Контрольная работа по дисциплине «Концепции современного естествознания»

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Выполнила:

Проверил:

студентка 3 курса к.г.н., доцент Прохоров В.А.

гуманитарного факультета

группы П-3-11

Авраменкова Г. В.

Волгоград — 2012 г.

Тест № 1 Естествознание, её сущность. Естествознание и гуманитарная культура.

  1. а) Что такое естествознание?:

Существует 2 определения естествознания:

  • естествознание — наука о Природе как единой целостности;
  • естествознание — это совокупность наук о Природе, его составляют отдельные ступени развития природы или ее структурные уровни.

На первый взгляд эти определения различны. На самом деле между этими двумя определениями большого различия нет, ибо под совокупностью наук» подразумевается не просто сумма разрозненных наук, а единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга.

  1. б), д) Назовите причины существования и все большего распространения иррационального знания:

В нашей стране, как и во всем мире, в последние время получают все большие распространения различные виды иррационального знания, такие как: магия, астрология, мистические и другие учения. Постепенно и достаточно последовательно они вытесняют из общественного сознания естественно — научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Это, с одной стороны, можно объяснить психологическими сторонами личности, как справедливо заметил С. Дали: « Люди всегда готовы восхититься волшебным». В то же время представители современной паранауки настойчиво распространяют любые учения, вплоть до мистики и суеверий и т.п., лишь бы они оказывали соответствующие воздействие на общество.

  1. а), в), г) Наиболее важными для современного естествознания являются концепции

системного подхода, эволюции и самоорганизации.

8 стр., 3985 слов

Учение. Природа. Цели. Средства. Мотивы учения и их динамики

... проблем управления аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований. Виды мотивов учения Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если ... интерес к предметам. В связи с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив при­обретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка. Формирование чувства ...

  1. а), б), в), ж) В чем заключается взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур:
  1. имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества оптимальных условий для самосохранения;
  2. осуществляют взаимообмен результатами;
  3. взаимно координируют в культурном процессе;
  4. являются хотя и самостоятельными частями, но единой системой знаний науки;
  5. имеют основополагающую ценность для человека, либо он выражает единство природы и общества.

  1. а), г) Основными целями естествознания являются описание и объяснение своих объектов, то-есть, использование научно-рационального способа отражения мира.

  1. а) Антропный принцип:

Антропный принцип — философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества мышления.

Антропный принцип -это один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека, как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной .

  1. б) Концепция — это определенный способ понимания трактовки каких-либо явлений, активная точка зрения, руководящая идея для их освещения.

  1. а) Современные концепции естествознания позволяют получить более ясное и точное представление о современной научной картине мира.

  1. г) Парадигма науки (по Куну) — это то, что признано всеми и какое-то время дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения.

  1. б) Смена парадигмы происходит в результате научной революции.

Была центрическая астрономия столетия, а потом появилась гелиоцентрическая система Коперника. Парадигма сменилась и утвердилась в науке.

Тест № 2 Наука и научный метод

  1. в) Что такое наука?

Наука — это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Наука является важнейшей составной частью духовной культуры.

2. в) Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции, так как в ней не только собирали, накапливали знания суждения, откровения, но и начали их систематизировать, выводить одно знание из другого. Это стало возможным благодаря созданной Аристотелем теории доказательств – логике

3.Научная революция это:

9 стр., 4037 слов

Программа исторической науки о принципах

... влияния, возникающие вместе с культурой. Программа исторической науки о принципах <…>(С. 11) В связанном с человеческим ... (1880—1881), “Лекции о душе человека и животных” (1894), “Система философии” (1902), “Очерки психологии” (1912), “Введение в психологию” ... психологического исследования. Но так как все отдельные области знания, проблемы которых при этом вторично затрагивает психология народов, ...

б) Скачкообразный переход системы знаний из одного качественного состояния в другое;

в) Смена парадигмы.

4.а) Специфику естествознания выражает термин: истинность.

5.г) Научный методсовокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов.

Научный метод – это такая процедура получения научного знания, которая позволяет его воспроизвести, проверить и передать другим. Если не соблюдено, хотя бы одно из перечисленных условий, то это знание, скорее всего не научное, а паранормальное или иррациональное.

