Генотип и среда в изменчивости психологических признаков

Тема: Генотип и среда в изменчивости психологических признаков.

Цели лекции:

обсудить неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности интерпретации получаемых результатов;

сформировать представления о современных психогенетических исследованиях интеллекта;

рассмотреть представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике, соотношение темперамента и характера и попытки его решения в русле психогенетических исследований;

сформировать представления о современных психогенетических исследованиях темперамента;

рассмотреть исследования экстраинтроверсиии нейротицизма и близких к ним характеристик у взрослых;

сформировать представления о психогенетических исследованиях движений.

План:

1.Концепция нормы и реакции и развитие.

2.Генотип средовые соотношения в изучении когнитивных функций.

3.Генотип средовые соотношения в изучении интеллекта.

4.Психогенетические исследования темперамента.

5.Психогенетические исследования движений.

6.Понятийный аппарат.

7.Литература.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... пед.ун-т».– Екатеринбург, 2010. – 192 с. •Стариченко, Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера [Текст] / Б. Е. Стариченко; Урал. гос. пед.ун-т. ... материала. Язык и стиль диссертации. •Характеристика основных видов представления результатов исследователя 7 Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ •Роль ИКТ в проведении ...

1.

Популяционный подход к оценке наследуемости особенностей поведения не позволяет описывать процессы взаимодействия генотипа и среды в индивидуальном развитии. Когда в результате психогенетических исследований, проведенных, скажем, на близнецах или на приемных детях, признак относят к наследуемому, это не значит, что он наследственно детерминирован в общепринятом смысле этого слова. На первый взгляд, звучит парадоксально. Мы знаем, что психогенетические исследования ведутся в основном на популяционном уровне. Когда на основании коррелирующего поведения у родственников популяционные генетики делают вывод о наследуемости признака, это не означает, что индивидуальное развитие данного поведения обусловлено исключительно генетическими причинами. Высокая наследуемость свидетельствует лишь о том, что разнообразие индивидов в популяции в значительной степени связано с генотипическими различиями между ними. Имеется в виду, что процент индивидов, обладающих данным признаком в популяции потомков, может быть предсказан, исходя из знаний о родительской популяции. Однако значение показателя наследуемости ничего не говорит о последовательности событий в индивидуальном развитии признака и о том, какой конечный фенотип будет результатом развития конкретного индивида. В этом

смысле признак с высокой оценкой наследуемости не является детерминированным генотипом, хотя такие интерпретации часто встречаются даже в публикациях специалистов. Это совсем разные вещи разделить

источники вариативности в популяции на генетические и средовые или искать генетические и средовые причины, лежащие в основе онтогенетического формирования конкретных фенотипов. О норме реакции в данном разделе следует поговорить особо. Во многих учебниках генетики, в школьном курсе биологии и других книгах часто под нормой реакции понимают пределы, которые генотип кладет формированию фенотипа. Такое понимание нормы реакции, на наш взгляд, менее продуктивно, чемто, которого придерживаемся мы в ходе изложения материала. Вспомним, что мы определили норму реакции как специфический характер реакции генотипа на изменения среды. Введение в определение нормы реакции понятия предела вполне объяснимо, поскольку в обычных стандартных условиях развития, действительно, генотипы ограничивают возможности развития фенотипов. Например, люди с хорошими генетическими задатками для развития

19 стр., 9186 слов

Музыка как средство эмоционального развития младших школьников ...

... результатам исследования. Объектом нашего исследования является процесс эмоционального развития младших школьников с гиперактивным поведением. Предметом исследования - музыка, музыкальная деятельность Практическая значимость ... лица, расширением зрачков и напряжением мышц, изменением кожно-гальванических реакций, усилением потоотделения, учащением частоты дыхания. Исследования ученых доказали, что ...

интеллекта при прочих равных всегда будут опережать людей с плохими задатками. Считается, что среда может сдвигать конечный результат развития, но в пределах диапазона, который генетически детерминирован. Но, в действительности, это ложная посылка, поскольку мы никогда не можем быть уверены, что признак достиг максимального развития, возможного для данного генотипа. Характер фенотипических проявлений генотипа не может быть протестирован для всех возможных сред, поскольку они неопределенно вариабельны(Т.Dobzhansky, 1955). В отношении человека мы не имеем возможности не только произвольно контролировать параметры среды, в которой происходит развитие, но часто, анализируя средовые влияния на признак, затрудняемся даже в выборе тех параметров, сведения о которых необходимо получить, особенно если речь идет о поведенческих характеристиках.

Современная психогенетика поставляет все больше данных о значительных возможностях среды, в частности, раннего опыта, в том числе эмбрионального,

влиять на активность генов и структурное и функциональное формирование нервной системы. Таким образом, если в традиционной среде создается иллюзия того, что существуют пределы для формирования фенотипа, то мы не можем быть уверены, что развитие, в процессе которого генотип будет подвергаться необычным, нетрадиционным воздействиям, не приведет к возникновению таких особенностей поведения, которые в обычных условиях при данном генотипе были бы невозможны. Таким образом, более правильно считать, что пределы фенотипа непознаваемы. Многие с интересом следят за публикациями о нетрадиционных методах воспитания младенцев, а некоторые родители испытывают их на своих детях. Ктотопытается вырастить музыканта, начиная с внутриутробного периода, когда мать, вынашивающая ребенка, с помощью нехитрых приспособлений

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде. Ясно, что это не особенно многообещающий метод, поскольку проявления интеллекта, как и различия в нем, весьма ... различна их природа, оказываются положительными при условии тестирования достаточно разнообразных сторон способностей испытуемых. В данное определение также укладывается то обстоятельство, что матрицы ...

