Ема 2. Методы психологии (2 часа).

рактическое занятие № 1

ема 1. Предмет и задачи психологии (2 часа).

Цель:систематизировать и углубить знания студентов о сущности различиях между научной и житейской психологией, отраслях общей психологии, этапах развития психологии как науки, характеристиках научных направлений; формировать умение анализировать концептуальные положения различных психологических школ.

План

1. Различия между научной и житейской психологией.

2. Задачи общей психологии

3. Отрасли общей психологии.

4. Этапы развития психологии как науки

5. Характеристика научных направлений: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, гуманистическая психология.

6. Развитие отечественной психологии (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе).

Практическое задание

1. Проанализируйте и объясните.

1.1. Можно ли утверждать, что основной задачей психологии как науки является становление психологических закономерностей в психической деятельности?

1.2. Чем принципиально отличаются подходы к изучению и объяснению психических явлений представителями бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии?

1.3.В какой из групп указаны только психические явления:

— напористость, боль, гордость, припоминание, интерес, понимание;

— напористость, боль, гордость, интерес, понимание, способности, спокойствие, стремление, безразличие;

— боль, умение, способности, понимание, движение, шептание, упрямство, представление, мысль, напористость;

— напряжение, аппетит, музыка, мысль, крик, заинтересованность.

1.4. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

2. Определите взаимосвязь. Основные психологические понятия определены цифрами, а понятия, которые выражают их характеристики, детали, определены буквами. Сопоставьте цифры с буквами.

3 стр., 1378 слов

Психология понимания задания

... класс, 5,6,7,8,9,10,11классы): «Найди себя» (самоопределение); «Познай себя» (психология личности); «Сделай себя сам» (самовоспитание); «Начало этики» ( ... окружающими людьми; б) ощущение осмысленности жизни, понимание, что другие признали твою уникальную индивидуальность; ... будет тест) предусматривает конкретный ответ, а не общие рассуждения задания кейса содержат «деятельностные» слова: ...

  1. Психический процесс.
  2. Психическое состояние.
  3. Психологическое свойство.

А. Способности

Б. Воображение.

В. Стресс.

Литература:[1, с. 8-12]; [4, с. 6-24]; [5, с. 7-13]; [6, с. 14-50]; [7, с. 5-12]; [8, с. 5-12]; [13]; [19].

рактическое занятие № 2.

ема 2. Методы психологии (2 часа).

Цель:формировать умение планировать и организовывать психологическое исследование, применять теоретические знания в решении психологических задач; систематизировать и углубить знания студентов о принципах и методах и этапах психологического исследования; формировать умение грамотно аргументировать собственное мнение.

План

1. Характеристика понятий: анкета; беседа; биографический метод; детерминизм; единство сознания и деятельности; естественный эксперимент; интервьюирование; лабораторный эксперимент; методы психологии; наблюдение; самонаблюдение тест; эксперимент; принцип развития, принцип системности, принцип опережающего отражения.

2. Этапы психологического исследования.

3. Методологические принципы изучения психики.

4. Методы психологии.

Практическое задание

1. Проанализируйте и объясните.

1.1.Что дает исследователю-практику в познании психических явлений принципами детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности?

1.2.Всегда ли применение методов исследования должно базироваться на методологических принципах?

1.3.Согласны ли вы с мнением, что эксперимент как метод можно использовать для изучения любых психических явлений?

2. Используя литературные источники, сформулируйте основные требования к проведению методов беседы и анкетирования, которых нужно придерживаться, чтобы обеспечить объективность и надежность результатов исследования.

3.Анализ результатов самостоятельной работы студентов с таблицей. «Методы психологического исследования». Проанализируйте и определите сходство и различия между методами исследования. Сравните методы исследования и объясните достоинства и недостатки каждого из них.

4.Анализ результатов самостоятельно проведенного студентами опроса.

Литература:[1, с. 12-18]; [4, с. 36-45]; [5, с. 14-23]; [6, с. 55-75]; [7, с. 16-28]; [8, с. 50-65]; [13]; [19].

 

рактическое занятие № 3.

Ема 5. Восприятие (2 часа).

Цель:обобщить знания студентов о психическом процессе «восприятие», его характеристиках и свойствах; раскрыть психологические механизмы возникновения иллюзии восприятия; формировать умение грамотно аргументировать собственное мнение.

