Введе-ние…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования регулятивных учебных действий у младших школьников при организации самостоятельной рабо-ты…………………………….………………………………………………………………7
1.1 Анализ понятия «регулятивные учебные действия» в психолого-педагогической литерату-ре……………………………………………………….7
11.2 Условия формирования регулятивных учебных действий у младших школьников при организации самостоятельной рабо-ты……………………..18
1.3 Особенности организации самостоятельной работы как средства формирования регулятивных учебных действий у младших школьни-ков…………………………………………………………………………………24
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование формирования регулятивных учебных действий у младших школьников при организации самостоятель-ной рабо-ты……………………………………………………………………………..44
2.1 Диагностика формирования регулятивных учебных действий у младших школьни-ков……………………………………………………………………………………44
2.2 Формирование регулятивных учебных действий у младших школьни-ков……………………………………………………………………………….48
2.3 Анализ результатов экспериментальной деятельно-сти………………56
Заключе-ние……………………………………………………………………….62
Список литературы ………………………………………………………………65
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, корен-ным образом преобразующих жизнь людей. В этих условиях основной за-дачей школы становится организация процессов интеграции, обобщения, осмысления учащимися новых знаний, включение их в структуру жизнен-ного опыта ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ).
Однако в настоящее время школа пока еще продолжает ориентиро-ваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифици-рованного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное обще-ство запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учить-ся и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоя-тельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна научить ребенка: «учиться», «жить», «жить вместе», «работать и зараба-тывать» из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие».
Глава 1. Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе
... Цель исследования Изучение структуры и содержания процесса организации проектной деятельности в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Задачи ... подход Хуторского А. В. Глава 1. Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе Психологические особенности детей младшего школьного возраста Реформирование системы образования требует ...
В связи с этим перед школой остро встала и в настоящее время оста-ется актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащи-мися новых знаний, умений и навыков, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предмет-ные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образова-тельных результатов, но, прежде всего, на формирование личности уча-щихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех эта-пах дальнейшего образования.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе кон-кретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситу-ации.
Таким образом, учащийся в любых условиях жизнедеятельности способен получать и использовать необходимые знания, а не ограничи-ваться тем их объемом, который он сумел приобрести в стенах учебного заведения в процессе обучения, основной составляющей которого была преподавательская деятельность учителя.
Теоретико-методологическим обоснованием формирования универ-сальных учебных действий может служить системно-деятельностный куль-турно-исторический подход, базирующийся на положениях научной шко-лы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, форми-рования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рас-сматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечива-ется, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, вы-ступающих основой целостного педагогического процесса. Качество усво-ения знания определяется характером и многообразием видов универсаль-ных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Главная задача педагога не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, к творчеству. Ведь интерес — это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому по-знанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вы-рабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит препода-ватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают обучающихся к деятельности, способствуют проявлению само-стоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных на уроке знаний, развивают их индивидуальные особенности.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной дея-тельности над учебным материалом.
Проблема исследования: каковы условия формирования регулятив-ных учебных действий у младших школьников при организации самостоя-тельной работы
Глава 1. Теоретический анализ проблемы содержательных особенностей ...
... учебно-познавательной мотивации младших школьников. Объект исследования – учебно – познавательная мотивация младших школьников. Предмет исследования – содержательные характеристики учебно – познавательной мотивации младших школьников ... учебного материала через овладение универсальными учебными действиями (УУД), т.е. способностями к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию ...
Цель исследования: выявление и экспериментальное подтверждение условий формирования регулятивных учебных действий у младших школьников при организации самостоятельной работы
Объект исследования: процесс формирования регулятивных учеб-ных действий у младших школьников при организации самостоятельной работы
Предмет исследования: условия формирования регулятивных учеб-ных действий у младших школьников при организации самостоятельной работы.
Гипотеза исследования: процесс формирования регулятивных учебных действий у младших школьников при организации самостоятель-ной работы будет эффективным если:
• учитывать уровни сформированности регулятивных УУД при организации самостоятельной работы у младших школьников;
• использовать разноуровневые задания при организации само-стоятельной работы у младших школьников;
• применять разнообразные формы работы.