обеспечивает своему плоду прослушивание музыкальных произведений или сама поет колыбельные еще не родившемуся ребенку. Ктоторожает в воде и затем плавает с новорожденным в ванне или бассейне. Ктотоувлекается динамической гимнастикой и закаливанием. Все чаще в роддомах младенца впервые минуты жизни не отлучают от матери, как это традиционно делалось раньше, а еще до

перерезания пуповины кладут к ней на живот, обеспечивая столь естественный контакт матери и новорожденного. Все эти«эксперименты« есть не что иное, как воздействие нетрадиционного(для данного периода развития общества) раннего опыта на плод и новорожденного, и эти воздействия не лишены смысла, поскольку интенсивно формирующаяся нервная система, от которой, в конечном счете, и будет зависеть наше поведение и все высшие психические функции, очень податлива к воздействиям именно в ранний период онтогенеза.

2.

Систематических исследований отдельных когнитивных функций внимания, памяти и т.д. – практически нет, хотя они поддаются гораздо более четкому, чем интеллект, определению и, соответственно, более адекватной диагностике. Реально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в различные тестовые батареи. Наименьший коэффициент наследуемости в изменчивости оценок дивергентного мышления способности человека генерировать новые идеи, альтернативные решения проблем и т.д., т.е. способности, близкой к понятию творческости, креативности. Максимальное влияние генотипа в вербальном субтесте способности к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и пространственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды достаточно велика. В работе Л.Кардона и Д.Фулкера бали объединены данные, полученные при лонгитюдном

4 стр., 1532 слов

Определение способностей. Структура общих способностей (по Н.С. Лейтесу).

...   Тема 4. Способности и интеллект в структуре индивидуальных свойств. История изучения проблемы способностей и интеллекта. Определение способностей. Структура общих способностей (по Н.С. Лейтесу). ... различия. Методология психофизиологических исследований интеллекта. Темперамент и характер. Способность в структуре индивидуальности. Способность и темперамент. Способность и одаренность. Талант и ...

прослеживании приемных и биологических сиблингов и при использовании метода близнецов. В данных отчетливо прослеживаются некоторые тенденции:

1)структура дисперии всех способностей подвержена возрастным изменениям, — разным для разных признаков. Например различия по памяти в3,4 и7 лет почти полностью определяются наследственностью, в9 лет индивидуальной средой;

2)наиболее стабильно обнаруживается генетическая обусловленность вербальных способностей;

3)в большинстве случаев средовые воздействия относятся к индивидуальной среде, большее влияние общей среды констатируется только трижды.

Михеев и Аверина показали большую наследственную обусловленность невербальной памяти по сравнению со словесно логической. В работе Авериной обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в воспроизведении.

Интересно снижение с возрастом генетического контроля в интегральной оценке мнемической функции: он констатирован только у младших школьников, в

среднем и старшем школьном возрасте изменчивость этого показателя формируется в основном под влиянием среды.

Исследование когнитивных стилей индивидуальных особенностей переработки информации, которые служат своеобразным связующим звеном

между личностными и когнитивными характеристиками в общей структуре индивидуальности. Наиболее изучена зависимость независимость от поля, т.е. когнитивный стиль, свидетельствующий о способности человека преодолевать контекст и, очевидно, являющийся одним из показателей психологической дифференцированности. Он связан с самыми разными личностными особенностями: автономностью, критичностью, социальной независимостью и т.д.

21 стр., 10494 слов

Дети-близнецы, их психологические особенности

... диагностики зиготности (Равич-Щербо И.В.) [4]. Чтобы различать монозиготных и дизиготных близнецов, в 1924 году Г.Сименс разработал «метод сходства» для выявления того или иного типа близнецовости, он ... делится на две части. Это явление приводит к рождению так называемых монозиготных близнецов. Так как монозиготные близнецы происходят из одной зиготы, то они имеют одинаковый генетический набор, что ...

В средовом компоненте доминирует индивидуальная среда. В целом результаты анализа говорят о том, что в общих когнитивных способностях генетические влияния обнаруживаются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за50% из вариативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких пределах– 0,4 – 0,8. Это означает: от40%до80% различий между людьми по этому признаку объясняются различиями между ними по их наследственности.

3.

Подавляющее большинство исследований в психогенетике посвящено межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от возраста испытуемых, различными тестами. Однако как объект генетического исследования интеллект чрезвычайна неудобен, прежде всегоиззаотсутствия четкого, принятого если не всеми, то хотя бы большинством исследователей определения этого понятия.

Два основных подхода к оценке структуры интеллекта, а через нее и к

содержанию самого понятия интеллект связаны с именами К. Спирмена и Л. Терстона. Согласно данному подходу, существует некоторый общий фактор, определяющий успешное решение отдельных тестовых задач фактор общего интеллекта(«g»). В каждом когнитивном тесте, согласно К.Спирмену, присутствует специфичный только для него частный фактор«s» (двухфакторная теория интеллекта). Л.Терстон же утверждал обратное: интеллект есть сумма нескольких независимых способностей. Согласно этой концепции, описание индивидуального интеллекта профиль, а не единственная оценка встолькотобалловIQ.

М.А.Холодная предлагает принципиально новое определение интеллекта: «интеллект это форма организации индивидуального ментального(умственного) опыта», а индивидуальные оценки его следует искать в особенностях индивидуального умозрения(в том, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее).

8 стр., 3604 слов

Близнецы и близнецовый метод

... влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов. С помощью этого ... 1а и 1б (близнец 1 и близнец 2) показаны параметры, которые регистрируются в исследовании, - например, показатели интеллекта первого и второго близнеца. Стрелками показаны пути от ...

В словаре 1996г. интеллект– 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. 3) способность к решению проблем без проб и ошибок, «в уме».

Понятие интеллект как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Общее в этих определениях одно: понимание интеллекта как совокупности всех когнитивных способностей. Учитывая, что в психогенетике используются психометрические процедуры, поскольку именно они позволяют получить континуум индивидуальных оценок(тесты Векслера, СтенфордБине, Бейли и т.д.

