Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования навыков чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом 6

1.1. Психолого — педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 6

1.2. Особенности навыков чтения у детей с умственной отсталостью 10

1.3. Формирование навыков беглого чтения у детей с умственной отсталостью 17

1.4. Упражнения как средство формирования навыков беглого чтения у детей с умственной отсталостью 21

Выводы по 1 главе 27

Глава 2. Экспериментальное изучение формирования навыков беглого чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом 28

2.1. Изучения навыка беглого чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом на констатирующем этапе исследования 28

Выводы по 2 главе 33

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

Приложение 39

Введение

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также чтение — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Содержание текстов, с которыми знакомятся дети, обеспечивает формирование миропонимания, выработке определённых норм поведения.

Беглость — это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Научить детей беглому чтению — одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в специальной (коррекционной) школе для детей с умственной отсталостью, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников.

4 стр., 1562 слов

Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью

Содержание Введение……………………………………………………………………….…..3 Глава 1.Особенности формирования связной речи детей с умственной отсталостью………………………………………………………...…………..….6 1.1. Характеристика связной речи детей с умственной отсталостью..………...6 1.2.Развитие связной речи на уроках чтения….…………………………...…..10 Глава 2.Особенности формирования связной речи детей с умственной отсталостью на уроках чтения ...

В олигофренопедагогике, в трудах, посвящённых вопросам формирования беглости чтения у детей с нарушением интеллекта, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (А.К. Аксёнова, М.Ф. Гнездилов, Р.И. Лалаева, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина и др.).

Беглое чтение учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с умственной отсталостью характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого чтения.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей — все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями. Ошибки, отмечающиеся при чтении у детей с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и тормозящее развитие навыка беглого чтения.

Объект исследования — процесс формирования навыков чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом.

Предмет исследования — упражнения как средство формирования навыков чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом.

Цель исследования: изучить особенности формирования навыков чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом.

Гипотеза. Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушенным интеллектом будут отмечаться следующие особенности в овладении навыками чтения:

— неверная постановка ударения, нарушение орфоэпических норм;

— неправильное прочтение окончания;

— отсутствие смягчения согласного;

— неоправданное смягчение согласного;

— значительно сниженный темп чтения.

В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:

18 стр., 8519 слов

Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме

... исследования процесс коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме. Предмет исследования коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме. Целью исследования является характеристика коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме. Гипотеза исследования ... при высоком интеллекте ребенка) на первом ... аутичных детей с умеренной умственной ... ребенка целенаправленного поведения обучение чтению, ...

— изучить литературные источники по проблеме исследования;

— установить особенности овладения навыками чтения младшими школьниками с нарушенным интеллектом;

— выявить уровень сформированности у младших школьников с нарушенным интеллектом навыков чтения.

Методы исследования:

— изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

— констатирующий эксперимент;

— качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе Казенного образовательного учреждения Омской области «Исилькульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Экспериментальная выборка составила 9 человек из числа учеников 3 класса.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования навыков чтения у младших школьников с нарушенным интеллектом

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

Структура психики ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и последующих отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности такого ребёнка отчётливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. У всех детей с лёгкой степенью умственной отсталости отмечается системное недоразвитие речи.

Как отмечает В.И. Лубовский, «умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции» [32, с. 34].

Изучению специфики развития психических процессов у детей с лёгкой степенью умственной отсталости посвящены труды И.М. Бгажноковой, Л.Н. Блиновой, Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, Д.Н. Исаева, А.Р. Лурия, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьёва и др.

В 1994 году Всемирной организацией здравоохранения была принята классификация, в соответствии с которой умственная отсталость включает четыре степени нарушения интеллекта: лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую — в зависимости от количественной оценки интеллекта в IQ [31].

Ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости, как правило, позже начинает ходить, говорить, в более поздние сроки овладевает навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых; равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и в социальной жизни. Всё это накладывает негативный отпечаток на развитие импрессивной и экспрессивной сторон их речи.

3 стр., 1027 слов

Легкая умственная отсталость

... психопатологическую оценку умственной отсталости от легкой до глубокой отсталости; неврологические нарушения. На фоне умственной отсталости возможно развитие ... Терапия умственной отсталости является комплексной и включает медикаментозную, медико-педагогическую работу как с ребенком, ... умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к агрессивным воздействиям. Они в той или иной степени ...