План

1. Характеристика понятий: апперцепция; восприятие; избирательность; иллюзии восприятия; константность восприятия; предметность восприятия; целостность восприятия; структурность восприятия, осмысленность восприятия.

2. Физиологические основы восприятия.

3. Свойства восприятия.

4. Восприятие человеком пространства, движения и времени?

5. Иллюзии восприятия и их механизм возникновения.

6. Выполнение студентами упражнения «Минутка».

Практическое задание

Проанализируйте и объясните:

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого ... педагогической психологии — основной, наиболее распространенный эмпирический метод изучения человека — наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие ...

1. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.

2. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.).

Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

3. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

4. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?

5. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?

6. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.

7. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?

8. В чем заключается сходство и отличие между ощущением и восприятием?

9. Какое влияние на восприятие может оказать предшествующий опыт?

10. Можно ли охарактеризовать процесс восприятия как синтез ощущений?

11. Возможна ли структурность восприятия без его осмысленности?

12. Согласны ли вы с утверждением, что акт восприятия − это всегда аналитико-синтетический процесс?

13. Почему процесс восприятия рассматривается в научных источниках как перцептивная деятельность субъекта?

14. Облака на небе иногда воспринимаются как целостные предметы, которые напоминают скалы, птиц, животных. Какая важная особенность восприятия в этом проявляется?

15. Чем объяснить, что одна и та же лекция разными слушателями может оцениваться по-разному: как информативная, популярная, интересная, полезная скучная.

Литература:[1, с. 71-75]; [4, с. 92-103]; [5, с. 89-96]; [6, с. 268-279]; [7, с. 165-190]; [8, с. 120-137]; [13]; [19].

рактическое занятие № 5

ема 5. Память (2 часа).

Цель:систематизировать знания студентов о психическом процессе «память», его физиологических основах, видах и механизмах протекания; проанализировать содержание понятий «воспроизведение», «узнавание», «забывание»; формировать умение анализировать психологические ситуации; формировать умение грамотно аргументировать собственное мнение.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей ... связанные между собой [10,с.17]. Овладение связной речью происходит постепенно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. ...

План

1. Характеристика понятий: амнезия; воспроизведение; забывание; запоминание; память; память механическая; память оперативная; память смысловая; память непроизвольная; память произвольная; память наглядно-образная, память двигательная, память эмоциональная, память словесно-логическая; память кратковременная, память долговременная; память логическая; узнавание; воспоминание, упоминание, реминисценция.

2. Особенности памяти как психического процесса.

3. Виды памяти.

4. Физиологические основы памяти.

5. Воспроизведение и узнавание.

6. Произвольное и непроизвольное запоминание.

7. Забывание и его физиологические механизмы.

Практическое задание

1. Анализ результатов самостоятельной работы студентов с таблицей «Подходы к определению механизма памяти». Определите сходства и различия между подходами к определению механизмов памяти.

Проанализируйте психологические ситуации:

2. Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие люди с самой обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение всего этого времени он перебирал в уме по порядку все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в этом случае?

3. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

4. Из школьной практики известны случаи, когда ученики, хорошо знавшие стихотворение, при ответе на уроке от волнения сбиваются и забывают отдельные его части. Как физиологически объяснить такое забывание?

5. Ученик, отвечая на уроке, воспроизводил материал очень неполно. Ему была поставлена неудовлетворительная оценка и сделано замечание, что он дома мало занимается. Ученик ответил, что он много занимается дома (это подтвердили и родители).

Какими недостатками в изучении материала можно объяснить то, что, во-первых, ученик плохо запомнил материал, во-вторых, то, что он был уверен, что запомнил его хорошо?

Проанализируйте и объясните.

6. Иногда длительная работа по запоминанию учебного материала оказывается не эффективной. Чем можно объяснить плохое запоминание и почему возникает иллюзия запоминания учебного материала?

7. Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее наступает забывание?

8. Часто студенты, работая с учебным материалом, составляют его конспект. Почему этот прием способствует запоминанию материала?

Выберите правильный ответ и объясните свой выбор.

9. Укажите, какие из описанных ситуаций подходят в качестве примеров сенсорной кратковременной и долговременной памяти.

а. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке.

б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение легкого ветерка.

в. Пожилой человек вспоминает свое детство.