в зависимости от возраста), все выводы касаются только того интеллекта, который диагностируется этим инструментарием. Т.е. интерпретация данных,

получаемых при изучении изменчивости оценок интеллекта прямо зависит от интерпретации той латентной переменой, на диагностику которой направлена используемая методика. Учитывая, что любой метод психогенетики, как и вообще

любой исследовательский метод, имеет свои ограничения, наиболее убедительные сведения мы можем добыть, объединяя и сопоставляя результаты, полученные разными методами.

Одним из наиболее надежных экспериментальных приемов психогенетики является исследование разлученных монозиготных близнецов, поскольку в этом случае исследователь имеет близкую к критическому эксперименту ситуацию: два человека с идентичной наследственностью воспитаны в разных условиях, и, следовательно, обнаруживаемое между ними сходство не может быть объяснено общей средой. Сводка результатов по разлученным монозиготным близнецам приведена в работе Т.Бушара. Всего было проведено5 исследований, они охватывают от112 до45 пар разлученных монозиготных близнецов. Интеллект диагностировался разнообразными тестамиIQ. Однако в данных исследованиях возникают два взаимосвязанных вопроса: 1)что реально означает разлучение близнецов вообще, 2) насколько различными были средовые условия, релевантные исследуемой психологической черте.

7 стр., 3334 слов

Интеллект и мотивация достижений психогенетический аспект — Воробьева Е.В

... Бумсма данных может быть сделан общий вывод о большем сходстве интеллекта у монозиготных (МЗ) по сравнению с дизиготными (ДЗ) и об ... же закономерность наблюдалась в случае наличия у них высоких способностей. Но и для девочек, и для мальчиков наблюдалась интересная ... Младшая возрастная группа включала: 54 пары МЗ близнецов, 73 пары ДЗ близнецов, 18 одиноких близнецов и 109 сиблингов (всего 171 мужчин ...

В 1974г работа Л.Кэмина«Наука и политикаIQ» вызвала длительную дискуссию. Обсуждаются и детали статистических процедур, и реальный уровень разлученности, возрастные и половые различия выборок и т.д. при этом некоторые

различия в оценках внутрипарного сходства разлученных монозиготных близнецов констатируются, но сходство никогда не снижается до уровня корреляций, получаемых, например, в парах, объединенных общей средой, но не имеющих общих генов. В группе монозиготных близнецов оценивающих степень своей разлученности как высокую, Т.Бушар получил средние оценкиIQ, соответствующие общей близнецовой популяции. Стандартные отклонения на уровне нормативной популяции, а внутриклассовую корреляцию, говорящую о сходстве интеллекта у близнецов каждой пары, = 0,76. практически то же сходство, которое констатируется во всех исследованиях разлученных

монозиготных близнецов и совпадает с усредненным по этим работам коэффициентом корреляции. Поэтому такого рода анализ не опровергает

утверждений о наличии генетического компонента в изменчивости оценок интеллекта, но он очень информативен, т.к. показывает, насколько важно знать, что реально означает разлучение близнецов. Вместе с тем часто констатируется даже большее сходство разлученных близнецов, чем выросших вместе, во всяком случае, по личностным чертам. Объяснение этому обычно находят в особенностях взаимодействия в близнецовой диаде, например, ролевые отношения могут снижать сходство по эмоциональности. Все исследования разлученных монозиготных близнецов, каждое из которых, естественно, имеет те или иные источники искажения, дает удивительно однотипные результаты: сходство разлученных монозиготных близнецов по интеллекту всегда достаточно высоко.

12 стр., 5555 слов

Особенности проявления темперамента у детей дошкольного возраста

... темперамента (В.С. Мерлин). Объект исследования — типы темперамента детей дошкольного возраста. Предмет исследования - проявления темперамента у детей дошкольного возраста. Цель исследования - исследование проявления темперамента у детей ... условиям. Значение силы нервных процессов видно, когда в окружающей среде появляются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы. Когда возникает ...

Второй критический эксперимент может быть реализован методом приемных детей. Задачи, которые могут быть решены с помощью этого метода: выяснение

дифференцированных влияний семейной среды на интеллектуальное развитие членов семьи, наличие материала для суждений о взаимодействии генотипа и среды в вариативности психологических признаков у человека. Фенотипическое значение признака в данном случае баллыIQ – зависит от взаимодействия

данных генотипов сданной средой. Модель метода приемных детей позволяет понять самые разные варианты такого взаимодействия: особенностей самого ребенка со средой; индивидуальности его биологических родителей с той же средой; возрастную динамику этих взаимодействий и т.д. Выясняются многие конкретные факторы, опосредующие и формирование индивидуального интеллекта, и его стабильность, и сходство поIQ родителей и детей.

Таким образом, межиндивидуальная вариативность оценок общего интеллекта в значительной мере определяется генетической вариативностью. Т.е. различия между людьми по балламIQ есть результат не только обучения и воспитания, но и различий в их наследственности. Это не означает, что среда не играет существеннейшей роли: реализация индивидуальной нормы реакции будет разной в разной среде; причем, повидимому, в изменчивости интеллекта большую роль играет индивидуальная, а не общесемейная среда.

Исследование вербального и невербального интеллекта. Следующим шагом в анализе интеллектуальных способностей стала попытка выяснить, нет ли закономерной динамикигенотипсредовыхсоотношений в изменчивости оценок, получаемых по отдельным субтестам. Естественной гипотезой было предположение о том, что невербальные, т.е. «свободные от влияния культуры», характеристики окажутся под большим влиянием факторов генотипа, чем вербальные. Обобщения некоторых работ показали, что устойчивых закономерностей здесь нет. В четырех работах одна и та же когнитивная способность(вербальная, пространственная и т.д.) могла занимать совсем разные ранговые места по выраженности генотипических влияния от первого до четвертого места. Измерения первичных способностей по Л.Терстону: вербальных, пространственных, числовых. Отмечается, что относительно большие различия во внутрипарном сходстве монозиготных и дизиготных близнецов(и следовательно, больший коэффициент наследуемости) обнаруживают группа пространственных тестов, словарный запас и рассуждение. Большая генетическая обусловленность вербальных тестов факт повторяющийся в разных работах. В шведском исследовании, охватившем большие группы монозиготных(269 пар) и дизиготных(532 пар) близнецов, результаты те же: наследуемость вербального интеллекта0,34; невербального– 0, 22. вариативность вербальных способностей обнаруживает большую зависимость от факторов генотипа. Невербальные способности более чувствительны к влияниям среды.