На начальном этапе школьного обучения словарь учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости беден, фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Это свидетельствует о нарушениях монологической речи. Пассивный словарь мал.

Дети с лёгкой степенью умственной отсталости затрудняются в понимании инструкций с отрицанием, а также инструкций, состоящих из 5 — 7 слов. Им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Это осложняет овладение диалогической речью.

При поступлении в школу у ребёнка с нарушенным интеллектом учебная деятельность ещё не является ведущей, а сюжетно-ролевая игра сформирована недостаточно.

Изучение высшей нервной деятельности умственно отсталых детей показало слабость замыкательной функции коры головного мозга. Формирование условных связей у этих детей происходит гораздо медленнее, чем у нормальных. Только что сформировавшиеся новые условные связи у детей с умственной отсталостью хрупкие, непрочные, быстро исчезают без достаточного подкрепления. Особенно замедленно формируются сложные условно-рефлекторные связи. Если формирование новых условно-рефлекторных связей характеризуется замедленностью, то старые отличаются большой инертностью, косностью. В связи с этим сформировавшиеся старые связи с большим трудом видоизменяются, перестраиваются. Замедленность формирования новых условных связей объясняется слабостью процесса возбуждения, что является следствием нарушения функционального состояния нервных клеток коры головного мозга [20].

Другой важной особенностью высшей нервной деятельности умственно отсталого ребёнка является трудность в выработке дифференцировок, неспособность к быстрому и точному отличию одного явления от другого. В процессе коррекционной работы усвоение нового навыка предполагает не только закрепление определённой системы условно-рефлекторных связей, но и ограничение, дифференциацию явлений [4].

В основе всякого разграничения лежат дифференцировочные условные связи. У умственно отсталых детей эти связи формируются очень медленно, с большими трудностями, быстро и легко угасают, т.е. являются очень непрочными, нестойкими. Формирование их предполагает не только нужную силу процесса возбуждения, но и достаточную силу процесса активного внутреннего торможения, чтобы затормозить иррадиацию нервного возбуждения, избежать обобщения условного рефлекса.

4 стр., 1872 слов

Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников

Доклад на тему: Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников. С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу,во – первых , наиболее запутанных , а , во – вторых , пренебрегаемых , а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики . Отрадно , что сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой . Это связано и со снижением возраста полового ...

Как отмечает С.Я. Рубинштейн, детям с лёгкой степенью умственной отсталости свойственна склонность к частому охранительному торможению. Данные состояния, хотя и являются временными, преходящими, несомненно, ухудшают умственную работоспособность детей [28].

Следующей важной особенностью высшей нервной деятельности умственно отсталых детей является недоразвитие у них второй сигнальной системы, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной систем. В процессе овладения навыками и умениями дети с умственной отсталостью опираются в большей мере на наглядный показ и восприятие, чем на словесную инструкцию.

К основным особенностям психического развития детей с умственной отсталостью относятся несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции), конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Мыслительные процессы этих детей характеризуются тугоподвижностью и инертностью. У них нет лёгкости в переходе от одной логической связи к другой, они подолгу «застревают» на одном образе действия. Связи между явлениями, основанные на наглядном опыте, доступны умственно отсталым детям. Понимание же отвлечённых зависимостей, не основывающихся непосредственно на восприятии, а также понимание последовательности событий, для них представляет большие трудности [27].

Итак, высшие формы мышления, абстрактное, отвлечённое мышление является у этих детей наиболее нарушенными. Форма деятельности, в основе которой лежит установление конкретных связей, наименее повреждена и является ведущей в их познавательном акте.

Слабость отвлечённого мышления оказывает влияние на все познавательные акты умственно отсталого ребёнка: восприятие, представления, память. Внимание таких детей неустойчивое, рассеянное. Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств. Дети не способны распределять внимание между различными объектами. Восприятие характеризуется узостью, недифференцированностью, слабостью анализа и обобщений воспринятых впечатлений, замедленностью.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО « Шадринский государственный педагогический институт » Факультет коррекционной педагогики и психологии Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: « ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ » Выполнила: студентка 3 курса 352 группы Денисова Ксения Сергеевна Научный руководитель: кандидат ...

