Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений»

Введение……………………………………………………………………………2-3

1.1 Одаренность как социально-педагогическая проблема……………………….4-6

1.2 Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми……………8-13

Заключение…………………………………………………………………………14

Библиографический список..…………………………………..………………..15

Введение

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант.

Проблема одаренности в настоящее время становится более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Очень сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

6 стр., 2698 слов

Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста

... в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономернос­тей развития ребенка, которые присущи природе чело­века, а именно: стремления к знанию, к труду, ... "двойкой" не убить охоты к учению. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются ...

По решению Всемирной организации здравоохранения одаренные дети входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

В теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности.

Хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н.С.Лейтеса. В его работах по изучению психики одаренных детей рассматриваются способы выявления одаренных детей, проблемы их обучения и воспитания.

В последние годы Министерство образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы «Одаренные дети» активно поддерживает психологические исследования в данной области и передовой опыт обучения и воспитания одаренных детей. В результате разработана, в частности, «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова).

В наше непростое время мы должны выявлять одаренных детей, развивать творческие способности, воспитывать быть личностью, не подавлять, не мешать реализовать свои возможности. Помимо того, что выявлять таких детей необходимо в дошкольном возрасте, «сопровождать», помогать в школьные годы, вести совместную работу с родителями, педагогами.

1.1. Одаренность как социально-педагогическое явление

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность.

В отечественной психологии многие авторы давали различные определения понятию «способность». Так Рубинштейн С.А. считал, что всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Крутецкий В.А. дает такое определение: способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Различают общие умственные способности и специальные способности. Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развитие в виде задатков.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

__________________________________________ 2.2 Пение – как вид музыкально-творческой деятельности. ___________ 2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ____________________________________________ Заключение _____________________________________________________ Приложения_____________________________________________________ Список литературы. ...

Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми.

Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности.

Общую способность часто обозначают термином «одаренность». С понятием «одаренность» связывают не только высокий уровень «способностей», но и некоторую внутреннюю установку, направленность развивающейся личности.

Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначные понятия «одаренного ребенка», и связано такое положение с тем, что ребенок, который сегодня показывает феноменальные результаты по обучению и развитию творческих способностей, вполне может не показывать их в будущем.

Известный специалист в области детской одаренности Лейтес Н.С. выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Другой специалист в области психологии интеллекта Холодная М.А. утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

Савенков А.И. различает лишь три категории одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять, — дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, — дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».

Одним из важнейших условий реализации индивидуального подхода в построении педагогического процесса является дифференциация образо­вательных программ по отношению к одаренным детям. Для этого необхо­димо учитывать специфику их психического развития, познавательной активности, характер учебной деятельности. Прежде всего, ре­комендуется обращать внимание на повышенную любознательность (по­знавательную потребность) таких детей. Одаренным детям в большей сте­пени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

5 стр., 2353 слов

Определение понятий одаренность и одаренный ребенок

... работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или понятие «ребенок с признаками одаренности»). ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, орые проявляются в его реальной деятельности и могут ...

Одна из основных характеристик одаренного ребенка – умственная (интеллектуальная) активность, а также сверхчувствительность к пробле­мам.

Не менее важными свойствами одаренности являются гибкость мыш­ления, высокая концентрация внимания, легкость генерирования идей, спо­собность к прогнозированию, выработке обобщенных стратегий на осно­ве выявления скрытых связей и отношений, познавательная самостоятель­ность как «способность к ситуативной и не стимулируемой деятельности», к постоянному углублению в проблему.

Поддержка одаренного ребенка — процесс сложный, требующий вы­сокого педагогического мастерства и личностной зрелости самого педаго­га. Дело в том, что педагогическая система по своей природе консерва­тивна, а одаренный ребенок склонен к нонконформистскому типу поведе­ния. Кроме того, учебный процесс воспринимается одаренными как слишком простой и однообразный, а потому скучный и неинтересный. Про­блему создают также личностные особенности одаренного ребенка — его эгоцентризм, свобода от общепринятых норм, стремление избежать ситуа­ций, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.

Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначное понятие «одаренный ребенок», и связано такое положение с тем, что ребенок, который сегодня показывает феноменальные результаты по обучению и развитию творческих способностей, вполне может не показывать их в будущем. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми, следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».

Признаки одаренности представляют собой «особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

— инструментальный (характеристика способов его деятельности);

— мотивационный (характеристика отношений ребенка к той или иной стороне действительности).