К настоящему времени имеется значительное число работ, посвященных

изучению соотносительной роли генотипа и среды в межиндивидуальной вариабельности интеллектуальных способностей. Соотносительную роль

наследственности и среды в формировании высших психических функций целесообразно определять на разных этапах онтогенеза. Это связано с тем, что

умственное развитие ребенка как результат созревания органических основ психики, формированияфункциональномозговыхсистем претерпевает в ходе онтогенеза качественные изменения. В основе онтогенетического подхода лежат принципы современной эволюционной генетики, рассматривающей генетическую

организацию динамически в процессе взаимодействия организма с внешней средой. В то же время онтогенетический аспект недостаточно отражен в работах,

посвященных этой теме. Изучение соотносительной роли наследственности и

среды в изменчивости отдельных сторон интеллектуальной деятельности показало, что каждый из изучаемых его параметров характеризуется определенными, только ему присущими величинами компонент фенотипической дисперсии генетическими и средовыми. Эти данные соответствуют положению современной психологии, рассматривающей тот или иной вид познавательной деятельности как целостный акт, реализующийся средствами функциональной системы. В исследованиях А.Р. Лурия(1962) отмечается, что у детей с возрастом возрастает роль среды в формировании опосредованных приемов запоминания,

тогда как в отношении элементарных форм памяти и показателей интеллектуальной деятельности данная тенденция не проявлялась. В группе

старших подростков отмечается уменьшение роли генетической компоненты и увеличение удельного вклада среды в изменчивость большинства параметров интеллекта. Установлено, что интеллектуальное поведение становится более гибким по отношению к факторам внешней среды, достигая при этом более высокого адаптационного уровня. В исследовании С.Б. Малых(2000), проводимом с близнецами в возрасте от7 до16 лет, было установлено, что их деятельность

имеет более низкий уровень интеллектуального развития по сравнению с одиночнорожденными. Снижение интеллектуального развития близнецов касается не всего интеллекта в целом, а, главным образом, вербальных сторон его деятельности. Преимущественное отставание вербальных интеллектуальных функций тесно связанно с развитием второй сигнальной системы. Отставание вербальных показателей интеллекта наблюдается как у монозиготных близнецов, так и у дизиготных близнецов. Полученные С.Б. Малых результаты сравнения

уровня интеллектуального развития близнецов и одиночно рожденных в семьях с разным социальным уровнем родителей указывают на компенсаторные возможности интеллектуальной деятельности близнецов. В обеих группах детей

выявляется положительное влияние образования родителей на уровень интеллектуальных показателей. Представленные данные указывают на важность интеллектуальной среды для воспитания и обучениядетейблизнецовв целях коррекции отставания их умственного развития(Н.С. Кантонистова, 1980). Анализ фенотипических и генетических корреляций показывает что, несмотря на разную возрастную динамику генетической обусловленности, показатели интеллекта и степени сформированности действий нагляднооразного мышления в6 и7 лет

отражают в значительной мере общий фактор, свидетельствующий об уровне умственного развития ребенка. Изменение межвозрастных связей между

показателем нагляднооразного мышления и суммарными баллами интеллекта в последующие годы может быть связано, по нашему предположению, с тем, что меняется содержанием показателянагляднообразногомышления от6 к7 годам(в той степени, в которой меняется рольнагляднообразногомышления, вопервых, с возрастом, вовторых, при переходе к высоковербализованному, то есть стимулирующемувербальнологическоемышление, обучению). Теория Л.Терстона была предложена1938 году. Она рассматривала интелект как сумму нескольких независимых способностей.

«Первичные умственные способности»:

Пространственные

Перцептивные

Вербальные

Вычислительные

Мнемические

Беглость речи

Логичность рассуждений

Описание интеллекта по этой теории представляет собой профиль IQ.

Корреляции отдельных когнитивных характеристик:

Вербальная понятливость – 0,38

Математические – 0,38

Пространственное представление – 0,46

Память – 0,32

Логическое рассуждение – 0,48

Беглость речи – 0,3

Дивергентное мышление – 0,22

Точность – 0,46

Успешность в усвоении языка – 0,46

Успешность в усвоении социальными дисциплинами – 0,48

Успешность в усвоении естественными дисциплинами – 0,3

Объединение данных, полученных на группах родственников разных степеней родства, и использование адекватных такой экспериментальной схеме методовгенетикоматематическогоанализа дает возможность получить более

надежные и дифференцированные оценки генетического и средового компонентов в изменчивости оценок интеллекта. В целом результаты такого анализа говорят о том, что в общих когнитивных способностях генетические влияния обнаруживаются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за50% их вариативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких пределах 0,4-0,8. Это означает: от40 до80% различий между людьми по этому признаку объясняется различиями между ними по их наследственности. Отдельные когнитивные способности исследованы несравненно менее систематично, поэтому и выводы менее надежны. Среди субтестовIQ надежно выделить более и менее зависящие от факторов генотипа пока не удалось, хотя намечается парадоксальная

тенденция к большей наследуемости вербального интеллекта по сравнению с невербальным и, повидимому, наиболее отчетливо генетические влияния обнаруживаются в пространственных способностях. Психогенетические