6.б) Первым этапом научного метода являются наблюдения и факты.

7. а), б),в) Особенностью современного этапа развития науки является:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теориисамоорганизации и развития сложных систем любой природы.

2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимостиглобального всестороннего взгляда на мир.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи {принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого..

4. Изменение характера объекта исследования и усиление ролимеждисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, так называемые «человекоразмерные» системы.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонностилюбой методологии.

7. Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях применяются «туманные»общефилософские и общемировоззренческие соображения (в том числе понятиядревневосточных философских систем), интуитивные подходы и другие «человеческиекомпоненты».

  1. «антропный принцип» — один из фундаментальных принципов. Согласно нему, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система и устанавливается связь су­ществования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной.
  2. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки, « конструктивная роль времени»).

10.Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийсяуровень их абстрактности и сложности. В науке резко возросло значениевычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответна поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме.

12 стр., 5754 слов

1. Нейронная теория строения цнс. Нейрон – структурно-функциональный ...

... возбуждать большое число других нейронов. Различные структурные элементы нейрона имеют свои функциональные особенности и разное ... в ответ на раздражение, реализуемая с помощью нервной системы. Структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга, представляющая ... - это, как правило, более мелкие клетки, осуществляющие связь между различными (в частности, афферентными и эфферентными) нейронами. ...

11.Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

12.Формирование нового видения-понимания природы как целостного живого организма. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как ее властителя.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и какнестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного

8. а), б), в) Естественнонаучная картина мира — это особая форма систематизации и обобщения научных знаний об окружающем нас мире, а с другой «видение» и обобщение наукой знаний и представлений о мире.

9.Можно ли обнаружить общее, изучая различные научно-естественные картины мира: Натурфилософскую, Механическую (Корпускулярную), Континуальную (полевую), Квантово-механическую, Эволюционно-самоорганизованную.

а) Да.

  1. а), б), в) Этические проблемы науки в настоящее время являются чрезвычайно актуальными, потому что объектом исследования все в большей степени становится человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию, наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий, особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота.

Тест № 3 Структурные уровни организации природы

  1. Что из перечисленного относится к содержанию «системность», а что к «самоорганизации»:

Системность: а) целостность, б) субординация, в) элемент, д) упорядоченность, е) иерархия. Самоорганизация: г) самоусложнение.

  1. Что из перечисленного относится к классу систем живой (А) и неживой (Б) природы: (А) – г) популяции; д) клетки; ё) биосфера.

(Б) — а) атомы; б) поля; в) галактики; е) макроскопические тела; ж) метагалактика.

  1. Эмерджентность и аддитивность – это два понятия одного и того же термина:

б) нет. Эмерджентность системыэто не только сумма свойств ее элементов, это — нечто новое, присущее только системе в целом она определяется взаимодействием элементов системы. Аддитивность — прибавление значение величины, соответствующей целому объекту равно сумме значений соответствующих его частям, каким бы образом он не был разбит.

10 стр., 4504 слов

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

... что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Социальнаяличность складывается в общении с людьми, начиная с ... есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое ... связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел ...

  1. Что из перечисленного является объектом изучения:

А – классической механики — в) макромир;

Б — квантовой механики — а) микромир;

В — релятивистской механики — б) мегамир.

  1. Что относится к содержанию системы: а) элементы, б) совокупность элементов, в) процессы, г) явления, д) связи.

  1. а), в) Понятие «структурность материи» — это прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, части предметов, явления, процесса как целого, то есть совокупность всех связей элементов образуют структуру системы. Структурность обеспечивает целостность системы и тождественность самой себе, то есть сохранение основных свойств, при различных внешних и внутренних изменениях.
  2. а) Понятие «иерархия» — это структурная организация сложных систем, которая упорядочивает взаимодействия между уровнями в порядке от высшего к низшему, а в теории организации — это принцип управления.

  1. Концепция структурных уровней организации природы позволяет:

а) познать внутреннюю структуру материи. Хотя на всех уровнях действуют свои специфические законы, микро, макро и мегамир теснейшим образом взаимосвязаны и между ними осуществляется постоянное взаимодействие. Нет четкой границы разделяющей микро- макро — и мегамиры.