В соответствии с целью исследования были определены следую-щие задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования ре-гулятивных учебных действий у младших школьников;
2. Проанализировать особенности организации самостоятельной работы как средства формирования регулятивных учебных действий у младших школьников;
3. Выявить и экспериментально подтвердить условия организации самостоятельной работы как средство формирования регулятивных учеб-ных действий у младших школьников;
4. Составить сборник заданий, направленных на формирование регулятивных учебных действий при организации самостоятельной рабо-ты.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психо-лого-педагогической литературы по проблеме исследования; методики: ав-тор А. Г. Асмолов «Рисование бабочки», А. Г Асмолов «Рисование по точкам», 1А. Г. Асмолов «Корректурная проба»; анализ продуктов дея-тельности; эксперимент; математическая обработка результатов исследо-вания.
База проведения исследования: МБОУ «ООШ № 3», 2 «Г» класс, Ки-селёвский городской округ.
………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное посо-бие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – Москва: Пер Сэ, 2001. – 238 с.
2. Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет [Текст]: книга для учителей начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений/ Ш. А. Амонашвили. – Москва: Педагогика, 1999 – 176 с.
3. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя./ Н. Б. Аникеева. – Москва: Просвещение, 2005. – 144 с.
4. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных дей-ствий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [Текст]: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов, И. В. Бурменская, О. А. Володарская. – Москва: Просвещение, 2011. – 159 с.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников ...
... младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий. Объект исследования: универсальные учебные действия. Предмет исследования: средства формирования УУД во внеурочной деятельности по ... строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения ...
5. Бочек, Е. А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Е. А. Бочек. – Москва: Изд. Центр «Академия», 2005.
6. Виды универсальных учебных действий [Текст]: Как проекти-ровать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. — Москва: Академия, 2010. – 338 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Выгоцкий. – Москва: Педагогика-Пресс, 2009. – 536 с.
8. Загвязинский, В. И. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емелья-нова. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 352 с.
9. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обу-чения [Текст]: пособие для родителей и педагогов/ Е. В. Карпова. – Москва: Ярославль Акад. Развития, 2007. – 237 с.
10. Коломенский, Я. Л. Учителю о психологии детей начальной школы [Текст]: пособие для учителей и психологов/ Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. – Москва: Просвещение, 2008. – 190 с.
11. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос. акад. образования; /Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — Москва: Просвещение, 2008. – 180 с.
12. Крутецкий, В. А. Психология [Текст]: учебник для учащих-ся педагогических училищ/ В. А. Крутецкий. – Москва: Просвещение 2010.– 336 с.
13. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]: методическое пособие для психологов/ А. Н. Леонтьев. — Об исто-рическом подходе к изучению психики человека, 2007. – №1 – С. 140.
14. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]: по-собие для учителя/ Д. В. Менджерицкая. – Москва: Просвещение 2001. – 128 с.
15. Минскин, Е. М. От игры к знаниям [Текст]: пособие для студен-тов педагогических учреждений/ Е. М. Минскин. – Москва: Просвещение 2006. – 192 с.
16. Мухина В. С. Ребенок в школе [Текст]: пособие для учителя начальных классов/ В. С. Мухина. – Москва: Просвещение, 2000. – 176 с.
17. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для студентов выс-ших Педагогических учебных заведений/ Р. С. Немов. – Москва: Владос, 2001. – 496 с.
18. Новосёлова, С. Л. Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ С. Л. Новосёлова. – Москва: Просвещение, 2012. – 286 с.
19. Перокова, О. И. Раз, два, три – отвечай [Текст]: пособие для студентов педагогических учебных заведений/ О. И. Перокова. – Москва: Издательство МГУ 2008. – 352 с.
20. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении [Текст]: учеб-ное пособие/ П. И. Пидкасистый. – Москва: Просвещение, 1992. – 269 с.
21. Психолого-педагогические особенности проведения дидактиче-ских игр [Текст]: методические рекомендации к педагогическим исследованиям игры /Под редакцией А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. – Москва: Просвещение, 2000. – 312 с.
22. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: учеб. по дисциплине «Пе-дагогика и психология» (ч. 1 «Педагогика») для студ. вузов, обуч. по не-пед. спец. / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп.; Гриф УМО. — Москва: Юрайт: Высш. образование, 2010. — 574 с.
БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ
... Индивидуальный отчет по практике. БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ · Учреждения образования; · Инспекции по делам несовершеннолетних. Информационная часть ... учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Н.П. Клушина, В.С. Ткаченко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–127с. 4. Максимов, В.Г. Педагогическая ...
23. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — Москва: Линка-Пресс, 2009. – 284 с.
24.