г. Официантка в ресторане «Макдональдс» принимает заказ на три гамбурге­ра, две порции картофеля-фри и пять молочных коктейлей.

12 стр., 5547 слов

Познавательные процессы: мышление, речь

... процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире ... основных ее функций - функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только ...

10. Человек может что-либо забыть по трем причинам: 1) его органы чувств не полу­чили этой информации; 2) он получил информацию и владел ею в течение доли секунды, но не сохранил ее в долговременной памяти; 3) он сохранил информа­цию в долговременной памяти, но не может извлечь ее оттуда. Определите причи­ну забывания в каждом из следующих примеров и отметьте ее номером 1), 2) или 3).

а. Вчера вечером Толик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить его третью строчку.

б. Вчера вечером Аня смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но она в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не мо­жет вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.

в. Маша так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.

Литература:[1, с. 75-90]; [4, с. 105-122]; [5, с. 96-114]; [6, с. 298-306]; [7, с. 217-260]; [8, с. 175-200]; [13]; [19].

рактическое занятие № 6

Ема 6. Мышление и речь (2 часа).

Тема : Мышдение

Цель:углубить и обобщить знания студентов о психическом процессе «мышление», его физиологических основах, операциях и формах проявления; совершенствовать умение анализировать психологические ситуации.

План

1. Характеристика понятий: мышление; сравнение; анализ; синтез; абстрагирование; конкретизация; обобщение; понятие; суждение; умозаключение; предметно-деловое мышление; наглядно-образное мышление; словесно-логическое мышление; теоретическое мышление; практическое мышление; репродуктивное мышление; творческое мышление.

2. Мышление как психический процесс.

3. Физиологические основы мышления.

4. Операции мышления.

5. Формы мышления.

Практическое задание

Проанализируйте психологические ситуации:

1. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

2. В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:
а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.
б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.
г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.

3. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
л) Решение учебной задачи новым способом.

9 стр., 4251 слов

Психологические особенности развития речи в раннем возрасте и ...

... фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Психологические особенности развития речи в раннем возрасте и ее влияние на ... будто хорошо ориентируется в окружающей обстановке, узнает знакомых людей, предметы. Но узнавание может быть разным, оно ... и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и др.) Совершенствование речи, т.е. овладение способностью правильно воспринимать и ...

4. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам — найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
з) После опроса всех свидетелей детектив, наконец, смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

5. В чем проявляется принципиальное отличие мышления человека от «мышления машины»? Приведите аргументы, которые бы убедительно доказывали такое отличие.

6. В чем заключаются отличия мышления человека от мышления животных? Что не позволяет мышлению животного достичь уровня мышления человека?

Литература:[1, с. 90-99]; [4, с. 137-150]; [5, с. 114-121]; [6, с. 279-292]; [7, с. 273-311]; [8, с. 139-174]; [13]; [19].

ема 6. Речь (2часа).

Цель:систематизировать знания студентов о психическом процессе «речь», его физиологических основах, видах и роли в жизни человека; раскрыть психологические механизмы взаимосвязи мышления и речи; рассмотреть этапы развития речи в процессе филогенеза; совершенствовать умение анализировать психологические ситуации.

План

1. Характеристика понятий: речь; комплексная кинетическая речь; ручная кинетическая речь; полисемантизм; письменная речь; устная и письменная; разговорная речь; монолог и диалог; пассивная; активная и кинетическая.

2. Общая характеристика речи.

3. Физиологические основы речи.

4. Виды речи.

5. Взаимосвязь мышления и речи.

6. Развитие речи в филогенезе.

Практическое задание

Проанализируйте психологические ситуации:

1. Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.

· Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование.

· После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.

· Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась.

· Таня оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого человека.

9 стр., 4315 слов

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

... в словесный контакт только с некоторыми людьми) начало обследования проводят «из-за угла». Логопед просит маму организовать с ребенком какую-либо деятельность, например игру или рассматривание картинок сначала ... должны быть объекты, предъявляемые ре­бенку); • от уровня развития речи (чем низке уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъяв­ляемый материал); ...

· Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.

2. Определите виды речи, актуализирующиеся в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.)

· Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.

· Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить.

· Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.

· Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка».

· Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике.

· Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты.

· Ребенок после прогулки просит у мамы бутерброд.

· Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик.

· Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

· Поздно вечером мама говорит сыну, что пора выключать телевизор и ложиться спать, иначе утром будет трудно вставать в школу.