  1. а) Принцип эмерджентности даёт основание считать, что для каждого структурного уровня нельзя использовать данные, полученные на предыдущем уровне. Эмерджентными называются новые целостные свойства, присущие только данной системе и отсутствующие у отдельных ее элементов. Эти свойства возникают в результате взаимодействия элементов системы, т.е. являются их универсальным свойством.

  1. а) Связи системы способствуют её субординации.

Существуют два типа связей между элементами — по «горизонтали» и по «вертикали». Связи по «горизонтали это связи координации между однопорядковыми элементами. Связь по «вертикали» — это связь субординации, то есть связи соподчинения элементов, где одни части по своей значимости могут уступать другим и подчиняться им.

Тест 4 Законы природы и их познание. Синергетика

  1. Какое учение доказывает высказывание А. Эйнштейна » Я не верю, что Господь Бог бросает кости».

а) Детерминизм — учение о причинной материальной обусловленности и определяемости всех происходящих в мире природных, социальных и психологических явлений и процессов со стороны Бога или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места. Под определяемостью здесь подразумевается философское утверждение, что каждое произошедшее событие, включая и человеческие поступки, и поведение, однозначно определяется множеством причин, непосредственно предшествующих данному событию. Все в мире возникает и уничтожается закономерно, в результате действия определенных причин.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую информацию о качестве ... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ...

  1. Какую группу законов характеризует высказывание Н. Бора «Право же, не наша печаль – предписывать Господу Богу, как ему следовало бы управлять этим миром»:

б) Статистические — предсказание которых является не определенными, только вероятными. Название получили от характера той информации, которая была использована для их формулировки. Они охватывают и описывают системы, состоящие из большого числа элементов, и характеризуют не столько поведение отдельных элементов, сколько системы в целом.

  1. Может ли в эволюции механических систем возникнуть хаос (беспорядок): а) да

В замкнутых системах перераспределение энергии одностороннее, однонаправленное, проще говоря, от горячего к холодному, к самому простому состоянию (термодинамическому или энергетическому равновесию), то-есть, к хаосу.

  1. в) В открытых неравновесных системах энтропию вызывает рассеивание энергии.

Открытость системы означает ее взаимодействие с окружающим миром, диссипативность означает рассеивание энергии.

б) Что из ниже перечисленного в наибольшей степени относится к понятию «глобальный эволюционизм»: направленность развития на повышение своей структурной организации.

  1. д) Развитие в соответствии с синергетической теорией осуществляется путем создания более сложного и упорядоченного строения.

Синергетика — теория самоорганизации. Самоорганизация — это спонтанное возникновение новой структуры и ее переход от менее сложных упорядоченных форм к более сложным и упорядоченным.

  1. Присуща ли теории синергетики предсказательная функция в развитии окружающего мира:

в) Возможна предсказательность тенденции развития.

  1. в) Нелинейность это свойство присущее неравновесным системам.

Линейный характер эволюции сложных систем не правило, а исключение. Развитие систем носит нелинейный характер, т.е. их можно описать только системой нелинейных уравнений, а значит, для сложных систем всегда существует несколько возможных путей эволюции.

  1. б) В эволюции систем случайность проявляется на любом отрезке эволюции. Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких разрешенных возможностей дальнейшей эволюции в точки бифуркации, следовательно, случайность встроена в процесс эволюции.

  1. в) Детерминированный хаос может возникнуть в состоянии, когда в упорядоченной системе появляется хаос получило название детерминированного хаоса. Такая система может разными путями переходить из одного состояния в другое или выбирать разные траектории движения. Такие точки ветвления (расхождения) путем развития системы называется бифуркациями.

  1. б) Ускорение темпов развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности.

  1. в) В соответствии с принципами синергетики существенные изменения систем являются результатом действия переменных возбуждений.

