом – сильной корреляцией. Что же касается самих гипотез Н0 и Н1, то формулируются они следующим образом. Нулевая гипотеза – это гипотеза об отсутствии различий или корреляции между признаками, это то, что мы хотим опровергнуть, если перед нами стоит задача доказать различия (например, между экспериментальной и контрольной группами).

13 стр., 6143 слов

Семья как объект исследования в социальной работе

... - изучить анкетирование как метод исследования в социальной работе; - провести собственное исследование при помощи метода анкетирование, направленное ... функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Многие трактовали семью как социальную структуру, ... института и малой группы. Со временем данные представления превратились в стереотипы, препятствующие выявлению ...

Альтернативная гипотеза – это гипотеза о значимости различий или корреляции, это то, что мы стремимся доказать, поэтому иногда ее называют экспериментальной гипотезой, хотя это не точно.

Тема 6. Обработка данных как этап психологического исследования (ПК-4)

Математические методы, применяемые при обработке эмпирических данных в психологическом исследовании, нельзя рассматривать в отрыве от общей концепции исследования. Именно поэтому нет однозначно определенного места для них в различных классификациях исследовательских методов.

Не анализируя эти попытки свести в систему все методы, которые используются в психологическом исследовании, т. к. подробно эта проблема рассматривается в «Экспериментальной психологии», все же заметим, что любую математическую обработку собранной эмпирики необходимо рассматривать в единстве с интерпретацией, которая, в свою очередь, должна быть ограничена замыслом исследования и контекстом гипотезы. Только тогда исследование приобретает целостный характер. Математика предоставляет практически неограниченные средства доказательства психологических гипотез. Как отмечают многие авторы [3], манипуляция математикой позволяет доказать (или опровергнуть) все, что угодно. Стандарты пользования мат. методами предоставляют достаточно свободы исследователю. Выбор средств обработки «сырых данных» или выбор статистических критериев для принятия решения по гипотезе, определяется интуицией или привычками исследователя, которые у студентов за неимением опыта отсутствуют. Далее подробно рассматривается последовательность манипуляций с эмпирическим (числовым) материалом, который в дальнейшем будем называть данными. Введем основные понятия из методологии науки, которые будут использоваться в этом тексте.

Данные – это любая информация, относящаяся к предмету исследования, направленная на решение исследовательских задач. После сбора эмпирической информации данные проходят последовательно процедуры обработки, общения, анализа, объяснения и интерпретации, которые вместе и представляют в эмпирическом исследовании этап «обработки и интерпретации данных».

Обработка данных – преобразование эмпирического материала («эмпирики») в вид, необходимый для решения исследовательских задач, к числу которых относятся:

1. определение вида и состава необходимой для решения задач исследования информации,

2. определение способов обработки и преобразования исследовательской информации,

3. обеспечение и проверка надежности данных,

4. обобщение и наглядное представление данных.

Обработка данных основана на предварительной фиксации информации об изучаемом объекте в виде признаков и включает в себя следующее:

1. первичную обработку данных,

2. преобразование данных в обобщенную форму,

3. наглядное представление данных.

В процессе обработки данные претерпевают различные изменения. Во-первых, исходная индивидуальная информация, полученная по отдельным испытуемым, преобразуется в совокупную обобщенную. Во-вторых, обобщенная информация подвергается качественному и количественному анализу. Результат обработки должен иметь форму, пригодную для описанияданных и дальнейшего перехода к анализу и интерпретации.

Итак, после сбора эмпирики, после проведения эксперимента или корреляционного исследования на руках у исследователя находится большой объем информации: протоколов, тестовых заданий, продуктов деятельности испытуемых и пр. Сбор эмпирического материала чаще всего проводится вручную, занося данные обследования или диагностики в специально подготовленные регистрационные бланки. Это самый распространенный способ сбора данных. В этом случае исследователь всегда должен указывать дату и время работы с испытуемым, а также некоторую необходимую информацию: пол, возраст, образование, статус и пр., а также особые обстоятельства, возникшие в процессе взаимодействия именно с этим испытуемым. Эта информация понадобится при описании выборочной совокупности, которая делается всегда в главе (или параграфе) «организация исследования». Значительно реже встречается компьютерный (автоматизированный) сбор данных, при проведении компьютерной диагностики. Тогда информация по испытуемым сразу же готова для обработки. Если регистрация данных при проведении исследования шла вручную необходимо перед обработкой ее систематизировать. Для этого выполняется следующая последовательность действий:

1. присвоить каждому испытуемому порядковый номер,

2. разделить все данные на две группы, которые будут обрабатываться количественными (статистическими) и неколичественными (например, контент-анализ текста, классификации и описание рисунков…) методами,

3. табулировать данные для количественной обработки: заполнить матрицу, в которой строка – это набор показателей одного испытуемого, а столбец – это один показатель по все испытуемым.

Если данные предполагается обрабатывать с помощью компьютерных программ, таких как «EXEL» или «STATISTIKA», то матрицу нужно параллельно делать в двух вариантах: бумажном и машинном. В любом случае таблица на бумаге (очень удобна для этого миллиметровка) должна быть, т. к. на ней легче писать комментарии, вносить изменения, группировать несколько показателей в обобщенный показатель и т.д. Необходимо заметить, что студенты недооценивают эту рутинную и кажущуюся такой ненужной, или даже бессмысленной, подготовку данных к обработке. Если вы решили проводить обработку данных, пользуясь программой «STATISTIKA», которая имеется в компьютерном классе кафедры психологии, вам необходимо получить индивидуальный пароль пользователя класса, обратившись на кафедру. В данной работе рассматриваются только начальные навыки работы с программой «STATISTIKA».

какой/какого строки/столбца вставить новые, вы получаете матрицу нужной размерности, в которую переносите эмпирические результаты.

Таким образом, у вас подготовлены матрицы исходных данных в бумажном и компьютерном вариантах. Вы готовы переходить к следующей процедуре.

Первичный статистический анализ

Невозможно предложить один алгоритм анализа данных для разных работ, но некоторые замечания сделать необходимо. Начинать надо с анализа каждой переменной в отдельности, а затем, комбинируя, сопоставляя переменные различным образом, пытаться обнаружить какие-либо закономерности. Самая распространенная ошибка студентов на этапе обработки данных – это то, что они забывают все пройденное в курсе «Математические методы в психологии». Поэтому первое, что необходимо сделать – найти тетрадь с лекциями или взять учебник из предложенных в списке литературы.

Забегая вперед, заметим, что уже сейчас, проводя первичную обработку своих данных, вы готовитесь к их интерпретации при написании основного текста работы. Обсуждение полученных данных в тексте всегда (!) начинается с их описания.Описание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть – нет) или количественными характеристиками. Количественные (статистические) характеристики должны быть перед обсуждением наглядно представлены: таблицы, диаграммы, гистограммы, графики и т.д. Обсуждение результатов корреляционного анализа (см. далее) должно сопровождаться демонстрацией коэффициентов корреляции с их уровнем значимости и, по возможности, корреляционных плеяд. В обсуждении результатовраскрывается значение полученных фактов с точки зрения теории – той теоретической концепции, которая была положена в основу исследования. Самое, пожалуй, трудное здесь – это обратный перевод количественных (и качественных) параметров, характеристик и фактов на язык психологических понятий и конструктов. Корректный перевод можно осуществить только, если хорошо представляешь содержательный смысл того или иного статистического параметра. Таким образом, данные в тексте даются в последовательности: наглядное представление – описание – обсуждение – доказательство/опровержение гипотезы.

Для автоматизированного подсчета первичных статистик используйте также программу «STATISTIKA». Обращаемся к Basic Statistics and Tables и далее Descriptive statistics (описательная статистика) и Frequency tables (частотное распределение).

Если у вас выведены ваши данные, тогда на панели выбираете Analysis, и откроется окно со списком основных статистических операций, которые необходимо будет использовать при обработке данных.

Теперь обратимся к очень важному способу описания и представления данных – частотному распределению.

Частотное распределение или распределение частот представляет собой таблицу или график, в которых указано сколько раз встречается то или иное значение признака. Такой способ анализа и представления данных часто применяется при обработке, например, анкет, чтобы увидеть, сколько испытуемых выбирает тот или иной вариант ответа. Кстати, частотный способ описания данных один из самых любимых студентами, просто они об этом не подозревают и, следовательно, применяют его некорректно. В чем же ваши ошибки?