Проанализируйте и объясните:

3. Можно ли обмен сигналами, которые происходят у животных, отождествлять с речью человека?

4. Можно ли утверждать, что возникновение речи − это закономерный продукт общественной жизни человека и его деятельности?

5. Можно ли согласиться с мнением, что развитие речи − это процесс, который не прекратиться до тех пор, пока будет существовать человечество?

6. Можно ли утверждать, что без речи не может быть собственно понятийного мышления?

Литература:[4, с. 124-137]; [5, с. 116-125]; [6, с. 191-204]; [7, с. 311-335]; [13]; [19].

рактическое занятие № 7

ема 7. Внимание (2часа).

Цель:закрепить знания студентов о психическом процессе «внимание», его физиологических основах, видах и динамике протекания в деятельности; расширить знания о понятии «рассеянность»; изучить роль внимания в психической деятельности человека; формировать умение анализировать психологические ситуации.

План

1. Характеристика понятий: внимание; доминанта; устойчивость; переключение; распределение; объём; непроизвольное; произвольное; послепроизвольное; индукция, рассеянность.

2. Внимание как психический процесс.

3. Рассеянность и ее физиологические механизмы.

4. Роль внимания в психической деятельности человека.

5. Перечислите факторы, способствующие привлечению внимания.

Практическое задание

Проанализируйте психологические ситуации:

1. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему:

· на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать;

· ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал;

· первоклассник при письме совершает много лишних движений;

· увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг;

2. После длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть? Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену?

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

3. Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на уроке? Перечислите и объясните причины.

4. Женщина увлечена работой. Вдруг она смотрит на часы и понимает, что про­пустила обеденный перерыв. Какое из приведенных ниже объяснений ка­жется вам наиболее правдоподобным?

а. Она была полностью сосредоточена на работе и забыла о времени.

б. Тиканье часов являлось для нее подпороговым раздражителем.

в. Часто смотреть на часы во время работы считается неприличным.

г. Работа была очень трудной.

5. И. Ньютон имел привычку варить яйцо на спиртовке за рабочим столом, чтобы лишний раз не отвлекаться от работы. Однажды в момент напряженной умственной работы вместо яйца он вкинул в кастрюлю свои часы. Как можно объяснить этот факт?

Проанализируйте и объясните.

6. Возможна ли психическая активность без внимания?

7. Возможна ли деятельность без внимания?

8. Всегда ли произвольное внимание связано с сознательной целью?

9. Возможно ли распределение внимания между такими видами деятельности: переписывание текста, слушание музыки, периодические ответы на вопросы другого человека?

10. Всегда ли рассеянность внимания является показателем неумения личности сосредотачиваться на объекте деятельности

11. Почему в световой рекламе свет периодически отключается? С какой целью это делается?

12. Какого человека можно назвать более внимательным:

− который, занимаясь деятельностью, пребывает в состоянии глубокой сосредоточенности и не замечает ничего вокруг;

− который на миг способен заметить все детали ситуации и не выпустить из поля зрения любой мелочи;

− который независимо от того, чем занимается, способен видеть и слышать все, что, так или иначе связано с деятельностью.

13. Хищник может долгое время выслеживать жертву. Можно ли его внимание охарактеризовать как произвольное?

Литература:[1, с. 99-110]; [4, с. 160-168]; [5, с. 66-79]; [6, с. 311-328]; [7, с. 201-217]; [8, с. 244-263]; [13]; [19].

рактическое занятие № 8.

Ема 9. Эмоции и чувства (2 часа).

Цель:углубить знания студентов об эмоциях и чувствах человека, их физиологических механизмах и формах проявления; расширить представление о формах переживания эмоций; систематизировать знания о теориях возникновения и протекания эмоций; формировать умение грамотно аргументировать собственное мнение; совершенствовать умение анализировать психологические ситуации.

План

1. Характеристика понятий: эмоции; чувства; аффекты; настроение; страсть; эмпатия; тревожность; амбивалентность; стенические чувства; астенические чувства; апатия; вдохновение; стресс, депрессия.

2. Функции эмоции и чувств.

3. Физиологические основы возникновения эмоций и чувств.

4. Формы переживания эмоций.

5. «Динамика чувств».