исследования не ограничиваются выделением генетического компонента в вариативности психологического признака. Не меньше внимания современная психогенетика уделяет и средовой составляющей. Показано, что общесемейная среда, т.е. те параметры среды, которые варьируют от семьи к семье, но одинаковы. Для членов каждой семьи и потому повышают их сходство между собой, объясняет10—40% межиндивидуальной вариативности по общему интеллекту. Помимо общесемейной и индивидуальной среды выделяется среда, специфичная для разных вариантов внутрисемейных диад, при чем ее влияние на когнитивные способности различно в разных диадах. Общая тенденция такова:

близнецовая среда > сиблинговая> родительскодетская> двоюродных родственников; эти типы сред объясняют, соответственно, 35, 22, 20, 11% дисперсии. При этом влияние общесемейной среды падает к подростковому возрасту и практически исчезает у взрослых. Важно иметь в виду, что, как уже говорилось, речь идет о математическом выражении той доли межиндивидуальной вариативности, за которую ответствен данный тип средовых воздействий. Конкретное же психологическое содержание каждого средового компонента дело специальных, скорее же собственно психологических исследований. Однако значимость сравнительных оценок средовых компонентов(которые можно получить только в психогенетическом исследовании) трудно переоценить: именно они должны указать психологу, где надо искать релевантные исследуемой черте средовые переменные(например, в особенностях общей или индивидуальной среды). В этом один из продуктивных аспектов взаимодействия двух наук.

4.

Исследования темперамента с позиции генотипсредовыхсоотношений делятся на два этапа:

в первые три десятилетия XX века основное внимание уделялось отдельным компонентам темперамента;

затем на передний план выступила генетика его типов (индивидуальный темп, настроение, эмоциональная возбудимость и др.).

Внастоящее время исследователи вновь обращаются к отдельным его составляющим, но уже с учетом новых взглядов. Темперамент обусловливает скорость и формы развития регуляции поведения в онтогенезе, являясь в значительной мере генетически обусловленным(В.М. Русалов, 1997; R. Р1оmin, J. DeFries, D. Fulker, 1988; М.К. Rothbart, 1989; А. Thomas, S. Chess, 1977, 1989; R.S. Wilson, А.Р. Маtheny, 1986). Согласно результатам большинства психогенетических исследований, показатели наследуемости для черт темперамента колеблются от30 до60%, причем особенности темперамента, так же как и другие психологические свойства, зависят от суммарного влияния или взаимодействия многих генов. Результаты, полученные в лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, свидетельствуют о зависимости

механизмов детерминации психологических и психофизиологических признаков от их психологической структуры (Т.А. Пантелеева, 1978; Б.И. Кочубей, 1988;

С.Б.Малых, 1986, 1988;Т.М.Марютина, 1988;С.Д.Пьянкова, 1991, 1993;Н.М.

Зырянова, 1992;М.С.Егорова, 1993).

Ктемпераменту традиционно относят формально динамические характеристики поведения человека, характеристики индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, т.е. они не характеризуют содержательную сторону психики(хотя, опосредованно влияют на нее). Концепции темперамента весьма разнообразны.

Для психогенетического исследования существенны несколько моментов:

1)в разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным, поскольку некоторые особенности поведения, характерные для маленьких детей(например регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и т.п.), либо отсутствуют, либо имеют совсем иной смысл в более старших возрастах;

2)методы диагностики динамических характеристик вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую, чем например тестыIQ,статистическую надежность и часто дают разные результаты;

3)существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера.

Хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных случаях определяться не только чертами темперамента, но и, например высокой мотивированностью к данной деятельности, т.е. собственно личностной чертой. Наследственно заданные свойства принадлежат индивидному уровню, объединяющему сложившиеся в эволюции и в индивидуальном развитии биологические, — в частности, кодированные в геноме, — характеристики индивидуальности. Наследуемость один из критериев, обязательный для отнесения той или иной психологической черты к темпераменту.

Исследование генотип-средовыхсоотношений в изменчивости компонентов темперамента у детей первых лет жизни.

В исследовании М.Риза, проведенном на45-47 парах монозиготных близнецов, 38-39 однополых парах и70-82 парах разнополых дизиготных близнецов первых дней жизни(3,7 дня), у тех и других получены одинаково низкие внутрипарные корреляции по четырем чертам темперамента(возбудимость, способность успокаиваться и др.) и по характеристикам активности во сне и бодрствовании. Главной причиной этого являются пренатальные условия и особенности родов. В

этом возрасте гены не являются основным источником индивидуальных различий по темпераменту. В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четырех исследованиях, проведенных с близнецами10 возрастов от3 до12

месяцев только в одном случае сходство в парах дизиготных близнецов оказалось выше, чем монозиготных близнецов. В остальных9 возрастных группах корреляции монозиготных близнецов выше, чем дизиготных близнецов. Генетические влияния уже вполне отчетливы. Это подтверждается и методом приемных детей. Уже начиная примерно с9 месяцев жизни проявляется

генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик поведения ребенка, т.е. темперамента. По данным, полученным вНьюЙоркскомлонгитюдном исследовании был выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни. Трудный

темперамент детства имеет проекцию в приспособленность взрослого человека к разным сферам деятельности обучения, социальной, семейной и т.д.

Генотип и среда в изменчивости психологических признаков — Стр 2

соответствующие корреляции с первым и вторым годами жизни нулевые, но с трудным темпераментом в3 года трудности взрослого уже имеют корреляцию. Чем выше оценки трудного темперамента в детстве, т.е. чем он труднее, тем ниже приспособленность взрослого. По данным близнецового исследования из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в6 лет три имеют высокую генетическую составляющую(слабая реакция, высокая интенсивность реакций, низкая регулярность), один плохая адаптивность определяется в основном общесемейной средой, и еще один негативное настроение индивидуальной средой. Правда, в двух последних признаках влияния наследственности тоже констатируются.

Исследования черт темперамента у взрослых.