Рассмотрим пример разбора данных, часто встречающийся в дипломных работах студентов-психологов. У вас есть результаты методики, в которой измеряемая переменная принимает значения в номинативной шкале: низкий, средний, высокий уровень, — и двадцать испытуемых. Предположим, что ваши испытуемые дали следующие результаты. У семи испытуемых низкий результат, у одиннадцати – средний и у двух – высокий. Тогда текст чаще всего выглядит так: «Низкий результат имеют 35% испытуемых, средний – 55%, а высокий – только 10%». Вообще проценты – самая любимая студентами форма записи результата. При этом забывается, что % — это сотаячасть количества, и, если выборка существенно меньше ста, выражение части через проценты не имеет смысла.

Если выборка небольшая, то лучше просто указывать число испытуемых, получивших то или иное значение признака. А перед тем как анализировать переменную, ее распределение лучше дать таблицей, при этом вместо процентов указывать относительную частоту встречаемости всех значений признака. Например, так как сделано в таблице 5. Если какое-либо значение не встречается, то частота f=0 все равно должна быть указана. В таблице 5 объединены три методики, дающие номинативное распределение признака, и четыре группы испытуемых. (Данные взяты из дипломной работы Балышевой Н.А.).

При описании таблицы мы можем сравнивать как признаки, так и группы между собой. Помимо этого, последняя строка дает общее по всем группам распределение признаков, и сразу можно видеть, что по первой методике преобладающие результаты высокие, а по двум другим средние.

Что касается графического представления частотного распределения, можно использовать как полигоны частот, гистограммы, диаграммы и др. формы представления. Так гистограмма, выполненная в «STATISTIKA», будет выглядеть следующим образом (см. рис.1, пример 3 из раздела «интерпретация корреляционного анализа»).

Гистограмма используется только для количественных переменных, когда значение признака представимо числом. Если этого сделать нельзя, можно использовать обычную столбиковую диаграмму

Анализ данных. Доказательство исследовательских гипотез

Типовые задачи, которые решают психологи при обработке эмпирического материала, следующие:

1. Сопоставление групп испытуемых по какому-либо признаку для выявления различий между ними по этому признаку.

2. Сопоставление того, что было “до” с тем, что стало “после” экспериментальных или “формирующих” воздействий.

3. Сопоставление эмпирического распределения значений признака с каким-либо теоретическим законом или с другим эмпирическим распределением, чтобы доказать неслучайность различия в распределениях.

4. Сопоставление двух признаков на одной выборке для установления степени согласованности их изменений, их сопряженность, корреляцию между ними.

5. Сопоставление индивидуальных значений, полученных при разных комбинациях условий, чтобы выявить характер взаимодействия этих условий и их влияние на индивидуальное значение признака.

Каждая из приведенных задач на этапе планирования требовала определенных условий проведения исследования, и также на этапе обработки данных требует определенных критериев доказательности. Прежде всего, вы должны ответить на следующие вопросы:

1. Какого качества моя выборка?

2. Какое обобщение в отношении результатов мне потребуется?

В соответствие с ответами вы будете выбирать математическую модель. Вообще-то эти проблемы уже должны были быть решены на этапе планирования исследования и проведения пилотажа. Но для студенческих работ такая дальновидность не характерна: вопросы математической обработки данных оставляются на самый конец работы над дипломом. Что касается пилотажа, да еще с обработкой, он представляет собой исключение, большую редкость в дипломах психологов.

Итак, если объем выборки:

n ≤ 30, то выборка малая,

30 < n ≤ 200, то выборка средняя,

n > 200, то выборка большая.

В психологических студенческих работах чаще встречаются выборки первая или вторая с n < 100.

По способу отбора выборка может быть случайной или неслучайной. Если она неслучайна, то укажите, использовались ли критерии отбора или данные собирались на конкретной естественной группе. В случае выполнения заказной работы эмпирика описывает ситуацию только в той группе, где материал собирался, и вопрос переноса результатов в отношении генеральной совокупности не стоит. В остальных случаях надо анализировать: насколько исследовательская выборка репрезентативна.