6. Теории эмоций: теория Джемса-Ланге; трехмерная теория эмоций В. Вундта; биологическая теория эмоций П. Анохина; концепция П. Симонова; теория Кеннона-Барда.

Практическое задание

Проанализируйте и объясните:

1. Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные изменения в деятельности внутренних органов, побудило Джеймса и Ланге выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений. Докажите несостоятельность этих воззрений.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС или ФЭПО. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ...

2. Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?

3. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, которые возникают в жизни человека:

а) человек, который владеет какими-либо умениями, сначала делает много лишних движений;

б) в ответственный момент человек может забыть то, что хорошо знал;

в) на замечания, которые постоянно делаются повышенным голосом, ребенок перестают реагировать.

Проанализируйте психологическую ситуацию:

4. а) В семье маленького Виктора часто бывают ужасные скандалы. Его мать швы­ряется кастрюлями и сковородками, а отец бьет вазы и окна. Виктора часто шлепа­ют и бьют за непослушание. Чтобы Виктор не стал агрессивным, родители запреща­ют ему смотреть фильмы или телепрограммы, в которых демонстрируется насилие.

б) Родители маленького Дэвида иногда ссорятся, но обычно ведут себя спокойно и предпочитают решать все вопросы с помощью переговоров. Хотя они и ограничи­вают время, в течение которого Дэвид может смотреть телевизор, они разрешают ему смотреть любые программы. Дэвид часто выбирает «боевики». Кто из детей с большей вероятностью будет вести себя агрессивно и прибегать к насилию? Почему?

5. О чем может свидетельствовать эксперимент, проведенный С. Левиным с крысятами? Две группы крысят были помещены в одинаковые условия. Единственное отличие заключалось в том, что крысят первой группы каждый день гладили, а крысят второй группы − нет. Оказалось, что крысята первой группы выросли большими, крепкими и сильными, в отличие от крысят второй группы, которые были лишены эмоционального комфорта.

Литература:[1, с. 110-149]; [4, с. 205-222]; [5, с. 136-146]; [6, с. 328-340]; [7, с. 435-461]; [8, с. 219-240]; [13]; [19].

рактическое занятие № 10.

ема 10. Воля (2 часа).

Цель:обобщить знания студентов о видах, структуре и физиологических механизмах протекания волевых актов у человека; раскрыть особенности протекания произвольных и непроизвольных волевых действий; изучить значение воли как психического процесса в жизни человека; совершенствовать умение анализировать психологические ситуации; формировать умение грамотно аргументировать собственное мнение.

План

1. Характеристика понятий: воля; борьба мотивов; волевое усилие; импульсивные действия; сила воли; локус контроля.

2. Физиологические основы волевых процессов.

3. Непроизвольные и произвольные волевые действия.

4. Роль воли как психического процесса в жизни человека.

5. Структура волевого акта.

6. Функции воли.

Практическое задание

Проанализируйте психологические ситуации:

1. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал больного с поражением премоторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание?

2. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?

Проанализируйте и объясните:

3. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.

4. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолет, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и… из самолета его выносят уже мертвым. Какая функция воли проявляется в данном случае? Дайте психологическое объяснение отменному факту.

5. Является ли упрямство признаком сильной воли?

6. В каких случаях оценка действий человека может стимулировать его волю?

Литература:[1, с. 149-159]; [5, с. 146-155]; [6, с. 352-364]; [7, с. 424-432]; [8, с. 365-388]; [13]; [19].

Содержательный модуль 3. Личность и ее проявления

рактическое занятие № 11.

Ема 14. Характер (2 часа).

Цель:расширить знания студентов о структуре и динамике формирования характера человека; раскрыть сущность понятий «характер», «акцентуация»; проанализировать содержание научных подходов к изучению характера; совершенствовать умение анализировать психологические ситуации.

План

1. Характеристика понятий: характер; акцентуация.

2. Условия формирования характера.

3. Структура характера.

4. Научные подходы к изучению характера (Э. Кречмер, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, А. Личко, К.Леонгард, Э. Фромм).

Практическое задание

Проанализируйте психологические ситуации:

1. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

· Человек тщательно готовится к публичному выступлению

· Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.

· Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.

· Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.

· Студент сильно волнуется перед экзаменами.

· Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.

· В компании друзей он всегда в центре внимания.

· Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.

· Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.

· В опасных ситуациях человек паникует.

· Не любит оставаться один.

· Не может отказать, когда его просят о помощи.