В подавляющем большинстве работ используются схема и методики Г.Айзенка. оцениваетсяэкстраинтроверсияи нейротицизм или близкие к ним свойства: социабельность, активность и т.д. меньше исследован психотицизм(характеризует агрессивность, холодность, эгоцентричность, отсутствие эмпатии и т.п.). Психогенетические исследования, суммированные Пломиным с соавторами, показали отчетливое, хотя и не очень высокое влияние наследственности. Коэффициент наследуемости по экстраверсии выше, по нейротизму примерно тот же, что свидетельствует о хорошей воспроизводимости результатов. В некоторых работах получено очень низкое сходство дизиготных близнецов более чем вдвое ниже сходства монозиготных близнецов, что говорит, повидимому, о неаддитивном типе наследования. Обобщенные оценки наследуемости, полученные объединением различных близнецовых работ, дают около40% генетической вариативности для экстраверсии и около30% — для нейротизма. Согласованность результатов исследований нейротицизма ниже, чем в данных по экстраверсии. Причиной могут быть и различия в разных версиях этой шкалы(что неизбежно при адаптации методики к разным популяциям), и большая

межпопуляционная вариативность по эмоциональности в сравнении с экстраверсией и т.д. Метод приемных детей дал в разных работах различающиеся результаты. Корреляции детей по экстраверсии и нейротицизму и с биологическими родителями, и с усыновителями невысоки. Правда, в

большинстве случаев сходство с биологическими родителями все же немного выше, чем с усыновителями. Суммируя эти данные Лоэлин приходит к выводу о том, что гены ответственны за35-39% вариативности оценок экстраверсии; от1 до19% дисперсии определяется общей средой, 46-63% индивидуальной средой, генотип средовыми взаимодействиями и ошибкой измерения. Некоторую роль(4%) играет специфическая среда монозиготных близнецов.

По психотицизму картина чуть иная. Самый высокий коэффициент наследуемости ниже, чем в двух предыдущих чертах. По данным австралийского близнецового исследования, генетические факторы определяют36-50% дисперсии оценок психотицизма. 20-40% зависят от индивидуальной среды и24-30% от ошибки измерения. Столь же широки различия и в оценках средовых влияний для всех трех черт. Вероятные влияния среды на результаты генетических исследований темперамента проанализированы Егоровой и Семеновым. Обнаружили

отчетливую зависимость оценок внутрипарного сходства по эмоциональному

статусу от распределения ролей в паре: наличие лидера и ведомого снижало внутрипарное сходство и по самооценке, и по экспертным оценкам второго близнеца и матери. Такая же картина получена и по показателям нейротицизма. Однако для экстраверсии внутрипарные отношения оказались несущественными, в обоих типах пар монозиготных близнецов более похожи, чем дизиготных близнецов.

Многие динамические характеристики поведения человека формируются под большим или меньшим влиянием факторов наследственности, причем это влияние обнаруживается уже на первом году жизни. Относительно же генетических влияний на экстраверсию и нейротицизм можно сделать два вывода:

1)обе черты обнаруживают умеренную наследуемость, причем в экстраверсии ее влияние, очевидно, несколько выше, чем в нейротицизме;

2)классический близнецовый метод дает более высокие оценки наследуемости, чем семейный и метод приемных детей.

Это расхождение может быть отчасти следствием неаддитивного генетического компонента, особенно в вариативности оценок экстраверсии.

Существенную роль могут играть и специфические особенности диадических взаимодействий в парах близнецов и сиблингов, однако они оказывают, по видимому, разное влияние на разные характеристики индивидуальности.

Психогенетические исследования экстраверсииинтроверсиии невротизма обращают нас к исследованию Г. Айзенка. Автор делает вывод, что лежащие в их основе соотношения возбуждения и торможения врожденны. И, прежде чем проявиться в особенностях поведения, они вступают во взаимодействие с влияниями внешней среды(Г. Айзенк, 1995). Я. Стреляу предполагает, что такая фундаментальная черта темперамента, как активность, развивается под влиянием общества и образования. Уровень активности индивида может не соответствовать биологически заложенному уровню реактивности, поэтому в крайних случаях наблюдаются нарушения адаптации(J. Strelau, 1989). В существующих теориях темперамента многие авторы отмечают характеристики, которые можно отнести к функциям регуляции поведения. Так, А. Томас и С. Чесс выделяют в темпераменте адаптацию к новому опыту, настойчивость при противодействии, успокаиваемость, интенсивность эмоциональных реакций. По мнению М. Ротбарт, одной из основных темпераментальных черт является самоконтроль, включающий такие характеристики, как способность к саморегуляции, внимание, приближение/избегание, самостимуляция/успокоение, социальная коммуникация. Темперамент моделирует процессы эмоциональной регуляции, проявление когнитивных возможностей, адаптацию к социальной среде. Это один из важных факторов, влияющих на формирование регуляции поведения, характер и стратегии взаимодействия ребенка с миром. Тезис о взаимосвязи эмоциональной,

когнитивной регуляции и контроля действий находит подтверждение в исследованиях самой различной теоретической направленности. Данные анализа

средовых и наследственных влияний в исследованиях позволяют сделать вывод о наличии генотипического контроля в изменчивости показателей экстраверсии интроверсии и невротизма. В одних указывается на вклад доминантной, в другой

аддитивной генетических составляющих в общую вариативность показателей

экстраверсии и невротизма. Применение разных методов диагностики дает противоречивые результаты.