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка охарактеризо­ван как:

  1. Наличие специфических стратегий деятельности, которые проявляются в быстром освоении деятельности, высокой успешности ее выполнения, в ­ использовании и изобретении новых способов деятельности и выдвижения новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
  2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности (все делают по-своему).
  3. Высокая структурированность знаний.
  4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скоро­сти и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения с последующим резким изменением структуры знаний.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется как:

10 стр., 4837 слов

Тема2: Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая ...

... ребенка в нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.     Тема2: Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема Коррекционная педагогическая деятельность ... привычек. Методы коррекционно-педагогической деятельности: упражнения, убеждения, стимулирование поведения и деятельности детей с отклонениями в развитии ...

  1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторо­нам предметной действительности, сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям.
  3. Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом.
  4. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.
  5. Предпочтение противоречивой и неопределенной информации.
  6. Высокая критичность к результатам собственного труда.
  7. Склонность ставить сверхтрудные цели.
  8. Стремление к совершенству.

1.2. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является школа, охватывающая наиболее широкий круг детей.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов: классного руководителя, школьного психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, директора школы для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

Социальный педагог:

— приводит все сведения в систему;

— проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями предметниками;

— посещает уроки, на которых возникают проблемы;

— ставит социальный диагноз;

— привлекает к сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае необходимости, принимается решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующие учреждения[26,137].

Олиференко Л.Я. предлагает следующий принцип работы социального педагога с детьми «группы риска».

1) создание атмосферы доверительных отношений «социальный педагог-ребенок»;

2) подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

3) тесное взаимодействие с семьей ребенка;

4) постоянная связь с супервизором-консультантом [17, 199].

20 стр., 9813 слов

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

...   Глава 1. Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка 1.1. Понятие   и определение одаренности у детей   ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение ... свой счет. Цель данного исследования: выявить особенности развития  личности одаренного ребенка и его проблемы  социализации. Задачи: - изучить литературу по данному вопросу; - ...

На уровне школы необходимым условием является наличие у учителя навыков распознавания одаренности своих учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости – указание путей обращения во внешкольные заведения работы с одаренными детьми. Важную роль в работе с одаренными детьми принадлежат школьному психологу, социальному педагогу.

Работа социального педагога, прежде всего, ассоциируется с «трудными» детьми и подростками — теми, кто сам испытыва­ет социальные и психологические трудности в обучении и по­ведении или создает их окружающим. Реже вспоминают о де­тях педагогически успешных, но психологически неблагопо­лучных: тревожных, замкнутых, и т.д. В последнюю социальные педагоги связывают свою профессиональ­ную деятельность с одаренными учениками. К сожалению, об­ращение к этим детям чаще всего происходит в контексте уже оформившихся, выраженных проблем такого ребенка или подростка.

С одаренностью ребенка в школе обычно встре­чаются в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и окружающих его людей. Одаренность может органично вписаться в жиз­недеятельность, а может породить множество сложных со­циально-психологических и внутриличностных противо­речий. В первом случае мы говорим о благополучной ода­ренности, во втором — как о проблеме.

«Благополучный» одаренный школьник знает на доступном его возрасту уровне о своих особенностях, принимает их в себе, опирается на них в процессе своего развития и самореализации. Качества, данные ему природой, являются предметом его самоуважения. Ему удается построить с людьми — сверстниками, значимыми взрослыми — удов­летворяющие его, равноправные отношения. Ему удалось приспособиться к данным ему образовательным возмож­ностям: извлекая из них максимум пользы для себя, он ак­тивно продвигается вперед.

Работу школьного социального педагога можно охарактеризовать как поддерживающую, гармонизирующую психопрофилакти­ческую работу.

Одаренность как проблема более распространенный вариант разви­тия способного ребенка в массовой школе. Проявления этого варианта развития весьма разнооб­разна. Главная ее особенность состоит в том, что в своем поведении, обучении, внутреннем психологическом состо­янии одаренный ребенок приближается к ребенку дезадап­тированному. Одаренность принимает вид социальной запущенности, девиантности и т.п.

Прежде всего, закономерно возникает вопрос: чья это проблема — одаренность школьника? На практике мы в большинстве случаев начинаем работать с ситуацией, сло­жившейся вокруг ребенка, в тот момент, когда он уже стал общей проблемой — и своей собственной, и своей семьи, и школы. Но до того момента, когда все взаимодействие вок­руг ребенка заплетется в тугой проблемный узел, могут быть достаточно четко дифференцированы две ситуации: одаренность как проблема самого ребенка и одаренность как проблема окружающих его взрослых.