· Всегда поздравляет с праздниками всех родных и знакомых.

· Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию.

2. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:

· Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.

· Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.

· Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами.

· Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии.

· Студент активный, уверен в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

· Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.

· Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.

· Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.

· Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.

· Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.

· Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.

· Мальчик попал в компанию, где все курят, он тоже попробовал покурить, но потом ему было стыдно перед родителями.

· Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.

· Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.

· Мама послала ребенка в магазин, но он встретил друзей, и вместо магазина они пошли в кино.

· Девочка перешла на другую сторону улицы, когда ей перебежала дорогу черная кошка.

· Актриса во время съемок требует к себе особого отношения, закатывает скандалы по любому поводу, может уйти со съемочной площадки, если ее что-то не устраивает.

· Женщина пришла с работы уставшая, поссорилась с мужем из-за немытой посуды, но потом стала извиняться за свое поведение.

· Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

Проанализируйте и объясните.

3. Можно ли утверждать, что акцентуация определенных черт характера личности обусловлена только обстоятельствами ее жизни?

4. Как выдумаете, черты характера могут передаваться по наследству?

5. Объясните, почему характер человека полнее всего проявляется в сложных, критических ситуациях?

Литература:[1, с. 165-170]; [4, с. 240-244]; [5, с. 163-171]; [6, с. 388-396]; [7, с. 405-424]; [8, с. 329-351]; [13]; [19].

рактическое занятие № 15.

Ема 15. Способности (2 часа).

Цель:обобщить знания студентов о способностях человека, их видах и условиях формирования; изучить влияние интересов и склонностей на формирование способностей; расширить знания студентов о понятиях: «способности», «задатки», «одаренность», «мастерство», «талант», «гениальность»; формировать умение грамотно аргументировать собственное мнение.

План

1. Характеристика понятий: способности; задатки; одаренность; мастерство; талант; гениальность.

2. Виды способностей.

3. Условия формирования способностей.

4. Влияние интересов и склонностей на формирование способностей.

Практическое задание

Проанализируйте и объясните.

1. Согласны ли вы с утверждением, что, что скорость выполнения деятельности является показателем способностей?

2. Являются ли задатки обязательным условием развития способностей?

3. Передаются ли способности по наследству?

4. Почему нельзя рассматривать высокий уровень развития знаний, умений и навыков личности как показатель ее способностей?

5. Можно ли фактический успех в определенной деятельности рассматривать как проявление способностей к ней?

6. Известно множество случаев, когда люди, которые имели хорошие задатки к развитию определенных способностей, не реализовывали их? Какие причины чаще всего являются препятствиями на пути их развития?

7. Что дает возможность человеку с низким уровнем развития способностей к определенной деятельности выполнять ее лучше, чем человек с хорошо развитыми способностями? Какие психологические качества личности делают это возможным?

8. Возможен ли высокий уровень развития специальных способностей в интеллектуальной сфере на фоне низкого уровня развития специальных способностей? Какая связь существует между специальными и общими способностями?

Выберите правильный ответ и объясните свой выбор.

9. Высшая степень развития творческих способностей назы­вается:

а) одаренностью; в) талантом;

б) гениальностью; г) задатками.

10. Врожденными являются:

а) задатки; в) специальные способности;

б) общие способности; г) гениальность.

11. Способности относят к психическим:

а) свойствам; в) процессам;

б) состояниям; г) образованиям.

Литература:[1, с. 159-164]; [4, с. 226-238]; [5, с. 171-181]; [6, с. 376-388]; [7, с. 373-388]; [8, с. 353-361]; [13]; [19].

Рекомендованная литература

Базовая литература

1. Варій М. Й. Основи психології і педагогіки / М. Й. Варій : навч. посіб. − К. : ЦУЛ, 2007. – 376 с.

2. Веракіс А. І. Основи психології / А. І. Веракіс : навч. посіб. − К. : РИФ, 2005. – 416 с.

3. Волошина В. В., Долинська Л. В. Загальна психологія : Практикум / В. В. Волошина, Л. В. Долинська. − К. : Каравела, 2011. − 280 с.

4. Долинська Л. В. Загальна психологія : Хрестоматія / Л. В. Волинська. − К. : Каравела, 2012. − 640 с.

5. Зелінська Т. М., Михайлова І. М. Практикум із загальної психології / Т. М. Зелінська, І. М. Михайлова. − К. : Каравела, 2010. − 272 с.