Необходимо также учесть тип проведенного исследования. В эксплораторном (пробном) исследовании (эксперименте), где впервые описывается что-либо новое, особо значима ошибка II рода, когда отвергается верная исследовательская гипотеза о существующих различиях. Ошибка I рода особо значима в конформаторном (уточняющем) исследовании, где результаты имеют практическое значение. Поэтому уровень значимости принятия решения о нуль-гипотезе понижается для второго случая, такие исследования проводятся также на малых выборках, и повышается для первого, для которого также большее значение имеет объем и качество выборки. Помимо этого, субъективная значимость ошибки ll рода значительно ниже.

Далее вы должны определиться с выбором критерия, прежде всего, каким он будет параметрическим или не параметрическим.

Параметрический критерий может применяться, когда эмпирические данные удовлетворяют следующим требованиям:

признак измерялся в интервальной шкале,

распределение признака является нормальным.

Этим условиям удовлетворяют стандартные тесты, в которых есть шкалы перевода «сырых» баллов в нормированные показатели (тесты MMPI, 16PF, тест тревожности Спилбергера, тест интеллекта Векслера и др.).

Если будет использоваться дисперсионный анализ, то к данным возникает еще одно требование: в ячейках комплекса должно быть равенство дисперсий.

Если данные не удовлетворяют условиям применимости параметрического критерия, то надо приготовиться к «ручному» счету одного из многих непараметрических, список которых приводится (см. табл. 6).

Ценность предлагаемых непараметрических критериев в том, что, во-первых, обрабатываемые выборки могут быть очень небольшими (например, 5 испытуемых), во-вторых, показатели могут измеряться в любых шкалах, начиная со шкалы наименований (возможна обработка своих методик, для которых не выполняются многие требования, предъявляемые к стандартным тестам, например, требование валидизации или стандартизации), в-третьих, критерии просты в применении.

Когда вы принимаете решение по исследовательской гипотезе необходимо опираться на правило – соглашение, принятое в психологической научной среде.

Правило принятия-отклонения гипотезы Н0.(эмпирическое правило для психологических исследований).

Если эмпирическое значение критерия равняется критическому при p 0,05 или превышает его, то Н0 отклоняется, но Н1 еще не принимается. Если эмпирическое значение критерия равняется критическому при p 0,01 или превышает его, то Н0 отклоняется и Н1 принимается.

Для критерия знаков G, критерия T Вилкоксона и критерия U Манна-Уитни устанавливаются обратные соотношения.

Таким образом, зона значений статистического критерия от 0,05 до 0,01 является зоной неопределенности в отношении выдвинутой гипотезы. В целом, большинство психологов-исследователей ориентируются на это правило, но практически исследователь может принимать достоверность различий и из зоны неопределенности или брать другой уровень значимости, например, p 0,02.

Чаще всего психологи используют ненаправленные гипотезы, при которых используется двусторонний критерий, но иногда возникает необходимость в изучении направления изменения признака (возрастании или убывании), тогда используется односторонний критерий – он менее строг, чем двусторонний. (!) Помните, что, если эмпирическое значение критерия как одностороннего соответствует значимости p 0,05, то для двустороннего — только p 0,10. Таким образом, после получения первичных статистик вы должны определить, какую задачу анализа данных вам надо решать, как будет формулироваться гипотеза Н0, какой критерий использовать.

Вновь обратимся к программе «STATISTIKA». С ее помощью можно вычислить t-критерий, если ваши данные удовлетворяют необходимым условиям. В разделе Basic statistics and Tables есть функция t-test for independent samples. Проверяется значимость различий в уровнях признака у двух различных групп (независимые случаи).

Аналогично t-test for dependent samples (зависимые случаи), когда замеры произведены на одной выборке. Пользоваться этим критерием удобно хотя бы потому, что уровень значимости можно задавать и менять по-своему усмотрению. Таблицы t-распределения встроены в программу.