Тест № 5 Современные концепции мегамира

  1. В соответствии с современными концепциями, «Мегамир», «Космос», «Вселенная», «Метагалактика» — это разные названия одной из форм организации материи:

б) Нет. Вселенная – фундаментальное понятие астрономии, строго не определяемое. Включает в себя весь окружающий мир. На практике под Вселенной часто понимают часть материального мира, доступную изучению естественнонаучными методами. Астрономическая Вселенная или Метагалактика – это часть Вселенной, доступная наблюдениям в настоящее время или в обозримом будущем. Мегамир или Космос современная наука рассматривает как взаимодействующую и развивающуюся систему всех небесных тел. Мегамир имеет системную организацию в форме планет и планетных систем, возникающих вокруг звёзд; звёзд и звёздных систем – галактик. Галактики объединены в системы и системы образуют Метагалактику.

5 стр., 2115 слов

Тема: Человек в системе социальных связей

... при этом признаются такие качества, кото­рые определяют образ жизни и самооценку индивидуаль­ных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе ... Другое значение — устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида как члена того или иного общества. В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого ...

  1. в) Космология изучает строение и эволюцию Вселенной как единого целого, наиболее общие законы ее развития.

  1. : а) Тип галактик, которых больше всего наблюдается во Вселенной — спиральные.

Звёзды образуют системы – галактики (10 млрд. галактик).

Наша галактика, называемая Млечный путь — спиралевидная, в виде диска (120 млрд. звёзд).

  1. Источники энергии звезд: б) термоядерный синтез.

В результате гравитационного взаимодействия, формирующего структуру Мегамира, формируются сгущения материи – гигантские газовые шары — звёзды – плотные плазменные тела с t0 = млн. 0. Затем начинается процесс ядерных превращений, описываемый в ядерной физике. И поэтому основная эволюция вещества во Вселенной происходила и происходит в недрах звёзд. Там образуются и эволюционируют химические вещества. Освобождая энергию, в результате превращения водорода в гелий звёзды излучают тепло млрд. лет и в итоге превращаются в инертные (мёртвые) звёзды.

  1. г) В крупных масштабах Вселенная однородна и изотропная.

В настоящее время накапливаются сомнения в реальности расширения Вселенной, так как имеются другие объяснения красного смещения. Пока же считается наиболее приемлемой модель однородной, изотропной нестационарной горячей расширяющейся Вселенной. Время существования Вселенной бесконечно, то есть не имеет ни начала, ни конца; а пространство безгранично и в то же время конечно по теории относительности Эйнштейна. Так как если расширение происходит, то Вселенная вторгается в пространство других космических систем Вселенной.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что делает плотное тело живым, сознательным существом. Умирая, уносит ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...

  1. Назовите признаки, подтверждающие расширение Вселенной: б) Красное смещение.

Теория основана на истолковании экспериментально установленного Красного смещения спектральных линий галактик, как следствия эффекта Доплера, объясняющего красное смещение разбеганием галактик от какого-то первичного центра.

  1. Есть ли конечные границы мегамира, если известно, что Вселенная образовалась из определенного начального образования (сингулярной точки): б) Нет.

Время существования Вселенной бесконечно, то есть не имеет ни начала, ни конца; а пространство безгранично и в то же время конечно по теории относительности Эйнштейна.

  1. а) Планеты быстрее всего образуются в центральных частях газопылевого облака. Современная наука считает, что в природе существует единый механизм планетообразования, для этого необходимо существование центрального тела системы, которое должно обеспечивать магнитным полем, и около него должна быть разряжена плазма. Одно газо-полевое облако. Солнце было больше, протуберанцы мощнее. Из плазмы сформировались первичные сгустки материи – планеты.

  1. Укажите, что в наибольшей степени подтверждает влияние космоса на человека: а) солнечная циклическая и космическая активность; б) цикличность самой жизни человека. Установлена связь между циклами солнечной активности и процессами в биосфере. Чижевский считал, что Солнце диктует режим большинству биологических процессов – рост деревьев, эпидемий. Солнце влияет и на социальные процессы на земле (бунты, войны, революции, 60% в момент пика.) Природа и человек чутко реагируют на сезонные изменения. Вспышки активности общечеловеческой деятельности чередуются со спокойным периодом в области государственного строительства, науки и искусства.

