Лекция 7. Антропологический подход к исследованию человека Б.Г.Ананьев

Биография. Понятие личность. Структура личности. Первый класс личностных свойств: статус, общественные функции — роли и ценностные ориентации. Второй класс личностных свойств: мотивация поведения, общественное поведение, структура личности. Третий класс личностных свойств: характер и склонности. Психологическая концепция жизненного пути личности. Особенности личностного развития. Социально-типический путь человека. Возрастная периодизация">жизненный путь. Индивидуальный жизненный путь.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

 

Б.Г. Ананьев уделял большое внимание изучению взаимосвязи биологических данных и достижений личности в социуме. Он включал человека в контекст человекознания, а не просто ассоциировал его исключительно с деятельностью. Он выделял такие уровни исследования человека, как личность, индивид, субъект, индивидуальность. Индивид выступает как более раннее образование по отношению к личности. Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, который был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное развитие — внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Б.Г. Ананьев придерживался идеи социальной детерминации личности. Социальный фактор изучался им опосредованно, через призму социального статуса, ситуации и т.п. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Эта интеграция обеспечивается различными механизмами. Структура личности, например, организуется по двум принципам — субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах. Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст — онто-, социо- и персоногенез.

 

Биография. Б.Г. Ананьев родился в городе Орджоникидзе в 1907 году. Занимался в музыкальном училище, и хотел связать жизнь с музыкой. Однако пошел по пути науки. В 1927 году, он окончил Горский педагогический институт. Одним из его учителей был Чароновский, ученик В.М. Бехтерева. С 1928 по 1942 год Б.Г.Ананьев работал в Ленинградском институте по изучению мозга, основанным В.М.Бехтеревым. Затем руководил кафедрой, отделением, а затем и факультетом психологии в Ленинградском университете. Умер в 1972 году.

20 стр., 9905 слов

1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание ...

... по силе и активности свойствами. Характер можно рассматривать как психологический склад личности человека, выраженный направленностью и волей. В структуре характера выделяют несколько групп ... как социально обусловленное. Основные этапы развития личности по А.В.Петровскому: адаптация, индивидуализация, интеграция. Основу личности составляет ее структура. Есть несколько точек зрения, я выделю ...

Понятие личность

Личность – это, прежде всего, носитель социальных и психосоциальных свойств.

Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека» (Б.Г.Ананьев).

Личность — это социальная подсистема человека, современник определенной эпохи, и это определяет множество его социально-психологических свойств. Человек как личность принадлежит к определенному социальному классу, он является сверстником своего поколения, входит в семейную структуру, занимает в ней определенное положение. Он принадлежит этнической группе и важнейшей его характеристикой является национальная принадлежность.

Человек личностью не рождается, она формируется в процессе социализации. Личность рассматривается как более позднее образование по сравнению с индивидом.

Первичную сущность человека составляют общественные отношения: экономические, социально- политические, правовые, нравственные. Психическое как душевное и духовное это сущности второго и третьего порядка. Для человека как личности существенными считаются лишь те характеристики, которые связаны с развитием общества, особенно с производством его материальной жизни, и выполняют определенную социальную функцию.

 

Второй класс личностных свойств: мотивация поведения, общественное поведение, структура личности

Личность всегда сочетает в себе свойства объекта и субъекта социально-исторических процессов. Активность и самостоятельность личности Б.Г.Ананьев понимал как относительное качество. В континууме активности на объектном полюсе личность выступает в качестве социального индивида — функционера, на субъектном полюсе — как творческая самобытная личность – индивидуальность. Из объекта воздействия личность в процессе жизни постепенно превращается в субъекта, однако она никогда не теряет свойств объекта. Человек осуществляет социальные функции по-разному, в зависимости от их осознания и отношения к ним. Личность может воспротивиться предписаниям, направляя деятельность на преобразования своего статуса и системы ролей. Она не только функционер, но и деятель.

Статус, роли и ценностные ориентации интегрируются интраиндивидуальной структурой.Внутренние психические образования самой личности включают пять иерархически связанных подструктур: психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками.

 

 

Рисунок Структура личности

 

Структура личности строится одновременно по принципу субординации (соподчинения более общих и частных свойств) и принципу координации, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией. Основной блок в структуре собственно личностных свойств — мотивация. В мотивах социального поведения актуализируется направленность личности. Структура общественного поведения также входит в структуру личностных свойств, ведь в социальном поведении осуществляются функции — роли и в нем реально функционируют мотивы. Его содержание определяется общественными отношениями, преломленными в сознании личности.