6. Крутецкий В. А. Психология : Ученик − М. : Просвещение, 2006. – 336 с.

7. Максименко С. Д. Загальна психологія / С. Д. Максименко : підруч. − Вінниця : Нова Книга, 2004. – 704 с.

8. М’ясоїд П. А. Курс загальної психології / П. А. М’ясоїд − К. : Кондор, 2013. − 1254 с.

9. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов : учеб. В 3 кн. Кн.1 − М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.

10. Островская И. В. Психология / И. В. Островская. − К. : Кондор, 2013. − 480 с.

11. Приходько Ю. О., Юрченко В. І. Психологічний словник-довідник / Ю. О. Приходько, В. І. Юрченко.− К : Каравела, 2012. − 328 с.

12. Савчин М. Загальна психологія / М. Савчин. − К. : АКАДЕМВИДАВ, 2012. − 464 с.

13. Савчин М., Василенко Л. Вікова психологія / М. Савчин, Л. Василенко. − К. : АКАДЕМВИДАВ, 2011. − 384 с.

14. Сергєєнкова О. П. Загальна психологія / О. П. Сергєєнкова : навч. пос. − К. : Кондор, 2012. − 296 с.

15. Скрипченко О. В., Волинська Л. В. Загальна психологія / О. В. Скрипченко, Л. В. Волинська. − К. : Каравела, 2012. − 464 с.

16. Трофімов Ю. Л. Психологія / Ю. Л. Трофімов : підруч. − К. : ЦУЛ, 2001. – 560 с.

Дополнительная литература

17. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьєв. – 2−е изд. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.

18. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания / А. Г. Асмолов : методологические проблемы неклассической психологии. – М. : Смысл, 2002. – 480 с.

19. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 108 с.

20. Гальперин П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. – М. : Кн. дом «Университет», 2002. – 400 с.

21. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппернейтер : курс лекций. – М. : ЧеРо, 2002. – 336 с.

22. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 752 с.

23. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 512 с.

24. Методологічні і теоретичні проблеми психології : Хрестоматія / Упоряд. З. С. Карпенко, І. М. Гоян. – Ів.-Фр. : Плай, 2000. – 128 с.

25. Предмет и метод психологии : антологии / Под ред. Е. Б. Старовойтенко. – М. : Академический проект : Гаудеамус, 2005. – 512 с.

26. Психология сознания : Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликова. – СПб. : Питер, 2001. – 480 с.

27. Психологічна енциклопедія / Авт.-упорядник О. М. Степанов. – К. : Академвидав, 2006. – 424 с.

28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.

нформационные ресурсы.

29. «Психологическая литература в Интернете» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.psy.msu.ru/links/liter.html, сайт факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

30. Каталог архивов сайтов и книг ZipSites.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.zipsites.ru/.

31. «Психологическая лаборатория» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://vch.narod.ru

32. Национальная федерация психоанализа [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://oedipus.ru

33. «Виртуальная психоаналитическая лаборатория» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.e-psy.ru.

34. «Сборник психологических ресурсов» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://psychol.narod.ru/biblio.htm

35. «Психологическая библиотека» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.koob.ru

 

Словари

1. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 512 с.

2. Мещеряков Б. Г. Большо психологический словарь / Б. Г. Мещеряков. − М. : АСТ, 2009. − 864 с.

3. Приходько Ю. О., Юрченко В. І. Психологічний словник-довідник / Ю. О. Приходько, В. І. Юрченко.− К : Каравела, 2012. − 328 с.

4. Психологічна енциклопедія / Авт.-упорядник О. М. Степанов. – К. : Академвидав, 2006. – 424 с.

Периодические издания:

1. Журнал «Московский психологический журнал» : официальный сайт – http://magazine.mospsy.ru/

2. Психологический журнал «Институт психологи РАН» : официальный сайт – http://www.ipras.ru/cntnt/rus/rus_index.html

3. Психологический журнал «Международного университет природы, общества и человека «Дубна»: официальный сайт – http://www.psyanima.ru/

4. Журнал «Развитие личности»: официальный сайт – http://www.rl-online.ru/

5. Журнал «Психологическая наука и образование»: официальный сайт − http://www.psyedu.ru/

6. Журнал «Вопросы психологии»: официальный сайт − http://www.voppsy.ru/

9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. «Психологическая литература в Интернете» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.psy.msu.ru/links/liter.html, сайт факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

2. Каталог архивов сайтов и книг ZipSites.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.zipsites.ru/.