Проведенный анализ исследования темперамента у детей позволяет предположить вклад генотипа в межиндивидуальную вариативность ряда характеристик. К их числу относятся, прежде всего, особенности, связанные с двумя поведенческими диспозициями эмоциональностью и активностью. Есть некоторые более частные характеристики, например, пугливость, склонность к переживанию некоторых страхов, адаптивность и ряд других, относительно которых также можно предположить, что их вариативность в значительной мере связана с генотипом. Ряд авторов изучали влияние наследственных факторов на склонность к агрессии, наблюдаемую в рамках различных расстройств детского и подросткового возраста, которые связаны с антисоциальными и деструктивными проявлениями. При этом исследователи опирались, как правило, на родительские оценки поведения детей. С помощью близнецового метода и метода приемных детей было установлено, что на склонность к агрессивным антисоциальным поступкам влияют как генетические особенности, так игенотипсредовыевзаимодействия. Последние отражают различную реакцию генотипов на разные условия среды. Антисоциальное поведение без агрессии и жестокости оказалось связано со средовыми факторами, в частности, с проблемами в семьях приемных родителей. Психогенетические данные убедительно свидетельствуют о том, что

генетические особенности вносят существенный вклад в межиндивидуальные различия агрессивности. Следует подчеркнуть, что на разных этапах развития и в различных группах лиц сложную иерархическую систем индивидуально психологических и ситуационных факторов, определяющих вероятность агрессивных действий, включены различные биологические(в том числе генетические) и психологические процессы. Кроме того, средовые факторы объясняют не менее половины межиндивидуальных различий по агрессивности.

Влияние разнообразных средовых воздействий на формирование регуляции поведения у детей исследовано достаточно подробно. Так, показано, что социальное взаимодействие между ребенком и близкими взрослыми, прежде всего с матерью, выступает одним из важнейших регуляторов, формирующих его поведение. Вклад наследственных факторов в индивидуальные различия

личностных характеристик составляет от трети до половины всей их вариативности. Влияние общей среды на формирование свойств личности оказывается, как правило, небольшим, тогда как неспецифическая(различающаяся) среда определяет не менее половины вариативности свойств личности. Исследование личностных характеристик в психогенетическом аспекте сопряжено с рядом трудностей методического плана. Большое разнообразие

существующих моделей личности привело к созданию огромного количества психометрических методов. Соотношение роли наследственности и среды по личностным характеристикам часто исследуется с помощью опросников. Одним

из наиболее распространенных методов диагностики личности является шестнадцатифакторныйопросник Кэттелла. В исследованиях, проводимых Дж. Фуллер(1978) и У. Томпсон(1978), суммируются результаты работ, в которых применялся опросник Кэттелла и отмечается противоречивость, затрудняющая их

интерпретацию. Показатели наследуемости лишь по немногим личностным характеристикам достигают уровня значимости. Н. Педерсон предприняла анализ

возрастных особенностей генетической детерминации личностных свойств на основе метода поперечных срезов, из которого следуют выводы: свойства

нейротизма и экстраверсии характеризуются генетической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза; показатели наследуемости имеют тенденцию к снижению с увеличением возраста(особенности нейротизма). В последнее

десятилетие проводится все большее количество исследований с использованием пятифакторной модели личности (R.Т. Сostа, Мс Сraу, 1988). Результаты исследования: генетическая компонента варьируется для разных шкал от0,22 — 0,46; общесемейные компоненты 0,0-0,11; оставшиеся44-45% дисперсии обусловлены комбинацией факторов«случайной среды» и особенностями измерений. Индивидуальные особенности социального поведения: экстраверсия и интроверсия, склонность к доминированию, общительность, интересы, профессиональное призвание, также рассматриваются психологией личности с психогенетической точки зрения. Так, по результатам психогенетических исследований, влияние наследственности в тенденциях к доминированию не выявлено, вероятно, иззавмешательства фактора«распределения социальных ролей».

В работах, анализирующих результаты психогенетических исследований когнитивных функций и личностных характеристик, иногда отмечается целесообразность изучения более простых признаков, к которым чаще всего относят сенсорные пороги и скорость двигательных реакций. Простые признаки более удобный и перспективный объект генетического исследования. Двигательные функции позволяют достаточно точно задавать, менять, контролировать условия их реализации. Контур их регуляции достаточно хорошо изучен, поэтому экспериментатор может избирательно влиять на те или иные звенья функциональной системы. Помимо самой двигательной сферы(включающей и такие специфически человеческие формы, как речевые движения и письмо), с помощью двигательных реакций тестируются и изучаются особенности темперамента, сенсорные функции, психофизиологические и интеллектуальные характеристики и т.д. Именно изучение движений как средства активного взаимодействия со средой привело Н.А. Бернштейна еще в40-хгодах к созданию физиологии активности новой и очень продуктивной области, тесно смыкающейся с психологией. Некоторые авторы даже включают движение как обязательный компонент в определение термина«поведение».

Индивидуальные характеристики двигательных реакций коррелируют с психометрическими оценками интеллекта. Эта связь выше, если измеряется время реакции выбора, а не простой двигательной. И с увеличением числа альтернатив корреляция увеличивается(наиболее отчетливо у лиц с низкимIQ). Вместе с тем«простоту» двигательных актов не надо преувеличивать. Даже простейший из них предполагает постановку цели движениямодели потребного будущего» — по Н.А. Бернштейну, «акцептора результатов действия» — по П.К.Анохину),

формирование и реализацию адекватной задаче моторной программы подвижного функционального органа» — по А.А. Ухтомскому), обратную связь

оценку и коррекцию результата движения. В лабораторном эксперименте к этому добавляются восприятие и запоминание инструкции, принятие решения об осуществлении или, наоборот, торможении реакции и т.д. Наконец, необходимо различатьдвижениереакциюидвижениеакцию, «живое движение», т.е. не ответ на внешнее раздражение, а решение некоторой задачи. Функциональная структура двигательного действия в этих случаях может сильно различаться.

Иначе говоря, движение это тожепризнаксобытие», хотя и легче верифицируемый, чем, например, интеллект.