Как показали исследования В.Г. Петровой, обобщённое узнавание, которое опирается на значительные отличия между различно обобщаемыми предметами, доступнее умственно отсталому ребёнку, чем специфическое узнавание, т.е. узнавание индивидуальных черт в объекте. Однако и обобщённое узнавание для этих детей имеет свои особенности. Так, предметы разного рода дети часто относят к одному и тому же роду. Ещё более сложной задачей является различение вида [26].

Отмечаются слабость познавательной ориентировочной деятельности и недостаточная познавательная активность. У умственно отсталых детей потребность в новых впечатлениях, а затем и познавательная потребность значительно ослаблена. Эмоции детей поверхностны, неустойчивы и подвержены быстрым и нередко резким изменениям. Младшие школьники с лёгкой степенью умственной отсталости затрудняются контролировать свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить своё поведение требованиям взрослых………

Список использованных источников и литературы

1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксёнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 316 с.

2. Аксенова, А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А.К. Аксёнова. — М.: Просвещение, 1997. — 321 с.

3. Анисимов, В.М., Методика преподавания русского языка в начальных классах/ В.М. Анисимов, К.Е. Андреева. — Якутск: Айрис — пресс, 2001. — 157 с.

4. Бажнокова, И.М. Психология умственно отсталого ребенка / И.М. Бгажнокова. — М.: Исток, 2007. — 352 с.

5. Бебешина, Н.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе / Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова. — М.: Просвещение, 1970. — 357 с.

6. Беляева, И.В. Психология умственно отсталого школьника / И.В. Беляева. — М.: Академия, 2002. — 160 с.

7. Блинова, Л.Н. Практикум по психологии детей с нарушениями интеллекта / Л.Н. Блинова. — СПб.: Питер, 2008. — 108 с.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

ФБГОУ ВПО ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Д.И. Менделеева Кафедра теоретической и практической психологии Алферова Е.И. Методические рекомендации Направление подготовки: 050100_62-09-1-2362 «Профессиональное обучение» Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Тобольск 2012 Печатается по решению Кафедры теоретической и практической психологии ...

8. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В.В. Воронкова. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 278 с.

9. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы / В.В. Воронкова. — М.: Школа-Пресс, 2005. — 487 с.

10. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Грошенков. — М.: Дрофа, 2009. — 267 с.

11. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский; сост. Т.М. Лифанова. — М.: Просвещение, 1995. — 527 с.

12. Городилова, В.И. Чтение и письмо / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. — СПб.: Питер, 2007. — 284 с.

13. Гнездилов, М.Ф. Развитие устной и письменной речи школьника / М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков. — М.: Просвещение, 2005. — 197 с. — Золотые страницы дефектологии.

14. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. — СПб: КАРО, 2006. — 304 с.

15. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. — М.: Наука, 2003. — 267 с.

16. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. — СПб.: Речь, 2003. — 391 с.

17. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.

18. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников — М.: Просвещение, 1983. — 136 с.

19. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.

20. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок / А.Р. Лурия. — М.: Педагогика, 1989. — 321 с.

21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — М.: Академия, 2010. — 278 с.

22. Матасов, Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы / Ю.Т. Матасов. — Л.: ЛГУ, 1986. — 102 с.

23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 2000. — 272 с.

24. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Сост. Ж.И. Шиф. — М.: Педагогика, 2005. — 247 с. — Золотые страницы дефектологии.

25. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие / М.И. Оморокова. — М.: Академия, 1997. — 380 с.

26. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова. — М.: Просвещение, 1977.- 200 с.

27. Процко, Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие / Т.А. Процко. — Мн., 2006. — 273 с.

28. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

29. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа. — 2005. — № 2. — С. 24 — 33.

30. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьёв. — М.: Просвещение, 2006. — 145 с. — Золотые страницы дефектологии.

31. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — М.: Академия, 2000. — С. 247 — 278.

32. Специальная психология: учеб пособие / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева; Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2003. — 464 с.

33. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Владос, 2004. — 287 с.

34. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2004. — 383 с.

35. Юшкова, Л.М. Совершенствование техники чтения / Л.М. Юшкова // Начальная школа. — 1989. — №5 — С. 15 — 17.