Нахождение и интерпретация связей признаков

Поиск связей и закономерностей занимает особое место в психологическом исследовании. Редкое исследование обходится без подсчета корреляций. Здесь мы рассмотрим те задачи вычисления корреляций, которым не уделяется должного внимания в курсе «Математические методы в психологии». Необходимо помнить, что расчет коэффициентов корреляций двух признаков зависит, во-первых, от типа шкал, в которых измерены эти признаки, и, во-вторых, от объема выборки: для малых и больших выборок лучше использовать разные коэффициенты.

Тема 7. Отчет о проведенном исследовании(ОК-5)

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Различаются две основные формы представления результатов: квалификационная и научно-исследова-тельская. Работа первого вида – курсовая, дипломная, диссертация – служит для того, чтобы соискатель (студент, аспирант, докторант и др.), представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности, определенный инструкциями, положениями ВАК, ГАК, учеными советами. Вторая форма научного отчета может быть в виде устного изложения, публикации (статья, тезисы, монография) и компьютерная версия.

Оформляя отчет о проделанном исследовании нужно очень точно представлять уровень требований к содержательной и формальной стороне работы. Например, последней фразой в рецензиях на диплом или диссертацию служит следующее высказывание: «Работа соответствует уровню предъявляемых требований и заслуживает положительной (хорошей, отличной) оценки».

Стандарты выполнения квалификационной работы принимаются выпускающей кафедрой с учетом требований государственного стандарта и стандартов вуза. На кафедре психологии приняты и опубликованы стандарты для дипломной работы студентов-психологов ИрГТУ.

В отношении данных указаний хочется пожелать, чтобы они сослужили достойную службу студентам-психологам в их нелегких столкновениях с элементами “прикладной ” (к психологии) математики. Помните, что форма должна соответствовать содержанию, и если вы затратили время, силы (а иногда и средства) на планирование и исполнение исследования, и замысел работы был очень удачный (почти гениальный!), осталось совсем немного – представить достойно результаты своей работы.

Исследование в психологии неизбежно связано с людьми. Решение проводить то или иное исследование должно основываться на осознанном желании внести вклад в научное знание и способствовать благополучию Человека. Выбор направления, цели и средств исследования всегда связан с мировоззрением исследователя, с его культурным уровнем и этическими принципами. Но и само научное сообщество выработало систему принципов для формирования ответственного отношения исследователя к работе и защиты конфиденциальности испытуемых. Поскольку в систематизированном и полном виде данные принципы в учебной психологической литературе не опубликованы и не обсуждаются на учебных занятиях, они представлены в этом пособии.

Принципы опубликованы (American Phychological Association, 1973.)

1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследований.

Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.

2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.

3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.

4. Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления взаимоотношений.

5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время.

Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником.

Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.

6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.

7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять всевозможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.

8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий.

9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).

10. Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной.

Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.

 

 

Методические указания по выполнению заданий на лабораторных занятиях

 

Все лабораторные занятия проводятся с использованием интерактивных методов с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельных исследований: пониманию общего алгоритма проведения исследования, выработки умений взаимодействовать, предлагать и отстаивать свой подход к проблеме, выработки навыков научных психологических формулировок.

Все лабораторные работы проводятся по одному алгоритму:

1. Проверка конспекта соответствующих разделов

Конспектирование учебного пособия «Организация и проведение психологического эксперимента».

Конспекты по темам. Выделение основных понятий по теме курса. Создание опорного конспекта к теме из 2-5 основных положений по теме. Ответы на контрольные вопросы по теме.

2. Составление задач.

Данная работа относится к творческим заданиям. Студент должен сам придумать несколько вариантов упражнений по аналогии с упражнениями, разобранными в пособии.

— Предложить 2-3 исследовательских темы по «Социальной психологии» и «Психологии труда и организационной».

— Из списка тем для исследования выбрать одну и трансформировать эмпирическое исследование в психологический эксперимент, изменив гипотезу.

— Разработать план эксперимента, определив виды переменных.

3.Подготовка к тестированию по предложенным вопросам.

 

Лабораторная работа №1 «Проблема: выдвижение, описание, формулировка» (4 час.)

Цель: формирование навыка перехода от описания научной психологической проблемы как части объективной реальности на обыденном языке к строгим формулировкам с помощью понятийного аппарата.

Подготовка к занятию:

1. Прочитать в пособии раздел 1, параграфы 1.1. и 1.2

2. Найти современные определения предметов науки в различных психологических дисциплинах.

Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:

1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.

2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»

Требования к отчетным материалам:

По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги

 

Занятие 1. (Групповая дискуссия)

Методика проведения:

  1. Определение предметов науки в различных областях психологии:

Общая психология,

Социальная психология,

Психология развития,

Психология труда.

Клиническая психология.

  1. Составление банка проблем по каждой из отраслей. – «мозговой штурм»: индивидуальная работа, работа в мини-группах по3 человека, обсуждение в группе.
  2. Определение «триады» проблема – объект – предмет исследования.
  3. Домашнее задание на составление «триад» в различных комбинациях.

Пример:

Тема: «Самоактуализация как фактор, влияющий на представления супругов

о брачном партнёре в семьях, находящихся на стадиях «Дети

покидают дом и опустевшее гнездо» ».

Объект: самоактуализация личности.

Предмет: самоактуализация, влияющая на представления супругов о брачном партнёре в семьях, находящихся на стадиях «Дети покидают дом» и «Опустевшее гнездо».

 

Занятие 2. (Групповая дискуссия)

Методика проведения:

  1. Обсуждение домашних заданий с корректировкой и вариантами.
  2. Разбор задач из банка задач анализа.
  3. Формулировка новых тем исследования по домашним заготовкам – работа в группах по 3 человека. Защита тем каждой группой.
  4. Домашнее задание по определению собственной темы исследования с ее анализом.

Студент должен разобрать представленную ему тему психологического исследования, объяснив какова его концепция. Например:

Тема: «Особенности и коррекция негативных эмоциональных состояний у лиц с травмами позвоночника и спинного мозга».

Объект: негативные эмоциональные состояния.

Предмет: влияние индивидуальных психологических особенностей личности инвалида на проявление негативных эмоциональных состояний и возможности их коррекции.

Гипотеза: у лиц с травмами позвоночника и спинного мозга проявляются негативные эмоциональные состояния, которые взаимосвязаны с их индивидуально – психологическими особенностями, учёт данных особенностей определяет успех коррекции.

Домашнее задание: разработать несколько вариантов концепций исследования.

 

Лабораторная работа № 2 «Концепция исследования» (4 час.)

Цель: формирование навыка представления пошагового хода исследования от общей идеи до конкретного плана

Подготовка к занятию:

1. Прочитать в пособии раздел 1, параграфы 1.3., 1.4 и 1.5

2. Предложить свои варианты разработки двух-трех идей, рассмотренных на предыдущих занятиях

Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:

1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.

2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»: работа в командах по 5-6 человек, защита решений перед другой командой и критика ее решений.

3. Выбирается проблема для самостоятельного проектирования (возможный план выпускной работы)

Требования к отчетным материалам:

По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги

 

Занятие 1.

Методика проведения:

  1. Формулировка всевозможных гипотез по предложенным темам – «мозговой штурм».
  2. Обсуждение вариантов.
  3. Домашнее задание по формулировке гипотезы своего исследования и подбора методик.

Пример:

Тема: «Влияние перфекционистских тенденций академически успешного

студента на его «Я — концепцию» ».

Объект: перфекционистские тенденции на Я – концепцию академически

успешного студента.

Предмет: влияние перфекционистских тенденций на Я – концепцию

академически успешного студента.

Гипотеза: имеется различие в Я – концепции академически успешного

студента с разным уровнем и направленностью перфекционистских тенденций.

 

Занятие 2.

Методика проведения:

  1. Определение измеряемых признаков, операционализация переменных в соответствии с заявленной гипотезой.
  2. Работа в группах по 3 человека. Защита своего варианта.
  3. Домашнее задание: Подбор психодиагностических методик.

 

Пример:

Тема: «Влияние матери на становление гендерной идентичности девочки –

подростка».

Объект: гендерная идентичность.

Предмет: влияние матери на становление гендерной идентичности девочки –

подростка.

Гипотеза: матери, выступая в качестве эталона, оказывают значительное

влияние на формирование гендерной идентичности девочек –

подростков.

Методики: 1. «Опросник маскулинности — феминности» С. Бэм.

2. «Опросник гендерной идентичности Холла и Халбершата».