Общественное поведение – это личностный план деятельности, реакция на социальные стимулы – предписания, нормы, ожидания. Поведение направлено не на создание какого-либо продукта, а на защиту, отстаивание, утверждение жизненных целей, преодоление препятствий на пути к ним. Общественное поведение может становиться борьбой, исходом которой будет успех, победа, триумф или неудача, поражение, крушение личности. Эти исходы отражаются в психических состояниях личности и влияют на формирование и развитие ее характера. Поведение имеет личностные и мотивационные эффекты, связанные с тенденциями личности.

Третий класс личностных свойств: характер и склонности.

Совокупность свойств интраиндивидуальной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, другим людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образежизни. Характер – это вершина личностных свойств. Генетическим предшественником характера является темперамент, но он не определяет содержание и сущность характера. Темперамент в структуре характера является его динамической формальной стороной и теряет свое значение в регуляции поведения. Б.Г. Ананьев даже считал, что под влиянием характерогенеза может измениться тип темперамента.

 

Психологическая концепция жизненного пути личности.

Б.Г.Ананьев рассматривает личность в процессе ее формирования и функционирования. Он разрабатывает «историческую», «динамическую», «процессуальную» теорию личности

В широком контексте понятие жизненного пути употребляется Б. Г. Ананьевым в синонимическом ряду с понятиями «жизненный цикл», «жизненный курс» и, реже, «онтогенез». Однако в более точном значении ученый разводит все эти понятия.

 

Жизненный цикл или онтогенез – это последовательная смена фаз становления, развития и инволюции биологических, в том числе и психофизиологических функций индивида. Данное понятие характеризует способ развития и бытия человека только как биологического индивида, но не как субъекта деятельности, личности или индивидуальности. Главными фазами индивидуального онтогенеза являются зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость и умирание. Основными характеристиками онтогенеза выступают гетерохронность(разновременность, асинхронность) развития отдельных психофизиологических процессов, неравномерность их расцвета и увядания, периодичность подъемов и спадов их функционального состояния.
Жизненный путь является универсальной формой личностного развития и бытия, процессуальной разверткой личностных свойств, качеств, способностей.Жизненный путь – «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения». Понятие жизненного пути в строгом смысле релевантно способу личностного развития и существования и не может экстраполироваться на способ развития биологического индивида. В более широком толковании жизненный путь – это история развития личности в триединстве ее функций как субъекта общения, субъекта деятельности и индивидуальности. Жизненный путь стартует позже онтогенеза, подобно тому, как человек становится личностью позже, чем начинает существовать на уровне индивида.

Особенности личностного развития:интегративность, неравномерность (гетерохронность), противоречивость, периодичность (фазность, стадиальность).

1. Интегративность -означает, что мере развития личности ее психические структуры, функции, качества комплектуются в интегральные психические новообразования – талант, смысл жизни, характер, самосознание. «Общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией и саморегуляцией»(Б.Г.Ананьев).

2. Неравномерность жизненного пути проявляется в том, что различные психические структуры личности формируются в разное время и прогрессируют с разными темпами. Существуют сенситивные периоды развития, а также периоды стабилизации, сенсибилизации и деградации личностных свойств.

3. Гетерохронность личностного развития обусловливает противоречивость как свойство жизненного пути. С точки зрения Б. Г. Ананьева, противоречия личностного развития движут индивидуальным жизненным путем, лежат в основе его критических периодов и событий.

4. Периодичность– это такое свойство, в силу которого в структуре жизненного пути вычленяются качественно своеобразные фазы, периоды, этапы и генетические переходы между ними. Рубежными «вехами» жизненного пути личности являются следующие события и фазы: фаза подготовки к самостоятельной жизни, ее старт, кульминация (пик или «акме»), финиш. Жизненный путь личности можно разделить на периоды, как по объективным, так и по субъективным критериям. Иначе говоря, узловыми, рубежными событиями жизненного пути личности могут быть макросоциальные сдвиги, так и события, в которых личность значительно продвинулась в реализации собственно жизненного замысла. «Фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет»

Два направления в изучении развития личности:

а) возрастной аспект – раскрытие общих закономерностей развития личности в разные возрастные периоды;

б) дифференциальный аспект – анализ индивидуально-психологических особенностей личности как субъекта жизни независимо от ее возраста.