Одаренность как проблема ребенка, естественно, являет­ся целостным состоянием его личности, так как проблема не может существовать локально в психическом мире чело­века, она неизбежно затрагивает все аспекты его бытия. Но при этом проблема может преимущественно локализовать­ся в следующих сферах: обучение, общение и по­ведение, личностное состояние. Когда проблемы одаренного ребенка концентрируются преимущественно в сфе­ре обучения – это может проявляться в низкой учебной моти­вации, демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствии простейших зна­ний по определенным предметам в сочетании с блестящи­ми успехами по другим.

3 стр., 1451 слов

Проблемы воспитания одарённого ребёнка в детском саду и дома

... основные социально - психологические черты одаренного ребенка. 2. Дать определение пон?тию «одаренность», «одаренные дети». 3. Отразить проблемы, св?занные с детской одаренностью. 4. Вы?вить практические аспекты воспитани? и обучени? одаренных детей в услови?х дополнительного образовани?. ...

Причины школьной неуспешности одаренных детей справедливо связываются с той устойчивой фрустрацией, которая формируется педагогической средой общеобразо­вательной школы на пути реализации их познавательных потребностей и возможностей. Действительно, массовая школа часто тормозит познавательное развитие и самого «обычного» ребенка, в случае же с ребенком очень способ­ным, это «притормаживание», вступая в конфликт с по­требностью школьника в саморазвитии, может приводить к серьезным разрушительным для ребенка последствиям. Но это не единственная возможная причина школьной не­успешности одаренного ребенка. Его обучение по обычной программе, не создающее ему интеллектуальных проблем, ситуаций преодоления материала и концентрации своих возможностей, может привести к тому, что в начальной школе у него не формируются определенные навыки орга­низации учебной деятельности, не вырабатывается эффек­тивный учебный стиль. В средней школе это может приве­сти к проблемам с подготовкой домашних заданий, выпол­нением определенных сложных учебных действий. Такие дети, например, могут блестяще справляться с творческой, нестандартной работой, и терпеть фиаско при выполнении рутинных, трудоемких заданий.

Поведенческие социально-психологические проблемы ода­ренных детей проявляются очень часто в хорошо известных социальному педагогу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное, агрессивное поведение. Протест ребенка против сложившейся практики отношения к нему сверстников и взрослых, неудовлетворенность отно­шениями, длительное подавление его важных потребностей могут принимать в поведении формы де­монстративной асоциальной, защитной агрессии. Такой школьник ведет себя вызывающе, бурно и недоброжела­тельно реагирует на действия и оценки окружающих, позво­ляет себе ненормативные, даже выражено асоциальные по­ступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерется …

Достаточно часто в школьной практике можно встре­тить и противоположную социально-психологическую ре­акцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его ес­тественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтере­сованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьезных причин таких социально-психологи­ческих проявлений — это длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения школьника его важ­ных психологических потребностей. С такой ситуацией подавления, разрушающей нормальные контакты ребенка с миром, ухудшающей его самочувствие, сталкиваются не только одаренные дети. Для них проблема усложняется тем, что их потребности, интересы часто нетривиальны, иногда объективно непонятны окружающим.

Другая причина социально-психологических проблем — несформированность у школьника средств общения. Одарен­ные дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки ее часто ле­жат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей сре­де, которую создали для них любящие родители. Отсутствие необходимых средств общения может быть также следствием ситуации обучения школьника с более старшими учениками.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... др.) Влияние средовых факторов на развитие одаренного ребенка. Макросреда и одаренность. Влияние культурно-исторических условий на проявление и развитие способностей и одаренности. Возможные воздействия личностной микросреды на развитие ...

Наконец, о некоторых личностных проблемах, возника­ющих у одаренных детей. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. А по действующим в этом мире социально-психологическим за­кономерностям переживание этой отличности самим ре­бенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные личностные конф­ликты. В младшем школьном возрасте такие конфликты находят свое выражение в высокой тревожности, неуве­ренности детей, невротической и психосоматической сим­птоматике. В подростковом возрасте, в период знаменито­го «кризиса идентичности» осознание своего «Я» как от­личного (а, следовательно, для подростка — неадекватно­го) может привести и к серьезным психическим срывам.

Не все способности реализуются и на это есть несколько причин. Причины эти распадаются на четыре категории.