3. «Психологическая лаборатория» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://vch.narod.ru

4. Национальная федерация психоанализа [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://oedipus.ru

5. «Виртуальная психоаналитическая лаборатория» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.e-psy.ru.

6. «Сборник психологических ресурсов» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://psychol.narod.ru/biblio.htm

7. «Психологическая библиотека» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.koob.ru

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение дисциплины «Психология» предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов (подготовка к практическим занятиям, контрольным работам, самостоятельное изучение определенных тем).

Задача лекционного курса направлены на формирование у студентов целостного представления о психологических особенностях человека, овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную, регуляционную сферы психики, проблемы личности, общения и деятельности. Практические занятиязакрепляют, расширяют и углубляют теоретические знания студентов, способствуют формированию у студентов навыков анализа материала, обеспечивают выработку умений самостоятельно мыслить, прогнозировать последствия собственных действий, адекватно оценивать свои возможности, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей. Основной функцией самостоятельной работыявляется формирование у студентов навыков работы с учебной, научной и справочной литературой.

Особое место в учебном процессезанимает лекция. Именно на лекции студент получает систематическое изложение вопросов по определенной теме. Чтобы хорошо овладеть материалом, который излагался на лекции, необходимо уметь записывать лекцию. Существует несколько точек зрения на то, как надо записывать лекцию. Одна из них – записывать лекцию полностью (сплошная запись).

Однако в этом случае затруднены условия для распределения внимания, скорость речи в несколько раз больше скорости записи, и в стремлении записать дословно студент не успевает следить за смыслом. Другая точка зрения – не записывать лекцию, а сосредоточить внимание на ее прослушивании. Затем дома, по памяти, записать, сверив основные положения с учебником. Этот способ может быть признан эффективным при наличии учебника и умения регулярно самостоятельно работать с рекомендованной литературой. С нашей точки зрения, наиболее эффективным может быть признан способ, когда записываются выводы, определения, формулировки основных положений, оригинальные мысли лектора, которые нельзя найти ни в одном учебнике; некоторые связующие положения, позволяющие уловить взаимосвязь элементов лекции. Если имеются в наличии конспекты лекций, то целесообразно готовиться к лекции заблаговременно и на лекции только следить за оригинальностью ее изложения. Назовем общие правила работы на лекции:

1. Лекции лучше записывать в отдельной тетради, оставляя широкие поля для последующих дополнений при работе с рекомендованной литературой, замечаний, а также разъяснений на консультации по возникшим вопросам.

2. К прослушиванию лекции следует готовиться, для этого необходимо знать программу курса и рекомендованную литературу. Тогда в процессе лекции легче отделить главное от второстепенного, легче сориентироваться: что записать, что самостоятельно проработать, что является трудным для понимания, а что легко усвоить.

3. Лекцию необходимо записывать с самого начала, так как введение может быть ключом ко всей теме.

4. Записывать надо по возможности сжато, но без ущерба для ясности.

5. Важно непрерывно сохранять рабочую установку, умственную активность, осмысливая, перерабатывая, усваивая поступающую информацию.

Для качественной подготовки к практическому занятию за 2–3 дня до проведения занятия следует ознакомиться с планом практического занятия. Важным источником, используемым в ходе подготовки к практическим занятиям, является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения детализируются, подкрепляются наглядными примерами, а также учебная, научная и справочная литература, указанная в плане подготовки к практическому занятию. При подготовке к практическому занятию необходимо:

– уяснить содержание каждого учебного вопроса;

– внимательно изучить рекомендованную литературу;

– законспектировать в рабочих тетрадях учебный материал;

– составить примерный план ответов.

– выполнить практические задания.

В случае необходимости староста учебной группы может заблаговременно согласовать с преподавателем время проведения консультации, предшествующей практическому занятию.

Экзаменационная сессия – это серия зачетов и экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами интервал 3–4 дня. Не следует думать, что этих дней достаточно для успешной подготовки к экзаменам. В эти 3–4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания.

Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Во-первых, очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки, занятия заканчиваются не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Оптимальное время занятий – утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо вовремя ее восстановить, обдумать, устранить возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.