Двигательные реакции имеют несколько особенностей, важных для психогенетического исследования:

отчетливо фиксируемая тренируемость и, как следствие этого, возможность реализации одного и того же движения на разных уровнях регуляции осознанной(произвольной) и автоматизированной; разное нейрофизиологическое обеспечение движения, поэтому исследователь

поучает уникальную возможность оценить генотипсредовыесоотношения в изменчивости признака(движения), остающегося фенотипически одним и тем же, но меняющего свои внутренние психологические и физиологические механизмы. По гипотезе А.Р. Лурия, базировавшейся на концепции психического развития Л.С. Выготского, подобный феномен должен существовать и в онтогенезе: с переходом от элементарных, «натуральных» форм функций к высшим социально опосредствованным, роль генотипа должна снижаться. Некоторые правда, очень немногие, подтверждения тому есть; однако

структурная и функциональная сложность высших психических функций чрезвычайно затрудняет разработку этой гипотезы. Возможность исследовать ее в ситуации лабораторного эксперимента с использованием двигательных реакций, позволяющих более строго контролировать необходимые переменные, представляется более перспективной. Таким образом, движения человека

важный для познания индивидуальности и продуктивный для психогенетического исследования признак. Еще Ф. Гальтон в работе«Наследственность таланта» отметил передачу в семьях успехов в гребном спорте и борьбе, т.е. наследуемость

двигательных качеств человека обсуждалась в хронологически первом же психогенетическом исследовании, движения не стали в психогенетике объектом систематического изучения. Для того чтобы хотькактоупорядочить имеющийся в данной области материал, С.Б. Малыхом предложенна классификация исследований в отношении поведенческих признаков:

1.Сложные поведенческие навыки ходьба, почерк, спортивные навыки, мимика и пантомимика.

Возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, определяется и генетическими, и средовыми факторами, причем влияния среды, повидимому, имеют несколько большее значение. Могут сказываться неблагоприятные обстоятельства внутриутробного развития.

Спортивная деятельность ее успешность зависит от очень многих факторов

морфологических, физиологических, психологических, причем значимость каждого из них различна в разных видах спорта. Анализ родословных

выдающихся спортсменов обнаруживает и достаточно отчетливое семейное

сходство. В целом работы позволяют считать, что наследственные факторы играют существенную роль в спортивных достижениях.

Мимика и пантомимика непроизвольные движения мимики имеют более высокую генетическую обусловленность. Но произвольная саморегуляция может

менять соотношение генетических и средовых детерминант в изменчивости движений.

Почерк близнецов исследовал еще Ф. Гальтон, который отметил широкий диапазон внутрипарных различий почерка от очень похожих до вполне различимых, и пришел к выводу о том, что почерк соблизнецов путают в редких случаях. Последующие работы не дали надежного ответа. Непохожими оказались почерки разлученных монозиготных близнецов. Общая динамика и темп письма чаще обнаруживают влияние факторов наследственности, чем детали почерка.

2.Стандартизованные двигательные пробы объединяют признаки, получаемые в стандартизованных двигательных пробах. В этой группе признаков, характеризующих темп двигательных реакций человека, соотношение генетических и средовых детерминант зависит, очевидно, и от типа движения(простое или сложное), и от предельных скоростных возможностей человека.

3.Физиологичесие системы обеспечения мышечной деятельности

4.Нейрофизиологический уровень обеспечения движений. Признаки, относящиеся к физиологическим системам обеспечения движений: характеристики дыхания и кровообращения. Особенности функционирования мышечного аппарата, аэробная и анаэробная работоспособность и т.д. Максимальное потребление кислорода(МПК) оказывается прогностичным признаком, своеобразным«генетическим маркером». Генетически заданным оказался и другоймехмэнергетического обеспечения мышечной активности анаэробные процессы.

Движения человека, их индивидуальные особенности весьма перспективный объект психогенетического исследования, позволяющий

достаточно четко задавать и фиксировать психологические условия реализации движения, менять стимульную среду, задачу, биомеханику, исследовать разные уровни обеспечения движения и т.д. Однако пока таких работ очень мало и они скорее ставят вопросы, чем отвечают на них. С точки зрения психологии, среди продуктивных гипотез выделяются, две:

первая об изменениигенотипсредовыхсоотношений в вариативности

фенотипически одного и того же движения при изменении механизмов его реализации, т.е. включения его в различные функциональные системы;

вторая о динамике этих соотношений при переходе от индивидуального оптимума к предельным возможностям данной функции.

6.

Взаимодействие «генотип—среда»(G*E) — проявляется в том, что среда оказывает разное действие на особи с разным генотипом.

Генотип-средовоевзаимодействие статистическая величина(компонент дисперсии), отражающая статистическое взаимодействие факторов

наследственности и среды. Возникает за счет разной реакции генотипов на изменение условий среды.

Интеллект:

1)общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

2)система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения;

3)способность к решению проблем без проб и ошибок в уме«).

Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Когнитивный познавательный.

Корреляция «генотип—среда»(rGE.) — явление, при котором генотип может определять средовые воздействия. Иногда употребляется термин«ковариация», CovGE. Выделяют пассивную, реактивную и активную корреляциюrGE.

Коэффициент интеллекта (IQ) — Intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.И. сугубо относительный показатель: он

отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.

Норма реакции (диапазон реакции) — система, описывающая множество фенотипов, существование которых потенциально возможно в том случае, если данный генотип будет находиться во взаимодействии определёнными средами.

Экстраверсия-интроверсия(от лат. extra — вне, intro — внутрь+ versie — поворот;

буквально: обращенный вовне или вовнутрь) — экстраверсия комплексное свойство(комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам(коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство. Противоположным полюсом является интроверсия обращенность вовнутрь, стремление избегать социальных контактов, погруженность в свои собственные мысли.

7.

1.Иванов В. П., Никишина В. Б. Психология и медицина: проблемы познания. Монография ТомIII, М.: 2005.

2.Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. – М.:

Эпидавр, 1998. – 744с.

3.Марютина Т.М. Психологические факторы как регуляторыгенотипсредовыхсоотношений. // Психол. журнал, 1994,2.

4.РавичЩербоИ. В. и др. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 1999г.

5.Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. // Под ред. И.В. РавичЩербо. М.: Педагогика, 1988.