В концепции Б. Г. Ананьева изложена социально-типическая модель жизненного пути, вписывающаяся в возрастной аспект.

Социально-типический жизненный путь это история развития личности, которая типизирована общественно-историческими условиями образа жизни, нормирована социальными предписаниями. Жизненный путь личности имеет следующие особенности:

1. Историчность жизненного пути. «История является не просто безучастным фоном, но активным партнером в жизненной драме человека». «Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников – в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность». В силу данной особенности биографическое исследование призвано реставрировать тот исторический контекст, в котором протекал жизненный путь личности.

2. Социальная природа жизненного пути. «Личностные свойства связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического и правового развития, определившей становление современного образа жизни». Образ жизни включает комплекс макросоциальных факторов экономического, политического, идеологического, правового характера. Эти факторы, преломляясь через социальную микросреду, в которой растет личность, откладываются в особенностях индивидуального жизненного пути. Личность непосредственно социализируется в условиях определенной социальной ситуации развития, опосредующей влияние образа жизни на индивида

3. Когортность индивидуального жизненного пути производна от принадлежности личности к определенному поколению. Когортность объективно выражается в том, что индивидуальный жизненный путь конвергирует с линиями жизни тех людей, которые входят с данной конкретной личностью в одно поколение. Так возникает феномен «общности биографии» или «общей судьбы» сверстников – выходцев из одной генерации.

Индивидуальный жизненный путь.

В исследованиях Б. Г. Ананьева имеются наметки психологической концепции личности как субъекта жизни. Прилагая собственную активность, личность наделяет жизненный путь свойством уникальности и, в известной степени, неповторимости. Это происходит потому, что индивидуальные свойства личности объективируются в «изгибах» жизненного пути, равно тому, как индивидуальность творца материализуется в его творениях. Индивидуальный жизненный путь всегда несет на себе печать индивидуально-личностных особенностей субъекта жизни

Иногда «ананьевскую» концепцию жизненного пути личности справедливо упрекают в избыточном «социологизме». Например, К. А. Абульханова-Славская полагает, что в ней до предела заострена проблема социальных детерминант и характеристик жизненного пути личности, а вопрос о субъектной детерминации обходится стороной . Действительно, Б. Г. Ананьев рассуждает о личности больше как о субъекте основных видов человеческой деятельности – игры, учения, труда, нежели как о субъекте жизни; жизненный путь раскрывается скорее как форма социального развития, и в меньшей степени – саморазвития личности

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. С позиций Б.Г.Ананьева, структура личности строится по принципам:

а) субординационному

б) координационному

в) субординационному и координационному

г) комбинаторному

Ответ: в) субординационному и координационному

2. Особенностями личностного развития не являются согласно Б.Г.Ананьеву:

а) интегративность,

б) неравномерность (гетерохронность),

в) противоречивость,

г) периодичность (фазность, стадиальность)

д) конструктивность

Ответ: д) конструктивность

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.

 

Глоссарий:

Личность— это социальная подсистема человека. Человек как личность принадлежит к определенному социальному классу, является сверстником своего поколения, входит в семейную структуру, принадлежит этнической группе.

 

Внутренние психические образования личности включает пять иерархически связанных подструктур: психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками. Структура личности строится по принципу субординации и принципу координации.

 

Характер— система свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, другим людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личностных свойств.

 

Жизненный путь – «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения».

Особенности личностного развития:интегративность, неравномерность (гетерохронность), противоречивость, периодичность (фазность, стадиальность).

Интегративность —означает, что мере развития личности ее психические структуры, функции, качества комплектуются в интегральные новообразования – талант, смысл жизни, характер, самосознание.

Неравномерность жизненного пути проявляется в том, что различные психические структуры личности формируются в разное время и прогрессируют с разными темпами. Существуют сенситивные периоды развития, а также периоды стабилизации, сенсибилизации и деградации личностных свойств.

Гетерохронность личностного развития обусловливает противоречивость как свойство жизненного пути. С точки зрения Б. Г. Ананьева, противоречия личностного развития движут индивидуальным жизненным путем, лежат в основе его критических периодов и событий.

Периодичность– в структуре жизненного пути вычленяются качественно своеобразные фазы, периоды, этапы и генетические переходы между ними. Рубежными «вехами» жизненного пути личности являются следующие события и фазы: фаза подготовки к самостоятельной жизни, ее старт, кульминация (пик или «акме»), финиш.

Презентация