  1. Модель расширяющейся (эволюционной) Вселенной предложил и обосновал:

а) Эйнштейн; б) Хаббл; в) Фридман; г) Леметр; д) Гамов.

На протяжении XX ст. трудами Фридмана, Эйнштейна, Хаббла, Леметра, Гамова и др. разработана концепция и модель расширяющейся Вселенной, согласно которой Метагалактика находится в процессе расширения, разбегания галактик от какого-то первичного центра, в котором зародилась наша Вселенная. (Возраст Вселенной по последним данным — 13,8 млрд. лет; 4% — это масса материи, 96% темной энергии материи).

Тест № 6 Концепции биологии и биосферы

  1. Какая из концепций возникновения жизни заложена в современной теории образования Вселенной: г) концепция происхождения жизни на Земле.

В этой концепции существуют два основных варианта:

13 стр., 6004 слов

Введение. Рассматривая образ жизни различных высших животных ...

... общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, ... то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о ...

а) жизнь на Земле — есть результат случайного образования «живой молекулы», в строении которой был заложен весь план дальнейшего развития;

б) жизнь возникла из неживого вещества в результате эволюции материи. Жизнь- это свойство материи, которой раньше не существовало, и которое появилась в особый момент истории нашей планеты Земля.

  1. Какие определения биосферы более объективны: а) совокупность всех живых организмов на Земле; г) сфера разумного взаимодействия человека и природы.

  1. б) Антропный принцип подтверждает возможность существования жизни всегда.

В соответствии с антропным принципом в космологии, суть которого заключается в том, что жизнь во Вселенной возможна только при тех значениях универсальных постоянных физических констант, имеющих место в действительности; уже в начальных физических условиях существования Вселенной заложена возможность возникновения жизни.

  1. б) Эволюция биосферы связана с ее усложнением, что выражается в возрастании организованности живого.

  1. б) Синтез дарвинизма и менделизма привел к созданию синтетической концепции эволюции. В настоящее время делаются попытки создать синтетическую теорию эволюции (СТЭ) на основе синтеза основных идей Дарвина и новых результатов биологических исследований в области наследственности и изменчивости, т.е. генетики, а так же молекулярной биологии. СТЭ исходит из того, что эволюция осуществляется в процессе естественного отбора наследуемых изменений, случайным образом возникающих среди особей популяции. В СТЭ единицей эволюции является не вид, как в теории Дарвина, а популяция в рамках которой происходят наследственные изменения признаков.

  1. Отличие живого объекта от неживого заключается в:

а) биополимерной основе (белки, ферменты и т.п.); б) системной целостности; в) динамизме; г) в уменьшении энтропии.

Специфика живого:

1) Биополимерная основа, т.е. совокупность белков, ферментов, нуклеиновых кислот и.т.п.

2) Системная целостность;

3) Активность отражения — под воздействием внешних факторов биологические системы могут изменять свою структуру, физиологические особенности, приспосабливаясь к среде обитания;

4) Всюдность живого — быстрое освоение свободного пространства;

5) Негэнтропийность (антиэнтропийность), т.е. уменьшение энтропии — повышение степени упорядоченности (организованности) живого

6) Исключительная сложность живого — клетка представляет собой миниатюрнейшую фабрику, содержащую тысячи частей сложнейшим образом организованного молекулярного организма. Эта фабрика гораздо сложнее любого механизма, построенного человеком, и не имеет аналогов в неживом мире.

  1. Мутации (лат. mutatio — изменение) — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.
  2. Для отдельной особи мутации имеют: в) не имеют никакого значения.

  1. Выберите понятия и процессы, относящиеся к термину «коэволюция»: б) симбиоз; в) альтруизм; е) взаимопомощь.

В природе наблюдается удивительная согласованность всех видов жизни, которая объясняется следствием коэволюции. Концепция коэволюции хорошо объясняет эволюцию в системах «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Объясняет симбиоз и проявление альтруизма у животных: забота о детях, снижение агрессивности путём демонстрации «умиротворяющих поз», повиновение вожакам, взаимопомощь в трудных ситуациях и.т.п.

  1. Экология раскрывает структуру и закономерности эволюции биосферы в целом, изучая взаимосвязи по цепочке: организм – популяция – вид – царство – биогеоценоз – биосфера.