Первая причина связана с сенсорными недостатками, таки­ми, как слепота или глухота. Ребенок с такими дефекта­ми, хотя и одаренный интеллектуально, не имеет воз­можности воспринимать тот или иной тип информа­ции, и соответственно его практические достижения бу­дут ниже его умственного возраста. Ребенок с наруше­ниями речевого развития — также одаренный — вряд ли достигнет результатов, соответствующих его ум­ственному возрасту, если нарушения не будут устране­ны как можно раньше.

Вторая причина, мешающая реализации способно­стей,— плохое преподавание и не отвечающие запро­сам одаренных детей учебные программы.

Третья причина имеет социальные корни: в семьях с низкими доходами развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования.

Четвертая и, пожалуй, самая главная причина — это психологические предпосылки, мешающие реали­зации, их корни часто закладываются в семье. Родите­лям необходимы знания и навыки, которые позволят обеспечить развитие их одаренных и талантливых де­тей.

Основное направление работы социального педагога — с родителями и педагогами:

1. Просветительская, консультативная работа по приня­тию взрослыми одаренности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Уже само понимание взрослым особенностей школьника часто позволяет снять ряд проблем. Дав ребенку достаточное количество материала для переработки, педагог снимет эту проблему.

  1. Консультативная, методическая работа, направлен­ная на создание для данного ребенка удовлетворяющей его интересы образовательной среды.
  2. Консультативная, методическая работа со взрослыми, направленная на организацию социальной жизни одарен­ного ребенка, расширение и углубление его социального опыта, представлений о мире, лежащем за пределами его собственных познавательных или других интересов.
  3. Далее — это специальная психологическая работа с са­мим ребенком, испытывающим различные психологичес­кие трудности. Часто не обойтись без глубокой психотера­певтической, психокоррекционной работы, направленной на решение внутренних психологических конфликтов, сня­тие тревожности, страхов, агрессивных психологических за­щит.
  4. Другое направление работы — социально-психологи­ческое обучение ребенка. Оно направлено на расширение имеющегося в его распоряжении репертуара поведенческих реакций, коррекцию сложившихся форм поведения, осоз­нание ребенком своей позиции в общении.

Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов, специалистов, администрации хороших знаний об одаренных детях и их обучении, требует постоянного сотрудничества с другими учителями, родителями одаренных. Он требует постоянного роста знаний и мастерства.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... анализ проблем молодой семьи. Объект исследования: молодая семья. Предмет исследования: особенности работы с молодой семьей. Задачи исследования: изучить и проанализировать состояние проблемы в ... появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о ...

Заключение

Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначные понятия «одаренного ребенка».

Социальному педагогу следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияния на них учебно-воспитательных воздействий.

Признание социальной значимости проблемы одаренных детей важный шаг к ее решению. Но признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново пересматривая многие отечественные культурно-образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.

В целом можно выделить следующие направления ра­боты в массовой школе с одаренными учениками:

  1. Проведение психологической диагностики. Задача школьного психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультации педагогов по вопросам про­ведения наблюдений над особенностями умственного раз­вития детей. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представлений о природе и проявлениях одаренности, особен­ностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.
  2. Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников.
  3. Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.
  1. Формирование в школьном сообществе определенной психологической установки в отношении одаренности: ода­ренность — это уникальное целостное состояние личности ре­бенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в выявлении и поддержке, но не должна ис­пользоваться как средство обеспечения престижа школы.

Библиографический список

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А Социальная педагогика. — М. 2000 – 440 с.

2. Вопросы психологии способностей: сб. статей / Под ред. В.А. Крутецкого – М.1973 – 216 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. М.1999 – 368 с.

4. Конференция по проблемам одаренности // Вопросы психологии. – 2001 — №3 – с.135-140

5. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. – М.1986 – 336 с.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.2000 – 320 с.

7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984 – 79 с. 11.

8. Мейснер Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности/ пер. с нем. Г.Рыбаковой М, 1997. – 368 с.

9. Одаренные дети. Пер. с анг. / под. ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого — М.1991 – 376 с.

10. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие/ Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева – М., 2002 – 256 с.

11. Панов В. И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика – 2001 — №4 – с.30-43

12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтес. – 2-е изд., М. 2000. – 336 с.

13. Рабочая концепция одаренности ( www.denzadnem.ru/page.php?article-85)

14. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. М. 2000. – 232 с.

15. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для вузов/ Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М., 2002 -363 с.

16. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост, Т.А.Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. ВАКО, 2007 – 336 с.

17. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования/ М.А.Холодная.

15