3. Методы статистической и математической обработки с

помощью U – критерия Манна – Уинти и интерпретации

эмпирического материала.

Лабораторная работа № 3 «Разработка программы: варианты, условия, трудности» (6 час.)

Цель: формирование навыка составления проекта научного психологического исследования

Подготовка к занятию:

1. Прочитать в пособии раздел 1, параграф 1.6. и раздел 2, параграфы 2.1. 2.2

2. Составить свой оригинальный проект исследования и подготовиться к его защите

Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:

1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.

2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»: решение задачи идет последовательно: индивидуально, в парах, в командах по 5-6 человек, полной группой.

3. Групповая дискуссия по обсуждению индивидуальных проектов.

Требования к отчетным материалам:

По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги

 

Занятие 1. Пилотажное исследование (4 час.)

Методика проведения:

  1. Обсуждение целей и задач пилотажа.
  2. Формулирование правдоподобных гипотез по своей теме.
  3. Определение измеряемых признаков.
  4. Возможный вариант батареи методик.
  5. Домашнее задание по сбору и обработке материала.

 

Занятие 2.

Методика проведения:

  1. Обсуждение результатов пилотажа.
  2. Домашнее задание на составление полной программы исследования.

 

Занятие 3.Планирование основного этапа (2 час.).

Методика проведения:

Обсуждение вариантов развития исследования в зависимости от:

  1. количества переменных и методик
  2. возраста и количества испытуемых,
  3. вида исследования клиническое, эмпирическое, экспериментальное,
  4. условий проведения,
  5. длительности сбора материала,
  6. сложности обработки эмпирических данных.

Лабораторная работа № 4 «ППП «СТАТИСТИКА» (3 час.)

Цель: формирование навыка работы с ППП «СТАТИСТИКА»

Подготовка к занятию:

1. Прочитать в пособии раздел 2, параграф 2.3

 

Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:

1. Занятие проходит в компьютерном классе

2. На примерах различных задач по обработке данных изучаются возможности программы

Требования к отчетным материалам:

По решенным задачам необходимо сделать психологическую интерпретацию результатов обработки.

Контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства для итоговой аттестации по дисциплине

Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в виде зачета в конце семестра.

Вопросы к зачету:

Нормативы научного знания и научного исследования, нормативная схема.

Общий алгоритм проведения психологического эксперимента (исследования).

Виды психологических исследования, организуемых в разных парадигмах и научных школах;

Метод и методика. Соотношение понятий.

Научная проблема и концепция исследования.

Гипотезы. Пути выдвижения психологических гипотез.

Концепция и парадигма психологического исследования.

Методология психологического исследования.

Сущность системного подхода в психологии.

Открытость системы принципов и категорий.

Особенности категориального анализа в психологической науке и психологическом исследовании.

Проблема исследования, программа исследования и отчет об исследовании.

Пилотажное исследование: цели и задачи пилотажа, особенности его проведения.

Характеристики основного этапа исследования (эксперимента).

Способы обработки эмпирических данных: подготовка данных к обработке, определение задач обработки, выбор критериев.

Способы интерпретации результатов.

Оформление отчета, виды отчетов. Дипломная работа психолога как научное исследование.

.

 

Рекомендуемое информационное обеспечение дисциплины

Основная учебная литература

Юркова М.Г. Организация и проведение психологического исследования: учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012 (ДСК-)

Дополнительная учебная и справочная литература.

Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологическое исследование: практика проведения. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013 г.

 

4.Электронные образовательные ресурсы:

1. Ресурсы ИрГТУ, доступные в библиотеке университета или в локальной сети университета:

 

Ресурсы сети Интернет

Ресурсы электронной библиотеки E-LIBRARY.ru

Рекомендуемые специализированные программные средства

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор) для демонстрации слайд-лекций (на отдельных занятиях).

Компьютерное оборудование (ПК, принтер) для проведения диагностических методик и проведения занятий, на которых предполагается работа с выходом в Интернет (на отдельных занятиях).

Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 030300 «Психология»

Программу составил:

Юркова Марина Григорьевна, доцент кафедры психологии

 

_________________________ “____”_________ 20__ г.

(подпись)