  1. в) Генетические изменения, приводящие к появлению новых форм жизни и видов, происходят в популяции всей биосферы.

Тест №7 Концепция человека как предмета естествознания

  1. Что из ниже перечисленного в наибольшей степени подтверждает представление о человеке как о биосоциальном существе:

а) естественный образ жизни, ограничение желаний и материальных потребностей; б) чувства, общие у животных и у человека; в) разум; г) генетическая основа деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке.

В настоящее время в науке утвердилось представление о человеке как о существе биосоциальном. То есть, это живое (биологическое) существо, как и все другие живые существа по праву рождения. В то же время, это также существо социальное, обладающее даром мышления и речи, нравственно – этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться им и в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Об этом говорили античные ученые, которые, определяя природу человека, видели ее в естественном образе жизни, ограничении желаний и потребностей, чувствах общих у животных и человека, в разуме. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука социобиология.

  1. Проблема появления человека на Земле может быть решена, если исходить из:

а) концепции креационизма; б) представлений о происхождении человека от животных;

в) внеземного происхождения; г) концепции происхождения от высокоразвитых предков современных обезьян, д) антропного принципа.

Какая из гипотез справедлива, сказать пока не возможно, так как данных не достаточно.

  1. Представляет ли эволюция человека как вида линейный процесс: б) нет;

  1. : а) Впервые человек появился в Африке.

Человек появился в Восточной Африке, где произошло разделение человека и человекообразных обезьян (12 млн. лет назад).

  1. Совершенствование биологической сущности человека может происходить посредством: д) воспитания; е) обучения.

Биологическая природа — это та единственная, реальная основа, на которой рож­дается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рож­дается человек только как животный вид Homo Sapiens. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Становле­ние человека происходит путём социализации новорождённого.

  1. б) Внутривидовая борьба утрачивает свое значение в рамках человеческого общества, потому что здесь она происходит под воздействием социокультурных условий.

  1. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе и развивается ли человек в биологическом смысле? в) Затрудняюсь ответить, так как время эволюции человека еще коротко.

  1. Какой из перечисленных вариантов моделей болезней соответствует их причинам:

А) магико-анимастическая — в) болезнь воздействие злого духа, следствие колдовства;

Б) мистико-религиозная — а) болезнь — проявление персонифицированных сил, властвующих над человеком;

В) натурфилосовская — б) выведение болезни из аналогии природы человека (микрокосма) и природы мира(макрокосма);

Г) естественно- научная относится к представлению — г) болезнь нарушение оптимального психофизического состояния и способности удовлетворять свои потребности.

  1. Что относится к чертам сходства (А) и отличия (Б) человека и животных:

(А): а) способность испытывать все чувства (любопытство, память и т.п.), д) строение и функции тела, з) развитие зародыша.

(Б): б) речь (слово), в) использование огня, г) сложные и разнообразные формы адаптации и социальной жизни, е) генетический аппарат, ж) захоронение трупов.

Сходство определяется:

1).

Вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные и многие структуры и функции человеческого тела такие же, как у животных.

2).

Зародыши человека проходят в своём развитии все стадии развития живого.

3).

Наличие рудиментарных органов (аппендикс и т.п.).

  1. Что из перечисленного относится к:

А) сознательному — а) формализация; б) научная систематизация; е) рациональное;

Б) бессознательному — в) интуиция; г) импульсивное действие; д) свобода комбинации знаков.

  1. Что из перечисленного относится к особенностям психологии:

А) мужчин — в) рациональность, е) реальное наполнение социальных целей, з) предусмотрительность.

Б) женщин — а) стремление к равенству, б) передача информации, г) эмоциональность, д) депрессии, ж) интуиция.

Во многих языках слово «человек» означает слово «мужчина». Стремление женщин к равенству стимулирует в них комплекс маскулинности (мужественности).Женщины сохраняют свойство вида, передают информацию, они более эмоциональны и интуитивны, менее рациональны.Мужчины создают информацию, запрограммированы на поиск, преобразование окружающей среды, более логичны.

  1. в) Человек уникальное существо и эта уникальность проявляется, прежде всего в его самосознании.